Научная статья на тему '2014. 02. 020. Борлёуг С. Б. , Якоб М. Кто коммерциализирует результаты научных исследований в Швеции и почему? Borläug S. B. , Jacob M. Who commercialises research at Swedish universities and why? // Prometheus: critical studies in innovation. - 2013. - p. 1-15. - doi:10. 1080/08109028. 2013. 832048. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1080/08109028. 2013. 832048'

2014. 02. 020. Борлёуг С. Б. , Якоб М. Кто коммерциализирует результаты научных исследований в Швеции и почему? Borläug S. B. , Jacob M. Who commercialises research at Swedish universities and why? // Prometheus: critical studies in innovation. - 2013. - p. 1-15. - doi:10. 1080/08109028. 2013. 832048. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1080/08109028. 2013. 832048 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ШВЕЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лихачев М. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 02. 020. Борлёуг С. Б. , Якоб М. Кто коммерциализирует результаты научных исследований в Швеции и почему? Borläug S. B. , Jacob M. Who commercialises research at Swedish universities and why? // Prometheus: critical studies in innovation. - 2013. - p. 1-15. - doi:10. 1080/08109028. 2013. 832048. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1080/08109028. 2013. 832048»

ЭКОНОМИКА НАУКИ

2014.02.020. БОРЛЁУГ С Б., ЯКОБ М. КТО КОММЕРЦИАЛИЗИРУЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ШВЕЦИИ И ПОЧЕМУ?

BORLÀUG S.B., JACOB M. Who commercialises research at Swedish universities and why? // Prometheus: Critical studies in innovation. -2013. - P. 1-15. - DOI: 10.1080/08109028.2013.832048. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/08109028.2013.832048

Ключевые слова: инновационная политика; трансфер технологий; коммерциализация результатов научных исследований; Швеция.

Авторы статьи, сотрудник Университета Осло (Норвегия) и сотрудник Университета Лунда (Швеция), представляют результаты своего исследования, основанного на интервьюировании сотрудников пяти крупнейших шведских университетов по вопросам трансфера технологий и коммерциализации результатов научной деятельности.

Развитие современной науки характеризуется мощным сдвигом в сторону более глубокого и всестороннего сотрудничества академической сферы с промышленностью и частным сектором. Это выражается в ускоренном развитии трансфера технологий и других способов коммерциализации результатов научных исследований. Научный анализ этого процесса развивается главным образом по четырем направлениям: 1) исследование изменений, происходящих в сфере восприятия роли научных исследований в развитии общества; 2) эмпирическое исследование изменений институционального контекста науки и научных исследований в различных странах; 3) критика влияния коммерциализации на академическое сообщество; 4) эмпирические исследования новой системы правил поведения в научном сообществе, возникшей в

результате развития коммерциализации. Эта последняя область исследований все в большей степени приобретает самостоятельное значение и выдвигает на первый план изучение микрооснов университетского предпринимательства. Именно такой подход приняли авторы за основу для проведения своего исследования.

Швеция - одна из европейских стран, где на протяжении двух последних десятилетий в области законодательства были сделаны наиболее решительные шаги, для того чтобы содействовать процессу коммерциализации результатов научных исследований и защиты прав интеллектуальной собственности индивидуальных исследователей. Большинство шведских университетов государственные, поэтому региональные власти активно стимулируют их участие в развитии инновационных систем своих регионов. Анализ шведского опыта интересен с точки зрения понимания того, каким образом осуществляются трансфер технологий и коммерциализация результатов научных исследований в условиях, когда сами университеты непосредственно не обладают правами интеллектуальной собственности.

Швеция тратит около 4% своего ВВП на научные исследования. Из них около 65% составляют затраты предприятий национального частного сектора, 28% - государственное финансирование, а остальное - иностранные инвестиции, осуществляемые в основном фирмами из стран ЕС (с. 2). Университеты получают большую часть государственных субсидий и являются главным субъектом научно-исследовательской деятельности в стране. Альтернативные источники финансирования и конкурирующие исследовательские структуры играют меньшую роль, чем в других странах Европы и США. Высшее образование в Швеции представляет собой монопсонию1, в которой государство играет роль основного потребителя и главного регулятора. Около 60% финансовых ресурсов, выделяемых на научные исследования, распределяются на конкурсной основе через систему исследовательских советов между индивидуальными исследователями и исследовательскими группами. Остальное финансирование выделается в виде неделимой субсидии, размер которой зависит от результатов, достигнутых

1 Монопсония - рынок, на котором господствует единственный покупатель. - Прим. реф.

университетом в коммерциализации результатов научных исследований и количестве научных публикаций. Однако прямого финансирования со стороны государства недостаточно. Поэтому большинство исследователей вынуждены прибегать к альтернативным источникам финансирования: сотрудничество с частными структурами; создание условий для трансфера технологий и коммерциализации созданного научного продукта. При этом сами государственные структуры выступают в роли главного инициатора процесса коммерциализации научных исследований, создавая систему стимулов, поощряющих деятельность университетского сообщества в этом направлении.

С целью анализа процесса коммерциализации научных исследований в шведских университетах авторы статьи проинтервьюировали 88 сотрудников из пяти крупнейших шведских университетов, из них 64 сотрудника занимаются преимущественно исследовательской деятельностью и 24 - администраторы. Среди интервьюируемых исследователей 9 - представители биологических наук, 19 - технических наук, 17 - социальных и гуманитарных наук, 19 - специалисты в области информатики и компьютерных технологий. Респонденты должны были ответить на два основных вопроса: «В каких формах осуществляется коммерциализация результатов вашей научной деятельности?»; «Как ваш университет осуществляет стимулирование коммерциализации результатов научной деятельности?» (с. 6).

Анализ ответов на первый вопрос позволил авторам систематизировать формы коммерциализации результатов научной деятельности, объединив их в пять групп: 1) трансфер технологий в виде продуктов, патентов, лицензий и компаний спин-офф; 2) консультационные услуги; 3) трансфер знаний в виде дополнительных образовательных программ; 4) публикация книг и статей; 5) основная образовательная деятельность. При этом большинство респондентов наибольшее значение придают таким формам, как трансфер технологий, публикации и трансфер знаний (с. 7).

По второму вопросу большинство респондентов сошлись во мнении о недостаточности существующих стимулов к осуществлению трансфера технологий. Практически все респонденты имеют постоянные долгосрочные контакты с представителями неакадемической среды. Большинство представителей социальных и гумани-

тарных наук участвуют в деятельности различных общественных и государственных организаций и исследовательских советов. Менее половины респондентов поддерживают регулярные контакты с представителями промышленности и других структур частного сектора. Основным мотивом такого сотрудничества является увеличение базы данных для дальнейших исследований и возможность расширить область исследований. Практически все респонденты одобряют сложившуюся в Швеции систему фиксации и защиты прав интеллектуальной собственности. Исследователи утверждают, что их приоритет при оформлении прав интеллектуальной собственности служит важнейшим стимулом развития научных исследований и коммерциализации их результатов. При этом респонденты, представляющие административные структуры университетов, выражают мнение о том, что необходимо ограничить право исследователей свободно распоряжаться результатами научных исследований, которые получены в рамках исследовательской деятельности внутри университета, поскольку это наносит ущерб процессу коммерциализации. Авторы отмечают глубокое противоречие между сложившимся режимом фиксации интеллектуальной собственности, отдающей приоритет исследователю как непосредственному создателю продукта, и стремлением университетских структур играть более активную роль в процессе трансфера технологий и получать большую долю доходов. При этом преимущество существующего режима заключается в том, что он создает достаточно сильный стимул для участия исследователей в создании новых научных продуктов и их коммерциализации. Ослабление существующего режима прав интеллектуальной собственности может привести к существенному ослаблению этих стимулов. Поэтому если такое изменение произойдет, необходимо создать новые стимулы, которые будут способны компенсировать ущерб, нанесенный исследовательской мотивации. Это тем более важно, что процесс коммерциализации сам по себе способен создавать отрицательные стимулы в виде различного рода финансовых и профессиональных рисков. Такая ситуация порождает необходимость создания сильного противовеса из положительных стимулов, обеспечивающих вовлечение представителей академического сообщества в процесс трансфера технологий и коммерциализации результатов научной деятельности. Поэтому любое ослабление положительных стиму-

лов при отсутствии адекватной замены может привести к резкому сокращению исследовательской активности в этой сфере.

М.О. Лихачев

2014.02.021. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОСРЕДНИКИ: ПРОЦЕССНЫЙ ВЗГЛЯД НА КООРДИНАЦИЮ ОТКРЫТЫХ ИННОВАЦИЙ / КАЦИ Б., ТУРГУТ Э., ХОЛЦМАН Т., САЙЛЕР К. Innovation intermediaries: A process view on open innovation coordination / Katzy B., Turgut E., Holzmann T., Sailer K. // Technology analysis & strategic management. - 2013. - Vol. 25, N 3. - P. 295-309. -Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/09537325.2013.764982

Ключевые слова: открытые инновации; сотрудничество; инновационный процесс; инновационная цепочка создания добавленной стоимости; малые и средние предприятия; инновационная оценка стоимости.

Авторы из Германии исследуют роль инновационных посредников в совместных проектах сетевых взаимодействий между различными организациями.

Современная концепция открытых инноваций предусматривает выбор фирмами таких стратегий развития, при которых происходит поиск знаний за пределами компаний и дальнейший обмен ими с партнерскими организациями. Подобный обмен может приносить выгоду обеим сторонам, так как позволяет осуществлять внешнюю коммерциализацию невостребованных фирмой объектов интеллектуальной собственности, а также адаптировать внешние разработки под потребности развития собственной продукции. Одним из преимуществ подобных стратегий является возможность их использования малыми и средними предприятиями (МСП), которые обычно обладают недостаточными самостоятельными ресурсами для проведения ИР и извлечения из этого конкурентных преимуществ. В результате складываются рынки технологий, ноу-хау, патентов и лицензий, и возникает потребность в присутствии посредников, облегчающих взаимодействие между партнерами, участвующими в инновационном процессе.

Поскольку деятельность инновационных посредников длительное время относили к «провалам рынка», приоритет в осуществлении этих функций в основном брало на себя государство в фор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.