ливающих полную экономическую инициативу, по сути, речь зашла бы о гарантиях конкурентоспособности.
Однако в отличие от заявления министра реально внесенная с соблюдением всех формальных требований и зарегистрированная законодательная инициатива ограничивается добавлением к действующему тексту ст. 41 абзаца о том, что законодательное вмешательство, регулирующее экономическую деятельность, должно иметь целью защиту интересов и свобод потребителей.
Более значимым было намерение правительства С. Берлускони (перед отставкой в 2011 г.) изменить ст. 41, 81, 100 и 119 Конституции в направлении углубления характеристик социальной рыночной экономики.
Помимо указанных требуется ревизия и других положений современной экономической конституции Италии. В тексте действующей Конституции Италии 1947 г. содержатся устаревшие положения, подлежащие удалению. В частности, свобода эмиграции (ст. 35), как она была задумана более 60 лет назад, избыточна для современного конституционного текста. Преобразование латифундий и понятие собственности земли (ст. 44) в Конституции имеют доисторический привкус. Права профсоюзов и роль коллективных договоров (ст. 39) очевидно чрезмерны. Кроме того, существует совершенно бесполезный орган: Национальный совет экономики и труда (ст. 99) - остаток фашистского корпоративного понятия экономических и социальных связей. Если бы положения о нем не было в Конституции, то, вероятно, он был бы уже упразднен.
Г.Н. Андреева
2013.03.012. БУВЬЕ М. КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МНОГОЛЕТНЕГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ.
BOUVIER M. Article 34: La constitutionnalisation de la programmation pluriannuelle des finance publique // La révision de 2008: Une nouvelle Constitution? / Ouvrage coordonné par Jean-Pierre Camby, Patrie Fraisseix, Jean Gicquel. - P., 2011. - P. 143-154.
Статья профессора Университета Париж-I (Пантеон-Сорбонна), директора «Французского журнала публичных финансов» посвящена изменениям, внесенным конституционным пересмотром 23 июля 2008 г. в ст. 34 Конституции Франции, закреп-
ляющую области, в которых разрешено законодательствовать парламенту. Автор цитирует новые нормы, включенные или измененные названной реформой. Отныне 21-й абз. ст. 34 Конституции содержит следующие положения: «Программные законы устанавливают многолетнее ориентирование государственных финансов. Оно учитывает финансовое равновесие счетов публичной администрации». Автор ссылается на одного из крупных французских ученых в области финансового права Рено де ля Женьра (Renaud de la Genière), который еще в 1976 г. писал: «Многолетнее программирование образует наиболее продвинутый синтез современных бюджетных концепций» (с. 143). Несмотря на такое признание, довольно давно высказанное и разделяемое большинством экспертов в области финансового права, эффективной реализации названной идеи во Франции осуществлено не было, хотя очевидно, что тем лицам, которые принимают решения, в случае планирования на много лет вперед предоставляется достаточное время и возможности, чтобы действовать независимо и с полной ответственностью.
Напротив, годичность государственного бюджета таких возможностей не предоставляет из-за недостатка времени. Исторически бюджетная годичность имеет политические оправдания. Одним из требований представительного правления является необходимость такого периода, в течение которого парламент мог бы эффективно контролировать государственные финансы, наблюдать за сбором налогов, а в более широком плане - следить за точным и правильным управлением со стороны правительства. Другими словами, существовавшая годичная периодичность была одним из французских бюджетных принципов.
В силу различных причин постепенно стала возникать потребность в многолетнем программировании, причем потребность стала распространяться на все государственные финансы в целом. Многолетнее программирование постепенно стало неизбежным (inélucable) (с. 144).
В период Третьей республики предпринимались попытки расширить годичные рамки принятием либо расширенного бюджета, либо двухгодичного. Достоинство двухгодичного бюджета состоит в том, что его утверждение проводится сразу для двух последовательных лет, и в парламенте требуется лишь одно голосование
по доходам и расходам. В Третьей республике последнее предложение о двухгодичном бюджете было сделано в 1934 г. правительством Думерга (Doumergue). В то время такая практика не оправдывалась экономическими соображениями; в ее основе лежали простые политические причины, которые позволяли проводить дебаты по поводу экономики во время дискуссии о бюджете (с. 144).
Принцип годичности бюджета был поставлен под сомнение только после Второй мировой войны в связи с расширением роли государства в экономике и проведением волюнтаристской экономической политики. В частности, в экономику стали поступать огромные государственные инвестиции, реализация некоторых проектов требовала нескольких лет. Тогда возникли идеи среднесрочного и долгосрочного программирования. Были образованы новые государственные институты, задачей которых стало ограничение случайного и непредвиденного развития экономической жизни с помощью специальных мер. Такие меры рассчитывались на период, превышающий один год. Понятие государственного бюджета расширилось.
Французское бюджетное право всегда стремилось обеспечить равновесие между противоречиями возникающих императивов и требованиями Ордонанса 1959 г., регулирующего порядок принятия и реализацию бюджетных ассигнований. Механизмы, закрепленные в названном Ордонансе в отношении многогодичности программ и платежных кредитов, оказались неэффективными или даже плохо применимыми на практике. В том же направлении воздействует европейское принуждение в сфере экономики (la contrainte européenne); обязательства в рамках Европейского союза требуют приспособления финансов французского государства к многолетним процессам, с тем чтобы найти равновесное положение в общей государственной финансовой системе, в которую входят финансы государства, финансы территориальных коллективов и финансы органов социального обеспечения. Требования готовящегося Европейского пакта стабильности и роста, разработанного и принимаемого в связи с европейским финансовым кризисом и связанного с существованием в объединенной Европе единой валюты, также диктуют необходимость разработки многолетних государственных финансовых программ, представляемых в Европейскую комиссию и Совет. Эти последние указывают цели и
средства, необходимые для достижения равновесия французских государственных финансов.
Органический закон о финансовых законах от 1 августа 2001 г. внес некоторые изменения в существовавший порядок принятия и исполнения финансовых актов, затронув и принцип годич-ности государственного бюджета. Однако этот Ордонанс не предложил надлежащих инструментов для управления (un pilotage) финансами на несколько лет вперед. Пришлось ждать 2008 г., чтобы названную проблему решить в рамках конституционной реформы, включив соответствующие положения в ст. 34 о праве парламента принимать новую категорию законов, а именно - законы о программировании государственных финансов на годы вперед.
Отцами многолетнего программирования автор называет членов правительства Алена Ламберта (Alain Lambert) и Дидье Ми-го (Didier Migaud), которые еще в 2006 г. предложили осуществлять управление государственными финансами в рамках трех лет, определяя на этот срок расходы государства. Затем многолетнее бюджетное программирование было официально введено президентом республики 12 декабря 2007 г. в Совете по модернизации и государственной политике. Президент заявил, что на 2009-2011 гг. бюджет будет составлен на основе многолетнего программирования. «Речь идет о революции в нашем административном управлении», - сказал он (с. 146).
Действительно, в 2009 г. был принят государственный бюджет на трехлетний период. В этом акте содержались предельные уровни расходов и соответствующих им доходов. Указанные пределы расходов и их эволюция обладают качеством «полускользящего программирования» («une programmation semi glissante»). Действительно, общий предел расходов установлен не только в цифрах, но и с учетом уровня инфляции; в нем прописаны кредиты, распределяемые по программам на первый год, и их изменения на два последующих года. Третий год программирования составляет основу для будущего многогодового бюджета.
В качестве примера автор приводит эволюцию государственного долга, указанного в проекте закона о программировании государственных финансов на 2001-2014 бюджетные годы: 2010 г. -
82,95% ВВП; 2011 г. - 86,2; 2012 г. - 87,4; 2013 г. - 86,8; 2014 г. -85,3% ВВП (с. 149)1.
В заключительной части статьи автор еще раз подчеркивает, что введение новой процедуры многолетнего программирования государственных финансов стало фундаментальной и знаменательной модификацией в теории финансовых институтов страны. Для разработки частностей применения нового порядка многогодичного программирования была образована Национальная конференция государственных финансов. Новая процедура программирования потребует нового финансового мышления.
В.В. Маклаков
2013.03.013. КОРДЕРО ГОНСАЛЕС ЕМ. РЕФОРМА ГЕРМАНСКОЙ ФИНАНСОВОЙ КОНСТИТУЦИИ. НОВЫЕ ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА ФЕДЕРАЦИИ И ЗЕМЕЛЬ. CORDERO GONZÁLEZ E.M. La reforma de la constitución financiera Alemana. En particular, el nuevo límite al endeudamiento de la federación y los Länder // UNED. Teoría y realidad constitucional. -Madrid, 2012. - N 29. - P. 289-324.
Профессор финансового и налогового права в Университете Овьедо (Испания) Е.М. Кордеро Гонсалес анализирует результаты реформы Основного закона ФРГ, осуществленной в 2009 г. и изменившей финансовые отношения федерации и земель. Хотя реформа 2009 г. была сконцентрирована на финансовых аспектах, она являлась частью более широкого процесса ревизии германского федерализма, начатого в 2006 г., в ходе которого были перераспределены законодательные полномочия и расширены возможности земель.
Анализу реформы 2009 г. автор предпосылает обстоятельное описание основных характеристик финансовой конституции Германии. Раздел X «Финансы» Основного закона ФРГ 1949 г. содержит положения о критериях распределения публичных расходов между Федерацией и землями (ст. 104); о распределении законодательной компетенции в финансовой сфере (ст. 105); распределении доходов от налоговых и иных поступлений (ст. 106); о регулировании налогов (ст. 108); системе финансовой межтерриториальной
1 Кстати, согласно Лиссабонскому договору 2007 г. максимальный государственный долг членов Европейского союза по отношению к внутреннему валовому продукту не должен превышать 60% ВВП. - Прим. реф.