Научная статья на тему '2013. 01. 041. Чжэн яоюнь. Национальная и государственная идентичность в приграничных районах. Чжэн яоюнь. Бяньцзян дицюй ДЭ миньцзу жэньтун юй гоцзя жэньтун // Чжунго шэхуй кэсюэ вэньчжай. – Пекин, 2011. – № 11. – C. 141–142. – кит. Яз'

2013. 01. 041. Чжэн яоюнь. Национальная и государственная идентичность в приграничных районах. Чжэн яоюнь. Бяньцзян дицюй ДЭ миньцзу жэньтун юй гоцзя жэньтун // Чжунго шэхуй кэсюэ вэньчжай. – Пекин, 2011. – № 11. – C. 141–142. – кит. Яз Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА – КНР / ПРИГРАНИЧНЫЕ РАЙОНЫ – КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 01. 041. Чжэн яоюнь. Национальная и государственная идентичность в приграничных районах. Чжэн яоюнь. Бяньцзян дицюй ДЭ миньцзу жэньтун юй гоцзя жэньтун // Чжунго шэхуй кэсюэ вэньчжай. – Пекин, 2011. – № 11. – C. 141–142. – кит. Яз»

2013.01.041. ЧЖЭН ЯОЮНЬ. НАЦИОНАЛЬНАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНАХ. ЧЖЭН ЯОЮНЬ. Бяньцзян дицюй дэ миньцзу жэньтун юй гоцзя жэньтун // Чжунго шэхуй кэсюэ вэньчжай. - Пекин, 2011. - № 11. -С. 141-142. - Кит. яз.

Национальную идентичность, пишет сотрудник Центра изучения малых народностей в юго-западных приграничных районах провинции Юньнань Юньнаньского университета, обычно невозможно выбрать, для этого необходимо лишь принадлежать к некой национальности, и это включает в себя сознание идентичности с нею. Сознание государственной идентичности формируется в процессе строительства государства в стране проживания и даже после завершения этого процесса, поэтому у людей в данном случае есть возможность выбора.

В многонациональном государстве у разных этносов вначале возникает сознание идентичности с титульной нацией, вместе с тем на этой основе у них появляется сознание государственной идентичности. спонтанный характер национальной идентичности определяет ее относительную устойчивость. Формирование государства обычно отстает от формирования народностей. В многонациональном государстве государственная идентичность у народностей, его составляющих, формируется и укрепляется постепенно, поэтому сознание национальной идентичности более устойчиво, чем государственной. В разных условиях возможно укрепление национальной идентичности, ее слияние с государственной идентичностью и формирование их взаимососуществования, но в определенные периоды времени государственная идентичность ослабевает, и даже возникает противостояние между нею и национальной идентичностью, у людей утрачивается чувство государственной идентичности.

Китай - многонациональное государство, созданное народами 56 национальностей (с. 141). Формирование межнациональных отношений прошло исторический путь формирования отношений между этносами и государством при разной обстановке в обществе. Особенно в приграничных районах у очень многих малых народностей возникновение сознания государственной идентичности следовало за формированием государства и изменениями его границ, что можно проследить на примере провинции Юньнань.

Провинция граничит с Мьянмой, Вьетнамом и Лаосом, в ней издавно проживают 26 малых народностей, среди них 16 разделенных границами с сопредельными государствами, и связь между национальной и государственной идентичностью формировалась здесь постепенно.

Изучение автором материалов проведенных в последние несколько лет обследований в провинции Юньнань показывает, что в настоящее время у населяющих ее приграничные районы малых народностей чувство государственной идентичности сильнее, чем в прошлом. Однако в новой международной обстановке при открытости Китая внешнему миру в приграничных районах Юньнани на слияние у малых народностей сознания национальной и государственной идентичности и на создание обстановки спокойствия и «гармонии» на границе влияют многие факторы. Ускорение процессов глобализации, открытость Китая внешнему миру ведут к небывалому ранее развитию контактов местных жителей с заграничными обществом и культурой и усилению влияния зарубежной культуры на национальную культуру малых народностей, что создает трудности на пути ее сохранения. Особенно важно, что молодежь малых народностей перестает испытывать в должной мере благотворное влияние национальной культуры, непрерывно слабеет ее понимание своей национальной культуры, что влечет за собой ослабление осознания ею национальной идентичности.

Укрепление сознания государственной идентичности у малых народностей на приграничной территории Юньнани напрямую связано с их экономическим развитием, но для этого все еще не создана политическая и культурная основа. Как показывают материалы обследований, у большинства местных жителей отсутствуют необходимые знания и понимание китайской культуры и политики государства, а государство не оказывает достаточного политического и культурного влияния на воспитание чувства государственной идентичности у проживающих здесь малых народностей.

Население приграничных территорий даже в экономически относительно развитых районах имеет чрезвычайно ограниченный доступ к СМИ. Во многих национальных районах, даже если их жители смотрят телевидение, в большинстве случаев им показывают сериалы, они редко смотрят новости, и к тому же у многих на-

родностей еще существует языковой барьер при просмотре телевидения на китайском языке.

В настоящее время в относительно развитом экономически Сишуанском автономном округе более чем в 500 деревнях почти 80 тыс. человек не смотрят телевидение и не слушают радио. В районе города Линьцан, расположенного в 290 км от границы, население около 40% деревень не имеет электричества и не пользуется телевидением (с. 142).

Во многих национальных районах большинство населения чрезвычайно мало знает о китайской культуре и слабо ее понимает.

Проблема обеспечения безопасности и сохранения национальной культуры малых народностей в сопредельных странах осложняется существованием в них религиозных организаций, стремящихся к проникновению в национальные районы на территории Китая. Одновременно западные державы ведут пропаганду через радио и телевидение.

В то время как с китайской стороны в приграничные районы Юньнани поступает мало литературы и звукозаписей на национальных языках малых народностей, сюда каждый год доставляется большое количество сделанных в Мьянме на родном языке этих народностей диапозитивов и диафильмов, литературы, содержание которых касается национальной проблемы, культурных, религиозных и даже политических вопросов.

В приграничных районах Мьянмы на местах проживания разных малых народностей действуют свои вооруженные национальные силы, территория раздроблена на охраняемые ими национальные районы. Между ними и центральным правительством существуют сложные отношения, они добиваются еще большего чем теперь самоуправления, автономии и даже требуют независимости. Влияние происходящего в Мьянме на разделенных границей малых народностей на территории Китая способствует появлению у живущих в Китае общего национального сознания и даже сепаратистских настроений.

Вьетнам в последние несколько лет непрерывно увеличивает государственные вложения в экономику и культуру приграничных с Китаем районов, строит больше, чем на китайской приграничной территории, школ начальной ступени с лучшим, чем в китайских школах, оборудованием. Учащиеся получают денежное пособие,

освобождаются от дополнительных взносов, взимаемых на административные расходы школ. Население приграничных районов Вьетнама освобождается от платы за лечение, власти проводят политику поддержки экономического развития этих районов и культуры малых народностей. Население бесплатно получает звуковую аппаратуру, телевизоры. Все это оказывает очень большое влияние на настроения малых народностей, проживающих на китайской территории.

Основой для укрепления сознания государственной идентичности является уважение к культуре и свободе вероисповедания каждой национальности, сохранение политической стабильности, гармонии в обществе, стимулирование экономического развития и рост могущества государства. Без этого сознание государственной идентичности у малых народностей не только не будет укрепляться, но может ослабевать и изменяться.

И.С. Ермаченко

ВЛАСТЬ

2013.01.042. ЧУН П. Т. КТО НА КОГО ВЛИЯЕТ? ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГОНКОНГА НА ПОЛИТИКУ И УПРАВЛЕНИЕ В КИТАЕ.

CHEUNG P.T. Who's influencing whom& Exploring the influence of Hong Kong on politics and governance in China // Asian survey. - Beverley Hills (Cal.), 2011. - Vol. 51, N 4. - P. 713-738.

«В начале ХХ в. Гонконг вдохновлял своим примером и служил политической базой Сунь Ятсена во время республиканской революции», - пишет преподаватель Гонконгского университета. После провозглашения КНР в 1949 г. Гонконг, оставаясь британской колонией, к 1970 г. оказался в ряду «новых индустриальных стран Азии». «Трудно представить себе ход китайских реформ после 1978 г. без той ключевой роли, которую сыграл Гонконг в качестве торгового партнера, финансового центра и инвестора» (с. 713). Гонконг стал образцом для провинции Гуандун, где было положено начало реформам и политике открытых дверей, распространившимся затем на всю страну.

Исследования, посвященные связям между материковым Китаем и Гонконгом после 1997 г., обычно делают упор на растущей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.