Научная статья на тему 'Политический кризис в Таиланде 2005-2006 гг. Его развитие, причины и движущие силы'

Политический кризис в Таиланде 2005-2006 гг. Его развитие, причины и движущие силы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
453
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ТАИЛАНД / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фомичева Елена Алексеевна

Dr. Elena Fomicheva in her paper makes an attempt to analyze the cause and the acting forces of the political crises in Thailand in 2005 2006. The author assesses these political events as a crisis of the whole political system of the country, stressing that the cause of it is the disturbing of the balance of political elites with the new political elite attempting to assume all political and economic power in the country. It is also stated that the underlying cause of current political turmoil is deep economic and political disparity between the poor and the rich, between the capital and the countryside.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политический кризис в Таиланде 2005-2006 гг. Его развитие, причины и движущие силы»

Фомичева Е.А. к.и.н ИВ РАН

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ТАИЛАНДЕ 2005-2006 ГГ.

ЕГО РАЗВИТИЕ, ПРИЧИНЫ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ Политический кризис в Таиланде в 2005-2006 гг. во многих отношениях беспрецедентен в истории страны, по сути - это кризис политической системы, кризис демократии. Действительно, однозначные результаты выборов, проведенных по самой демократичной в истории страны «народной» конституции, не признаются оппозиционными силами и общественным мнением, которые требуют отставки легитимно избранного премьер-министра. Противники Таксина не могут отправить его в отставку конституционными методами, поскольку его партия выиграла парламентские выборы, получив большинство в парламенте. «Таксин стал слишком могущественным, чтобы действовать против него конституционными средствами, - писала газета «Нейшн». На авансцену выходят внепарламентские методы борьбы, а именно - массовые многотысячные и многомесячные демонстрации граждан, которые, в отличие от прошлых времен, не разгоняются ни полицией, ни военными. Обе стороны в конфликте массированно используют СМИ, причем оппозицией ведется ни с чем не сравнимая, многомесячная кампания критики и, прямо скажем, травли премьер-министра в прессе. Эта тенденция отчетливо демонстрируется англоязычной газетой «Бангкок пост». Фактически страна осталась без работающего парламента, произошла резкая радикализация населения и его политическая поляризация. Народный альянс за демократию (НАД), который выступил организатором массовых выступлений, имея обширную программу критики деятельности и личных нравственных качеств Таксина Чиннавата, не выработал позитивной программы реформы политической системы. События развивались следующим образом.

Постоянная критика деятельности Таксина Чиннавата и массовая уличная активность конца 2005 - начала 2006 гг., а главное - протесты общественности против продажи компании «Шин корпорейшн», расцененной оппозицией как распродажа национального достояния иностранцам, вынудили премьер-министра распустить парламент и назначить досрочные парламентские выборы. Выборы состоялись 2 апреля 2006 г. Они подтвердили то, на что и рассчитывал Таксин, - его партия «Тхай рак Тхай» (ТРТ), вновь, уже в третий раз (2001,2005 и 2006 гг.) одержала убедительную победу, завоевав 57% голосов или 16 млн. голосов избирателей, что дало бы ТРТ 349 места в парламенте. В южных провинциях страны ТРТ не получила ни одного голоса. Там был очень велик процент неявки избирателей. Однако голоса жителей мусульманского юга не оказывают решающего воздействия на результаты общенациональных парламентских выборов, т.к. его население составляет около 1% от всего населения страны. По предварительным оценкам, по всей стране в голосовании приняло участие около 70% из 45,2 млн. зарегистрированных избирателей (всего в стране насчитывается 63,7 млн. граждан).

Однако, несмотря на очевидность результатов выборов, многие в таиландском обществе не приняли их. Так, газета «Бангкок пост» приводит слова заместителя генерального секретаря Торговой палаты Понсина Патчаринтана-куна, который сказал, что «ТРТ действительно выиграла выборы, но не получила мандата. Здравый смысл подсказывает, что популярность Таксина упала.»1 Оппозиционные партии, в том числе старейшая Демократическая партия, отказались от участия в досрочных выборах и не признали их результаты, а также отказались принять участие в предложенном Таксином Комитете национального примирения и в формировании коалиционного правительства. Порядок проведения досрочных выборов подвергался большой критике со сторон оппозиции. По жалобе представителей Демократической партии Центризбирком обратился в Конституционный суд с просьбой распустить две мелкие партии «Пат-тана Чхат Тхай» и «Пхэндин Тхай». Их обвиняют в том, что по сговору с ТРТ

они выставили нанятых кандидатов в одномандатных округах с тем, чтобы сделать возможной победу ТРТ при проведении досрочных парламентских выборов.

Парламент должен быть созван в течение 30 дней после признания законности выборов, однако, он не может быть созван, пока не будут избраны все 500 его депутатов. По конституции Таиланда, из 500 мест в нижней палате парламента 400 парламентариев избираются по одномандатным округам, а еще 100 распределяются по партийным спискам (как до сих пор это было в России). Победившая на парламентских выборах партия формирует кабинет министров, а ее лидер, как правило, занимает пост главы правительства. По ряду округов на

23 апреля были назначены довыборы. Принимая во внимание, что подсчет голосов завершен ЦИКом по 398 из 400 избирательных округов, вряд ли довыборы смогли бы изменить расстановку политических сил в парламенте, однако, дали бы возможность созвать парламент. На юге страны активисты Народного альянса за демократию и Демократической партии организовали кампанию с целью добиться отказа мелких партий от участия в довыборах с тем, чтобы лишить их легитимности. Они также призывали граждан рвать бюллетени и отказываться от голосования. Отказ оппозиционных партий от участия в выборах, а также упорство Таксина создали конституционный тупик. По результатам досрочных выборов Таксин Чиннават стал депутатом и, будучи лидером победившей партии, должен был бы стать премьер-министром, однако оппозиция выступила категорически против этого.

Весьма характерно то, что в этих обстоятельствах высшее руководство ВС страны заявило, что сохранит нейтралитет и не под держит ни одну из сторон, а также, что не будет разгонять демонстрации. И это при том, что во второй половине XX века армия, не колеблясь, прибегала к военным переворотам для решения политических проблем. В марте, в момент наивысшего накала политических страстей, появились слухи о готовящемся группой военных перевороте. По словам главнокомандующего сухопутными войсками ген. Сонтхи

Буньяратклина, он получал сотни писем с просьбой к армии «предпринять что-нибудь» для разрешения кризиса. Генерал твердо заявил, что не поддержит никакого переворота. Находясь днями и ночами в штаб-квартире сухопутных войск, генерал решил принять меры на случай беспорядков на улице и для защиты штаб-квартиры, приказав доставить туда пожарные машины (water-tanks trucks). Позднее генерал услышал на волне, на которой ведутся переговоры военных, слова «...танки входят через задние ворота». Напряжение было столь велико, что генерал, решив, что начался военный переворот, заявил, что лично расстреляет танки. Вскоре ситуация разъяснилась - прибыли пожарные машины. Этот почти анекдотический эпизод свидетельствует о том, насколько нервозной была ситуация в столице.

После выборов 2 апреля Народный Альянс за Демократию обратился к королю с просьбой спасти страну и назначить премьер-министра, что, бесспорно, свидетельствует о кризисе демократии в стране. В соответствии со статьей 7 действующей конституции король обладает такими полномочиями. Однако он отказался, мотивируя свое решение недемократичностью такого шага. Король назвал выборы с участием одной партии в ряде избирательных участков «недемократичными» и призвал использовать для разрешения конфликта юридическую силу судов высшей инстанции (Верховный суд. Конституционный суд. Высший административный суд).2

После некоторых колебаний и консультации с королем Пумипхоном Адульядетом 4 апреля Таксин заявил, что после успеха на выборах его партии он не будет претендовать на пост премьер-министра, подчеркнув, что хочет этим открыть дорогу к национальному примирению, извинившись перед избирателями, проголосовавшими за его партию - ТРТ. Этот беспрецедентный шаг устроил оппозицию (Демократическую партию, партии «Чхат Тхай» и «Махач-хон»). Оппозиция согласилась прекратить демонстрации, продолжавшиеся несколько последних месяцев, и принять участие в довыборах, которые были проведены 23 апреля, но не изменили общей картины.

19 апреля состоялись выборы в сенат (из 200 избираются ПО сенаторов). Однако, Центризбирком задержал оглашение итогов, чтобы разобраться с жалобами, поступившими от проигравших кандидатов.

Таксин Чиннават отправился за рубеж, оставив исполняющим обязанности премьер-министра переходного правительства своего заместителя бывшего генерала полиции Читчая Ваннасатхита. Он должен был оставаться на посту до тех пор, пока вновь избранный парламент не соберется на свое первое заседание, на котором должна была официально утвердить отставку Такеина Чинна-вата. Однако, позже Таксин Чиннават передумал и, вернувшись после зарубежного турне в Лондон, Париж, Токио, Москву и Пекин, возглавил переходное правительство вплоть до новых выборов, назначенных на 22 октября. Не ясно, останется ли он на этом посту вплоть до новых выборов. Ряд политических лидеров требуют признать Такеина и его переходное правительство незаконным.

Тем временем Конституционный суд признал выборы незаконными, что ставит под вопрос дату проведения новых выборов.3 Партии начали готовиться к предвыборной кампании. Лидеры Демократической партии приступили к формированию списка кандидатов в депутаты. Сано Тхиенгтхонг, лидер «Ванг нам йен», фракции, существовавшей в рамках «Тхай рак Тхай», позднее вышел из этой партии и еще в декабре прошлого года зарегистрировал новую партию «Прачарат».

Совершенно очевидно, что нынешний этап это - не конец кризиса. Как пишет обозреватель газеты «Бангкок Пост» В асана Чинваракон, «отставка Такеина как личности - только начало более значимого этапа политических реформ. Устранить таксинизацию - странную смесь нео-либералистского авторитаризма, которой в свое время многие отдали дань, включая даже нынешних демонстрантов у Дома правительства, - гораздо более тяжелая задача».4

Таким образом развивались события по май 2006 г. При конституционном развитии событий возможно предположить, что произойдет переформатирование поля политических партий - выборы — внесение поправок в действую-

щую конституцию. Однако в этом случае нет уверенности в том, что противники Таксина Чиннавата одержат победу. Поэтому не исключено, что события приобретут неожиданный характер. Действительно 19 сентября был совершен военный переворот.

В чем же суть этого политического кризиса, какие силы столкнулись и какова их цель? Попробуем рассмотреть некоторые социальные и политические аспекты, приведшие к кризису.

Разрыв между бедными и богатыми. Социальное неравенство

Самой глубинной основой нынешнего политического кризиса является социальный и экономический разрыв между богатыми и бедными. Как считают сами тайцы, «лежащая в глубине проблема, поднятая на поверхность, - это неравенство доходов. А это надо изменить». Бедность - это именно та проблема, решение которой Таксин Чиннават поставил задачей своего правительства. Апрельские досрочные выборы продемонстрировали, что Таксин продолжает сохранять массовую, почти повсеместную народную поддержку в сельских районах. Исключением является мусульманский юг, где такой поддержки у его партии не было, и нет. ТРТ не получила там ни одного голоса. Причины этого очевидны - насилие на юге продолжается, а методы правительства по его разрешению не дали результатов и вызывают критику мусульманского населения и демократической общественности страны. Во время выборов там произошло несколько вооруженных нападений на избирательные участки. Насилие в мусульманских провинциях продолжается в самых жестоких формах.

Против Таксина выступила столица, то есть, так называемый, средний класс, который добивался его отставки. Это свидетельствует, прежде всего, о глубоком расслоении таиландского общества на бедных и богатых, на традиционную деревню и модернизированную столицу и о несовпадении базовых интересов населения центра и периферии, крестьян и, так называемого, среднего класса. Давняя диспропорция лишь обострились в ходе ускоренного экономического развития страны, носившего неравномерный характер. Часть подитиче-

ской элиты на протяжении десятков лет говорит о необходимости более равномерного и справедливого распределения доходов среди населения страны. Еще в 8-м пятилетнем плане (1997-2001гг.) ставилась задача повысить жизненный уровень сельской бедноты и стимулировать доходы в государственный бюджет от экспорта сельскохозяйственной, т.е. крестьянской, продукции.5 Финансово-экономический кризис 1997-1998 гг. заставил переосмыслить направление экономического развития страны, ориентировавшейся, прежде всего на иностранные капиталовложения и экспорт. На необходимость достижения самодостаточности и опоры на собственные силы для выхода из кризиса указал король в своей знаменитой речи 1997 г. Однако именно правительство Таксина впервые

5 лет назад сделало проблему искоренения бедности, особенно в сельской местности, ключевым направлением политики правительства, включая повышение жизненного уровня сельской бедноты, а также поощрение внутреннего спроса, стимулирование мелкого и среднего бизнеса. Его правительство сделало попытку выявить, сколько же бедных в стране нуждается в помощи правительства. За помощью обратились 7 млн. бедняков. Правительство разработало целый ряд программ по борьбе с бедностью и приступило к их реализации, в частности, предоставляя дешевые кредиты и списывая долги крестьянам. Списания долгов и государственных субсидий на производимую сельскохозяйственную продукцию требовали крестьяне еще с 1999 г.6 Эти программы имели успех у крестьян и, по крайней мере, способствовали тому, что правительство стало делать организованные попытки решить эту проблему.

Одновременно эти программы правительства Таксина Чиннавата подвергались критике, как попытки найти легкие решения трудных проблем без глубокого анализа причин бедности. Правительство критиковали за то, что деньги на помощь крестьянам перераспределяются с других налогоплательщиков. Тем не менее, программы по оказанию сельским и городским жителям с низкими доходами помогли сократить число живущих за чертой бедности с 14,5% в 2000

г. до 9% в 2005 г. Бедность лежит также в самой основе проблем мусульманского юга.

Конфликт между демократией и авторитаризмом

В отличие от сельской глубинки, в Бангкоке антиправительственные выступления носили массовый характер. Здесь на улицу в течение нескольких месяцев выходили согни тысяч человек (по некоторым оценкам до 300 тыс. чел.), требуя отставки Таксина, обвиняя его в коррупции, в злоупотреблении властью, лоббировании интересов семьи и близких к нему компаний, в уклонении от уплаты налогов. Надо сказать, что коррупция - характерная черта политической системы Таиланда, и обвинение в коррупции исторически являлось обычным предлогом для свержения правительства военными. Однако, в данном случае оппозиция вела речь не просто о коррупции, а о предательстве национальных интересов. Многотысячные демонстрации показали, что многие таиландские граждане не приемлют политического стиля Таксина и его политики. Протест объединил людей разных слоев населения и разных политических убеждений. В массовых акциях с требованием отставки Таксина, превратившихся в широкое движение, участвовали студенты, университетская профессура, журналисты, общественные организации интеллигенции, врачей, борцов за демократию, противники создания зон свободной торговли, последователи религиозной секты «Санти Асок», ряд роялистов, часть капиталистов, представители профсоюзов. Среди руководства Народного альянса за демократию наряду с Сонтхи Лимтхонгкуном такие разные лица, как Чамлонг Симуанг, бывший мэр Бангкока, в прошлом (в 90-е гг.) союзник Таксина и один из ведущих лиц в секте «Санти Асок», имеющей сотни тысяч приверженцев, Тхирают Бунми, лектор Тхаммасатского университета, в прошлом левый политический активист, и Праваси Васи, один из разработчиков последней конституции. Все это свидетельствуют о росте политической активности интеллигенции, студентов, университетской профессуры, журналистов.

Вилайван сэй-Тиа, президент Тайской рабочей солидарности, утверждает, что правительство не только не урегулировало вопрос несправедливой заработной платы, но и отстранило профсоюзы от процесса принятия решений. Сири-чай Майнгам, президент профсоюза рабочих государственной компании «ЕвАТ» требовал обеспечить защиту прав рабочих и улучшить их социальное обеспечение.7 Рабочие столичной и провинциальной государственных компаний коммунального обслуживания электроэнергией и водой, имеющие опыт профсоюзной борьбы против приватизации этих компаний, во главе с профсоюзным лидером Киттичаем Сайса-атом создали добровольную народную дружину для охраны демонстрантов из 500 человек, назвав ее «Пять тигров».8

В любом случае, массовые уличные мероприятия дали возможность представителям различных социальных групп, интересы которых слабо артикулированы в существующей политической системе, публично выразить свои требования и приобрести опыт политической борьбы. С другой стороны, сторонники Таксина также организовывали людей в поддержку премьер-министра. В уличных демонстрациях в поддержку Таксина включились представители Каравана бедных.

Обвинения Таксииа со стороны оппозиции в нарушении принципов демократии, авторитаризации власти, нарушении свободы прессы, применении силовых методов борьбы с насилием и сепаратизмом на юге страны, внесудебных расправах в ходе кампании по борьбе с наркотрафиком дают основания рассматривать нынешний политический кризис как конфликт между демократическими и авторитарными методами политики. «Мы протестуем против новой формы диктатуры и авторитаризма», заявил Абхисит Вечачива, лидер старейшей Демократической партии.

Конфликт политических элит

В отличие от авторитарных режимов, существовавших в Таиланде в XX

в., нынешняя политическая ситуация имеет ряд особенностей. В XX в. в стране сложилась такая политическая система, которую называли «нестабильная ста-

бильность». В рамках этой системы военные перевороты сменялись периодами парламентаризма, а палата представителей уравновешивалась сенатом. В результате сложившейся системы удавалось поддерживать баланс интересов различных элит: наследственной знати, генералитета, политиков - представителей среднего класса, предпринимателей.

Таксин Чиннават принадлежит к новой генерации таиландских политиков, он - первый премьер-министр, пришедший из частного сектора. Таксин -один из богатейших людей Таиланда (занимающий по версии журнала «Форбс» 18-ю строчку в списке 40 богатейших людей Юго-Восточной Азии), а семья Чиннаватов ~~ это целый клан успешных и состоятельных предпринимателей, связанных тесными узами со многими богатыми тайско-китайскими капиталистами, банкирами. Приход к руководству правительством такого крупного бизнесмена нарушил баланс политических элит, который характеризовался доминирующим положением в политике и в руководстве страны представителей бюрократии (государственных служащих), адвокатов, зачастую происходивших из наследственной знати, и генералов, часто выходцев из небогатых провинциальных тайских семей. Традиционно тайско-китайскому бизнесу приходилось мириться с тем, что свои интересы он продвигает через альянс с политиками, находясь под их покровительством. Этот симбиоз долго устраивал всех. Однако по мере развития капитализма, роста среднего класса, а также укрепления богатых предпринимателей, у них появилась потребность непосредственно участвовать в политике, определять ее в своих интересах. Таким деятелем является Таксин Чиннават. В свое время он успешно конвертировал свое положение в полиции в личное богатство, сумев получить крупный государственный заказ на оснащение полицейских участков компьютерной техникой. Возглавив правительство, он получил обвинения в непотизме, в использовании власти в интересах родственников и близких к нему компаний.

Новая политическая элита, связанная с бизнесом, находившаяся у власти в кабинете министров Таксина Чиннавата, имела целью создать «новую пара-

дигму» в политической жизни и в экономике. Более того, она хотела бы закрепить свое положение конституционным путем. Так, в марте 2006 г. бывший министр внутренних дел и заместитель руководителя партии «Тхай рак Тхай» Прокин Балакун предложил внести в конституцию поправку, которая разрешала бы членам правительства - министрам владеть акциями компаний и управлять частным бизнесом, в то время, как статья 209 ныне действующей конституции запрещает членам кабинета министров быть партнерами или акционерами частных компаний или передавать свои акции «юридическому лицу, которое управляет активами в интересах третьего лица».9 По сути дела речь идет о сосредоточении политической и экономической власти в одних руках - руках крупного капитала.

Что касается части старой бангкокской политической элиты, участвующей в политике через политические партии, избирательные процессы и парламент, то, сделав ставку на сельский электорат, который составляет 70% населения страны, который, по сути, трижды решал судьбу всеобщих парламентских выборов, Таксин бросил ей вызов и отодвинул ее от политических процессов. Эта часть политической элиты, потерпев поражение на трех подряд выборах, фактически также была отстранена от власти, поскольку лишилась парламентских механизмов воздействия на правительство.

В целом суть нынешнего кризиса четко определил тайский аналитик Су-павут Сайчыа, глава аналитического отдела компании «Пхатра секьюритиз». По его мнению, суть кризиса не столько в борьбе за демократию против авторитаризма, сколько в борьбе за власть и выживание. «По сути, - говорит он, - мы считаем, что речь идет не о сроках выборов, митингах протеста, бойкотировании выборов и даже не о конституционной реформе. Речь скорее идет о борьбе за власть и выживание».

Особую критику в конце 2005 г. вызвали обвинения Таксина после продажи его родственниками их доли в основанной им телекоммуникационной фирме сингапурской государственной компании без уплаты налогов на сумму в

1,9 млрд. долл. По мнению Супавута Сайчиа, «продажа «Шин корп.» проиллюстрировала каким образом иностранные финансы, объединяющиеся с дружественными Таксину деловыми кругами, угрожают традиционной старой элите. Противостоящая ему элита раздражена угрозой со стороны объединившихся иностранного капитала и нового капитала».

Кризис парламентаризма

Принятая в 1997 году конституция (16-я по счету после революции 1932

г.) называется в Таиланде «народной». Однако оказалось, что даже такая конституция не может исключить покупку голосов избирателей, подтасовки результатов выборов членами избирательных комиссий, других махинаций в ходе выборов. Не удалось устранить «политику денег», деньги по-прежнему являются одним из важнейших элементов политики. Нынешний кризис показал, что конституция не создает действенного механизма сдержек и противовесов. В прошлом определенный баланс интересов обеспечивало наличие избираемой палаты представителей и назначаемого сената. Как правило, его членами становились представители традиционной элиты - знать, бюрократия, отставные генералы. В июле 1997 г. Ассамблея по разработке конституции проголосовала за выборность Сената. Некоторые эксперты указывали, что выборность Сената может лишить его традиционной политической функции. В результате прихода к власти новой элиты в лице кабинета министров Таксина Чиннавата представители традиционной знати и традиционной политической элиты потеряли рычаги влияния на правительство и его политику.

В рамках выборного парламентского механизма оппозиция не смогла решить свои проблемы и прибегла к внепарламентским методам. Политический кризис в Таиланде получил название «шелковой революции». Оказалось, что 50 тысяч политически активных демонстрантов одержали победу над десятками тысяч избирателей, проголосовавших за партию Таксина Чиннавата. По мнению корреспондента газеты «International Herald Tribune», «сплоченное и зажи-

точное меньшинство сумело сместить весьма популярного и всенародно избранного лидера, пользующегося поддержкой таиландской бедноты».10

В противовес сторонникам Таксина, предлагающим конституционно закрепить господство новой элиты, оппозиция также выступает за внесение поправок в действующую конституцию, причем наиболее разработанные предложения выдвинуты общественной организацией Кампанией за народную демократию. По данным газеты «Тхаи Рат», среди 10 поправок, выдвинутых этой организацией, есть такие, которые предусматривают предотвращение давления правительства на независимые организации, усиление власти судов, запрет для премьер-министра занимать свой пост больше двух раз.11

Отказ от попыток найти баланс интересов.

Менеджеризм вместо политики В последнее время на Западе некоторые специалисты говорят о том, что время государственной политики закончилось и наступило время менеджеризма. Таких менеджеров от политики отличает отсутствие государственного подхода к решению проблем, неумение видеть процессы во всей полноте и в перспективе, а также планировать долгосрочное развитие страны. Их кругозор сужен до решения отдельных задач и достижения конкретной выгоды. Одновременно этим людям свойственно брать всю ответственность на себя, лично решать все важные вопросы, предприимчивость, готовность применять нестандартные приемы, воля в достижении своих целей и в борьбе с конкурентами, уверенность в том, что с помощью денег и их собственной настойчивости можно решить все проблемы.

Что касается Таксина, то он сам сравнивал методы управления компанией с управлением государством. Критики обвиняют Таксина, что он не отделяет управления страной от своих предпринимательских интересов, а также в том, что крупные государственные решения принимаются келейно, без совета с парламентом и народом.

Обсуждая проблему менеджеризма, международный обозреватель «Файненшл тайме» Квентин Пил12 как пример бизнесменов, пришедших в политику, рассматривает деятельность Таксина Чиннавата и Сильвио Берлускони. По его словам, оба они - популисты. Оба обеспечили свой приход в политику значительными финансовыми ресурсами. Оба продемонстрировали неумение и нежелание создавать политические коалиции, соблюдать баланс интересов, что собственно и составляет суть политики. Методы обоих на посту премьер-министра он сравнивает с авторитарными замашками гендиректоров прежних поколений.

Среди обвинений, выдвигаемых противниками Таксина Чиннавата, звучат обвинения в несоблюдении принципов этики, отсутствии морали, в авторитарном правлении, в продвижении своих собственных коммерческих интересов. Его обвиняют также в некомпетентности министров его правительства, которые, якобы получили свои посты в благодарность за финансовую поддержку в избирательной кампании. В своей традиционной речи 4 декабря по случаю национального праздника - дня рождения монарха король подчеркнул необходимость высоких моральных качеств у политиков. (Следует отметить, что отношения между Т.Чиннаватом и королем не раз омрачались). Председатель Тайного совета при короле генерал Прем Тинсуланон также высказался в том духе, что способный лидер должен также обладать нравственной цельностью натуры. Обозреватели отмечают такие личные качества Таксина, как самоуверенность, эгоизм и вера в свою непогрешимость. Конфликт групповых интересов различных капиталистических групп Демонстрации были организованы Народным альянсом за демократию, созданным медиамагнатом Сонтхи Лимтхонгкуном. Сонтхи 52 года, он родился в Бангкоке в семье китайских иммигрантов, учился в Лос-Анджелесе в Калифорнийском университете, где и начал журналистскую деятельность в студенческой газете. В конце 60-х - начале 70-х гг. был редактором газеты «Прачати-

патай» («Демократия»). В 1976 г. совместно с Полом Ситтиамнуайем основал Advance Media Group, однако последний в результате махинаций обанкротился и бежал за границу. В 80-е гг. Сонтхи основал компанию Manager Media Group, и ежедневную газету «Manager». Сонтхи открыл одну из крупнейших в стране типографий. В результате кризиса 1997-1998 гг. компания оказалась в долгах. В 90-е гг. Сонтхи занялся телекоммуникационным бизнесом, который приносил хорошие доходы. Со слов Сонтхи, одно время он и Таксин Чиннават были деловыми партнерами и друзьями. Во время кризиса бизнес Сонтхи пострадал, Таксину же удалось сохранить свои активы. Первоначально Сонтхи поддерживал Таксина и называл его «лучшим премьер-министром». Как журналист он был одним из ведущих телевизионного политического ток-шоу «Мыанг Тхай Рай Сапда» (Таиланд еженедельно). С сентября эта передача была снята с эфира. Сондхи Лимтхонгкун и Таксин Чиннават превратились в заклятых врагов, причем, Сондхи развернул наступление на премьер-министра.

После запрета проводить ток-шоу на телевидении, оно стало проводиться вживую на территории Тхаммасатского университета, а затем в городском парке Лумпхини и транслировалась по кабельному телевидению. Но главное оно собирало огромные толпы народа. Эмоциональный обличительный стиль, ирония, сарказм и юмор Сонтхи собирали толпы слушателей, достигавших в ноябре 2005 г. 40-50 тыс. человек. В ноябре 2005 г. Сонтхи обвинял Таксина в проведении им религиозной церемонии в тех помещениях Храма Изумрудного Будды, которые предназначены только для короля, и тем самым, якобы, оскорбил его священную особу.13 Тогда же Сонтхи поднял тему использования самолета ВВС для доставки сестры премьера и ее друзей в Чиангмай на ее день рождения и новоселье.14 Таксин подал в суд три иска за диффамацию против Сонтхи. Однако последний не прекратил своих выступлений, явно настроившись на эскалацию конфликта.

Массовые митинги проходили в феврале и в марте. 4 февраля на митинге, в котором участвовало, по оценкам, 50 тыс. человек, прозвучало требование об

отставке премьер-министра. Со своей стороны, Таксин Чиннават организовал контр-демонстрации своих сторонников. В феврале и марте массовые митинги были вызваны продажей государственному сингапурскому инвестиционному холдингу «Темасек» 49% акций основанной Таксином и перешедшей к его детям компании «Шин Корпорейшн», которая контролирует значительный сегмент рынка связи, включая сотовую связь, Интернет-провайдерские услуги, спутниковую связь. Таксина обвинили в предательстве национальных интересов и в распродаже национальных активов иностранцам. В ответ на обвинения в свой адрес Таксин Чиннават вновь подал иски в суд на своего политического оппонента. Накал конфликта был таков, что стал представлять опасность для политической стабильности в стране. Король был вынужден вмешаться, и в своей речи 4 декабря он призвал обоих оппонентов продемонстрировать сдержанность.

Манипуляция массовым сознанием

Массовое уличное движение было стимулировано массированным воздействием СМИ, особенно, публичными ток-шоу, проводившимися Сонтхи Лимтхонгкуном. В некоторых комментариях прозвучала мысль о «сценарии дестабилизации». Публику привлекало яркое политическое представление, эффект дозволенной критики власти. Видеокассеты с записями митингов продавались в провинции, хорошо также шли майки с надписью «мы любим короля».

Многие участники массовых выступлений искренне выступали в защиту демократии, за свои гражданские права, против коррупции и непотизма, свойственных тайской политике. Однако Сонтхи и другие руководители уличного протеста решали свои собственные задачи и манипулировали народом. Приходит на ум «оранжевое» стояние в Киеве, где группа политиков решала свои личные проблемы власти, а народ оказался в результате не при чем. Подобная же технология была с успехом применена в Югославии, где многотысячные уличные протесты против правительства привели в конечном итоге к распаду страны.

Отсутствие позитивной программы у лидеров НАД снижает политическую роль этого общественного объединения, имеющего в своих рядах весьма разношерстные элементы. Многие рядовые участники массовых манифестаций и те, кто возглавил их, имеют разные и даже несовпадающие интересы.

Внешний аспект

Некоторые действия правительства Таксина Чиннавата вызвали недовольство США. Прежде всего это касается попытки Таиланда закупить 12 многоцелевых боевых истребителей-бомбардировщиков СУ-30 МК у России на сумму 500 млн. долл. (в обмен на таиландскую курятину или, согласно другой версии, в уплату за тайский рис)). Москва обещала также передать Таиланду 8 вертолетов МИ-17 (что, по словам представителя производителя, является, «обычным бонусом», применявшимся в сделках с Малайзией, Индонезией, Вьетнамом и Китаем).15 Кроме того, российской стороной было предложено на ежегодной основе предоставить аэрокосмическое обучение 30 таиландским офицерам-летчикам. Эта сделка вызвала резкую критику со стороны Сонтхи Лимтхонгкуна на его массовых митингах, где он говорил: «Вместо того, чтобы закупить современные самолеты в США, Таксин использовал свою власть, чтобы принудить командующего ВВС закупать устаревшие, неэффективные российские самолеты». В декабре 2005 г. премьер-министр был вынужден опровергнуть сообщения, опубликованное в «Moscow Times» о том, что эта сделка -вопрос решенный. «Мы не связаны обязательством закупить самолеты у России, хотя и подписали письмо о намерениях». Командующий ВВС Таиланда Чалит Покпасук добавил, что премьер-министр не оказывает давления на военных и, что выбор будет за руководством ВВС. «Мы также рассматриваем предложения Швеции о продаже самолетов JAS 39 Gripens, американских F-16 C/D и F-18». Эти заявления были сделаны после того, как лектор Чулалонгкорнско-го университета, специалист по вопросам безопасности, Панитан Ваттанаякон обратился к правительству с запросом дать пояснения, не планирует ли Таиланд военную и политическую переориентацию со своего долговременного со-

юзника США на Россию.16 К кампании против российских самолетов подключился бывший командующий ВВС Понг Манисин, который в негативном тоне отзывался о качестве боевых машин и сотрудничестве с российскими производителями.17 Очевидно, что США не намерены пускать на свой традиционный рынок высокотехнологичного военно-воздушного вооружения Россию, тем более что такая сделка имеет и политический контекст, поскольку тянет за собой целый шлейф обязательств по обслуживанию и модернизации такой техники.

В марте 2006 г. в ежегодном докладе госдепартамента США о положении в области соблюдения прав человека в разных странах мира Таиланд был упомянут в негативном плане. На это таиландский МИД официально заявил, что «ни одна страна не должна использовать принятые у нее взгляды и стандарты в отношении соблюдения прав человека в другой стране. Каждое государство придерживается собственных стандартов и собственных подходов к решению проблем, в том числе и вопросов соблюдения прав человека.»18 Американский посол также заявил, что США готовы продолжать переговоры с Таиландом о двусторонней зоне свободной торговли. Но не будет их вести с переходным правительством.

Агентство Рейтер по самым первым итогам апрельских выборов писало о значительном протестном голосовании, что, как было показано выше, не соответствовало действительности. Лондонская газета «Independence» пишет, что бангкокская элита называет Таксина «тираном с квадратным лицом». Рейтер пишет о том, что политический кризис оказывает негативное влияние на экономику страны, а эффективность фондовой биржи Таиланда оказалась на предпоследнем месте в ЮВА. Однако, по другим источникам, опасения, что политический кризис вызовет падение курса таиландского бата по отношению к доллару, не оправдались. Он растет, достигнув 38,03 бата, что является самым высоким уровнем после 1999 г. В реальности, иностранные инвесторы не испытывают опасений и охотно вкладывают средства в приобретение таиландских

активов, выставленных на фондовой бирже. Таким образом, - налицо недружественное отношение к Таксину на Западе.

Состояние экономики Состояние экономики не вызывает серьезных опасений, в то же время некоторые направления экономической политики правительства вызывали недовольство в таиландском обществе. За пять лет пребывания у власти правительству Таксина Чиннавата удалось вывести страну из финансово-экономического кризиса и добиться определенных успехов в социально-экономической сфере. В 2001-2003 гг. кабинет принял ряд важных решений, направленных на стимулирование экономики. В 2003-2005 гг. правительство адекватно и своевременно реагировало на внешние вызовы, включая скачки цен на мировом топливном рынке. С 2001 г., когда Таксин Чиннават впервые стал премьер-министром, ВВП увеличился на 45%, достигнув 186 млрд. долл. в 2005 г.19 Правительству удалось погасить задолженность перед МВФ, который ранее выделил Таиланду стабилизационные займы на преодоление кризиса 1997-1998 гг. 3,4 млрд. долл.20 Уровень безработицы составил около 2%. По уровню экономического роста Таиланд на 0,5-1% опережает соседей по АСЕАН. Рост экономики составлял примерно 5%

В 2005 г. рост ВВП уменьшился, составив 4,5% по сравнению со среднегодовыми показателями в 6,2% в 2002-2004 гг. Сказались последствия катастрофического цунами 26 декабря 2004 гг., который нанес огромный ущерб туризму, ударив также по жителям южных провинций Таиланда. Весьма негативно на экономическом положении страны сказался высокий уровень цен на нефть и другие энергоносители (на бензин в конце 2004 г. и на дизельное топливо в 2005 г.). Отрицательно воздействовали на общую обстановку в стране беспорядки на юге. Однако и в туристическом секторе, и в сельском хозяйстве уже во второй половине 2005 г. удалось достичь существенного роста. По данным управления туризма, уже в январе - феврале 2006 г. количество иностран-

ных туристов увеличилось на 33,97% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. и составило 2, 34 млн. человек.

Экономическому росту также способствовал высокий спрос на таиландские экспортные товары на внешних рынках. Сильная засуха вызвала падение сельскохозяйственного производства - одного из значительных экспортных направлений. Тем не менее, по результатам 2004 г. Таиланд сохранил первое место в мире по экспорту риса с объемом 10,1 млн. тонн. Большой урон, нанесенный производству курятины птичьим гриппом, разразившимся в январе 2004 г., удалось преодолеть. Таиланд быстро перестроился и перешел от экспорта свежемороженой курятины исключительно к экспорту переработанного мяса. В результате произошло повышение спроса. Крупнейший производитель курятины компания «Си-Пи» ожидает в 2006 г. прироста объема своего экспорта на 30%.

Правительство проводит политику стимулирования автомобилестроения и электроники, а также создания точек развития в провинциях, чтобы стимулировать развитие сельского хозяйства, повысить урожайность с/х культур и объем производства, а также осуществить пилотные проекты по созданию предприятий пищевой промышленности в провинциях.

Одно из направлений социально-экономической политики правительства предусматривало поощрение внутреннего потребления за счет улучшения финансового положения сельского населения и малоимущих городских жителей, поощрение малого и среднего бизнеса.

Второе направление, - нео-либеральное, было направлено на привлечение иностранного капитала, на приватизацию государственных предприятий, на децентрализацию управления. В рамках этой стратегии реформируется система финансирования высших учебных заведений с тем, чтобы поставить уровень их финансирования в зависимость от определенных критериев.21 Эта реформа вызывает недовольство университетской профессуры. По плану, принятому еще в 1999 г. правительством Чуана Ликпая, сельские школы должны передаваться из

ведения Министерства образования на уровень администрации тамбонов, против чего протестуют жители и учителя. В данном случае правительство быстро сняло проблему и пошло навстречу требованиям учителей, отказавшись от этого плана.

Широкомасштабная приватизация государственных компаний, как «неэффективных», таких, как государственная авиакомпания Thai Airways, электроэнергетические компании, в том числе процветающая государственная энергопроизводящая компания Electricity Generating Authority of Thailand «EGАТ», a также другие вызвала сильную оппозицию со стороны рабочих этих предприятий и профсоюзов, пополнив ряды недовольных политикой правительства Таксина Чиннавата. Приватизация вызвала протесты и со стороны организаций потребителей, озабоченных, тем, что важные для страны предприятия, обеспечивающие жизнь граждан, переходят в частные руки, что может представлять угрозу национальной безопасности страны и очевидно приведет к росту цен на электроэнергию. В марте 2006 г. через Верховный административный суд им удалось отменить решение о приватизации «EGАТ».

Продажа сингапурскому государственному инвестиционному агентству Temasek Holdings в январе 2006 г. 49% акций телекоммуникационной компании Shin Corp., а также продажа в 2005 г. норвежской компании «Теленор» двух таиландских телекоммуникационных компаний United Telecommunication Industry и Total Access Communications потребовали снять юридические ограничения на сделки в области телекоммуникаций. К маю 2006 г. Национальная комиссия по телекоммуникациям после консультаций с МИД и Министерством торговли подготовила законопроект об участии иностранных компаний в таиландских телекоммуникационных компаниях, с долей в 49%. (Это значительно больше, чем требование ВТО о 20%). Тем временем «Темасек», не афишируя своих действий, выкупило у мелких акционеров их акции. В результате этого сингапурская компания контролирует более 96% активов «Шин корпорейшн».

Заключение двусторонних соглашений о зонах свободной торговли (ЗСТ) с США, как и с другими странами, вызвали неоднозначную реакцию общественности, поскольку они в итоге подрывают интересы таиландских производителей, особенно крестьянства. В Сенате обсуждались последствия ЗСТ в других странах, а также собственный опыт. Так, отмена импортных тарифов на сельскохозяйственную продукцию, заложенная в соглашении о ЗСТ с Китаем нанесла серьезный ущерб таиландским производителям чеснока и лука. Многие тайцы выступают против подписания соглашения о зоне свободной торговли между Таиландом и США.

Проблема терроризма в южных провинциях Власти стремились решить проблему терроризма в южных провинциях страны, однако жесткие меры не покончили с насилием. В феврале 2005 правительство рассматривало возможность произвести зонирование всех населенных пунктов юга, присвоив им разные цвета в соответствии со степенью террористической опасности и сократить или полностью прекратить предоставление помощи правительства тем деревням, где предполагается нахождение сепаратистов и криминальных элементов. Эта идея подверглась резкой критике со стороны членов Тайного совета при короле (ген. Сурают Чуланон), интеллигенции (Тхирают Бунми, лектор Тхаммасатского университета) и была отвергнута. С тем, чтобы попытаться найти мирное решение проблем юга, весной 2005 г. была создана независимая Комиссия по национальному примирению во главе с бывшим премьер-министром Ананом Паньярачхуном, состоящая из людей разных вероисповеданий, профессий, уровня образования22, которая призвана выработать план по мирному урегулированию на юге и рекомендовать его правительству. Анан Паньярачхун, ссылаясь на недовольство действиями таиландского правительства за рубежом, призвал премьер-министра отменить военное положение, возобновленное в октябре 2005 г. Первоначально военное положение было введено в большинстве районов южных провинций Сонгкла, Яла, Наратхиват и Паттани 5 января 2004 г. после нападения на армейский

склад и вспышку насилия на юге, которое продолжается и поныне.23 Тем временем террористы запугивают местное население, как мусульманское, так и буддийское. В ноябре они зарезали целую семью - отца, мать и семерых детей в качестве мести бывшему боевику, который, якобы стал полицейским осведомителем. По официальным данным на ноябрь 2005 г., с января 2004 г. там убито более 1 тыс. чел.24

Ситуация на юге страны весьма сложна, в основе ее лежат экономические, религиозные, культурные, политические интересы, а решение ее затягивается. Эта ситуация подпитывается мусульманскими экстремистами из-за рубежа. Она может быть использована внешними экстремистскими силами для дестабилизации власти в Таиланде и в регионе в целом.

1 Bangkook Post, April 9, 2006.

2 Ibid., April 26 2006.

3 Ibid, May 15,2006.

4 Ibid, March 17, 2006.

5 John Laird. Money, Politics, Globalisation and Crisis. Singapore, 2000, p. 15-

16.

6 Pasuk Phongpaichit and Chris Baker. Thailand's Crisis. Bangkok, Silkwarm Books, p.233.

7 Bangkok Post, April 9, 2006.

8 Ibid., March 13, 2006.

9 Ibid., March 13,2006.

10 Радио «Свобода», 7 апреля 2006.

11 Bangkok Post, December 21,2005.

12 Financial Times, April 4, 2006.

13 Bangkok Post, November 24,2005.

14 Ibid.. November 20,2005.

15 Ibid., December 20,2005.

16 Ibid., December 20, 2005.

17 Ibid., December 21,2005.

18 ИТАР TACC 13 марта 2006.

19 БИКИ №48 27 апреля 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 Там же.

21 Bangkok Post, January 15, 2006.

22 «Тхай рат» 31 марта 2006.

23 The Straits Times, Singapore, May 6,2005.

24 Bangkok Post, November 19,2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.