СТРАТЕГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ КИТАЯ
The intellectual property strategy of China
Островский А. В.*
Аннотация. Стратегия интеллектуальной собственности Китайской Народной Республики направлена на защиту китайского товаропроизводителя не только на территории их страны, но и за рубежом, в условиях быстрого роста объема внешнеторгового оборота страны.
Abstract. The intellectual property strategy of the People's Republic of China is aimed at protecting Chinese manufacturers not only in the territory of their own country but also abroad, under the conditions of a rapid growth of the country's foreign trade turnover.
Ключевые слова: стратегия, интеллектуальная собственность, законодательство, защита, цель, государство, бизнес, инновации, развитие, управление, экономика.
Keywords: strategy, intellectual property, law, protection, goal, state, business, innovations, development, management, economy.
Руководство КНР после вступления в ВТО с начала 2000-х годов стало уделять особое внимание разработке стратегии государственного развития в сфере интеллектуальной собственности (ИС). Как свидетельствуют китайские ученые, «с начала 2000 года Государственное управление по ИС начало задумываться над вопросами стратегии ИС, с 2002 года был запущен процесс разработки стратегии в сфере патентов» [1].
В этот период во время инспекционной поездки по провинции Шаньдун премьера Государственного совета КНР Вэнь Цзябао, на всю страну прозвучала его известная фраза: «будущая конкуренция в мире - это конкуренция в сфере ИС».
После этого судьбоносного заявления одного из высших руководителей страны, уже в июле 2004 года было выдвинуто предложение о разработке единой для государства стратегии в сфере ИС. В результате уже в июне 2008 г. была подготов-
лена «Государственная программа стратегии развития интеллектуальной собственности».
Согласно положениям этого нормативного документа, в долгосрочной перспективе к 2020 года Китай должен стать государством с высоким уровнем развития институтов «создания, использования, защиты и управления» в сфере ИС.
В этом документе были поставлены четыре основные задачи, способствующие инновационному развитию страны: 1) занять 1-е место в мире по числу ежегодных заявок на патенты на изобретения, а также увеличить количество заявок на патенты из-за рубежа; 2) повышение эффективности использования ИС и увеличение доли наукоемкой продукции; 3) улучшение защиты прав ИС; 4) повышение уровня знаний в сфере ИС. Принятая в КНР «Государственная программа стратегии развития интеллектуальной собственности» представляет собой чрезвычайно важный для страны
* Островский Андрей Владимирович, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института Дальнего Востока Российской Академии Наук (РАН), руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН, Российская Федерация, Москва.
Ostrovskii Andrei Vladimirovich, Doctor of Science in Economics, Professor, Deputy Director of the Institute of Far Eastern Studies (IFES) of the Russian Academy of Sciences, Head of the Centre for Economic and Social Research of China of the Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences, Russian Federation, Moscow.
E-mail: [email protected]
нормативный документ, в котором закреплены основные направления движения Китая в сфере ИС на ближайшие годы.
В настоящее время основными правовыми документами, регулирующими институт ИС в КНР, являются три принятых в 80-е гг. ХХ века закона: Закон КНР «О торговой марке», Закон КНР «О патентах» и Закон КНР «Об авторском праве», в которые после вступления КНР в ВТО в 2001 г. были внесены соответствующие изменения, декларирующие защиту прав ИС не только для китайских, но и для иностранных компаний и частных лиц.
1) Закон КНР «О торговой марке» (принят на 24-м заседании ПК ВСНП 5-го созыва 23.08.1982, с последующими изменениями от 22.02.1993 и 27.10.2001) (далее: Закон «О торговой марке»). Рассматриваемый законодательный акт является одним из первых, принятых в КНР вскоре после начала проведения политики реформ и открытости. Ныне действующий Закон «О торговой марке» состоит из 8 глав, 64 статей. Китайским законодателем устанавливается, что данный акт правотворчества принят в целях «усиления контроля за использованием торговых марок, охраны исключительных прав на торговые марки, содействия обеспечению качества товаров и услуг со стороны производителей и предпринимателей, защиты репутации торговых марок для обеспечения законных прав и интересов потребителей, производителей и предпринимателей и содействия развитию социалистической рыночной экономики» (ст.1).
Как следует из текста закона, основную роль в борьбе с контрафактной продукцией играют органы Промышленно-торговой администрации КНР (Чжунгогуншансинчжэнцзюй). В случае если правообладателю или заинтересованному лицу стало известно о нарушении своих прав в отношении торговой марки, то оно вправе обратиться за защитой своих законных интересов в управление Промышленно-торговой администрации не ниже уездного уровня по месту нарушения прав.
Помимо обычных торговых марок, представляющих собой товарные знаки и знаки обслуживания, в соответствии с законодательством КНР можно выделить следующие категории торговых марок: 1) коллективные торговые марки; 2) общеизвестные торговые марки; 3) знаки сертификации; 4) наименования места происхождения; 5) старые торговые марки Китая.
Защита торговой марки (прав ИС) при экспорте (импорте) продукции осуществляется в соответствии с Правилами «О таможенной защите прав интеллектуальной собственности», вступившими
в силу с 01.03.2004. В соответствии со статьей 12 правообладатель вправе обратиться в таможенные органы с заявлением о задержании экспорта или импорта продукции, которая может являться контрафактной и нарушать права данного правообладателя. После задержания данных товаров проводится установление наличия или отсутствия нарушения прав ИС; в случае признания продукции контрафактной, она должна быть конфискована таможенными органами; при наличии состава преступления материалы дела передаются в органы общественной безопасности для последующего привлечения виновного лица (организации) к уголовной ответственности.
2) Закон КНР «О патентах» был принят на 4-м заседании ПК ВСНП 6-го созыва 12.03.1984, с последующими изменениями от 04.09.1992, 25.08.2000 и 27.12.2008. Ныне действующий Закон «О патентах» состоит из 8 глав, 76 статей. Согласно статье 1 Закон был принят «в целях защиты законных прав и интересов патентообладателей, поощрения изобретательского творчества, содействия в его прикладном использовании, повышения инновацион-ности, стимулирования научно-технического прогресса и социально-экономического развития».
В документе законодательно закрепляется определение нескольких важных для института патентного права понятий. Термин «изобретательское творчество» включает в себя понятия «изобретение» (фамин), «модель для практического применения» (шиюнсиньсин) и «конструкция» (вайгуаньшэцзи) (см. ст.2 данного закона и табл.3,4 выше). При этом под изобретениями понимаются новые технические решения, относящиеся к продукции, способам их изготовления или их усовершенствованию; под модель для практического применения понимаются новые технические решения, используемые в прикладных целях и относящееся к конструкции, форме (или их сочетанию) продукции; под конструкциями понимаются новые дизайнерские решения, имеющие эстетическое значение и используемые в промышленности.
Согласно существующей в Китае патентной системе, Управление по патентам Государственного совета КНР (Патентное управление КНР) несет ответственность по регулированию патентов по всей стране, в едином порядке принимает и рассматривает заявки на выдачу патентов и предоставляет патентные права в установленном законом порядке (ст.3). Управления по патентам провинций, автономных районов, городов центрального подчинения несут ответственность по регу-
лированию патентов в пределах соответствующих административно-территориальных единиц.
Патентное управление КНР было создано 14 января 1980 г. по решению высшего административного органа Китая - Государственного совета КНР. В то время Патентное управление КНР включало несколько рабочих групп с числом сотрудников, не превышающих 100 человек. В настоящее время в патентном ведомстве работает более 3 тысяч человек, а само учреждение заслужило в китайском обществе высокую репутацию.
За относительно короткий срок в Китае по западному образцу была создана сравнительно целостная и самостоятельная система рассмотрения патентов. С 01.01.1994 г. Китай стал членом Договора о патентной кооперации (Patent Cooperation Treaty) (далее: PCT), который является международным договором в области патентного права заключённым в 1970 году. Он предназначен для упрощения и снижения расходов при получении охраны изобретений, когда такая охрана испрашивается в нескольких странах. В свою очередь, Патентное управление КНР стало учреждением, уполномоченным принимать заявки от участников этого Договора, и организацией международного поиска соответствующей информации и предварительного рассмотрения заявок. Одновременно с этим в Китае была сформирована сравнительно совершенная система патентной работы: в соответствии с положениями Закона «О патентах» ведомства Госсовета и местные органы власти учредили самостоятельные патентные органы. К настоящему времени в КНР подготовлен отряд патентных поверенных, насчитывающий более 6000 человек. Таким образом, в Китае в первоначальном виде сложилась система патентного обслуживания, включающая службу патентных поверенных, предоставление информации, посредничество при передаче запатентованных технологий и оценку таких технологий.
После принятия в Китае «Закона о патентах» патентная система в стране в целом оказалась сформированной. Вместе с этим, после присоединения КНР в ВТО и необходимостью совершенствования патентного законодательства, власти Китая несколько раз вносили изменения в Закон о патентах. Всего было внесено шесть принципиальных изменений: 1) регистрация созданных в КНР патентов за рубежом без обязательной регистрации в Китае; 2) требование абсолютной новизны; 3) регистрация изобретения и модели, основанных на генетических ресурсах (генофонде диких и культурных видов организмов, доступных для исполь-
зования человеком); 4) выдача принудительных лицензий на использование патентов в отношении лекарственных препаратов; 5) параллельный импорт, не являющийся нарушением патентных прав; 6) установление суммы компенсации за нарушение патентных прав (от 10 тыс. до 1 млн юаней).
Срок патентных прав на изобретение составляет 20 лет. Срок патентных прав на полезные модели и промышленные образцы составляет 10 лет. Указанные сроки рассчитываются с даты подачи заявки на выдачу патента. Законом «О патентах» устанавливаются два условия, при наличии которых патентные права могут быть досрочно прекращены: 1) невыплата обладателем патента установленной ежегодной государственной пошлины за пользование патентом; 2) письменное заявления обладателя патента об отказе от патентных прав. Управление по патентам Госсовета КНР регистрирует наличие основания о досрочном прекращении действия патента, и после выполнения необходимых процедур, обнародует решение.
Выдача патента может быть отказана в трех случаях: 1) секретность работы; 2) противоречат законодательству, общественной морали или наносят ущерб интересам общества; 3) опираются на генетические ресурсы, получены или использованы в нарушение положений действующего китайского законодательства.
Кроме того, патентные права не предоставляются на научные открытия, правила и методы интеллектуальной деятельности, методы диагностики и лечения болезней, породы животных и сорта растений, вещества, полученные путем ядерных преобразований, дизайнерские решения, основным назначением которых является маркировка и предоставляющие собой графические изображения, цветовые решения или их сочетания, выполненные в печатной продукции с плоской поверхностью.
3) Закон КНР «Об авторском праве» (принят на 15-м заседании ПК ВСНП 7-го созыва 07.09.1990, с последующими изменениями от 27.10.2001 и 26.02.2010). Закон «Об авторском праве» состоит из 6 глав, 61 статьи. Последние изменения в нем датированы февралем 2010 г. Структура и содержание Закона «Об авторском праве» показывают, что рассматриваемый акт правотворчества регулирует две большие группы самостоятельных отношений. Первую группу составляют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, то есть составляющие предмет регулирова-
ния авторского права в его традиционном смысле. Вторую группу образуют отношения, связанные с исполнением произведений, созданием фонограмм, видеозаписей, организацией вещания и многое другое, то есть речь идет о так называемых смежных правах, которые не являются чисто авторскими, но тесно с ними связаны.
Согласно ст.3 Закона «Об авторском праве», под используемым в китайском законодательстве в сфере авторского права термином «произведения» следует понимать «произведения литературы, искусства, естественных и технических наук, инженерно-технического творчества», созданные в следующих формах:
• литературные произведения;
• устные произведения;
• музыкальные, театральные, песенные, хореографические произведения, произведения циркового искусства;
• произведения изобразительных искусств и архитектуры;
• фотографические произведения;
• кинофильмы и произведения, созданные способом, аналогичным кинопроизводству;
• конструкторские чертежи, чертежи продукции, географические карты, эскизы и иные произведения в графической форме, а также модели;
• программное обеспечение;
• иные произведения, установленные китайским законодательством.
Наряду с созданием и улучшением правовой системы в области авторского права и усилением административного управления, Китай приступил к строительству системы общественного обслуживания в рассматриваемой сфере. К настоящему времени уже создана в первоначальном виде система такого управления и сервиса, куда входят органы управления коллективными обладателями авторских прав, агентства по авторскому праву, общества по защите авторского права, соответствующие профессиональные общества, организации правообладателей и т.п. В 1988 г. была создана Генеральная компания агентирования авторского права Китая; в 1990 г. было учреждено Китайское общество по изучению авторского права, которое в 2000 г. было переименовано в Китайское общество по авторским правам; в 1993 г. было образовано Китайское общество по авторским правам на музыкальные произведения, в 1998 г. - Китайский центр охраны авторских прав.
Кроме трех основных законов в сфере защиты ИС, в современном Китае также действует множе-
ство разрозненных различных законодательных актов и подзаконных документов, непосредственно относящихся к рассматриваемой сфере.
A) Общие положения гражданского права КНР (приняты на 4-й сессии ВСНП шестого созыва 12 апреля 1986 года, с последующими изменениями от 27.08.2009 года).
Глава 3 раздела 5 Общего положения гражданского права носит название «Интеллектуальная собственность» и посвящена общим вопросам защиты ИС в КНР. В главе содержится всего лишь 4 статьи (статьи 94-97), однако закрепленные в них нормы чрезвычайно важны для общего понимания особенностей института ИС в праве Китая. Для инновационной сферы особенно важна статья 97, на основании которой автор открытия (иного научно-технического достижения) вправе ходатайствовать о получении свидетельства на свое открытие, а также соответствующего вознаграждения, почетных грамот и иных видов поощрения за проделанную работу.
Б) Гражданско-процессуальный кодекс КНР (далее: ГПК) (принят на 4-й сессии ВСНП седьмого созыва 9 апреля 1991 года с последующими изменениями от 28 октября 2007 года). Закрепленные в данном кодексе нормы имеют широкое применение в сфере защиты ИС в КНР. На положения ГПК содержатся ссылки в некоторых законодательных актах при решении вопросов о проведении разбирательств и защите нарушенных прав в сфере ИС. Основным моментом, имеющим важное значение для защиты прав ИС в КНР, является тесная увязка статей ГПК с основными положениями Закона КНР о торговой марке. Эти положения предусматривают в случае нарушения прав ИС возможности для истца (компании или частного лица) обратиться с требованием к государственным органам о запрете деятельности и наложении ареста на имущество в отношении нарушителя ИС - авторского права, патента или торговой марки.
B) Закон КНР «О защите государственной тайны» (принят на 3-й сессии ПК ВСНП седьмого созыва 5 сентября 1988 года, с последующими изменениями от 29.04.2010). Многие положения этого закона напрямую связаны с защитой секретной информации в рассматриваемой сфере. Более того, за нарушения закрепленных в нем положений виновное лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности за разглашение государственной тайны вплоть до смертной казни. Поэтому, например, при обращении китайской организации (частного лица) за получением патента за границей на созданное изобретение, необходимо
сначала пройти специальную экспертизу на наличие секретной информации в предоставляемых зарубежным органом сведениях. В случае игнорирования указанного требования и наличия в предоставляемых за рубеж секретных данных, юридическое лицо (или гражданин) подпадает под уголовную ответственность за разглашение государственной тайны.
Г) Закон КНР «О борьбе с недобросовестной конкуренцией» (принят на 3-м заседании ПК ВСНП восьмого созыва 2 сентября 1993 года). Закон состоит из 5 глав, 33 статей. Как отмечается в статье 1 данного закона, документ был разработан в «целях обеспечения здорового развития социалистической рыночной экономики, поощрения и охраны справедливой конкуренции, пресечения несправедливой конкуренции, защиты законных прав и интересов предпринимателей и потребителей». Следует отметить, что рассмотренная выше правовая норма практически полностью соответствует закрепленным в ст.39Соглашения по торговым аспектам прав ИС (ТРИПС) положениям [30]. Так, в ней указывается, что в процессе обеспечения эффективной защиты от недобросовестной конкуренции члены соглашения вправе защищать закрытую информацию.
Д) Закон КНР «О договоре» (принят на 2-й сессии ВСНП девятого созыва 15 марта 1999 года). Это достаточно объемный нормативный правовой акт, состоящий из 23 глав, 428 статей. Согласно ст.2 Закона под договором понимается «соглашение между равными субъектами — физическими лицами, иными организациями об установлении, изменении, прекращении гражданских прав и обязанностей». В документе законодательно закрепляются положения, касающиеся многих видов договора (дарения, подряда, хранения, поручения и т.д.). Особое место в данном Законе «О договоре» занимает технический договор (глава 18), который широко применяется в сфере ИС.
При заключении технического договора стороны устанавливают взаимные права и обязанности в области развития техники, ее передачи, технических консультаций или технического обслуживания. Само заключение данного вида договора должно, содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение научно-технических результатов, их использование и распространение.
В законе выделено четыре вида технического договора: 1) договор о развитии техники, заключенный между сторонами в целях разработки новой техники, новой продукции, новой технологии или новых материалов, а также в целях проведе-
ния системных исследований для развития техники; 2) договор о передаче техники, который может быть четырех видов: о передаче патентных прав, об уступке права подачи заявки на патентование, о передаче технических секретов и о разрешении применения патента в течение срока действия патентных прав; 3) договор о технических консультациях; 4) договор о техническом обслуживании.
Е) Закон КНР «О внешней торговле» (принят на 7-м заседании ПК ВСНП восьмого созыва 12 мая 1994 года, с последующими изменениями от 06.04.2004). Закон состоит из 11 глав, 70 статей и был принят «в целях расширения внешней открытости, развития внешней торговли, охраны системы внешней торговли, защиты законных прав и интересов участников внешнеторговой деятельности, стимулирования здорового развития социалистической рыночной экономики» (ст.1). Данный закон закрепляет положения о защите прав ИС, связанных с внешней торговлей.
В соответствии со ст.16 данного закона КНР вправе ограничить или вовсе запретить экспорт (импорт) товаров (технологий), если, например, это необходимо в целях защиты государственной безопасности. Таким образом, если китайское юридическое или физическое лицо при подаче заявки на получение патента за границей на полученное им изобретение не прошло проверки на наличие секретных сведений либо если в результате проведенной проверки была установлена его секретность, то вывоз документации, продукта или технологии за рубеж запрещен.
Закон особо оговаривает право на принятие соответствующих мер со стороны китайских органов по защите прав ИС, принадлежащих гражданам или компаниям КНР. В частности, в статье 31 данного закона указывается, что «в том случае если иные страны или территории не предоставляют национальный режим в сфере прав ИС для юридических лиц, иных организаций и частных лиц КНР, или не могут обеспечить достаточно эффективную защиту прав ИС товаров, технологий и услуг из КНР, то соответствующее ведомство в сфере торговли Госсовета КНР может предпринять необходимые меры в соответствии с положениями настоящего Закона, иного законодательства и подзаконных актов, а также положениями международных договоров и соглашений, участником которых является КНР». Наличие вышеприведенной правовой нормы в действующем китайском законодательстве свидетельствует о том пристальном внимании, которое китайские власти уделяют вопросам защиты ИС.
Ж) Закон КНР «О научно-техническом прогрессе» (принят на 2-м заседании ПК ВСНП восьмого созыва 2 июля 1993 года, с последующими изменениями от 29.12.2007) состоит из 8 глав и 75 статей. В него были включены отдельные положения, направленные на защиту ИС в КНР. Согласно статье 7 данного Закона, КНР «разрабатывает и применяет стратегию ИС, устанавливает и совершенствует систему ИС, формирует социальную среду уважения ИС, в соответствии с законом защищает ИС, стимулирует самостоятельное инновационное развитие».
Согласно положениям статьи 20 данного закона, ответственные за реализацию проекта лица (за исключением проектов, касающихся государственной безопасности, государственных интересов и важнейших общественных интересов) получают право пользования в рамках проектов научно-технических фондов или проектов научно-технического планирования, на которые было выделено финансирование. Они получают патент на изобретение, авторское право на компьютерные программы, право на интегральные схемы и право на новые виды растений. В то же время они обязаны обеспечивать использование перечисленных выше прав ИС и принимать необходимые меры по их защите. Также они обязаны представлять ежегодный отчет в контролирующие исполнение проекта органы об использовании и защите ИС. В случае если в определенный срок права на ИС использованы не были, то государство вправе использовать их самостоятельно на безвозмездной основе либо передать их для возмездного или безвозмездного использования другим лицам.
З) Закон КНР «О государственной обороне» (принят на 5-й сессии ВСНП восьмого созыва 14 марта 1997 года) состоит из 12 глав и 70 статей. В статье 2 данного закона указывается, что помимо предотвращения и отпора агрессии, пресечения вооруженного переворота, развертывания военных действий для защиты государственного суверенитета, единства государства, его территориальной целостности и безопасности, он также действует в сфере «проведения политической, экономической, дипломатической, научно-технической, образовательной деятельности, затрагивающих военное дело». Поэтому данный закон напрямую затрагивает вопросы, связанные с защитой ИС в рассматриваемых сферах, и все права на ИС, возникшую в сфере государственной обороны, принадлежат государству. В части 2 статьи 38 и части 1 статьи 39 данного закона определена обязанность органов управления относящейся
к сфере государственной обороны ИС, таких как Госсовет КНР или Центральный Военный совет КНР. Они должны управлять интеллектуальной собственностью в этой сфере, защищать от посягательств на их присвоение, гарантировать их безопасность, целостность и действенность.
И) Таможенный кодекс КНР (принят на 19-м заседании ПК ВСНП шестого созыва 22 января 1987 года, с последующими изменениями от 08.07.2000) состоит из 9 глав, 102 статей. Как гласит статья 1 Таможенного кодекса, он был принят «в целях защиты суверенитета и интересов страны, усиления таможенного контроля, содействия внешнеэкономическим связям и торговле, научно-техническому и культурному обмену, обеспечения социалистического строительства и модернизации». Именно таможенным органам принадлежит основная заслуга в борьбе с контрабандой, нарушающей права ИС продукцией. При Главном таможенном управлении КНР был создан специальный орган общественной безопасности, осуществляющий работу по борьбе с контрабандой, отвечающий за расследования совершенных в рассматриваемой сфере преступлений.
Однако китайская таможня практически полностью закрывает глаза на произведенную в Китае и вывозимую за рубеж контрафактную продукцию, при этом всячески защищая права ИС своих граждан (организаций), если они нарушены иностранными лицами. Такого рода «двойной стандарт» в таможенной защите ИС уже давно является предметом критики международных организаций, однако китайское государство исходит, прежде всего, из приоритета своих национальных интересов, в соответствии с которыми производство контрафактного товара и последующий его сбыт за границей приносит только пользу развитию китайской экономики. При этом в статье 91 Таможенного кодекса КНР содержится прямое указание на конфискацию грузов, нарушающих права ИС вне зависимости от их экспорта или импорта. В целом Таможенный кодекс КНР содержит все необходимые для применения на практике правовые нормы по защите ИС, однако на практике их применение оказывается весьма выборочно и в полной мере используется принцип «двойных стандартов».
К) Закон КНР «О вещном праве» (принят на 5-й сессии ВСНП десятого созыва 16 марта 2007 года) состоит из 5 частей, 19 глав, 247 статей. В нем закрепляется возможность использования имущественного права в сфере ИС в качестве предмета залога. Об этом прямо говорится в пункте 5 статьи 223 дан-
ного закона, где должник или третье лицо вправе передать в залог «имущественное право, вытекающее из исключительного права на использование зарегистрированной торговой марки, патента, авторского права». При передаче в залог прав исключительного использования зарегистрированных торговых марок, патентных прав, авторских прав и иных прав ИС, стороны должны заключить договор в письменном виде. Залог возникает с момента регистрации залога соответствующим ведомством. После передачи в залог прав ИС залогодатель не может передать или разрешить использование данных прав иным лицом кроме как по соглашению между залогодателем и залогодержателем. Важно отметить, что приведенные выше положения повторяют нормы, закрепленные в Законе КНР «О гарантиях» (принят на 14-м заседании ПК ВСНП восьмого созыва 30 июня 1995 года). Так, в части 3 статьи 75 отмечается, что в качестве залога может выступать «передаваемое согласно закону имущественное право, вытекающее из исключительного права на использование торговой марки, патента, авторского права».
Л) Уголовный кодекс КНР (принят на 2-й сессии ВСНП 5-го созыва 1 июля 1979 года, с последующими изменениями от 14.03.1997, 25.12.1999, 31.08.2001, 29.12.2001, 28.12.2002, 28.02.2005, 29.06.2006, 28.02.2009, 27.08.2009). Наиболее суровым видом юридической ответственности, наступающей за нарушение прав ИС, является уголовная ответственность.
Основные положения, закрепляющие уголовную ответственность физических и юридических лиц за совершение преступлений в сфере ИС, содержатся в параграфе 7 («Преступления против прав интеллектуальной собственности») главы 3 («Преступления против социалистического рыночного экономического порядка») (статьи 213220). В принятом в 1979 году Уголовного Кодекса КНР была только одна статья 127, устанавливающая уголовную ответственность за преступления против ИС. В ней указывалось, что «нарушение закона о товарных знаках, подделка промышленными и торговыми предприятиями товарных знаков, закрепленных за другими предприятиями, совершенные непосредственно ответственными за деятельность предприятия лицами, наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, арестом или штрафом». Однако по мере стремительного роста числа преступлений нарушений в рассматриваемой сфере в КНР начали принимать разрозненные акты правотворчества, направленные на усиление уголовной ответственности за совершение
преступлений против ИС. Завершающим этапом совершенствования института уголовной ответственности за эти преступления стало принятие УК КНР в редакции 1997 года, ознаменовавшее окончательное правовое закрепление уголовной ответственности за нарушение прав ИС.
В действующем китайском уголовном законе за совершение преступлений против ИС устанавливаются разные виды уголовной ответственности от штрафа для юридических и физических лиц до лишения свободы до семи лет в зависимости от тяжести преступления.
Организация, совершившая преступление против ИС наказывается штрафом, а руководство и ответственные лица подлежат уголовному наказанию по соответствующим статьям УК КНР. Согласно ст.111 УК за разглашение государственной тайны виновное лицо также подлежит привлечению к уголовной ответственности, вплоть до приговора высшей меры наказания - смертной казни.
М) Правила КНР «О таможенной защите прав интеллектуальной собственности» (приняты на 30-м заседании Постоянного бюро Государственного совета КНР 26 ноября 2003 года, с последующими изменениями от 24 марта 2010 год). Этот важный нормативный документ состоит из 5 глав и 33 статей. Правила были приняты в соответствии с требованиями действующего Таможенного кодекса КНР в целях реализации таможенной защиты прав ИС, стимулирования внешнеэкономической деятельности и торговли, технического и культурного обмена, защиты публичных интересов (ст.1). В этом документе китайский законодатель дает свое определение понятия таможенной защиты прав ИС, который часто используется в различных нормативных правовых актах КНР и в китайской юридической литературе.
Статья 2 Правил КНР «О таможенной защите прав интеллектуальной собственности» понимает защиту таможенными органами прав ИС как защиту связанных с импортом и экспортом товаров, включая исключительное право на торговые марки, авторские и смежные права, патентные права (далее - права ИС)». В КНР запрещается экспорт и импорт товаров, нарушающих права ИС, а таможенные органы КНР осуществляют защиту прав ИС в соответствии с положениями соответствующего законодательства.
ИС правообладателя регистрируется в Главном таможенном управлении КНР в течение 30 дней со дня представления заявления и соответствующих документов. Срок регистрации прав ИС составляет 10 лет с момента вступления в силу решения
Главного таможенного управления КНР о регистрации прав. Для продления регистрации прав ИС правообладатель может обратиться за продлением регистрации за 6 месяцев до истечения периода регистрации прав в десять лет. Регистрация прав ИС автоматически теряет силу по истечению срока регистрации, если правообладатель не подает заявление о продлении срока регистрации, или если правовая защита не распространяется на данные права ИС.
В соответствии со статьей 12 Правил при выявлении экспорта или импорта предполагаемых контрафактных товаров правообладатель вправе обратиться в таможенные органы по месту экспорта или импорта товаров с заявлением об удержании предполагаемых контрафактных товаров. В случае установления факта нарушения прав ИС по результатам проверки таможенные органы конфискуют удержанные товары. После конфискации товаров, нарушающих права ИС, таможенные органы должны уведомить в письменной форме правообладателя о данных товарах. В случае если товары, нарушающие права ИС, могут быть использованы для общественной благотворительности, таможенные органы должны передать данные товары соответствующей благотворительной структуре для использования товаров в благотворительных целях. Если правообладатель выражает намерение выкупить товары, таможенные органы должны на компенсационной основе передать данные товары правообладателю. В случае невозможности использования конфискованных товаров на общественную благотворительность или отсутствия у правообладателя намерения выкупить товары, таможенные органы должны согласно закону продать данные товары при помощи аукциона после ликвидации особенности, составляющей нарушение прав.
Существует еще целый ряд локальных нормативных актов, которые направлены на регулирование рассматриваемого правового института охраны ИС. Однако такие документы подвержены частным изменениям и их анализ должен осуществляться при решении конкретного вопроса по защите нарушенных прав ИС.
В целом за годы реформы после «культурной
революции» в КНР значительно повысился уровень развития науки и техники, что, в конечном счете, привело к повышению уровня образования, росту расходов на НИОКР и его доли в ВВП, росту численности инженерно-технических работников и работников науки, значительному увеличению количества зарегистрированных патентов на каждые 10 тыс. человек. Это, в свою очередь, привело к быстрому росту научно-технического прогресса в КНР, повышению доли экспорта высокотехнологичной продукции, повсеместному внедрению достижений научно-технического прогресса в производство по всей стране [1].
В результате в Китае после вступления КНР в ВТО в 2001 г. и значительного расширения объема внешнеторговых связей возникла необходимость создавать свою систему защиты ИС, как на территории страны, так и за ее пределами. В настоящее время система защиты ИС в КНР состоит из трех основных законов - о патентах, о торговой марке и об авторском праве, которые определяют объект и формы защиты государством от посягательств на права ИС компаний и частных лиц. Эти три основных закона дополняются различными нормативными актами, начиная от Таможенного, Гражданско-процессуального и Уголовного кодексов КНР, различных законодательных актов, имеющих прямое отношение к формированию ИС, и кончая различными подзаконными актами, среди которых основным документом являются Правила КНР о таможенной защите прав ИС. Вся эта система защиты интеллектуальной собственности направлена на защиту китайского товаропроизводителя не только на территории своей страны, но за рубежом в условиях быстрого роста объема внешнеторгового оборота страны не только товаров, но и различных видов услуг в условиях членства Китая в международной торговой организации ВТО. Как показывает опыт работы Китая на мировом рынке после вступления в ВТО, эта система действует чрезвычайно эффективно и не только защищает китайского обладателя ИС внутри страны и за рубежом, но и часто является своего рода барьером для иностранных правообладателей не только на территории Китая, но и в других странах.
Литература
1. Стратегия интеллектуальной собственности. URL: http://www.sipo.gov.cn/sipo2008/ztzl/zxhd/hh60/ iphm/200909/ t20090921_476033.html
References
1. Strategiia ^еИекШа!^ sobstvennosti, URL: http:// www.sipo.gov.cn/sipo2008/ztzl/zxhd/hh60/ iphm/200909/ t20090921 _476033.html