Научная статья на тему '2012.03.044. ФРЕМО Ф. ПРОДУКТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ: АЛЬТЕРНАТИВА ДОЛГОВЕЧНОСТИ? FREMEAU PH. DES PRODUITS CONçUS POUR NE PAS DURER? // ALTERNATIVES éCON. - P., 2011. - N 303. - P. 42-44'

2012.03.044. ФРЕМО Ф. ПРОДУКТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ: АЛЬТЕРНАТИВА ДОЛГОВЕЧНОСТИ? FREMEAU PH. DES PRODUITS CONçUS POUR NE PAS DURER? // ALTERNATIVES éCON. - P., 2011. - N 303. - P. 42-44 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012.03.044. ФРЕМО Ф. ПРОДУКТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ: АЛЬТЕРНАТИВА ДОЛГОВЕЧНОСТИ? FREMEAU PH. DES PRODUITS CONçUS POUR NE PAS DURER? // ALTERNATIVES éCON. - P., 2011. - N 303. - P. 42-44»

риальную сферу. Венчурные компании финансируют стартовые предприятия в течение максимум шести лет, вынуждая их основателей искать впоследствии другие источники финансирования (043, с. 38). Упрощение процедуры первичного размещения акций (IPO) привело бы к сокращению числа покупок стартовых компаний зарубежными предприятиями, поскольку рынок капитала позволяет основателям компании оставаться у руля, а инвесторам возмещать капиталовложения и получать прибыль. Таким образом, стартовые предприятия получат больше шансов для выживания после ухода венчурного капитала.

Сегодня на биржу выходит очень незначительное количество французских стартовых предприятий. Эта ситуация коренным образом отличается от ситуации в США, где существенную роль в развитии стартовых компаний выполняет биржа «Nasdaq». Поэтому для французских стартовых предприятий выход на международную арену - гораздо более сложная задача, чем для американских. Решением может быть создание большого европейского рынка технологических ценностей. Другой путь состоит в увеличении средств Фондов стратегических инвестиций (FSI).

И.Ю. Жилина

2012.03.044. ФРЕМО Ф. ПРОДУКТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ: АЛЬТЕРНАТИВА ДОЛГОВЕЧНОСТИ?

FREMEAU Ph. Des produits conçus pour ne pas durer? // Alternatives écon. - P., 2011. - N 303. - P. 42-44.

В статье главного редактора французского журнала «Экономические альтернативы» анализируются причины сокращения сроков службы товаров широкого потребления.

В последние годы производителей часто обвиняют в том, что они сознательно сокращают долговечность продуктов для увеличения объемов сбыта и, соответственно, повышения прибыли, что приводит к растрате ресурсов. В то же время в производстве промышленного оборудования нерациональное использование сырьевых и энергетических ресурсов скорее сокращается. Поскольку промышленное оборудование используется интенсивно и длительное время, главным требованием к нему является надежность: потери из-за его поломки могут достигать сотни миллионов евро. Теми же соображениями покупатель промышленного оборудования

руководствуется при приобретении компонентов и промежуточных продуктов. Конечно, сбои в работе оборудования возможны, но сама мысль о программировании устаревания является оскорблением для его производителей, постоянно стремящихся к нулевому уровню поломок и тотальному качеству.

К товарам широкого потребления подобные требования, как правило, не предъявляются, что связано с условиями их использования. Большинство производителей не видят необходимости создавать легковые автомобили, обладающие характеристиками грузовика, поскольку стоимость производства такого автомобиля будет гораздо выше. Точно так же стиральные машины предприятий, предоставляющих услуги прачечной, гораздо прочнее, но и дороже, чем те, что используются в домашних хозяйствах.

Вместе с тем все современные автомобили дешевле, намного надежнее и долговечнее выпускавшихся раньше. В «Бугатти» 1920-х годов сиденья были обиты кожей, которая могла прослужить 100 лет, но он часто ломался, не пройдя и 30 тыс. км. Большинство современных автомобилей без серьезных проблем работают весь срок службы, на который они рассчитаны (10 лет или пробег 300 тыс. км) (с. 43).

По мнению автора, качество промышленной продукции никогда не было таким высоким, как сегодня, благодаря совершенствованию материалов, технологии производства. Это позволяет удовлетворять все более жесткие требования потребителей, устранять случайные риски. Существующие сегодня инструменты контроля и тестирования дают возможность в более полной мере обеспечить соответствие продукта техническим требованиям.

Процесс стандартизации распространяется как на продукты, так и на производственные процессы. Еще недавно покупатели электронных компонентов должны были проверять каждый из них перед включением в свои системы. Сегодня производители гарантируют клиентам их абсолютную надежность, что позволяет обеспечить надежную работу важнейших видов оборудования, а предприятиям и дистрибуторам товаров широкого потребления снизить расходы на послепродажное обслуживание, зарабатывая на гарантировании качества продукции.

Вместе с тем забота о надежности сопровождается оптимизацией промышленного производства, которая на практике вылива-

ется в программируемое устаревание продукции. В период разработки продукта все делается для облегчения, уменьшения размеров деталей, устранения компонентов, не являющихся необходимыми с точки зрения эффективности и ожидаемого срока службы продукта. Такой метод анализа эффективности затрат был разработан компанией «General Electric» в конце Второй мировой войны в целях экономии сырья. В результате его использования удалось, например, уменьшить толщину стенок холодильника при лучшей изоляции. Следя за тем, чтобы основные компоненты выполняли только свои функции и имели оптимальный срок службы, промышленность смогла снизить издержки за счет сокращения потребления сырья.

Проблема, однако, состоит в том, что те же самые предприятия для увеличения объема продаж одновременно закладывают в производство такие параметры, чтобы потребители регулярно обновляли продукты, даже если они находятся в прекрасном состоянии. Мода распространяется не только на одежду и обувь, но и на множество других товаров от мобильного телефона до стиральных машин. Рекламе удается убедить потребителя в необходимости иметь последнюю модель того или иного продукта. Поэтому многие товары сегодня заменяются новыми до окончания срока их службы. Лишь очень немногие производители в качестве маркетингового лозунга ссылаются на то, что их продукт будет служить вечно.

Ускорение обновления продукции стало возможным в результате роста производительности и импорта из стран с формирующейся рыночной экономикой с низкой стоимостью труда, что привело к значительному снижению относительных цен на промышленную продукцию. В то же время любой ремонт бытовой техники стал дорогостоящим из-за высокой стоимости труда в богатых странах. В результате при порче бытовой техники через несколько лет службы гораздо рациональнее заменить ее, чем ремонтировать. Новый аппарат будет дешевле, современнее, красивее и надежнее своего предшественника. Некоторые аппараты изначально создаются как неремонтопригодные, что позволяет их создателям снизить издержки производства и, соответственно, цены.

Постоянное обновление продукции приводит к огромному расходованию материалов, которое стимулируется низкими ценами

на сырьевые ресурсы, остающимися близкими к издержкам добычи, как если бы их запасы были неисчерпаемыми. Система цен на сырье и энергию и интернализация стоимости повторной переработки вынуждают предпринимателей и потребителей изменить свое поведение. Более дорогие продукты предназначены для более длительного использования за исключением тех редких случаев, когда увеличение срока их службы потребует увеличения издержек производства или использования, в частности энергетических.

Трансформация производственной системы в направлении производства продукции, предназначенной для полной повторной утилизации, только начинается. Такой переход технически возможен, но требует отказа от использования не поддающегося повторной переработке сырья. Если этого удастся добиться, то экономика станет по-настоящему устойчивой.

И.Ю. Жилина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.