Научная статья на тему 'Социокультурная динамика современности: воздействие миграции и спорта'

Социокультурная динамика современности: воздействие миграции и спорта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
182
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / СПОРТ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА / КУЛЬТУРНАЯ ИННОВАТИКА / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / АККУЛЬТУРАЦИЯ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / СПОРТ В АРАБСКИХ СТРАНАХ / СПОРТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ИСЛАМСКОГО МИРА / ЕВРОПЕЙСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ / MIGRATION / SPORTS / SOCIO-CULTURAL DYNAMICS / CULTURAL INNOVATION / INCULTURATION / ACCULTURATION / OLYMPIC GAMES / SPORTS IN ARAB COUNTRIES / SPORTS PRACTICE OF THE ISLAMIC WORLD / EUROPEAN SPORTS VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аверина Марина Владимировна

Статья посвящена анализу движущих факторов социокультурной динамики современности, в качестве одного из которых исследуется миграция и ее последствия. Современная волна гигантского потока беженцев из стран Ближнего Востока, преимущественно исламского вероисповедания, обрушилась на спокойную и обеспеченную Западную Европу, явившуюся объектом их устремлений. Страны Западной Европы, приоритетно ориентирующиеся на светские ценности, кардинально далеки от привычного мира мигрантов, что обостряет для последних проблему переходного периода. В качестве одного из путей эффективной инкультурации мигрантов в европейское сообщество обсуждается задействование сферы спорта. Попытка использовать спорт как элемент культурной инноватики предпринималась неоднократно, что свидетельствует о его творческом потенциале. Разнообразные течения, такие как тейлоризм, футуризм (европейский и русский), фашизм, советская “антропомаксимология”, функционализм и идеологическое движение технократов активно эксплуатировали символы, образы, черты и идеи спорта. Сфера спорта выступает как пространство возможностей для тренировки, проигрывания и выработки моделей поведения, как для конкретных индивидов, так и для отдельных социальных групп и даже целых государств, с их последующим переносом с определенной долей успешности в реальную жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Аверина Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural dynamic of modernity: interaction and impact of migration and sports

This article analyzes the driving factors of socio-cultural dynamics of modernity, as one of which examines migration and its consequences. Recent wave of refugees’ giant stream from the Middle East, mainly Islamic religion, hit the quiet and secured Western Europe that was the object of their aspirations. The countries of Western Europe priority oriented on secular values are radically far from the familiar world of migrants, which exacerbates for the latter a problem of transitional period. Active participation in various forms of sports interaction and success achievement in this field is proposed and grounded in the article as the optimal way of effective inculturation of migrants in the European community. The attempt to use sport as an element of cultural innovation has been made repeatedly which shows its creative potential. Various tendencies, such as Taylorism, futurism (Russian and European), fascism, Soviet “anthroposociology”, functionalism and ideological movement of technocrats actively exploited symbols, images, features and ideas of sport. The field of sport acts as a space of opportunities for exercise, playback and development of behavior patterns as for specific individuals and for certain social groups with the subsequent carrying over to real life with a certain degree of success.

Текст научной работы на тему «Социокультурная динамика современности: воздействие миграции и спорта»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2017. № 1

М.В. Аверина, докт. культурологии, канд. социол. наук, доц., доц. кафедры культурологии, социокультурной антропологии и социальных коммуникаций

Российского государственного университета физической культуры, спорта,

*

молодежи и туризма

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА СОВРЕМЕННОСТИ: ВОЗДЕЙСТВИЕ МИГРАЦИИ И СПОРТА

Averina Marina Vladimirovna, doctor in cultural anthropology, PhD in sociology, associate professor, associate professor of the chair of culturology, sociocultural anthropology and social communications of Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), e-mail: kafedra_311@mail.ru

SOCIOCULTURAL DYNAMIC OF MODERNITY: INTERACTION AND IMPACT OF MIGRATION AND SPORTS

Статья посвящена анализу движущих факторов социокультурной динамики современности, в качестве одного из которых исследуется миграция и ее последствия. Современная волна гигантского потока беженцев из стран Ближнего Востока, преимущественно исламского вероисповедания, обрушилась на спокойную и обеспеченную Западную Европу, явившуюся объектом их устремлений. Страны Западной Европы, приоритетно ориентирующиеся на светские ценности, кардинально далеки от привычного мира мигрантов, что обостряет для последних проблему переходного периода. В качестве одного из путей эффективной инкультурации мигрантов в европейское сообщество обсуждается задействование сферы спорта. Попытка использовать спорт как элемент культурной иннова-тики предпринималась неоднократно, что свидетельствует о его творческом потенциале. Разнообразные течения, такие как тейлоризм, футуризм (европейский и русский), фашизм, советская "антропомаксимология", функционализм и идеологическое движение технократов активно эксплуатировали символы, образы, черты и идеи спорта. Сфера спорта выступает как пространство возможностей для тренировки, проигрывания и выработки моделей поведения, как для конкретных индивидов, так и для отдельных социальных групп и даже целых государств, с их последующим переносом с определенной долей успешности в реальную жизнь.

Ключевые слова: миграция, спорт, социокультурная динамика, культурная инноватика, инкультурация, аккультурация, олимпийские игры, спорт в арабских странах, спортивные практики исламского мира, европейские спортивные ценности.

This article analyzes the driving factors of socio-cultural dynamics of modernity, as one of which examines migration and its consequences. Recent wave

* Аверина Марина Владимировна, e-mail: m-averina@list.ru, kafedra_311@mail.ru

of refugees' giant stream from the Middle East, mainly Islamic religion, hit the quiet and secured Western Europe that was the object of their aspirations. The countries of Western Europe priority oriented on secular values are radically far from the familiar world of migrants, which exacerbates for the latter a problem of transitional period.

Active participation in various forms of sports interaction and success achievement in this field is proposed and grounded in the article as the optimal way of effective inculturation of migrants in the European community. The attempt to use sport as an element of cultural innovation has been made repeatedly which shows its creative potential. Various tendencies, such as Taylorism, futurism (Russian and European), fascism, Soviet "anthroposociology", functiona-lism and ideological movement of technocrats actively exploited symbols, images, features and ideas of sport. The field of sport acts as a space of opportunities for exercise, playback and development of behavior patterns as for specific individuals and for certain social groups with the subsequent carrying over to real life with a certain degree of success.

Keywords: migration, sports, socio-cultural dynamics, cultural innovation, inculturation, acculturation, Olympic Games, sports in Arab countries, sports practice of the Islamic world, European sports values.

Некоторые аспекты социокультурной динамики современности

Современному социуму присущи перманентные крупномасштабные преобразования, влекущие трансформацию социальных институтов, изменение количества и видов социокультурной деятельности, уровней социально-групповой дифференциации и т.п. Ярко проявляются качественные изменения, выражающиеся в смене общепризнанных авторитетов, устойчивых ориентиров, долговременных детерминант порядка.

Одним из факторов, провоцирующих ускорение социокультурной динамики, можно назвать "великое переселение народов" — перемещение огромного потока беженцев из стран Ближнего Востока и Африки, охваченных военными действиями, в спокойную и обеспеченную Западную Европу, что повлекло целый ряд изменений, затронувших многие уровни функционирования социума.

В связи с массовыми миграциями буквально автоматически запускаются процессы инкультурации и аккультурации, становящиеся предметом исследований. В ближайшей истории XX в. было как минимум два "цунами" таких переселений, что предоставило прекрасные возможности их изучения1.

1 Не говоря о "мелких волнах": любая гражданская война становилась причиной увеличения числа беженцев в Европе, будь то гражданская война в России в начале XX в. или югославская война в 1990-е.

В частности, 20-30-е гг. ХХ столетия стали пиком массовых переселенческих миграций выходцев из Европы в Америку в поисках лучшей жизни благодаря расширению торговли, рынка, экономических отношений. Р.Э. Парк, изучавший в данном контексте возникновение городов-метрополисов как "плавильных котлов рас и культур"2, пришел в том числе и к такому выводу, что "миграции европейцев привели к формированию новых отношений между различными народами и слиянию культур"3. Личность нового типа, формирующую эти отношения, умеющую существовать в двух культурах одновременно, находить в себе тождество и с элементами культуры большинства, и с элементами собственной культуры-субстрата, Р.Э. Парк обозначил термином "маргинал". По его мнению: "Такой человек неизбежно становится (в сравнении с непосредственно окружающей его культурной средой) индивидом с более широким горизонтом, более утонченным интеллектом, более независимыми и рациональными взглядами"4.

В 60-70-е гг. того же столетия страны Западной Европы также претерпели массовую миграцию, но, в отличие от США, преимущественно трудовую, имевшую два направления: первое — миграция из деревни в город, в связи с этим возникли проблемы адаптации сельского населения к городской среде; второе — миграция "гостевых" рабочих из стран "третьего мира" (африканцы во Франции), которые оказались заняты полуквалифицированным и неквалифицированным трудом, зачастую опасным и мало оплачиваемым. " Проблемы этого вида миграции подразумевали наличие языкового барьера (либо знание языка на уровне владения существительными, местоимениями и инфинитивами), добровольную культурную самоизоляцию мигрантов, загрязнение окружающей среды, трудности усвоения производственных, культурных и бытовых норм, активность в сфере правонарушений"5.

Объективный контекст этого временного интервала не позволил мигранту (как обобщенному совокупному субъекту) выступить в качестве носителя инновационного компонента с повторением предыдущей истории. Конкретика социокультурной действительности привела его к массовой «потере статуса вследствие неин-тегрированности индивидов в определенные структуры (как в силу социальных, так и биологических причин), что выразилось в не

2 Park R.E. Human migration and the marginal man // The American Journal of Sociology. 1928. Vol. XXXIII. N 6. P. 882-893.

3 Цит. по: Артановский С.Н. Проблема "личности на рубеже культур" // Вопросы философии. 1967. № 7. С. 173.

4 Цит. по: Баньковская С.П. Роберт Парк // Современная американская социология. М., 1994. С. 11.

5 Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ. М., 1996. С. 31.

участии в производственном процессе, не выполнении общественных функций, не обладании социальным статусом и существовании на средства, которые "либо добываются в обход общепринятых установлений, либо предоставляются из общественных фондов — во имя политической стабильности — имущими классами"»6.

Третья современная волна гигантского потока беженцев из стран Ближнего Востока в 2010-х гг. обусловлена, приоритетно, военными действиями в этом регионе. Ситуация привела к реальному бегству от войны определенного контингента людей в силу разразившейся гуманитарной катастрофы и невозможности нормальной мирной жизнедеятельности. Для других мигрантов7, перемещающихся вместе с ними, это попытка сменить дискомфортное (политическое? экономическое? социальное?) существование на достойные условия жизни, сложившиеся в благополучных странах Западной Европы. Основная масса мигрантов исповедует ислам8, что можно обозначить в качестве характерной особенности этой волны переселенцев.

Анализ предоставляемой журналистами из разных СМИ информации, подкрепленной визуальным рядом с места событий, позволяет выделить определенную специфику беженцев этой волны миграции:

"— внешнее благополучие (наличие новых айфонов и ноутбуков, возможность посещать модные парикмахерские, сдавать вещи в дорогие химчистки);

— уверенность в себе и совершенное равнодушие к очарованию старинных христианских городков;

— требование халяльной еды, запрета во многих школьных столовых свиных сосисок, колбасы, паштета, запрета для своих детей посещения уроков плавания в школах, открытия в бассейнах специальных отделений для купания в одежде;

— агрессивное возмущение поведением пожилых европеек, гуляющих по улицам вечером без сопровождения и общающихся с молодыми мужчинами; внешним видом молодых женщин в открытой одежде; запрет девочкам-школьницам ходить в мини-юбках и шортах;

— активное нежелание перенимать даже элементарные правила поведения, в частности, разбрасывание пластиковых пакетов, бутылок, окурков, остатков еды после приема пищи целыми семействами в парках на траве и презрение к городским уборщикам, кото-

6 На изломах социальной структуры // Рук. авт. колл. А.А. Галкин. М., 1987. С. 207.

7 Жители Эритреи, Сомали, Нигерии и других неблагополучных африканских стран бегут от военных, пиратов или просто бандитов.

8 Хотя в Нигерии, Эритрее и Сирии есть и христиане.

рые вынуждены подбирать за ними этот мусор, прецеденты мытья мужчин в фонтанах, неумение пользоваться туалетами и т.п."9.

Достоинства и недостатки оперативной информации как научного источника являются предметом дискуссии, это следует обозначить. Тем не менее, достаточно рельефно вырисовывается абрис анализируемой проблемы.

Еще исследования Р.Э. Парка и его учеников показали, что "период переезда, перехода к принятию новых культурных традиций, социальных и моральных норм воспринимается и рассматривается как кризис: чувство дихотомии и конфликта, когда старые привычки отброшены, а новые еще не сформировались"10, и требуется определенный переходный период.

Какие предполагаемые пути инкультурации можно выделить в существующих условиях? В авторской интерпретации выстраиваются следующие варианты:

— естественная мягкая инкультурация прибывающих мигрантов за счет безоговорочного принятия традиционных европейских ценностей;

— образование новых диаспор или вхождение в существующие в качестве переходной формы социализации и бытование в культуре большинства как повторение ситуации предыдущей волны (1960-1970-х гг.);

— преобладание жесткой аккультурации с акцентом на исламскую составляющую;

— культурная инноватика в контексте влияния глобализацион-ных процессов на пути инкультурации.

Не обсуждая три первых пункта, поскольку это не входит в рамки данной работы, акцентируем внимание на четвертом. Именно в его контексте возможна, в частности, интерпретация покупок (хотя и нелигитимных) и активного использования айфонов и ноутбуков мигрантами этой волны в Европе как процесса присоединения и освоения индивидами норм преимущественно современной культуры потребления и ориентации в сфере 1Т-технологий.

В рамках культурной инноватики представляется обоснованным активное задействование спортивных практик, участие в различных формах спортивного взаимодействия и достижение успехов на этом поприще, что продуктивно рассматривать как инструмент эффективной инкультурации в европейское сообщество.

9 Асламова Д. Светопреставление в Старом Свете: Европу захлестнули полчища алчных мигрантов. URL: http://best.kp.ru/msk/europe_migrants/ (дата обращения: 06.03.2016).

10 ParkR.E. Human migration and the marginal man. P. 882—893.

Попытка использовать спорт как элемент инноватики предпринимался неоднократно, что свидетельствует о его творческом потенциале.

Разнообразные течения, такие как тейлоризм, футуризм (европейский и русский), фашизм, советская "антропомаксимология", функционализм и идеологическое движение технократов активно эксплуатировали:

"— такие черты спорта, как количественное измерение, соперничество и секундомер для создания новой формы научной человеческой технологии в промышленном труде;

— такие символы спорта, как автогонки для будущего направленного отношения человека ко времени и прогрессу;

— такие образы спорта, как образы здоровья, культуры и молодости для своих спортивных программ;

— такие идеи спорта, как совершенствование человека на физическом, биологическом и психическом уровнях"11.

Не следует забывать, и современная история это лишний раз продемонстрировала на примере Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро в связи с допинговым скандалом уличенных российских спортсменов, об активном использовании потенциала спорта как инструмента политического противостояния. С одной стороны, осуществляется перенос образа идеологического врага на игроков и болельщиков команды соперника, что является важнейшим механизмом глобального манипулирования, с другой стороны, победы в спорте и особенно на Олимпиаде рассматриваются как средство демонстрации политической мощи страны, что "впервые в современной истории было использовано Гитлером при проведении олимпиады 1936 г., затем, по мнению зарубежного сообщества (Америки, Великобритании, Канады, наиболее активно выступивших за отстранение российских спортсменов от участия в Олимпиаде в Рио в связи с подтвержденными положительными допинг-пробами в Сочи, Лондоне, Пекине), использовано В. В. Путиным при проведении Олимпиады в Сочи в 2014 г"12.

В качестве наиболее аргументированного свидетельства приобретения спортом современности масштабов планетарного явления, влияющего на социокультурную динамику цивилизации, можно привести футбол как игру, объединяющую нации, расы, вероисповедания.

11 Айхберг Х. Социальное конструирование времени и пространства как возвращение социологии к философии // Логос. 2006. № 3 (54).

12 Матвейчев О. Под покровом Олимпиады. URL: http://izvestia.ru/news/625148# ixzz4GMX6IAtk (дата обращения: 10.08.2016).

Спорт как один из значимых факторов социокультурной

динамики современности

Согласно модели М. Вебера "микрокосм современного спорта содержит характеристики макрокосма современного общества: се-кулярность, равенство, специализацию, рационализм, бюрократическую организацию, квантификацию. Совокупность этих характеристик и присущая спорту в большей степени, чем остальному порядку социального, погоня за рекордами, независимо и систематически связывают элементы идеального типа современного общества"13.

Включенность в занятия спортом формирует определенные изменения индивидуальной культуры, что продуцирует влияние на социум и влечет появление новых форм человеческого бытия. Разработанная Х. Айхбергом «непаноптическая структура новой пространственной организации спорта: "достижение результатов — ускорение времени — стандартизация пространства (или его расширение)", явилась одной из креативных моделей, заявивших о потенциале спорта как значимом факторе социокультурной динамики»14.

Появление в 1970-х гг. так называемых "новых игр" (в современности более известных как экстремальные виды спорта) было обусловлено «привнесением новой организации времени, повлекшей за собой ряд существенных трансформаций:

— в области архитектуры началась резкая критика функционализма строений, что привело к экспериментированию, как в обычной архитектуре, так и в спортивных сооружениях (лишенных центра пространства танцевальных залов и залов для игр и занятий спортом);

— новые направления спортивной активности (бег трусцой, скейтборд, роликовые коньки, альпинизм и др.) вторглись на территорию городов, с использованием наземного, подземного и воздушного пространства (внутреннего устройства фабрик или внешних фасадов офисных башен);

— возникли новые виды деятельности — граффити на стенах, компьютерные "бродилки", туристическое движение в Америке и странах Северной Европы, специальные курсы или игры "на выживание" в лесах (там же);

— синдром скорости и ускорения — "дромократия" — сводил среду к мелькающей панораме, что стало причиной серьезных

13 Цит. по: Гуттман А. Капитализм, протестантизм и современный спорт // Логос. 2013. № 5 (95). С. 28.

14 Айхберг Х. Указ. соч. С. 76—90.

проблем в экологии (Schivelbusch, 1977; Virilio, 1977, 1978; Sachs, 1984; Eichberg, 1987)»15.

Руководствуясь своей моделью и опираясь на мнение Л. Мам-форда и М. Фуко, Х. Айхберг сформулировал предположение, что «значимым результатом кризиса "пирамидальной" модели и социума и спорта, проявившимся в 1970-80-х годах, явились революции 1989 года в Восточной Европе и падение политико-бюрократических иерархий. Данный процесс, по его мнению, вполне смог обозначить переход к иным пространственным (и временным) особенностям новой культуры движения — "фрактальной" и "лабиринтообразной" моделям социальности. "И не являются ли... новые пространства лабиринта отражением нового сценария транссовременности?"»16.

В свою очередь, развернувшиеся процессы глобализации, экспансия массовой культуры, беспрецедентное влияние масс-медиа, формирование тенденции тотальной визуализации социокультурных событий способствовали:

— «формированию новой организационной структуры мирового спорта (МОК, ФИФА и др.), что спродуцировало культурный трансфер в глобальных масштабах, когда реципиенты принимают некие фрагменты "чужого" импорта, перерабатывают их и объединяют с "собственной" культурой, чтобы в целом прийти к чему-то новому, изменяющему традиции (Tenbruck, 1992; Burke, 2000)»17;

— «созданию и использованию конструктов и репрезентантов спорта во "внеспортивных" социокультурных практиках: в массовых коммуникациях, политике, бизнесе, искусстве, образовании, шоу- индустрии»18;

— использованию сферы спорта как пространства возможностей для тренировки, проигрывания и выработки моделей поведения, как для конкретных индивидов, так и для отдельных социальных групп, и даже целых государств с последующим переносом с определенной долей успешности в реальную жизнь;

— «формированию "видимости" для системы медиа незаметных стран, неизвестных спортсменов в рамках визуализации спортивных событий, что способствовало реализации их стремления обозначить себя и включить свои государства во "всеобщий" порядок»19.

15 Айхберг Х. Указ. соч.

16 Там же.

17 Айзенберг К. Открытие спорта современной исторической наукой // Логос. 2009. № 6 (73). С. 82-98.

18 Быховская И.М. Спорт в современном мире: социокультурный анализ и социальная практика // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований: Сб. ст. / Под ред. И.М. Быховской. М., 2010. С. 616.

19 Зверева В. Телевизионный спорт // Логос. 2006. № 3.

Э. Франке в работе "Современный спорт — религия рубежа тысячелетий?" указывает, что «медиатрансляция сулит сопричастность живым спортивным событиям, с помощью особого реконструирующего языка порождает мифы и создает смысловые предпосылки для связывания людей в сообщество "адептов спорта"»20.

Философы и социологи, изучающие спорт, все больше склоняются к трактовке этого пространства как «своеобразной "естественной" лаборатории телесно-культурной активности, на материале которой можно анализировать свойства социальных отношений, таких, как конкуренция и кооперация, конфликт и гармония, солидарность и исключение, выступающих в качестве базовых характеристик действия в современных обществах, которые в других контекстах обычно предстают в качестве взаимоисключающих»21.

Идея ювенализации современного социума зародилась в сфере спорта благодаря появлению и активному внедрению фитнеса в обычную жизнь десятков тысяч людей. Именно фитнес запустил телесно-культурную активность избавления от дряхлости, культивирования подтянутого спортивного тела, что косвенно способствовало активному распространению пластической хирургии, изменению стандартов поведения взрослой части социума, желающей продлить ощущения молодости посредством следования молодежным формам жизнедеятельности.

Матч женской египетской сборной по пляжному волейболу на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро—2016 против своих соперниц из Германии вызвал своеобразный информационный и культурный шок, обусловленный контрастом формы участниц. "Египтянки Доаа Эль-Гобаши и Нада Меавад (Doaa El-Ghobashy and Nada Meawad) выступали в буркини (впервые в истории современных Олимпиад) в отличии от немок Лауры Людвиг и Киры Валкенхорст (Laura Ludwig and Kira Walkenhorst), одетых в традиционный для этой игры костюм — бикини"22. Резонансные события не заставили себя долго ждать. В российском медийном поле резко актуализировалось обсуждение проблемы женского обрезания. «Муфтий Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бер-диев заявил журналистам, что "надо всех женщин обрезать, чтобы

20 Franke E. Der moderne Sport — die zeitgemäße Religion der Jahrtausendwende. Berlin, 2006.

21 Dunning E. Vorwort // Elias N., Dunning E. Sport und Spannung im Prozess der Zivilisation. Frankfurt a/M., 2003. S.18.

22 Cady Lang Egyptian women's volleyball team competed in hijab for their first Olympic game. URL: http://time.com/4443905/rio-olympics-2016-volleyball (accessed: 10.08.2016).

разврата не было на Земле, чтобы сексуальность уменьшилась"»23. Следует уточнить, что реакция муфтия формально была ответом на публикацию доклада правозащитной организации "Правовая инициатива", содержащего данные о распространении практики обрезания малолетних девочек в ряде районов Дагестана24.

Однако (не только на наш взгляд) мероприятие такого масштаба, как Олимпиада (не обсуждая другие аналогичные по уровню ста-тусности), во много крат усиливает социокультурный резонанс составляющего его событийного ряда и может "провоцировать акторов принимать решения и действовать в направлении соединения конкурирующих и противоборствующих систем (зачастую при отсутствии общего языка) в сложные целостности"25.

Учитывая данное мнение и ориентируясь на авторскую сферу исследования с уверенностью можно утверждать, что спорт с его соответствующим эпохе функционалом прочно встроился в общий порядок современного социума, стал частью культуры, как "онти-ческой необходимости сути человека"26 и оказывает существенное влияние на социокультурную динамику цивилизации.

Анализ возможных направлений влияния привносимых мигрантами спортивных практик исламского мира на европейские спортивные ценности и привычки

Современный спорт как явление — продукт культурного импорта из Великобритании, распространению которого изначально активно способствовали международные элиты. "Благодаря тому, что их лояльности и идентичности были укоренены не в национальных государствах, а между ними, произошло тиражирование единого глобального образа современного спорта"27.

Если говорить о спорте высших достижений, то представители арабских государств, решившие принимать участие в Олимпийских играх, автоматически были вынуждены соревноваться по тем правилам и в тех видах спорта, которые были заявлены в рамках западной модели: с обязательным измерением спортивных достижений по системе "сантиметр — грамм — секунда", наличием бюрократических систем управления спортом, специализации и т.п.

23 Тяжлов И., Туманов Г., Сабитова А. О всеобщем женском обрезании муфтий сказал "просто так". URL: http://www.kommersant.ru/doc/3065877 (дата обращения: 17.08.2016).

24 Там же.

25 Кравченко С А. Риски в нелинейном глоболокальном социуме. М., 2009. С. 58—59.

26 Plessner H. Die Stufen des Organischen und der Mensch // Gesammelte Schriften. Frankfurt a/ M., 1981.

27 Айзенберг К. Указ. соч. С. 82—98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возникновение Панарабских и позже Женских Исламских игр — ярко выраженная попытка переработки "чужого" импорта и объединения с "собственной" культурой. И те и другие Игры изначально задекларировали приоритет упрочения культурного единства между арабскими народами и укрепления исламской идентичности, чем обозначили свое отличие от Олимпийских игр (философии олим-пизма и универсализма), что воплотилось в соблюдении особенностей поведения в соответствии с исламскими критериями и ценностями.

Ценности исламской культуры, проецируемые на занятия спортом, сравнительно жестко привязаны к трактовке текстов Корана. Так, например: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Любое действие, отвлекающее верующего от поклонения Аллаху, является пустой тратой времени, за исключением четырех занятий: стрельбы по мишеням, езды на лошади, игр с семьей и обучения плаванию (ат-Табарани)"»28.

Кроме перечисленных к дозволенным Шариатом видам спорта с условием, что "они не являются средством заработка, относятся футбол, теннис, гольф, волейбол, баскетбол, бадминтон, гандбол и другие виды спорта, связанные с мячом, а также бег и единоборства. В принципе, большинство видов спорта дозволены Исламом, а некоторые даже поощряются, так как они пригодны для войны с противником, к которой мусульмане должны быть всегда готовы"29.

И естественно, в соответствии с Кораном, много ограничений для женщин, желающих заниматься спортом. "Ислам запрещает женщинам состязаться в тех видах спорта, где открывается аврат30, поскольку влечет пробуждение страстей, провоцирующих смуты и падение нравов в обществе. Поэтому Шариат запрещает синхронное плавание с участием девушек и музыкальным сопровождением; также является запретной борьба между девушками или между мужчинами и женщинами. Однако бесконтактные виды борьбы, такие как каратэ, кунг-фу, доступны для изучения девушками, поскольку могут пригодиться для самообороны, но с условием закрытия аврата"31.

И еще немаловажное уточнение в рамках соответствия Корану касается проблемы дозволенности-недозволенности приза как результата участия в соревновании. «Имам Ибн Къудама сказал:

28 Спорт в Исламе // Ислам. 2009. № 21 (01). URL: http://www.islam.ru/content/ veroeshenie/43592 (дата обращения: 31.01.2016).

29 Там же.

30 Часть тела, которую мусульмане обязаны прикрывать перед другими людьми. Для женщин авратом считается все тело, кроме овала лица и кистей рук.

31 Спорт в Исламе...

" Соревнования без приза дозволены в общей форме, без каких-либо конкретизации.. А что касается соревнования за приз, то это не дозволено, кроме как за соревнования на верблюдах и лошадях, а также за стрельбу из лука" (аль-Мугъни 1/127)»32.

Анализ специфики исламского влияния при проведении конкретно Женских Исламских игр показал приоритетность «"соблюдения исламских правил в одежде", присутствия на самих соревнованиях только женщин, вплоть до представителей международной

33

прессы и операторов телевизионных репортажей»33.

Что касается правил проведения соревнований, перечня спортивных дисциплин (хотя включались и не олимпийские), заявленных в играх, возможности участия спортсменок-немусульманок (в Женских Исламских Играх, да — с соблюдением дресс-кода, но немусульманок)34, создания условий для демонстрации местных рекордов из-за отсутствия основных мировых конкурентов (в Па-нарабских Играх), получения медалей и престижной реализации в спорте с целью социального лифтинга как отдельных спортсменов, так и стран в региональном контексте, практически все встраивалось в рамки европейской модели спортивных ценностей.

Не следует забывать, что значимость спорта как социального явления, как части культуры не ограничивается его восприятием только как пространства высших достижений, спорт выступает и как доступный продукт для массового потребления: как зрелище, как досуг, как средство поддержания здорового образа жизни.

Возможно, в этом сегменте с его приближенностью к реальности и большей доступностью фиксация и анализ спортивных практик мигрантов, прибывших в Европу, позволят более адекватно вычленить перенос влияния родной исламской культуры в новую среду обитания и степень воздействия на европейскую спортивную культуру.

Анализ оперативной информации по данным СМИ показал, что у мигрантов (беженцев), прибывших в Европу и ожидающих решения своей легализации в лагерях для беженцев, имеется достаточно свободного времени, которое многие из них могут посвящать занятиям спортом.

Так, Т. Бах, глава Международного олимпийского комитета, во время своего визита в центр размещения беженцев в афинском районе Элеона, принял участие в спортивных соревнованиях:

32 Спорт в Исламе...

33 Олимпийские игры для исламских женщин: атлетика и мини-футбол в чадре. URL: http://www.ivsporte.ru/page_377.htm (дата обращения: 25.05.2009).

34 Там же.

во время игры в футбол Бах "забил один мяч, а затем, встав в ворота, пропустил два от мальчишек-беженцев"35.

"В кенийском лагере Какума на границе с Южным Суданом, полыхающем в войне, находятся 180 тысяч беженцев, и главное занятие для большинства — спорт. В лагере организовано 160 футбольных команд и 60 баскетбольных"36.

Привлекает внимание информация, что даже «лидер группировки ИГ Абу Бакр Аль-Багдади очень любит футбол. В студенческие годы он много раз играл на позиции нападающего со знакомыми из мечети. "Он был Лионелем Месси нашей команды, просто лучшим", — вспоминал его давний знакомый Абу Али в интервью The Telegraph. — Примерно то же известно о палаче ИГ Джихади Джоне, который был убит в ноябре 2015 года. Расследование The Washington Post показало, что до отъезда в Сирию он был активным фанатом "Куинз Парк Рейнджерс"»37.

Рассуждать о репрезентативности данных, основанных на информации от оперативных источников в СМИ, для формулировки значимых выводов в рамках научных исследований, как указывалось, не совсем корректно. Однако в ситуации калейдоскопической быстроты смены событий, когда наблюдается значительное временное отставание между произошедшим событием и его научным осмыслением, именно оперативная журналистская информация, на наш взгляд, выступает весомой фактологической базой, априори вынужденной подтверждаться фото- и видеорядом, что является вполне оправданным аргументом для выстраивания промежуточных выводов.

Вероятно, неслучайно Р.Э. Парк, возглавивший исследование культурного эффекта миграционных процессов ХХ в., изначально был журналистом.

Преимущество современников как раз и выражается в шансе фиксации деталей осуществления процесса и более точной констатации его результатов в конкретный отрезок времени. Применительно к заявленной теме можно сформулировать некоторые

35 Клипин Д. Бах подыграл мигрантам. Как у Олимпиады—2016 в Рио-де-Жанейро появилась большая "европейская" проблема. URL: http://lenta.ru/articles/2016/01/ 29/olympicsrefugee (дата обращения: 29.01.2016).

36 Самбур В. Сборная беженцев на Олимпиаде. История сирийской пловчихи и других беженцев, которые выступят отдельной командой на Олимпиаде—2016. URL: http://sport.rbc.ru/article/268848/?utm_source=gismeteo&utm_medium=news&utm_ campaign=gism_top15 (дата обращения: 24.03.2016).

37 Воронин В., Киселев Н. Стадионы бомбили, спортсменов убивали. Футбол в Сирии. URL: http://sport.rbc.ru/article/268220/?utm_source=gismeteo&utm_medium=news& utm_campaign=gism_top23 (дата обращения: 10.03.2016).

промежуточные выводы о возможных путях исламского влияния на спортивные европейские ценности, которые могут выражаться:

— во внедрении своих (национальных) видов спорта;

— в изменении отношения к женским видам спорта;

— в изменении экипировки в разных видах спорта;

— в изменении поведения на соревнованиях как части спортивной культуры, что несомненно повлияет как на социокультурную динамику сферы спорта, так и на социум в целом.

Промежуточные выводы, естественно, должны подкрепляться конкретными исследованиями для более точной прогностики.

Однако хочется закончить статью одним из умозаключений, сделанных европейскими историками о статусе современного спорта как относительно автономной общественной подсистемы, которая «на основе "встроенных" игровых характеров может функционировать по собственным правилам и в ряде ситуаций демонстрировать иногда непредсказуемую динамику развития (Heinemann, 1984; Gratton, 1998)»38.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Айзенберг К. Открытие спорта современной исторической наукой // Логос. 2009. № 6 (73). С. 82-98.

Айхберг Х. Социальное конструирование времени и пространства как возвращение социологии к философии // Логос. 2006. № 3 (54). С. 76-90.

Артановский С.Н. Проблема "личности на рубеже культур" // Вопросы философии. 1967. № 7.

Асламова Д. Светопреставление в Старом Свете: Европу захлестнули полчища алчных мигрантов. URL: http://best.kp.ru/msk/europe_migrants/ (дата обращения: 06.03.2016).

Баньковская С.П. Роберт Парк // Современная американская социология. М., 1994.

Быховская И.М. Спорт в современном мире: социокультурный анализ и социальная практика // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований: Сб. ст. / Под ред. И.М. Быховской. М., 2010.

Воронин В., Киселев Н. Стадионы бомбили, спортсменов убивали. Футбол в Сирии. URL: http://sport.rbc.ru/article/268220/?utm_source=gismeteo&utm_ medium=news&utm_campaign=gism_top23 (дата обращения: 10.03.2016).

Гуттман А. Капитализм, протестантизм и современный спорт // Логос. 2013. № 5 (95). C. 1-42.

Зверева В. Телевизионный спорт // Логос. 2006. № 3.

Ингхэм Б., Файад Дж. Арабские страны. Обычаи и этикет. М., 2009.

Клипин Д. Бах подыграл мигрантам. Как у Олимпиады-2016 в Рио-де-Жанейро появилась большая "европейская" проблема. URL: http://lenta. ru/articles/2016/01/29/olympicsrefugee (дата обращения: 29.01.2016).

38 Айхберг Х. Указ. соч. С. 76-90.

Кравченко С.А. Риски в нелинейном глоболокальном социуме. М., 2009.

Лабиди А. Политико-идеологическая значимость Панарабских игр // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2005. № 6. С. 26-34.

Матвейчев О. Под покровом Олимпиады. URL: http://izvestia.ru/ news/625148#ixzz4GMX6IAtk (дата обращения: 10.08.2016).

На изломах социальной структуры / Рук. авт. колл. А.А. Галкин. М., 1987.

Олимпийские игры для исламских женщин: атлетика и мини-футбол в чадре. URL: http://www.ivsporte.ru/page_377.htm (дата обращения: 25.05.2009).

Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ. М., 1996.

Самбур В. Сборная беженцев на Олимпиаде. История сирийской пловчихи и других беженцев, которые выступят отдельной командой на Олим-пиаде-2016. URL: http://sport.rbc.ru/article/268848/?utm_source=gismeteo&utm_ medium=news&utm_campaign=gism_top15 (дата обращения: 24.03.2016).

Социология спорта. Международные перспективы и глобализация / Под ред. Ф. Оля. М., 2006.

Спорт в Исламе // Ислам. 2009. № 21 (01). URL: http://www.islam.ru/ content/veroeshenie/43592 (дата обращения: 31.01.2016).

Стоунквист Э.В. Маргинальный человек: исследование личности и культурного конфликта // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. Вып. 1. С. 9-36.

Тяжлов И., Туманов Г., Сабитова А. О всеобщем женском обрезании муфтий сказал "просто так". URL: http://www.kommersant.ru/doc/3065877 (дата обращения: 17.08.2016).

Халед Абу Бакр. О бикини и хиджабах на Олимпиаде. URL: http:// inosmi.ru/social/20160817/237566800.html (дата обращения: 17.08.2016).

Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема // Логос. 2006. № 3 (54).

REFERENCES

Ajzenberg K. Otkrytie sporta sovremennoj istoricheskoj naukoj [The discovery of sports by modern historical science] // Logos. 2009. N 6 (73). S. 82-98 (in Russian).

Ajhberg H. Social'noe konstruirovanie vremeni i prostranstva kak vozvrashhe-nie sociologii k filosofii [The social construction of time and space as a return of sociology to philosophy] // Logos. 2006. N 3 (54). S. 76-90 (in Russian).

Artanovskij S.N. Problema "lichnosti na rubezhe kul'tur" [The problem of "identity at the turn of cultures"] // Voprosy filosofii [The Questions of Philosophy]. 1967. N 7 (in Russian).

Aslamova D. Svetoprestavlenie v Starom Svete: Evropu zahlestnuli polchishha alchnyh migrantov [Doomsday in the Old World: Europe has been swept by hordes of greedy migrants]. URL: http://best.kp.ru/msk/europe_migrants/ (data obrashhenija: 06.03.2016) (in Russian).

Ban'kovskaja S.P. Robert Park [Robert Park] // Sovremennaja amerikanskaja sociologija [Contemporary American Sociology]. M., 1994 (in Russian).

Byhovskaja I.M. Sport v sovremennom mire: sociokul'turnyj analiz i social'naja praktika [Sports in the world today: sociocultural analysis and social practice] // Kul'turologija: fundamental'nye osnovanija prikladnyh issledovanij: Sb. st. [Cultural Studies: the Fundamental Basis of Applied Research: Collected Papers] / Pod red. I.M. Byhovskoj [Ed. by I.M. Bykhovskaya]. M., 2010 (in Russian).

Dunning E. Vorwort // Elias N., Dunning E. Sport und Spannung im Prozess der Zivilisation. Frankfurt a/M., 2003.

Franke E. Der moderne Sport - die zeitgemäße Religion der Jahrtausendwende. 2006.

Gratton C. The economic importance of modern sport // Culture, Sport, Society. 1998. N 1 (1). P. 101-117.

Guttman A. Kapitalizm, protestantizm i sovremennyj sport [Capitalism, Protestantism and modern sport] // Logos. 2013. N 5 (95). C. 1-42 (in Russian).

Haled Abu Bakr. O bikini i hidzhabah na Olimpiade [About bikini and hijabs at the Olympics]. URL: http://inosmi.ru/social/20160817/237566800.html (data obrashhenija: 17.08.2016) (in Russian).

Inghjem B, Fajad Dzh. Arabskie strany. Obychai i jetiket [Customs & etiquette of Arabia and Gulf states]. M., 2009 (in Russian).

Jelias N. Genezis sporta kak sociologicheskaja problema // Logos. 2006. N 3 (54) (in Russian).

Klipin D. Bah podygral migrantam. Kak u Olimpiady-2016 v Rio-de-Zhanejro pojavilas' bol'shaja "evropejskaja" problema [Bach played along the migrants. How the Olympics 2016 in Rio de Janeiro gained a big "European" problem]. URL: http://lenta.ru/articles/2016/01/29/olympicsrefugee (data obrashhenija: 29.01.2016) (in Russian).

Kravchenko S.A. Riski v nelinejnom globolokal'nom sociume [Risks in the non-linear globolocal society]. M., 2009 (in Russian).

Labidi A. Politiko-ideologicheskaja znachimost' Panarabskih igr [Political and ideological significance of the Pan Arab games] // Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskih special'nostej [Physical education of students of creative specialties. Collection of proceedings]. 2005. N 6. S. 26-34 (in Russian).

Lang C. Egyptian women's volleyball team competed in hijab for their first Olympic game. URL: http://time.com/4443905/rio-olympics-2016-volleyball (accessed: 10.08.2016).

Matvejchev O. Pod pokrovom Olimpiady [Under cover of the Olympics]. URL: http://izvestia.ru/news/625148#ixzz4GMX6IAtk (data obrashhenija: 10.08.2016) (in Russian).

Na izlomah social'noj struktury [On the breaks of social structure] / Ruk. avt. koll. A.A. Galkin [Lead author A.A. Galkin]. M., 1987 (in Russian).

Olimpijskie igry dlja islamskih zhenshhin: atletika i mini-futbol v chadre [Olympic games for Islamic women: track and field athletics and mini-football in a chador]. URL: http://www.ivsporte.ru/page_377.htm (data obrashhenija: 25.05.2009) (in Russian).

Park R.E. Human migration and the marginal man // The American Journal of Sociology. 1928. Vol. XXXIII. N 6. P. 882-893.

Plessner H. Die Stufen des Organischen und der Mensch // Gesammelte Schriften. Frankfurt a/M., 1981.

Popova I.P. Marginal'nost'. Sociologicheskij analiz [The marginality. Sociological analysis]. M., 1996 (in Russian).

Sambur V. Sbornaja bezhencev na Olimpiade. Istorija sirijskoj plovchihi i drugih bezhencev, kotorye vystupjat otdel'noj komandoj na 0limpiade-2016 [Refugee team at the Olympics. The story of Syrian swimmer and other refugees who will participate in the 2016 Olympics as a separate team]. URL: http:// sport.rbc.ru/article/268848/?utm_source=gismeteo&utm_medium=news&utm_ campaign=gism_top15 (data obrashhenija: 24.03.2016) (in Russian).

Sociologija sporta. Mezhdunarodnye perspektivy i globalizacija [Sociology of sport. International perspectives and globalization] / Pod red. F. Olja [Ed. by F. Olya]. M., 2006 (in Russian).

Sport v Islame [Sports in Islam] // Islam. 2009. N 21 (01). URL: http:// www.islam.ru/content/veroeshenie/43592 (data obrashhenija: 31.01.2016) (in Russian).

Stounkvist Je.V. Marginal'nyj chelovek: issledovanie lichnosti i kul'turnogo konflikta [Marginal man: a study of personality and cultural conflict] // Li-chnost'. Kul'tura. Obshhestvo [Personality. Culture. Society]. 2006. T. 8. Vyp. 1. S. 9-36 (in Russian).

Tjazhlov I., Tumanov G., Sabitova A. O vseobshhem zhenskom obrezanii muftij skazal "prosto tak" [About overall female circumcision mufti said "just like that"]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3065877 (data obrashhenija: 17.08.2016) (in Russian).

Voronin V., Kiselev N. Stadiony bombili, sportsmenov ubivali. Futbol v Sirii [Stadiums were bombed, athletes were murdered. Football in Syria]. URL: http:// sport.rbc.ru/article/268220/?utm_source=gismeteo&utm_medium=news&utm_ campaign=gism_top23 (data obrashhenija: 10.03.2016) (in Russian).

Zvereva V. Televizionnyj sport [TV sports] // Logos. 2006. N 3 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.