диффамации и иным нарушениям личных прав право, с которым отношение наиболее тесно связано. Принцип наиболее тесной связи повысит правовую определенность и в то же время будет содействовать улучшению координации между законами государств-членов и третьих стран. Исходя из этого, европейские ценности будут применяться только при диффамации, имеющей тесную связь с одним из государств-членов.
Е.А. Афанасьева
2012.03.052. МЕССЕРШМИДТ К. ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.
MESSERSCHMIDT K. Europäisches Umweltrecht. - München: Beck, 2011. - LIV, 1007 S.
Книга состоит из предисловия, введения, посвященного основным проблемам экологического права (с. 1-60) и четырех разделов. Первый из них озаглавлен «Первичное право» (с. 61-518), второй - «Вторичное право. Общая часть» (с. 519-656), третий -«Вторичное право. Особенная часть» (с. 657-992). Работа снабжена указателями сокращений (с. XXI-XXVIII), списком литературы (с. XXIX-XXXIX), перечнем судебных решений (XLI-LIV), предметным указателем (с. 993-1007). В соответствии с практикой немецких издательств даны краткое (с. V) и развернутое (с. IX-XX) оглавления.
Во введении выделены такие вопросы, как состояние и понятие европейского экологического права, которые рассматриваются с учетом позиций немецкого законодательства и законодательства третьих стран, а не только права окружающей среды ЕС, позиций судебной практики. Автор анализирует общую дефиницию и рассматривает антропологический экоцентристский подход к экологическому праву. Затем он пишет об экологическом праве как праве охраны природы, выделяет элементы экологического права и описывает его как комплексную отрасль с указанием таких черт, как символичность, контроверсийность, приемлемость, инноватив-ность и др. Далее К. Мессершмидт указывает на значение международного права в охране окружающей среды и останавливается на характеристике этой отрасли как динамичной системы, выделяя этапы ее формирования. Кроме того, он специально рассматривает экологическое право как техническое и политическое право. Под-
черкивая специфику именно европейского экологического права, автор указывает на предпосылки его формирования и обозначает его сущность как международного, наднационального и внутреннего права, опираясь на статус и признаки Европейского союза и его актов. В итоге автор ставит вопрос о том, не является ли европейское экологическое право парадоксальным институтом (с. 53) и определяет его как «сумму правовых институтов, которые служат охране окружающей среды. Его предметом является природная окружающая человека среда» (с. 56). При этом автор подчеркивает возможную проблематичность включения использования природных ресурсов и отдельных природных благ - земли, вод, климата и пр. Социальная или культурная среда не являются предметом экологического права.
В разделе о первичном праве К. Мессершмидт рассматривает его предпосылки и границы, а также основные этапы формирования. В этих целях он анализирует важнейшие документы - договоры об образовании Европейского сообщества и Европейского союза, а также положения, касающиеся защиты экологических прав по Хартии основных прав человека и гражданина. Отдельно он рассматривает экологическую политику государств и международного сообщества в ХХ в. и ее влияние на формирование европейского экологического права. Значительное место уделено описанию компетенций, как внешних, так и внутренних, финансовых и горизонтальных. Это дает представление об организации правотворческого и правоисполнительного процессов в ЕС применительно к охране окружающей среды. В этом же разделе выделен вопрос об эколого-правовых границах национального экологического права, которые определяются принципами свободного передвижения товаров, общностью судебной практики и др. Особо он рассматривает проблему имплементации европейских предписаний в национальное право стран - участниц ЕС. При этом анализируется обязывающая сила и рекомендательный характер различных актов Европейского союза - директив, постановлений, рамочных решений, программ и т.п., а также методы «открытой координации». Значительное внимание уделяет автор и проблеме целей и принципов европейского экологического права (с. 261-320). В частности, среди целей данной отрасли он выделяет охрану и улучшение окружающей среды, охрану здоровья, охрану природных ресурсов, а среди принципов -
интернационализацию экологического права (принцип глобализации), устойчивое развитие, высокий уровень защиты, предосторожность и др.
В четвертом параграфе данного раздела «Европейское и международное экологическое право» автор останавливается на таких проблемах, как международное сотрудничество, свобода торговли. В пятом параграфе он анализирует основные инструменты европейского экологического права, в том числе планирование, административные контрольные процедуры (например, порядки получения разрешений, установление запретов и ограничений, иных обязанностей), а также смежные инструменты, в частности, экономического характера (экологические налоги и субвенции), информационного характера, самостоятельного регулирования и контроля и пр. В шестом параграфе описываются статус и полномочия субъектов экологического права: от Европейского парламента и Европейского совета до суда ЕС и Счетной палаты. Здесь же кратко характеризуются полномочия государств - участников ЕС.
Завершается первый раздел анализом тенденций развития европейского экологического права.
Во втором разделе, посвященном общей части европейского экологического права (§ 8-12), выделены проблемы экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду, экологической информации - по положениям Орхусской конвенции, реализации Директивы ЕС о интегрированной оценке и предупреждении загрязнения окружающей среды, экоаудита и возмещения вреда.
В третьем разделе об особенной части европейского экологического права (§ 13-20) последовательно представлены базовые правовые предписания, позиции доктрины и судебной практики, касающиеся охраны отдельных компонентов окружающей среды или видов деятельности, оказывающей на нее воздействие. Так, здесь анализируются охрана природы в ее классическом понимании как охраны особо значимых в экологическом отношении территорий, фауны и флоры. Далее, представлены параграфы о праве охраны вод, включая охрану морской среды, о праве охраны воздуха и отдельно - об охране климата, регулировании выбросов и регулировании эффективного использования энергии. В отдельный параграф выделены вопросы охраны от шума. Традиционно в спе-
циальных параграфах рассматриваются вопросы права отходов и права химических веществ, правового регулирования генной инженерии.
Для иллюстрации приведем пример европейских актов, регулирующих обращение с химическими веществами, которые анализируются автором книги. Это REACH (Registration, Evaluation, Authorization and Restriction of Chemicals), директивы об основах лабораторной практики, об упаковке и маркировке опасных химических веществ, о биоцидах, а также постановления о моющих средствах, детегентах, средствах борьбы с вредителями и болезнями растений и т.п. В завершение анализа правовых предписаний об обращении с химическими веществами К. Мессершмидт рассматривает случай в Севезо - одной из известнейших экологических катастроф - и характеризует нормы европейского экологического права, касающиеся предупреждения и ликвидации аварий и катастроф.
А.А. Рёрихт
2012.03.053. КЕК В. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА.
KÖCK W. Eine umweltgerechte Reform der europäischen Agrarpolitik ist dringend erforderlich! // Zeitschrift für Umweltrecht. - Baden-Baden, 2011. - H. 1. - S. 1-3.
Современное интенсивное сельское хозяйство - главная причина уничтожения биологического разнообразия в Европе. В октябре 2007 г. федеральное правительство Германии приняло «Национальную стратегию по биологическому разнообразию», в которой был сформулирован ряд глобальных задач по устойчивому развитию сельского хозяйства.
До 2020 г. биоразнообразие должно быть значительно увеличено, созданы условия для безопасного существования большого количества популяций диких животных, которые типичны для регионов с разным сельским хозяйством. До 2015 г. на 10% (по сравнению с 2005 г.) должны быть увеличены используемые в природных целях территории, такие как аграрные биотопы. Также должны быть уменьшены азотные выбросы. А до 2020 г. минимизированы с целью защиты экосистемы концентрации удобрений.