2012.04.021. СТОЯНОФФ Н.П. ВЛИЯНИЕ ВТО НА ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В КИТАЕ. STOIANOFF N.P. The influence of the WTO over China's intellectual property regime // Sydney law rev. - Sydney, 2012. - Vol. 34, N 1. -Р. 65-89.
В статье прослеживается путь развития китайского права интеллектуальной собственности. С момента провозглашения политики открытых дверей Китай присоединился к ряду международных договоров в сфере охраны интеллектуальной собственности, однако наиболее серьезные изменения были обусловлены присоединением Китая к ВТО и участием в соглашении ТРИПС.
Политика открытых дверей в Китае ассоциируется с именем Дэн Сяопина, который, придя к власти в 1977 г., провозгласил курс «четырех модернизаций»: сельского хозяйства, промышленности, национальной безопасности и науки, для чего было признано необходимым воспользоваться достижениями мирового опыта в области технологий. Тогда был принят нормативный акт, призванный стимулировать изобретательскую деятельность (Постановление о вознаграждении за изобретения 1978 г.), заключен двусторонний торговый договор с США в 1979 г. В 1980 г. Китай присоединяется к ВОИС, а в 1984 г. - к Парижской конвенции. В 1982 г. принимается Закон о товарных знаках, в 1984 г. - Патентный закон.
В 1990 г. был принят Закон об авторском праве, предусматривающий цензуру произведений, не вписывающихся в рамки социалистической идеологии. На показ иностранных фильмов, например, требовалось разрешение специальной комиссии, и даже в отношении разрешенных фильмов действовали квоты1.
В 1992 г. Китай присоединяется к Бернской и Всемирной конвенциям в области авторского права и подписал с США Меморандум о взаимопонимании по вопросам прав интеллектуальной собственности. Была введена правовая охрана компьютерных программ, уголовная ответственность за нарушение авторских прав, в 1993 г. принят Закон о противодействии недобросовестной конкуренции. Учреждаются специальные суды по вопросам интеллектуальной собственности. Однако по-настоящему эффективные меры
1 Сохранение системы цензурирования и квотирования способствует развитию пиратства на розничном рынке фильмов, которое, например, в 2006 г. достигало 100%.
по борьбе с пиратством в области авторских прав вводятся только в 1996-1997 гг., после того, как Китай в третий раз оказался в списке стран, подлежащих наблюдению, в «докладе 301»1.
В 1999 г. Китай присоединился к Соглашению ТРИПС и начал приводить свое законодательство (Патентный закон, законы об авторском праве и о товарных знаках) в соответствие с его нормами. В 2001 г. Китай подписал обширный протокол о присоединении к ВТО, в соответствии с условиями которого приходится вносить изменения в Закон об авторском праве.
Важным шагом стала реализация Китаем в 2006-2007 гг. Плана действий по защите прав интеллектуальной собственности, который охватывал такие области, как авторское право, патенты, товарные знаки и экспорт / импорт. Создается центр информирования о нарушениях прав интеллектуальной собственности. На специальном сайте публикуются решения большинства китайских судов по вопросам защиты интеллектуальных прав - на китайском языке, а в кратком изложении - на английском.
В 2007 г. США инициировали в отношении Китая процедуру урегулирования споров в рамках ВТО. У Китая, правда, к тому моменту уже имелся опыт участия в таких процедурах не только в качестве ответчика, но и в качестве заявителя, поэтому неудивительно, что итоги рассмотрения в этот раз были для Китая благоприятными: Совет ВТО признал, что Китай соблюдает Соглашение ТРИПС, однако нуждается в улучшении правового регулирования в части авторского и таможенного права.
При рассмотрении в Совете ВТО ключевыми были такие вопросы, как основания для уголовной ответственности за умышленное нарушение авторских прав и прав на товарный знак, меры в отношении конфискованных контрафактных товаров и отказ в пра-
1 Ежегодно подготавливаемый торговым представителем США доклад, посвященный странам, которые не способны обеспечить достаточную охрану прав интеллектуальной собственности; в настоящее время (с 2006 г.) Китай в нем находится в перечне стран, подлежащих приоритетному наблюдению. Значение этого доклада заключается в том, что он дает возможность принуждать страны-нарушительницы к введению в законодательство более сильных средств защиты прав интеллектуальной собственности под угрозой применения в отношении них ограничительных мер в сфере торговли и инициирования процесса урегулирования спора в рамках ВТО, даже если соответствующая страна не отступает от Соглашения ТРИПС.
вовой охране произведений, публикация и распространение которых в Китае не были санкционированы государством.
Решение Совета было компромиссным. Например, США не удалось доказать, что уголовное законодательство Китая в части охраны интеллектуальной собственности не соответствует требованиям ст. 61 Соглашения ТРИПС («Члены предусматривают уголовные процедуры и штрафы, которые применяются, по крайней мере, в случаях умышленного неправомерного использования товарных знаков или нарушения авторского права, совершенных в коммерческих масштабах»), однако Совет согласился с США в том, что положение ст. 4 Закона Китая об авторском праве об отказе в правовой охране произведениям, публикация и распространение которых запрещены законом, не соответствует ст. 41.1 Соглашения (равно как ст. 5 (1) Бернской конвенции). По настоянию Совета Закон Китая об авторском праве был изменен, и ст. 4 стала с 1 апреля 2010 г. действовать в новой редакции: «При осуществлении авторских прав правообладатель не должен нарушать Конституцию, законы и причинять вред публичным интересам. Государство регулирует публикацию и распространение произведений в соответствии с законодательством». В таком виде Закон, сохраняя за государством право запрещать распространение произведений в публичных интересах, снял ограничения на охрану авторских прав.
Изменения были внесены и в нормативные акты в области таможенного дела: были ограничены правомочия таможенных органов по реализации с аукциона конфискованных контрафактных импортных товаров (правда, эти ограничения не были распространены на экспортируемые товары с незаконным использованием товарного знака, а также на товары, нарушающие авторские и патентные права: таможенные органы сохранили право продавать их с аукциона в случае отсутствия желающей приобрести их благотворительной организации). Норма о том, что если удаление пиратской маркировки невозможно без уничтожения товара, товар не подлежит продаже с аукциона и должен быть уничтожен, сохранила силу.
В 2006 г. Китай приступил к реализации плана действий по повышению прозрачности в области защиты прав интеллектуаль-
ной собственности1, а в 2008 г. - Национальной стратегии интеллектуальной собственности, провозгласившей цель превратить Китай в инновационную страну через обеспечение способности создавать, использовать, защищать интеллектуальную собственность и управлять ею. В Стратегии была поставлена задача совершенствования законодательства в области интеллектуальной собственности, судебной системы (оптимального распределения судебных ресурсов и упрощения процедур защиты) и правоприменительной практики, усиления таможенно-правовой охраны интеллектуальной собственности. Реализация этой стратегии уже началась: например, создан специализированный Апелляционный суд по интеллектуальной собственности, увеличилось количество уголовных дел. Стратегия предполагает также широкий спектр мероприятий по повышению правовой культуры в сфере интеллектуальной собственности.
В соответствии со Стратегией изменения претерпел Патентный закон. В него внесены требования предварительного уведомления и конфиденциального рассмотрения вопроса в случае патентования изобретения непосредственно за рубежом; введен критерий абсолютной новизны; появились специальные положения в отношении изобретений в области генетики; за иностранными заявителями признано право действовать через любое квалифицированное патентное агентство, не обязательно китайское, как было ранее; имплементирован протокол к Соглашению ТРИПС в отношении производства лекарств-дженериков для экспорта в наименее развитые страны; ужесточены административные санкции и увеличены размеры компенсаций в твердой сумме. Некоторые изменения в формулировании целей закона, отмечает автор, свидетельствуют о том, что Китай переориентируется с потребления результатов чужой интеллектуальной деятельности на разработку собственных.
В целом, считает автор, Китай демонстрирует намерение покончить со своей устоявшейся пиратской репутацией. Так, в 2009 г.
1 По условиям Протокола о присоединении Китая к ВТО от Китая требовалось, чтобы применялись только опубликованные и легкодоступные (для других членов ВТО) законы, подзаконные нормативные акты и иные меры регулирования торговли; чтобы такая публикация осуществлялась регулярно и заблаговременно перед вступлением в силу в официальных изданиях, доступных гражданам, коммерсантам, участникам ВТО.
он покинул двадцатку стран, лидирующих в области контрафакта в промышленности. Хотя, конечно, за 30 лет построить эффективную систему охраны интеллектуальных прав невозможно - это не удается и странам, в которых институт интеллектуальной собственности развивается в течение нескольких столетий. Проблемами остаются трудности доступа к китайскому правосудию из-за обременительных и дорогостоящих систем легализации и нотариального удостоверения документов; неэффективность предварительных судебных запретов и неадекватность присуждаемых убытков; сложности с привлечением нарушителей к уголовной ответственности; крайне низкая правовая культура в сфере интеллектуальной собственности; коррупция (правда, меньших масштабов, чем в других развивающихся странах) и протекционизм на местном уровне.
Е.Г. Афанасьева.
2012.04.022. НГУЭН К.-Т. ПРИНЕСЕНИЕ ИЗВИНЕНИЙ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: УРОКИ КИТАЯ.
NGUYEN X.-T. Apologies as intellectual property remedies: Lessons from China // Connecticut law rev. - Connecticut, 2012. - Vol.44, N 3. -P. 883-923. - Mode of access: http://connecticutlawreview.org/files/ 2012/04/11-Nguyen.pdf
За последние пять лет, отмечает автор статьи, Китай сделал ощутимый шаг вперед в деле защиты прав интеллектуальной собственности. Ежегодно китайские предприниматели подают десятки тысяч исков в защиту своих интеллектуальных прав на товарные знаки, произведения и объекты патентных прав (это даже больше, чем в США). Но, в отличие от США, в китайском праве помимо таких способов защиты интеллектуальных прав, как возмещение убытков (компенсаторных и в твердой сумме, установленной в законодательстве) и судебный запрет, предусмотрено принесение потерпевшему извинений. Автор отмечает, что в США многие скептически относятся к предложению внедрить этот китайский опыт, однако такие способы защиты, как запреты и взыскание убытков (являющиеся основными в американском праве), не всегда эффективны.