Научная статья на тему 'Защита российской интеллектуальной собственности в Китае'

Защита российской интеллектуальной собственности в Китае Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
280
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подчернин В. М.

Для качественного ведения бизнеса в Китае и с Китаем необходимо знать традиции делового оборота партнера, его менталитет, а также нормы права Поднебесной. Для многих, если не для большинства, вопросы в этой сфере являются «терра инкогнита». В статье идет речь о текущем состоянии и тенденциях развития законодательной защиты интеллектуальной собственности в КНР. Рассмотрен опыт Китая по использованию новых технологий и защите интеллектуальной собственности и даны рекомендации российским фирмам, стремящимся выйти с наукоемкими технологиями на китайский рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита российской интеллектуальной собственности в Китае»

Для качественного ведения бизнеса в Китае и с Китаем необходимо знать традиции делового оборота партнера, его менталитет, а также нормы права Поднебесной. Для многих, если не для большинства, вопросы в этой сфере являются «терра инкогнита». В статье идет речь о текущем состоянии и тенденциях развития законодательной защиты интеллектуальной собственности в КНР. Рассмотрен опыт Китая по использованию новых технологий и защите интеллектуальной собственности и даны рекомендации российским фирмам, стремящимся выйти с наукоемкими технологиями на китайский рынок.

г» о о

Защита российской интеллектуальной собственности в Китае

В. М. ПОДЧЕРНИН,

кандидат педагогических наук, консультационная фирма «Корпус», Новосибирск

Обычно при рассмотрении дел, касающихся нарушения патентных прав, ответчиками выступают китайские компании, поскольку пиратской продукции в этой стране выпускается больше, чем во всем мире. Китайская сторона это прекрасно понимает и ведет активную борьбу в данном направлении.

Однако в начале октября 2007 г. китайский суд признал французскую компанию Schneider Electric виновной в использовании технологий, запатентованных китайской фирмой Chint Group, наложив на нее штраф в размере 335 млн юаней - около 44 млн дол.1 Эта сумма стала рекордной для Китая - никогда еще суд не назначал столь «дорогого» наказания за нарушение прав интеллектуальной собственности.

1 The Financial Times. 2007. № 43. © ЭКО 2008 г.

Schneider Electric, впрочем, попыталась воспользоваться нормой действия права преждепользования и во встречном иске обвинила китайскую компанию в использовании ее запатентованных технологий: по ее мнению, Chint Group занялась производством автоматических выключателей, из-за которых проводилось разбирательство, только в 1999 г., тогда как Schneider Electric стала выпускать их с начала 1990-х годов.

Тем не менее факт судебного разбирательства красноречиво говорит о том, что Китай серьезно взялся за защиту своей интеллектуальной собственности, причем делает это цивилизованно, в соответствии с действующим международным правом.

Итак, история

В 1980 г. Китай вступил во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) и присоединился более чем к десяти международным конвенциям, договорам и соглашениям, в числе которых - Парижская конвенция об охране промышленной собственности, Договор о патентной кооперации, Мадридское соглашение о международной регистрации знаков и другие.

В 1980-х годах в республике были введены в действие законы и нормативно-правовые акты, охватывающие главные аспекты охраны прав интеллектуальной собственности: «Закон КНР о товарных знаках», «Закон КНР об авторском праве», «Положение о защите программного обеспечения компьютеров», «Положение об управлении в отношении коллективных обладателей авторских прав» и др. В дальнейшем в них вносились многочисленные поправки, в значительной степени способствовавшие научно-техническому прогрессу и инновациям. Более того, все эти документы были приведены в соответствие с нормами международного права и Соглашения по торговым аспектам (ТРИПС). В стране сложилась модель защиты прав интеллектуальной собственности с одновременным осуществлением административной и уголовной юридической защиты.

Функционально все вопросы охраны интеллектуальной собственности (ИС) в КНР регулируются Государственным управлением по делам ИС и Государственным промышленно-

торговым административным управлением. С целью повышения уровня охраны прав в 2004 г. была учреждена Государственная рабочая группа по защите ИС во главе с вице-премьером Госсовета КНР. Общие вопросы оборота объектов интеллектуальной собственности находятся под контролем органов общественной безопасности и народной прокуратуры.

В Китае насчитывается 31 административная единица провинциального уровня. К августу 2007 г. в 24 провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения были разработаны собственные правовые нормы патентования2. Отметим, что по сравнению с обнародованным в 1985 г. «Законом КНР о патентах», принципиальным и рамочным государственным документом в области патентования, новые местные нормативные акты уделяют повышенное внимание охране интеллектуальной собственности. Они в большей степени стимулируют разработчиков к подаче заявок на регистрацию своих изобретений и защиту авторских прав, а также к принятию конкретных мер, способствующих распространению патентных технологий. Кроме того, их создание рассматривается как важное действие по усовершенствованию и выработке дополнений к закону о патентах.

Сегодня в КНР уделяется большое внимание пропаганде и популяризации знаний в области интеллектуальной собственности. Так, начиная с 2004 г. для широких масс населения проводятся «Недели пропаганды защиты ИС». Не меньшее значение придается международным связям. С 2003 г. китайская и американская стороны ежегодно устраивают «круглый стол» по вопросам интеллектуальной собственности. В 2004 г. в Пекине был проведен первый китайско-европейский диалог, на котором были обозначены первоначальные намерения о сотрудничестве в сфере ИС.

Роль таможни

К целенаправленной охране интеллектуальной собственности на государственной границе Китай приступил в сентябре 1994 г. В октябре 1995 г. вступило в силу «Положение о таможенной охране интеллектуальной собственности», учи-

2 www.chinapro.ru (22.08.07)

тывающее требования Всемирной торговой организации, хоть Китай и не был в то время ее членом. В 2000 г. были внесены поправки в «Таможенный кодекс КНР», а в декабре 2003 г. - в «Положение о таможенной охране ИС». Согласно этому Положению были усилены полномочия таможни, снижены расценки на получение таможенной защиты, разграничены функции и обязанности судебных и административных органов таможни.

В сентябре 2004 г. были обнародованы «Правила применения административных наказаний» с четко прописанными санкциями за нарушение прав интеллектуальной собственности при импорте и экспорте товаров. В декабре этого же года Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура КНР опубликовали и «провели в жизнь» «Разъяснения по некоторым вопросам применения законодательства при рассмотрении уголовных дел по фактам нарушения интеллектуальной собственности». В них еще четче была прописана уголовная ответственность за осуществление импорта и экспорта грузов с нарушением прав ИС.

Таким образом, сложилась трехступенчатая система исполнения законов о защите прав интеллектуальной собственности, включающая Главное таможенное управление, таможни центрального и местного подчинения; введен порядок централизованного учета таможенной защиты ИС; широко применяется модель сочетания исполнения законов по собственной инициативе таможен и по просьбе заявителей. К концу 2004 г. все таможни центрального подчинения создали при себе отделы, отвечающие за охрану прав интеллектуальной собственности, а 11 даже учредили специальные органы и подразделения.

Для координации действий Китайское таможенное управление подписало с таможнями Евросоюза и США соглашения о взаимной помощи при административном исполнении законов, касающихся таможенной охраны прав интеллектуальной собственности. ЕС выделяет на реализацию этих договоренностей 37,2 млн евро, Китай - 62,7 млн евро.

За последние 20 с лишним лет китайское правительство приложило массу усилий для охраны прав интеллектуальной собственности и добилось очевидного для всех прогресса.

За короткий срок республика прошла путь, на который развитым странам требуются десятки и даже сотни лет. Однако китайское правительство осознает, что создание в этой огромной развивающейся стране с населением 1,3 млрд человек законченной системы охраны прав интеллектуальной собственности - дело не одного дня, требующее решения множества задач. И здесь весьма важной могла бы оказаться роль России.

«Интеллектуальные» взаимоотношения

Потеря интеллектуальной собственности или ее приобретение связаны с «утечкой мозгов» в двух направлениях: когда страну покидают специалисты (более распространенный вариант) и через заимствование технологий. Остановить эти потоки вряд ли возможно, а вот регулировать с выгодой для государства - вполне реально.

Во взаимоотношениях России и Китая, несомненно, достигнуты определенные успехи, однако это далеко не предел. Одной из главных причин, мешающих развитию взаимоотношений, является отсутствие целенаправленной политики в области подготовки специалистов по защите интеллектуальной собственности и трансфера технологий. К сожалению, в СО РАН нет ни одного специалиста, в полной мере отвечающего требованиям инновационного менеджмента применительно к Китаю. Даже отличный патентовед (а они в Сибири, несомненно, есть) далек от уровня патентного поверенного западного типа, имеющего надлежащую языковую, экономическую и техническую подготовку, знающего юридические особенности китайского и международного патентного права.

Нарушение российских интересов при передаче технологий в Китай наблюдалось уже на стадии, предшествующей заключению договоров. Так, в 1993-1997 гг. российские заявители получили 109 патентов в КНР, половина из которых была с нарушением ст. 35 Патентного закона РФ, т. е. «без обязательной предварительной подачи заявки в Роспатент»3.

3 Орлова Н. С. Передача российских технологий: контроль необходим // Патенты и лицензии. 2000. № 8. С. 29-32.

Конечно, ситуация меняется, однако сухая статистика говорит о том, что России еще очень далеко до уровня развитых зарубежных стран в области защиты своей интеллектуальной собственности (таблица). За 9 месяцев 2007 г. патентным ведомством Китая выдано различных патентов: Китаю - 8915, Японии - 115799, США - 58061, Германии - 24384, России - 3874.

Количество заявок на изобретения, единиц

Страна 2006 г. 2007 г. (январь-сентябрь)

Китай 16556 18760

Япония 223545 252236

США 143658 162532

Германия 52350 59426

Россия 1115 1178

Эти цифры свидетельствуют далеко не в пользу России, особенно если учитывать ее научно-производственный капитал. Для сравнения взяты, конечно, только те страны, которые входят в число традиционно активных в области патентования и защиты своей интеллектуальной собственности.

Особо следует отметить активную позицию самого Китая. По данным World Intellectual Property Organization (WIPO)5, наибольший прирост числа выданных патентов в стране наблюдался в 2005 г. и составил 42,1%. Патентное ведомство КНР выдало 173 тыс. патентов, причем 93172 - китайским резидентам. В этом году всего в мире было выдано 1660 тыс. патентов, а общий прирост составил 7% по отношению к 2004 г. По активности Китай в 2005 г. попал в пятерку лидеров наряду с Японией, США, Южной Кореей и странами Европы, на долю которой пришлось 77% всех выданных патентов.

В 2006 г. китайские предприятия подали 3826 заявок на регистрацию патентов за границей, в 2005 г. - 2452 (для сравнения: организации США в 2005 г. подали 45 тыс. заявок). В октябре 2007 г. по количеству принятых к рассмотрению заявок на регистрацию патентов Китай стал третьей страной в мире,

4 www.wipo.gov.com

5 http:/frews.xinhuanet.com/english/2007-08/10/content_6506763-.htm

уступающей лишь Японии и США. Вместе с тем в стране выявлен ряд серьезных проблем в патентной сфере: недостаточно высокое качество подаваемых заявок, неравномерное развитие регионов, невысокий уровень осознания важности защиты прав интеллектуальной собственности и управления ей, а также несовершенство системы оказываемых услуг.

По данным патентного ведомства КНР, на конец 2005 г. из 10 тыс. китайских предприятий лишь три являлись обладателями прав интеллектуальной собственности на основные технологии выпускаемой ими продукции, 99% вообще не подавали заявки на получение патентов, а 60% даже не имели собственных товарных знаков.

Между тем Китай ввозил из-за границы почти 100% первоклассного медицинского оборудования, 80% - нефтехимического, 70% - офсетного, а также оборудование для производства легковых автомобилей и станков с цифровым управлением. Все эти разработки были защищены патентами, права на которые принадлежали транснациональным корпорациям или иностранным фирмам.

Китай - крупный производитель цветных телевизоров и мобильных телефонов, однако более 50% ключевых технологий их производства принадлежит опять же транснациональным корпорациям. По итогам выборочного обследования, проведенного на Гуанчжоуской ярмарке, выяснилось, что лишь 21% экспортной продукции китайских предприятий имеет свои товарные знаки.

Такая активность Китая и достигнутые успехи подтверждают, что в стране осуществляется долгосрочная политика заимствования зарубежного научно-технического опыта, работает программа защиты отечественной интеллектуальной собственности и система сбора информации о новейших достижениях в стране и за рубежом. Речь идет о системе функционирования и организации подразделений конкурентной, деловой или бизнес-разведки6. Разработанная с участием профессионалов бизнес-разведки патентно-лицензионная стратегия позволяет компании, использующей в производстве современные технологии, активизирующей научные исследования и опытно-конструкторские разработки, предвидящей и своев-

6 www.a-rsb.ru

ременно реагирующей на возможные технологические и коммерческие перемены, занять благоприятные рыночные позиции.

Совершенно очевидно, что собственными силами, без международного опыта Китаю, как и России, еще долго придется строить систему внедрения новых технологий действительно мирового уровня. Это государство с огромными трудовыми ресурсами было и будет ареной жесточайшей конкурентной борьбы за рынок сбыта между ведущими странами с развитой рыночной экономикой. Россия пытается найти свое место на этом рынке, но в новых экономических условиях рассчитывать на идеологические преференции не приходится. Еще более наивными представляются попытки силового давления на Китай и навязывания ему экономически невыгодных схем сотрудничества. Не стоит надеяться и на то, что Россию просто так пустят в Китай США, Япония, Германия и Южная Корея. Эти государства прочно закрепились там с наукоемкой продукцией и веками отработанными схемами защиты своей собственности, в том числе интеллектуальной.

По данным Министерства коммерции Китая, в 2006 г. в стране зарегистрировано 10538 контрактов по заимствованию передовых технологий на общую сумму 22 млрд дол., что на 15,6% больше, чем в 2005 г. Страны ЕС в 2006 г. оставались крупнейшими поставщиками технологий в Китай (39,3% от общего объема импортированных технологий) на сумму 8,66 млрд дол. Доля Японии и США составила, соответственно, 23,8% и 19,2%7.

Вместе с тем в самом Китае признают, что база нынешнего социально-экономического развития пока еще относительно слаба, а возможности для широкого внедрения новшеств невелики. Поэтому предполагается в полной мере использовать научно-технические ресурсы других государств, заимствовать передовые зарубежные технологии, активизировать их усвоение и адаптацию под местные условия. Для упорядочения этого процесса Министерством коммерции и Министерством науки и техники КНР совместно с другими ведомствами разработан «Каталог иностранных технологий, заимствованию которых отдается приоритет»8.

7 Агентство Синьхуа. 10.01.2007.

8 Агентство Синьхуа. 23.03.2006.

Сотрудничество Китая и России

Сейчас уже совершенно очевидно, что Россия должна серьезно пересмотреть свою политику и признать, что «лобовую атаку» по выходу на китайский рынок с наукоемкой продукцией в последние 10-15 лет она проиграла, причем с крупным счетом. Здесь нужна более тонкая игра, которую вести могут только специалисты, сопоставимые по своему интеллектуально-управленческому уровню и профессиональной подготовке со специалистами ведущих мировых держав, в том числе стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Одним из решений этой задачи могла бы стать программа совместного обучения и подготовки персонала для высокотехнологичных производств глубокой переработки сырьевых ресурсов, размещенных и на территории России. Речь идет не только о вузовской подготовке или обмене отдельными специалистами. Практика показывает, что китайскую сторону такая перспектива мало устраивает, в первую очередь, из-за низких темпов оборачиваемости уже имеющихся огромных людских ресурсов, требующих масштабной и быстрой интеллектуальной подготовки в жестких конкурентных условиях развития мирового рынка. Вряд ли Китай в ближайшем будущем захочет оставаться поставщиком дешевой рабочей силы и низкокачественного ширпотреба. Россию также явно не устраивает роль исключительно сырьевого придатка.

Понятно, что размещение производственных мощностей на российской территории и совместное патентование новейших разработок выгодно обеим странам. Китай получает доступ к российским наукоемким технологиям переработки сырьевых ресурсов (они у России есть, но нет возможности продвинуть их за рубеж из-за сложившейся финансовой политики патентования в России), обученный персонал и защиту совместной интеллектуальной собственности с перспективой экспорта технологий и знаний в третьи страны. России дается возможность переработки сырьевых ресурсов, поставки на мировой рынок продукции с высокой добавленной стоимостью, защиты своей интеллектуальной собственности, ослабления мощного давления мирового интеллектуального рынка,

финансово и юридически защищенного. Причем во многом это может делаться при совместном финансировании и контроле.

Таким образом, совместные усилия России и Китая в защите от давления со стороны агрессивного мирового рынка, в том числе интеллектуального, представляются весьма перспективными для обеих стран. Взаимообогащение знаниями пойдет им только на пользу, тем более что положительный опыт подобного обмена уже был. Такое выгодное сотрудничество возможно и нужно, но с учетом ситуационного анализа, проводимого подготовленными специалистами с обеих сторон, а не на основе огромного количества подписанных протоколов о намерениях, только усиливающих недоверие друг к другу в силу слабого их исполнения.

Способы защиты

Начиная работу по выходу с наукоемкими технологиями на китайский рынок, следует исходить из следующего.

1. Возможности страны или отдельной организации в части позиционирования высокотехнологичной продукции на китайском рынке напрямую зависят и определяются политикой патентования интеллектуальной собственности в республике.

2. В большинстве случаев российские предприятия не могут предоставить Китаю весь пакет патентной и юридической защиты своих технических разработок. Естественно, это отражается на цене продукта и отношении к российскому партнеру.

3. Взаимные ограничения правительств России и Китая существенно сужают области обмена технологиями и разработками. Ни для кого не секрет, что технологии двойного назначения не могут остаться без внимания контролирующих структур - само по себе это вполне нормально, но часто вызывает раздражение и негодование многих российских ученых. К сожалению, наши разработчики нередко начинают задумываться над этим только тогда, когда сталкиваются с отказом в получении документов на вывоз готового научного продукта в Китай.

4. Особое внимание необходимо уделять содержанию контрактов и отношениям с партнером. Китайцы высоко ценят

дружеские отношения, и это их качество следует грамотно использовать. «Товар - деньги - товар» - чисто европейская истина, китайская же вполне может звучать так: «человек -отношения - деньги - товар». И пусть эта схема странна для европейца, в Поднебесной многие дела решаются именно так.

5. Выходя на китайский рынок, выгодно подавать патентную заявку на изобретение или защищать свой товарный знак в России. Проще, конечно, коммерциализовать изобретение через Китай, ведь в России нужно брать кредит для запуска работ, затем ждать, пока начнется само производство.

В Китае многие зарубежные и отечественные фирмы работают по схеме OEM (Original Equipment Manufacturer) - «контрактное» и «лицензионное» производство, «производство по заказу», вовсе не обязательно незаконное, «серое». Еще в 2004 г. Народный суд высшего звена г. Пекина указал, что выполнение OEM-изготовителем своих обязательств по производству и поставке продукции только на экспорт не нарушает прав других владельцев аналогичного или похожего товарного знака в Китае. Производителю достаточно проверить наличие права иностранного заказчика (или отсутствие нарушения прав третьих лиц на их территории) на данный товарный знак и не выпускать продукцию на внутренний рынок КНР. Суд также указал, что OEM - это вид международного вывоза труда, экспорт услуг по предоставлению рабочей силы (как если бы китайские рабочие занимались производством за ру-бежом)9.

Но стоит помнить, что российский рынок представляет интерес для большинства китайских производителей, а «раскручивание» своей марки - процесс непростой и на первоначальном этапе очень нестабильный. Когда российской компанией уже изучен спрос на новый продукт, наработана сеть заказчиков, подготовлена инфраструктура и осталось только дождаться поставки товара, существует риск того, что китайская сторона (поставив его частично или полностью) учреждает в России собственную компанию или заключает договор с более крупным партнером. Потом, зарегистрировав свои права и то-

9 Нырова Н. Н. Параллельный импорт - за и против //ИС. Промышленная собственность. 2007. № 7. С. 5.

варный знак на продукт, снижает цены на рынке на 20%, «красиво» поглощая весь сегмент рынка. И здесь ничего нельзя поделать. Более того, российская компания своими действиями нарушает действующее законодательство РФ (ст. 105 Патентного закона РФ «Об обязательной подаче заявки первоначально в России»), поэтому вынуждена просто молчать.

6. Всегда надо быть готовым к тому, что разработку могут похитить - прямо или косвенно. С этим следует смириться, как это, к примеру, делают японцы. Фирма Pioneer вкладывает интеллектуальную собственность в технологии, в которых является лидером, и в бренд, который поддерживает на протяжении многих десятилетий. Ведь трудно скопировать то, чего еще нет на рынке - это уже промышленный шпионаж, уголовно наказуемое деяние, с которым борются все цивилизованные страны, в том числе и Китай.

7. Защитой российской интеллектуальной собственности в Китае, да и в любой другой стране, должны заниматься не разработчики и авторы научных идей, а специалисты по управлению ИС на основе положений государственной политики в области патентования и коммерциализации научного потенциала страны. В этом плане России есть чему поучиться у других стран, в том числе у Китая.

«ЭКО»-информ

В рамках российско-китайской программы научно-технического сотрудничества реализуется более 170 проектов по следующим направлениям: новые материалы, биотехнология и микробиология, атомная физика и физика высоких энергий, химия и нефтехимия, экология, экологически чистые и ресурсосберегающие технологии, машиностроение, приборостроение и автоматика, телекоммуникации и спутниковая связь, электроника и информатика, сейсмология, сельское хозяйство и многие другие. Над проектами работают более 60 исследовательских организаций, государственных и частных компаний обеих стран.

Источник: Всё о бизнесе в Китае. СПб.: Питер, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.