Научная статья на тему '2014.04.005. БОРД П., ЛЕЗАЖ Т., ЛЕВЕЛЬ М. КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПОРТИВНЫЕ УЛИЧНЫЕ ИГРЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЛИ СОЗДАНИЕ ЗАНОВО? BORDES P., LESAGE T., LEVEL M. LES JEUX COLLECTIFS DE RUE: RéSURGENCES OU RE-CRéATION? // STAPS. - BRUXELLES, 2013. - VOL. 101, N 3. - P. 33-46'

2014.04.005. БОРД П., ЛЕЗАЖ Т., ЛЕВЕЛЬ М. КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПОРТИВНЫЕ УЛИЧНЫЕ ИГРЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЛИ СОЗДАНИЕ ЗАНОВО? BORDES P., LESAGE T., LEVEL M. LES JEUX COLLECTIFS DE RUE: RéSURGENCES OU RE-CRéATION? // STAPS. - BRUXELLES, 2013. - VOL. 101, N 3. - P. 33-46 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЛИЧНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ИГРОВЫЕ ПРАКТИКИ / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / УДОВОЛЬСТВИЕ / ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ушкова Е.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014.04.005. БОРД П., ЛЕЗАЖ Т., ЛЕВЕЛЬ М. КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПОРТИВНЫЕ УЛИЧНЫЕ ИГРЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЛИ СОЗДАНИЕ ЗАНОВО? BORDES P., LESAGE T., LEVEL M. LES JEUX COLLECTIFS DE RUE: RéSURGENCES OU RE-CRéATION? // STAPS. - BRUXELLES, 2013. - VOL. 101, N 3. - P. 33-46»

поведения и отношения к природе. В конечном счете, заключают авторы статьи, следует помнить, что значение и содержание эмоциональных состояний страха и тревоги для поклонников спортивного экстрима не тождественно их обыденному пониманию. В данном случае психологическое и эмоциональное содержание страха не исчерпывается состоянием «животного ужаса», парализующего волю и сознание, а выступает в качестве «ступени, на которую следует подняться и затем преодолеть» [с. 484]. В терминах эволюционной теории страх представляет собой континуум состояний и опыта, на одном полюсе которого господствует первобытный ужас, а на другом - трансформирующая возможность выйти за пределы индивидуального Я и слиться с природой.

Е.В. Якимова

2014.04.005. БОРД П., ЛЕЗАЖ Т., ЛЕВЕЛЬ М. КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПОРТИВНЫЕ УЛИЧНЫЕ ИГРЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЛИ СОЗДАНИЕ ЗАНОВО?

BORDES P., LESAGE T., LEVEL M. Les jeux collectifs de rue: Résurgences ou re-création? // Staps. - Bruxelles, 2013. - Vol. 101, N 3. -P. 33-46.

Ключевые слова: уличные спортивные игры; игровые практики; городское пространство; удовольствие; деинституционали-зация.

Уличная практика коллективных видов спорта (футбол, баскетбол, хоккей): что общего и в чем различие с исходными видами спорта, каковы ее особенности, какие социальные отношения возникают в ходе уличных поединков и каковы движущие мотивы участников, в чем сходство этих игр с традиционными народными играми - таковы вопросы, поднятые в статье французских социологов Паскаля Борда, Тьерри Лезажа и Мари Левель (Университет им. Рене Декарта, г. Париж, Франция).

В течение последних 30 лет во Франции наблюдается всплеск практики коллективных уличных игр. Под ними подразумеваются адаптированные версии различных видов спорта, среди которых в статье французских социологов рассматриваются футбол, баскетбол и относительно недавний хоккей на роликовых коньках. Эти уличные практики осуществляются на различных городских от-

крытых площадках и свойственны не только рабочим кварталам и определенным социальным группам населения. Их отличительными особенностями являются импровизированный характер и самоорганизованность. Статья основана на результатах исследования, проводившегося в течение года в различных кварталах Парижа, чтобы сгладить эффект их социальной разнородности. Использовался метод невключенного наблюдения.

Если традиционные коллективные игры можно охарактеризовать как «предспортивные», т.е. предшествовавшие официальному спорту, то коллективные уличные игры, являющиеся предметом данного исследования, авторы называют «постспортивными». Очевидно, что они могли возникнуть лишь после оформления соответствующих видов спорта и их популяризации. Уличные практики строятся в соответствии с заимствованной у них спортивной моделью, и в них присутствуют те же основные элементы: цель, особенности использования мяча или шайбы, типы отношений с другими игроками. Однако за внешним сходством и одинаковым названием существуют серьезные различия.

С середины 1970-х годов происходит пересмотр традиционных спортивных практик. По мнению таких исследователей, как Ж. Вигарелло и О. Монжен, появляются и получают широкое развитие стратегии, подрывающие, обходящие, замещающие классические модели, тем самым учреждается «новый век спорта» [цит. по: с. 35]. Спортивные практики перемещаются со специальных, предназначенных для них площадок, на городские пространства, при этом они претерпевают значительные изменения. Этот процесс нельзя считать ни простым переносом практики из одного пространства в другое, ни калькой исходного вида спорта, ни его обедненным вариантом, считают авторы. Они видят в новых уличных практиках попытку отмежеваться он него, выйти за его пределы и усматривают в них выражение двух ключевых особенностей постмодернизма: потребительского индивидуализма и устранения регулирующей инстанции.

Переход от классических спортивных практик к альтернативным связан с переходом от «общественной пользы, имеющей институциональное признание, к "людической пользе"», которая характерна для альтернативных «пост»-практик, существующих в соответствии с логикой «просто для удовольствия» («just for fun»),

полагает А. Лоре [цит. по: с. 36]. Кстати, ей же соответствуют так называемые «sports de glisse» - виды спорта, связанные со скольжением по снегу, воде, воздуху, - получившие широкое распространение в современном обществе. Освобождение уличных коллективных практик от институциональных рамок (деинституционализация) позволяет им быть свободными от жестких норм в частностях. Так, в них отсутствуют регулирующая инстанция, жесткие нормы (число игроков, временные ограничения), стандарты площадки, арбитры, деление играющих на категории. Отсутствие спортивной федерации как института рассматривается как первый шаг, чтобы перестать быть спортом (désportification).

Авторы обращают внимание на проявление в уличных коллективных практиках другой характеристики постмодернизма -массового потребительского индивидуализма и ослабления духа солидаризма. Она выражается в таких, отмеченных исследователями (Ж.-К. Басон, А. Смит; М. Травер) общественных особенностях, как формирование групповых микросообществ и ограниченных социальных сетей, возникающих в связи с конкретной ситуацией. Эта отличительная постмодернистская черта просматривается в уличных спортивных практиках также в следующих формах: «открытое» фунционирование, позволяющее свободно входить и выходить из игры (И. Ванпуль; М. Травер); своего рода самообслуживание в процессе игры, иллюстрирующее «индидуализм спорта-Я, не исключающего массовость» (П. Ионне); «самокодификация и саморегулирование на уровне коллектива, являющиеся производной формой от "коллективного нарциссизма"» (Л. Лувель; И. Ван-пуль; Ж. Липовецкий); «следование логике наслаждения и получения немедленного удовольствия... активизирующее личную виртуозность и мастерство в ущерб групповым стратегиям» (Р. Гарзюнель; М. Травер) [с. 36]. Хотя игрок и участвует в коллективной деятельности, он свободен в принятии решений и часто отдает предпочтение личным успехам. Создается впечатление (Д. Лепутр), что он играет «для самого себя, находясь среди других» [цит. по: с. 36], а также что в ходе игры он движим логикой, ориентирующейся не на победу или эффективную стратегию, а на техническое мастерство и проявление персонального стиля игры (В. Гаспарини, Ж. Вьей Маршизе).

В терминах «уличные виды спорта», «уличный футбол» смысловую нагрузку несет слово «уличный», указывая на место осуществления этих спортивных игровых практик - открытое городское общественное пространство. Дж. Бейл принял эту характеристику за основную при классификации телесных культур на основании пространства, где они практикуются. Он отнес уличные игры к категории «пространств, где приобретается опыт» (espaces expérientiels) наравне с пространствами для соревнований и пространствами для гигиенических практик. Коллективным уличным играм свойственно особое использование пространства. В этом их отличие от классического спорта: если он требует площадки выровненной, вымеренной, стандартизованной, специально для этого предназначенной, то места, где практикуются уличные спортивные игры, разнообразны, каждое из них уникально, они «заимствованы» у города и продолжают нести другие функции. Такие параметры, как длина, ширина, уклон, неровности, препятствия, характер покрытия, навязаны игрокам. Таким образом, необходимость приспосабливаться к пространственным и материальным обстоятельствам городского пространства является их отличительной особенностью.

Другой характеристикой уличных спортивных игр является свойственный им мир взаимоотношений. Ключевым понятием здесь служит общительность (социабельность) (sociabilité), возникающая из «взаимодействий, допускаемых принятыми правилами игры и которые можно охарактеризовать как структурные» [с. 39]. Авторы статьи исходят из определения общительности (социабель-ности), данного А. Деженом и М. Форсе в их работе, посвященной социальным сетям. Это «совокупность отношений, которые индивид (или группа) поддерживает с другими с учетом той формы, которую принимают эти отношения» [цит. по: с. 39].

В классических коллективных видах спорта во время состязания между игроками возникают два типа отношений: отношения солидарности, если игроки - партнеры, и отношения соперничества, если они принадлежат к противоположным командам. С точки зрения структурного анализа данную сеть (систему) можно назвать: эксклюзивной (исключающей), поскольку два игрока в течение одного матча не могут быть в отношениях и солидарности, и соперничества; стабильной, поскольку отношения солидарности и

соперничества инвариантны в течение матча; и полной, поскольку, каких бы двух игроков ни взять, они неизбежно будут в отношениях солидарности или соперничества, и эта логика является для них единственно возможной [с. 40].

В уличных спортивных играх такая схема отношений встречается, однако она не является единственно возможной и преобладающей. Прежде всего к традиционной паре отношений «солидарность-соперничество» добавляется третий тип отношений: безразличие. Это проявляется в том, что участник может покинуть игру и вернуться, причем необязательно в ту же команду. Здесь попадаются сети, которые можно охарактеризовать как неисклю-чающие, или амбивалентные, т.е. два игрока могут быть одновременно в отношениях солидарности и соперничества. Например, когда две команды играют в одни ворота и вратарь защищает их от обеих. Данная сеть может быть нестабильной, т.е. отношения солидарности и соперничества могут меняться в течение партии. Например, игроки могут переходить в ходе матча, чтобы уравновесить силы команд, заменить уход или приход игрока. Сеть также может быть неполной, т.е. допускать между двумя игроками возможность иных отношений, кроме солидарности-соперничества (а именно безразличие).

В уличных спортивных играх на место соревновательной логики классических видов спорта, основанной на точном счете и отношениях доминирования, приходит более гибкая логика, сочетающая дух соревнования и сотрудничества. В партиях, разворачивающихся в городских пространствах, отдельным игрокам важно продемонстрировать свое мастерство, но это возможно лишь в процессе организованной игры. В конечном счете ожидаемой ценностью игры здесь является сама игра, а не победа. С точки зрения теории игр уличные коллективные практики не являются так называемыми играми с нулевой суммой, в которых выигрыш одной команды равняется проигрышу другой. Понятие команды здесь очень относительно, что подтверждается наблюдавшимися случаями перехода игроков в противоположную команду в ходе матча, что позволило исследователям сделать вывод о незафиксированное™ отношений. «Внутренняя логика функционирования в данном случае указывает не на доминирование группы или игрока над другим, а на регулирование взаимодействий, ориентированных

на получение удовольствия от игры и ее продолжение» [с. 41-42]. Разделенной общительности (социабельности) (sociabilité partageante) свойственно противостояние, в котором победителей нет или они не важны. В интересах всех участников, чтобы игра продолжалась, и, по сути, побеждает не та или иная команда, а весь коллектив.

Притом что уличные спортивные практики имеют внешнее сходство с видами спорта, от которых они произошли, их глубинные структуры, по мнению авторов, напоминают «игровое наследие традиционных игр» [с. 42]. В частности, это относится к структурному сходству между ними, способу функционирования, особенностям взаимоотношений. Если сравнивать три практики: классические «исходные» виды спорта, коллективные спортивные уличные практики и традиционные уличные игры - по таким параметрам, как количество игроков, временные ограничения игры, наличие итогового счета, указывающего победителя, а также является ли данная сеть эксклюзивной (исключающей), стабильной и полной, то по всем шести параметрам наблюдается различие между спортивными уличными практиками и классическими видами спорта и сходство уличных практик с традиционными играми.

Сегодня во Франции традиционные игры практикуются крайне мало, оставшись в основном уделом детского и раннего подросткового возраста. Если они и встречаются, то в основном в локальной повседневности. Анализ их функционирования позволяет выявить следующие, общие с коллективными спортивными играми черты: «асимметрия противников, отсутствие подведения счета, неназывание победителя, взаимозаменяемость отношений в ходе партии... отсутствие определенного времени и специально предназначенного пространства, отсутствие единообразия правил и наличие местных вариантов, самоорганизация и возможность свободных обсуждений и интерпретации правил» [с. 43].

В статье отмечается, что уличные спортивные коллективные игры заимствуют, но при этом изменяют, адаптируют, искажают взятую модель, и это второй шаг на пути отхода от классического спорта, поскольку первый шаг - отсутствие контролирующего института, федерации, - освобождает их от диктата и позволяет вносить изменения. Авторами предлагается, основываясь на теории

В.Я. Проппа, изложенной в его работе о волшебных сказках1, выделить принципы, в соответствии с которыми происходят эти изменения в спортивных уличных играх. Принцип отхода (отказа): происходит отказ от некоторых изначальных правил игры, что позволяет делать игру более гибкой и обеспечивать ее продолжение. Принцип сокращения (сокращенного варианта): игра представляет собой неполную форму по сравнению с исходным вариантом. Принцип расширения: каким-то действиям, наоборот, может придаваться большее значение. Принцип деформации: могут добавляться новые правила, усложняющие игру. Принцип ослабления / интенсификации: манипуляции предметом (мячом, шайбой) могут быть разной интенсивности в зависимости от возраста, пола, мастерства игрока. Принцип замещения: связан с неравными силами команд. Все эти принципы не ухудшают, а обогащают игру. При изменении исходных спортивных форм они начинают функционировать на другом уровне в соответствии с общей логикой приспособления к обстоятельствам повседневности. «Уличная игра осваивает имеющийся культурный спортивный продукт и приспосабливает его в соответствии с ценностями соучастия, совместного проживания и общности» [с. 44].

Рассмотренные выше изменения при переходе от традиционного спорта к уличным спортивным играм являются неизбежными. И прежде всего потому, что уличные игры функционируют, учитывая разного рода вынужденные обстоятельства, с которыми они должны считаться. «Будучи "вторичной" практикой, они обходятся тем, что имеется под рукой. Иначе вероятность наличия всех условий была бы крайне мала» [с. 44]. Если в официальном спорте игроки подчиняются правилам, установленным федерацией, то в уличных практиках правила игры подстраиваются под обстоятельства уличного пространства и повседневности.

В ходе игры строятся разные типы отношений, но активизируемые при этом социальные сети здесь иные, чем в классическом спорте. Среди прочих действует интегрирующая логика, вовлекающая участников в данные сети. И возникающие в них отношения важнее счета и иерархии по принципу «победитель - проигравший». Если классические виды спорта, основываясь на равенстве

1 Пропп В.Я. Морфология сказки. - Л.: Аса<!ет1а, 1928.

условий (количестве игроков, равном мастерстве и пр.), в результате игры создают разрыв (дифференциацию), то уличные практики, имея отправной точкой асимметрию, пытаются ее сгладить в интересах продолжения игры. При этом создается впечатление, что игра «идет по кругу», постоянно возобновляется, что отсылает к понятию «игровой длительности» (Ж.-П. Каллед), повторяемости. Возможно, здесь присутствует удовольствие от приобщения к «чистой сфере игры» (И. Хёйзинга «Homo Ludens»1) [цит. по: с. 45]. Авторы соглашаются с этой идеей, видя в спортивных уличных играх желание «подпитывать игру, искать ее цель в ней самой и ради нее самой» [с. 45].

Е.Л. Ушкова

2014.04.006. ХАРКНЕС Дж., ИСЛАМ С. МУСУЛЬМАНСКИЕ СПОРТСМЕНКИ И ХИДЖАБ.

HARKNESS G., ISLAM S. Muslim female athletes and the hijab // Contexts. - Berkeley (CA), 2011. -Vol. 10, N 4. - P. 64-65.

Ключевые слова: профессиональный спорт; мусульманство; гендерные стереотипы.

Джефф Харкнес и Самира Ислам, социологи из СевероЗападного университета и Университета Карнеги-Меллон в Катаре, в своей статье анализируют особенности женского профессионального спорта в странах Среднего Востока. Женщины мусульманского вероисповедания, занимающиеся спортом, сталкиваются с рядом проблем, главные из которых - возможность публичных выступлений для женщин и соблюдение хиджаба. Несмотря на проблемы традиционного мышления, наблюдаются изменения в общественном сознании. Интенсивность этого процесса зависит от конкретной страны. Некоторые женщины-спортсменки, носящие хиджаб в повседневной жизни, отказываются от него во время соревнований. Другие находят выход в компромиссном решении -специальном новом виде одежды, соответствующем исламским традициям, - буркини, хотя он приемлем не для всех видов спорта.

1 Хёйзинга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.