Научная статья на тему 'Таиланд: выборы состоялись кризис продолжается. Правительство Сураюта Чуланона правительство Самака Сунтхаравета 2007 начало 2008 гг'

Таиланд: выборы состоялись кризис продолжается. Правительство Сураюта Чуланона правительство Самака Сунтхаравета 2007 начало 2008 гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
196
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ТАИЛАНД / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фомичева Елена Алексеевна

Dr. Elena Fomicheva in her paper makes an attempt to survey and analyze the Thai political scene, covering such events as drafting the new Constitution, the country's first referendum on the draft charter, the December 2008 general parliamentary elections and forming of a new coalition government under Samak Sundaravej, the leader of the People Power Party. The author considers a number of issues facing the Thai society, including the state of democracy in the country, the political role of the military, the fate of the monarchy, wider public political participation, etc. The author comes to the general conclusion that longstanding political crisis in Thailand is still far from being finished and in fact it could get more intense.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таиланд: выборы состоялись кризис продолжается. Правительство Сураюта Чуланона правительство Самака Сунтхаравета 2007 начало 2008 гг»

© Фомичева Е.А.

ИВ РАН

ТАИЛАНД: ВЫБОРЫ СОСТОЯЛИСЬ - КРИЗИС ПРОДОЛЖАЕТСЯ. ПРАВИТЕЛЬСТВО СУРАЮТА ЧУЛАНОНА - ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАКА СУНТХАРАВЕТА 2007 - НАЧАЛО 2008 гг.

Военный переворот 19 сентября 2006 г. отстранил от власти правительство Таксина Чиннавата, обвиняя его в коррупции и в неуважении к институту монархии. Истинная причина вмешательства военных в политику - невозможность разрешить затянувшийся политический кризис парламентскими методами и прекратить политическое противостояние между Так-сином Чиннаватом и уличными демонстрантами под эгидой Народного союза за демократию. Нынешний политический кризис, отчетливо проявившийся в 2006 г. и длящийся до настоящего времени (конец 2008 г.), прошел разные стадии: уличные демонстрации, досрочные выборы, переходное правительство, перестановки в кабинете министров, вновь уличные демонстрации, военный переворот, новые выборы, вновь уличные демонстрации, отставка правительства. У этого кризиса есть и другие, глубинные причины и коренятся они в сдвигах в социальной и политической системе страны и в особенностях институтов власти в Таиланде.

Поскольку политический кризис в Таиланде продолжает развиваться, в данной статье автор рассмотрит событийную канву, ограничившись как временными рамками весной 2008 г. Размышления о природе нынешнего кризиса и предположения о его причинах, действующих силах и перспективах разрешения также носят предварительный характер. Общие выводы можно будет сделать, проследив дальнейшее развитие политического кризиса в Таиланде.

Военные совершили государственный переворот в сентябре 2006 г. как бы нехотя, по требованию охранительных сил, имеющих своей целью поддержание нерушимости существующего порядка. Не случайно возглавивший переворот ген. Сонтхи Бунъяраткалин уже после проведения парламентских

выборов в декабре 2007 г. заявил: «Я должен был сделать это: захват власти - не был пустой тратой времени»1. По мнению прессы, за военным переворотом стояли монархистские круги, представители традиционной политической элиты во главе с влиятельным генералом и политиком Премом Тинсуланоном, который возглавляет Тайный совет при короле. Премьер-министром правительства военного переворота был назначен генерал Сурают Чуланон, один из членов Тайного совета.

Военные отменили конституцию, распустили правительство, парламент и Конституционный суд, ввели военное положение. Процесс возврата к конституционному правлению был сложным. Была принята временная конституция и назначены специальные органы по разработке новой постоянной конституции. В декабре 2006 г. группой переворота была назначена Национальная ассамблея в количестве 2 тыс. человек, избравшую, в свою очередь, из своих рядов Конституционную Ассамблею (которую окрестили «палатой генералов»). Ее главой единогласно был избран бывший ректор Тхаммасатского университета Норанит Сетхабут. Военная хунта назначила в качестве разработчиков текста конституции 10 человек во главе с Прасонгом Сунсири, бывшим главой Совета национальной безопасности и ярым противником Таксина Чиннавата. В проекте новой конституции, в отличие от прежней, сенат становился частично назначаемым. Военные утверждали, что новая конституция улучшит систему сдержек и противовесов. В ней делалась попытка перераспределить власть от избранных депутатов в пользу чиновников и судебной власти. Военные объясняли это необходимостью не допустить власти одной партии, завоевавшей парламентское большинство. Таким образом, правительство ослаблялось. Срок пребывания на посту премьер-министра ограничивался 8-ю годами, упрощался процесс импичмента премьер-министру. Противники проекта новой конституции отвергали ее как элитарную. Если бы проект был отвергнут народом, то это, по мнению его критиков, было бы символическим ударом по доверию к военным и поддерживаемому дворцом истеблишменту и поставил под вопрос доверие к выборам. Референдум рассматривался как референдум по доверию к правительству, поддерживаемому военными2. Одно-

временно началась кампания за включение в конституцию положения о том, что буддизм является государственной религией. Монахи и стоящие за ними влиятельные группы провели демонстрацию, требуя включить в проект конституции это положение. Однако это предложение не прошло.

В июле 2007 г. был снят запрет на деятельность политических партий. Тогда же Конституционная ассамблея одобрила проект новой конституции. Впервые в истории страны проект конституции решено было вынести на всенародный референдум. Эта теоретически, безусловно, демократическая мера подверглась критике со стороны демократически настроенной интеллигенции и вызвала противодействие части общества. Опасались, что новая конституция укрепит права военных. Было отпечатано 19 млн. копий текста конституции с тем, чтобы раздать их в каждую семью. Выражая мнение демократических и левых сил преподаватель Чулалонгкорнского университета Жиль Ынгпакон писал: «Сейчас совершенно очевидно, что военная хунта не намерена проводить чистый и демократический референдум по их собственной конституции. В то время, как правительство бесстыдно тратит миллионы народных денег на пропаганду, побуждающую население голосовать «за» конституцию, на ее противников оказывают давление угрозами, арестами, отлучением от СМИ. Таким образом, референдум нельзя считать демократическим по любым международным или тайским меркам»3.

На всенародном референдуме 19 августа 2007 г. проект новой конституции был одобрен и принят 24 августа 2007 г. Против проекта наряду с демократически настроенными интеллигентами выступали сторонники Таксина Чиннавата, остатки его партии ТРТ, которые пытались вести соответствующую агитацию среди населения. Напротив, Демократическая партия, полагая возможной свою победу на парламентских выборах, решила поддержать представленный проект конституции, мотивируя это тем, что уж лучше хоть какая-то конституция, чем никакой. К тому же ее можно улучшить поправками после прихода к власти.

На основе принятой конституции, исполняя свое обещание, правительство военных, созданное в результате переворо-

та, провело в декабре 2007 г. всеобщие парламентские выборы, хотя и несколько отсрочив их. Первоначально выборы планировалось провести в ноябре.

Напомним, что основной задачей переворота было прекратить политический кризис, разразившийся в стране в

2006 г., а главной задачей правительства военных было - восстановить политическое равновесие между элитами, которое нарушил Таксин Чиннават, и, насколько возможно, устранить или уменьшить политический вес самого Таксина Чиннавата и его партии «Тхай рак Тай», неизменно успешной на парламентских выборах. В ходе подготовки к парламентским выборам с этой целью был проведен целый ряд мероприятий, сопровождавшихся мощной пропагандистской кампанией в средствах массовой информации. Партия Таксина «Тхай рак Тхай» была распущена решением Конституционного суда в конце мая

2007 г. за нарушения на выборах в апреле 2006 г., а 111 человекам из руководства партии было запрещено заниматься политикой в течение 5 лет. Напротив, Демократическая партия по тем же основаниям была оправдана. Против самого Таксина Чиннавата и членов его семьи, включая жену, сына и дочь были возбуждены уголовные дела по фактам коррупции, финансовых злоупотреблений, уклонения от налогов, нарушения избирательного законодательства. Уголовное преследование семьи Таксина было запущено при правительстве переворота и продолжено при новом правительстве, созданном после парламентских выборов, проведенных в декабре 2007 г. В таиландской прессе высказывается мнение, что если бы Таксин Чинна-ват проявил понимание сложившейся ситуации и определенно отказался бы от участия в политике, то можно было бы замять дело о его финансовых злоупотреблениях. Антикоррупционная кампания против Таксина имела четко выраженный политический характер. Так, в бытность Таксина премьер-министром Департамент налогов счел сделку семьи Чиннаватов с сингапурским холдингом «Темасек» не подлежащей налогообложению, однако после его смещения пересмотрел свое решение. Против жены Таксина Кхуньинг Потчаман (почетный титул «Кхуньинг» используется при обращении к знатной даме) также было возбуждено дело о покупке участка земли в Бангкоке, яв-

лявшегося государственной собственностью, на что у нее, как у жены премьер-министра по закону не было права. Однако уголовное дело по данному факту было возбуждено после смещения Таксина Чиннавата с поста премьер-министра. В то же время правительство военных критиковали за отсутствие системной борьбы с коррупцией. Можно также предположить, что прецедент с судебным преследованием богатейшего человека и бывшего премьер-министра имеет и более общий смысл - как знак неизбежности возмездия, адресованный тем бизнесменам-политикам, которые нарушают сложившийся порядок вещей. В октябре 2006 г. Потчаман посетила Према Тинсуланона, но,

4

по-видимому, эта встреча не дала нужного результата .

Однако сторонники Таксина не смирились с политическим поражением - специально под выборы 2007 г. была создана партия «Паланг прачачхон» (Партия власти народа или, по-английски People's Power Party) во главе с Самаком Сунтха-раветом.

Деятельность правительства военных подвергалась критике за неспособность правильно управлять экономикой (темпы роста Таиланда - худшие в АСЕАН).

Всеобщие парламентские выборы были проведены 23 декабря 2007 г. В результате выборов партия «Паланг Прачач-хон» (ПВН) получила в парламенте 233 места из 480. Этот результат еще раз подтвердил, что поддержка Таксина Чиннавата и его соратников со стороны электората, в основном севера и северо-востока страны - вполне реальна. Демократическая партия завоевала 165 мест (в основном в столице, крупных городах, на юге, электорат центральной части страны разделился примерно пополам между ПВН и Демократической партией), другие партии распределили между собой оставшиеся 82 мес-та5. Для формирования правительства необходимо иметь 241 голос. Таким образом, победившая партия, не имея парламентского большинства, вынуждена была формировать коалиционное правительство. «Чхат тхай» (выиграла 37 мест в парламенте), «Пхыа пхэндин» - 24. «Чхат тхай», партия опытного политика Банхана Синлапа-ача, поставила условием участие в коалиционном правительстве партии «Пхыа пхэндин» и обязательство нового правительства «уважать монархию». На последнее

требование Самак резко отвечал, что его предки не в одном поколении служили королям династии Чакри, и «не Банхану читать мне лекции на этот счет»6. Действительно, семья Самака Сунтхарвета известна своей близостью к престолу. Возможно именно этот факт стал решающим при выборе его кандидатуры на пост лидера партии «Паланг Прачачхон». Это назначение должно было бы улучшить облик партии, наследницы партии Таксина Чиннавата, поскольку последнего обвиняли в республиканских устремлениях и чуть ли не в стремлении упразднить монархию.

В результате переговоров 20 января 2008 г. было сформировано коалиционное шестипартийное правительство в составе «Паланг Прачхачхон», «Чхат тхай» и «Пхыа пхэндин», которые выступали в союзе, а также «Thais United National Development Party» и MCMP. В оппозиции осталась одна парламентская партия - Демократическая. Демократическая партия подвергла партию «Паланг Прачачхон» (ПВН) критике как «марионетку» свергнутого премьер-министра и подала в связи с этим иск в Верховный суд о роспуске ПВН как марионеточной структуры Таксина7.

Стоял вопрос о возможности дисквалификации спикера палаты представителей - Йонгюта Тияпайрата по обвинению в покупке голосов. Это могло бы подорвать позиции Партии власти народа (ПВН). Тем нее менее все прошло успешно. В либеральных кругах новым премьер-министром хотели бы видеть лидера оппозиционной Демократической партии Апхисита Ве-чачива. Однако при голосовании в парламенте по кандидатуре на пост премьер-министра Самак Сунтхаравет получил 310 голосов, а Апхисит Вечачива - всего 163 голоса.

6 февраля 2008 г. кабинет Самака Сунтхаравета приступил к работе. Состав кабинета министров явился результатом изощренного политического маневрирования. Решения о составе кабинета министров, как писал обозреватель сингапурской газеты «The Straits Times» Нирмал Гхош, принимались в Бангкоке и в Гонконге, где руководители партии «Палнг прачхач-хон» проводили консультации с Таксином8. Заместитель лидера партии - шурин Таксина Чиннавата. Если проанализировать состав кабинета министров, первоначально составленного Са-

маком (до многочисленных перестановок), то получается, что костяк его составляют члены его собственной партии, в нем представлены интересы провинциальных элит, в правительство вошли сторонники и некоторые соратники смещенного Такси-на, некоторые представители крупного капитала, опытные политики. Широко представлены также отдельные состоятельные и политически активные семейные кланы, много лиц китайско-тайского происхождения.

25-му (после революции 1932 г.) премьер-министру Таиланда Самаку Сунтхаравету 72 года. Он - ветеран в политике, придерживается консервативных взглядов. В биографии Сама-ка есть темное пятно. Это его роль в событиях 6 октября 1976 г. Тогда в связи с возвращением в страну свергнутого в 1973 г. фельдмаршала Тханома Киттикачхона студенты собрались на митинги протеста на территории Тхаммасатского университета и на прилегающей площади Санам Луанг. Власти и правые силы устроили жестокую резню студенческих активистов. Самак Сунтхаравет был связан с правыми радикалами. Официальный Таиланд стремится предать забвению эту страницу истории своей страны.

Однако об этом помнят студенты - на территории Тхам-масатского университета стоит стела в память студентов, отдавших жизнь за демократию. Личные качества Самака отличаются от распространенного типа тайского политика со спокойным нравом и воспитанными манерами. Бывшего журналиста отмечает взрывной нрав, у него грубый голос и он весьма резок на язык. Он не ладит с генералом Премом Тинсуланоном, председателем Тайного совета при короле, который играет большую роль в политике, представляя интересы промонархических кругов.

Особое значение в новом правительстве имело назначение на три ведущие министерских поста: финансов, внутренних дел и обороны. Пост министра финансов и заместителя премьер-министра занял генеральный секретарь Партии власти народа Сурапонг Суепвонгли, не экономист, а врач по профессии. В свое время Сурапонг вместе с Таксином создал партию «Тхай рак Тхай», помог Таксину разработать и осуществить програм-

му всеобщего медицинского обслуживания «30 бат за визит к доктору», какое-то время был его пресс-секретарем9.

На пост министра внутренних дел - ключевого ведомства по поддержанию порядка в стране - был назначен Чалем Юбамрунг, бывший министр юстиции. Печать обвиняла его в том, что он сделал свое состояние на игорном бизнесе. Его взрослый сын Ван известен серьезными нарушениями закона и тем, что ему удалось избежать наказания. Тем не менее, Ван Юбамрунг был назначен секретарем зам. министра здравоохранения. В то же время Чонсават Асавахам, сын главного советника партии «Пхыа пхэндин», назначен секретарем зам. министра внутренних дел. Против его отца Ваттаны выдвинуто уголовное обвинение во взяточничестве и превышении власти по проекту строительства водохранилища, а также в захвате государственной земли. Сам Чонсават должен предстать перед судом по обвинению в нападении на полицейского10. Что касается министерства обороны, здесь развернулась ожесточенная борьба между «старыми и новыми силами», как формулирует это Нирмал Гхош, специальный корреспондент сингапурской газеты «The Straits Times» по Таиланду. Вначале в качестве компромиссной между Таксином и военными рассматривалась кандидатура ген. Правита Вонгсувана, бывшего главнокомандующего сухопутными силами. Позднее появилась информация, что этот пост готов занять сам Самак. Реакция генералитета не заставила себя ждать - СНБ (орган переворота, ныне распущенный) успел сделать заявление, что министерство обороны должен возглавить высший военный офицер таиландской армии в отставке, а не гражданское лицо. Это необходимо для достижения гармонии между избранным правительством и армией. Об этом заявил представитель СНБ прессе11. Таким образом, армия заявила о том, что она не собирается полностью отстраняться от политики. Среди возможных кандидатур на этот пост называли ген. Сомтхата Аттананда (бывшего главкомом сухопутных сил в правительстве «Тхай рак Тхай»). Тем не менее Самак Сунтхаравет оставил пост министра обороны за собой.

«Чхат тхай», возглавляемая Банханом Синлапа-ача и «Пхыа пхэндин» во главе с Сувитом Кхункитти - создали по-

литический союз. Сувит получил пост зам. премьер-министра и министра промышленности в кабинете Самака, но в конце июля 2008 г., оскорбленный требованием Самака уступить место зам. премьер-министра члену РРР, подал в отставку. «Пхыа пхэндин» имела 5 мест в правительстве Самака. Сохранение ее в коалиции было очень важно12.

Данный состав кабинета министров можно характеризовать как временный. Каково политическое и нравственное лицо членов правительства Самака Сунтхаравета? Оно обычно для таиландской политики, не хуже и не лучше, чем всегда. Вопрос лишь в том, какие именно группы и кланы находятся у власти и соблюден ли баланс политических интересов всех действующих лиц таиландской политики. Очевидно, что данное правительство не учитывало интересы всех политических элит. С этой точки зрения неустойчивость правительства Самака была очевидной. Во-первых, существовал конфликт интересов внутри самой правящей партии, и в более широком плане - между членами правительственной коалиции. Кроме того, в правительстве вновь не были представлены интересы тех кругов, которые олицетворяет Демократическая партия. В ходе затянувшегося на 2 года политического кризиса обращают на себя внимание постоянные оговорки о верности монархии. По-видимому, речь идет о том, как соблюсти интересы всех политических элит и сохранить стабильность всей политической системы страны в момент «перехода» престарелого короля Пу-мипхона Адульядета. Очевидно, что в стране существуют и другие силы, которые хотели бы воспользоваться этим моментом для смены политического устройства и утверждения у власти новых экономическо-политических элит.

Что касается разговоров о борьбе с коррупцией, под флагом которой ведется уголовное преследование Таксина Чинна-вата и членов его семьи, то эта тема столь присуща политической системе Таиланде и настолько глубоко укорененная в таиландской политической системе, что стала ее неотъемлемой частью. Приведенные выше данные относительно некоторых членов правительства Самака Сунтхаравета лишь подтверждают данное мнение.

Сам Таксин Чиннават проживал в Лондоне, часто наведывался в Сингапур, где встречался как с деловыми партнерами, так и со своими политическими сторонниками, совершал поездки по разным странам, в частности посетил Россию. Заявляя о своем нежелании возвращаться в политику, он, по-видимому, кривил душой, проявляя на деле большую закулисную активность, несмотря на запрет его партии ТРТ. Однако под различным прикрытием сторонники Таксина вошли в состав коалиционного правительства.

Будучи протаксиновским, правительство Самака Сунтха-равета, как бы оно ни симпатизировало смещенному премьер-министру, не имело возможности приостановить уголовное преследование Таксина и членов его семьи. Единственное что смог ему гарантировать Самак - свободный приезд в Таиланд на суд и свободный выезд из страны. Таксин вернулся в Бангкок в феврале 2008 г., чтобы предстать перед судом. Высказывается мнение, что если бы Таксин определенно отказался бы от участия в политике, судебные разбирательства могли бы окончиться для него и его семьи более мягкими приговорами. В традициях таиландской политики - «не бить загнанную в угол собаку», «не загонять противника в угол», «оставлять ему шанс выйти из положения». Многое из истории таиландских переворотов подтверждает эти тезисы.

По-видимому, по крайней мере на сегодня, Таксин не имеет возможности вернуться в политику. Об этом свидетельствуют слишком жесткие меры - суды, приговор, вынесенный жене Таксина Чиннавата Кхуньинг Потчаман, арест банков-

ТЛ _ О О __

ских счетов. В то же время - по тайской традиции - его отпустили из страны, хотя его оппоненты буквально жаждали его крови. Таксин Чиннват вернулся в Лондон и обратился к британскому правительству с просьбой о предоставлении ему политического убежища.

Личные качества Таксина, эйфория от собственных успехов, попытки управлять страной, как своей собственной компанией, допущенные им ошибки в распределении власти (а, вернее, нежелание допускать до власти другие группы влияния) помешали Таксину продолжить свою политическую карьеру. Однако, учитывая, что он представляет интересы определен-

ной, весьма влиятельной группы, можно полагать, что борьба элит продолжится и даже обострится при определенных обстоятельствах. Нельзя полностью исключать и возвращения Таксина в политику через какое-то время, тем более, если посмотреть на опыт некоторых политических карьер в Таиланде.

С другой стороны, ни роспуск ТРТ, ни судебные преследования самого Таксина, его жены и детей, не смогли разрушить массовую базу его поддержки. Крестьяне и жители небольших городов с низкими доходами севера и северо-востока страны заинтересованы в продолжении государственных программ помощи населению с низким уровнем доходов. Многие бизнесмены также выражали недовольство экономической политикой правительства военных, сформированного после переворота.

Программа и деятельность правительства Самака Сунтхаравета

По заявлению представителей партии «Паланг Прачач-хон», новое правительство собиралось следовать политике Таксина по «разрешению проблемы бедности и других про-

13

блем» . Ему предстояло подобрать новую экономическую команду, «чтобы Таиланд вновь процветал». Таиландская торговая палата и бизнес-сообщество считали, что инвестиции и поощрение потребления важны для экономического роста вместе с сохранением стабильных цен. А для того, чтобы привлечь инвесторов они требовали смягчения государственного регулирования в правилах инвестирования14. Бизнес сообщество всегда заинтересовано в долгосрочной политике правительства, т.е. в ее преемственности, в рыночном характере экономической политики правительства. Решительные экономические меры крайне необходимы, поскольку сегодня темпы роста Таиланда - самые низкие в регионе15. Однако у правительства Са-мака Сунтхаравета не оказалось ни достаточно плодотворной экономической программы и профессиональной команды экономистов, ни времени, чтобы существенно улучшить экономическое положение страны.

Несмотря на постоянные антиправительственные выступления правительство Самака Сунтхаравета продержалось более полугода, чему, возможно, способствовал тот факт, что он су-

мел установить хорошие отношения с военными, полицией и королевским дворцом. В частности он наладил контакты с главнокомандующим сухопутными войсками Анупонгом Пао-чиндой (который занял этот пост в сентябре 2007 г. в ходе ежегодных кадровых перестановок в вооруженных силах. Генерал Анупонг - соученик Таксина Чиннавата, сыгравший решающую роль в перевороте) и генералом Праютом Чаноча, коман--ой армейской дивизией, расквартированной в Бангкоке.

Заводила антитаксиновских массовых выступлений в Бангкоке медиамагнат Сонтхи Лимтхонгкун, владелец издательской группы «Менеджер», сумел организовать многомесячные уличные манифестации и обеспечить мощную поддержку в СМИ действиям Народного союза за демократию. Тем не менее он не избежал судебного преследования, но не за массовые протестные акции, а по уголовным статьям. В 2007 г. он был приговорен к 3 годам тюрьмы за оскорбление Таксина. Ранее, в марте того же года его уже осуждали по той же статье за оскорбление одного из министров в кабинете Таксина. По обоим приговорам он подал апелляцию в вышестоящий суд и был выпушен под залог в 300 000 бат16. Однако, Народный союз за демократию продолжал свою массовую активность на улицах, теперь уже против правительства Самака.

Проблема реформирования армии

В декабре 2006 г., вскоре после переворота, Национальная законодательная ассамблея, назначенная военными, одобрила

1 7

увеличение бюджета Министерства обороны на 34% . Это -весьма логичный шаг для правительства, назначенного военными. Однако само по себе увеличение объема военного бюджета еще не решает проблем слабой боеготовности и низкого боевого духа личного состава, а также проблему коррупции в армии. Правительство вынуждено реагировать на проблему реформирования таиландской армии, которая, стоит уже 20 лет с тех пор, как пришлось переориентировать ее главную задачу с борьбы с повстанческим движением в стране на обычные функции армии по защите территориальной целостности и прочности границ.

Еще в 1989 г. тогдашний главнокомандующий сухопутными войсками генерал Чавалит Йонгчайют попытался сократить СВ на 50% за 5-9 лет, однако натолкнулся на сильное сопротивление военных. В 1996 г. Чаовалит, будучи министром обороны, вновь попытался по-другому решить эту задачу. Теоретически ВС страны возглавляет Верховный главнокомандующий ВС, но на практике реальная власть принадлежит главам трех видов войск. Причем наибольший вес имеет главнокомандующий сухопутными войсками. Чаовалит предложил создать по американскому образцу объединенный комитет начальников штабов. Но и этот план не был поддержан военной верхушкой.

В 1999 г. при правительстве Чуана Ликпая (Демократическая партия) Совет обороны Таиланда одобрил генеральный план реструктуризации вооруженных сил. Однако и этот план не дал особых результатов: он не привел к уменьшению численности высших офицеров и генералов, была отклонена программа введения более раннего возраста отставки.

В декабре 2007 г. Национальная законодательная ассамблея одобрила закон о реформировании армии. Закон, о котором идет речь, не ставил задачу решить проблему сокращения численности ВС, но был сосредоточен на оптимизации управления. В настоящее время, численность ВС (регулярных частей) составляет 306 тыс. чел, 190 тыс. в сухопутных войсках, 73 тыс. в ВМФ, 43 в ВВС (возможно, эти данные несколько устарели, однако изменения, скорее всего, незначительны). Возраст отставки - 60 лет. В таиландской армии около 1.500 действующих генералов. По данным профессора Чулалонгкорнского университета Панитана Ваттанаякона, 75% военного бюджета идет на денежное содержание ВС и лишь небольшая часть идет на оснащение и профессиональную подготовку личного соста-ва18.

Надо сказать, что сопротивление реформам в армии связано не с проблемой военных функций армии, а с социальными проблемами. Если сокращать армию вполовину, то 50% из 300-тысячной армии - это 150 тыс. человек, которых надо трудоустроить. Армия - исторически устойчивый канал социального роста для значительной части населения страны. Также трудно

сократить численность генералитета. Старшие офицеры к моменту отставки, то есть к 60 годам, рассчитывают дослужиться до высоких постов и выйти в отставку с высокой пенсией. При открытии вновь избранного парламента после проведенных в декабре 2007 г. всеобщих парламентских выборов ген. Сонтхи Бунъяраткалин, возглавивший переворот 2006 г., заявил, что хотя солдаты возвращаются в казармы, но они не потерпят

19 у

«вмешательства политиканов» . У военных есть и свои корпоративные интересы: сохранение большого военного бюджета, а также сохранение практики, когда отставные генералы получают синекуры - хорошо оплачиваемые посты в советах директоров крупных компаний.

Судьба монархии

Монархия - один из важнейших элементов таиландской политической структуры, который позволяла сохранить стабильность на протяжении ХХ века. Во многом своему политическому влиянию и положению в политической структуре таиландского общества институт королевской власти обязан личности и деятельности нынешнего короля Пумипхона Адульядета. В социальном плане монархия - это не только королевская семья, но и определенный круг наследственной аристократии, военных и близких к ним предпринимателей со своими экономическими и политическими интересами. Собственно военные и подняли на новую высоту институт монархии в период военной диктатуры Сарита Танарата, и сделали это с целью легитимации своего правления. «Антитаксиновский» переворот 19 сентября 2006 г. - можно рассматривать как поддержку королевской власти в период подготовки к «переходу» (короля-.Е.Ф). Многих граждан страны занимает вопрос о будущем таиландской монархии. Однако обсуждать это не принято, так как трактоваться может как оскорбление монархии. По

закону оскорбление монархии является уголовным преступле-

20 21 нием . Наказание за него - до 15 лет тюремного заключения .

Определенные силы ведут кампанию по дискредитации монархии. В основном через Интернет. Весной 2007 г. военное правительство закрыло целый ряд интернет-сайтов оскорбительного для королевской семьи содержания, в том числе «YouTube».

Тема защиты монархии неоднократно поднималась в ходе нынешнего затяжного политического кризиса страны. Противостоящие силы обвиняли друг друга в неуважении к монархии. Антитаксиновские демонстранты сплошь были одеты в желтые футболки как знак верности монархии. (Тайцы верят, что каждому дню недели соответствует свой цвет. Жёлтый цвет - цвет короля Пхумипхона Адульядета). После военного переворота правительство обвиняло демонстрантов-сторонников Таксина в стремлении оскорбить председателя Тайного совета при короле генерала Према Тинсуланона (которого называли

инициатором переворота), а, следовательно - оскорбить инсти-

22

тут монархии22. При открытии вновь избранного парламента в декабре 2007 г. с приветствием от болевшего короля выступил наследный принц, тем самым выполнив функцию монарха. Тхонгчай Винитчхакун, профессор политологии констатировал: «Таиланд находится в критической и деликатной точке своего развития»23.

Проблема мусульманского сепаратизма

За 4 года с начала активной террористической деятельности в 4-х южных провинциях Таиланда: Паттани, Наратхиват, Сонгкхла, Яла погибло 2 900 человек.

Правительство переворота Сураюта Чуланона трижды посетил юг страны и предложил переговоры. Некоторые группы мусульманских радикалов, такие как «Берсату» высказывали готовность к переговорам с правительством. Однако рядовые террористы не подчиняются им и имеют покровителей в региональной мусульманской радикальной организации «Джемаа исламиа».

Насилие на юге носит очень жестокий характер, от него страдают простые люди - буддисты и мусульмане. Людей убивают, сжигают десятками, буддийским монахам отрубали головы. Все это вызывает горечь, протест, сеет межрелигиозную вражду. В начале мая 2007 г. Около 4 тыс. буддийских монахов (которые в идеале должны сторониться мирского, в том числе участия в политике) пришли из отдаленных провинций в сопровождении слонов к зданию парламента с требованием включить в конституцию положение о том, что буддизм явля-

ется государственной религией. По словам известного монаха и лидера этой акции Пхра Райянвисита, «буддизм и тайский народ подвергаются атакам подрывных сил. Буддисты должны

24

дать ответ» . В то же время существует опасность, что подобный шаг еще более обособит и оттолкнет жителей юга, которые и без того чувствуют себя людьми второго сорта. «Этот план проталкивают ультраправые элементы, он крайне опасен. Этому надо противостоять, потому что это лишь создаст новые проблемы для Таиланда», - так считает лектор Чулалонгкорн-ского университета и известный политический публицист Жиль Ынгпакон. Игра на религиозном факторе в стране, где сепаратизм и терроризм уже использует религиозную тему, чревато провоцированием политической нестабильности. Идею придания буддизму статуса государственной религии поддерживали лидер таксиновской ТРТ, а также генерал Сонтхи Бунъяраткалин, лидер переворота (хотя и мусульманин), генерал Сурают Чуланон, премьер правительства, созданного военными, генерал. Жиль Ынгпакон считает, что поддержка этой идеи правительством военных имела целью - выпустить пар из движения монахов, «но, - считает он, - они играют с огнем».

На юге образовалось несколько отрядов самообороны буддистского населения. Статус этих отрядов полуофициальный. Откликаясь на просьбы буддийского населения о защите, некоторые государственные структуры предоставили им стрелковое оружие и обеспечили военную подготовку. Одна из подобных программ была спонсирована королевой Сирикит. В 2005 г. генерал-майор полиции Пхитак Йаткэо, который в то время возглавлял следственное управление в провинции Яла, создал группу «Руам тхай»25. В этой организации состоит около 6 200 человек, в основном буддисты и некоторые мусульмане, чьи родственники были убиты мусульманскими террористами. Новобранцы проходят двухдневные тренировки навыкам самообороны. Особые курсы предназначены для подростков 10-15 лет. Правительство Самака заявляло, что будет решать проблему юга, сочетая использование военной силы, и реализацию программ развития. До сих пор ни жесткий подход Таксина, ни более мягкий - военных не дали никаких результатов. Министр внутренних дел правительства Самака Чалем

Юбамрунг заявлял, что правительство Таиланда обсудит возможность введения некоего самоуправления для юга страны, опираясь на китайский опыт управления Синцзянь-Уйгурским автономным районом, населенным мусульманами. В то же время он не исключал, что боевики могут перенести террористические акты в Хатъяй и даже в Бангкок. Однако премьер-министр Самак Сунтхаравет не согласился с идеей самоуправления, считая, ее опасной, и не исключая того, что ситуация

л/может выйти из-под контроля . Сам он не планировал часто

посещать провинции Наратхиват, Паттани, Сонгкла и Яла, полагая, что визиты высокопоставленных чиновников из Бангкока лишь накаляют обстановку.

Выводы

Выборы в парламент знаменовали формальный возврат от чрезвычайных методов правления к парламентской демократии. Вернее сказать, выборы - это шаг на пути к демократии. Политической базой победившей партии «Паланг Прачхачхон» (Партии власти народа - ПВН) был север страны, то есть тот же регион, который являлся политической базой Таксина. ПВН называли в прессе «реинкарнацией ТРТ». Вновь в результате выборов, т.е. вполне демократическим путем выиграла партия поддержки Таксина. Таким образом, обнаружилась тенденция последнего времени - демократические процедуры приводит к власти сторонников Таксина Чиннавата. Это объясняется тем, что за Таксина голосует бедный электорат провинций, численно превосходящий городское население. Эту тенденцию пытались пресечь военные на уровне власти Она была прервана, но не прекращена и вновь вернулась в политику с победой на парламентских выборах партии «Паланг прачхачхон» - партии сторонников смещенного с поста премьер-министра Таксина Чиннавата.

Противниками Таксина, а следовательно и Самака, являются военные, роялистские круги, часть капиталистов. Так, крупнейшее объединение предпринимателей - Таиландская федерация тайской промышленности заявляла, что попытка Самака вернуть Таксина, если таковая будет сделана, восстановит против Самака роялистские круги.

Предсказание о недолговечности правительства Самака Сунтхаравета оказались верными. Самак Сунтхаравет под сильным давлением уличных демонстраций и определенных групп влияния вынужден был уйти в отставку.

В более широком плане события последних трех лет свидетельствуют о глубинном кризисе всей политической системы. Политические события последних лет посеяли среди граждан недоверие к демократии. Борьба элит вступила на качественно новую ступень. С одной стороны - традиционные элиты, монархистские круги, военные, средний класс города. С другой стороны - «новые таиландцы» - политико-экономические региональные элиты, часто связанные с международным капиталом.

Помимо конфликта элит, который в настоящее время не только не разрешен, но обостряется, существует и более глубинная проблема. Таиланд - это разделенная нация, Таиланд -это поляризованное общество. Поляризация проходит между капиталистической столицей и традиционалистской деревней, между богачами и средним классом города (мелкой буржуазией, служащими, интеллигенцией), с одной стороны, и крестьянской массой, особенно в наиболее бедных районах страны - на севере и северо-востоке, - с другой. По неофициальным результатам парламентских выборов, «Паланг прачхачхон» в Бангкоке получила 9 мест (Демократическая партия - 27), на северо-востоке «Паланг прачхачхон» - 98 (Демократическая партия - 5), на севере «Паланг прачхачхон» - 44 (Демократическая партия - 16). Этот политический раскол, за которым стоит социально-экономический раскол таиландского общества, создает политическую нестабильность, мешает экономическому развитию. Проблема юга страны, также пораженного бедностью и безработицей, подогреваемая извне террористическая деятельность раскалывает население на буддистов и мусульман, на тайцев и малайцев. Эта проблема при неблагоприятном стечении обстоятельств может представлять серьезную угрозу для всей страны.

С одной стороны, жители устали от постоянно накаленной обстановки в столице. С другой стороны, опасным явлением жизни современного Таиланда стали бесконечные уличные ма-

нифестации. При этом десятки тысяч сторонников антитакси-новского Народного союза за демократию время от времени противостоят сторонникам про-таксиновского Объединенного фронта за демократию против диктатуры. Уличные демонстрации притягивают и других граждан, недовольных современным экономическим и политическим положением в стране, включая студентов, профсоюзных активистов и самых разных групп и просто любопытных. Такое противостояние, учитывая высокий эмоциональный накал массовых акций могут привести к гражданской войне.

Остается актуальным вопрос о роли армии в жизни общества как социального и политического института. Может ли армия быть превращена лишь в инструмент обороны, военной защиты национальной независимости страны и ее территориальной целостности или будет по-прежнему оставаться важным социальным лифтом для определенной части общества? Будет ли армия продолжать участвовать в политической жизни страны? Возможно ли реформирование армии и насколько возможно ее реформирование. Все эти проблемы могут серьезно обостриться в момент «перехода» нынешнего монарха, о чем уже сейчас задумываются в таиландском обществе.

1 The Straits Times, 26 January 2008.

2 The Straits Times, 14 July 2007.

3 Прачхат, 15 августа 2007.

4 The Straits Times, 28 October 2006.

5 The Straits Times, 27 December 2007.

6 The Straits Times, 30 December, 2007.

7 The Straits Times, 18 January, 2008.

8 The Straits Times, 26 January, 2008.

9 Ibid.

10 The Straits Times, 13 February 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 The Straits Times, 26 January 2008.

12 Bangkok Post, 3 July 2008.

13 The Straits Times, 29 January, 13 February 2008.

14 The Straits Times, 30 January 2008.

15 The Straits Times, 26 January 2008.

16 The Straits Times, 27 December 2007.

17 The Straits Times, 11 December 2006.

18 Ibid.

19 The Straits Times, 26 January 2008.

20 The Straits Times, 5 April, 2007.

21 The Straits Times, 25 July, 2007.

22 Ibid.

23 The Straits Times, 17 December, 2007.

24 The StraitsTimes, 14 May 2007.

25 The Straits Times, 9 August 2007.

26 The StraitsTimes, 13 February 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.