Чиннавата «тупицами». Эти-то последние и составили основную массу тех, кто образовал Единый фронт за демократию против диктатуры, чьей отличительной чертой стали красные рубашки и которые требовали возвращения Таксина Чиннавата во власть, правда, везде подчеркивая, что это движение «не за Таксина, а за демократию, а демократия это когда большинство выбирает победителя» (с. 355).
Вслед за Э. Уокером1 автор заметил, что демонстранты в Бангкоке это те, кого можно охарактеризовать как среднее крестьянство и чьей экономической базой остается сельское хозяйство. Все конфликты во всех частях Таиланда (т.е. и с мусульманами на юге страны, и в Бангкоке в 2009-2010 гг.) - это «вызов бангкок-ским элитам, стремление избавиться от "управляемой демократии" и перейти к прямой, парламентской демократии» (с. 358).
Ю.В. Чайников
2013.04.045. СОПРАНДЗЕТТИ К. ОБАГРЕННЫЕ КРОВЬЮ ПЛАМЕННЫЕ ЖЕЛАНИЯ: МИГРАНТЫ ИЗ ИСАНА И ПОЛИТИКА ЖЕЛАНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ТАИЛАНДЕ. SOPRANZETTI C. Burning red desires: Isan migrants and the politics of desire in contemporary Thailand // South East Asia research. - L., 2012. - Vol. 20, N 3. - P. 361-379.
Автор - антрополог из Гарвардского университета (США) - с середины 2009 г. проводил обследование бангкокских мототаксистов (БМ).
Это большая (примерно 200 тыс. человек), важная для жизни города (ежедневно БМ совершают 4-6 млн. поездок, с. 363) и специфическая группа. Подавляющее большинство - выходцы из Иса-на, северо-востока Таиланда, и их объединяют черты крестьянского сознания и отчасти быта. Их житейские истории схожи. Пример -Адун. После получения паспорта в 15 лет уехал в Бангкок, получал еженедельно 50 батов (в 1979 г. ок. фунта стерлингов) в обувной лавке. Скопив несколько сотен батов, Адун вернулся в деревню, замученный ностальгией. Но не удержался и снова отправился в Бангкок. Работал на шлифовке драгоценных камней, сборке мебе-
1 Walker A. Thailand's political peasants: Power in a modern rural economy. -Madison: Univ. of Wisconsin press, 2012.
ли, химпредприятии. Наконец, устроился мототаксистом, сначала в качестве приработка. Работа понравилась самостоятельностью, отсутствием начальства. Во время постоянных наездов в деревню успел жениться, обзавестись детьми, но не перевез семью в Бангкок. В деревне он чувствует себя уважаемым человеком, что, в свою очередь, укрепляет самоуважение.
От крестьян БМ отличаются исключительной мобильностью и находчивостью. Это люди особого психологического склада: там, где многие видят тупик, они упорно ищут и находят выход. Они повседневно сталкиваются с новым - товарами, вкусами, стилями поведения, образом жизни. Их жизненные горизонты - огромный город и целая страна.
Эта модернизация сознания облегчает адаптацию вчерашних крестьян к городской жизни. Марксизм, считает автор, не склонен воспринимать политическую борьбу вне рамок классового сознания, а это «легко оставляет в стороне мириады индивидуальных конфликтов, которые требуют от человека личного мужества для защиты своего человеческого достоинства в ходе каждодневной борьбы за исполнение своих "капиталистических желаний" и которые марксистской традицией отвергаются как "продукт ложного сознания"» (с. 366).
«Классовое» напряжение в Бангкоке повысилось с началом реформ Таксина Чиннавата, пришедшего в январе 2001 г. к власти под лозунгом «Думай по-новому, действуй по-новому». Будучи опытным бизнесменом, Таксин Чиннават понимал, что создание возможностей для удовлетворения разбуженных в народе потребностей может стать основой его политического долголетия. «Подпитывая капиталистические мечты о неограниченном (экономическом) росте и свободной торговле, Таксин выпустил на свободу желания жителей страны, особенно те желания, которые раньше выражали классы, традиционно исключенные из капиталистического праздника - сельские массы и городскую бедноту» (с. 367).
БМ, подобно другим, голосовали за Таксина Чиннавата, откликнувшись на изменение отношений с бюрократией и их включение в капиталистическую экономику. Народ принял за чистую монету пропаганду долга чиновников перед простыми людьми: «Это не я им должен служить, а они мне», - приводит автор слова одного из мигрантов.
Вторая реформа предусматривала в рамках «борьбы с коррупцией» легализовать деятельность неформального сектора экономики: БМ признали полноправными экономическими субъектами с регистрацией, формализацией доступа к системе кредита, налогов и товаров. Реально эта политика не сделала кредит ближе и доступнее для таксистов. Но был достигнут более высокий уровень безопасности их работы, государство, потеснив мафиозных патронов, стало альтернативной «крышей».
Резкое высвобождение преобразованиями энергии низов вознесло Таксина Чиннавата - он был переизбран в 2005 г., но та же самая волна выплеснула на улицы массовый протест, основной силой которых стала партия бывшего наставника Таксина - Чамлона Шримуана и его бывшего соратника Сонди Лимтхонкула, Народный альянс за демократию (желтые рубашки).
Осенью 2006 г. к власти пришли военные. Они повели кампанию осуждения «алчности и расточительства». Стремление крестьян к лучшей жизни было объявлено «черным демоном Алчности», и в этом «демоне» усмотрели источник всех бед. Издавались воззвания часто в форме нравоучительных притч типа: «Демон тьмы, именуемый Алчность, сказал людям уходить из деревни. Многие из крестьян покинули деревню и перебрались в Город Расточительства и Сумасбродства. Тогда король дал людям семечко дерева света, которое называется Самодостаточность. Люди посадили семечко, вырастили дерево, и свет от него достиг Города, и многие из увидавших этот свет вернулись в деревню» (с. 369).
24 октября 2006 г. правительство военных объявило курс на «самодостаточную экономику», за основу которого были взяты слова короля, сказанные во время кризиса 1997 г.: «Радоваться даже тому малому, что у нас есть» (с. 369).
Понятие «самодостаточности» в официальном понимании складывалось из «умеренности, разумности и устойчивости к влиянию, вызываемому внутренними и внешними переменами» (с. 370). Стремление к экономическому росту и материальному благосостоянию было заклеймено как морально ущербное, «небуддистское» и «нетайское». Таким образом, в правительственной риторике обнаружился своеобразный сдвиг в оценке смысла жизни: экономические показатели (ВВП) были заменены поиском духовного благополучия - «счастья». В политике восторжествовал консерватизм,
точнее - «ультраконсерватизм». Стало одиозным желать чего-то нового, и поэтому подавление (в том числе силовое) выразителей нововведений представлялось делом чести. Но при этом в политике правительства обнаружились противоречия.
1. Призывая всех к умеренности, хунта не забывала себя. Она, как и призывала народ, «радовалась тому, что имела». И эту радость ей обеспечивал резкий рост военного бюджета: до того стабильный, он был увеличен в 2007 г. на 35%, а в 2008 г. - еще на 24% (с. 371). 2. Экономику самообеспеченности формулировали люди в погонах, новый экономический курс рекомендовали правительству органы госбезопасности. 3. Само понятие самообеспечивающейся экономики и политика в этом направлении были закреплены в новой Конституции 2007 г., а на разъяснение положений новой политики в народ была брошена 700-тысячная армия. Тем не менее сельские массы Исана отказались «учиться» новым истинам и отвергли конституционный проект большинством в 62,8% (притом что страна в целом его поддержала) (с. 372). На вопрос исследователя об армейском агитационном натиске жители Исана отвечают по-разному: от иронической улыбки до двусмысленного одобрения.
Адун, один из многих вернувшихся домой таксистов, сидит перед своим домом в деревне и сетует: «Что мы можем сделать? Ходили в Бангкок, выступали за будущее своих детей, а теперь все сидят по деревням, перед своими домами, без работы, воды для полива нет, работы никакой. На что детям обувь покупать, школьную форму, а еще за английский надо платить, компьютер просят. А на какие шиши? Сколько начальства вокруг нас, и все управляют нами. А мы сами хотим выбирать себе начальников» (с. 373).
Разбуженные и официально признанные желания масс стали силой, которая требует такого правительства, которое допускало бы (хотя бы на словах) законность этих желаний и старалось бы (пусть и не вполне успешно) удовлетворить их. Если же правительство объявляет реальные потребности народа незаконными и неморальными, то его положение становится уязвимым. Желания не исчезают, они тлеют внутри каждого, пока наконец не набирается критическая масса. Именно это и случилось в апреле - мае 2010 г., когда тысячи протестующих заблокировали новомодные магазины, супермаркеты в центре Бангкока и превратили их в общественную
2013.04.046-047
политическую трибуну. Расчет протестующих был прост: по своим, по богатым, не ударят, пожалеют дорогую собственность, за сумками Луи Вюиттона как за каменной стеной. Однако армия «ударила». Убитых - 92, раненых по бангкокским госпиталям - более 2 тыс. (с. 361), весь торговый центр был охвачен огнем, в котором очень символично горели все объекты капиталистического желания новых горожан.
А на вопрос, когда жизнь была лучше - раньше, до миграции в Бангкок, или сейчас - выходец из Исана ответил: «Теперь у нас все есть - телевизоры, мотоциклы, мобильники, электричество -жизнь стала лучше, только тяжелее. Весь мир развивался, и Исан тоже, но медленнее, чем Бангкок. Мы знаем, в каком направлении надо развиваться, без чего мы не проживем и чего у нас пока нет, а в центре есть» (с. 362).
Ю.В. Чайников
ЭКОНОМИКА
2013.04.046-047. ЗАРУБЕЖНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИТАЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
2013.04.046. ГУ ЛУЛУ, РИД Р. Китайские предприятия потерпели неудачу с зарубежными слияниями и поглощениями?
ГУ ЛУЛУ, РИД Р. Чжунго цие хайвай бингоу шибайлэ ма? // Цзинцзи яньцзю. - Пекин, 2011. - № 7. - С. 116-129. - Кит. яз.
2013.04.047. ЧЖАН ЦЗЯНЬХУН, ЧЖОУ ЧАОХУН. Исследование институциональных препятствий для интернационализации китайских предприятий (на примере зарубежных слияний и поглощений).
ЧЖАН ЦЗЯНЬХУН, ЧЖОУ ЧАОХУН. Чжунго цие цзоучуцюй дэ чжиду чжанай яньцзю: и хайвай шоугоу вэй лие // Там же. - Пекин, 2010. - № 6. - С. 80-91. - Кит. яз.
Гу Лулу (финансовый факультет Чжуннаньского университета экономики, финансов и права) и Р. Рид (факультет экономики и финансов Кентерберийского университета, Новая Зеландия) (046) отмечают, что политика поощрения зарубежных капиталовложений китайских предприятий под лозунгом «Идти вовне» была заявлена правительством КНР в 1999 г. Для того чтобы облегчить процесс вывоза капитала, Государственная валютная администрация КНР в