Научная статья на тему '2013. 04. 025. Гувер Д. Принуждение не в силах защитить владельцев товарных знаков в Китае, но понимание китайской культуры сможет в этом помочь: урок, который США должны усвоить. Hoover D. coercion will not protect trademark owners in China, but an understanding of China’s culture will: а lesson the United states has to learn // Marquette intellectual property law rev. – Milwaukee, 2011. – Vol. 15, n 1 – p. 325–354'

2013. 04. 025. Гувер Д. Принуждение не в силах защитить владельцев товарных знаков в Китае, но понимание китайской культуры сможет в этом помочь: урок, который США должны усвоить. Hoover D. coercion will not protect trademark owners in China, but an understanding of China’s culture will: а lesson the United states has to learn // Marquette intellectual property law rev. – Milwaukee, 2011. – Vol. 15, n 1 – p. 325–354 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ – КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 04. 025. Гувер Д. Принуждение не в силах защитить владельцев товарных знаков в Китае, но понимание китайской культуры сможет в этом помочь: урок, который США должны усвоить. Hoover D. coercion will not protect trademark owners in China, but an understanding of China’s culture will: а lesson the United states has to learn // Marquette intellectual property law rev. – Milwaukee, 2011. – Vol. 15, n 1 – p. 325–354»

2013.04.025. ГУВЕР Д. ПРИНУЖДЕНИЕ НЕ В СИЛАХ ЗАЩИТИТЬ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В КИТАЕ, НО ПОНИМАНИЕ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ СМОЖЕТ В ЭТОМ ПОМОЧЬ: УРОК, КОТОРЫЙ США ДОЛЖНЫ УСВОИТЬ. HOOVER D. Coercion will not protect trademark owners in China, but an understanding of China's culture will: А lesson the United States has to learn // Marquette intellectual property law rev. - Milwaukee, 2011. -Vol. 15, N 1 - P. 325-354.

Д. Гувер анализирует факторы, которые мешают эффективной защите в КНР прав американских обладателей товарных знаков. Немаловажную роль в этом играют культурные барьеры между США и Китаем, и, осознавая данный факт, можно найти объяснения напряженным взаимоотношениям между двумя странами, в том числе когда дело касается правоприменения, связанного с товарными знаками. Автор показывает, что постоянное давление со стороны США хотя и привело к принятию КНР законов о товарных знаках, но слишком быстро доказало свою неэффективность.

В первой части статьи показано развитие китайского законодательства о товарных знаках путем присоединения страны к различным международным договорам в ответ на давление со стороны США. Вторая часть посвящена культурным и историческим корням законодательства о товарных знаках: автор показывает, что культура и обычаи, которые складывались в КНР тысячелетиями, совершенно несовместимы с идеями, навязанными США. В третьей части статьи автор предлагает альтернативу американскому влиянию. Речь идет о европейско-китайской модели, которая основывается на принципах гибкости, понимания и длительного сотрудничества.

Д. Гувер отмечает, что Конституция КНР 1982 г. не содержит специальных положений о защите товарных знаков, поэтому в 1982 г. был принят специальный Закон о товарном знаке. Вместе с международными договорами, в которых участвует КНР, он формирует юридическую базу защиты прав на товарный знак.

В Китае еще в 50-60-е годы предпринимались попытки с помощью нормативных актов защитить права на товарный знак, но все было напрасно, так как товары тогда производились не для того, чтобы их продали, а для того, чтобы выполнить план. В ходе

экономической реформы 1977 г. отношение к товарному знаку поменялось.

Сегодня для защиты товарного знака в КНР необходимо получить свидетельство о его регистрации. Вместе с тем право на незарегистрированный товарный знак может быть защищено на основании некоторых положений Закона КНР о договорах 1999 г., Уголовного закона КНР 1979 г. (с поправками, внесенными в 1997 г.), а также Закона КНР о недобросовестной конкуренции 1993 г. Недобросовестная конкуренция определяется в последнем из указанных законов как деятельность, которая может причинить ущерб законным правам и интересам других лиц и нарушить «порядок социальной экономики». Данный Закон запрещает неправомерное присвоение торговых секретов и обеспечивает владельцев известных марок «anti-dilution protection»1.

Правообладателям не стоит недооценивать преимущества регистрации товарного знака в КНР. В США действует правило первого пользователя («first-to-use rule»), в Китае - правило первого заявителя («first-to-file rule»). Так, в США охрана товарному знаку предоставляется с обратной силой (с момента начала использования), и обладатель незарегистрированного товарного знака может все равно его защитить по общему праву, если докажет, что начал использовать его ранее, чем другое лицо. В Китае, наоборот, эксклюзивное право на коммерческое использование товарного знака принадлежит лицу, которое ранее всех подало заявку на регистрацию. В отличие от США, обладатели товарного знака не должны доказывать, что они использовали товарный знак на момент его регистрации. С учетом этого американским правообладателям рекомендуется регистрировать свои товарные знаки в КНР перед выходом на китайский рынок.

Регистрацией товарного знака в КНР занимается специальный орган - Ведомство по товарным знакам Государственной администрации промышленности и торговли. В полномочия данной администрации входит: оформление регистрации товарного знака и

1 Dilution - размывание, ослабление (товарного знака) (при формальном соблюдении прав на чужой товарный знак; такое его использование, при котором происходит ослабление идентификационной функции товарного знака - товарный знак перестает однозначно ассоциироваться с конкретным производителем). -Прим. реф.

проверка соответствия его закону; надзор за корректным использованием товарных знаков и аннулирование регистрации; ведение учета лицензионных договоров.

В качестве товарного знака может получить охрану обозначение, различимое визуально. Отказать в регистрации в качестве товарного знака могут родовому, описательному обозначению; географическому указанию; обозначению, вступающему в конфликт с уже зарегистрированным; схожему до степени смешения с флагами, гербами (эмблемами) и наименованиями КНР, иностранных государств и международных межправительственных организаций; противоречащему социалистическим нравам и обычаям или же вредоносному в силу иных причин. Отказ в регистрации может быть обжалован в административном порядке в течение 15 дней. В случае успешного прохождения регистрации товарный знак следует занести в таможенный перечень, который ведет Генеральная таможенная администрация. Если этого не сделать, таможенные органы не смогут задерживать контрафактные товары при пересечении границы (с. 334).

Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет.

Автор отмечает прогресс в развитии китайского законодательства о товарных знаках. Вначале Китай изменил национальное законодательство в ходе экономической реформы, затем стал участником шести многосторонних договоров о защите товарных знаков. В 1985 г. Китай присоединился к Парижской конвенции об охране промышленной собственности и для приведения своего законодательства в соответствие с ее положениями обновил Закон о товарных знаках в 2001 г., распространил правовую охрану на знаки обслуживания, а в 2003 г. и на общеизвестные товарные знаки. Китай присоединился к Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС); к Мадридскому соглашению, в соответствии с которым предоставление правовой охраны зарегистрированному товарному знаку в странах-участницах может осуществляться в упрощенном порядке через ВОИС; к Мадридскому протоколу. Государственная администрация промышленности и торговли в 2003 г. издала инструкцию по имплементации международной регистрации товарных знаков. В 2001 г. КНР вступила в ВТО, подписала Соглашение ТРИПС и вновь дополнила свое законодательство о товарных знаках поло-

жениями, направленными на усиление защиты общеизвестных товарных знаков, чтобы привести его в соответствие со ст. 16 Соглашения ТРИПС. Участие Китая в международных соглашениях очень важно, так как в соответствии с Общими принципами гражданского права Китая (ст. 142) международные нормы превалируют над национальными законами, если возникает конфликт между китайским национальным правом и международными нормами.

В 1993 г. в Китае начали создаваться специальные суды, рассматривающие дела по вопросам интеллектуальной собственности. В период с 1998 по 2004 г. через суды первой инстанции прошло 38 228 дел, связанных с защитой прав на товарный знак (с. 339). Тем не менее Китай подвергается критике за плохое исполнение законодательства о товарных знаках, продолжает сталкиваться с «эпидемическими масштабами» нарушений прав на товарный знаки.

В силу ряда факторов огромное количество нарушений прав на товарные знаки остается неизвестным правоохранительным органам. Чаще всего китайские компании предпочитают разрешать спор в частном порядке, для того чтобы «не потерять лицо» в глазах общественности. Децентрализация способствовала ослаблению контроля со стороны Пекина, росту коррупции и усилению власти местных чиновников, которые нередко имеют финансовую заинтересованность в поощрении пиратства. Применение международных соглашений остается довольно затруднительным, несмотря на давление, оказываемое центром на местное самоуправление; уровень нарушений прав на товарные знаки особенно высок в маленьких административных единицах, где находятся фабрики, массово производящие контрафактную продукцию и работа на которых является существенным источником дохода для местного населения. Китайские модели поведения, которые формировались столетиями, остаются неизменными

Проблемы, возникающие в Китае в сфере охраны интеллектуальных прав, трудно понять в отрыве от китайских культурных традиций. Они могут объяснить, почему прогресс в защите прав на товарные знаки в Китае, несмотря на принятие нового законодательства, происходит медленно.

Идея прав на товарный знак, как и концепция интеллектуальной собственности, нова для Китая. Интеллектуальные права не признавались в Китае даже в те времена, когда страна во многих

областях была лидером по части инноваций и творчества. Китайское правительство использовало конфуцианство, чтобы легализировать своей режим и авторитет; конфуцианство во многом определяло поведение китайцев в период с VI в. до н.э. до середины ХХ в. (подражание учителям, подчинение индивидуальных интересов общему благу и т.д.). Семья, а не личность рассматривалась как единица общества, как объект права и обязанностей. Впоследствии концепция частной собственности оказалась совершенно чужда и социалистической идее.

Поэтому китайцы никогда не придавали значения правам интеллектуальной собственности и их нарушениям: если ты делишься чем-то, копируешь что-то, это вызывает в китайском обществе большее одобрение, нежели сосредоточение прав в одних руках.

Кроме того, для конфуцианства характерно неодобрительное отношение к подаче исков, к привлечению государства для разрешения конфликтов в случаях, когда их можно разрешить с помощью саморегулирования. Именно поэтому в предотвращении нарушений прав на товарные знаки в Китае страх стыда и бесчестия мог бы сыграть более важную роль, нежели риск привлечения к уголовной ответственности или присуждения больших штрафов. В настоящее время не редкость применение китайскими судами такой меры защиты права на товарный знак, как присуждение ответчика к публикации извинений. Если ответчик не выполняет решения суда о публикации извинений, они могут быть опубликованы по решению суда в утвержденной судом формулировке за счет нарушителя.

Автор приходит к выводу, что, вместо того чтобы давить на Китай, США должны вступить в более глубокий диалог, в ходе которого будут учитываться китайские традиции и история. Так в настоящий момент строятся отношения между Европейским союзом и Китаем - поддержка вместо постоянной критики, и США должны перенять этот урок у Европейского союза.

Е.А. Петрова, Е.Г. Афанасьева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.