Научная статья на тему '2014. 04. 014. Добробаба М. Б. Служебно-деликтные правоотношения / под. Ред. Лупарева Е. Б. - М. : Юрлитинформ, 2013. - 292 с. - (адм. Право). - библиогр. : С. 250-287'

2014. 04. 014. Добробаба М. Б. Служебно-деликтные правоотношения / под. Ред. Лупарева Е. Б. - М. : Юрлитинформ, 2013. - 292 с. - (адм. Право). - библиогр. : С. 250-287 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНО-ДЕЛИКТНОЕ ПРАВО / СЛУЖЕБНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРИНУЖДЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 04. 014. Добробаба М. Б. Служебно-деликтные правоотношения / под. Ред. Лупарева Е. Б. - М. : Юрлитинформ, 2013. - 292 с. - (адм. Право). - библиогр. : С. 250-287»

2014.04.014

- 61

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

2014.04.014. ДОБРОБАБА МБ. СЛУЖЕБНО-ДЕЛИКТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / Под. ред. Лупарева Е.Б. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 292 с. - (Адм. право). - Библиогр.: с. 250-287.

Ключевые слова: служебно-деликтное право; служебное законодательство; дисциплинарная ответственность; принуждение; административное право.

В монографии представлена авторская концепция выделения такого административно-правового института, как служебно-деликтное право, включающего в себя нормы служебного законодательства, основное назначение которого состоит в недопущении отклонения служебных правоотношений от надлежащей реализации. Ставится задача выделить в рамках служебно-деликтного права отдельные группы отношений, подпадающие под режим правового регулирования нормами трудового права, но испытывающие при этом потребность в особых административно-правовых режимах воздействия. Поскольку основой правового института служеб-но-деликтного права является дисциплинарная ответственность государственных служащих как основной вид дисциплинароного принуждения в рамках служебно-деликтных правоотношений, подчеркивается необходимость детального анализа названного института служебно-деликтного права.

Монография включает три главы. В первых двух главах анализируются понятие и природа служебно-деликтных правоотношений, а также их структура. В третьей представлена материально-правовая характеристика правоотношений дисциплинарной ответственности государственных служащих.

Служебно-деликтные правоотношения, подчеркивает автор, представляют собой охранительные комплексные правоотношения -разновидность сложносоставных внутриорганизационных публич-

2014.04.014

ных служебных правоотношений, возникающих в одностороннем порядке по инициативе руководителя (представителя нанимателя), в рамках которого реализуется государственное принуждение. Оно выражается в виде мер служебно-дисциплинарной или служебно-материальной ответственности, связано с выявлением факта совершения служебного деликта, рассмотрением дела о служебном деликте и принятием по нему решения, а также с исполнением принятого по делу решения на основе материальных и процессуальных норм служебно-деликтного права.

Поскольку служебные деликты - одна из разновидностей правонарушений в административно-правовой сфере, автор заключает, что служебно-деликтные правоотношения - разновидность административно-деликтных отношений, порожденных служебными деликтами. Специфика служебно-деликтных отношений заключается в их имманентности, поскольку они внутренне присущи служебной деликтности, а их возникновение напрямую и объективно связано с фактом совершения служебного деликта.

Анализируется понятие «служебная деликтность», понимаемое в юридической науке в широком и узком смыслах. Подчеркивается, что в узком смысле служебная деликтность может быть определена как самостоятельное социально-правовое явление, системная совокупность за определенный отрезок времени служебных деликтов, совершаемых государственными и муниципальными служащими в рамках служебных правоотношений. В качестве отдельного элемента в систему служебных деликтов автор включает блок латентных правонарушений.

Субъектом служебно-деликтных правоотношений признается реальный участник этих отношений, реализующий свой административно-правовой статус и служебную правосубъектность в связи с совершением служебного деликта. Субъект служебно-деликтных правоотношений всегда является субъектом служебного права, поэтому необходимой предпосылкой для вступления его в служебные правоотношения рассматривается обладание лицом служебной правосубъектностью. Последняя производная от административной правосубъектности, но при этом имеет и некоторые особенности.

Приводится классификация служебно-деликтных правоотношений по признаку заинтересованности. Делается вывод о том, что основные субъекты служебно-деликтных правоотношений не-

2014.04.014

посредственно заинтересованы в исходе дела. Остальные субъекты служебно-деликтных правоотношений либо являются индифферентными субъектами правоотношений, либо могут быть отнесены к лицам, заинтересованным в исходе дела.

Правовые проблемы дисциплинарной ответственности находятся на стыке административного и трудового права. Традиционно в юридической науке дисциплинарную ответственность рассматривают в качестве трудовой ответственности. Более того, в юридической литературе дисциплинарную ответственность наряду с материальной именуют «трудоправовой ответственностью». Автор считает это неоправданным: дисциплинарная ответственность не может быть отнесена к подвиду трудовой ответственности. В монографии приводятся основания для дифференциации дисциплинарной ответственности по субъектному составу и разграничения двух самостоятельных видов юридической ответственности -служебно-дисциплинарной и дисциплинарно-трудовой. Такой подход позволяет автору рассматривать дисциплинарно-трудовую ответственность как часть административного права и субинститут служебно-деликтного права.

Единственным основанием дисциплинарной ответственности государственных служащих признается совершение ими дисциплинарного проступка. Аморальные поступки, порочащие честь и достоинство государственного служащего, не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания дисциплинарной ответственности государственных служащих, поскольку это нарушение правил служебного поведения. Основание для применения дисциплинарной ответственности - состав дисциплинарного проступка, степень вредности для интересов государственной службы, тяжесть совершенного проступка, его повторное совершение и др. Подчеркивается важность законодательной классификации дисциплинарных проступков (служебно-дисциплинарных деликтов) в зависимости от: а) степени тяжести (незначительные, значительные и грубые); б) частоты совершения дисциплинарных проступков (единичные, повторные и систематические). Дисциплинарное взыскание автор определяет как меру дисциплинарно-правового принуждения.

А.В. Четвернина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.