Научная статья на тему '2014. 02. 028. Оливер шт. Членство юар в БРИКС: ситуация взаимного выигрыша? Oliver St. South Africa’s BRICS membership: a win-win situation? // African J. of political Science and International relations. - San-Paulu, 2013. - Vol. 7, n 7. - p. 310-319. - mode of access: http://www. Acade micjournals. Org/article/article1381828203_Oliver. Pdf'

2014. 02. 028. Оливер шт. Членство юар в БРИКС: ситуация взаимного выигрыша? Oliver St. South Africa’s BRICS membership: a win-win situation? // African J. of political Science and International relations. - San-Paulu, 2013. - Vol. 7, n 7. - p. 310-319. - mode of access: http://www. Acade micjournals. Org/article/article1381828203_Oliver. Pdf Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЮАР / ЮАР ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 02. 028. Оливер шт. Членство юар в БРИКС: ситуация взаимного выигрыша? Oliver St. South Africa’s BRICS membership: a win-win situation? // African J. of political Science and International relations. - San-Paulu, 2013. - Vol. 7, n 7. - p. 310-319. - mode of access: http://www. Acade micjournals. Org/article/article1381828203_Oliver. Pdf»

называл Басиджи «самой большой надеждой иранского народа». Менее идеологизированной, но тоже созданной государством организацией являются советы. Статья 100 Конституции ввела выборы советов на всех уровнях (сельские, районные, городские и т.д.), под контролем которых находится исполнительная власть. Однако попытки влияния со стороны Совета стражей на кандидатуры в советах делают автономность этих органов иллюзорной. Впрочем, здесь важнее то, что общество осваивается с самой идеей местного самоуправления.

Одним из важнейших формальных показателей демократичности общества считается степень разгосударствления производства. В этом смысле в Иране формально не все благополучно: слишком высока степень участия государства. Но при этом следует учесть, что это в основном сектора, связанные с естественными монополиями - энергетика и добыча нефти и газа; доля углеводородов в поступлениях от экспорта выше 50%. Понятно, что при всех правильных словах о народном благе эти средства представляют собой колоссальный источник для коррупции. «Эволюционной смены системы пока не следует ожидать, потому что она дает слишком много прибыли немногим. Режим словно пробка, плотно закрывающая бутылку с бродильной жидкостью» (с. 37). Авторы не исключают повторения в Иране варианта «арабской весны».

Ю.В. Чайников

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2014.02.028. ОЛИВЕР Шт. ЧЛЕНСТВО ЮАР В БРИКС: СИТУАЦИЯ ВЗАИМНОГО ВЫИГРЫША?

OLIVER St. South Africa's BRICS membership: A win-win situation? // African j. of political science and international relations. - San-Paulu, 2013. - Vol. 7, N 7. - P. 310-319. - Mode of access: http://www.acade micjournals. org/article/article1381828203_0liver.pdf

Вступление ЮАР в БРИКС после подписания соглашения в 2011 г. может рассматриваться как одно из самых значительных достижений южноафриканской внешней политики за последние годы. Автор (Школа социальных наук, Рио-де-Жанейро, Бразилия) считает, что это также качественно усиливает БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). 14 апреля 2011 г. начался 3-й саммит

БРИКС в Санья - городе в Южном Китае. Первые две успешные встречи на высшем уровне в России в 2009 г. и Бразилии в 2010 г. позволили обозначить первичные правила членства, выработать общие стратегические устремления. Третий саммит окончательно закрепил сотрудничество по линии Юг - Юг. После вступления в состав БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) ЮАР название организации сменилось на БРИКС. Вступление ЮАР в БРИК означало новые возможности и усиление присутствия неафриканских стран - членов организации в Тропической Африке, а также новые проекты в Африке и других регионах с активным южноафриканским участием (с. 311). Одновременно в 2011 г. была создана «Большая двадцатка», что рассматривалось многими аналитиками как создание наиболее значимой международной группы за последние 20 лет.

Уже на 1-м саммите БРИК в Екатеринбурге министр иностранных дел ЮАР внес предложение о вступлении государства в эту организацию. В 2010 г. президент Джейкоб Зума посетил все четыре государства - члена БРИК и провел переговоры о будущем сотрудничестве (с. 312). В апреле 2010 г. Зума посетил в Бразилии 4-й саммит организации ИБСА (Индия, Бразилия, ЮАР), проводившийся одновременно со 2-м саммитом БРИК. В июне успешно прошел визит южноафриканского лидера в Индию, в начале августа Зума вместе с делегацией, состоящей из более 100 бизнесменов, посетил Россию (с. 311). В том же месяце Зума и 400 южноафриканских предпринимателей посетили Китай. Выступая в Пекине во время своего визита, Зума отметил, что членство ЮАР в БРИК «означало бы представительство целого континента с населением более 1 млрд человек» (с. 312). Также Зума заявлял, что приход Китая в Африку вовсе не означает неоколониализм, а скорее «стратегическое партнерство на понятных условиях» (с. 311). 21 сентября 2010 г. министры иностранных дел БРИК в Нью-Йорке заявили о необходимости членства в организации ЮАР (с. 311). В конце декабря 2010 г. китайское правительство пригласило представителей ЮАР участвовать в 3-м саммите БРИК в Санья, Китай (с. 311).

Членство в БРИКС существенно повышает статус ЮАР в рейтинге агентства «Голдмэн Сакс» и означает потенциальное увеличение инвестиций. Именно ЮАР была приглашена для членства в БРИК, а не Индонезия, Нигерия, Турция, Южная Корея или Мек-

сика - государства также демонстрирующие быстрый рост и имеющие неплохой потенциал в будущем. Так, экономика Турции в два раза больше южноафриканской, индонезийская более чем в два раза, а южнокорейская и мексиканская почти в три раза.

Обладая крупнейшим ВВП в Африке, ЮАР остается государством с наименьшими экономическими возможностями и среди БРИКС, и среди «Двадцатки». Некоторые аналитики задаются вопросом: «Как с населением в 49 млн человек, ожидаемой продолжительностью жизни в 52 года, 23%-ным уровнем бедности ЮАР может оказаться в одной группе с Китаем, имеющим 1,3 млрд населения, ожидаемую продолжительность жизни в 73 года и 2,8% бедных?» (с. 311). Активная внешняя политика, стремление к участию в международных организациях означают переход от политики «невмешательства», проводившейся ЮАР в 1990-х годах и начале 2000-х годов. При этом Бразилия и Китай независимо от ЮАР осуществляют крупные экономические проекты в других африканских странах, а ведение бизнеса в ЮАР необязательно проще и выгоднее, чем в Руанде или Гане. При сохранении нынешних тенденций роста Нигерия и возможно Египет и Эфиопия в будущем могут оспаривать экономическое лидерство ЮАР в Африке. ЮАР может покинуть список 30 крупнейших экономик мира (с. 312). Объединенный ВВП 11 наиболее населенных стран Африки вполне сравним с ВВП Индии или России и может сравняться с ВВП Бразилии к 2050 г., достигнув 10 трлн долл. США, т.е. увеличившись в 6-10 раз (с. 313).

Таблица

Сравнение ЮАР и других членов БРИКС (с. 312)

Государство ВВП (трлн долл. США) ВВП на душу населения (долл. США) Население, человек Территория (км2) Ожидаемая продолжительность жизни, лет

Бразилия 2,223 11 340 198 656 019 8 459 420. 73,43

Российская Федерация 2,015 14 037 143 533 000 16 376 870 69

Индия 1,842 1489 123 668 6732 2973 190 65,47

Китай 8,227 6091 1 350 695 000 9 327 489 73,48

ЮАР 0,3843 7508 51 189 306 1 213 090 52,61

Ряд качественных экономических, дипломатических и военных возможностей делают ЮАР региональным лидером несмотря на быстро растущие экономики и амбиции ее конкурентов. Авторитет ЮАР позволяет ей представлять сразу всю Африку и в БРИКС, и в «Двадцатке», что признается не только другими странами-членами, но и африканскими государствами. Южноафриканский «Стандард бэнк» заявил при принятии ЮАР в БРИК, что «ЮАР обеспечивает институциональную стабильность, глубину финансовых рынков, регуляторную эффективность, которой охотно воспользуются многие корпорации для больших панафриканских проектов» (с. 313). В 2012 г. ЮАР была избрана главой Африканского союза (АС).

Бразилия, Индия, Россия и Китай усиливают присутствие в Африке. Их присутствие означает качественные и количественные изменения экономики на континенте, некогда рассматривавшемся исключительно как получатель западной помощи. Китай стал первым торговым партнером Африки, потеснив США, Бразилия и Индия являются шестым и десятым торговыми партнерами соответственно. Также подчеркивается, что «включение ЮАР в состав организации всегда было именно китайской инициативой, представители России, Индии и Бразилии всегда активно поддерживали эту идею» (с. 315). Россия, слабо связанная с Африкой в 1990-х годах, быстро восстанавливает утраченные позиции. Так, в 2009 г. делегация из 400 госчиновников и предпринимателей во главе с президентом Медведевым посетила Египет, Нигерию, Намибию и Анголу. Прогнозируется, что торговля БРИКС - Африка увеличится в 2010-2015 гг. с 150 до 530 млрд долл. США соответственно. ЮАР находит взаимопонимание с Бразилией и Индией по большинству вопросов, рассматриваемых в ООН (с. 314). Страны БРИКС имели согласованную позицию, осуждающую бомбардировки Ливии странами НАТО.

Членство в БРИКС имеет для ЮАР большее политическое значение, чем для других стран - членов этой организации. Одновременно присутствие других стран - членов в таких странах как Ангола - потенциально очень выгодных для инвестирования - может вызвать значительные разногласия в рядах БРИКС. Членство в этой организации может сделать результаты внешней политики ЮАР более весомыми, закрепит ее статус регионального лидера

2014.02.029-030

только при правильно распределяемых внешнеполитических усилиях и оправданном участии ЮАР в проектах БРИКС и «Двадцатки».

В.С. Олишевко

2014.02.029-030. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА САУДОВСКОЙ АРАВИИ. (Сводный реферат).

2014.02.030. BLANCHE E. Syrian crisis: shifting sands in Saudi Arabia // Middle East. - L., 2013. - N 447.- P. 12-16.

2014.02.031. SIDDIQI M. Saudi Arabia: looking at the long game // Ibid. - P. 33-36.

Аналитики журнала «Ближний Восток» освещают проблемы внешней политики и экономического положения Аравийского королевства.

В июле 2013 г. состоялся визит в Москву министра иностранных дел Саудовской Аравии принца Бандара бин Султана. Он якобы предложил В.В. Путину купить у России оружия на 15 млрд долл. и не угрожать ее позиции как главного поставщика природного газа в Европу, если Москва ослабит поддержку режима Б. Асада в Сирии (030, с. 13). Этот визит, похоже, отражает политику дистанцирования Саудовской Аравии от ее давнего союзника США. Саудовцы озабочены американской стратегией еще с вторжения в Ирак, которое устранило сухопутный буфер между Саудовской Аравией и Ираном. Четырехчасовая встреча принца с российским президентом показывает, что нефтяное королевство, похоже, пересматривает свою стратегию и переходит к независимой внешнеполитической линии в условиях острых региональных проблем. В случае успеха предложенной сделки влияние США на Ближнем Востоке сократится. Россия, со своей стороны, стремится восстановить собственное влияние в регионе.

Последние события наводят на мысль, что Сауды меняют длящийся не одно десятилетие курс на недопущение России в регион. «Бандар даже, возможно, заручился молчаливым согласием США на изучение возможности дипломатического решения, особенно поскольку американцы так не хотят военной вовлеченности после бойни в Ираке и Афганистане, тем более что оправдать людские и материальные расходы им почти нечем» (030, с. 14). В любом случае саудовцы намерены свергнуть режим Асада, который стратегически важен для амбиций Ирана расширить власть шиитов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.