Научная статья на тему '98. 03. 014. Из истории Европейского парламентаризма: Испания и Португалия/ РАН. Ин-т всеобщ. Истории, редкол. : Пожарская С. П. И др. - M. , 1996. - 136 с'

98. 03. 014. Из истории Европейского парламентаризма: Испания и Португалия/ РАН. Ин-т всеобщ. Истории, редкол. : Пожарская С. П. И др. - M. , 1996. - 136 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
755
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАСТИИ ЕВРОПЫ / ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ -ИСТОРИЯ -- БИОГРАФИИ / ИСПАНИЯ -ИСТОРИЯ / КОРТЕСЫ -ИСПАНИЯ -- ИСТОРИЯ / КОРТЕСЫ -ПОРТУГАЛИЯ -- ИСТОРИЯ / МОНАРХИИ ЕВРОПЫ / ПОРТУГАЛИЯ -ИСТОРИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА {{-}}-ИСПАНИЯ -- - ИСТОРИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА {{-}}ПОРТУГАЛИЯ -- ИСТОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 03. 014. Из истории Европейского парламентаризма: Испания и Португалия/ РАН. Ин-т всеобщ. Истории, редкол. : Пожарская С. П. И др. - M. , 1996. - 136 с»

РОСаИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНА ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

3

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.5

рефераты 98.03.001 -98.03.042

МОСКВА 1998

между двумя странами в 1799 г, которые в 1801 г были вновь восстановлены

В Н Бабенко

Страны Европы

98 03 014 ИЗ ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА ИСПАНИЯ И ПОРТУГАЛИЯ/ РАН Ин-т всеобщ истории, Редкол Пожарская СП и др - М , 1996 - 136 с

Предлагаемый вниманию читателей сборник статей продолжает серию публикаций "Из истории европейского парламентаризма", начало которой было положено в 1995 г сборником по истории английского парламентаризма Подготовленное проблемной группой "Власть и политическая культура" издание посвящено исследованию соотношения традиций и новаций в становлении современного испанского парламента, эволюции представительной системы управления, этого важного компонента европейской цивилизации

В предисловии (авторы О И Варьяш и С П Пожарская) отмечается, что возникновение представительных учреждений и формирование сословно-представительной монархии можно увидеть впервые на Пиренейском полуострове, где уже в ХП в существовали курии (кортесы) при королевских дворах, на собраниях которых в ХШ в стали постоянно присутствовать городские представители В середине ХШ в кортесы появляются в Португалии Складывание государства "нового типа" в конце XV - начале XVI в , возникновение идеологии абсолютизма постепенно делают ненужными кортесы в прежнем виде Однако, "средневековый опыт парламентаризма не только не был забыт политической мыслью Пиренейских стран, подтверждением чему стало возрождение кортесов в XIX в , но и сохранял неизменно положительные характеристики, осознаваясь как некий идеал соразмеренного механизма взаимодействия государя и подданных, правителя и народа" (с 7)

15 5446

В статье А П Черных ''Кортесы и политическая практика (Коимбрская ассамблея 1385 г )" рассматриваются времена первых королей Ависской династии (конец ХГУ-ХУ вв ) По частоте сессий, по значению кортесов в общественной жизни с этим периодом не могут сравниться ни более ранние времена существования этого института в Португалии, ни ХУ1-ХУИ вв Кортесы 1385 г явились важным событием в португальской истории Автор подробно останавливается на сути династического кризиса, который поразил португальское общество в конце ХГУв , перечисляет претендентов на королевский престол и стоящие за ними социальные силы Города, в особенности экономически развитые Лиссабон, Порту, Эвор, поддерживали Ависского магистра, Жоана, сводного брата умершего к тому времени последнего короля Бургундской династии, который в наименьшей степени мог претендовать на престол Чтобы повысить статус своего ставленника, было решено, что провозглашение Жоана Защитником и Правителем будет осуществлено португальскими кортесами Созванные для обсуждения вопросов, связанных с ведением войны с Кастилией, кортесы в дальнейшем так и не обратились к данной теме, сосредоточившись на обсуждении кандидатуры нового короля Португалии

Обращая внимание на скудность источников, освещающих \од кортесов, автор прослеживает историю борьбы между представителями городов - сторонников Ависского магистра - и группировкой представителей знати, которая поддержала другого кандидата - инфанта Жоана Однако, отмечается в статье, кортесы не ограничились провозглашением короля и приняли ряд других важных решений, среди которых создание нового королевского совета, сокращение прав короны, решение об ежегодных созывах кортесов, предоставление многочисленных и важных привилегий городам и тд "В действительности триумф горожан представлял собой не избрание одного из розможных кандидатов, а провозглашение своей креатуры", - делает вывод В Черных И продолжает "коимбрские кортесы 1385 г трудно назвать вполне легитимными Но они в итоге легитимизировали реалии политической практики,

и провозглашение короля на кортесах, несмотря на их неполную представительность, впоследствии сыграло свою положительную роль" (с 19, 20) Непосредственное участие представителей городов в разрешении общенационального кризиса невиданно возвысило наиболее сильные португальские города, сделав их реальной политической силой в португальском обществе конца ХГУ-ХУ вв

В А Кучумов (статья "Постоянные депутации арагонских и каталонских кортесов в ХШ-ХУ вв ") утверждает, что в государствах Арагоно-каталонской конфедерации кортесы представляли лишь часть сословно-представительной системы, а другой ее элемент - Постоянные депутации или комиссии кортесов - уже в конце XIV - начале XV в стали по существу третьей силой в обществе (наряду с монархией и кортесами), иногда подчиняя своей воле последние (с 22) Ни в одном другом европейском государстве того времени парламентские комиссии не получили статуса постоянных и не оказывали столь серьезного влияния на политическое развитие страны По мнению автора, история возникновения и развития арагонской и каталонской депутаций в XIV - первой половине XV в изучена сравнительно слабо, поэтому он сосредотачивает свое внимание на следующих вопросах а) политико-институционные предпосылки возникновения депутаций в Арагоне и Каталонии, б) структура и функции депутаций в указанный период, в) общая ориентация ее практической деятельности, г) социальный характер этого учреждения и направление его дальнейшей эволюции

Обращаясь к причинам появления нового сословно-представительного учреждения в государствах Арагонской Короны, В Кучумов высказывает мнение, что возрастание общественной роли кортесов как главного источника финансирования внешне- и внутриполитических планов короны повлекло значительное увеличение расходов на их проведение, а создание постоянных комиссий с середины XIV в' позволило значительно уменьшить расходы Помимо хозяйственно-финансовой функции со временем добавились и новые право в отсутствии короля принимать меры 15*

по укреплению обороноспособности королевства, издавать новые указы, действовать от имени кортесов в перерывах между ассамблеями и даже созывать парламент в периоды междуцарствий

Постепенно нарастают признаки диктата исполнительного органа над директивным При королях кастильской династии, несмотря на то, что Кастилия не знала аналогичного института, депутации не только сохранились, но усилили свое могущество, все меньше считаясь с мнением кортесов, все более росла их независимость и от короны "Вместе с тем, - считает В Кучумов, - нет причины говорить о каких-то глубоких противоречиях между депутацией и короной, поскольку функциональная обособленность депутатов наносила удар прежде всего по организму сословного представительства, ослабляло его, что вполне соответствовало интересам арагонской монархии XV в " (с 33) В 1467 г депутация принимает вместе с Хустисьей присягу короля, что делалось раньше только на кортесах, и тогда же завершается функциональное оформление этого института, сохранявшее свои полномочия вплоть до своего упразднения в сентябре 1707 г

В отличие от арагонской каталонская депутация, существовавшая с 1359 г , не получила значительной независимости в делах принципата и находилась под контролем генеральной ассамблеи чинов страны Автор это объясняет тем, что в Каталонии диалектика монарх - сословия развивалась легально, мирно после кризиса начала 80-х годов ХГП в , в то время как Арагон сотрясали постоянные стычки короля и сил феодальной оппозиции Иной характер и роль каталонской депутации в сравнении с арагонской автор прослеживает в структуре и сумме функций этого учреждения

Подводя итоги, В Кучумов пишет "Депутация возникла в результате длительного диалога, изобиловавшего компромиссами и конфликтами между кортесами и королевской властью, иными словами - явилась закономерным этапом развития сословно-представительной монархии, ь появлении этого учреждения в равной степени были заинтересованы сословия (организованный и

подконтрольный им сбор средств для предоставления государю субсидий) и король (значительное упрощение подобной процедуры) Именно в этих целях кортесы, с согласия монарха, передали исполнительную власть своей постоянной комиссии" (с 38) Несмотря на различия между арагонскими и каталонскими депутациями, судьба у них оказалась общей вслед за утверждением абсолютизма в Арагоне и Каталонии были упразднены кортесы и их комиссии и поэтому, утверждается в статье, "история развития Постоянной депутации есть в то же время история заката арагон-ско-каталонского сословного представительства" (с 39)

Г М Ховельяносу, видному просветителю, сыгравшему основную роль в теоретическом обосновании необходимости осуществления экономических и политических реформ в Испании, выдвинувшему конституционно-парламентскую идею, которая явилась одной из теоретических основ испанского парламентаризма нового времени, посвящена статья В В Суховерхова

Автор указывает на преемственные связи между воззрениями Ховельяноса и компромиссной конституционно-парламентской практикой либерально и консервативно-буржуазных партий, определивших своей борьбой за власть конституционную историю и в целом историческое развитие Испании в XIX и XX вв

В своей важнейшей работе "Теоретико-практический трактат" Ховельянос пытается соединить ортодоксальные положения канонического права со светской политической концепцией Он впервые в испанской истории утверждает идею правового государства, выступая выразителем антифеодального, буржуазного политико-правового мировоззрения Как просветитель, он считал, что народу должно быть предоставлено одно из основных "естественных" его прав - право на свободу Внедрять в общество такое право предполагалось мирными средствами, под контролем "сверху", сначала "просвещенной", потом - конституционной монархии, на основе сложившихся в обществе законов и утвердившейся конституции

Во времена революции 1808 г Ховельянос был избран в Центральную Хунту, был членом Комиссии по созыву кортесов и активно участвовал в создании не имевшего аналогов в истории Испании общенационального парламента

"Рассуждения в защиту Центральной Хунты" - этот труд заключал в себе наиболее зрелые политические идеи просветителя В нем проводилось различие между властью, имеющейся у монарха ("soberanja"), и властью нации ("supremacía" или "soberanía nacional"), и тем самым проводилась идея разделения властей в ее наиболее общем виде как важный и необходимый парламентско-конституционный механизм Власти должны быть ограничены в своих действиях так, "soberanía" с необходимостью будет сдерживать "supremacía" и наоборот Но разделение властей, вызывая безусловное и нежелательное для общества соперничество между ними, должно удерживаться в некоем равновесии промежуточным органом Если ранее в такой роли выступал монарх, то в отсутствии королевской фамилии Ховельянос отводил эту роль парламенту, сформированному на двухпалатной основе Одна палата должна была вносить предложения, другая - контролировать их, и именно второй надлежит выступать в роли противовеса в борьбе властей

Считая позицию просветителя компромиссной, В Суховерхов объясняет ее тем, что Г Ховельянос не считал оправданным прибегнуть к старинной отечественной форме представительства, но ему казалось несправедливым и небезопасным конституировать полностью новую (с 52) В целом, подчеркивается в статье, конституционно-парламентская идея Ховельяноса была объективно ориентирована на создание в Испании умеренно-либеральной буржуазной монархии и отзвуки концепции просветителя слышны и в современной конституции Испании

В статье С П Пожарской "Кадисские кортесы" речь идет о созыве Учредительных кортесов, принявших первую испанскую конституцию, о судьбе этой конституции, а также об отношении Российского монарха и дипломатов к событиям в Испании Учре-

дительные кортесы были собраны 19 марта 1812 г ив отличие от традиционных, основанных на сословном представительстве, представляли нацию Всех депутатов, как подчеркивает автор, объединяла приверженность к догме национального суверенитета, как основе легитимизации государственности, альтернативной той, что была учреждена в Мадриде при помощи штыков французских оккупантов

Кадисские законодатели попытались наполнить новым содержанием традиционную парадигму "король-народ", придав монархии облик парламентский или конституционной. Многие указывали на сходство положений испанской конституции 1812 г с французской 1791 г , но в ряду отличий было отсутствие в испанской конституции главы о правах человека

Депутаты кортесов рассчитывали на то, что принятие конституции ускорит процесс признания "правительства повстанцев" иностранными державами, а это означало бы его легитимизацию Первой страной, признавшей конституцию 1812 г., была Россия. Однако, рожденная в экстремальных условиях, испанская конституция 1812 г очень скоро оказалась неприемлемой для Европы в эру легитимизма Но и внутри страны, как подчеркивается в статье, "испанцы, единые в борьбе против Наполеона, обнаружили контрастное несовпадение ориентаций в отношении духа и буквы Конституции, рожденной кадисскими кортесами" (с.59) Отмененная Фердинандом УП в мго 1814 г , конституция все же снова была им признана в 1820 г под давлением восставшего народа, после шестилетнего перерыва 9 июля 1820 г открылись кортесы Абсолютизм был заменен конституционализмом, но конфликты между королем и кортесами начались уже с первого правительства

Далее С П Пожарская обращается к реакции России на сложившуюся в Испании ситуацию Если в разгар войны с Наполеоном Александра 1 не смущал провозглашаемый конституцией 1812 г принцип народного суверенитета, то в эпоху легитимизма принцип народного суверенитета был равнозначен лишению короля

"почти всякой власти", и это вызывало более сдержанное отношение Александра I к испанской конституции и правлению

Для испанских либералов сложился исключительно неблагоприятный внешнеполитический фон Их правительство в своем противостоянии королю надеялось на поддержку народа, в особенности тогда, когда началась иностранная интервенция Но в годы конституционного трехлетия не было прежней базы для национального единства, не было и религиозно-идеологической основы для единства нации "Сфера традиционной культуры не только преобладала над урбанистической, что была ориентирована на либеральные идеи и новые институционные установления, включая кортесы и конституцию, но была практически господствующей как в массовой, так и в элитарной культуре Противостояние этих двух тенденций, во многом полярных в своей ориентации на тот или иной социоидеологический идеал, в конечном счете не только воплощалось в борьбе за тот или иной тип государственно-политической системы, но и вело к острой и трагической конфронтации, что отразилось в созданных трудами ученых и поэтов образе "Двух Испаний" или даже "Испании" и "Анти-Испании", активно используемых политиками XIX и особенно XX века" (с 64)

Это противостояние сначала привело к расколу, а позднее вылилось в ожесточенной гражданской войне, вошедшей в историю как первая карлистская война И хотя кортесы были восстановлены в 1834 г и в течение XIX в были приняты 4 конституции, "принципы парламентаризма в системе ценностных ориента-ций испанского общества в течение долгих десятилетий так и стали приоритетными лишь в городской, урбанистической культуре, но не укоренились в народном сознании традиционалистского спектра общества" (с 65)

В центре внимания М А Додолева (статья "Первые шаги парламентаризма в Испании конституционное трехлетье 1820-1823 гг ") находится проблема отношений исполнительной и законодательной властей, занимавшей в течение "конституционного

трехлетия" (1820-1823 гг ) центральное место в политической жизни страны Борьба между этими ветвями власти, отражавшая "фундаментальное противоречие между абсолютистской реакцией и буржуазной либеральной революцией", привела к иностранной интервенции и провалу первой попытки создать в Испании эффективную парламентскую систему, основанную на теории разделения властей

Пришедшие к власти в марте 1820 г умеренные либералы ("модерадос") стремились упрочить конституционный режим и проводили осторожную политику, в то же время весной и летом 1820 г и король шел на определенные уступки кортесам Но после принятия кортесами проекта о закрытии монастырей в октябре 1820 г и отказа короля подписать декрет, либералы перешли в наступление Однако их влияние в стране было очень непрочным, большая часть населения оставалась под влиянием роялистов и духовенства Кроме того, ошибочная экономическая политика министерства, серия скандалов оттолкнули от умеренных либералов ранее поддерживавшие их слои населения и создали благоприятные условия для антиконституционных авантюр короля

Положение резко ухудшилось осенью 1821 г "Умеренные" либералы пытались найти выход в новых выборах, но результаты еще более ослабили их позиции значительное число в кортесах получили их оппоненты - "экзальтадос" (левые либералы) и "сервилес" (ультра-роялисты) Назначенное королем новое министерство Мартинеса де ля Роса выступало как против усиления королевской власти, так и против "постыдной опеки" законодательного корпуса над королем, и когда казалось, что министерству удалось овладеть обстановкой в кортесах, произошел путч королевских гвардейцев, который привел в конечном итоге к падению министерства и ускорил иностранную интервенцию против конституционной Испании Страна была ввергнута в десятилетие абсолютистского террора и хаоса "Выдвинувшая в 1812 г самую передовую конституцию, - пишет автор, - Испания в XIX в оказа-

16-5446

лась не в состоянии создать прочную конституционную систему" (с 73)

В статье "Испанская буржуазная революция 1854-1856 гг.: конституционно-парламентская деятельность", написанной В В Суховерховым, анализируется конституция 1855 г, которая хотя и не стала действующей, но заслуживает внимания как один из фундаментальных документов конституционной истории Испании

По мнению автора, разработка вопросов испанского конституционализма в годы четвертой революции чрезвычайно актуальна сегодня, прежде всего при сравнении конституций Испании между собой Так, испанский исследователь Тура и Элисео обнаруживает, что присущие франкистскому режиму черты - жесткий авторитаризм, централизм и бюрократизм власти - имели своими корнями некоторые положения из конституции модерадос (с.77).

Первым из поставленных в Учредительных кортесах на обсуждение вопросов в 1854 г стал вопрос о монархии Абсолютное большинство депутатов проголосовали за провозглашение в стране конституционной монархии 9 июля 1855 г Комиссия по выработке основного закона страны представила на рассмотрение полный текст конституции, за основу которой была взята конституция 1837 г 1-я статья провозглашала народный суверенитет Далее В Суховерхов обращается к содержанию статей, в которых закреплены права монарха и ограничение его власти, которое "свидетельствовало об ослаблении позиции феодальной знати" (с 81)

Парламенту конституция отводила одну из центральных позиций в государственной структуре власти. По сравнению с однопалатным парламентом 1812 г Учредительные кортесы оказались менее демократичными в вопросах о структуре парламента Прогрессисты отстаивали однопапатное представительство, но победила позиция умеренных, которые выступали за двухпалатный парламент Рассмотрение статей конституции, которые определяли членство в Сенате и палате депутатов и сроки полномочий депута-

тов, а также имущественный ценз, который снизился с 400 реалов до 120, позволяет, по мнению автора, сделать вывод, что Учредительные кортесы 1854-1855 гг значительно расширили избирательные права для буржуазии по сравнению с прогрессистским избирательным законом 1837 г "Государственная власть в Испании, согласно конституции 1855 г , делилась, таким образом, между тремя силами монархом, землевладельческой и буржуазной верхушкой (Сенат) и палатой депутатов, назначение которой состояло в том, чтобы представлять интересы нации, а в действительности интересы главным образом средней буржуазии" (с 82).

В Конституции 1855 г. была закреплена выборность всех должностей в местных органах управления, провинциям предоставлялась самостоятельность в решении местных проблем, провозглашался ряд свобод, способствовавших дальнейшему утверждению буржуазного права' свобода печати, неприкосновенность личности, отмена смертной казни за политические преступления, охрана частной собственности без провозглашения права на нее, впервые провозглашена свобода совести и вероисповедания.

Однако конституция 1855 г, как отмечается в статье, представляла собой повторение конституций 1812 и 1837 гг., будучи их компромиссным решением, и вследствие своей половинчатости, не находя поддержки ни со стороны модерадос, ни со стороны демократических масс, осталась нереализованным проектом

Один из наиболее сложных и дискуссионных вопросов стратегии и тактики Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) в первые десятилетия ее существования - представительство партии в парламенте и местных органах власти и взаимоотношения испанских социалистов с буржуазными партиями - является предметом изучения Л М Бухармедовой ("Борьба испанских социалистов за представительство в парламенте (1890-1909 гг )"

В марте 1890 г Конгресс депутатов одобрил проект закона о всеобщем избирательном праве, что означало радикальное изменение в характере политического режима монархии, реставрированной после пятой буржуазной революции в 1874 г Социалисты 16*

решили воспользоваться предоставленной возможностью как средством агитации и пропаганды для завоевания мест в парламенте, полностью исключая тем не менее возможность соглашений, союзов или пактов с буржуазными партиями.

С 1891 г ИСРГТ начала принимать участие во всеобщих выборах, получая скромное количество голосов, но постепенно увеличивала свой электорат, и в 1898 г , согласно даже сфальсифицированным данным, за нее проголосовало уже более 20 тыс человек (с 95) В 1899 г перед всеобщими выборами в кортесы ИСРП вместе с республиканцами выдвинули совместный список, что привело к значительному росту голосов, поданных за них На съезде ИСРП в сентябре 1899 г была принята резолюция, предусматривавшая возможность заключения пактов с прогрессивными буржуазными партиями при чрезвычайных условиях, но руководство ИСРП еще долго не решалось на союз с буржуазными партиями.

На протяжении 1908-1909 гг многие рядовые члены партии принимали участие в мероприятиях республиканцев Лишь после того, как в результате "трагической недели" были попраны конституционные гарантии и начались массовые репрессии, в том числе и против социалистов, в конце сентября 1909 г Национальный комитет ИСРП принял решение заключить пакт с буржуазными республиканцами Почва для такого шага была подготовлена сменой основных теоретических установок ИСРП партия стала видеть в республике политический режим, который после буржуазной революции позволит превратить Испанию в современное государство, монархия стала рассматриваться главным препятствием для развития страны, а буржуазия главной союзницей !аинтересованной в разрушении этого режима (с 102-103) Смена курса сразу же принесла свои плоды - на муниципальных выборах 12 декабря 1909 г число советников от ИСРП возросло до 59 (в мае 1909 г их было 23), а на всеобщих выборах 1910 г П Иглесиас впервые стал депутатом парламента от ИСРП

"Таким образом, - делает .вывод Л Бухармедова, - политика ИСРП в течение первых двух десятилетий существования партии

претерпела существенную эволюцию. Медленный и мучительный организационный рост партии, относительная устойчивость режима Реставрации и перспективы, открывшиеся введением всеобщего избирательного права, способствовали постепенному смягчению первоначальных радикальных установок и усилению реформистского курса в политике партии... от противопоставления революции и реформы ИСРП перешла к обоснованию необходимости их сочетания, а к концу века - к концепции революции как "последнего звена в длинной цепи политических реформ" (с. 103). Изменение позиции ИСРП по отношению к буржуазным республиканцам, подчеркивает автор, прошло путь от полного отрицания каких-либо соглашений с ними к признанию необходимости совместных усилий по преодолению экономической отсталости Испании, борьбе с монархией, по эффективному проведению предвыборных кампаний Образованный в ноябре 1909 г. республика нско-социалистический союз просуществовал до 1917 г. и способствовал организационному и политическому укреплению ИСРП в общенациональном масштабе Крупные политические успехи ИСРП привели к тому, что социалисты окончательно отказались от догматической концепции тщетности реформ и бессилия депутатов (с 103-104).

Еще одна статья С.П.Пожарской посвящена конституции 1931 г Муниципальные выборы 12 апреля 1931 г., первые после шести лет диктатуры М.Примо де Риверы, сыграли роль плебисцита 70% избирателей, преимущественно больших городов и крупных промышленных центров, отдали голоса кандидатам блока республиканцев и социалистов. 14 апреля была провозглашена Республика На выборах в Учредительные кортесы 28 июня республиканские партии и ИСРП получили 83% голосов (с. 106).

По указанию министра юстиции Временного правительства была создана комиссия по подготовке предварительного проекта конституции После открытия Учредительных кортесов проект был передан парламентской комиссии, возглавил которую социалист Хименес де Асуа и в которой были широко представлены социали-

сты За 20 дней комиссия разработала проект конституции, отличный от первоначального варианта и по форме, и по существу В ней форма государства определялась как интегральная Республика, совместимая с автономией муниципиев и регионов; все испанцы объявлялись равными перед законом, объявлялось, что Испания не имеет официальной религии; все испанцы, начиная с 23 лет, и впервые женщины, получали избирательные права

"По мнению депутатов Учредительных кортесов, путь к бескровной революции должна была облегчить Конституция", - подчеркивает автор (с 108) Новая статья, определявшая статус испанского государства, прошла в окончательном варианте, предложенном социалистом Луисом Аракистаином "Испания есть демократическая республика трудящихся всех классов, построенная на началах свободы и справедливости" (там же). Содержание статьи соответствовало намерениям социалистов, которые рассматривали конституцию как политический закон, способствующий "введению" социализма 44-я статья конституции предусматривала возможность принудительного отчуждения собственности за "справедливое вознаграждение" Социалистов упрекали позднее в том, что они приложили наибольшие усилия, чтобы создать социалистическую конституцию

Росло недовольство тех, кого могли задеть реформы, тех, кто относил себя к "другой Испании " - Испании традиционной культуры, основу которой составляли католическая религия и церковь Поэтому принятие 26-й статьи конституции, провозгласившей отделение церкви от государства, роспуск иезуитского ордена с последующей национализацией его имущества, вызвали первый кризис правительства Республики и повлекли за собой катастрофические последствия, не только пастыри, но и их паства превратились в противников республики.

В ноябре 1931 г после острой дискуссии был утвержден однопалатный парламент Конституция предусматривала также создание Постоянной депутации кортесов, уполномоченной в перерыве между сессиями принимать решения по таким вопросам, как

отмена конституционных гарантий, вотирование чрезвычайных декретов, изданных президентом республики, организация референдума и т д Относительно спокойно прошли статьи, регламентирующие права и обязанности президента и правительства.

9 декабря 1931 г. Конституция была принята, а 10 декабря президентом был избран Алькала Самора Атмосфера, в которой происходило обсуждение Конституции, была конфронтационной, что отражало отсутствие консенсуса в обществе. С.Пожарская подчеркивает, что нация ориентировалась на ценности во многом полярные, а кортесы способствовали закреплению этого разделения, и приводит высказывание Алькала Саморы в статье "Дефекты конституции", предрекавшем, что принятая конституция призывает к гражданской войне (с. 112)

Завершают сборник две статьи, посвященные испанской конституции 1978 г. и успешному переходу Испании от авторитарного к демократическому правлению. В.И.Калинин считает полезным для России анализ тех факторов, которые сделали возможной позитивную эволюцию испанского переходного периода, причем в качестве ключевого элемента этого перехода выделяет консенсус основных политических и общественных сил страны в отношении целей, направлений и методов осуществления демократических реформ. Одобрение на референдуме 6 декабря 1978 г. конституции означало триумф политики консенсуса и гарантию демократического будущего Испании. Как подчеркивает испанский исследователь Х.Л.Паниагуа Сото, при разработке новой конституции было твердо решено не возвращаться к негативному историческому прецеденту, конституции, навязанной одной половине Испании другой половиной страны (с 115)

Автор подробно останавливается на процессе разработки и принятия новой конституции, выделяет ее характерные особенности (единство и открытость) и "три кита", на которых она покоится, - социальное и демократическое правовое государство, парламентская монархия (эта концепция рассматривается, испанскими учеными как новая и оригинальная), автономное государство Да-

лее В Калинин анализирует основные статьи конституции, в которых определяется роль, функции и положение короля, делая акцент на важной политической роли монархии как арбитра для консолидации общества и стабильности государственной власти, обращается к рассмотрению трех классических ветвей власти в Испании - генеральным кортесам, правительству и администрации, судебной власти

Особое внимание уделено в исследовании проблеме отношений центра с так называемыми историческими областями Испании в конституции страны Согласно статье 137 конституции организационно-территориальная структура испанского государства включает муниципалитеты, провинции и учреждаемые автономные сообщества, территориальные (региональные) и местные (административные) (с 123) Региональная автономия качественно выше местной, автономные сообщества могут иметь свое юридическое законодательство, представительные и исполнительные органы власти Именно такую автономию фазу получили Каталония и Страна Басков, а затем Галисия и Андалусия Сейчас в Испании 17 автономных сообществ "В целом в силу вышеуказанных особенностей Испания определяется как автономное государство, хотя некоторые называют его федеративным или "почти федеративным" государством" (с 125) Вместе с тем принцип единства заложен в конституции как непреложный фактор самого существования нации

Испанский автор А А Ландабасо в статье "Конституционализм и парламентаризм в Испании" отмечает исключительную роль "творцов испанской "перестройки", которые сумели избежать противостояния в обществе, преодолеть его разделение В испанской истории он выделяет 1952 г, когда чуть было не состоялось рождение оппозиции (контакты Прието-Хиль Робпеса), а также первые кон акты С Карильо, Генерального секретаря Компартии Испании с представителем "внутрирежимной" оппозиции, главным редактором "Куадернос пара эль диалога" X Руисом-Хименесом, что привело к формированию первой оппо-

зиционной франкизму структуры - Демократической Хунты Подчеркивается ключевая роль короля в плавном, бескровном подходе к решению проблем "переходного периода"

Результатом двухвекового процесса формирования конституционного и парламентского сознания в испанском обществе стал отраженный в Преамбуле Конституции переход от либерального и правового государства к социальному, демократическому и правовому и закрепленная в Конституции многовариантность отношений центра и регионов с той или иной степени автономии Главным условием успеха, по мнеьию автора, стало то, что учтен опыт прошлого, его главные ошибки и промахи, что испанские политические круги нашли в себе гражданское мужество отказаться от чисто политических амбиций, уйти от выискивания "правых и виноватых" в политике и идеологии

М Н Смеловсг

98 03 015 АЙРАПЕТОВАГ ВСТУПАЯ В ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ МИР ВЕНГЕРСКИЕ РАБОЧИЕ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ -Тамбов, 1997 - 285 с

Во введении говорится о том, что изучение истории рабочего класса в нашей стране сейчас почти замерло, что связано с «деполитизацией» российской историографии, переосмысливающей многие устоявшиеся представления В исторической науке идет, по словам автора, «трудный переход от канонизированной марксистской методологии к многомерной исследовательской парадигме, позволяющей иначе решать проблему плюрализма факторов общественного развития» (с 3) Исследование социальной истории рабочего класса в предшествующий период сводилось, как правило, к анализу его численности и состава, экономической и политической борьбы, общественного сознания в его отрефлек-сированной, идеологической форме Лишь в малой степени рассматривались проблемы образа жизни рабочих, их повседневного этоса, и только затронутыми оставались духовно-культурные и социально-психологические аспекты «рабочей истории» 17-5446

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.