Научная статья на тему 'Политика Республики Корея в формировании инновационной экономики'

Политика Республики Корея в формировании инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2425
446
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИСТОРИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / POLICY OF THE REPUBLIC OF KOREA / INNOVATION AND ECONOMIC DEVELOPMENT / HISTORY OF TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанова Анастасия Николаевна

Представлен краткий обзор развития и реализации политики Республики Корея в области создания инновационной экономики, ее современное состояние, стратегические цели и задачи на ближайшую перспективу и инструменты ее реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article provides a brief overview of the development and implementation of the policy of the Republic of Korea in the development of innovative economy, its current state, strategic goals and objectives for the near future and tools to implement it. The essence of all institutional innovation in South Korea is the active support of the technological and business cooperation of traditional and new institutions and their networking on a new basis of openness and the use of the multiplier effect of regional clustering. To meet the challenges in creating innovative economy the South Korean government initiates enactment of scientific and technological innovation, creates a five-year plan of scientific and technological innovation. It also pays great attention to the development of small and medium businesses; this puts a high priority for job creation and sustainable economic growth. To maintain this economy the State has established a number of public and private organizations that support these companies. To increase the number of such enterprises incentive measures have been taken in creation of tax preferences, business incubators, government contracts to these enterprises, special loans with lower interest rate. All this has enabled a significant increase in the efficiency of R & D and settling in new high-tech niches. The economic policy of the country over the next 15-20 years is focused on an aggressive expansion into international markets through the creation of new products and services based on the pursuit of advanced scientific and technological 217 achievements. This will contribute to organizational and technical assistance in the development of innovation and export opportunities for all economic actors. Particular attention will be given to enhancing the competitiveness of SMEs in domestic and international markets. The most promising areas of innovation to create competitive products and services are considered to be information technology, communication technology, pharmaceuticals, electronics and materials science

Текст научной работы на тему «Политика Республики Корея в формировании инновационной экономики»

А.Н. Рязанова

ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Представлен краткий обзор развития и реализации политики Республики Корея в области создания инновационной экономики, ее современное состояние, стратегические цели и задачи на ближайшую перспективу и инструменты ее реализации.

Ключевые слова: политика Республики Корея; инновационное экономическое развитие; история технологического развития.

Научно-техническая политика Республики Корея (РК) начала формироваться в начале - середине 60-х гг. XX в. как продолжение и составная часть промышленной политики. В 1962 г. был принят первый пятилетний план экономического развития, и только в 1967 г. создано Министерство науки и технологий Кореи, задачами которого стали разработка и реализация государственной научно-технической политики, был принят закон о поддержке науки и техники [1]. Промышленная политика этого периода была направлена на создание базы для индустриализации страны за счет развития импортозамещающих технологий и отраслей легкой промышленности, в том числе экспортноориентированных. Технологическая политика определялась, прежде всего, поддержкой ввоза и адаптации зарубежных технологий и построением внутренней технологической базы. В это же время (в 1966 г.) был создан первый финансируемый государством исследовательский институт - Корейский институт науки и технологии - Korean Institute of Science and Technology (KIST), задачей которого стало содействие промышленности в применении, изучении, адаптации и улучшении иностранных технологий [2].

С середины 1970-х гг. начался следующий этап в развитии промышленной и научно-технической политики. Было положено начало целевой поддержке стратегических отраслей промышленности. Государственную поддержку получили более капиталоемкие и технологически интенсивные отрасли, такие как машиностроение, судостроение, химическая промышленность, электроника и электроэнергетика. В области технологий было продолжено укрепление технологического потенциала, строились новые мощности в стратегических отраслях. На базе Корейского института науки и технологии создавались новые, финансируемые государством исследовательские институты, специализирующиеся на исследованиях в стратегических отраслях, задачей которых оставались ассимиляция и улучшение иностранных технологий для внутреннего использования. Развивалась система подготовки исследовательских и инженерных кадров. Тогда же создавались и высшие учебные заведения соответствующей направленности, например Korean Advances Institute of Science and Technology (KAIST), ставшие инструментом реализации государственной политики в области управления развитием людских ресурсов и подготовки кадров [3].

В начале 1980-х гг. наступил третий этап в развитии и реализации научной политики. Она была ориентирована на исправление диспропорций, возникших в результате преимущественной концентрации инвестиций в выбранных стратегических отраслях, была проведена либерализация в области финансирования, инвестирования и таможенного регулирования, строились новые

исследовательские мощности. В 1982 г. стартовала Первая национальная программа в области исследований и разработок. Государственные приоритеты были смещены от промышленной и прикладной науки в фундаментальную область. Исследовательские институты были реструктурированы с учетом решения новых задач. Возросла роль государственного финансирования науки. Получила развитие система подготовки высококвалифицированных исследователей и инженеров, основанная на привлечении иностранных преподавателей и специалистов и на обучении за рубежом. В это же время был создан научный городок Даэдеок (Daedeok Science Town), прототипом которому послужил в том числе и Академгородок в Новосибирске [4]. Научный городок был создан для того, чтобы на небольшой территории предоставить помещения учебным и исследовательским институтам, как финансируемым государством, так и частным, высокотехнологичным и венчурным фирмам, и содействовать их совместным исследованиям. Еще одной особенностью этого периода становится значительное внутреннее инвестирование компаний в исследования и разработки. 1990-е гг. стали следующим этапом в развитии научно-технической политики РК. Перед экономикой страны была поставлена задача войти в группу технологически развитых государств. Для решения этой задачи Министерство науки и технологий инициирует принятие специального закона о научных и технологических инновациях, формирует пятилетний план научных и технологических инноваций (на 1997-2002 гг.), разрабатывает проект Highly Advanced National Project (HAN), Творческую исследовательскую инициативу и ряд других программ. Они становятся инструментами реализации государственной политики в научнотехнической сфере. Развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) в Южной Корее придается большое значение, исходя из приоритетности создания новых рабочих мест и обеспечения устойчивого экономического роста.

По данным Администрации малого и среднего бизнеса РК, в стране насчитывается около 3 млн МСП, что составляет 99,5% всех компаний (по данным 2005 г.) [5]. В том числе доля малых компаний составляет 97%. Малые и средние компании в Южной Корее являются важнейшим источником трудоустройства, поскольку в них занято 87% экономически активного населения страны (свыше 10 млн чел.). На долю МСП приходится половина производства ВВП страны (около 240 млрд долл. США) и 43% экспорта (по данным 2005 г.) [6]. Благодаря политике социально-экономических реформ, предусматривающей развитие инновационного и экспортного потенциала страны, Южная Корея в течение последних 30 лет продемонстрировала очень высокие и стабильные среднегодовые темпы роста экономики на

уровне 8,6%. Этому в значительной мере способствовала государственная политика всесторонней поддержки МСП, разрабатываемая «Президентской комиссией по МСП», в которую входят заместители министров профильных министерств и эксперты. Характерной чертой государственной политики поддержки МСП в последние годы является обеспечение низких процентных ставок по заемному капиталу и расширение программ банковского кредитования МСП. В целях усиления рыночного компонента в деятельности малого бизнеса, правительство намерено активизировать поддержку наиболее конкурентоспособных компаний. Меры дерегуляции внутреннего рынка имеют цель создания широкой сети венчурных компаний. В этих целях правительством создано специальное рейтинговое агентство для оценки кредитных рисков. Важным шагом стало принятие в 1997 г. «Специального Акта по развитию венчурного бизнеса», призванного систематизировать поддержку венчурных компаний. В Южной Корее зарегистрировано 13 тыс. венчурных компаний (по данным за 2005 г.). Из них по типу деятельности 72% связаны с внедрением новых технологий, 13% - с венчурным капиталом и 15% занимаются научнотехнологическими разработками. Большая часть венчурных компаний работает в сфере производства (65%), информации и услуг - 27%, лишь 0,2% - в сельском хозяйстве [6].

В Южной Корее существует ряд государственных и частных организаций, оказывающих поддержку МСП. Законодательную базу и регулирующие функции обеспечивает государственная Администрация малого и среднего бизнеса (АМСБ). Основным исполнительным органом является подведомственная АМСБ Корпорация малого бизнеса, которая реализует государственную политику развития МСП. Неправительственная Федерация малого и среднего бизнеса Кореи объединяет отраслевые и региональные кооперативы, тем самым способствуя более эффективной защите прав и интересов МСП [7]. Действующим законодательством предусмотрены различные стимулирующие меры начинающим венчурным компаниям (которым не более 2 лет), включая бизнес-инкубаторы и налоговые преференции. В частности, они на 50% освобождены от уплаты корпоративного и подоходного налогов в течение одного года с момента создания, полностью освобождены от уплаты налога на регистрацию имущества, приобретенного в течение двух лет после создания фирмы, а также от уплаты налога за приобретение имущества в указанный период. Специальные налоговые преференции предусмотрены для компаний с участием венчурного капитала и ограниченной ответственностью. Корпоративный налог не уплачивается в случае трансфертных платежей и доходов, полученных в виде дивидендов в результате инвестирования в компанию венчурного капитала. Подоходный налог не уплачивается, если то или иное юридическое лицо приобретает ценные бумаги или другие активы компании с венчурным капиталом посредством прямого инвестирования в неё.

Расширяется финансовая поддержка отечественным экспортерам при переходе к мировым стандартам качества. План реформирования системы национальных

стандартов включает в себя активное участие государственных структур, обучение 3 тыс. специалистов, увеличение бюджетных расходов на проведение исследовательских работ на 5%. Больше всего соответствия европейским стандартам требуют такие отрасли экономики, как телекоммуникации, биоинженерия и электроника. Одной из эффективных форм поддержки МСП в Корее является размещение государственных заказов в малых и средних компаниях. Так, объем госзаказов в МСП вырос с 28 млрд долл. США в 2000 г. до 35 млрд долл. США в 2003 г., что составляет 65% общего объема государственных закупок.

В 2003 г. совокупный объем предоставленных займов МСП составил около 1,4 млрд долл. США или 42% от общего объема кредитования. Объем полученных МСП кредитных гарантий составил 418 млн долл. США, а число корейских фирм, получивших их, -357 тыс. Государственные средства в основном расходуются по трем направлениям: 1) предоставление льготных кредитов (сроком до 8 лет и процентной ставкой ниже на 2,5-3%, чем в банке); 2) на разработку и внедрение новых технологий; 3) пополнение оборотных средств. Корейская корпорация малого бизнеса (КМБ) осуществляет следующие программы финансирования МСП [8]: 1) долгосрочные займы на корпоративную реструктуризацию (расширение основных фондов, приобретение оборудования и недвижимости);

2) стабилизирующие займы (управление производством, системой продаж и технологического развития);

3) торговые займы (выделяются малым предприятиям, которые испытывают трудности с получением кредитов в коммерческих банках из-за низких показателей товарооборота); 4) займы на коммерциализацию НИОКР (выделяются компаниям в течение 3 лет с момента получения патента на изобретение, получения трансферта технологии от местных исследовательских лабораторий или определены КМБ как инновационная компания); 5) займы на развитие межкорейского экономического сотрудничества (только в случае совместного предприятия с партнерами из КНДР); 6) займы на развитие МСП в провинциях; 7) займы на развитие индустриальных парков в сельской местности (финансовая поддержка, помощь в приобретении оборудования, тренинговые программы для местных жителей, налоговые льготы); 8) проведение мгновенных лотерей в поддержку МСП; 9) займы для начинающих венчурных компаний (через Корейский фонд гарантирования кредитов и технологий); 10) прямые инвестиции КМБ (осуществляются через два государственных фонда «Кукмин» для компаний, которые имеют передовые технологии, но ограничены в капитале); 11) создание отраслевых бизнес-инкубаторов (КМБ создано 9 инкубаторов в Корее); 12) индустриальные парки для МСП (небольшие промышленные зоны в городах).

Для получения льготных кредитов (с процентной ставкой в пределах 5%) один из главных критериев -чтобы компания работала в области промышленного производства и услуг, а также в сфере интеллектуальных технологий (информационные и телекоммуникационные технологии, компьютерный сервис, электроника и т.п.). В то же время не предоставляются кредиты компаниям, производственная площадь которых меньше 500 м2, а

также тем фирмам, которые прибегают к забастовкам или останавливают производство.

Обычные кредиты предоставляются Корпорацией малого бизнеса на 3-5 лет через коммерческие банки на приобретение сырья и комплектующих, совершенствование управления и технологических линий, внедрение новых технологий, освоение новых рынков. Годовая процентная ставка варьируется в пределах 79%. В целях развития МСП в регионах, большие налоговые льготы предоставляются компаниям, расположенным в провинциях, нежели в столице. Стимулирование передислокации МСП в провинции обусловлено тем, что там издержки на производство значительно ниже, чем в столице.

Предусмотрена поддержка венчурных компаний, разработавших технологии и планирующих их внедрение в производство. В этом случае кредиты предоставляются на оплату расходов, связанных с привлечением экспертов из консалтинговых фирм, осуществлением дизайна товара и упаковки, приобретением сырья и комплектующих, издержками на маркетинговые исследования и рекламу, проведение тестов и получение сертификатов качества и т.д. Такие кредиты выдаются сроком на 5 лет с процентной ставкой 6,5%. Для того чтобы получить средства на разработку технологий компании, необходимо иметь конкретный проект.

Реализацию государственной политики в отношении МСП осуществляет «Администрация малого и среднего бизнеса», которая исполняет функции секретариата при «Президентской комиссии по МСП» и одновременно является структурным подразделением «Министерства торговли, промышленности и энергетики». К решению вопросов по развитию экспортного и инновационного потенциала сектора МСП, наряду с MCIE и SMBA, привлекаются «Министерство иностранных дел и внешней торговли» и «Министерство науки и технологии». SMBA координирует деятельность всей системы государственной поддержки и развития МСП, которая включает 35 программ финансовой помощи и 8 крупных программ технической поддержки (строительство объектов недвижимости; консультационные службы и обучение; стажировка специалистов за рубежом; организация выставок; информатизация; сертификация производств, продуктов и услуг по требованиям ISO; посредничество в торговых переговорах, представительство в других странах и на международных рынках; развитие международной кооперации и многое др.). Наряду с SMBA в стране действует ряд других крупных правительственных, общественных и частных организации, поддерживающих развитие МСП и уделяющих особое внимание развитию экспорта, в их числе: «Корпорация малого бизнеса» (SBC), «Корейская федерация малого бизнеса» (KFSB), «Корейское торгово-инвестиционное агентство» (KOTRA), Информационная служба «Корейский рынок», «Корейская международная торговая ассоциация» (KITA) [9].

SBC является правительственным агентством, обеспечивающим развитие инфраструктуры поддержки МСП и оказывающим техническую, финансовую и организационную помощь малым и средним предприятиям. SBC реализует 12 программ кредитования МСП на

общую сумму 2,3 млрд долл. США, что позволяет оказывать финансовую поддержку примерно 6500 предприятиям ежегодно. Размеры кредитов от 0,42 млн долл. США до 2,5 млн долл. США и выдаются на срок от 3 до 10 лет, в зависимости от цели использования. Экспортные кредиты не превышают 1,3 млн долл. США и выдаются на срок до 6 месяцев. Для коммерциализации инновационных разработок и реализации НИОКР предоставляются кредиты на срок до 5 лет, минимальный размер кредита составляет 0,42 млн долл. США, однако его величина может быть увеличена, в зависимости от перспективности рыночной реализации разработки. Венчурные компании (предприятия с высоким риском внедрения новых разработок) играют важную роль в развитии экспортного потенциала МСП путём расширенного использования и тиражировании новейших научно-технических разработок. Для финансовой поддержки таких компаний в SBC создан венчурный фонд с капиталом 250 млн долл. США, который предоставляет кредиты размером до 0,8 млн долл. США на срок от 3 до 5 лет. Наряду с финансовой поддержкой, SBC придаёт большое значение распространению в МСП прогрессивных технологий и передового опыта, почерпнутого из практики наиболее успешных зарубежных компаний. Для этого созданы два технологических центра и множество консультационных пунктов, в которых ежегодно приглашаются для работы 350 иностранных консультантов и 250 инженеров.

Федерация КТЖ является неправительственной общественной организацией, представляющей интересы 2,8 млн малых предприятий (имеет 12 региональных отделений, 1 исследовательский институт и 3 учебных центра). КТЖ защищает права и интересы МСП на различных уровнях законодательной и исполнительной власти, подготавливает рекомендации для правительства по вопросам совершенствования поддержки МСП, проводит научные исследования, занимается образовательной и консультационной деятельностью, создает фонды взаимопомощи и тесно взаимодействует со множеством общественных, отраслевых и профессиональных предпринимательских организаций.

Государственное торгово-инвестиционное агентство КОТИЛ имеет 104 представительства в 74 странах, которые способствуют развитию международных торговых отношений, акцентируя особое внимание на расширении корейского экспорта и привлечении иностранных инвестиций в развитие национальной экономики. С помощью КОТИЛ и других национальных инвестиционных компаний в 2002 г. было привлечено в корейские МСП около 8,7 млрд долл. (т.е. 21,3% от всех зарубежных инвестиций в корейскую экономику). КОТИЛ способствует проникновению корейских компаний на новые зарубежные рынки и оказывает особую помощь предприятиям сектора МСП в представлении их товаров и услуг на зарубежных выставках и рынках, а так же в проведении торговых переговоров и в поиске возможных партнёров. Это агентство организует международные выставки и ярмарки с участием многих тысяч корейских предпринимателей, собирает информацию о потребностях зарубежных рынков, составляет рекомендации для корейских предпринимателей и изы-

скивает возможности наиболее эффективных инвестиций за рубежом. Кроме того, большое значение KOTRA уделяет организации ежегодных зарубежных стажировок предпринимателей (на срок 4-6 месяцев) с целью их ознакомления с особенностями коммерческой и производственной деятельности в странах, намечаемых для расширенной экспансии корейских товаров и услуг. Государственная информационная служба «Корейский рынок», созданная при содействии SMBA и SBC представляет покупателям на международном и внутреннем рынках информацию о всём многообразие продуктов и услуг, производимых корейскими МСП. В онлайновом режиме предлагается 21 тыс. сайтов различных корейских предприятий и 130 тыс. электронных каталогов на различные виды товаров и услуг. Кроме того, эта служба позволяет осуществлять быстрый поиск возможных партнеров во всем мире, что в значительной мере способствует развитию экспортных возможностей МСП.

Одной из влиятельнейших экономических ассоциаций, объединяющей более 80 тыс. предприятий, является KITA. Деятельность этой ассоциации связана с маркетинговыми исследованиями зарубежных рынков, с развитием международной торговой кооперации и проведением экономических исследований, на основе которых делаются предложения для правительства страны по совершенствованию экономической и промышленной политики. Ассоциация также реализует ряд программ по оказанию услуг (информационных, консультационных, образовательных, посреднических и юридических) как отечественным, так и иностранным предпринимателям.

Вследствие работы всех вышеперечисленных организаций в Южной Корее возникает устойчивое развитие инновационной экономики. Инновационные сети возникли преимущественно в высокотехнологических отраслях, таких как биотехнология, информация и связь. Они отличаются высокой специализацией, поддерживают тесные связи с высшей школой, государственными НИИ и другими частными фирмами. Как правило, они склонны к географической консолидации и действуют в рамках региональных агломераций. Примером могут быть Долина Даедук, Технопарк Поханг и Долина Тегеран вокруг Сеула. Так, наукоград Долина Даедук строится по принципу Силиконовой долины, по сути своей является региональной инновационной системой со всеми присущими ей элементами: институтами разной природы, инфраструктурой, технологическим бизнес-инкубатором и высокотехнологическими

промышленными фирмами. Биотехнологический кластер Долины Даедук, к примеру, консолидируется вокруг холдинга ИнБиоНет, который в 1996 г. отпочковался от крупного государственного института - бизнес-инкубатора. Он включает 14 компаний, специализирующихся на различных направлениях биотехнологий, и отличается необычайно высокой эффективностью: так, всего за 7 лет со дня основания холдинг нового типа с 40 занятыми разработал более 40 технологий и получил 17 патентов на изобретения. Одновременно с участием в сети Долины Даедук он участвует в 8 других инновационных сетях.

Чеболи приняли стратегию проникновения на новые рыночные ниши при помощи корпоративных исследовательских центров и активного сетевого взаимодействия с НИИ, университетами, другими чеболями и малыми компаниями. Они также преуспели в создании наукоемких региональных агломераций, таких как электронный комплекс Куми и автомобильный и судостроительный центр Вулсан. Также происходит реструктуризация корпоративной системы НИОКР в чебо-лях: наряду с корпоративными центрами НИОКР появились венчурные компании, объединенные в некие венчурные «клубы» материнских фирм. Так, в 19982001 гг. число венчурных компаний увеличилось с 2 до 11 тысяч, а число исследовательских центров на базе крупных корпораций - с 2 до 9 тысяч. Увеличивается доля НИОКР, осуществляемых малыми и средними фирмами в кооперации с другими участниками инновационного процесса. Как правило, они пытаются взаимодействовать с другими инновационными институтами в среднетехнологических нишах (текстильная, обувная промышленность, часто тоже в рамках агломераций) или как специализированные субпоставщики крупных корпораций. Партнерами малых инновационных фирм являются университеты (38.9% проектов), государственные лаборатории (20%), национальные корпорации (35,2%) и иностранные фирмы (5,9%). Новым явлением стали альянсы крупных корпораций и малых технологических фирм: первые заинтересованы в новых бизнесах при сохранении специализации основной компании; вторые получают доступ к инвестиционным и маркетинговым ресурсам крупных корпораций.

Таким образом, суть всех институциональных инноваций в Южной Корее состоит в активной поддержке технологического и бизнес сотрудничества традиционных и новых институтов, их сетевого взаимодействия на новой основе, открытости и использовании мультипликационного эффекта региональной кластеризации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Министерство науки и технологии РК. URL: http://was.most.go.kr/most/english

2. Korean Institute of Science and Technology (KIST). URL: http//www.kist.re.kr/en

3. Korean Advances Institute of Science and Technology. URL: http://www.kist.re.kr

4. Daedeok Science Town. URL: http://www.dtv21.co.kr

5. «Администрация малого и среднего бизнеса» Южной Кореи. URL: http://www.smba.go.kr/main/english/

6. По данным Администрации малого и среднего бизнеса ЮК на 2005 г. Официальный сайт: http://www.kfsb.or.kr/english/.

7. The Small and Medium Business Administration (SMBA), http://www.smba.go.kr/main/english/. Small Business Corporation (SBC), http://www.sbc.or.kr/. Korea Federation of Small Business (KFSB). URL: http//kfsb.or.kr/English/

8. Корейская корпорация малого бизнеса (Small Business Corporation (SBC)). Официальный сайт: http://www.sbc.or.kr/

9. Корейская федерация малого бизнеса (Korea Federation of Small Business (KFSB). URL: http://www.kfsb.or.kr/english/

Статья представлена научной редакцией «История» 24 июля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.