права и свободы должны быть отражены в деятельности всех органов государственной власти, а конституционные судьи и суды общей юрисдикции обязаны применять закрепленные в конституциях нормы; законодателю также следует исполнять предписания основного закона. Другая точка зрения означает, что социальные права и свободы могут толковаться весьма различно и, по сути дела, могут быть упразднены.
Приведя примеры из судебной практики Великобритании, Франции и Польши, автор приходит к выводу, что в настоящее время социальные права признаются судьями в различных государствах и ими защищаются. Кроме того, в этом же направлении действует Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, содержащая минимальные число защищаемых социальных прав в ст. 2, 3 и 8, а также акты Европейского союза, в частности Европейская социальная хартия 1961 г. и Европейская хартия основных социальных прав трудящихся 1989 г. (с. 224).
В.В. Маклаков
2012.03.010. БОНИ Г. ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ В ИТАЛИИ: ОБЩИЙ ВЗГЛЯД.
BONI G. La protection des droits sociaux en Italie: vue d'ensemble // Rev. intern. de droit comparé. - P., 2011. - N 2, аvril-juin. - P. 257274.
Статья доктора права и доцента Университета им. Эджа Хил-ла (l'Université de Edge Hill) посвящена рассмотрению института социальных прав и свобод в Италии. По мнению автора, одной из оригинальных черт Конституции этой страны 1947 г. является скорее «софистическое» формулирование (formulation sophistiquée) этих прав, чем их содержание (с. 257). Социальные права - важная и непреходящая составляющая демократической модели, установленной авторами этого акта. Они опираются на концепцию свободы и индивидуального достоинства, которая позволяет признать итальянского гражданина «социальным человеком» (homme social). Такой подход привел к тому, что в юридической доктрине стали утверждать, что социальные права в итальянской Конституции вместе с гражданскими и политическими правами имеют характер основных прав и свобод, хотя на этот счет есть и другие точки зрения (с. 258). Некоторые авторы считают, что социальные права и
свободы не обладают той же нормативной силой и той же нормативной степенью, что гражданские и политические (с. 258).
Автор считает, что провозглашенные в Конституции Италии социальные права заставляют находить решения таких социальных проблем, как бедность, безработица, пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование и в целом помощь индивиду. «Отцы» Конституции 1947 г. хотели разрешить названные проблемы в начале 40-х годов - во время парламентских дебатов в Учредительном собрании; эти дебаты представляются автору «славной эпохой» итальянской демократии, в которой участвовали все политические силы.
Итальянская правовая доктрина рассматривает социальные права и свободы, закрепленные в Конституции, как продвинутый и беспрецедентный каталог, как своего рода американский Билль о правах или французская Декларация прав человека и гражданина (с. 259). Оригинальность итальянской Конституции по сравнению с этими актами состоит именно в обширности списка социальных прав и свобод; это то, что отличает современное итальянское государство от предшествующих.
Конституция Италии 1947 г. установила принцип социального достоинства, согласно которому «человек одновременно является свободным и социальным» (с. 260). Согласно абз. 2 ст. 2 этого акта Республика обязана «устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны» (с. 260). Другая фундаментальная статья этого же акта (ст. 2) устанавливает основы для этих прав и свобод. «Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека как отдельной личности, так и социальных образований, в которых проявляется эта личность, и требует выполнения неотъемлемых обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности». Таким образом, социальные права и свободы являются нерушимыми в отношении прав и свобод личности и нормативно обосновывают достоинства. К этому принципу отсылает абз. 1 ст. 3 Конституции Италии: «Все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом без различия пола, расы, языка, рели-
гий, политических убеждений, личного и социального положения» (с. 261).
Статья 3 закрепляет принцип, называемый принципом формального равенства и восходящий к традициям либерального государства. Тем не менее, несмотря на свое происхождение, ссылка на социальное достоинство проецирует эту статью и в целом Конституцию Италии на новый демократический юридический порядок, считает автор.
Однако подобная интерпретация ст. 3 Конституции разделяется не всеми итальянскими учеными. Одни ее понимают в узком значении, считая, что социальные права в Конституции есть «обещание революции» (la promesse d'un révoluyion). Так, Пьеро Кала-мандрей (Piero Calamandrei) указывает, что «послевоенные итальянские права имели целью предоставить компенсацию левым силам взамен революции; они заменили обещание революции» (с. 261). Конституция выглядит как «результат компромисса, повернутого в далекое будущее» (с. 261). Большинство же авторов полагает, что закрепленные социальные права и свободы нужно рассматривать в традиционном значении, согласно которому либеральное государство только защищает формальное равенство.
Проблема усложняется еще и тем, что Конституция Италии не определяет места социальных прав в итальянском юридическом правопорядке, не группирует их; поэтому нужно подвергнуть их селекции, произвести полный и сложный академический анализ этих прав; этого не было сделано после того, как акт был отредактирован и вступил в юридическую силу (с. 262).
Статьи 2 и 3 Конституции Италии свидетельствуют о существовании политического компромисса, результатом которого стала сама Конституция (с. 262). Конституционализация «отцами-основателями» принципа человеческого достоинства была положена в основу социальных прав и свобод. Этот принцип был сразу закреплен и в разделе о правах и свободах, и в разделе об условиях, необходимых для обеспечения достойной жизни. Причем принцип достоинства согласуется с принципом равенства, а также с равенством возможностей в пользовании конституционными правами, как позитивными, так и негативными. В то же время намерения общего характера не препятствуют социальным правам и свободам часто оставаться всего лишь на уровне требований (réclamations),
обращенных к публичным властям. Речь идет о праве на труд, на социальное обеспечение, на оказание помощи, на образование и т. д.
По мнению автора, социальные права включают две категории прав. Первая - обладающие высшим статусом или, по другой терминологии, более заметной юридической силой по сравнению с гражданскими и политическими правами. Такие права называются «безусловными социальными правами», «оригинальными» правами или «непосредственно приобретаемыми правами» («immédiatement prescriptifs»), поскольку они применяются непосредственно. Следи них, например, можно назвать право на свободный выбор профессии и право на забастовку.
Вторая категория социальных прав - «условные социальные права» («droits sociaux conditionnels»). Их применение зависит от вмешательства публичных властей, от того, имеются ли условия для реализации этих прав. Такими являются права на получение образования, медицинской помощи и в определенной мере право на труд (с. 264).
Автор указывает, что в 2001 г. была проведена конституционная реформа. Новая редакция ст. 117 Основного закона изменила перечень компетенции центральной власти и областей; в результате значительное число сфер регулирования было добавлено к компетенции областей, в том числе и в сфере реализации гражданских и социальных прав. Реформа нарушила существовавшее ранее единообразие прав и свобод, но государство, тем не менее, сохранило право на «установление основных уровней налогов, касающихся гражданских и социальных прав, которые должны быть гарантированы на всей национальной территории». Это требование означает, что области, несмотря на реформу, должны соблюдать базовые стандарты, которые не могут быть ниже национального минимума (с. 265).
Социальные права закреплены в разд. 2 и 3 ч. 1 Конституции Италии, точнее они содержатся в ст. 29-47. Автор подробно рассматривает несколько наиболее важных социальных прав, а именно право трудиться, которое он называет первым среди социальных прав (с. 266), право на достаточное вознаграждение, на максимальную продолжительность работы и на оплачиваемый отпуск, на ока-
зание помощи и социальную защищенность, на жилище, на здравоохранение, на получение образования.
Вся совокупность социальных прав в Италии указывает на то, что они защищены. С компаративной точки зрения эти права представляют, по меньшей мере в Европе, один из самых значительных каталогов (с. 273). Однако провозглашения социальных прав в Конституции еще недостаточно для их непосредственного применения. Многочисленные дебаты в академических кругах Италии указывают на то, что эта сфера прав и свобод удовлетворяет далеко не всех ученых (с. 273).
По мнению автора, важно ответить на вопрос: должны ли социальные права и свободы, закрепленные в Конституции, применяться непосредственно либо всякий раз по их поводу должен приниматься специальный закон? Часто при отсутствии вмешательства парламента, т.е. без специального закона, суды по искам граждан применяют непосредственно конституционные нормы. Особо важная роль в таком применении лежит на Конституционном суде Италии. По мнению автора, доктринальные споры также играют некоторую роль в этом процессе.
В.В. Маклаков
2012.03.011. МАККРУДДЕН К. МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ, СВОБОДА РЕЛИГИИ, РАВНОПРАВИЕ И АНГЛИЙСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ: АНАЛИЗ ДЕЛА В ОТНОШЕНИИ ШКОЛЫ ИУДЕЙСКОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ.
MCCRUDDEN C. Multiculuralism, freedom of religion, equality and the British constitution: The JFS case considered // Intern. j. of constitution law. - Oxford, 2010. - N 72. - Mode of accesse: http.: // ssrn. com/abstract = 1701289
Автор статьи Кристофер Маккрудден - член Британской академии, профессор Оксфордского университета, специалист в области прав человека, научный сотрудник колледжа Линкольна Оксфордского университета, профессор международного права Университета штата Мичиган. Автор выступал в качестве младшего адвоката в Верховном суде Великобритании по делу, возбужденному против Школы иудейского вероисповедания (JFS - ШИВ).
Маккрудден полагает, что дело против руководства ШИВ, ранее называвшейся Еврейской свободной школой, наглядно де-