Научная статья на тему '2013. 01. 016. Батенс Д. Необходимость адаптивной логики в эпистемологии. Batens D. The need for adaptive logics in epistemology // Logic, epistemology, and the unity of science / Ed. Rahman Sh. Et al.. – Dordrecht, 2009. – Vol. 1. – p. 459–485'

2013. 01. 016. Батенс Д. Необходимость адаптивной логики в эпистемологии. Batens D. The need for adaptive logics in epistemology // Logic, epistemology, and the unity of science / Ed. Rahman Sh. Et al.. – Dordrecht, 2009. – Vol. 1. – p. 459–485 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Боброва Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 01. 016. Батенс Д. Необходимость адаптивной логики в эпистемологии. Batens D. The need for adaptive logics in epistemology // Logic, epistemology, and the unity of science / Ed. Rahman Sh. Et al.. – Dordrecht, 2009. – Vol. 1. – p. 459–485»

2013.01.016

IF-логика будет полезна в квантовой логике и в квантовой теории. В частности, в вопросах нелокальности (non-locality) квантовых систем, квантового интерфейса, EPR-type феноменов.

В заключительной части автор рассматривает понятие семантической игры в более широких философской и исторической перспективах.

Витгенштейновское понятие лингвистической игры имеет значимые параллели с идеей диалоговой семиотики Пирса. Для обоих понятия взаимодействия, диалога, игры, независимо от того, кто или что принимает участие, были фундаментальными для понимания концепта значения в логике или в языке естественного дискурса. Таким образом, эти философы выдвинули фундаментальный взгляд на отношение между такими действиями и логикой.

Л.А. Боброва

2013.01.016. БАТЕНС Д. НЕОБХОДИМОСТЬ АДАПТИВНОЙ ЛОГИКИ В ЭПИСТЕМОЛОГИИ.

BATENS D. The need for adaptive logics in epistemology // Logic, epistemology, and the unity of science / Ed. Rahman Sh. et al. -Dordrecht, 2009. - Vol. 1. - P. 459-485.

В первой половине XX в. эпистемология была редуцирована к философии науки, и логика играла центральную роль в ней. В 60-е годы Венский кружок сменили такие философы, как Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и Л. Лаудан, которые даже не упоминали о логике. Встает вопрос: почему логика потеряла свою роль в эпистемологии?

Среди этих философов только Фейерабенд высказался по данной теме. Утверждая, что противоречивость часто встречается в эпизодах истории науки, он отметил, что «логика» не может иметь дело с противоречиями, и высказал мнение, что это является проблемой для логики, а не для истории и философии науки. Этот диагноз оказался неверным. Сегодня логика может работать с противоречиями в рамках так называемой паранепротиворечивой логики.

Верный диагноз, с точки автора, состоит в том, что «философы науки применяли неправильный тип логики» (с. 459). Неправильный в том смысле, что эти логики (классическая логика и так называемые нестандартные логики: модальные и интуиционистские) использовались для целей, для которых они непригодны.

2013.01.017

Неправильный тип логики был выбран не случайно. Главное направление западной эпистемологии всегда было фундаменталистским. Несмотря на некоторые случайные замечания, касающиеся ревизии (например, нейратовская метафора, что «мы должны перестроить нашу лодку в открытом море»), Венский кружок соответствовал этой традиции. «Протокольные предложения» обеспечивали абсолютный фундамент для теорий. Эпистемическая роль логики состояла в том, чтобы соотнести протокольные предложения с теориями посредством вывода следствий из теорий вместе с протокольными предложениями. Классическая логика осуществляла эту роль блестяще, поскольку точка зрения Венского кружка, что отношение между наблюдением и теорией должно быть простым и однонаправленным: сохранить феномен.

К середине века стало ясно, что наиболее интересные аспекты научных рассуждений не покрываются отношением между наблюдением и теорией и что точка зрения Венского кружка на это отношение была слишком упрощенной и ошибочной. Это переводило внимание с исследования объяснения как логического отношения на исследование процесса объяснения: каким образом, если имеется экпланандум Е и теория, достигаются «внутренние условия» для объяснения Е?

Некоторые рассуждения демонстрируют внутреннию динамику (например, диагностические рассуждения). Такие рассуждения не могут обсуждаться в рамках логики типа классической. Для их анализа автор предлагает адаптивную логику. Идея этой логики состоит в следующем: «Логика является адаптивной, если и только, если она адаптирует себя к специфическим посылкам, к которым она применима» (с. 464). Логика адаптируется к посылкам в том смысле, что она зависит от свойств посылок.

Л.А. Боброва

2013.01.017. МОУЛИНЕС К.У. ЕДИНСТВО НАУКИ И ЕДИНСТВО БЫТИЯ: ЗАМЕТКА О ФОРМАЛЬНОМ ПОДХОДЕ. MOULINES C.U. The unity of science and the unity of being: A sketch of a formal approach // Logic, epistemology, and the unity of science / Ed. Rahman Sh. et al. - Dordrecht, 2009. - Vol. 1. - P. 151-161.

К.У. Моулинес утверждает, что философская онтология возникает на основе онтологических допущений эмпирической науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.