Научная статья на тему '2015. 01. 019. Либан Н. И. Русская литература: Лекции-очерки / сост. Харламова-либан В. Л. ; вступит. Ст. , коммент. Кормилов С. И. - М. : Прогресс-Плеяда, 2014. - 584 с'

2015. 01. 019. Либан Н. И. Русская литература: Лекции-очерки / сост. Харламова-либан В. Л. ; вступит. Ст. , коммент. Кормилов С. И. - М. : Прогресс-Плеяда, 2014. - 584 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII В / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХIХ В / РОМАНТИЗМ / РЕАЛИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 01. 019. Либан Н. И. Русская литература: Лекции-очерки / сост. Харламова-либан В. Л. ; вступит. Ст. , коммент. Кормилов С. И. - М. : Прогресс-Плеяда, 2014. - 584 с»

чтобы он писал для публики, у которой есть свобода все изменять»1. События после 1968 г. на свой лад разыграли пьесу П. Вайса, противопоставив тем, кто провозглашал запрещение запрещать, жесткие правила группы «левых маоистов», поместивших в свой пантеон не маркиза де Сада, а Марата.

Однако и поклонники, и ниспровергатели Сада одинаково потрудились над тем, чтобы вывести из тени его имя и произведения, делает вывод Ф. Роже. В конце 1966 г. после того, как утихли театральные свистки и аплодисменты, когда завершился «скандал» вокруг имени писателя, началась публикация в издательстве «Чу» полного собрания его сочинений. И Сад смог перестать быть знаком или девизом, марионеткой или пугалом, чтобы вновь оказаться писателем XVIII в.

Н.Т. Пахсарьян

ЛИТЕРАТУРА XIX в.

Русская литература

2015.01.019. ЛИБАН Н И. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: Лекции-очерки / Сост. Харламова-Либан В.Л.; Вступит. ст., коммент. Кор-милов С.И. - М.: Прогресс-Плеяда, 2014. - 584 с.

Ключевые слова: древнерусская литература; русская литература Х¥Ш в.; русская литература первой трети Х1Х в.; романтизм; реализм.

Реферируется первая книга трехтомного собрания научного наследия Н.И. Либана (1910-2007), историка русской литературы Х-Х1Х вв. В издание включены три курса лекций, прочитанных ученым в разные годы на филологическом факультете МГУ.

Составитель В.Л. Харламова-Либан стремилась «воссоздать для читателя (насколько позволяет любая реставрация текста и запись устной речи) авторскую концепцию в ее стройности и богатстве смыслов, передающих незабвенные черты ученого-просветителя, сохранить конкретность деталей лекторского рассказа-анализа и

1 Sartre J.-P. Qu'est-ce que la littérature? - P.: NRF, 1964. - P. 195.

выразительность едва ли кем превзойденного полнокровного, живого слова» (с. 504).

Первая часть книги - общий курс «История древнерусской литературы»1. Н.И. Либан прочитал в Московском университете 23 лекции спецкурса и общий курс древнерусской литературы. Реферируемое издание впервые представляет этот курс в почти полном объеме. Составителем подготовлены тексты следующих тем: «Поучение Владимира Мономаха», «Произведения Куликовского цикла», «Еретические движения ХУ1-ХУ11 вв.», «Светская повесть ХУ11 в.», «Житие Юлиании Лазаревской», «Зарождение русского театра», «Деятельность Симеона Полоцкого». Также значительно дополнены лекции по темам: «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Литература периода монголо-татарского ига», «Период Смуты и литература этого времени», «Житие протопопа Аввакума».

Для более объективного воссоздания лекционного курса взяты конспекты разных лет разных слушателей, а также аудиозаписи.

Вторая часть - «Становление личности в русской литературе ХУШ в.»2 - состоит из двух спецкурсов, читанных Н.И. Либаном: «История русской литературы ХУШ в.» (14 лекций) и «Творчество Н. М. Карамзина» (пять лекций).

Доктор филологических наук С.И. Кормилов в Комментариях отмечает, что Н.И. Либан «отнюдь не считал высокий художественный талант того или иного автора обязательным для того, чтобы исследователь или даже студент относились к нему с интересом. Историю творят далеко не только художественные гении, но и

1 Курс публиковался отдельным изданием только частично в книгах: Либан Н.И. Литература Древней Руси: Лекции-очерки. - М., 2000. - Реф.: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: РЖ / РАН. ИНИОН. - М., 2002. - № 1. - С. 100-105. - 2002.01.020. -(Авторы - Аринина А.Р., Уросова Е.С.); Либан Н.И. Лекции по истории русской литературы: От Древней Руси до первой трети Х1Х в. - М., 2005.

2

Опубликовано в книгах: Либан Н.И. Становление личности в русской литературе ХУШ в. - М., 2003. - Реф.: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: РЖ / РАН. ИНИОН. -М., 2004. - № 2. - С. 66-73. - 2004.02.014. - (Автор - Коробкова А.А.); Либан Н.И. Лекции по истории русской литературы: От Древней Руси до первой трети Х1Х в. -М., 2005.

публицисты, правители, полководцы и т.д. А Россия в ХVIII в. проделала огромный исторический путь, превратившись из отсталой средневековой страны, прозябавшей на периферии Европы, в одно из первостепенных государств мира, и особенно как раз в отношении литературы: за полтораста лет от Пушкина до Ахматовой она породила столько же писателей и поэтов классического уровня, сколько Англия и Франция за семь-восемь столетий. Но этого не было бы без ее стремительного развития в ХVIII в. Это и внушал студентам Н.И. Либан. Но искусство, литература, культура ХVIII в. были для него важны и сами по себе. Ни в каком другом курсе лекций он так часто не повторял: "Это очень интересно" - и действительно многих заинтересовывал» (с. 525).

В третьей части книги - «Русская литература первой трети ХГХ в.: Жуковский, Пушкин, Лермонтов»1 - опубликованы восемь лекций-очерков, призванных «ввести читателя в изучаемую эпоху, чтобы он знал, когда возьмет в руки учебник, с какими людьми, течениями, произведениями ему придется иметь дело» (с. 414). Н. И. Либан считал, что такая пропедевтика очень целесообразна.

С. И. Кормилов отмечает, что «в этом курсе Н.И. Либан высказал свои оригинальные взгляды на творчество ярчайших представителей русской литературы первой трети Х!Х в. Эти фигуры рассматриваются как самодостаточные и лишь в небольшой мере соотносятся с общим литературным процессом» (с. 542). Каждая лекция совершенно самостоятельна, но в то же время все они связаны идейно-тематическим единством. Автор стремился дать культурно-исторический обзор литературного процесса изучаемого периода, останавливаясь на главных проблемах творчества Жуковского, Пушкина и Лермонтова.

В данном реферате основное внимание сосредоточено на этом материале, относящемся к истории русской литературы Х!Х в.

1 Опубликовано в книгах: Либан Н.И. Лекции по истории русской литературы: От Древней Руси до первой трети ХГХ в. - М., 2005; Либан Н.И. Избранное. Слово о русской литературе. - М.: Прогресс-Плеяда, 2010. - Реф.: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: РЖ / РАН. ИНИОН. - М., 2012. - № 1. - С. 90-99. - 2012.01.015. - (Автор - Миллионщикова Т.М.).

В двух лекциях о В.А. Жуковском Н.И. Либан подчеркивает, что поэзия «русского Петрарки» - «особая, не похожая на то, что писали его современники». Жуковский «первый понял огромную разницу между правдой жизни и правдой искусства, понял, что не все можно выразить словом, но что само слово многомерно, беспредельно в своем звучании, он понял, что значит музыка слова» (с. 417). Об этом в первую очередь свидетельствует его элегия «Невыразимое» (1819).

Важнейший мотив лирики Жуковского - мотивы «минувшего», «прошедшего», «воспоминания», связанные с сердечной биографией поэта. С новой силой они звучат в 1818 г. - времени тяжелой жертвы и совершенствования воли поэта: «минувших дней очарованье», «святое прежде», «привет бывалый», «скажу ль тому, что было: будь?» («Песня»). Кредо для поэта в то время - «жизнь и поэзия - одно"». Поэзия должна возвышать душу человека - отсюда великая идея Жуковского «вечной красоты». («Я музу юную, бывало...»). Жуковский открыл пейзажную лирику глубокого философского звучания. Весь мир природы у Жуковского одушевлен, очеловечен и выступает как огромная всепоглощающая стихия красоты и величия мира («Море»).

Н. И. Либан подчеркивал, что поэзия Жуковского предвосхитила лирику ХХ в. «Все течения, школы, которые потом возникли: символизм, акмеизм и другие "измы" - есть не что иное, как заимствование или подражание лирике Жуковского. С той очень существенной разницей, что в этих поэтических школах мы довольно хорошо просматриваем именно мастерство школы, чего мы не видим у нашего поэта, ибо у него и форма, и содержание нераздельно и органично переплетаются. Мало кто писал метрами столь мно-гразличными. Жуковский стал широко употреблять дактилические окончания в русском стихе, гекзаметр был для него новым музыкальным аккордом, многие его пьесы написаны пяти-, четырех-, трехстопным смешанным ямбом. Бессоюзие, остановка, недомолвка - любимые приемы его поэзии. Жуковский никогда не утомляет -он очаровывает. ХХ столетие утратило в своей поэзии эту нравственно-возвышенную ноту. Этот прорыв в "невыразимое", "небесное". У Жуковского эта слитность возможна потому, что у поэта все направлено к "цели одной" - красоте мира, которую он видит вокруг себя, и красоте в душе человека» (с. 428).

Имя Жуковского тесно связано в русской литературе с развитием жанра баллады (до него баллады писали П. А. Катенин и Г.П. Каменев). Поэт наполнил русскую литературу ХК в. множеством баллад, разнообразных по форме и содержанию (баллада-новелла, баллада-повесть, баллада-роман). Жуковский переносил в нашу жизнь немецкий мистицизм, очень тонко захватывая при этом национальное чувство русского человека: шло не только открытие жанра - привлекался огромный слой европейской культуры.

Творчество А.С. Пушкина освещается в четырех лекциях. Н. И. Либан отмечает, что в лирике раннего периода творчества поэта очень много юношеского задора, улыбки, переходящей в смех. Молодой человек, семь лет проведший в закрытом учебном заведении и мечтавший вырваться на свободу, с наслаждением обращается к эротической теме («Опытность», «Красавице, которая нюхала табак», «Блаженство», «Рассудок и любовь», «Гроб Анакреона»). Стихотворение «Монах» в значительной степени предвосхитило будущую поэму «Гаврилиада» (1821), написанную на волне эротического разгула, где евангельский материал стал предметом скабрезного анекдота. «Расплата» за поэму последует в стихотворениях, написанных уже в другое время, когда пришла пора переоценки ценностей («Рыцарь бедный», «Воспоминанье», «Дар напрасный, дар случайный...»).

В начале творческого пути Пушкин вошел в орбиту литературного движения того времени: он отказался от классицизма и обратился к сентиментализму и господствующему направлению того времени - романтизму. Если возникновение западноевропейского романтизма связывают с событиями Французской революции, то первые романтические поэмы и вольнолюбивая лирика Пушкина восходят к идеям декабристов: «герой становится глашатаем времени» (с. 433). Н.И. Либан подчеркивает, что, «создав образ Алеко, Пушкин выразил сомнение в прогрессивности и жизненности современного искусства. Приговор романтическому искусству найден: искусство - правда, а если нет правды, то нет совершенства в таком искусстве. Духовные и душевные переживания нации сливаются с переживаниями автора. В этом смысле период южной ссылки необыкновенно плодотворен и интересен. Он заставил поэта отойти от мишурной жизни Петербурга, от увеселений дворцовых празднеств, но именно это отторжение дало

ему иной взгляд на вещи, сделало поэта "истинным романтиком"» (с. 435).

Вместе с тем творческое развитие Пушкина было стремлением к реалистическому познанию мира средствами литературы: «. поэт насытил русскую литературу, русскую жизнь лирическими стихами, или, вернее, лирическим ощущением бытия. Он открыл в природе человека такие стороны внутреннего мира, которые до него никто не пытался изобразить. представил всю гамму лирических переживаний всех оттенков, всех красок, всех звучаний» (с. 475). Пушкин реалистически изобразил близость, существующую между людьми, - не в повседневности, но в особых, трагических моментах жизни. Его реалистическое искусство - «умение увидеть в другом человека». С особой наглядностью этот «важнейший момент человеческого бытия» нашел воплощение в повести «Капитанская дочка». В поэме «Медный всадник», по мысли Н.И. Либана, «противопоставлены два города: роскошь и торжественность Петербурга - и Петербург заурядный, обычный, без героев, но очеловеченный. Здесь идея не в противопоставлении величия деспота и ничтожества человека. И Петербург торжествующий, и Петербург страдающий одинаково чужды этому человеку, этой песчинке. Пушкин понял диалектику: социальные противоречия настолько остры, беспощадны, и подчиняются только одному господствующему закону - закону силы, и художник бессилен что-либо изменить. Вот где гений сталкивается с тем, что называется природа вещей» (с. 477).

Живя в Михайловском, Пушкин задумал создать несколько драматических произведений: ему нужно было показать природу страстей, проникнуть в тайну человеческих ощущений - тема, мучившая поэта на протяжении всей его жизни. Но только в Болдине, где происходил особый процесс осознания всего ранее передуманного, оказалось возможным все это осуществить. В тот «чрезвычайно важный момент творческого самосознания поэт создал цикл драматических произведений, связанных не сюжетом, а идеей раскрытия природы человеческой страсти: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы"», в которых поэт «изобразил разные типы человеческого сознания: представления Средневековья, и эпохи Ренессанса, и человеческое отчаяние и бессилие времен стихийных катастроф без привязки к какому-то

историческому периоду. Эта тема будет пронизывать всю литературу второй половины ХК в. Это тема и Гончарова, и Достоевского. Для них она. требует другой стороны, не только психологической, - социальной» (с. 481).

В лекции о романе в стихах «Евгений Онегин» отмечается, что здесь герой Пушкина - «байронический герой»: он «стоит "над" человеком, он смотрит снисходительно.» (с. 452). Н. И. Либан полемизирует с пушкинистами, утверждавшими, что таким Онегина создала среда. По мнению ученого, «это и верно, и неверно. Ведь и среда создается людьми, а не только люди формируются средой. Онегин - тот же русский человек, что и Татьяна, но его русское начало вытравлено европейской беллетристикой, где по преимуществу проходит мысль о привлекательности зла (вспомним круг чтения Онегина). А для Татьяны. книгой сердца была "Новая Элоиза" Руссо, где мир души человека сливается с миром души природы. И нельзя все объяснять средой, как это делают некоторые авторы» (с. 453).

Две лекции посвящены творчеству М.Ю. Лермонтова, которого Н.И. Либан называет «поэтом очень широкого обобщения». «Его желание - все совместить. При своем эгоцентризме он стремится создать гармонию. Его постоянно тянет к себе то лирическое, то эпическое. Он - художник, который выразил себя во многих жанрах. Совершенно неожиданно возникает "Странный человек", и уж совсем непредсказуемо романтическая драма "Маскарад". Ничего подобного не было ни до, ни после. Отсюда, от романтизма, широта творческого полета Лермонтова, его всеохват-ность, музыкальность и пластичность стиха» (с. 490).

Огромное значение для Лермонтова имела поэма «Демон», над которой он работал в течение всей жизни. Поэма была так мощна и убедительна, что произвела переворот в области искусства по силе своего влияния на живопись и музыку. «Демон» - грандиозное сооружение, поглотившее всю лирику. Поэт выражал себя во всех жанрах, но жанр поэмы - любимый. И здесь можно видеть не только ранние подражания пушкинским поэмам, но и прямое соперничество с ними.

Н.И. Либан подчеркивает, что «в течение всей жизни поэт убегал в мир кавказской природы. Здесь сосредоточилось все богатство лирического восприятия мира. Кавказ как "благорастворе-

ние воздухов", множество растений, гамма красок. Кавказ как представление о рае земном. Никто из русских романтиков не поднялся на такую высоту в поэтическом изображении Кавказа, как Лермонтов. Здесь и география (Казбек, Эльбрус, Арагва, Кура), здесь и небо Кавказа. И главный герой Лермонтова - Демон» (с. 490-491). Вместе с тем в поэме постоянно присутствуют темы греха, проступка и раскаяния: «Муки преодоления в себе демонического начала и есть главное настроение поэмы, ее пафос» (с. 493).

В поэме «Демон» раскрывается романтизм как основной стилистический принцип поэта. Лермонтов не расставался с романтизмом на протяжении всей жизни, как не расстался с «Демоном». Он так и не смог переступить черту романтического метода. Если Пушкин сумел подчинить все богатство звуков, цвета, света реалистическому началу, то Лермонтов не захотел и не успел и не смог поверить в реализм. Романтизм для него остался высшим проявлением искусства.

В лекции о романе «Герой нашего времени» утверждается мысль, что в этом произведении нашла отражение «трагедия человека потерянного поколения 40-х годов Х1Х в.», где рядом с благородными порывами автор с необыкновенной жестокостью обнажил и другую сторону поведения героя. «Подсушивания, подглядывания, выслеживания - весь бытовой шпионаж, к которому прибегает Печорин, не может быть благороден. по своей природе. В этой жизненной практике и есть трагедия поколения. В сущности, Печорин не тот, за кого себя выдает, - он все время насмехается над теми, кто его воспринимает всерьез. Его реальность заключается в том, что он показывает свою несостоятельность, противоречия, которые его постоянно раздирают» (с. 501).

Своеобразие лермонтовского романтизма Н.И. Либан видит в том, что писатель объединил стили, широко используя реализм, натурализм и сентиментализм («Герой нашего времени», особенно глава «Княжна Мери»). «Первый русский психологический роман написан в то время, когда романтизм. терял свою обаятельную популярность. Для Лермонтова романтизм никогда не был переходным этапом от одного стиля к другому. И в начале своего творческого пути, и позже он оставался последовательным романтиком. Не ставя это направление ниже реалистического искусства, Лер-

монтов блестяще показал в своих произведениях, что всякий стиль в своем полном завершении объективно изображает действительность» (с. 502).

Книгу завершает «Указатель имен, периодических изданий и анонимных произведений».

Т.М. Миллионщикова

2015.01.020. БОНДАРЕНКО В.Г. ЛЕРМОНТОВ: МИСТИЧЕСКИЙ ГЕНИЙ. - М.: Молодая гвардия, 2013. - 574 с. - (Жизнь замечательных людей: Малая серия; вып. 50).

Ключевые слова: лермонтоведение; генеалогия; биография; русофильство.

Цель работы литературного критика и публициста В.Г. Бон-даренко - опровергнуть многочисленные современные гипотезы о происхождении М.Ю. Лермонтова, о событиях, предшествовавших дуэли поэта с Н.С. Мартыновым, ее причинах, об авторстве некоторых поэтических произведений. В преддверии 200-летия поэта В. Г. Бондаренко отмечал: «Надеюсь, к этой торжественной дате специалисты очистят все лермонтовское пространство от налипших за века мистификаций, сплетен и сомнительных версий. Вернут Лермонтову надлежащее ему высокое место национального русского гения» (с. 24).

Лермонтов верил, будь на месте Дантеса русский, Пушкин остался бы жить. Автор монографии задается вопросом: «Почему нынешние исследователи, не имея никаких новых фактов, отклоняют убедительную логику биографа поэта Павла Висковатого1 и начинают дружно искать любые доводы в поддержку Николая Мартынова?» (с. 11). Версию о якобы вскрытом Лермонтовым письме сестры Мартынова исследователь считает неубедительной, так как между мнимой и истинной историей с письмом и самой дуэлью прошло несколько лет, в течение которых Лермонтов и Мартынов часто общались, вместе обедали, не вспоминая об этом эпизоде. Современники поэта писали о ничтожности и даже

1 Под редакцией П.А. Висковатого (1842-1902) вышло в Москве (1891) 6-томное собр. соч. М.Ю. Лермонтова с первой научной биографией поэта в последнем томе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.