Научная статья на тему '2013. 02. 031. Са К. , ли Х. Наука, бизнес и инновации: роль технологических инкубаторов и сетевых структур. Sá C. , Lee H. Science, business, and innovation: understanding networks in technology-based incubators // r & d management. – Oxford, 2012. – Vol. 42, n 3. – p. 243–253'

2013. 02. 031. Са К. , ли Х. Наука, бизнес и инновации: роль технологических инкубаторов и сетевых структур. Sá C. , Lee H. Science, business, and innovation: understanding networks in technology-based incubators // r & d management. – Oxford, 2012. – Vol. 42, n 3. – p. 243–253 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / СЕТИ СВЯЗИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минервин И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 02. 031. Са К. , ли Х. Наука, бизнес и инновации: роль технологических инкубаторов и сетевых структур. Sá C. , Lee H. Science, business, and innovation: understanding networks in technology-based incubators // r & d management. – Oxford, 2012. – Vol. 42, n 3. – p. 243–253»

ный сектор заинтересованы в скорейшей отдаче. Создавая условия для развития науки, они ждут и требуют инноваций, которые дадут ощутимые экономические результаты, обеспечат рост ВВП и благосостояния населения, повышение конкурентоспособности на мировом рынке.

Термин «инновации» в последнее время получил широкое распространение в научном и околонаучном лексиконе. Авторы определяют инновации как изобретение или новинку, доведенную до рыночного товара. Потребность в инновациях на современном этапе может реализовываться главным образом на базе научных исследований, основой которых была и остается фундаментальная наука. Инновационный цикл начинается с фундаментальных открытий, превращающихся через некоторое время в каскад коммерческих инноваций.

Отмечая крупные перемены, происходящие внутри сферы науки, авторы обращают внимание на колоссальный рывок в ее техническом оснащении. Новейшие приборы, аппараты и инструменты позволяют производить исследования на качественно новом уровне, предпринимать исследования, о которых сравнительно недавно нельзя было и мечтать, строить гигантские по любым меркам научные сооружения. Помимо новых методик и приборов, благодаря информационным технологиям ученые обрели новые возможности общения и обмена информацией. Все это создает достаточно надежную и эффективную техническую базу для глобализации науки. В результате вся мировая наука, если бы это потребовалось, могла бы работать совместно и одновременно над решением единых проблем, заключают авторы работы.

Б.Г. Ивановский

2013.02.031. СА К., ЛИ Х. НАУКА, БИЗНЕС И ИННОВАЦИИ: РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИНКУБАТОРОВ И СЕТЕВЫХ СТРУКТУР.

SÁ C., LEE H. Science, business, and innovation: Understanding networks in technology-based incubators // R & D management. - Oxford, 2012. - Vol. 42, N 3. - P. 243-253.

Канадские специалисты (Университет Торонто) исследуют роль инкубаторов в реализации стратегии фирм высокой технологии по созданию сетевых структур, а также факторы, благоприят-

ствующие и препятствующие возникновению различных сетей в среде, формируемой технологическими инкубаторами.

Технологические инкубаторы получили широкое распространение во всем мире как инструмент, способствующий обеспечению роста и выживаемости компаний, действующих в сфере высоких технологий. Такие инкубаторы, часто связанные с университетами, создают благоприятную среду для венчурных предприятий на начальных стадиях их развития, обеспечивают им приобретение ресурсов, получение экспертных услуг и управленческой поддержки. Одна из важнейших сторон деятельности инкубаторов состоит в предоставлении обслуживаемым компаниям возможностей для кооперационных связей с другими организациями, в том числе поставщиками, потребителями и источниками знаний. Исследователи единодушны в том, что формирование сетей имеет решающее значение для становления высокотехнологичных фирм и составляет важнейшую функцию инкубаторов.

Технологические инкубаторы, или инновационные центры, оказывают различные услуги стартовым и находящимся на этапе становления компаниям, имеющим специализацию в области высоких технологий, предоставляют им помещения для работы, лабораторное оборудование и другие ресурсы, нанимают консультантов и организуют программы управленческой, правовой и бухгалтерской поддержки. При наличии прямых связей инкубаторов с университетами участники получают доступ к университетским исследованиям, библиотекам, вычислительным мощностям, образовательным услугам, службам, занимающимся передачей технологий. В ряде исследований показано, что доля успешно развивающихся компаний выше среди участников инкубаторов по сравнению с другими компаниями. В то же время имеют место и сомнения относительно реальных выгод такого участия, некоторый скептицизм в отношении эффективности инкубаторов.

Некоторые исследователи связывают успех стартовых бизне-сов с кооперационными сетями, которые формируются благодаря инкубаторам и связывают как участников между собой, так и последних с внешними организациями. Появилось понятие сетевых инкубаторов как институтов сотрудничества, строящихся на взаимной заинтересованности. Сети воплощают социальный капитал, способствующий экономии времени и затрат, связанных с досту-

пом к информации, ресурсам, рынкам, отражают его роль в процессе регионального экономического развития.

Инкубаторные сети, как правило, основаны на неформальных соглашениях. Менеджеры инкубаторов нередко обеспечивают создание и рост сетей, предлагая интерактивные программы, например, семинары и конференции, мероприятия по маркетингу, обеспечивающие налаживание контактов и связей, в том числе с партнерами, внешними по отношению к инкубатору.

Однако такая «сетевая среда» сама по себе недостаточна для реализации всего делового потенциала, предприниматели должны воспринимать изменения условий деятельности по мере развития бизнеса и адекватно реагировать на них. Нужна координация материальных и нематериальных ресурсов, предоставляемых сетями. Отсюда возникает проблема совершенствования структуры сетей. Так, согласно одному из исследований, охвативших 169 инкубаторов в США, лишь один из каждых четырех инкубаторов обладает обоснованной концепцией организации сетей (с. 245).

Как свидетельствуют исследования, хотя сети являются важнейшим преимуществом технологических инкубаторов, механизмы их формирования еще недостаточно исследованы. Авторы ставят вопрос о значении взаимодействия между различными организациями в рамках технологического инкубатора, характере связей между стратегиями фирм-участников и подходами к формированию сетей со стороны инкубаторов. Проведенное ими исследование на примере инновационного центра МаЯ8 в Торонто показало необходимость дифференцировать сети по их характеру. Согласно его выводам, формируемые сети различаются в зависимости от ряда факторов, в том числе особенностей межорганизационного взаимодействия.

Были выделены три типа сетей.

1. Консультационные сети служат в качестве формализованных каналов, через которые малые и средние предприятия (МСП) получают профессиональные услуги бухгалтерских и аудиторских фирм, юридических контор, бизнес-консультантов, инвестиционных банков и органов государственного управления. Администрация инкубатора часто помогает МСП в нахождении требуемой поддержки, организует формальные и неформальные мероприятия,

выдает нужные направления, способствует взаимодействию между организациями.

2. Сети передачи технологий («спин-офф» сети) включают головной университет или корпорацию, которые предоставляют экспертные знания и ресурсы отпочковавшимся от них МСП. Последние заключают соглашения об использовании соответствующих лицензий или интеллектуальной собственности. Для фирм, участвующих в таких сетях, предшествующие связи с академической сферой и промышленными лабораториями представляют важнейший и постоянный источник информации и ресурсов.

3. Стратегические сети основаны на планируемых альянсах между организациями, создаваемых для обмена информацией, финансовыми активами и другими ресурсами в целях снижения рисков и укрепления конкурентных позиций. Общими для стратегических сетей задачами являются обеспечение финансовыми ресурсами, маркетинговой поддержкой, клиентскими базами, приобретение научных знаний. Участниками могут быть различные фонды, государственные органы, исследовательские институты, высшие учебные заведения, инвесторы и фирмы венчурного капитала, профессиональные ассоциации и др.

Организации, оказывающие консультационную поддержку, участвуют главным образом в консультационных сетях, а также иногда в стратегических сетях в качестве внешних инвесторов. Крупные предприятия участвуют в стратегических сетях с целью создания партнерств в области исследований и разработок, клинических испытаний, снабжения и сбыта, венчурного финансирования и отношений с государственными органами. МСП участвуют во всех типах сетей.

Среди выявленных в процессе исследования факторов, которые стимулировали эффективное сотрудничество в рамках инкубатора, авторы указывают на интерактивную среду в сообществе участников, услуги, оказываемые инкубатором, доступность консультантов, клиентов и партнеров, возможности для утверждения собственного бренда. Участие в инкубаторе придает МСП определенную известность и престижность, а зачастую и обеспечивает привилегированное географическое размещение.

В качестве барьеров для формирования сетей отмечены следующие факторы: различия деловых интересов между участника-

ми, в том числе в вопросах, касающихся интеллектуальной собственности; ограниченность ресурсных возможностей, снижающая осуществимость участия в рамках инкубатора (например, недостаток площадей, высокая рента), особенно для начинающих МСП; большое число участников, мешающее взаимодействию с ними; несоответствие этапов развития и инвестиционных целей, неудовлетворенность организационной политикой администрации инкубатора.

Исследование показало, что деятельность инкубатора, организуемые им услуги, мероприятия, семинары и т.д. прямо или косвенно воздействуют на стратегию участников в области поиска новых контактов, необходимых ресурсов и формирования сетей. В то же время очевидна нереальность для инкубатора полностью обслуживать все сетевые потребности участников в соответствии с особенностями и планами их бизнеса. Связи с университетами превращают инкубаторы в центры взаимодействия между наукой и бизнесом, в проводники технологических инноваций. Однако эта роль не возникает просто как результат близкого соседства. Компании, возникшие на базе академических лабораторий, успешно поддерживают уже сложившиеся связи с учеными, тогда как для других фирм такие связи оказываются труднодостижимыми. Существенным моментом является также то, что многие МСП оказываются не в состоянии извлечь из взаимодействия с другими фирмами деловые выгоды. Отсюда делается вывод, что пересекающиеся интересы нередко заставляют участников делать выбор между синергией и конкуренцией.

И.Г. Минервин

2013.02.032. БЁМ Э. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НИР В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

BOEHM E. Improving efficiency and effectiveness in an automotive R&D organization // Research-technology management. - Wash., 2012. -Vol. 35, N 2. - P. 18-25.

Специалист по организации производства (Университет Карлсруэ, ФРГ, в прошлом - на руководящих должностях в ряде фирм автомобильной промышленности) рассматривает процесс органи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.