2013.03.011. ВЕРГОТТИНИ Дж. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ ИТАЛИИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ. VERGOTTINI G. La constitución económica Italiana: Pasado y actualidad // UNED. Teoría y realidad constitucional. - Madrid, 2012. -N 29. - P. 339-354.
Преподаватель Университета в Болонье и известный исследователь конституционного права Джузеппе Верготтини обращает внимание на активизацию обсуждения проблем итальянской экономической конституции, возникших в результате изменений итальянского права под влиянием законодательства Италии в ЕС и подписанных Италией соглашений.
В соответствии со сложившейся доктринальной традицией автор понимает под экономической конституцией совокупность конституционных положений, относящихся к экономическим отношениям. Однако с учетом итальянской традиции интерпретации Конституции 1947 г. в статье оговаривается, что некоторые положения конституционного уровня содержатся в законодательных актах (в частности, в положениях ГК Италии 1942 г. о собственности, в некоторых нормах антитрестовских законов 1990-х годов и др.).
Действующая экономическая конституция Италии - пример соединения левых идей коммунистического и социалистического толка с идеями либерализма и социального католицизма. Такое сочетание в целом было характерно для учредительной деятельности по созданию данной Конституции (ее договорная природа). В конституционном процессе (в результате значительного представительства левых партий) доминировали этатистская культура, идеи вмешательства государства в сферу экономики, ориентация на социализацию экономики, в том числе средств производства, и на плановую экономическую систему. В отличие от буржуазных конституций XIX в. собственность и экономическая инициатива не были зафиксированы в качестве неприкосновенных прав. Ориентированность на публичную экономическую инициативу и дирижизм в отношении частной инициативы проявились в различных конституционных статьях, в том числе и в частично приспособленных к основным принципам либерализма. Помимо этого в конституционном тексте присутствует след корпоративного духа (в частности, в регулировании коллективных договоров).
Намеченные в Конституции Италии цели и инструменты их достижения отличались как от традиционных либеральных, так и от социалистических: в итальянском тексте был опробован синтез этих двух традиций. Согласно ст. 1 Конституции Италия - «демократическая республика, основанная на труде», которая признает и гарантирует неприкосновенные права человека, «как частного лица, так и как члена общественного объединения, в котором проявляется его личность» (ст. 2). В число задач Республики включено устранение «препятствий экономического и социального порядка», которые «мешают полному развитию человеческой личности» (ст. 3). «Республика признает за всеми гражданами право на труд и способствует созданию условий, которые делают это право реальным» (ст. 4). Защита прав является «целью», которую Конституция ставит перед государством, это относится и к правам человека, и к правам сообществ; как к гражданским и политическим правам, так и к экономическим (особенно автор выделяет право на труд, на справедливое вознаграждение, на социальное обеспечение, права профсоюзов). За указанием «цели» в Конституции следует список «инструментов», предоставленных в распоряжение государства для достижения этих целей. Конституция закрепляет капиталистические институты: частная собственность, рынок, договор, но при этом предпринимается попытка «ориентировать» частную инициативу на «социальные цели». Для этого используется несколько инструментов.
Во-первых, введены ограничения права собственности и экономической инициативы. Государство может (и, более того, должно) устанавливать «программы мероприятий и контроль, с помощью которых публичная и частная экономическая деятельность может направляться и координироваться в социальных целях», а также для того, чтобы частная инициатива могла развиваться таким образом, чтобы не вступать «в противоречие с общественной пользой» или не нанести «ущерб безопасности, свободе и человеческому достоинству» (ст. 41). В частности, государство может ограничивать право собственности «с целью обеспечения ее социальной функции и доступности для всех» (ст. 42); с целью предоставления существенных коммунальных услуг; в антимонопольных целях (ст. 43); для рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений (ст. 44).
Во-вторых, публичное вмешательство в экономическую сферу обеспечивает признание социальной функции «кооперации, основанной на взаимопомощи и не преследующей целей частной спекуляции» (ст. 45), и участие трудящихся в управлении (но не в прибыли) предприятиями в «формах и пределах, установленных законом» (ст. 46).
В-третьих, последний инструмент публичного вмешательства относится к контролю кредита и содействию вложению сбережений населения в жилье, сельскохозяйственную собственность и прямое или косвенное инвестирование в крупные производственные комплексы страны (ст. 47).
Ограничения права частной собственности и экономической инициативы, кооперация и участие трудящихся в управлении предприятиями, публичный контроль кредитного дела - это конституционно-правовые инструменты, которые характерны для итальянской Конституции и отличают ее как от социалистической, так и от либеральной модели. Экономическая система, получившая отражение в Конституции, является моделью «смешанной экономики».
Конституция Италии 1947 г. предусмотрела различные роли для государства: государство-регулятор, принимающее законы и иные нормативные акты (в том числе программы) для разных секторов экономики; государство-владелец и государство-предприниматель.
На практике государство-регулятор было и остается величиной постоянной. Однако идея тотального управления провалилась в 70-е годы ХХ в., хотя в Италии оно было только индикативным.
Роли государства-владельца и государства-предпринимателя были значимыми до фазы приватизации начала 90-х годов прошлого века. Высокая степень дирижизма со стороны государства и активное вторжение в различные сектора экономики, прежде всего энергетические, по мере выполнения Италией директив ЕС и соглашений в рамках ЕС привели к изменению трактовки роли рынка и государства по отношению к рынку. В результате внедрения в итальянский правопорядок принципов ЕС сложилось новое понимание рынка как двигателя экономического и социального роста.
В числе важнейших новелл, введенных конституционной реформой 2001 г., автор называет, прежде всего, включение положе-
ния о конкуренции в ст. 117, устанавливающую в новой редакции разграничение предметов ведения между государством и регионами, в том числе положения об исключительной компетенции государства, а также об обязательствах перед ЕС в отношении как государственного, так и регионального законодательства. Конкуренция является теперь предметом исключительной компетенции государства.
Другая важная новелла состоит в конституционализации характерного для ЕС принципа субсидиарности для урегулирования отношений по вертикали и горизонтали. Согласно новой редакции ст. 118 Конституции Италии «на основе принципа субсидиарности государство, области, столичные города, провинции и коммуны способствуют самостоятельной инициативе граждан, действующих единолично или в составе ассоциаций в общих интересах».
Хотя в целом изменения итальянской экономической конституции находятся в русле общеевропейских тенденций, реформы 2001 г. в полной мере не удовлетворили экономические и политические требования различных политических сил. Соответственно, вскоре вновь возник вопрос о дальнейшей ревизии текста.
По мнению автора, положения экономической конституции сами по себе, несомненно, ревизуемы, в принципе может быть изменено все, кроме принципов и ценностей. Возникает вопрос о том, что лучше: провести формальную процедуру реформы или осуществить широкую и интенсивную конституционную реформу экономической конституции посредством обычных законов, разрешивших ратификацию и выполнение различных договоров ЕС, как это произошло в Италии?
В течение XVI легислатуры итальянского парламента (с апреля 2008 г.) правоцентристское большинство настаивало на изменении Конституции в либеральном смысле. Особенно резонансным было заявление министра экономики, сделанное в 2010 г., о намерении реформировать ст. 41 Конституции Италии с целью устранения ограничений для частной инициативы. По мнению Верготтини, поскольку в настоящее время собственность и частная инициатива не являются неприкосновенными правами, возврат к формулировкам старых либеральных конституций вряд ли возможен. На самом деле могла быть проведена только такая реформа, которая позволила бы установить достаточно ясно, что публичное вмешательство должно быть ориентированным на изменение пределов, обуслов-
ливающих полную экономическую инициативу, по сути, речь зашла бы о гарантиях конкурентоспособности.
Однако в отличие от заявления министра реально внесенная с соблюдением всех формальных требований и зарегистрированная законодательная инициатива ограничивается добавлением к действующему тексту ст. 41 абзаца о том, что законодательное вмешательство, регулирующее экономическую деятельность, должно иметь целью защиту интересов и свобод потребителей.
Более значимым было намерение правительства С. Берлускони (перед отставкой в 2011 г.) изменить ст. 41, 81, 100 и 119 Конституции в направлении углубления характеристик социальной рыночной экономики.
Помимо указанных требуется ревизия и других положений современной экономической конституции Италии. В тексте действующей Конституции Италии 1947 г. содержатся устаревшие положения, подлежащие удалению. В частности, свобода эмиграции (ст. 35), как она была задумана более 60 лет назад, избыточна для современного конституционного текста. Преобразование латифундий и понятие собственности земли (ст. 44) в Конституции имеют доисторический привкус. Права профсоюзов и роль коллективных договоров (ст. 39) очевидно чрезмерны. Кроме того, существует совершенно бесполезный орган: Национальный совет экономики и труда (ст. 99) - остаток фашистского корпоративного понятия экономических и социальных связей. Если бы положения о нем не было в Конституции, то, вероятно, он был бы уже упразднен.
Г.Н. Андреева
2013.03.012. БУВЬЕ М. КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МНОГОЛЕТНЕГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ.
BOUVIER M. Article 34: La constitutionnalisation de la programmation pluriannuelle des finance publique // La révision de 2008: Une nouvelle Constitution? / Ouvrage coordonné par Jean-Pierre Camby, Patrie Fraisseix, Jean Gicquel. - P., 2011. - P. 143-154.
Статья профессора Университета Париж-I (Пантеон-Сорбонна), директора «Французского журнала публичных финансов» посвящена изменениям, внесенным конституционным пересмотром 23 июля 2008 г. в ст. 34 Конституции Франции, закреп-