Научная статья на тему '2012. 02. 014. Близнашки г. Конституционализм и демократия. Близнашки г. Конституционализъм и демокрация. - София: «Св. Климент Охридски», 2009. - 207 с'

2012. 02. 014. Близнашки г. Конституционализм и демократия. Близнашки г. Конституционализъм и демокрация. - София: «Св. Климент Охридски», 2009. - 207 с Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛГАРИЯ КОНСТИТУЦИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 02. 014. Близнашки г. Конституционализм и демократия. Близнашки г. Конституционализъм и демокрация. - София: «Св. Климент Охридски», 2009. - 207 с»

ренной ни в прошлом, ни в настоящем и не имеет такого квазисуверенного статуса сегодня.

Коллизия интересов коренных народов и положения о религии в Конституции США заставили Верховный суд применять одинаковые конституционные стандарты при оценке как законов, нарушающих свободу религиозного исповедание, так и законов, косвенно нарушающих свободу слова. Уникальный характер опыта коренных американцев в итоге привел к единому конституционному стандарту положения о свободе слова, применяемому ко всем людям в Соединенных Штатах. Этот стандарт в конечном счете установил обязанность по защите религии и коммуникаций от побочного вмешательства в политических процессах. История коренных народов, которые сохраняют определенную степень суверенитета и автономии, уникальную среди народов Соединенных Штатов, оправдывает правительственный политический выбор гарантировать им права, которые не может требовать ни одна другая группа.

К.Ф. Загоруйко

2012.02.014. БЛИЗНАШКИ Г. КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ И ДЕМОКРАТИЯ.

БЛИЗНАШКИ Г. Конституционализъм и демокрация. - София: «Св. Климент Охридски», 2009. - 207 с.

В книгу включены статьи известного болгарского ученого Г. Близнашки по истории и теории современного конституционализма, опубликованные за последние 10 лет в разных источниках. По большей части они неизвестны в России. Понятие «конституционализм» в этих статьях трактуется широко и не сводится к совокупности техник, ограничивающих публичную власть. Автор использует понятие конституционализма для характеристики идейного и политического движения, направленного на установление конституционного управления, т.е. такого, в котором публичная власть осуществляется в соответствии с предварительно установленными ценностями и целями, республиканскими правилами и процедурами. В развитии конституционализма автор выделяет две стадии: либеральный конституционализм и демократический конституционализм, последний характерен для современного этапа развития государственности.

Первые две части работы - «Конституционные взгляды аббата Сийеса» и «Политические принципы Беджамена Констана» -посвящены вкладу данных ученых и политиков в развитие теории конституционного права. В числе разработанных аббатом Сийесом (1748-1836) вопросов, важных для современной трактовки конституционализма, автор выделяет понятие нации, которому он придал новое содержание, позволяющее трактовать его в контексте теории общественного договора в соответствии с принципом «равенства в гражданственности». В его концепции единая нация, объединяющая свободных и равноправных граждан, становится активным конституционным ядром государства. К числу других важных теоретических разработок автор относит теорию народного политического представительства, народного суверенитета, понятие конституции, идею создания «конституционного жюри» как конституционного метаинститута для стабилизации установленного разделения властей и др. Среди политических идей, сформулированных Б. Констаном (1767-1830), - обоснование принципов либерального конституционализма. Его усилия были направлены на восстановление изначального смысла и содержания политических принципов, которые вдохновляли революции. Автор подчеркивает необходимость различения и преодоления односторонности либерального и демократического подходов к конституционализму. Ценность либерального подхода состоит в ограничении государства правом и защите прав от вмешательства государства, и ее следует сохранять в современном конституционализме, но при этом не следует забывать о демократических основах современного конституционализма, сформировавшихся во времена Французской революции. Они предполагают наличие конституционной функции объединения нации, демократическое участие в политической общности. Некоторые авторы считают это республиканизмом, но, по мнению Г. Близнашки, - это социально-демократическое наполнение конституционализма.

Часть «Тырновская Конституция: историческая судьба и современная проекция» посвящена истории создания, источникам (прежде всего Конституции Бельгии 1831 г.), важнейшим институтам и практике реализации Конституции Болгарии 1867 г. Особое внимание автор уделяет тому, что в этом акте нашли отражение многочисленные личные и политические права и свободы граждан

(право частной собственности, личной неприкосновенности, неприкосновенности жилища, тайна переписки, свобода печати, собраний, союзов и т.д.). Оригинальна в Конституции и формулировка запрета титулов. Введение всеобщего избирательного права не вызывало особого противодействия, но впоследствии при реализации Конституции имели место многочисленные фальсификации результатов выборов. Что касается формы правления, то она оставалась дискуссионной все время действия этой Конституции, поскольку одни крупные политики придерживались консервативной интерпретации ее норм, делая акцент на конституционной монархии; другие - политики прогрессивных взглядов - говорили о парламентарной монархии и акцентировали внимание на принципе коллективной ответственности министров перед Народным собранием. На начальной стадии действия Конституции этот принцип осуществлялся более или менее последовательно, что могло привести к трансформации формы правления в полноценную парламентарную монархию, однако в Болгарии данный процесс остался незавершенным. Когда в Болгарии рухнул тоталитарный режим, встал вопрос о возвращении к прежнему конституционному опыту. Конституция Болгарии 1991 г. восприняла ряд положений Тырнов-ской конституции, в частности под воздействием конституционной традиции было достигнуто согласие относительно формы правления, которая была определена как «республика с парламентарным правлением».

Часть под названием «Формальное и материальное измерение правового государства» содержит изложение предыстории появления концепции правового государства, а само понятие связывается с развитием либерализма в первом десятилетии XIX в. Правовое государство характеризуется как определенный тип государства, назначение которого состоит в гарантировании свободы и безопасности личности и собственности. Правовое государство может рассматриваться формализовано, т.е. воплощать разные политические принципы, но при этом реализация правового государства будет осуществляться в виде инструментальной функции поддержания правового порядка, т.е. это формальное понимание, лишенное политической окраски. Правовое государство в этом случае трактуется как государство, принявшее право как основное условие своего существования.

Формальное измерение правового государства состоит в установлении «управления в соответствии с законами», определяющими параметры и границы действия государственной администрации. В этом смысле правовое государство выступает как государство с хорошо организованным административным правом (здесь Г. Близнашки ссылается на О. Майера, известного немецкого исследователя XIX в.).

В Европе концепция правового государства в формальном смысле длительное время существовала в двух вариантах, которые объединяла идея политической ответственности государства, но при этом различались их идейно-теоретические основания: немецкий вариант носил этатистский характер, поскольку базировался на идее самоограничения государства правом, второй вариант предлагали французские и итальянские ученые, которые объясняли правовое государство естественно-правовым образом, как государство, подчиненное неотделимым от человеческой природы ценностям и принципам.

Свое окончательное завершение концепция формального «правового государства» получила в рамках правового позитивизма, ставшего доминирующей концепцией в правовой доктрине и практике Европейского континента во второй половине XIX - первом десятилетии XX в. Его характерной чертой было пренебрежение сущностными и ценностными аспектами права как метаюриди-ческими в пользу догмы права и связанной с ней технико-правовой проблематики. Однако еще в первой половине XIX в. в ответ на рост социального неравенства возникла концепция социального государства как способного решить социальный вопрос и тем самым обеспечить наиболее полную свободу и наиболее полное развитие личности для всех. Под влиянием критики и процессов демократизации постепенно сформировалась идея социального правового государства, осуществляющего общее представительство в интересах общего блага.

Следующая часть работы - «Современная конституция как хартия ценностей». По мнению автора, современная конституция предопределяет охват актуальных политических решений и политических действий. Идеи общего блага и справедливости, на которых базируется конституция, придают смысл всему законодательству. В конституционной теории складывается новое, гуманистическое,

ценностное толкование основного закона, в политической практике появился феномен такого толкования, артикулирующий ценностный порядок, который лежит в основе конституции.

В части «Относительно истории и теории учредительной власти» раскрывается сравнительно слабо разработанная в постсоциалистических странах теория, которая тем не менее лежит в основе современного конституционализма. Учредительная власть рассматривается как первопричина возникновения и разграничения норм конституционного права. Она неразрывно связана с суверенитетом. Идея демократической учредительной власти, изначальной власти суверенного народа самому определять собственную политическую судьбу составляет ядро современного учения о конституции. Отсюда следует, что в условиях конституционной демократии народ в лице активных граждан проявляется на политической сцене в двух качествах: с одной стороны, он - творец конституции, устанавливающей форму государства, ценностный порядок и институциональную структуру, с другой стороны - избирательный корпус, который дает полномочия определенным лицам на осуществление публичных функций, т.е. формирует состав государственных органов, которые служат официальными представителями общего блага и справедливости.

Часть «Функции конституции» посвящена рассмотрению основных направлений воздействия конституции на общественные отношения. Автор выделяет интегрирующую, легитимирующую, определяющую, организующую и ограничительную функции.

В основе интегрирующей функции - сохранение культурной гомогенности национальной общности, предпосылка регулирования и преодоления конфликтов. Легитимирующая функция узаконивает новый ценностный порядок во взаимоотношениях государства и гражданского общества. Определяющая функция проявляется в том, что конституция в новейшее время содержит основополагающий структурный план правового облика общественно-государственной целостности, который базируется на определенных принципах. Организующая функция традиционна для любой конституции, поскольку она организует сущностные элементы бытия национальной политической общности. Ограничивающая функция конституции базируется на представлении, что конституционное правление - это более или менее ограниченное правление.

В последней части «Конституционное право и политическая действительность» автор анализирует эти две сферы общественной жизни как относительно обособленные и вместе с тем активно взаимодействующие. Исторический опыт показывает, что затруднение изменения конституции само по себе не гарантирует ее стабильности и долгосрочности. Важно достижение фундаментального консенсуса относительно основных ценностей общества и высших целей государства, на которые опираются все общественно-политические взаимодействия и которые должны постоянно воспроизводиться в ходе демократического политического процесса.

Г.Н. Андреева

2012.02.015. НОГЕРА-ФЕРНАНДЕС А., КРИАДО ДЕ ДИЕГО М. КОЛУМБИЙСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1991 г. КАК НАЧАЛО НОВОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. NOGUERA-FERNÁNDEZ A., CRIADO DE DIEGO M. La Constitución colombiana de 1991 como punto de inicio del nuevo constitucionalismo en América Latina // Revista estudios socio-jurídicos. -Bogotá (Colombia), 2011. - Vol. 13, N 1. - P. 15-49.

В статье сотрудников Университета Жауме I в Кастелло (Испания) и университета в Болонье (Италия) Конституция Колумбии 1991 г. анализируется в контексте так называемого «нового латиноамериканского конституционализма», сформировавшегося в последнее десятилетие и существенно отличающегося от западного конституционализма, проявлениями которого авторы считают Конституцию Венесуэлы 1999 г., Конституции Эквадора 1998 и 2008 гг. и Конституцию Боливии 2009 г. В статье подчеркивается, что наблюдаемый в последние годы кризис западного конституционализма объясняет появление в Латинской Америке значительного числа концепций конституции и конституционализма, которые были апробированы в новых конституционных актах. Однако начало данному процессу, по мнению исследователей, положила именно Конституция Колумбии 1991 г. В этой Конституции много новелл, и она отличается от классических западных конституций, что позднее было воспринято эквадорским, венесуэльским и боливийским конституционными процессами. Речь идет в первую очередь о различиях процедурного характера, выразившихся в более широком

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.