освобождаются от дополнительных взносов, взимаемых на административные расходы школ. Население приграничных районов Вьетнама освобождается от платы за лечение, власти проводят политику поддержки экономического развития этих районов и культуры малых народностей. Население бесплатно получает звуковую аппаратуру, телевизоры. Все это оказывает очень большое влияние на настроения малых народностей, проживающих на китайской территории.
Основой для укрепления сознания государственной идентичности является уважение к культуре и свободе вероисповедания каждой национальности, сохранение политической стабильности, гармонии в обществе, стимулирование экономического развития и рост могущества государства. Без этого сознание государственной идентичности у малых народностей не только не будет укрепляться, но может ослабевать и изменяться.
И.С. Ермаченко
ВЛАСТЬ
2013.01.042. ЧУН П. Т. КТО НА КОГО ВЛИЯЕТ? ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГОНКОНГА НА ПОЛИТИКУ И УПРАВЛЕНИЕ В КИТАЕ.
CHEUNG P.T. Who's influencing whom& Exploring the influence of Hong Kong on politics and governance in China // Asian survey. - Beverley Hills (Cal.), 2011. - Vol. 51, N 4. - P. 713-738.
«В начале ХХ в. Гонконг вдохновлял своим примером и служил политической базой Сунь Ятсена во время республиканской революции», - пишет преподаватель Гонконгского университета. После провозглашения КНР в 1949 г. Гонконг, оставаясь британской колонией, к 1970 г. оказался в ряду «новых индустриальных стран Азии». «Трудно представить себе ход китайских реформ после 1978 г. без той ключевой роли, которую сыграл Гонконг в качестве торгового партнера, финансового центра и инвестора» (с. 713). Гонконг стал образцом для провинции Гуандун, где было положено начало реформам и политике открытых дверей, распространившимся затем на всю страну.
Исследования, посвященные связям между материковым Китаем и Гонконгом после 1997 г., обычно делают упор на растущей
интеграции между ними. Несмотря на значимость Гонконга для Китая как ворот во внешний мир, эта роль снизилась, так как открытость Китая стала повсеместной. Хотя город сохранил в значительной степени особые правовую, политическую и социальную системы, политическое и экономическое влияние материкового Китая на него после 1997 г. чрезвычайно возросло.
Каким же образом Гонконг, будучи особым административным районом на южной периферии Китая, может влиять на политику и управление в материковой части? Основываясь на детальном анализе происходящих процессов, автор доказывает, что обе стороны оказывают одна на другую заметное влияние. Влияние Гонконга на политику и управление в Китае отнюдь не статично. Оно меняется со временем и неодинаково в разных секторах и на разных территориях. Например, соседние районы вроде провинции Гуандун испытывают куда большее социокультурное влияние Гонконга, чем более удаленные от него территории. Автор оговаривается, что он не считает влияние Гонконга на политику материкового Китая огромным, но тем не менее, как показывают собранные им материалы, оно существенно по разным показателям.
Политическое влияние. «Многие жители Гонконга по-прежнему видят в нем базу движения за демократизацию авторитарного режима на материке» (с. 718). Со своей стороны, Пекин рассматривает Гонконг как оплот подрывной активности. Резкое противостояние возникло в начале лета 1989 г., когда сотни тысяч гонконгцев (по оценкам, от 600 тыс. до 1 млн.) вышли на демонстрацию солидарности со студенческим движением на материке, подавленным властями КНР. При поддержке британского правительства в 1989 г. было предоставлено убежище 133 китайским студентам, бежавшим от преследования. Еще более 100 человек было спасено к 1997 г. Ежегодно проводимые 4 июня ночные бдения с зажженными свечами в память о расправе с протестующими студентами в 1989 г. не позволяют забыть об этом событии ни в Китае, ни в остальном мире. Хотя число участников этих мемориальных собраний сократилось после 1989 г., в 2009 и 2010 гг. оно составляло по 150 тыс.
Кроме того, Гонконг стал прибежищем для лиц и организаций, находящихся в оппозиции к режиму КНР. Хотя их деятельность не очень-то влияет на пекинское руководство, они могут
стать более существенным фактором политического развития Китая в будущем. Все большую роль в обмене информацией и политическими идеями играет Интернет.
Гонконг остается единственным местом в Китае, где имеется неограниченный доступ к литературе оппозиции. Приезжие с материка увозят домой запрещенные книги и газеты, что усиливает мечту материковых жителей о таких же свободах. В Гонконге работают десятки тысяч профессионалов с материка. Число студентов в государственных университетах увеличилось в восемь раз - с 916 в 1997/98 г. до 8795 в 2010/11 г. (с. 725). Повлияет ли это на их политические ценности и поведение, пока неизвестно, но по крайней мере это возможно благодаря свободному доступу к разнообразной информации и взглядам.
Межгосударственные отношения. Ввиду своей репутации государственная служба Гонконга долгое время рассматривалась в материковом Китае как пример для подражания. По оценке Мирового банка, Гонконг по качеству управления стоит в одном ряду с США и Японией. Многие высокопоставленные служащие и профессионалы из Гонконга были приглашены пекинским руководством в качестве советников высокого ранга, особенно в области финансов и банковского дела. Значение Гонконга для Китая как окна во внешний мир по-прежнему признается китайскими руководителями. Начиная с 2002 г. действует программа обмена между Гонконгом и Пекином, Шанхаем, Ханчжоу и пров. Гуандун, позволяющая чиновникам с обеих сторон работать в своих партнерских организациях от четырех до восьми недель. Со смягчением правил въезда в Гонконг масса чиновников с материка устремилась сюда для повышения своей квалификации за собственный счет.
Влияние Гонконга на китайскую правовую систему весьма ограниченно, так как в нем сохраняется английская система обычного права. В судебной практике КНР, где развивается рыночное хозяйство, часто ссылаются на законодательство Гонконга, но трудно определить, какова степень заимствований из него.
Руководители КНР высоко ценят и используют опыт Гонконга в борьбе с коррупцией. Однако вследствие различий между двумя политико-правовыми системами и множества партийно-государственных органов, вовлеченных в борьбу с коррупцией, китайские власти оказались не в состоянии воспроизвести в полной
мере структуру гонконгской независимой Комиссии по борьбе с коррупцией, которая была принята за образец еще в 1980-е годы. Система партийного контроля по-прежнему играет главную роль в борьбе с коррупцией.
Межправительственное сотрудничество. С углублением интеграции с материковой частью были созданы многочисленные механизмы для решения возникающих проблем. Общие проблемы Гонконга и соседней провинции Гуандун сплотили их в поисках поддержки центрального правительства. В 200б г. правительство Гонконга предложило центральному правительству включить Гонконг в план национального развития. В результате 11 пятилетний план предусмотрел развитие в Гонконге финансовых услуг, логистики, туризма, информационных услуг и утвердил его статус финансового, транспортного и сервисного центра.
Автор приходит к общему заключению, что в ходе глобализации Китая Гонконг перестанет быть единственным примером для подражания. К тому же после 2003 г. значительно возросло политическое и экономическое влияние Пекина на Гонконг. Тем не менее гонконгские ценности и опыт уже избирательно включены в различные сектора континентального Китая, особенно его южной части. «Демонстрируя ценность институционного разнообразия, Гонконг открывает перед Китаем многообразие возможностей для эволюции конституционного порядка» (с. 718).
Л. Ф. Блохин
2013.01.043. МА НГОК. ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И КРИЗИС ЛЕГИТИМНОСТИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ГОНКОНГЕ. MA NGOK. Value changes and legitimacy crisis in post-industrial Hong Kong // Asian survey. - Beverley Hills (Cal.), 2011. - Vol. 51, N 4. - P. 683-712.
«Социальные, экономические и политические перемены в Гонконге за последние десятилетия привели к изменению ценностей в сторону менее инструментального подхода к демократии, большего скептицизма в отношении преобладающей неолиберальной идеологии и большей поддержки постматериалистических ценностей», - пишет преподаватель Китайского университета Гонконга (с. б83). На протяжении многих лет концепция легитимности в Гонконге основывалась на политических ценностях колониаль-