только при правильно распределяемых внешнеполитических усилиях и оправданном участии ЮАР в проектах БРИКС и «Двадцатки».
В.С. Олишевко
2014.02.029-030. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА САУДОВСКОЙ АРАВИИ. (Сводный реферат).
2014.02.030. BLANCHE E. Syrian crisis: shifting sands in Saudi Arabia // Middle East. - L., 2013. - N 447.- P. 12-16.
2014.02.031. SIDDIQI M. Saudi Arabia: looking at the long game // Ibid. - P. 33-36.
Аналитики журнала «Ближний Восток» освещают проблемы внешней политики и экономического положения Аравийского королевства.
В июле 2013 г. состоялся визит в Москву министра иностранных дел Саудовской Аравии принца Бандара бин Султана. Он якобы предложил В.В. Путину купить у России оружия на 15 млрд долл. и не угрожать ее позиции как главного поставщика природного газа в Европу, если Москва ослабит поддержку режима Б. Асада в Сирии (030, с. 13). Этот визит, похоже, отражает политику дистанцирования Саудовской Аравии от ее давнего союзника США. Саудовцы озабочены американской стратегией еще с вторжения в Ирак, которое устранило сухопутный буфер между Саудовской Аравией и Ираном. Четырехчасовая встреча принца с российским президентом показывает, что нефтяное королевство, похоже, пересматривает свою стратегию и переходит к независимой внешнеполитической линии в условиях острых региональных проблем. В случае успеха предложенной сделки влияние США на Ближнем Востоке сократится. Россия, со своей стороны, стремится восстановить собственное влияние в регионе.
Последние события наводят на мысль, что Сауды меняют длящийся не одно десятилетие курс на недопущение России в регион. «Бандар даже, возможно, заручился молчаливым согласием США на изучение возможности дипломатического решения, особенно поскольку американцы так не хотят военной вовлеченности после бойни в Ираке и Афганистане, тем более что оправдать людские и материальные расходы им почти нечем» (030, с. 14). В любом случае саудовцы намерены свергнуть режим Асада, который стратегически важен для амбиций Ирана расширить власть шиитов
в суннитском регионе. Эр-Рияд ведет с Тегераном войну разведок, что является продолжением 1300-летней борьбы суннитов и шиитов. Саудовцы надеются, что падение режима Асада будет стратегическим поражением Ирана.
Сауды особенно недовольны Б. Обамой с тех пор, как в феврале 2011 г. он перестал поддерживать давнего американского союзника президента Египта Х. Мубарака. Они гадают, не отвернется ли он однажды и от них. Поддержка Эр-Риядом нынешнего военного режима в Каире остро противоречит политике США. Саудовцы рассматривают «Братьев-мусульман» как угрозу своей власти, поэтому и поддержали военный переворот 3 июля 2013 г. Страны Персидского залива, включая Саудовскую Аравию, оказали военному правительству Египта финансовую помощь на 12 млрд долл. -вчетверо больше ежегодной военной и экономической помощи США и ЕС (030, с. 15). Еще более настораживают необычно жесткие заявления саудовцев, такие как реакция на осуждение Вашингтоном военного переворота в Египте. По сути Саудовская Аравия обвинила США в поддержке террористов, что, по мнению бывшего американского посла в Эр-Рияде Ч. Фримэна, является самым критическим заявлением за всю историю саудовско-американских отношений. После 70 лет партнерства с США оно не только потеряло для саудовцев значительную часть полезности, но и с их точки зрения стало почти во всех отношениях контрпродуктивным. По мнению Фримэна, Саудовская Аравия больше не рассматривает США как надежного защитника и начинает действовать самостоятельно. Визит Бандара в Москву - наглядное тому подтверждение. Он отразил готовность дома Сауда искать новых стратегических партнеров, чтобы устранить угрозы монархии от брожения в арабском мире с 2011 г., а также со стороны Тегерана. По мнению саудовского комментатора Дж. аль-Хашоги, если Асад удержит Сирию или по крайней мере стратегический коридор между Ираком и Ливаном, то Иран построит трубопровод для транспортировки своей нефти и газа из Абадана в сирийский порт Тартус; причем если США не помогут Саудам, они должны проявлять инициативу сами.
Поведение Обамы в связи с сирийским кризисом снизило доверие к США в регионе до критического уровня. Поддержка сау-довцами сирийских повстанцев, включая передачу крупных партий оружия, напротив, решительна. Без поддержки Саудовской Аравии
и в меньшей степени Турции и Катара восстание против Асада давно было бы подавлено. Поскольку американцы отказались от прямого вмешательства в конфликт, поддержка Эр-Риядом повстанцев с целью ограничить экспансионистские устремления Ирана будет расти. По мнению британского аналитика С. Хендерсона, было бы оптимистичным считать, что московская встреча приведет к значительному сокращению российской помощи режиму Асада, но Путин воспользуется трещиной в отношениях Эр-Рияда и Вашингтона.
Саудовцы также все более озабочены тем, что американцы впервые за десятилетие вновь принялись экспортировать нефть. Это уменьшает их зависимость от поставок из Саудовской Аравии, сокращает долю ОПЕК на мировом рынке нефти, а с ней и способность Эр-Рияда контролировать нефтяной картель. В результате Саудовская Аравия и другие экспортеры Персидского залива начинают обращать взоры на восток в поисках основного рынка сбыта своих энергоносителей. Это тем более резонно, что Китай имеет хорошие шансы сменить США в качестве главной военно-морской державы в Индийском океане, которая будет охранять торговые пути из Персидского залива. В мае 2013 г. саудовский миллиардер принц аль-Валид бин Талал в открытом письме королю Абдулле и другим саудовским лидерам предостерег: «Наша страна столкнулась с устойчивой угрозой из-за почти полной зависимости от нефти» (030, с. 16).
Саудовская Аравия - первый в мире ее экспортер. Среди стран 0-20 у нее одни из лучших экономических показателей за последние годы. В 2008-2012 гг. рост ее реального ВВП составил 6,2%, что означает третье место после Китая и Индии, тогда как ненефтяной сектор растет еще быстрее (7,8%) (031, с. 33). В стране осуществляется масштабная программа строительства инфраструктуры. Положен старт возведению пяти промышленных городов. Также власти поощряют развитие мелкого и среднего бизнеса. Саудовское население молодо и достаточно хорошо образованно, так что существует хорошая возможность повысить рост производительности еще больше. Инвестиции в инфраструктуру содействуют появлению новых рабочих мест и борьбе с «узкими местами» в жилищной и транспортной сферах.
Вместе с тем королевство стоит перед лицом колоссальных демографических проблем: быстрый рост населения, ежегодный прирост рабочей силы на 4,5% (это означает 150 тыс. молодых сау-довцев каждый год), высокая безработица и нехватка жилищ и коммунальных услуг; по прогнозу ООН, к 2050 г. население страны может достичь 50 млн человек (031, с. 34). Все большее омоложение населения может породить политические риски, если возникновение рабочих мест и предоставление социального обеспечения не будет отвечать общим ожиданиям.
Демографические тренды отражаются в трех ключевых сферах: на рынке труда, нехватке жилищ и стремительно растущем внутреннем спросе на энергию. Мотором экономического роста за последнее десятилетие были сфера услуг и строительный сектор. Однако эти трудоемкие секторы не привели к увеличению занятости из-за легкого доступа к дешевой неквалифицированной рабочей силе из-за рубежа. В 2009-2012 гг. в Саудовской Аравии появились 2 млн новых рабочих мест, но 3/4 их заняли несаудовцы; среди саудовцев безработица к концу 2012 г. выросла до 12,1% (031, с. 34). Саудовцы, как правило, лучше образованны и заняты больше в государственном секторе, тогда как трудовые мигранты доминируют в частном секторе.
Правительство вкладывает значительные средства в высшее образование и обучение своих граждан как в стране, так и за рубежом, чтобы повысить их конкурентоспособность. В 1996-2011 гг. количество поступивших в университеты выросло вчетверо (031, с. 35). Несмотря на это сфера высшего образования в Саудовской Аравии уступает таковой многих других стран 0-20.
Власти планируют создать к 2030 г. 6 млн новых рабочих мест для саудовских подданных (031, с. 36). Это часть «инициативы нитакат» (программы саудизации), нацеленная на увеличение числа саудовцев, занятых в частном бизнесе. Другие меры этой программы заключаются в поощрении частных фирм нанимать саудовцев, введении для них минимума заработной платы и т.д. Нехватку жилой площади власти решают путем нового ипотечного законодательства, предоставления земли и беспроцентных займов и других мер. Для сдерживания роста внутреннего спроса на энергию и уменьшения зависимости от нефти проводятся меры, направленные на повышение энергетической эффективности, а также разра-
ботку месторождений природного газа (6-е место в мире) и использование энергии солнца и других возобновляемых источников.
«Не менее 40% коренного населения королевства моложе 31 года, что является наследием нефтяного бума начала 1980-х годов. Это требует масштабного создания рабочих мест, дешевого жилья и увеличения государственных и частных вложений в производство энергии, поскольку, согласно прогнозу, к 2050 г. саудовское население вырастет вдвое. Создание эффективного количества рабочих мест с достойной зарплатой в частном секторе является ключом к решению проблемы роста числа граждан работоспособного возраста в следующее десятилетие и позднее» (031, с. 36).
К.А. Фурсов
ИСТОРИЯ
2014.02.031. КОЗМА Л. «МЫ, СЕКСОЛОГИ...»: СЕКСОЛОГИЯ В ОСВЕЩЕНИИ АРАБСКИХ МЕДИКОВ.
KOZMA L. «We the sexologists.»: Arabic medical writing on sexology, 1879-1943 // J. of history of sexuality. - Austin (Texas), 2013. -Vol. 22, N 3. - P. 426-445.
Лиат Козма (Еврейский университет Иерусалима, Израиль) рассматривает зарождение на арабском Востоке научной сексологии.
С конца ХVIII в. - прежде всего, в Европе - общественной санкции стало подвергаться не столько нарушение правил морали, сколько несоответствие законам природы, и национальная озабоченность сосредоточила свое внимание на качестве и количестве потомства. Именно в этой атмосфере и стало возможным появление Мальтуса и мальтузианства. Буржуазное морализаторство своим излюбленным объектом сделало низшие классы, которые должны были быть избавлены от того бедственного положения, в котором они погрязли, и избавить их от этого можно было, по мысли буржуазной дидактики, не в последнюю очередь благодаря гигиеническим нормам.
«Будучи порождением колониального и расового дискурса Х1Х в., научная медицина того времени лишь тело белого мужчины рассматривала как нормальное, в то время как все прочие тела располагались на разных ступенях иерархической лестницы согласно тем или иным расовым и гендерным признакам, так что непремен-