ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА
УДК 323.1 327
Территориальная автономия как институт национальной политики в Синьцзяне
Авторы рассмотрели специфику национально-территориальной автономии как института национальной политики КНР, учитывающей экономические, политические условия, исторические, демографические, социокультурные особенности народов, населяющих Синьцзян . Совершенствование нормативно-правовой базы с учетом геополитических реалий и социокультурного контекста помогает проводить эффективную национальную политику
Ключевые слова: национально-территориальная автономия, Конституция КНР, Синьцзян, уйгуры, хань
Яо Ван
В настоящей статье рассматривается территориальная автономия как институт национальной политики КНР. В качестве примера взят один из наиболее сложных в этнонациональном отношении регион — Синь-цзян-Уйгурский автономный район (далее — СУАР). В качестве методов исследования использованы институциональный, сравнительно-исторический, ценностно-нормативный . Авторы исходят из того, что Коммунистическая партия Китая (КПК) и правительство КНР создают необходимые и в целом достаточные институты, позволяющие проводить эффективную национальную политику, сохраняя единство государства, поддерживая общественный порядок, повышая уровень жизни населения, оберегая самобытные культуры народов СУАР
В.М. Капицын
Национально-территориальные автономии в Китае
КПК только частично восприняла теорию национального самоопределения, разработанную в СССР Но из советского опыта было обращено внимание на устройство национальных автономий (республик и областей) и национальных районов . Уже в 1930-х годах КПК отказалась от широко понимаемой идеи национального самоопределения, уточнив, что национальные меньшинства имеют только право создать свои национально-территориальные автономии [8, с . 4]. В 1949 году после освобождения всей страны и созда-
© Яо Ван, Капицын В . М . , 2013
143
Территориальная автономия как институт национальной политики в Синьцзяне
ния КНР для обеспечения единства и стабильности страны решили не создавать федеративное устройство и не закреплять юридическое признание права наций на самоопределение. Было подчеркнуто, что Синьцзян, как и другие национальные регионы страны, является неотделимой частью КНР. В 1952 году центральное правительство приняло Программу осуществления национального территориального самоуправления в КНР Постоянно дорабатывались нормы Конституции КНР о национально-территориальном самоуправлении . В 1984 году принимается Закон КНР «О национально-территориальной автономии». Существенные дополнения в него были внесены в 2001 году (далее — Закон КНР 2001 года) .
Национально-территориальная автономия в КНР решает ряд задач:
— поддерживает баланс национально-государственного единства КНР и прав национальных меньшинств;
— обеспечивает несколько уровней территориального самоуправления в автономиях (район, округ, уезд);
— позволяет формировать представительство национальных меньшинств при назначении кадровых работников;
— дает возможность закрепить более высокий объем законодательных и других нормоустанавливающих полномочий в автономных районах (а внутри них в округах и уездах) по сравнению с другими регионами КНР;
— создает благоприятные условия для отправления религиозных культов национальных меньшинств
Согласно Закону КНР 2001 года, территориальное самоуправление — «право самоуправления, используемое органами власти автономных территорий для управления внутренними делами народности и территории, осуществляемое в соответствии со специфическими условиями и особенностями данной народности и территории через собрание народных представителей и народное правительство данной территории» . Органы власти автономных территорий сочетают в себе полномочия региональных органов власти КНР и органов самоуправления . Так обеспечивается учет интересов и прав национальных меньшинств Территориальное самоуправление помогает «быть хозяином в собственном доме» (местах компактного проживания), соединяя идеи национальной и территориальной автономии, что соответствует современной практике и теории, как признается специалистами конституционного и муниципального права [1, с. 500—501; 5, 8] .
В процессе исторического развития Китая сложилось смешанное проживание различных народностей, в то же время часть их компактно проживает в некоторых районах (округах, уездах), что и учитывается Конституцией КНР, Законом КНР 2001 года и реализуется в региональной и национальной политике В КНР создано 5 автономных районов (Синьцзян-Уйгурский, Внутренняя Монголия, Нинся-Хуэйский, Тибетский, Гуанси-Чжуанский), 30 автономных округов и более 120 автономных уездов . Площадь автономных районов занимает около 64 % всей территории КНР [4].
144
Территориальная автономия как институт национальной политики в Синьцзяне
Синьцзян — характерный пример национально-территориального района . Это название территории, составляющей 1/6 часть территории всей КНР, где преобладающее национальное меньшинство из 47 народностей этого района — уйгуры — народ тюркской языковой группы и, как правило, исповедующий ислам . По переписи 2000 года, уйгуров в СУАР — более 8,3 млн человек (свыше 45% от всего населения района) . Из остальных наиболее многочисленных народов СУАР населяют: ханьцы (хань — собственно китайцы) — 7,4 млн человек, казахи — 1,2 млн человек . Не случайно Синьцзян называли «Восточный Туркестан»: здесь много народов из Центральной Азии (казахи, узбеки, киргизы, таджики) . Здесь проживают также дунгане, монголы, а из немногочисленных диаспор — 9 тыс . русских и 4,5 тыс . татар. Опыт территориального управления и регулирования национальных отношений с помощью национально-территориальной автономии в СУАР интересен для многих стран, в том числе для России, Казахстана и постсоветских государств Центральной Азии
Согласно положениям Закона КНР 2001 года, национально-территориальная автономия (территориальное самоуправление) создается на основе одной или нескольких территорий компактного проживания национальных меньшинств исходя из состояния межнациональных отношений, уровня экономического развития, исторического пути, пройденного народами Национально-территориальные автономии в виде районов, округов и уездов могут, с учетом фактической социально-географической и демографической ситуации в регионе, включать часть поселений или городов, где заметная часть населения является компактно проживающими представителями национального меньшинства [5] . В соответствии со статьей 115 Конституции КНР органы самоуправления автономных районов, автономных округов и автономных уездов осуществляют полномочия местных государственных органов, предусмотренные в разделе 5 главы III Конституции КНР, а также пользуются правом на самоуправление в пределах компетенции, установленной Конституцией КНР, Законом КНР 2001 года, и другими законами, последовательно претворяют в жизнь законы государства и политические установки с учетом конкретных местных условий
Национально-территорриальные автономии СУАР осуществляются на трех территориальных уровнях: автономные районы, автономные округа и автономные уезды, где компактно проживают разные национальности, в частности уйгуры, казахи, дунгане, киргизы, монголы и др. Этим обусловлена разнородная структура национально-территориального устройства внутри СУАР, включающая 5 автономных округов: Или-Казахский (здесь вторым по величине этносом после ханьцев являются казахи), Боро-Тала-Монгольский (численность национальных групп в порядке убывания: ханьцы, уйгуры, казахи, монголы и др ), Баянгол-Монгольский (численность в порядке убывания — ханьцы, уйгуры, дунгане, монголы), Чанцзи-Хуэй-ский (второй по величине этнос после ханьцев — дунгане), Кызылсу-Кир-
145
Территориальная автономия как институт национальной политики в Синьцзяне
гизский (на первом месте по численности уйгуры, на втором киргизы) . Есть также 6 автономных уездов, выделенных также исходя из национально-территориального принципа, что обеспечивает автономное управление других национальных меньшинств, помимо уйгуров. Кроме того, в составе автономного района имеется еще 7 округов, 4 города, подчиненных автономному району; 16 городов окружного подчинения и 62 уезда .
В СУАР функционирует и особая единица административно-территориального характера — Синьцзянский производственно-строительный корпус, включающий множество сельскохозяйственных полков, промышленных, строительных, транспортных, торговых предприятий и даже университеты. Известный Шихэцзыский университет («жемчужина Гоби») работает под руководством Министерства просвещения Китая и Синьцзянского производственно-строительного корпуса .
Корпус сформирован 7 октября 1954 года из нескольких военных частей . Во время «культурной революции» его ликвидировали, в 1981 году восстановили . Он располагался в нескольких пограничных районах КНР: Тибете, Внутренней Монголии, Хэйлунцзяне, Юньнани; но в настоящее время такой корпус расположен только в СУАР. По своей номенклатуре корпус относится к народному ополчению (по своим функциям скорее напоминает российские казачьи войска дореволюционного периода) Корпус — важная составная часть экономики и управления современного Синьцзяна . Он помогает заниматься строительством, обеспечивать население продовольствием (продуктами растениеводства и животноводства), промышленными товарами, услугами Кроме того, он помогает поддерживать правопорядок и стабильность в приграничных районах, бороться с национальным сепаратизмом . В нем служит (работает) более 2,2 млн человек, в основном ханьцы (0,3 млн ополченцев — другие национальности) [7, с . 120] .
Национальная политика в СУАР
Важное направление национальной политики в КНР — управление в автономных районах с помощью кадров из народностей, относимых к национальным меньшинствам При этом используется национальный язык для ведения документации, использование обычаев и традиций данной народности . Этот вопрос затрагивался еще в «Экспериментальном проекте по вопросам подготовки кадров из национальных меньшинств», утвержденном 24 ноября 1950 года . В 1952 году приняты «Основные принципы осуществления районной национальной автономии в КНР», содержащие соответствующие положения . Статья 121 Конституции КНР закрепила положение об использования языков национальных меньшинств органами самоуправления в национально-территориальных автономиях
Закон КНР 2001 года содержит требования учитывать при комплектовании собрания народных представителей в национально-территориальной автономии пропорциональное соотношение представителей данной народнос-
146
Территориальная автономия как институт национальной политики в Синьцзяне
ти и других национальных меньшинств. Кандидатуры в Собрание народных представителей (СНП) определяются в соответствии с принципами и нормами, закрепленными в Конституции КНР (статья 113) и Законе 2001 года . Эти выборы возлагаются на постоянные комитеты СНП провинций, автономных районов и городов центрального подчинения . Затем они доводятся до сведения Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) В СНП национальных автономных территорий председатель и заместитель председателя должны быть граждане, представляющие народность, пользующуюся правом национально-территориальной автономии При этом состав правительства СУАР, органов исполнительной власти автономных округов и автономных уездов должен комплектоваться таким образом, чтобы представители народности, пользующейся правом автономии, а также других национальных меньшинств были представлены в разумных соотношениях. В СУАР в настоящее время кадры — представители национальных меньшинств — занимают на уровне окружения председателя и его заместителей около 60% государственных должностей, а в общем по автономному району — порядка 80% начальников уездов, мэров городов и глав сельских районов — это кадры из национальных меньшинств В настоящее время в СУАР работает 363 160 административных кадров из числа национальных меньшинств (52% от общего числа сотрудников автономного района) [10, с . 65] .
В целях реализации права на самоуправление органы самоуправления СУАР наделены полномочиями, по объему превосходящими полномочия других регионов материкового Китая СНП СУАР пользуется правами принятия административных актов регионального уровня наравне с аналогичными СНП провинций, не имеющих автономии, но, помимо этого, имеет право принятия уставных положений и специальных предписаний именно для автономии . Эти акты связаны со спецификой политического, экономического и культурного устройства народностей, проживающих на территории . Другие уровни национально-территориальных автономий (округа и уезды) обладают также более широкими нормоустанавливающими правами по сравнению с территорией аналогичного уровня, не имеющей автономии В обычных регионах нормативные акты местного значения могут приниматься только органами государственной власти провинции, а в уездах, имеющих статус национально-территориальной автономии, органы самоуправления имеют право самостоятельно принимать уставные положения
Следует назвать также право на применение нормативных актов, изданных органами вышестоящего уровня, сообразно с местными обстоятельствами В случаях если резолюции, решения, приказы, директивы вышестоящих государственных органов в чем-то не соответствуют специфике региона, органы государственной власти (они же органы самоуправления) автономного района могут (с санкции вышестоящего органа государственной власти) применять нормативный акт сообразно обстоятельствам или приостановить его применение. Так, например, в 2002 году IX съезд СНП
147
Территориальная автономия как институт национальной политики в Синьцзяне
СУАР принял «Положения о народонаселении и контроле за рождаемостью в Синьцзян-Уйгурском автономном районе». В статье 15 Положения говорится, что супруги ханьской национальности, проживающие в городах, могут воспитывать одного ребенка, супруги — представители национальных меньшинств могут воспитывать двух детей; занимающиеся сельским хозяйством супруги ханьской национальности могут воспитывать двух детей, представители национальных меньшинств могут воспитывать трех детей . Если один из супругов является представителем национальных меньшинств, то применяются правила для национальных меньшинств
Согласно положениям Закона КНР 2001 года, в области политического управления национально-автономная территория независимо решает вопросы внутреннего управления для данной национальности в тех рамках, которые дает предоставленное ей право принятия автономных нормативных положений и специальных предписаний . Также и в области экономики национально-территориальной автономии предоставлено определенное право самостоятельной организации, управления и развития В области культуры в их компетенцию входят вопросы языка и письменности, религии, традиций, образования, науки и техники и проч . В области социальной жизни — вопросы рождаемости, социального обеспечения, медицины и здравоохранения, улучшения условий жизни и окружающей среды
В их числе особенно важным является право на использование и развитие национального языка и письменности В СУАР были приняты нормативные правовые акты «Временные правила управления использованием национальных языков» и «Положение о работе в области языка и письменности» . В официальной переписке и при проведении разного рода собраний на разных административных уровнях в СУАР используются национальные языки автономных народностей и китайский язык В судопроизводстве гарантируется право представителей национальных меньшинств пользоваться своим языком
Синьцзян — самый богатый по числу языков регион в КНР, что учитывается в медийной политике. Радиостанция СУАР вещает на 5 языках: уйгурском, китайском, казахском, монгольском, киргизском. Телевидение СУАР ведет программы на уйгурском, китайском, казахском языках. Из числа 203 периодических изданий 69 издаются на уйгурском языке, 93 — китайском, 32 — казахском, 5 — монгольском и 2 — киргизском языках Издается газета на сибинском языке (близкий к манчьжурскому языку алтайской группы; носители языка — около 30 тыс человек; для них создан национально-автономный уезд в СУАР — Чапчал-Сибоский автономный уезд) . Она — единственная в мире газета на этом языке В начальных и средних классах общеобразовательных школ СУАР преподавание осуществляется на 7 языках: уйгурском, китайском, казахском, киргизском, монгольском, сибинском и даже на русском (в зависимости от населения, компактно проживающего в уезде) В старших классах школ и учреждениях высшего образования используется 4 языка: уйгурский, китайский, казахский и монгольский .
148
Территориальная автономия как институт национальной политики в Синьцзяне
Были приняты «Временные правила об управлении местами отправления религиозных мероприятий в Синьцзян-Уйгурском автономном районе», согласно которым каждое религиозное объединение может в рамках закона самостоятельно организовывать религиозные мероприятия, издавать религиозную литературу. Власти утверждают необходимое количество мест, где проводятся такие мероприятия, наем необходимых работников, с тем чтобы удовлетворить потребности верующих разных национальностей в нормальном их проведении . В настоящее время в СУАР уже санкционировано учреждение 24,1 тыс. мест проведения религиозных мероприятий, среди которых 23,9 тыс. мест для мусульманских церемоний, а также ламаистские храмы, китайские буддийские храмы, протестантские, католические и православные церкви . Некоторые религиозные деятели занимают должности в консультативных советах и в СНП национального и регионального уровней . Органы власти СУАР внесли праздники мусульман курбан-байрам и новруз в число официальных выходных в дополнение к общенациональным выходным дням
Проблемы и перспективы национальной политики в Синьцзяне
Конечно, остаются еще нерешенные вопросы. Во-первых, в области развития права Недостаточна самостоятельность органов национальнотерриториальной автономии в использовании права нормоустановления Конституция КНР, Закон КНР 2001 года и Закон «О законодательной деятельности» 2000 года предусматривают право СНП автономных территорий на разработку своих уставных положений в соответствии со специфическими потребностями национальностей на данной территории Но на уровне СУАР, как и на уровне автономных округов и автономных уездов, органы самоуправления далеко не всегда принимают уставные положения автономий . Все это сужает право на территориальное самоуправление.
В жизни некоторых национальностей все еще значительную роль играет обычное право, что мешает применению уголовного закона Вместе с тем в развитии экономических отношений применение местных национальных обычаев позволяет быстрее решать дела, не относящиеся к числу преступлений и серьезных правонарушений [8, с . 11] . Так что здесь необходима гибкая политика с учетом этнонациональных особенностей территории, а также серьезный контроль государственных органов .
Во-вторых, Синьцзян пока довольно сильно зависит от государственной помощи из центра . Согласно Закону КНР 2001 года, краткая (неразвернутая) статья 58 о финансовой поддержке («национальные органы власти высшего уровня в разумных пределах осуществляют утверждение или урегулирование показателей доходов и расходов национальных автономных территорий»), была заменена более подробной статьей 62 . Там говорится: «По мере развития народной экономики... финансовые органы высшего уровня последовательно увеличивают масштабы финансовых трансфертов национальным автономным территориям Посредством обыкновенных финансовых
149
Территориальная автономия как институт национальной политики в Синьцзяне
трансфертов, специальных финансовых трансфертов, льготных финансовых трансфертов, адресованных национальными меньшинствами, а также других мер, определенных государством, увеличиваются капитальные инвестиции... что позволяет постепенно ускорить сокращение разрыва между национальными автономными территориями и развитыми территориями по показателям экономического развития и общественного прогресса».
В-третьих, в СУАР сохраняются отдельные проявления сепаратизма и воинствующего национализма; иногда случаются и террористические акты, проводимые нелегальными организациями («Исламское движение Восточного Туркестана»), а также конфликты, в том числе и с жертвами, как это было в июле 2009 года в городе Урумчи . Подобные организации нагнетают напряженность в отношениях между людьми разных национальностей в СУАР, оживляют переживание «исторических травм» («войну памяти») . Обращаются при этом к идеологемам, конструируемых путем односторонней интерпретации фактов существования в прошлом независимого государства уйгуров, богатых залежей полезных ископаемых в Синьцзяне, воспоминаниям о прошлых испытаниях атомного (ядерного оружия) на территории СУАР (в свое время там было произведено более 40 испытаний) [6]. Но подобные идеологемы ведут к опасным для населения эксцессам
Региональная и национальная политика КПК и местного руководства помогает разрешать проблемы. Кооперация с другими провинциями и районами КНР — один из ресурсов существенной поддержки для данного региона Помощь от прибрежных районов КНР дала СУАР капитал и технику, позволила подготовить квалифицированные кадры Но СУАР в сравнении с восточными прибрежными регионами страны пока по-прежнему отстает. С одной стороны, это объясняется далеким расположением СУАР от морей, неудобным географическим расположением С другой стороны, постоянная помощь из центра приучает кадры выжидать и просить помощь из центра, уступая своим коллегам из прибрежных районов в конкурентоспособности Необходимо учитывать, что территория КНР расширилась в процессе передачи под ее государственный суверенитет отдельных территорий постсоветских государств Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, по которым ранее шли пограничные споры В частности, КНР подписала с Таджикистаном соглашения 1999 и 2002 годов, в соответствии с которыми под суверенитет Китая перешли земли в Восточном Памире (1 тыс. кв. км). Эти территории граничили с СУАР и, с точек зрения географической, демографической и национальной, должны входить в состав этого автономного района Туда переселяются как жители СУАР, так и других территорий КНР; на них распространяется режим территориальной автономии и соответствующая национальная политика
Руководство КНР, согласно отчету XVIII съезда КПК, предписывает укреплять и совершенствовать систему национально-территориальной автономии Но разговоры о предоставлении политической автономии нецелесообразны, поскольку такие формы межнациональных отношений могут
150
Территориальная автономия как институт национальной политики в Синьцзяне
привести к цепной реакции, вплоть до стремления автономий к полной политической независимости, конфликтам на национальной почве, вынужденной миграции, разрыву экономических связей . Подобные процессы уже прошли в СССР, в той или иной степени; их последствия почувствовали на себе жители на всем постсоветском пространстве
В публичном режиме будут продолжаться обсуждения национальнотерриториальной автономии Первый заместитель руководителя отдела по делам Единого фронта ЦК КПК Чжу Вэйцюнь пишет о том, что эффективность конкретных политических решений, реализуемых в рамках автономий, является неодинаковой . Необходимо развивать, совершенствовать и дополнять эту систему согласно требованиям времени [11, с 16].
Большее внимание необходимо уделить вопросам национальной самоидентификации и толкованию понятию «нация». В академической среде специалисты приходят к согласию в вопросе о национальной самоидентификации 56 национальных меньшинств в КНР. Здесь нужно последовательно «избавляться от политизации вопроса», от понятия «политической нации». Основное внимание следует уделить развитию предсталений о культурной самоидентификации, уважению к различным культурным традициям [9, с. 19] .
Следует поддерживать настроения сотрудничества народов в СУАР, как во всей КНР, в том числе необходимо признание значения автономии со стороны ханьцев По мере роста популярности внутреннего туризма все большее число населения из восточных районов приезжает в СУАР, что способствует взаимопониманию культур Развитие потенциала автономии требует последовательного расширения полномочий территориального самоуправления СУАР в вопросах внешней торговли, поддержки самостоятельного развития СУАР, содействия воспитанию кадров, а также трудовой миграции из Синьцзяна в города внутренних регионов КНР
В целом исследование подтверждает, что КПК и правительство КНР в своей национальной и региональной политике, учитывая современные идеологические и геополитические реалии, проводит достаточно эффективную национальную и региональную политику, позволяющую сохранять единство государства, поддерживать общественный порядок, поднимать уровень жизни и сохранять самобытные культуры народов Синьцзяна Опыт национально-территориальной автономии в КНР выдерживает испытание временем .
Литература
1 . Арбузкин А.М. Конституционное (государственное) право зарубежных
стран . М . , 2005. 664 с .
2 . Иванова С.В. Гражданственность, национальная идентичность, безо-
пасность // Ценности и смыслы . 2012 . № 5 .
3 . КНР. Конституция и законодательные акты. М. : Прогресс, 1984. (Из-
менения вносились в 1988, 1993, 1999, 2004 годах). [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. legal-way. ru (дата обращения: 25.07.2013 год) .
151
Территориальная автономия как институт национальной политики в Синьцзяне
4. Китайский информационный интернет-центр [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.china, org xn . (дата обращения 23.03.2013) .
5 . Мельников А.П. Система местного управления и самоуправления в КНР //
Философия и социальные науки . Минск, 2008 . № 3 . С . 82—86 .
6 . Современный Китай: социально-экономическое развитие, националь-
ная политика, этнопсихология / Под ред. Д .Я . Буярова . 2-е изд. М . : Красанд, 2013 . 296 с .
7. Сыроежкин К.Л. Китай: военная безопасность . Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, 2008 268 с
8 . Чжэн Кай. Национально-территориальная автономия в КНР: автореферат диссертации кандидата юридических наук . М . , 2009. 23 с .
9. Ма Жун. История и текущее состояние национального вопроса в Китае // Юньнань миньцзу дасюэсюэбао . Издательство: Чжэ сюэшэхуэй кэсюэ), 2011 . № 9. Сентябрь. С. 15—20 .
10 . Усыманьцзян Гулина, Юнцзинь Хэ. Синань миньцзу дасюэ сюэбао . Изда-
тельство: Жэньвэнь шэхуэй кэсюэ . 2010 . № 2 . Февраль. С . 60—75.
11 . Чжу Вэйцюнь. Размышления о нескольких вопросах, связанных с на-
циональной работой на нынешнем этапе // Чжунг отунъи чжаньсянь . 2011 № 14 С 15—17
References
1 . Arbuzkin A. M . Konstitutsionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnykh stran.
Moscow: Yurist Publishing, 2004. In Russian.
2 . Ivanova S .V. “Grazhdanstvennost’, natsional’naya identichnost’, bezopasnost’. ”
Tsennosti i smysly [Values and Meanings]. [Moscow]. 5(21) (2012): 4-10 . In Russian
3 . KNR. Konstitutsiya i zakonodatel’nye akty. Moscow: Progress Publishing,
1984. N . pag . Web. <http://www. legal-way. ru>. In Russian.
4 . Kitayskiy informatsionnyy Internet-tsentr. N . pag . Web. <http://www. china .
org sn> In Russian
5 . Mel’nikov A. P. “Sistema mestnogo upravleniya i samoupravleniya v KNR. ”
Filosofiya i sotsial’nye nauki. [Philosophy and social sciences]. [Minsk] . 3 (2008): 82-86 In Russian
6 . Sovremennyy Kitay: sotsial’no-ekonomicheskoe razvitie, natsional’naya politi-
ka, etnopsikhologiya / Pod red. D.Ya . Buyarova . 2-e izd . Moscow: Krasand Publishing, 2013 . In Russian .
7. Syroezhkin K. L . Kitay: voennaya bezopasnost’. Almaty: Kazakhstanskiy in-stitut strategicheskikh issledovaniy pri Prezidente Respubliki Kazakhstan Publishing, 2008 . In Russian .
8 . Chzhen Kay. Natsional’no-territorial’naya avtonomiya v KNR: avtoreferat dissertatsii kandidata yuridicheskikh nauk Moscow, 2009 In Russian 9. Ma Zhun. “Istoriya i tekushchee sostoyanie natsional’nogo voprosa v Kitae. ” Chzhe syueshekhuey kesyue [CHzhe sjueshehuej kesjue] 9 (2011): 15-20. In Chinese.
10. Usyman’tszyan Gulina, Yuntszin’ Khe. “Sinan’ min’tszu dasyue syuebao. ” Zhen’ven’ shekhuey kesyue [ZHenven shehuej kesjue] 2 (2010): 60-75 . In Chinese. 11 . Chzhu Veytsyun’. “Razmyshleniya o neskol’kikh voprosakh, svyazannykh s natsional’noy rabotoy na nyneshnem etape. ” Chzhung otun”i chzhan’syan’. [CHzhung otuni chzhansjan] 14 (2011): 15-17. In Chinese .
152