Научная статья на тему 'Проблемы развития реальной экономики в современных условиях и пути решения'

Проблемы развития реальной экономики в современных условиях и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
626
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОСИСТЕМА / СТРАТЕГИЯ / БИЗНЕС-ИНКУБИРОВАНИЕ / ТЕХНОПАРК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Угольникова Ольга Дмитриевна

В статье изложены вопросы инновационного развития территорий на основе расширения инфраструктуры генерации знаний. Отмечено, что стратегия социально-экономического развития России на современном этапе связана с расширением экономических секторов, рынка труда на основе инноваций, развития малого и среднего бизнеса, инновационного предпринимательства инструмента диверсификации реального сектора экономики. Описана модель предпринимательской экосистемы, встроенной в образовательную систему. На основе исследования российского и международного опыта представлены выводы о возможных путях развития отечественного инновационного предпринимательства в секторе реальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития реальной экономики в современных условиях и пути решения»

УДК 336

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

О. Д. Угольникова1

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21

В статье изложены вопросы инновационного развития территорий на основе расширения инфраструктуры генерации знаний. Отмечено, что стратегия социально-экономического развития России на современном этапе связана с расширением экономических секторов, рынка труда на основе инноваций, развития малого и среднего бизнеса, инновационного предпринимательства - инструмента диверсификации реального сектора экономики. Описана модель предпринимательской экосистемы, встроенной в образовательную систему. На основе исследования российского и международного опыта представлены выводы о возможных путях развития отечественного инновационного предпринимательства в секторе реальной экономики.

Ключевые слова: реальная экономика, инновационное предпринимательство, экосистема, стратегия, бизнес-инкубирование, технопарк.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT IN THE REAL ECONOMY AND SOLUTIONS IN

MODERN CONDITIONS

O.D.Ugolnikova

St. Petersburg state economic university (SPbGEU), 191023, St. Petersburg, Sadovaya St., 21

The innovative territorial development presented in this article. These include the expansion of the knowledge generation infrastructure. Noted that the strategy for socio-economic development of Russia, associated with the expansion of economic sectors, labour market through innovation, development of small and average business, innovative entrepreneurship as a tool for economic diversification. The model of innovative entrepreneurship ecosystem is embedded in the educational system. The author gave a description of this model. The author examined Russian and international experience in the implementation of the model. He provided insights on the ways domestic innovative entrepreneurship in the real sector of the economy.

Key words: the real economy, innovative entrepreneurship, ecosystem, strategy, business incubation, technology park.

Стратегии охватывают все направления

Российская экономика почти три деся- экономической и социальной жизни, обеспечи-тилетия развивается как рыночная. На совре- вают безопасное и конкурентоспособное соци-менном этапе это развитие базируется на доку- ально-экономическое развитие страны. В 2016 ментах стратегического развития. Стратегии году Распоряжением Правительства РФ №1083-представляют нормативно-правовые докумен- р от 02.06.2016 была утверждена стратегия раз-ты, статус которых может быть определен как вития малого и среднего предпринимательства федеральные, региональные законы, документы на период до 2030 г. и дорожная карта по ее стратегического планирования отраслевого и реалгоации [1].

территориального характера. К документам Кадровый ресурс предпринимательско-

стратегического планирования федерального го сектора российской экономики не отвечает уровня относится, например, стратегия научно- современным требованиям, не конкурирует с технологического развития Российской Феде- подготовленными для этой деятельности зару-рации. На муниципальном уровне эти докумен- бежными специалистами. Малые и средние ты представляют стратегии социально- предприятия составляют основу экономики экономического развития муниципальных об- развитых стран, российские же предприятия разований, их бюджетный прогноз на долго- этого вида не имеют ресурса квалифицирован-срочный период и др. ных кадров.

1 Угольникова Ольга Дмитриевна - кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры Безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций СПбГЭУтел.: 8-90б-253-59-49в-таП: о1-§а_и§о1п1коуа@таИ ги

Реальная экономика диктует безотлагательное требование укрепления кадрового и предпринимательского потенциала. Данная проблема может быть решена в рамках реализации указанной выше стратегии через инструмент наставничества, вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в программы подготовки и переподготовки профессиональных кадров, разработку современных образовательных профильных программ.

С учетом успешных практик, включая зарубежные, планируется создание специальной образовательной платформы. На базе единой методологии будет формироваться информация для потенциальных и действующих бизнесменов, предпринимателей, осуществляться предоставление образовательных услуг, в том числе через дистанционное обучение.

Предпринимаемые государством и бизнес-сообществом меры по формированию молодежной предпринимательской среды до настоящего времени не привели к желаемым результатам. Предпринимательство не стало профессиональным предпочтением молодежи, а образование в данной сфере до сих пор сводится к экономическим знаниям без формирования специальных, особых конкурентных компетенций предпринимательской деятельности. Тем не менее, меры по созданию инфраструктуры развития предпринимательства продолжают совершенствоваться. Это федеральные обучающие программы «Азбука предпринимателя» (создание бизнеса) и «Школа предпринимательства» (развитие бизнеса), присоединения к системе обучения субъектов РФ, образовательный портал для субъектов малого и среднего предпринимательства, система вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, федеральный портал малого и среднего предпринимательства и другие [2].

Реальная экономика потребовала экстренных мер по развитию предпринимательских инициатив на более раннем этапе: финансово-экономический кризис 2008-2010 гг. получил продолжение вплоть до 2013 года и выразился в крайнем обострении социально-экономической ситуации в большом числе регионов, особенно монопродуктовых, составляющих особый экономический каркас страны. Задача диверсификации экономики городов данного вида вывела на передний край задачу поддержки и развития предпринимательства, и специальные программы господдержки через Комплексные инвестиционные планы (КИП) социально-экономического развития монопродуктовых регионов содержали обязательную графу - создание бизнес-инкубаторов. Инфра-

структурная поддержка предусматривала оптимальную организацию системы услуг для малого бизнеса. В качестве примера далее приведем инвестиционные проекты в сфере малого бизнеса в г. Сокол Вологодской области, экспер-тируемые в ГУ ВО «Бизнес-инкубатор г. Вологда» для получения грантов Департамента лесного комплекса области (Таблица 1).

Активное вовлечение малых предприятий в сферу реальной экономики предполагало синергетический эффект диверсификации экономики моногородов посредством развития сопутствующего обрабатывающего производства и кластеризации объединенных предприятий и учреждений через инновационность продукции, технологий, управления, цикличность и минимизацию затрат. Взаимодействие бизнеса и власти было направленно на рост инвестиционной привлекательности монопродуктовых территории. Еще одной формой развития инфраструктуры поддержки бизнеса и предпринимательства стали индустриальные парки и экономические кластеры. Было популярным явление «сшивания» нескольких кластеров, создаваемых на территориях данного типа.

КИПы модернизации были направлены на повышение уровня и качества жизни населения, планировалась «сборка» инфраструктур (инженерной, транспортной, информационной и другие инфраструктуры, включая социальные и административную). Инженерная инфраструктура предполагала модернизацию в связи с требованиями территориального развития и включала развитие коммунальных систем, энергосистемы, систем теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и канализации, внедрение энергосберегающих технологий.

В это же время были предприняты шаги по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями предприятий для внедрения в производство результатов интеллектуальной деятельности. В 2009 году был принят ФЗ N217 от 02.08.2009 о малых инновационных предприятиях при вузах [4]. Он дал старт созданию бизнес-инкубаторов, как условий поддержки студенческой и преподавательской научной и предпринимательской инициативы. Пришло понимание, что главным фактором роста экономики являются инновации. Действительно, современная экономика не может конкурировать только через снижение цен и рост инвестиций. Актуальный инструмент конкуренции, повышения уровня и качества жизни заключается в поисках новых и наиболее эффективных способов использования всех видов ресурсов, включая природные, человеческие, финансовые, капитальные. для роста производительности труда.

Таблица 1 - Инвестиционные проекты в сфере малого бизнеса моногорода Сокол Вологодской области (2010 г.-2012 г.)

Предпринимательская поддержка

«предприятий с нуля» имеет долгую историю. Первые программы бизнес-инкубаторов начались в конце 1950-х годов в США. Концепция оказания помощи начинающим предприятиям путем предоставления офисных помещений и услуг позже распространилась в других странах. Американская ассоциация национальных бизнес-инкубаторов в 2012 году оценивала их число, как превышающее 7000 по всему миру [5]. За последние десятилетия наблюдался огромный рост числа бизнес-инкубаторов, а также компаний бизнес-инкубаторов. С точки зрения регионального развития, это позитивное развитие, поскольку большинство предпринимателей остаются в регионе, где основали бизнес. Тем не менее, число людей, фактически начинающих собственное дело, остается довольно небольшим. Даже в такой предпринимательской среде, которая создана в Нидерландах, менее 5% населения в возрасте 15-64 лет ведут бизнес хотя бы с одним сотрудником, а около 9% работает как собственник или фри-лансер [6]. Для дальнейшего укрепления предпринимательства и продвижения различных форм высокотехнологичных и (или) инновационных предприятий были созданы многочисленные программы, выдвинуты инициативы, чтобы помочь учащимся технических университетов создать собственный бизнес.

Высшие учебные заведения экономически развитых стран постоянно ищут новые формы развития предпринимательства. Например, университет Twente и университет прикладных наук Saxion (Нидерланды) создали совместно с местными властями г. Энсхеде и правительством региона Twente специальный фонд «Kennispark», для формирования программ по развитию бизнеса в единой структуре - Кенниспарке.

Бесспорно, что в основе успешного бизнеса в условиях современной экономики лежат инновации. Инновации - это больше, чем идеи и изобретения. Согласно Дж. Понтину, инновация позволяет изобретению функционировать в деловой среде и может привести к целому ряду все возрастающих улучшений продукта и, главное, к прорывным достижениям. Питер Фердинанд Друкер утверждал, что инновация и предпринимательство взаимосвязаны. Предприниматели изобретают новое, а инновация является инструментом предпринимательства. Предприниматель всегда находится в поисках изменения для улучшения самого продукта, его качества, находит это изменение и использует его как возможность своего продвижения. Й. Шумпетер, как и Друкер, пред-

Наименование проекта

инвестиционного

Создание новых рабочих мест

Организация работы пункта приема дикорастущих плодов и растений от населения

13

Организация работы прачечной, в том числе с обслуживанием малообеспеченных слоев населения

10

Строительство и организация работы туристического комплекса (гостевой дом, пешеходная тропа, рыболовный причал, реконструкция исторических объектов и др.)_

100

Изготовление из дерева

сувенирнои продукции

7

Проект по совершенствованию объектов теплоснабжения, коммунальной энергетики муниципального образования

8 предприятий, 140 рабочих мест

Проект по реформированию и модернизации водопроводно-канализационного хозяйства в муниципальном образовании

3 предприятия, 100 рабочих мест

Изготовление гипсовой плитки для облицовки стен. ИП Озеров Дмитрий Валерьевич_

2

Организация производства жалюзи. ИП Стафеева Ольга Николаевна

Создание ателье по ремонту и пошиву одежды 6 Оказание услуг по монтажу, обслуживанию, ревизии и ремонту электрооборудования_

Предприятия придорожного сервиса (кемпинг для крупнотоннажной техники, бытовое обслуживание, ремонт, питание)_

32

Предприятие по утилизации иловых остатков очистных сооружений

16

Предприятие по валке леса для крупных предприятий_

14

Производственная линия распиловки древесины, оцилиндровки бревен, комплектация и сборка жилых малоэтажных, дачных домов, бань

20

Создание спортклуба с тренажерным залом и отделом продажи спортивных товаров

13

Открытие центра детского творчества, предоставляющего услуги по развитию и совершенствованию талантов у детей

18

Производство мягкой мебели, ремонт, реставрация_

Расчистка дорог внутри поселков и предоставление услуг населению (доставка дров, вспашка огородов, сбор урожая механизированным способом)

Источник [3]

2

6

5

6

ставлял инновацию и предпринимательство как двигатели экономики. Кроме того, он рассматривал процессе «творческого разрушения», поскольку предпринимательство и инновация постепенно или сразу меняют менее конкурентную экономическую деятельность на более конкурентоспособную.

Новые технологии определяют и определяются взрывом инноваций. Однако инновации появляются в разные периоды: в группах или связках. Предприниматели с помощью кредитов вкладывают инвестиции в новые технологии. Если эти инвестиции приносят успех, экономика начинает процветать. Огромное количество товаров поступает на рынок, что ведет к снижению цен, росту затрат, снижению объемов прибыли и экономических контрактов: наступает спад. Спад - нормальный процесс приспособления к количеству инноваций в период процветания [7].

Инновация рассматривается как ключ к экономическому и социальному успеху. Территории, как и предприниматели, конкурируют на базе возрастающей производительности, а не просто стоимости. В то время как в регионах сложились различные отрасли промышленности, они конкурируют на их основе, и каждый регион и его отрасли должны стать инновационными, основанными на повышении производительности. Это касается и сельского хозяйства, и производства, и сферы услуг (туризма, здравоохранения, высоких технологий и биотехнологий). Для достижения экономического и общественного успеха, территории должны использовать инновации, определить инновационную стратегию развития, основанную на новых знаниях.

Различия в стратегиях регионального развития проявляются в том, что предприятия и предприниматели могут быть сгруппированы именно по географическому принципу. Это представляет организационный механизм передачи и приумножения знаний. Инновационная деятельность более успешна при личных контактах и в рамках команд. Наибольший прогресс достигается при личном взаимодействии, и в век интернет-коммуникаций оно реально даже в глобальном пространстве.

Как было сказано выше, Кепш8рагк, как модель взаимодействия науки, бизнеса и государства, иллюстрирует возможности синерге-тического эффекта при успешном насыщении элементов конструкции и продвижении полученной интерпретации модели. Для сравнения Кепш8рагк с лучшими отечественными технопарками, подчеркнем отличие: когда студенты или научные сотрудники (исследователи) при-

нимают решение о создании фирмы, они вправе обратиться за поддержкой в фонд Kennispark Twente. Фонд является совместной инициативой университета Twente, г. Энсхеде, региона Твенте, провинции Оверэйсел и университета прикладных наук Saxion. Kennispark Twente поставил цель создания 10 тыс. новых рабочих мест для региона Твенте. Поддержка стартапов - только один из трех главных направлений деятельности фонда. Два других: стимулирование промышленных инноваций; создание привлекательного делового климата через формирование и развитие научного парка. Достижение этих целей способствует созданию и развитию РИС (региональной инновационной системы, как аналог национальной инновационной системы - НИС - следующего уровня). Условно ее элементы можно классифицировать (объединить) в четыре базовые категории: «предпринимательство», «инновации», «направления поддержки», «виды и формы поддержки». Все элементы играют важную роль для достижения успеха РИС в целом. Стартапы могут выиграть не только от мер, предлагаемых институтами поддержки предпринимательства, но и от других мероприятий. В последние годы Kennispark уделяет большее внимание высокотехнологичным патентам и исследованиям, чем академическим стартапам. Структура РИС Kennispark Twente представлена на Рисунке 1.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТ ВО

Образование, обучение, ко-учинг, бизнес-развитие, финансирование, инкубирование

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ_

Создание компании, мастер-план, предоставление площади, стратегия долгосрочного развития, контакты и коммуникации

Рисунок 1 - Элементы поддержки и развития инновационной системы. Источник: [8]

ИННОВАЦИИ

Исследовательские программы, центры совместного использования высоких технологий, доступ к знаниям иТ (студенческий образовательный портал. Магазин знаний)_

ВИДЫ

ПОДДЕРЖКИ

Юридическая и правовая поддержка, интеллектуальная и производственная поддержка

Из анализа, выполненного R. Koopman, следует, что поддержка инновационного предпринимательства - это основа системы, созданной в Kennispark Twente [9]. Важно, что часть студентов и исследователей университетов нарабатывает необходимые предпринимателю навыки в рамках образовательных программ. Этому предшествует процесс стимулирования учеников начальных и средних школ по приобретению и развитию этих навыков. Именно у учеников, прошедших школьное обучение по данным программам, наблюдается склонность и интерес к прохождению курсов по программам предпринимательства во время обучения на бакалавриате и в магистратуре. И университет Saxion, и университет Twente предлагают курсы и программы по предпринимательству и для школьников, и для бакалавров и магистров. Эти программы доступны для всех студентов без исключения. Однако студенты технических и фундаментальных специальностей не поощряются преподавателями к такому обучению. Поэтому в Kennispark организуются специальные семинары для студентов и аспирантов, которые хотели бы стать предпринимателями, строить инновационный бизнес на основе результатов собственных научных исследований в технических и фундаментальных областях знаний.

Если студенты активно участвуют в создании собственных компаний, то им предоставляются гибкие возможности: для обучения и консультаций, для получения кредитов, и для предоставления временного офиса. Коуч или бизнес-разработчик подпишут с ними соглашение о неразглашении (информации) как с начинающим предпринимателем с целью создания атмосферы доверия. Возможность получения поддержки зависит от типа запуска компании. Kennispark и университеты будут поддерживать стартап и предоставлять ему услуги или продукты только в случае инновационной идеи, реализуемой этим стартапом. Необходимо является условие использования знаний, полученных в университете. Высокий уровень поддержки и финансирования доступны для инновационных высокотехнологичных продуктов с потенциалом большой добавленной стоимости и выхода продукта на внешние рынки. Приведем ряд примеров программ финансовой поддержки, предлагаемых в Kennispark Twente.

Еще до начала основания Kennispark, в 2005 году, университет Twente с 1982 года предлагал индивидуальную программу для стартапов, именуемую TOP. Программа и теперь используется не только предпринимателями из университетов Twente и Saxion, она открыта для всех инновационных предпринимателей региона Твенте, сотрудничающих с

этими университетами. Как участники программы TOP, они получают доступ к различным формам поддержки, описанным выше. Kennispark ведет «сканирование» - мониторинг рынка - как теоретическое исследование для каждой TOP компании, предоставляет эксклюзивную информацию о рынке данного продукта. К другому виду поддержки относятся: беспроцентный кредит, коучинг. консультации по юридическим вопросам и PR. коммуникации, поддержка со стороны университета по получению специальных знаний или инновационной составляющей планирующегося к созданию и производству продукта, использование лабораторий, офисных помещений и доступ к соответствующим бизнес-сетям. С 1982 года более 400 стартапов получили TOP -кредит и TOP -средства.

Другие виды поддержки связаны с поисками венчурного капитала для инновационной компании. Masters of the Future - это сеть бизнес-ангелов в Твенте. Она специализируется на контактах бизнес-ангелов и предпринимателей, для получения последними финансирования. Во время встреч представители компании встречаются с людьми, которые могут и хотят инвестировать в инновационные компании. Важное условие для принятия решения сторонами переговоров - представление бизнес-кейса, соответствующего высоким стандартам. Еще одним видом поддержки является подтверждение фондом концепции проекта компании. Идея, принцип, технология, патент предоставляют возможность создания инновационного продукта и стартап-компании. Однако необходим его прототип для подтверждения, что концептуальная идея действительно сработает. Как правило, это дорогостоящий процесс. Kennispark предоставляет подтверждение через возобновляемый фонд (всего 2 млн. евро) с максимальным кредитом на один продукт до 250 тыс. евро. Этот кредит может быть использован для разработки технического/технологического изобретения, для подтверждения концепции/создания прототипа. Помимо этих вариантов поддержки по финансированию, для высокотехнологичных компаний на коммерческой основе создано несколько фондов. Это Технологический фонд Twente (размер инвестиций 2 млн. евро) и Инновационный фонд Enschede. Как и в большинстве стран ЕС, нидерландским университетам разрешено участвовать в стартапе в обмен на интеллектуальную собственность.

В 2009 году университеты Saxion и Twente спроектировали и запустили Венчурную лабораторию Twente (VLT). Была использована 4S модель как основа гибкой и легко адаптируемой программы VLT. Венчурная ла-

боратория открыта для всех категорий участников, поскольку лишь 1% новых компаний приносят дополнительный доход. Она доступна и для компаний за пределами Нидерландов. Помимо создания и реализации программ обучения, VLT собирает все виды данных для проведения исследований.

К 2014 году насчитывалось более 200 участников программы VLT. Первым результатом исследования стали научные публикации 6 групп (108 участников), которые к тому времени уже вышли из программы. Все 18 участников первой группы внесли существенные изменения в свои первоначальные бизнес-модели уже после первого столкновения с проблемными ситуациями.

Существует большое разнообразие в предпринимательских фазах участников: от фазы фиксирования перспективы до фазы ее реализации. У большинства участников программы как минимум 3 сотрудника. У нескольких компаний число сотрудников доходит до 100 человек.

Участие в программах VLT способствовало росту рабочих мест через создание компаний участниками программ. Влияние фактора участия в VLT на рост числа рабочих мест не доказано, но практика свидетельствует о наличии такой связи. Есть компания, число рабочих мест в которой увеличилось в 2 раза в течение года участия в VLT, что последовало после 20 лет стабильной ее работы и сложившегося портфеля заказов. Для запуска иностранной компании необходимо заключение соглашения VLT о сотрудничестве с Агентством регионального развития. Более десятка иностранных компаний были поддержаны при создании филиалов в регионе Твенте.

Участники VLT отмечают, что лаборатория способствовала личному развитию и развитию их бизнеса за счет интенсивных тренировок, сетевого и проектного моделирования. Можно предположить, что программы обучения в предпринимательской экосистеме VLT являются существенным вкладом в развитие инновационного предпринимательства региона.

Заметим, что для описания предпринимательской системы используется термин «экосистема». Он описывает устойчивую естественную систему, зависящую от различных компонентов, способствующих саморазвитию системы. Так. фирма Buck Consultants опубликовала отчет о научных парках Нидерландов, который был заказом от Министерста экономики. Действительно, Кенниспарк рассматривается в том отчете как полная экосистема, одна из самых успешных не только в Нидерландах, но и в Европе. Потребовалось более 30 лет, чтобы достичь этого успеха. При этом, объединение

университета и международных компаний, региональных предприятий малого и среднего бизнеса с инновационной экосистемой признается сложной организационно-экономической проблемой.

Центр Saxion по изучению городов и окружающей среды в период окончания первого десятилетия текущего столетия сделал инвентаризацию всех стартапов, созданных студентами, выпускниками и научными сотрудниками университетов Saxion и Twente. Составленный список из 1400 стартапов двух университетов является неполным. Примерно половина из стартапов использовала поддержку Kennispark, университета Saxion или TOP-программы университета Twente. В 2015 году в этом списке было свыше 140 компаний, которые относились к высокотехнологичным, имели патенты на такую продукцию. Динамика роста данного типа университетского стартапа представлена на Рисунке 2. Рост спин-офф компаний также ускорился, и число высокотехнологичных спин-офф компаний сравнимо с показателями европейских университетов, лидеров по транферам научных технологий, (например, с показателями Католического университета Левена в Бельгии).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Number of patent-based en research-based spin-offs University of Twente

Before 1990 1991-1995 1996-2000 2001-2005 2006-2010 2011-2015

Рисунок 2 - Динамика роста спин-офф компаний университета Twente.Источник: [10]

В заключение укажем, что сложность и распределение инновационного процесса по глобальной сети актуализируют деятельность брокеров, обеспечивающих важные связи региона с разными секторами экономики в глобальном мире. Сетевые брокеры могут иметь формы отраслевой ассоциации, университетского инкубатора, агентства по развитию и т.д. Разработаны специализированные услуги, адаптированные к уникальным потребностям старта-пов и индустрии регионов. Эти услуги включают юридические, дизайнерские, рекламные, консалтинговые, бухгалтерские, венчурные и др. услуги. Kennispark Twente - важнейшая

брокерская организация. ведущая переговоры от имени университетов Twente и Saxion, местных и региональных властей. В глобальной платформе экосистемы запускаются новые фирмы, расширяются виды и объемы профессиональных услуг для удовлетворения потребностей вновь создаваемых фирм. Региональные брокерские организации сотрудничают с глобальными аналогами для надлежащей поддержки будущих клиентов - инноваторов.

Автором статьи был разработан и реализован собственный проект университетского бизнес-инкубатора. Его основой служили: учебные команды при специализированных кафедрах (на первом этапе); учебные фирмы университетского бизнес-инкубатора под управлением специально подготовленных ко-учей через систему модернизационного ко-учинга (на втором этапе); компании, выходящие на рынок товаров и услуг при консультировании и поддержке коучей (на третьем этапе). Результатом являлась самостоятельная деятельность хозяйствующих субъектов, ранее -участников бизнес-инкубатора. Более подробное описание идеи, концепции, принципов, порядка управления и программы развития, истории и результатов внедрения этой модели университетского бизнес-инкубатора дано в [12]. Данный проект прошел апробацию в рамках одного из вузов Санкт-Петербурга, получил высокую оценку на Международных научных неделях университета Saxion и бизнес - конференциях Kennispark Twente. Его концепция была взята за основу при разработке проекта международного европейского университеского бизнес-инкубатора. В настоящее время продвижение этого проекта приостановлено в связи с действием ряда внешних негативных факторов.

В заключение сделаем следующие выводы. Выполненный обзор успешной зарубежной практики позволяет представить активно развивающуюся систему поддержки инновационного предпринимательства в реальной экономике. Сравнительный анализ реализации отечественной стратегии поддержки малого и среднего бизнеса и международного опыта выявляет проблемы и служит повышению эффективности субъектов российской экономики.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. №1083-р «О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий по ее реализации». Электронный ресурс:

http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71318202/ #ixzz53yze1nnD

2. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. Электронный ресурс: http://smb.gov.ru

3. Моногород: управление развитием [Текст] / Т.В. Ускова, Л.Г. Иогман, С.Н. Ткачук, А.Н. Нестеров, Н.Ю. Литвинова; под ред. д.э.н. Т.В. Усковой. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. - 220 с.

4. Федеральный закон РФ от 2 августа 2009 г. Ю17-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Электронный ресурс: http://www.nanonewsnet.ru/articles/2009/federalnyi-zakon-rossiiskoi-federatsii-ot-2-avgusta-2009-g-n-217-fz-o-malykh-innovatsi

5. NBIA (2012), Factsheet on Business Incubation. Электронный ресурс: http://www.nbia.org/resource_library/faq/#3

6. Central Bureau for Statistics, Toename ondernemer-schap in Nederland. Электронный ресурс: http://www.cbs.nl/nl-

NL/menu/themas/dossiers/ondernemingsklimaat/publica ties/artikelen/archief/2012/2012-ondernemerschap-zzp-art.htm

7. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития: анализ прибылей, капитала, процента и цикла деловой активности, 1934.

8. Bijleveld Paul, Bazen Jacques. Towards an integrative approach to support entrepreneurship -abstract // Сборник материалов Круглого стола с международным участием, 4 октября 2013 г. / Под редакцией д.э.н., проф. Г. Д. Дроэдова, к.ф.-м.н., доц. О. Д. Угольниковой. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2013. C. 30-39.

9. Угольникова О.Д. Социально-экономические проблемы моногородов. Монография. / О.Д. Угольникова, Ж. Базен, П. Бийлевельд, Р. Коупман, А.Д. Ризов, В.В. Угольников / редактор Янкевич К.А., д.э.н. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. С. 140-142.

10. Foundation Business and Science park Twente, Factsheet about foundation Kennispark Twente. Электронный ресурс: https://www.kennispark.nl

11. Инновационное развитие старопромышленных моногородов: от идеи к реализации. Монография. / А.Д. Ризов, А.Л. Пастухов, В.В. Угольников, Д.В. Буряк, Е.А. Тимощенко, О.Д. Угольникова, / под ред. к.ф.-м.н., доц. О.Д. Угольниковой. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2016. - 85 с.

12. Угольникова О.Д., Шарафутдинова Л.Р. Университетский бизнес-инкубатор: новые модели управления / Экономическая наука сегодня. Изд-во Белорусского национального технического университета, №2, 2014. С. 250-255.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.