Научная статья на тему 'Я. В. Евсеева. К вопросу о социологии спорта: введение к тематическому разделу'

Я. В. Евсеева. К вопросу о социологии спорта: введение к тематическому разделу Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
132
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Я. В. Евсеева. К вопросу о социологии спорта: введение к тематическому разделу»

ТЕМА НОМЕРА: СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА

Я.В. ЕВСЕЕВА. К ВОПРОСУ О СОЦИОЛОГИИ СПОРТА:

Введение к тематическому разделу

Спорт является неотъемлемой составляющей культуры современных обществ. Без спортивных трансляций невозможно представить себе жизнь в современном мире. Увлечение спортом характерно для людей обоего пола, разного возраста, с различным образованием и профессиональной квалификацией, независимо от того, вовлечены они сами в какие-либо активные физические практики или нет. Спорт - это универсальный язык, доступный практически каждому. Интерес к спорту объединяет людей всего мира, в нем находят отражение процессы глобализации.

Социология спорта как научная дисциплина берет свое начало в 1960-е годы. Ее объект - спорт - отличен от досуга, который несет в себе общее значение внерабочих практик, рекреации, а также от физической культуры, связанной, с одной стороны, с педагогикой (физическое воспитание) и, с другой стороны, с культурными исследованиями.

Спорт в узком значении, в противовес существовавшим с античности физическим занятиям, направленным на укрепление тела и духа, - это модернистский феномен, сопряженный с формированием современного государства, массового общества, развитием современных медиа. Становление современного спорта связывают с рядом игровых и неигровых атлетических практик - таких как футбол, крикет, гребля, - в английских частных школах и университетах в середине XIX в. Для удобства проведения соревнований правила в этих практиках были унифицированы, что стало катализатором их дальнейшего развития. Путешествуя по миру, в том числе отправляясь в деловые поездки, англичане везли с собой

свои национальные игры. Наибольшей популярностью пользовался футбол. К концу XIX в. футбольные федерации были созданы за пределами Англии не только в континентальной Европе, но и в ряде стран Латинской Америки. С 1920-х годов начался экспорт в Европу уже североамериканских видов спорта, наибольшее международное значение из которых приобрели баскетбол и хоккей с шайбой.

Первостепенную роль в развитии спорта сыграло олимпийское движение, чья география неуклонно расширялась. На настоящий момент членами Международного олимпийского комитета (МОК) являются 205 стран (для сравнения: в ООН состоят 193 страны). Для спортсменов во многих олимпийских видах спорта именно Игры, проводящиеся раз в четыре года, становятся главным стартом в карьере. Число олимпийских дисциплин постоянно пополняют новые виды, среди них в последние годы такие неклассические и изначально введенные ради повышения зрелищности, как биатлонная смешанная эстафета, или же альтернативно-молодежные вроде слоупстайла в сноуборде.

Крупные спортивные мероприятия многими исследователями описываются как мегасобытия1, т.е. события с международным составом участников и глобальной аудиторией, обладающие общемировым значением и сопряженные с долгосрочными последствиями для стран-организаторов - в общекультурном отношении, в плане спорта как такового, туризма, бизнеса и пр. (причем речь отнюдь не идет об однозначно позитивных эффектах). К подобным мегасобытиям относят Олимпийские игры, чемпионаты мира по футболу и часто также чемпионат мира по автогонкам Формулы-1.

При этом спорт и прежде всего это отражается именно в ме-гасобытиях - приобретает смыслы, выходящие далеко за пределы соревнований как таковых. Он становится существенным фактором идентификации - культурной, этнической, национальной, политической. Спорт вовсе не является политически нейтральным феноменом, что продемонстрировали имевшие в истории место бойкоты Олимпийских игр и теракты во время ряда крупных соревнований. Спортивные события объединяют людей, в них вовлеченных, - от

1 См., например: Hiller H.H. Mega-events, urban boosterism and growth strategies // International j. of urban and regional research. - Hoboken (NJ), 2000. - Vol. 24, N 2. - P. 339-358.

организаторов до спортсменов и от журналистов до болельщиков, -в своеобразные «воображаемые сообщества»1, образующиеся вокруг тех или иных спортивных событий и вне их не существующие. В первую очередь механизмы идентификации приводит в действие выступление национальной сборной - особенно в наиболее популярных в данной стране, «своих» видах спорта - и проведение на своей территории спортивных мегасобытий. Подобные события могут вызывать к жизни национальные образы и этнические стереотипы (спортивная журналистика в связи с этим несет в себе большой объем не постсовременных, а скорее модернистских и даже частично архаических смыслов). Проведение Олимпийских игр, как едва ли не главного мирового спортивного события, среди прочего рассматривается организаторами в качестве способа представить образ страны и / или региона (последний вариант характерен для зимних Олимпийских игр, которые, в отличие от летних Игр, как правило, проводятся не в столицах или крупных городах, а на горнолыжных курортах). Образ этот несет в себе значения традиционности или же инновационности, технологичности, эколо-гичности, открытости миру и пр. и создается как для внешнего (остальной мир), так и для внутреннего (население своей страны) потребления.

Тот, кто инвестирует в организацию спортивного события, вкладывая в него различного рода ресурсы (будь то государство в странах с большим государственным влиянием, вроде России или Китая, или бизнес-структуры в странах, где частный сектор играет значимую роль), рассчитывает получить соответствующие дивиденды. Причем для государства потенциальные политические дивиденды подчас важнее экономических (кстати говоря, ни в одной из стран, которые изначально придерживались такого подхода, Игры не оказались рентабельными). Чтобы добиться своих целей, государство применяет не только «жесткие», но и неотъемлемые в современном мире «мягкие» технологии. То есть оно не просто транслирует необходимую ему информацию посредством так называемых «государственных» телеканалов, но и максимально расширяет зону своего воздействия, в том числе в Интернете, стремясь

1 Anderson B. Imagined communities: Reflections on the origin and spread of nationalism. - L.: Verso, 1983.

за счет объема информационного потока заглушить альтернативные голоса, которые могли бы создать иной образ страны. (Во время проведения Зимних игр-2014 в Сочи подобные голоса звучали со стороны черкесской общины за рубежом, кавказских сепаратистов, а также гей-сообществ в России и за границей.)1

Взаимодействие спорта и медиа вообще является одним из важнейших аспектов существования спорта в современном мире. Спорт обладает необходимыми параметрами, которые делают его фактически готовым медиапроектом. Его отличает новостной характер, поскольку ежедневно в том или ином виде спорта происходят какие-нибудь события, в том числе первой величины; он визуален и драматургичен. К тому же он способен вызывать у зрителей эмоции, несопоставимые ни с каким иным источником переживаний.

Медиа адаптируют спорт к своим потребностям. Время проведения соревнований по возможности подстраивается под телевизионный показ, ведь большинство людей по всему миру по-прежнему смотрят спорт по телевизору. При этом было подмечено2, что те, кто следит за спортивными событиями в Интернете, в итоге смотрят больше телетрансляций, чем те, кто сосредоточивается на одном только телевизионном канале информации: им, в отличие от последних, не приходится выбирать, и они могут смотреть трансляции на всех доступных им устройствах подчас одновременно. Ради трансляций, с тем чтобы борьба стала более динамичной и зрелищной, в формат проведения соревнований в ряде видов спорта были внесены изменения (например, в волейболе вместо практиковавшегося ранее перехода подачи после успешного розыгрыша сразу стало присуждаться очко). Учитывая соотношение между болельщиками на трибунах и теле- / интернет-аудиторией, именно медиа представляют собой то, как большинство людей сегодня видят спорт. Крупные планы и повторы эпизодов невозможны при непосредственном просмотре соревнований; тем не менее они стали

1 Persson E. Russia on display: Sochi-2014 as a project of belonging in contemporary media // Журнал социологии и социальной антропологии. - М., 2013. -Т. 16, № 5. - С. 221-234.

Слезин Д. II Всероссийский слет спортивных журналистов: От мастеров пера до «жителей» интернет-пространства / Город Уфа. - Режим доступа: http:// www.gorod-ufa.com/ufa/sports/32595-ii-vserossiyskiy-slet-sportivnyh-zhurnalistov-ot-masterov-pera-do-zhiteley-internet-prostranstva.html

неотъемлемым элементом восприятия спорта - образ спорта формируется углом зрения телекамеры и стандартами телетрансляций.

Во второй половине XX в. спорт в качестве потенциального объекта исследований начал привлекать внимание социологов и социальных мыслителей в целом. Они увидели, что спорт - это призма, сквозь которую можно наблюдать мир, так как он отзывается на такие важнейшие категории, как класс, гендер, этническая принадлежность и пр. По словам Э. Горна и М. Ориарда, исследования спорта могут помочь понять основные проблемы исследований культуры и общества1. В открывающем подборку реферате статьи Д. Малкольма становление социологии спорта рассматривается как профессиональный проект социологов, последовательно размежевавшихся со специалистами в сфере истории и теории физической культуры, а также представителями других социальных наук.

Еще в 1960-е годы в зарождающейся социологии спорта было отмечено, что многие выдающиеся социологи писали о роли спортивных игр в обществе. Одной из наиболее известных и востребованных стала концепция Н. Элиаса, в соответствии с которой спорт является частью цивилизационного процесса и принимает социально приемлемые формы. П. Долан и Дж. Коннолли, используя концепцию Элиаса, а также понятие габитуса П. Бурдье и инте-ракционистский подход Р. Коллинза, прослеживают, как групповое насилие сменилось индивидуальным в таком виде спорта, как гэльский футбол.

Спорт - это, помимо прочего, крупная бизнес-индустрия. И одну из наиболее важных статей доходов как ведущих спортсменов, так и организаторов соревнований, владельцев клубов и руководителей профессиональных лиг составляют рекламные контракты. С. Джексон в своей статье выявляет, каким образом и за счет чего спорт стал столь коммерчески выгодным рекламным продуктом.

Э. Браймер и Р. Швейцер посвящают свою статью неотъемлемой составляющей современного спорта - экстремальным видам спорта. Как приверженцы феноменологического подхода, они исходят из смыслов, которые сами акторы вносят в пережитое. В итоге авторы заключают, что экстремальный спорт полезен для здоро-

1 Gorn E., Oriard M. Taking sports seriously (Point of view). Цит. по: Морган У. Философия спорта: Исторический и концептуальный обзор и оценка ее будущего // Логос. - М., 2006. - № 3. - С. 156-157.

2014.04.001

вья, ведь именно так спортсмены описывают этот опыт: он позволяет им выйти за собственные пределы и слиться с природой.

Спорт постоянно развивается как в соответствии со своими структурными закономерностями, так и под влиянием того социокультурного контекста, в котором он существует. Одно из направлений этого развития - своего рода «деспортификация», как именуют данный процесс П. Борд, Т. Лезаж и М. Левель. Деинституциона-лизируясь коллективные спортивные уличные игры из спорта превращаются просто в «удовольствие».

Завершается данная разнообразная подборка рефератом статьи Дж. Харкнеса и С. Ислам, которые рассматривают различные ситуации, в которых неизбежно оказываются спортсменки-мусульманки, когда им приходится делать выбор в пользу ношения хиджа-ба (и его разновидностей) во время соревнований либо отказываться от него. Как указывают авторы, в культурном и политическом отношении страны Ближнего и Среднего Востока достаточно вариативны, так что каждая спортсменка по-своему решает для себя этот вопрос.

Круг вопросов в социологии спорта не исчерпывается теми, что нашли отражение в настоящей подборке. Среди других существенных вопросов можно выделить следующие: спорт и социальное неравенство; фармакология спорта; травмы и трудности адаптации спортсменов после «большого спорта»; распространение веры в полезность физических упражнений в больших городах. Социология спорта как отрасль социологического знания имеет широкие перспективы в современном обществе, характеризующемся процессами глобализации и усложнением социальных институтов.

Под ред. О.А. Симоновой

2014.04.001. МАЛКОЛЬМ Д. СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИОЛОГИИ СПОРТА.

MALCOLM D. The social construction of the sociology of sport: A professional project // International rev. for the sociology of sport. -L., 2012. - 17 July. - P. 1-19.

Ключевые слова: спорт; физическая культура; профессии; социология.

В 2015 г. Международная ассоциация социологии спорта (International sociology of sport association, ISSA) отпразднует свое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.