лов при отсутствии адекватной замены может привести к резкому сокращению исследовательской активности в этой сфере.
М.О. Лихачев
2014.02.021. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОСРЕДНИКИ: ПРОЦЕССНЫЙ ВЗГЛЯД НА КООРДИНАЦИЮ ОТКРЫТЫХ ИННОВАЦИЙ / КАЦИ Б., ТУРГУТ Э., ХОЛЦМАН Т., САЙЛЕР К. Innovation intermediaries: A process view on open innovation coordination / Katzy B., Turgut E., Holzmann T., Sailer K. // Technology analysis & strategic management. - 2013. - Vol. 25, N 3. - P. 295-309. -Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/09537325.2013.764982
Ключевые слова: открытые инновации; сотрудничество; инновационный процесс; инновационная цепочка создания добавленной стоимости; малые и средние предприятия; инновационная оценка стоимости.
Авторы из Германии исследуют роль инновационных посредников в совместных проектах сетевых взаимодействий между различными организациями.
Современная концепция открытых инноваций предусматривает выбор фирмами таких стратегий развития, при которых происходит поиск знаний за пределами компаний и дальнейший обмен ими с партнерскими организациями. Подобный обмен может приносить выгоду обеим сторонам, так как позволяет осуществлять внешнюю коммерциализацию невостребованных фирмой объектов интеллектуальной собственности, а также адаптировать внешние разработки под потребности развития собственной продукции. Одним из преимуществ подобных стратегий является возможность их использования малыми и средними предприятиями (МСП), которые обычно обладают недостаточными самостоятельными ресурсами для проведения ИР и извлечения из этого конкурентных преимуществ. В результате складываются рынки технологий, ноу-хау, патентов и лицензий, и возникает потребность в присутствии посредников, облегчающих взаимодействие между партнерами, участвующими в инновационном процессе.
Поскольку деятельность инновационных посредников длительное время относили к «провалам рынка», приоритет в осуществлении этих функций в основном брало на себя государство в фор-
ме поддержки создания отделов трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, предпринимательских центров и иных механизмов, призванных обеспечить выполнение стратегической задачи по взаимодействию с университетами и исследовательскими центрами, где возникают стартапы, основанные на создании новых технологий. Данные формы государственной поддержки финансируются преимущественно из бюджетных средств. Тем не менее новые механизмы, созданные для выполнения схожих задач, имеют иную коммерческую природу и осуществляют свою деятельность на основе платежей, которые они получают, обеспечивая взаимодействие между продавцом и покупателем технологий. Таким образом, функция инновационного посредника меняется: тот, кто облегчает внедрение инноваций, становится самим источником этих инноваций (с. 296).
Подобная модель организации «открытого» инновационного процесса предусматривает его организацию в сетевой форме, например, онлайн-проекты «1ппосепПуе» и «№пе&^та», которые заявляют, что ими получено более 20 тыс. инновационных предложений со всего мира и что они заработали более 12 млн долл. в качестве вознаграждения от заключенных контрактов (с. 297). Посредники способствуют осуществлению «сделок», демонстрируя потенциальным участникам реальные экономические выгоды. При этом авторы утверждают, что посредники не только сопровождают сделки, но и участвуют в создании / реализации части инновационного процесса.
Важная функция, которую выполняют данные посредники, -осуществление руководства инновационным процессом. При этом используются опыт организации бизнес-процессов и такие инструменты, как менеджмент качества, статистический контроль, управление цепочкой создания добавленной стоимости и т.д. Таким образом, инновационные посредники служат элементом инновационного процесса, обеспечивающим заполнение разрыва между «существующими технологическими возможностями и потребностями пользователей (зачастую нечетко сформулированными)», координацию интересов и усилий элементов «тройной спирали»: государства, промышленности и исследователей в рамках открытых сетей (с. 299).
Авторы провели исследование управления инновационными процессами, организованными в сетях, в которых активное участие принимают ученые. Эмпирической основой исследования послужили данные опросов и интервью, а также анализ документации, веб-контента и кейсов с участием МСП, входящих в европейский проект «ЪМщЬаЪ» (с. 300). Были выбраны следующие направления исследования: 1) роль инновационных посредников, перешедших от нейтрального содействия инновационному процессу к деятельности по его управлению; 2) определение дополняющих ресурсов сетевых партнеров и интеграция их в координируемый инновационный процесс как важная инновационная способность; 3) оценка инновационных проектов на всех стадиях и управление портфолио проектов (с. 302).
Обобщенные результаты восприятия от деятельности по координации инновационных процессов представлены в таблице.
Авторы указывают на то, что партнеры, задействованные в инновационном процессе, воспринимают инновационных посредников как поставщиков услуг, а инновационный процесс может быть представлен следующей моделью.
На пути превращения идеи в прототип / изобретение участвуют такие посредники, как организации, осуществляющие конкурс бизнес-планов, университетские инкубаторы и исследовательские институты. На этапе развития - доведения изобретения до инновации - включаются научные парки, коммерческие инкубаторы и такие проекты, как «Ът^ЬаЪз». К посредникам, действующим на последнем этапе коммерциализации инноваций, относятся платформы открытых инноваций, консалтинговые фирмы, венчурные капиталисты (с. 304).
Авторы отмечают, что инновационные посредники также формируют критическую массу инноваций в рамках своего порт-фолио, обеспечивая возможность доступа к бизнес-идеям и результатам ИР, воздействуя на спрос и предложение инновационных проектов и позволяя оценить направление развития рынка посредством оценки достигнутых финансовых результатов.
Таблица (с. 303)
Координация инновационного процесса с точки зрения
менеджеров
Стартапы МСП Крупные фирмы
Услуги коммерческого брокера Ограниченная привлекательность для поиска партнеров из-за недостатка финансовых ресурсов Умеренная привлекательность для поиска решений с учетом ограниченности финансовых ресурсов Очень высокая привлекательность для поиска решений и полного предоставления услуг
Услуги по упрощению сетевых взаимодействий Очень привлекательны, особенно в форме услуг наставничества, финансируемых государством Привлекательны, особенно как консультационные услуги, но иногда ограничены объемом финансовых ресурсов Очень привлекательны в качестве предоставления источника внешних идей
Услуги брокера Очень привлекательны для дальнейшего создания стоимости, благодаря тому что инновации оцениваются на ранних этапах Очень привлекательны для более эффективного осуществления инновационных процессов посредством доступа к сетям Очень привлекательны для более эффективного осуществления инновационных процессов и быстрого поиска партнеров
Услуги по координации Продвижение контактов с лицами, принимающими решения в больших фирмах, участвующих в сети Продвижение доступа к оборудованию в рамках сетевого сотрудничества, использование дополняющих ресурсов партнеров Эффективная идентификация инноваций и пригодность для кооперации партнеров и решений
В заключение авторы отмечают, что для проведенного исследования характерны все ограничения, проистекающие из лимитированного количества анализируемых кейсов. Поэтому возникает потребность в дальнейшем рассмотрении данной тематики в контексте проведения как количественных, так и качественных исследований и в целях анализа эволюции рассматриваемого явления. Участие в инновационных процессах посредников нового типа,
оперирующих с позиции «реализации бизнес-моделей» и с позиции «координирующих продавцов и покупателей инноваций», требует изменения государственной политики, поскольку эта модель позволяет использовать финансовые схемы, альтернативные прямой государственной поддержке.
М.Н. Лавров
2014.02.022. ГИЛМОР О., ГЭЛБРАЙТ Б., МУЛВЕННА М. ВОСПРИНИМАЕМЫЕ БАРЬЕРЫ НА ПУТИ УЧАСТИЯ В ПРОГРАММАХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ. GILMORE A., GALBRAITH B., MULVENNA M. Perceived barriers to participation in R&D programmes for SMEs within the European Union // Technology analysis & strategic management. - 2013. - Vol. 25, N 3. - P. 329-339. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/ 09537325.2013.764987
Ключевые слова: инновации; малые и средние предприятия; исследования и разработки; политика.
Авторы из Великобритании рассматривают различные типы барьеров, которые стоят на пути участия малых и средних предприятий (МСП) в программах ЕС, связанных с исследованиями и разработками.
Малый и средний бизнес очень важен для экономического развития, так как именно в данном секторе создается большее число рабочих мест. Так, в ЕС из 23 млн фирм 99% относятся к категории МСП, т.е. имеют штат менее 250 сотрудников, оборот менее 50 млн евро и максимальный объем вложений от одного инвестора -25% (с. 332).
В отношении инновационного развития неоднократно подчеркивалась роль МСП как акторов, стимулирующих конкуренцию и использующих инновационные решения, которые могут быть в дальнейшем коммерциализируемы крупными компаниями. Вместе с тем подобные фирмы зачастую обладают рядом специфических ограничений, в том числе недостаточным объемом ресурсов, ограниченным опытом и доступом к экспертизе, недостаточно развитыми технологиями, невозможностью платить высокие зарплаты и,