Научная статья на тему '2014. 04. 006. Харкнес Дж. , ислам С. Мусульманские спортсменки и хиджаб. Harkness G. , Islam S. Muslim female athletes and the hijab // contexts. - Berkeley (Ca), 2011. -vol. 10, n 4. - p. 64-65'

2014. 04. 006. Харкнес Дж. , ислам С. Мусульманские спортсменки и хиджаб. Harkness G. , Islam S. Muslim female athletes and the hijab // contexts. - Berkeley (Ca), 2011. -vol. 10, n 4. - p. 64-65 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
77
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ / МУСУЛЬМАНСТВО / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Николаева Т.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 04. 006. Харкнес Дж. , ислам С. Мусульманские спортсменки и хиджаб. Harkness G. , Islam S. Muslim female athletes and the hijab // contexts. - Berkeley (Ca), 2011. -vol. 10, n 4. - p. 64-65»

условий (количестве игроков, равном мастерстве и пр.), в результате игры создают разрыв (дифференциацию), то уличные практики, имея отправной точкой асимметрию, пытаются ее сгладить в интересах продолжения игры. При этом создается впечатление, что игра «идет по кругу», постоянно возобновляется, что отсылает к понятию «игровой длительности» (Ж.-П. Каллед), повторяемости. Возможно, здесь присутствует удовольствие от приобщения к «чистой сфере игры» (И. Хёйзинга «Homo Ludens»1) [цит. по: с. 45]. Авторы соглашаются с этой идеей, видя в спортивных уличных играх желание «подпитывать игру, искать ее цель в ней самой и ради нее самой» [с. 45].

Е.Л. Ушкова

2014.04.006. ХАРКНЕС Дж., ИСЛАМ С. МУСУЛЬМАНСКИЕ СПОРТСМЕНКИ И ХИДЖАБ.

HARKNESS G., ISLAM S. Muslim female athletes and the hijab // Contexts. - Berkeley (CA), 2011. -Vol. 10, N 4. - P. 64-65.

Ключевые слова: профессиональный спорт; мусульманство; гендерные стереотипы.

Джефф Харкнес и Самира Ислам, социологи из СевероЗападного университета и Университета Карнеги-Меллон в Катаре, в своей статье анализируют особенности женского профессионального спорта в странах Среднего Востока. Женщины мусульманского вероисповедания, занимающиеся спортом, сталкиваются с рядом проблем, главные из которых - возможность публичных выступлений для женщин и соблюдение хиджаба. Несмотря на проблемы традиционного мышления, наблюдаются изменения в общественном сознании. Интенсивность этого процесса зависит от конкретной страны. Некоторые женщины-спортсменки, носящие хиджаб в повседневной жизни, отказываются от него во время соревнований. Другие находят выход в компромиссном решении -специальном новом виде одежды, соответствующем исламским традициям, - буркини, хотя он приемлем не для всех видов спорта.

1 Хёйзинга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 1997.

Участие женщин в общественной и политической жизни на Среднем Востоке претерпевает быстрое изменение. Женщины играли ключевую роль во время восстаний в Египте, Тунисе, Бахрейне, Ливии. Постепенная гендерная революция происходит и на арене спорта. Исламская федерация женского спорта основана в 1991 г. Ее целью была организация женского спорта с сохранением религиозных традиций. В 1993 г. в Иране состоялись первые Исламские женские игры - международные состязания женщин-мусульманок по некоторым олимпийским видам, в которых принимали участие представительницы 10 стран. В 2005 г. число стран-участниц в Исламских женских играх возросло до 44. Несмотря на столь быстрые изменения, женщины и девушки Среднего Востока, которые хотят заниматься спортом, сталкиваются с особыми трудностями, с которыми не встречаются их коллеги из западных стран. На Среднем Востоке женский спорт нередко рассматривается как оскорбление традиционных мусульманских ценностей. Мусульманские женщины-спортсменки испытывают давление со стороны семьи, религии и политики. «Я покрываю голову, следуя религиозным нормам, - говорит Рима, член пакистанской университетской команды. - Если игру смотрят мужчины, я лично не чувствую себя комфортно, даже если на мне хиджаб. Также моя семья считает, что это не достойно уважения».

Последние 25 лет наблюдается широкое распространение консервативной культуры на Среднем Востоке. Многие женщины, не носившие ранее хиджаб, надевают его. Для многих ношение хиджаба является символом достоинства, связанного с верой и уважением требований ислама. Спортивный социолог Гертруда Пфистер, изучая традиции исламских спортсменок, живущих в Дании, отметила, что покрытие головы вызывает большее отторжение у основной части населения, чем любые другие исламские предписания. Но это не остановило рост числа женщин, носящих хиджаб, в Дании и других европейских странах. «Демонстрация приверженности исламу стала широко распространенной традицией, в некоторых случаях почти модой, - пишет Пфистер. - Хиджаб стал зоной идейной борьбы, которая превращается в культурное столкновение» [с. 65]. Турция запретила использование хиджаба в спортивных соревнованиях, в то время как страны Среднего Востока

требуют, чтобы мусульманские женщины покрывали волосы во время публичных спортивных соревнований.

Использование хиджаба существенно варьируется в зависимости от страны, социального класса, образования, религиозных традиций старшего поколения. Ливан является относительно прогрессивным в своем отношении к женщинам, тогда как Саудовская Аравия и Иран отличаются гораздо большими ограничениями. Часто женщины Среднего Востока рассматриваются усредненно, но нет ничего более далекого от реальности. Многие страны региона населены женщинами - экспатриантами из других стран Среднего Востока, а также из таких стран, как Индия, Судан и Эфиопия. Одна спортивная команда может включать в себя столько разных стран, сколько в ней игроков, каждый из которых может участвовать в принятии решения о том, как они должны быть одеты и следует ли принимать участие в публичных соревнованиях. Эта ситуация способствовала появлению промышленности, направленной на изготовление и продажу спортивной одежды, которая соответствует исламским стандартам. Австралийка ливанского происхождения Ахеда Занетти разработала дизайн и организовала производство оригинальной модели спортивной одежды, соответствующей исламским нормам. Этот костюм напоминает пижаму со странным чепцом - «хиджутом», прикрепленным к вороту для покрытия головы. Компромиссное одеяние получило название «буркини» от слов Ьища (паранджа) и «бикини». По мнению Ахеды Занетти, все смотрят на то, как выглядят мусульманские женщины в спорте. Их вид должен быть скромным и одновременно подчеркивать профессиональный спортивный вид. Эти инновационные правила не всегда применимы для водных видов спорта. Египетская спортсменка Сахар Эльрефаи участвовала в соревнованиях по плаванию, будучи ребенком, но бросила этот вид спорта, после того как достигла возраста 13 лет, обязывающего носить традиционную мусульманскую одежду. «Невозможно заниматься профессиональным плаванием в буркини. Просто потому, что она слишком тяжелая», -говорит Эльрефаи. Некоторые страны Среднего Востока или спортивные организации внутри них требуют гендерной сегрегации для спорта. Зрителей-мужчин не допускают на игры, в которых участвуют женские команды. Другие страны и организации отказываются проводить разделение по гендерному признаку, которое ставит в

затруднительное положение консервативных мусульманских спортсменок. Чаще всего эти молодые женщины отказываются принимать участие в публичных спортивных мероприятиях. «Я не играю перед смешанной аудиторией из-за исламских традиций», -говорит Марьям, палестинская спортсменка, которая участвует в университетской спортивной команде, но отказывается играть в официальных играх, поскольку среди зрителей есть мужчины. Подруга Марьям по команде Тара - мусульманка из Судана. Тара покрывает голову в своей обычной жизни, но снимает платок при игре в футбол и не обращает внимания на зрителей мужского пола.

Согласно Ре-w Research Center, более чем в 200 странах мира мусульмане составляют 1,57 млрд человек [с. 65]. Среди них имеются профессиональные спортсменки, такие как Фатима Аль На-бхани - теннисистка из Омана, которая воздерживается от традиционной мусульманской одежды во время матча. Бахрейнский спринтер Рокайя Аль Гасара была в хиджабе, когда участвовала в соревнованиях по бегу на Олимпийских играх в Пекине 2008 г. Обе участницы не только служат примером для начинающих спортсменок Среднего Востока, но и разрушают западные стереотипы о мусульманских женщинах.

Т.Ю. Николаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.