Научная статья на тему 'Таиланд в 2007 году положение в стране после переворота'

Таиланд в 2007 году положение в стране после переворота Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
372
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ТАИЛАНД

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фомичева Елена Алексеевна

Dr. Elena Fomicheva researches the political situation in Thailand after the military coup d'etat of 19th September 2006. She describes the military coup as a means to end the political deadlock and considers the political prospects for parliamentary elections, including the controversies in working out of the new constitution, the possible political future of deposed prime-minister Taksin, new parties being set up. Special attention is paid to the problem of the military participation in political system of the country. The author also dwells on the role of the Thai monarchy. She finally comes to the conclusion that the political crisis in Thailand is far from being resolved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таиланд в 2007 году положение в стране после переворота»

Фомичева Е.А.

ИВ РАН

ТАИЛАНД В 2007 ГОДУ - ПОЛОЖЕНИЕ В СТРАНЕ ПОСЛЕ ПЕРЕВОРОТА

В конце 2005 и в 2006 году в стране разразился политический кризис. Он проявился в том, что на улицах столицы проходили массовые акции с требованиями отставки Таксина Чиннава-та и с обвинениями последнего в коррупции, кумовстве и нелояльности к королю. Спровоцировала всеобщее негодование сомнительная сделка между Шин корп. и сингапурской инвестиционной компанией Темасек, совершенная членами семьи Таксина, которая породила обвинения в злоупотреблении властью и «распродаже иностранцам национального достояния». Значительная часть жителей Бангкока выступила против Таксина, включая средний класс, университетскую интеллигенцию, различные негосударственные организации, политических противников Таксина и его конкурентов в сфере бизнеса. Чтобы снять остроту политического кризиса премьер-министр Таксин Чиннават распустил парламент и назначил новые парламентские выборы. Однако они ничего не решили, поскольку на проведенных 2 апреля 2006 г. парламентских выборах подавляющим большинством голосов вновь победила партия Таксина Чиннавата «Тхай рак Тхай». Оппозиционная Демократическая партия не признала выборов, обвинив власти в их фальсификации. Таксин передал полномочия временно исполняющему обязанности премьер-министра вицепремьеру Чатчаю Ваннасатхи. 8 мая Конституционный суд по жалобе Демократической партии признал результаты выборов недействительными. Парламентские выборы королевским декретом были назначены на 15 октября 2006 г.

Однако было очевидно, что новые выборы не смогут разрешить политический конфликт, поскольку электоральная база политических партий осталась прежней. Партия Таксина Чинна-вата «Тхай рак Тхай», трижды одерживала победу на выборах (в январе 2001 г., в феврале 2005 г. и в апреле 2006г.). Можно было предположить, что, опираясь на устойчивый электорат ТРТ в

сельской местности, особенно на северо-востоке страны, и на новых выборах ТРТ одержит впечатляющую победу. Таким образом, массовый внепарламентский протест против Таксина, а также решимость политической оппозиции, прежде всего в лице Демократической партии, не идти ни на какие компромиссы с Так-сином, создавали ситуацию политического тупика, который не имел перспективы разрешения в рамках электорального процесса.

Военный переворот

Когда политические меры в Таиланде не срабатывают, на сцену выходят военные. Таксин Чиннават знал о готовящемся перевороте и хотел упредить его, объявив военное положение. Однако военные опередили его. 19 сентября 2006 г. группой военных во главе с ген. Сонтхи Бунъяраткалином был совершен переворот. Таксин Чиннават в это время находился в Нью-Йорке, на сессии Г енеральной Ассамблеи ООН. Свергнутый со своего поста премьер-министр пытался обратиться к народу через СМИ, но эта попытка была пресечена военными. Таксин предпринял целый ряд поездок по зарубежным странам, стремясь заручиться поддержкой влиятельных иностранных политиков, и подумывал о создании правительства в изгнании. Однако после некоего звонка из Бангкока он отказался от этой идеи. По словам близкого сотрудника Таксина «когда потребовалось принять важное решение, даже он действовал, основываясь на системе патронажа» .

Переворот прошел бескровно, не встретив сопротивления, публика приветствовала военных цветами, рассматривая переворот как способ выхода из политического тупика и восстановления порядка. Г руппа переворота сформировала Совет национальной безопасности, состоящий из 8 генералов, который возглавил ген. Сонтхи Бунъяраткалин, главнокомандующий сухопутными силами, первый в истории генерал-мусульманин. Правительство было отправлено в отставку, запрещена деятельность политических партий, сформировано новое правительство, которое возглавил ген. Сают Чуланон, бывший главнокомандующий сухопутными войсками и бывший советник при короле Пхумипхоне Адульяде-те. Создана Национальная легислативная (законодательная) ассамблея для разработки новой конституции. Было принято реше-

ние, что новый текст конституции должен получить одобрение народного референдума, то есть пройти через процедуру, впервые применяющуюся в Таиланде. Через год Совет национальной безопасности обещал провести новые парламентские выборы.

Перед правительством переворота стояли следующие задачи: поддержать экономическую стабильность, в том числе взять под контроль рост обменного курса бата, подготовить проект новой конституции, провести парламентские выборы, обеспечить безопасность в столице и попытаться взять под контроль сепаратистский терроризм на юге страны, а также не допустить консолидации сторонников свергнутого премьер-министра. В силу своей профессиональной принадлежности генералы в основном занимались проблемами безопасности. Недостаток опыта в управлении экономикой не давал им возможности направлять деятельность правительства в этой области. Что же касается сферы безопасности, то здесь в конце 2006 г. правительство выделило Совету национальной безопасности 555 млн. бат (23 млн. долл.) на создание «Командования по поддержанию мира», численностью 13.625 чел., включая военных и полицейских, для того, чтобы - «поддерживать политическую стабильность через разведку и психологические операции», и избежать возможных выступлений сторонников Таксина2.

В прессе делались намеки, что переворот был поддержан в кругах, близких к монархии. В период премьерства Таксина Чин-навата отношения между ним и придворными кругами были весьма напряженными. В кругах, близких к королю, выражали недовольство его поведением, нарушающим правила политической игры. Так, генерал в отставке и бывший премьер-министр, а ныне председатель Тайного совета при короле Прем Тинсуланон высказывался в том духе, что «политического лидера должна отличать

3

нравственная цельность натуры» .

Основные тезисы программы СНБ выражались в достижении национального примирения и развитии «самодостаточной экономики».

Скандал с продажей компании Шин корп. спровоцировал выступления против Таксина Чиннавата, нарушил общественную стабильность и, можно сказать, в конечном итоге, привел к воен-

ному перевороту. Шин корп. путем определенных манипуляций оказалась через номинальных собственников под контролем иностранной фирмы - сингапурской Темасек, вызвав озабоченность общественности тем, что иностранцы могут взять под контроль таиландский бизнес. Вопрос был гораздо шире, чем судьба телекоммуникационной компании. Речь шла о нарушении таиландского законодательства, где не очень отчетливо было прописано участие иностранного капитала в таиландских компаниях. На протяжении многих лет тысячи компаний, в отраслях, закрытых для иностранного капитала, которыми номинально владеют тайцы, на деле находились под иностранным контролем через фирмы, формально принадлежащие тайским гражданам. Имеются в виду такие секторы услуг, как телекоммуникации, розничная торговля, страхование. Правительство Сураюта Чуланона разработало поправки к Закону об иностранном предпринимательстве, ограничивающие долю иностранного капитала в таиландских компаниях 49%. За нарушение этого закона предусматривалось наказание до

5 лет тюрьмы и штраф в 5 млн. бат. Предусматривалось, что в течение года фирмы должны будут реструктурировать активы своих иностранных акционеров. Этот законопроект вызвал панику среди американских, японских и других зарубежных экономических партнеров Таиланда, которые пытались оказывать давление на правительство. Правительству пришлось смягчить некоторые поправки и разъяснять свою позицию иностранным инвесторам, направив через МИД специальный меморандум в иностранные миссии в Бангкоке. В результате, по данным Министерства торговли, поправки затронут около 1.337 компаний4.

Накануне Рождества 2006 г. в Бангкоке прогремели взрывы, в которых погибли три человека и ранены 42, которые вызвали тревогу в таиландском обществе.

Несмотря на то, что первоначально военный переворот был встречен довольно спокойно, довольно скоро в обществе стало зреть недовольство военными. Во-первых, правительство, сформированное в результате переворота, стали обвинять в слабости. Его обвиняли в том, что оно не решило насущных экономических, политических проблем, не справилось с вооруженным насилием на мусульманском Юге. Через полгода после переворота

кабинет министров подвергся упрекам в связи с неспособностью выполнить данные обещания и решить проблемы страны. В конце марта распространялись слухи о возможном контрперевороте, а некоторые военные деятели высказывались за введение военного положения с тем, чтобы не дать антиправительственным демонстрациям выйти из-под контроля. Однако премьер-министр отверг это предложение. На следующий день после его заявления о том, как будет развиваться политическая ситуация в стране: конституция - референдум - выборы в декабре, в Бангкоке состоялась массовая демонстрация противников военной хунты, собравшая от 2 до 3 тысяч человек. В целом на протяжение всего 2007 г. правительство опасалось обострения антиправительственных выступлений со стороны сторонников свергнутого премьер-министра, а также со стороны сторонников демократического развития страны.

Пострадал и главный личный враг Таксина Чиннавата, его главный критик, который собирал в конце 2005 - начале 2006 гг. тысячи людей. В марте 2007 г. он был осужден на два года тюрьмы за оскорбление одного из членов прежнего правительства Так-сина Чиннавата. Медиамагнат Сонтхи Лимтхонгкун был освобожден под залог в 200.000 бат и подал апелляцию5.

Мощное давление на правительство вынудило его обещать перестановки в кабинете министров, после отставки министра финансов Придиятхона Девакуна. Правительству вменяется в вину слабое управление экономикой и разрастающееся насилие на юге. В мае группа университетских профессоров выразила намерение отправиться к премьер-министру с требованием, чтобы он ушел в отставку6.

Серьезная критика раздавалась в связи с нарушением демократического процесса в стране. За пятнадцать лет, прошедших после переворота 1991 г., таиландская общественность привыкла к мысли о том, что политическая система страны сделала большой шаг по пути развития демократии, а военные перевороты, как и вмешательство военных в политику остались в прошлом. С тех пор была разработана, и в 1997 г. принята новая, так называемая «народная» конституция, 5 раз были проведены парламентские выборы, причем в 2001, 2005, 2006 гг. - по новой конституции.

Более того, публика испытывала опасения, что военные останутся в политике. Одна из активисток реформы СМИ высказалась так: «Военные вернулись, они сейчас везде, даже глава Национальной комиссии по телекоммуникациям генерал» .

Надо отметить, что премьер-министр переходного правительства ген. Сурают Чуланон не является сторонником резких, авторитарных мер, не чурается публики. Так, выступая в своей еженедельной телепередаче в октябре 2007 г. он заявил, что правительство готово ответить на все вопросы Национальной законодательной ассамблеи относительно нарушений законности со стороны членов его кабинета министров.

Политическая судьба Таксина

После переворота, не возвращаясь в Таиланд, Таксин Чин-нават направился в Англию, где живет его дочь. Он активно путешествует по миру, неофициально встречается с представителями деловых и политических кругов на Западе. Таксин пытался воздействовать на общественное мнение о Таиланде и его правительстве после переворота через некоторые СМИ. Он также нанял американскую фирму, которая занимается лоббированием и возглавляется Джеймсом Бейкером, бывшим высокопоставленным сотрудников в администрациях президента Р.Рейгана и Дж.Буша8. В феврале 2007 г. Таксин дал интервью журналу «Тайм», где подчеркнул, что переворот был одобрен королем. Это замечание вызвало острую реакцию властей в Бангкоке. В феврале начал вещание новый телевизионный канал PTV, рассчитанный на 24 часа вещания в сутки. Его задачей было, как писали в газетах, дискредитировать деятельность военной хунты. Крупнейший пакет акций этой компании принадлежит Шин корп., где, в свою очередь, контрольный пакет акций принадлежит сингапурской инвестиционной фирме Темасек холдингс. Таким образом, этот телевизионный канал связан с Таксином Чиннаватом. В марте по решению суда телевизионный канал должен был заплатить огромный штраф и перейти под контроль государства9.

В течение 2007 г. Таксин Чиннават ездил в Токио и Москву для получения степеней почетного доктора наук. Кроме того, Таксин занимался покупкой английского футбольного клуба

«Манчестер Сити Футбол»10. В Г онконге он имеет дорогостоящую резиденцию. Таким образом, очевидно, что Таксин Чиннават остается весьма богатым и деятельным человеком. Однако вряд ли есть основания говорить о политической поддержке Таксина Чиннавата на Западе в данный момент.

Какова будущая политическая судьба Т аксина? Сам он делал на этот счет противоречивые заявления. Учитывая поддержку избирателей, противники Таксина имеют шансы опасаться его возвращения в политику. С одной стороны сам он неоднократно отрицал планы возвращения в политику. «Шести лет премьерства вполне достаточно»11. С другой стороны, Таксин использует возможности пообщаться с народом. В мае 2007 г. он выступил на трех местных радиостанциях. Его юридический советник тогда же намекнула, что Таксин хочет вернуться в политику12. На что премьер-министр Сурают Чуланон, сказал, что правительство не будет препятствовать его возвращению в страну, если того потребует суд.

Политическому возвращению Таксина в Таиланд препятствует судебное преследование по ряду сделок его и его семьи: жены, дочери, двух сыновей и других родственников. Во-первых, расследовалось дело о продаже детьми Таксина телекоммуникационной компании - Шин корп. сингапурской консорциуму, где главную роль играла инвестиционная компания Темасек холдинг. Возбуждены судебные иски против него и его жены Кхуньинг

1 ч

Потчаман по обвинению в незаконной покупке земли в 2003 г. . Против Таксина могли бы быть выдвинуты обвинения по трем случаям за неуважение к монарху14. Данная группа обвинений так и не была выдвинута за отсутствием доказательств. Кроме того, премьер-министр поручил Прокуратуре расследовать факты нарушения прав человека в 2001 - 2006 гг. в ходе операции против наркоторговцев в 2003 г., включавших внесудебные казни; а также в связи с гибелью 84 мусульман в провинции Наратхиват в

2004 г. На часть активов семьи Таксина Чиннавата наложен арест, а Отдел специальных расследований требует, чтобы Таксин и его супруга явились в Бангкок для расследования в связи с предполагаемым сокрытием ими своих финансовых средств.

В октябре 2007 г. группа прокурорских работников Таиланда вылетела в Лондон для того, чтобы обсудить с английскими коллегами в принципе вопрос о возможной экстрадиции Таксина Чиннавата, а также его жены Кхуньинг Потчаман по обвинению в использования своего влияния при покупке участка земли на улице Ратчадапхисек стоимостью 772 млн. бат. При этом таиландские юристы собираются опираться на двусторонний договор

об экстрадиции между Великобританией и Сиамом от 1911 г. В Лондоне им предстоит выяснить какого рода финансовые преступления и нарушения закона, связанные с коррупцией, подпадают под действие этого договора15.

Запрет партии «Тхай рак Тхай»

Перед военной хунтой и правительством стоял вопрос, как не допустить возврата к исходной ситуации, как устранить с политической арены Таксина Чиннавата и его партию «Тхай рак Тхай». Первого можно было добиться, осудив Таксина по уголовным делам. Второго - запретив ТРТ.

Дело о нарушениях, допущенных ТРТ и Демократической партией в ходе выборной кампании в апреле 2006 г., рассматривалось Г енеральной прокуратурой (доказательства, по слухам, не были найдены), затем было передано в Конституционный трибунал. Предполагалось, что по фактам нарушений будут распущены ТРТ и Демократическая партия, а их лидерам Таксину Чиннавату и Апхиситу Вечачива грозил запрет заниматься политикой на 5 лет. Причем Совет национальной безопасности ужесточил наказание партийным лидерам тех партий, которые должны быть распущены, введя положение об их полном отлучении от политики на 5 лет. Прежнее законодательство предусматривало лишь отстранение их от руководства партиями16.

Устранение из политики двух крупнейших партий коренным образом изменило бы политический ландшафт страны, вызвало бы новое обострение. Что касается членов партии ТРТ, то ряд из них перешел в другие партии.

В кризисных ситуациях на политическое положение оказывает большое влияние позиция короля, к голосу которого прислушиваются политики. Король выразил озабоченность в связи с

предстоящим решением трибунала, выступая перед судьями Верховного административного суда. Его выступление вызвало определенную реакцию в политических кругах. Национальная ле-гислативная ассамблея (НЛА) совместно с рядом университетов организовали открытый форум с участием бывших премьер-министров Банхана Синлапа-ача, Ананда Паньярачхуна, Чуана Ликпая. Участники форума обратились с беспрецедентным обращением к политикам с просьбой учесть озабоченность короля в связи с предстоящим решением Конституционного трибунала. Председатель НЛА Мичай Ручупан подчеркнул, что политические беспорядки беспокоят короля, политические группы должны иметь это в виду. В соответствии с Конституцией король сохраняет нейтралитет в политике и не может прямо высказать свое мнение. Бывший премьер-министр Анан Паньярачхун заявил, что, король обладает гораздо большим авторитетом, чем полномочия, записанные в Конституции. Он базируется на доверии общества, который король приобрел за несколько десятилетий напряженного труда и добродетели. Он припомнил, как в 1992 г., в период конфронтации между правительством Сучинды Крапраюна и антиправительственными силами во главе с ген. - майором Чамлон-гом Симуангом, король вызвал их обоих и предупредил, что, если конфронтация продолжится, то пострадает народ. В результате Сучинда подал в отставку. «Если бы за последние 8-9 месяцев, кое у кого хватило духа уйти в отставку, то не было бы и военного переворота»17.

На протяжении всего года правительство опасалось активизации общественного недовольства. Так было и в преддверие решения Конституционного трибунала. Правительство опасалось, что «клика прежней власти», сторонники «большого босса» намерены вызвать конфронтацию, которая может привести к наси-лию18. Апхисит Вечачива и Кхуньинг Сударат Кейурапхан, зам. лидера ТРТ, заявили, что члены их партий готовы принять любой вердикт Конституционного трибунала. Министр обороны Бунрод Сомтат, заявил, что Совет национальной безопасности, возможно, не справится с беспорядками, которые могут последовать за решением Конституционного Трибунала. Была усилена безопасность вокруг Конституционного Трибунала силами Командова-

ния операциями по обеспечению внутренней безопасности и армии. Перед 30 мая, который стали называть «судным днем», 28 мая войска взяли под охрану все телестанции в Бангкоке, где распространялись слухи о возможном перевороте. Телевещание продолжалось, в то же время некоторые телестанции разместили внизу экрана надпись «слухи о перевороте необоснованны». Ходили слухи о возможном введении чрезвычайного положения. Опасаясь массовых манифестаций, которые могли бы перерасти в беспорядки, Председатель Совета национальной безопасности ген. Со-нхти Бунъяраткалин срочно встретился с генералами полиции, руководством Министерства внутренних дел и офицерами Командования операций по внутренней безопасности, чтобы обсудить план действий. Все пришли к решению не использовать оружие.

Однако все прошло тихо и мирно. 30 мая Конституционный трибунал вынес свое решение, согласно которому роспуску подлежала одна лишь партия Таксина Чиннавата «Тхай рак Тхай», а сам он и более сотни человек из руководства партии отстранялись от участия в политике сроком на пять лет.

В июне 2007 г. появилось сообщение, что 60 бывших парламентариев от партии «Тхай рак Тхай» официально создали все-таиландскую ассоциацию «Кхон рак Таксин май ау Пхадеткан» (Сторонники Таксина против диктатуры), в рамках которой сотрудничают 19 различных групп и ассоциаций19.

Проблемы разработки новой конституции

Много споров вызывали в обществе разрабатываемый проект новой конституции, проведение референдума и выборов, назначенных на декабрь 2007 г. Критики проекта конституции опасались, что в ней будут положения, юридически закрепляющие участие военных в политике, что отбросит политическую систему страны назад. Высказывались сомнения в том, что конституция, разработанная при власти военной хунты, сможет защитить демократические права граждан. В этой связи под сомнение ставилась юридическая чистота решения Конституционного трибунала

о запрете ТРТ по закону, принятому позже совершенного правонарушения.

Конституция, разработанная Комиссией по разработке конституции из 35 человек и обсужденная Национальной законодательной ассамблеей из 100 человек 0, изначально подверглась критике, во-первых, потому что состав этих органов был назначен генералами, совершившими переворот, что порождало подозрения в недемократическом характере проекта конституции. Во-вторых, некоторые положения проекта конституции действительно означали шаг назад. Такими положениями были предложение о назначаемом характере верхней палаты парламента - сената, который получал бы права назначать чиновников на ключевые посты; предложение о назначаемости, а не выборности премьер-министра, а также ряд других положений. Критики этого проекта конституции называли ее «элитой конституцией, разработанной для элиты»21. В результате дальнейших обсуждений в текст проекта конституции были внесены некоторые изменения. В окончательном варианте предусматривалось, что из 150 сенаторов

О О

76 избираются и 74 - назначаются . Статья 30, предоставляющая равные права «мужчинам, женщинам и лицам с иной половой принадлежностью» превозносилась как свидетельство демократичности нового основного закона страны.

Выборы назначены на 23 декабря 2007 г. Их проведение необходимо, чтобы вернуть страну к парламентской системе. Проведение выборов весьма важно для улучшения политического лица страны за рубежом. Однако в политической жизни страны еще много неопределенного и неясного: будут ли участвовать в выборах сторонники смещенного премьер-министра Таксина Чинна-вата под вывеской новой партии; смогут ли военные закрепить свое положение, пойдут ли генералы в политику, создав свою партию или в индивидуальном порядке и т.п. Сторонники Таксина Чиннавата демонстрируют решимость остаться в политике. Они перегруппировались и решили принять участие в предстоящих выборах под флагом существующей небольшой партии Паланг

О Ч

Прачхачхон (Партия власти народа)23. Они также пригласили видного политического деятеля и бывшего мэра столицы Самака Сундаравета и бывшего премьер-министра ген. Чавалита Йонг-чайюта возглавить их на выборах24. В свою очередь военные, причастные к перевороту, по предположению прессы, сформиру-

ют свою партию «Рак Чхаат» для участия в парламентских выбо-

25

рах .

В проект конституции было включено положение о роспуске Совета национальной безопасности и правительства после формирования нового кабинета министров.

Г руппой влиятельных людей предлагалось также включить в конституцию пункт о том, что буддизм является государственной религией. В апреле 2007 г. были организованы демонстрации монахов, которые пришли в столицу со слонами, священными животными буддизма, с требованием о включении этого положения в текст конституции. Этот вопрос уже поднимался в 1997 г., но был снят из опасений раскола страны. На эту тему высказалась королева накануне своего дня рождения в августе 2007 г. Она подчеркнула, что в конституции указано, что королем должен быть буддист, и это - «прямое указание на высокий статус буддийской религии в нашем терпимом государстве»26. В результате в текст статьи 78 новой конституции было включено следующее положение: «Государство обеспечивает покровительство и защиту Буддизма, который исповедует большинство тайцев, а также других конфессий». Тем самым была подведена черта под дискуссией, развернувшейся в обществе в 2007 г. о том, стоит ли провозглашать в конституции, что Буддизм является государственной религией.

Один из разработчиков предыдущей конституции 1997 г. Д-р права Праваси Васи опубликовал статью, в которой выдвинул идею создания «Национального совета старейшин», который мог бы состоять из бывших премьер-министров Анана Паньярач-хуна, Чуана Ликпая, Банхана Синлапа-ача и генерала Чавалита Йонгчайюта. Задачей совета должно было бы содействовать созданию демократической системы, давая советы действующим политическим группам, опираясь на свой политический опыт.

Развитие демократии д-р Васи видит как контроль со стороны общественности, развитие местной и прямой демократии, отказ военных от участия в политике, становление политических партий, не зависящих от одной личности.

Выражая озабоченность нынешней ситуацией, он подчеркнул, что она может обернуться насилием, если ничего не будет

предпринято, чтобы взять ситуацию под контроль. Он указал на некоторые группы давления, которые выступают против правительства и Совета национальной безопасности. Одни из них -сторонники смещенного премьер-министра Таксина Чиннавата, другие, выступающие с требованием демократизации. Однако, по его мнению, наиболее опасными являются сторонники Таксина, который обладает такой силой и ресурсами, что его активность может оказать серьезное влияние на общество. Если он захочет свергнуть правительство, это окончится кровопролитием и столкновениями. Ведь ему и членам семьи грозит возможность оказаться в тюрьме.

Д-р Праваси Васи призвал все стороны заключить «общественный договор», чтобы разработать меры и избежать такого развития событий.

Проект новой конституции был принят на референдуме 19 августа несмотря на то, что на севере и северо-востоке страны, там, где Таксин и его партия «Тхай рак Тхай» имели устойчивую базу поддержки, 70% избирателей проголосовали против проекта конституции. Таким образом, жители этих районов страны все еще являются сторонниками партии «Тхай рак Тхай» и почитателями самого Таксина Чиннавата.

Следующий этап - проведение парламентских выборов. В начале октября 2007 г. король подписал три законопроекта по выборам: об избирательной комиссии, о политических партиях и о формировании сената и палаты представителей. Всеобщие выборы должны состояться через 90 дней после опубликования этих законов, а формирование сената - через 150 дней.

Военные и власть

В марте 2007 г. ген. Сонтхи Буньяраткалин высказался за возврат «национального достояния», имея в виду возвращение спутников связи, проданных семьей Таксина в рамках сделки с сингапурской компанией Темасек холдинг. В то же время премьер-министр ген. Сурают Чуланон отверг идею вмешательства правительства в эту сделку, подчеркнув, что если частный бизнес захочет заниматься этим делом, то никто ему не будет препятствовать.

В сентябре 2007 г. - очередная ежегодная перестановка в военном руководстве. Г ен Сонтхи Бунъяраткалин уходит в отставку. Главнокомандующим сухопутными войсками стал ген. Ану-понг Паочинда, заняв ключевой пост в Вооруженных силах страны.

Т огда же пост министра внутренних дел принял на себя премьер-министр Сурают Чуланон в связи с отставкой прежнего министра Ари Вонгарья, которого антикоррупционные органы обвинили в том, что ему принадлежит более 5% акций в одной или нескольких компаниях27.

В прессе много говорится о возможной будущей политической роли лидера переворота генерала Сонтхи Бунъяраткалина, который после ухода с поста главнокомандующего сухопутными силами в ходе ежегодных перестановок в руководстве ВС, занял пост заместителя премьер-министра.

Проблемы юга

Насилие на юге страны, где до 80% составляют мусульмане, продолжается, нападениям подвергаются госслужащие, военные, полицейские, учителя государственных школ, простые жители, женщины, подростки-школьники, старики. От актов агрессии страдают как буддисты, так и мусульмане. Объектами террористических актов становятся конторы, дома госслужащих, буддийские храмы, бары, магазины склады и железнодорожная станция. Террористы - сепаратисты стремятся вызвать недоверие жителей и убедить их, что правительство не контролирует ситуацию. Совершенно очевидно, что их цель - дестабилизация политического положения в стране. Террористы не выдвигают никаких требований. Они действуют по системе автономных ячеек, не знают членов других ячеек, действующих в данной местности. Поэтому вести переговоры и решить проблему особенно трудно. Правительство, которое, по словам лидеров переворота, должно было рассматривать решение проблемы терроризма на юге страны как первоочередную задачу и обещало отойти от военных методов Таксина, не справилось с той задачей. Более мягкий подход премьер-министра Счураюта Чуланона и его акцент на переговорах не привел к успеху, а напротив - ситуация ухудшилась.

В октябре 2007 г. вновь назначенный главнокомандующий сухопутными силами страны ген. Анупонг Паочинда свою первую поездку совершил в южные провинции страны. В действительности, как полагают некоторые наблюдатели, решить проблему южного сепаратизма можно лишь в условиях политической и экономической стабильности страны. На самом деле требуется решить прежде всего экономические, а затем и социальные, проблемы юга.

Монархия

В 2007 г. королю Таиланда Пумипхону Адульядету исполняется 80 лет. В стране проводится множество массовых торжественных мероприятий, посвященных этому юбилею. Неприкосновенность личности короля закреплена в конституции страны. Так, в феврале 2007 г. к 10 годам был приговорен гражданин Швейцарии, 10 лет живущий в Чиангмае, за то, что разрисовал портрет монарха. Король помиловал его, и нарушитель закона был освобожден из тюрьмы и выслан из страны. Вопрос о приверженности королю неоднократно поднимался в ходе нынешнего политического кризиса. Таксину его противники вменяли неуважение к монархии. Однако для судебного преследования не хватило доказательств. Это дало повод некоторым критикам, особенно иностранным, утверждать, что обвинение в «оскорблении величества» подчас используется для дискредитации и запугивания политических противников, а не для ограждения монархии. Чтобы выжить в глобализирующемся мире, по словам известного таиландского публициста, монархия должна иметь большую открытость. Сам король в своей речи по случаю дня рождения в декабре

2005 г. сказал, что король не вне критики. «Сказать, что король не может ошибаться, значило бы утверждать, что король не является земным человеком»28. Престиж королевской власти весьма высок в стране во многом благодаря личности нынешнего короля. Одновременно в стране идет дискуссия о будущем монархии.

Экономика

2 июля 2007 г. исполнилось ровно 10 лет с момента, когда девальвация бата вызвала финансово-экономический кризис в

Таиланде, а затем и в других странах. По словам тайского экономиста Тиентипа Субханита, с тех пор «страны Восточной Азии стали богаче, уменьшилось число бедных, а роль этих стран в мире возросла». По его словам, «за 10 лет борьбы с экономическими трудностями Восточная Азия быстро превращается в район со средним уровнем достатка.» В Восточную Азию автор включает Китай, что мешает верно оценить экономическое положение собственно в Юго-Восточной Азии. В странах ЮВА уменьшились темпы роста по сравнению с 90-ми годами ХХ века, сократилась доля этих стран в мировой торговле, в основном за счет стремительного роста экономики Китая. «Когда в 2010 г. Вьетнам войдет в категорию стран со средним уровнем доходов, тогда 9 из 10 стран ЮВА можно будет отнести к странам со средним доходом.» Однако, несмотря на позитивные средние показатели, продолжает расширяться разрыв между низким и средним доходом, между урбанизированным городом и сельской глубинкой, между образованными специалистами и неквалифицированными работниками. Низкие доходы значительной части населения препятствуют расширению внутреннего рынка, развитию мелкого бизнеса, а, кроме того, грозят превратиться в серьезную социальнополитическую проблему. Неравенство в уровнях жизни привлекает внимание многих серьезных таиландских экономистов и предпринимателей. Эта проблема имеет социально-

экономический и политически аспект.

Не решены многие макроэкономические проблемы. В основе экономического развития по-прежнему лежат принципы рыночной экономики, экспортной ориентации, а, следовательно необходимости поддержания таких обменных курсов валюты, которые обеспечат конкурентоспособность на внешних рынках.

60% ВВП Таиланда приходится на внешнюю торговлю. Экспорт за первые пять месяцев 2007 г. вырос на 18,8 процентов

О О

и достиг 58,74 миллиардов долларов 9. По мнению специалистов Экспортно-импортного банка Таиланда, этот рост произошел за счет высокотехничной экспортной продукции, такой как электроника, электроприборы, автомобили и части к ним, то есть тех отраслей, которые опираются на импорт частей и компонентов (то есть сборочные производства). Эти отрасли дают 64% общей

стоимости экспорта. В то же время трудности переживали швейная, обувная отрасли, ориентированные на экспорт. Так, в июле была закрыта фабрика спортивной одежды, производившая ее для фирм Найк, Пума, Адидас, как объясняли из-за отсутствия зарубежных заказов. Рабочие пришли на смену и увидели плакат о закрытии предприятия. Это вызвало социальный протест. Пять тысяч рабочих перекрыли дорогу в провинции Самутпракан. Были закрыты некоторые другие предприятия, а рабочие уволены без предупреждения. По мнению тайских экономистов, сильный бат против американского доллара, подрывает конкурентоспособность таиландского экспорта в ряде экспортных отраслей.

Иностранные аналитики подвергают критике концепцию «самодостаточной экономики», которая выдвигается королем и происходит из буддийского принципа среднего пути. Хотя эти принципы не определяют характера экономического развития Таиланда, они расцениваются в западной прессе как отрицание глобализации и возврат к протекционизму30. Что касается экономической политики правительства после военного переворота, отдельные меры, направленные на защиту местного капитала (поправки в законопроект об иностранном капитале), сочетаются с мерами по привлечению иностранного капитала. В январе 2007 г. Банк Таиланда снял ограничения, наложенные ранее, на займы в иностранной валюте, не застрахованные от инфляции. Такая страховка должна была способствовать расширению долгосрочный займов31.

Выводы

Подводя итог деятельности правительства, надо отметить, что несмотря на серьезную критику в политических кругах и в прессе, а также со стороны Запада, экономические показатели страны выглядят неплохо, политическая сцена подчищена, конституция принята, выборы, по видимому, состоятся. Однако, бесспорно, что все это лишь частичные и временные достижения. Оценивая политическую ситуацию в стране и состояние политической системы в Таиланде, можно сделать следующие заключения. Политический кризис в Таиланде далек от завершения. В обществе сильны опасения возможности нового переворота. Так, по

данным одного из опросов общественного мнения, проведенном в июне 2007 г., 30% опрошенных считали, что новый переворот будет совершен до декабрьских выборов, причем 34% считают, он по сути ничего не изменит в расстановке политических сил, и выражают опасения, что его результаты будут разрушительными.

Страна переживает не просто политический кризис, а кризис всей политической системы. Политическая система страны продемонстрировала, что она не соответствует социально-классовой структуре страны. Активная борьба за власть между различными политическими и экономическими группами, между старыми и новыми элитами приходит в противоречие с выборнопарламентской системой. Политическую систему страны не спасла демократичная конституция 1997 г. Все несовершенства, все пороки или характерные черты традиционной политической культуры проявили себя в полной мере в период правления Таксина Чиннвата: создание партий одного лидера, нестабильность членского состава партий, коррупция государственных чиновников и политиков, злоупотребления в ходе выборов, участие военных в политике, неартикулированность в парламентской системе интересов большинства населения. Таксин Чиннават и его ближайшие соратники по правительству - выходцы из кругов крупного бизнеса. На их долю приходилось 20 % рыночной капитализации Фондовой биржи Таиланда . Практически отстранив от власти парламент и исповедуя авторитарный стиль руководства правительством, Таксин Чиннават - премьер-министр, пришедший к власти в результате выборных парламентских процедур, стал рассматриваться в обществе как диктатор. Позднее сам Таксин признавал, что его основной ошибкой было отстранение от реальной власти сложившихся в стране элит, что и привело к падению его правительства. «Одно достойно сожаления, - говорил он, - то, что я игнорировал элиту»33.

В стране отмечается значительная политизация различных слоев населения. Это касается бангкокского среднего класса, университетской среды, профсоюзов, различных групп общественности в защиту демократии. Значительно активизировались малоимущие и крестьяне в борьбе за свои права. Учитывая все углубляющееся неравенство в уровнях жизни, все более очевидное рас-

слоение общества, политические процессы могут выйти из-под контроля властей. Военный переворот 19 сентября, целью которого было покончить с режимом Таксина и добиться примирения между его сторонниками и политическими противниками, не достиг своих целей. Обе стороны так же далеки от примирения, как и прежде. Генералы, осуществившие переворот, озабочены своим будущим в непредсказуемой политической обстановке и в более широком плане ролью военных в политической жизни страны. В этой обстановке в бангкокском обществе циркулируют слухи о возможности нового переворота.

1 Bangkok Post, Bangkok, 28.08.2007.

2 The Straits Times, 28.12.06.

3 Bangkok Post, Bangkok, 4.12.2005.

4 The Straits Times, 17.01.2007.

5 The Straits Times, 30.03.2007.

6 Bangkok Post, 16.05.07.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 The Straits Times, 5.03.2007.

8 The Straits Times, 8.02.2007.

9 The Straits Times, 1.03.2007

10 Bangkok Post, 16. 05. 2007

11 The Straits Times, 4.03.2007

12 Bangkok Post , 16.05.2007

13 Bangkok Post , 16.05.2007

14 The Straits Times, 21.03.07.

15 Bangkok Post , 12.10.2007.

16 Bangkok Post, 19.05.2007.

17 Bangkok Post, 26.05.07.

18 Bangkok Post, 25.05.07.

19 Bangkok Post, 7.06.2007.

20 Bangkok Post, 16. 05. 2007.

21 The Straits Times, 4.03.2007.

22 Bangkok Post , 16.05.2007.

23The Straits Times, 21.03.07.

24 Bangkok Post , 12.10.2007.

25 Bangkok Post, 19.05.2007.

26 Bangkok Post, 26.05.07.

27 Bangkok Post, 7.10.2007.

28 Bangkok Post, 13.04.2007.

29 Bangkok Post, 11.07.2007.

30 The Straits Times, 8.08.2007.

31 The Straits Times, 27.01.2007.

32 The Sunday Times, Singapore, 14.01 2007.

33 The Straits Times, 4.03.2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.