Научная статья на тему 'Российская химия: движение вперед или бег на месте?'

Российская химия: движение вперед или бег на месте? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / CHEMICAL INDUSTRY / УГЛЕВОДОРОДНОЕ СЫРЬЕ / ПОЛИМЕРЫ / POLYMERS / РОССИЯ / RUSSIA / ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / EASTERN SIBERIA / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC EFFICIENCY / СИСТЕМНАЯ ПОЛИТИКА ХИМИЗАЦИИ / SYSTEM CHEMICALIXATION POLICY / HYDROCARBON RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюков В. А., Силкин В. Ю., Токарев А. Н., Шмат В. В.

Сегодня по показателям производства и потребления полимерных материалов и других видов химической продукции Россия занимает далеко не самое почетное место. Почему химия в нашей стране не может развиваться столь же быстро, как, например, в Китае? Почему мы движемся вперед со скоростью, едва-едва превышающей среднемировую, т.е. фактически топчемся на месте, и с какими угрозами это связано? Можно ли исправить ситуацию, и что для этого нужно сделать?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chemical industry today is one of the «bottlenecks» of the domestic economy, inhibiting rate and influencing negatively the quality of economic growth. Russia doesnt rank high among the industrial countries on indicators of production and consumption of polymeric materials and other chemical products. Why chemistry in our country cant develop so rapidly like, for example, in China? Why are we moving forward with a speed hardly higher than average in the world, i.e. running on the spot. What threats does it bring about? Is it possible to improve situation, and what is to be done?

Текст научной работы на тему «Российская химия: движение вперед или бег на месте?»

Сегодня по показателям производства и потребления полимерных материалов и других видов химической продукции Россия занимает далеко не самое почетное место. Почему химия в нашей стране не может развиваться столь же быстро, как, например, в Китае? Почему мы движемся вперед со скоростью, едва-едва превышающей среднемировую, т.е. фактически топчемся на месте, и с какими угрозами это связано? Можно ли исправить ситуацию, и что для этого нужно сделать?

Ключевые слова: химическая промышленность, углеводородное сырье, полимеры, Россия, Восточная Сибирь, эффективность экономики, системная политика химизации

Российская химия: движение вперед или бег на месте?*

В. А. КРЮКОВ,

доктор экономических наук,

В. Ю. СИЛКИН,

кандидат экономических наук,

A. Н. ТОКАРЕВ,

доктор экономических наук,

B. В. ШМАТ,

кандидат экономических наук,

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск

Бег с барьерами

В настоящее время развитие российской химической промышленности тормозят следующие системные проблемы. ,

• Особенности основных активов. Большая часть предприятий отрасли была построена еще в советские годы. Производственные мощности ориентированы на внутренние потребности в базовой химической продукции -ассортимент выпуска в основном сформировался в конце

* Окончание. Начало см.: ЭКО. - 2010. - № 7. © ЭКО 2010 г.

1980-х годов и все меньше отвечает современной структуре как внешнего, так и внутреннего спроса. К тому же продукция изначально не соответствовала международным стандартам.

• Износ основных производственных фондов в отрасли составляет 43%, сроки эксплуатации значительной их части - 20 лет и более (для сравнения: в химической промышленности США срок службы оборудования в среднем - не более 6 лет).

• Несоответствие технического уровня отрасли современным требованиям (устаревшие технологии характеризуются высокими удельными показателями расхода сырья и энергоресурсов, а также узким ассортиментом и низким качеством продукции).

В результате необходимая российскому рынку высокотехнологичная химическая продукция (изделия из пластмасс, синтетические волокна и нити, лакокрасочные материалы, химические средства защиты растений, пластификаторы и т.п., не говоря уже о химико-фармацевтической продукции) поставляется из-за рубежа. Таким образом, системная проблема химического комплекса России заключается в разрыве между развитием рынка и сферы производства.

В настоящее время химическая промышленность России оказалась в системном технологическом кризисе. Страна не располагает собственными технологиями для крупнотоннажного производства практически всех видов химической продукции, которые могут быть получены на основе, по крайней мере, углеводородного сырья. Это касается не только сложных полимеров, но и наиболее распространенных базовых продуктов, таких как метанол, аммиак, полиолефины и т.п.

Все действующие в России крупнотоннажные химические установки (например, в составе «Тольяттиазота» и Тобольского НХК, в Томске и в Губахе) в свое время были закуплены за рубежом, но за последние 20 лет единичные мощности технологических установок по выпуску химической и нефтехимической продукции выросли в мире в среднем в 2-3 раза. К разряду многотоннажных стали

относиться, например, терефталевая кислота и другие продукты, единичные мощности по производству которых в 1980-х - начале 1990-х годов исчислялись в лучшем случае несколькими десятками тысяч тонн в год (сейчас счет идет на сотни тысяч).

Сегодня Россия не располагает и серьезными возможностями для выпуска современного химического и нефтехимического оборудования. На практике для этого слишком много препятствий, начиная хотя бы с сертификации. Оборудование должно быть признано зарубежными лицензиарами (обладателями прав на химические технологии) пригодным для использования в соответствующих технологических процессах.

Другая проблема связана с крайне ограниченными возможностями по кооперированию и комбинированию технологических цепочек, сложившихся и формирующихся в рамках отдельных предприятий отрасли. На практике эти взаимосвязи возможны лишь на базе адекватной отраслевой инфраструктуры, т.е. системы специализированных транспортных коммуникаций, позволяющих организовать рациональные потоки сырья и полупродуктов при минимальных издержках.

К сожалению, такая инфраструктура в России почти отсутствует, равно как и обоснованные представления о возможных направлениях ее развития. Так, вся специализированная транспортная инфраструктура российского химического комплекса - это два этиленопровода (Нижнекамск - Стерлитамак и Ангарск - Саянск) общей протяженностью порядка 1000 км и экспортный аммиакопровод, соединяющий Тольятти с черноморскими портами Украины. Все прочие потоки продукции (промежуточной и конечной) тяжелым грузом ложатся на железнодорожный транспорт - слишком дорогой, медленный и ненадежный.

Впрочем, отсутствие транспортной инфраструктуры - это не только наша беда: даже европейские страны завидуют США, где свыше 95% мощностей по выпуску олефинов (базовых полупродуктов для большинства нефтехимических синтезов) связаны между собой системой продуктопроводов. В Европе олефинопроводы охватывают лишь 50% существующих мощностей. В настоящее время реализуется

проект по созданию трансевропейской сети олефинопро-водов, рассчитанный на период до 2020 г., в рамках которого также планируется рационализировать размещение производственных мощностей (вместо устаревших относительно небольших производств будут созданы несколько новых крупных комплексов класса «World Scale»)1. Развивают специализированную химическую инфраструктуру также в Китае и в странах Ближнего Востока - нам же о реализации подобных проектов в ближайшем будущем, видимо, остается только мечтать.

Отсюда вывод, что в обозримом будущем практическое осуществление любых крупномасштабных химических проектов в России будет связано не только с использованием зарубежных технологий, но и, вероятнее всего, с комплектными поставками импортного оборудования. Это негативно отразится на стоимости проектов - не только из-за того, что импортное оборудование дороже российского, но и в силу весьма дорогостоящей привязки импортируемых технологических процессов к новым территориям.

В отличие, например, от Саудовской Аравии или Китая, Россия пока не является крупным игроком-импортером на рынке химических технологий, соответственно, и требования к российским покупателям со стороны лицензиаров и поставщиков оборудования будут более жесткими. Плюс к этому (правда, с большим знаком «минус») имеющиеся инфраструктурные проблемы.

В настоящее время построить крупный химический завод где-нибудь на Ближнем Востоке или в Азии гораздо проще и дешевле, чем в России - и тем более в нефтегазовых районах Западной и Восточной Сибири, где сосредоточены основные ресурсы углеводородного сырья при отсутствии необходимой инфраструктуры и расстояниях в 3-3,5 тыс. км - что в западном, что в восточном направлении, что до потребителей в центральной части России, что до экспортных морских портов.

1 Skelley P. The Trans European Olefins Pipelines Network Project -Benefits to the European Industry. - Brussels: Association of Petrochemical Producers in Europe (APPE), 2008.- URL: http:// www.petrochemistry.net/

Транспортные затраты добавляют к издержкам на производство продукции порядка 100-150 дол./т, что отнюдь не способствует повышению эффективности инвестиционных проектов и конкурентоспособности российских химикатов на рынках сбыта. Единственный плюс: значительные транспортные расходы служат для отечественных компаний неплохой защитой от внешних конкурентов.

Однако в таком деле, как создание благоприятных условий для развития химической промышленности, нельзя полагаться на случай и на то, что иностранные конкуренты испугаются российских просторов. Необходима целенаправленная государственная политика, в полной мере учитывающая не только значимость отрасли для национальной экономики, но и те проблемы и трудности, которые препятствуют ее нормальному развитию. К великому сожалению, государство российское пока что не продемонстрировало желания и способности к проведению подобной политики, в отличие от властей того же Китая или Саудовской Аравии (табл. 1). Все, на что нас хватило, -это разработать и принять среднесрочную стратегию развития химического комплекса, содержащую полезные целевые ориентиры без механизмов их достижения2. По сути, это - не более чем декларация о намерениях.

Подытоживая сказанное выше, считаем своим долгом отметить, что главный барьер на пути развития российской химической промышленности в современных условиях - это фактическое бездействие государства. Модернизация экономики невозможна без интенсивного ускоренного развития химической индустрии. Если стране нужна современная автомобильная, электротехническая, радиоэлектронная, мебельная, текстильная и многие-многие другие отрасли промышленности, а также ВПК, авиастроение, стабильно развивающийся космический комплекс, если мы не хотим зависеть от «заграницы» в обеспечении лекарственными препаратами, всем этим отраслям

2 Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года. (Утв. приказом Минпромэнерго России от 14 марта 2008 г. №119). URL: http:// www.minprom.gov.ru/activity/chem/strateg/0

Таблица 1

Сравнение государственного участия в развитии нефтегазохими-ческой промышленности в Китае, Саудовской Аравии и в России

Сфера регулирования Китай, Саудовская Аравия Россия

Интеграция цепочек поставок нефтегазохимической отрасли Государственное прямое или косвенное регулирование цен на сырье: государственная монополия (Саудовская Аравия) или госкомпании (Китай) Рыночные отношения между компаниями

Выбор проектов Госрегулирование Отсутствие координации

Финансирование развития переработки, с учетом капиталоемкости и долгосрочности вложений Государственная поддержка через государственные фонды, госбанки на льготных условиях в начальной фазе Частные, относительно дорогие заемные средства

Развитие национальной транспортной инфраструктуры для потоков сырья и полупродуктов Государственные программы и финансирование, строительство продуктопроводов Нет развития инфраструктуры нефтегазохимии

Источник. Конов Д. В. Нефтехимия в условиях кризиса. - ОАО «СИ-БУР Холдинг», 2008.- URL: http://www.sibur.ru/files/Konov_press-conf_Kec2008.pdf

необходимы химические материалы российского производства. В конце концов, развитие столь любимых нашим правительством нанотехнологий тоже опирается на достижения научной и промышленной химии.

Не просто ускорение, а спринтерский рывок

Происходящее в данный момент эволюционное развитие российской химической промышленности на базе существующих мощностей и предприятий не изменит сложившуюся ситуацию. Необходим качественныйрывок -строительство крупных предприятий в различных регионах страны на основе современных технологий, ориентированных на выпуск качественной продукции, соответствующей спросу внутреннего и мирового рынков. Однако из-за отсутствия собственных технологий, недостаточных возможностей отечественного химического машиностроения, инфраструктурных ограничений, бездействия государства реализовать данные проекты весьма непросто.

И все же при должном стимулировании внутреннего потребления можно рассчитывать на значительный рост спроса на продукцию химического комплекса со стороны промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей.

Но, оценивая перспективы внутреннего спроса на химическую продукцию, нельзя увязывать его непосредственно с темпами экономического роста (ВВП), численности и доходов населения: существует и такое понятие, как «качество роста».

В последние 5-7 предкризисных лет по темпам роста экономики Россия опережала едва ли не все крупные страны мира, за исключением Китая и Индии. Однако столь высокие темпы в основном были обусловлены динамикой развития отраслей минерально-сырьевого сектора (прежде всего - нефтяной и газовой) вследствие исключительно благоприятной ситуации на мировом сырьевом рынке. При этом не было даже намека на ускоренное развитие обрабатывающих отраслей, в том числе химической. Это наглядно подтверждается динамикой не только показателей производства продукции, но и удельного веса отрасли в структуре инвестиций в экономику, которая на протяжении последних 15 лет не превышает 1,4-1,6% (рис. 1).

Для России не стали примером ни ближневосточные нефтедобывающие страны, создавшие на волне «нефтяного бума» высококонкурентную нефтехимическую промышленность с экспортной направленностью, ни Китай, где годовые темпы роста нефтехимии, ориентированной преимущественно на внутренний рынок, в последнее время составляют 15-20%. Россия катастрофически отстает от «старых» и «новых» индустриальных стран не только по развитию самой химической (в том числе нефтехимической) отрасли, но и по потреблению химической продукции, уровню химизации народного хозяйства. Что свидетельствует о низком качестве экономического роста, об отсутствии важных фундаментальных предпосылок для повышения экономической и энергетической эффективности национальной экономики.

1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008

Доля химии в общем объеме инвестиций в основной капитал 1 1 Доля химии в инвестициях в обрабатывающие производства Индекс физического объема химического производства Индекс физического объема производства ВВП

Рис. 1. Индексы физического объема производства и доля химической промышленности в инвестициях в 1994-2008 гг.

Источник. Федеральная служба государственной статистики. Центральная база статистических данных (ЦБСД). URL: http:// www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/KBInet.cgi

Бесспорно, России просто необходим рывок в развитии химии и нефтехимии, чтобы «не отстать навсегда» от других индустриальных стран, - другого выбора у страны просто нет.

Неприемлем тот инерционный путь, по которому идет развитие российской химической промышленности на протяжении всех последних лет и который прогнозируется (в частности, зарубежными консультационно-аналитическими фирмами) на предстоящие годы. Например, в подотрасли синтетических смол и пластмасс до 2030 г. наращивание объемов производства не вдвое, а примерно в пять раз (рис. 2) позволит приблизиться к уровню потребления полимерных материалов в промышленно развитых странах. И только после этого можно будет строить прогнозы развития химической промышленности по традиционной методике, исходя из общих темпов экономического роста.

25000 т

20000 --

15000

10000

5000

I Радикальный прогноз ] Инерционный прогноз ] Производство - факт. "Линия тренда

Рывок в развитии химической отрасли

222222222222222

Рис. 2. Сравнение инерционного (традиционного) и радикального представлений о перспективах развития химической промышленности в России на примере производства синтетических смол и пластмасс в 1997-2030 гг., тыс. т

0

Восточный «газохимический плацдарм»

Большие надежды в настоящее время связываются с восточными регионами страны, где начинает интенсивно формироваться новый нефтегазодобывающий комплекс. При этом повышенное внимание уделяется газовой составляющей. В так называемой «Восточной газовой программе» (разработанной «Газпромом» и утвержденной Приказом Минпромэнерго РФ от 3 сентября 2007 г. № 340), задающей вектор развития газовой промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, в качестве одной из основных задач названо «развитие газоперерабатывающей и газохимической промышленности в регионе для производства продукции с высокой добавленной стоимостью»3. Программа предусматривает, в частности, наращивание

3 Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. - М., 2007. 258 с.

к 2030 г. объемов производства химической продукции (аммиака, метанола, полиолефинов и проч.) до 13,8 млн т (табл. 2).

Можно смело утверждать, что освоение газовых ресурсов на востоке Российской Федерации дает очень хорошие предпосылки для осуществления «химического рывка».

Таблица 2

Основные индикаторы «Восточной газовой программы» в 2005-2030 гг.

Показатель 2005- факт. 2010 2015 2020 2030

Добыча, потребление и экспорт газа, млрд м3

Добыча газа - всего 3,5 27,4 45,7 107,1 120,0

Восточная Сибирь - 4,9 20,7 48,3 49,7

Дальний Восток 3,5 22,5 25,0 58,8 70,3

Конечное потребление газа 3,5 9,6 16,5 37,9 43,3

Восточная Сибирь - 0,8 4,5 15,7 17,4

В том числе на газохимию - - - 6,6 6,6

Дальний Восток 3,5 8,8 12,0 22,2 25,9

В том числе на газохимию - - - 7,0 7,0

Экспорт газа в страны АТР - 13,7 22,3 53,1 58,7

Производство продукции перерабатывающей отрасли

Нефтехимическое сырье, тыс. т - 500 2560 7060 6860

Гелиевый концентрат, млн м3 - 5 47 224 228

Химическая продукция, тыс. т - - 630 12910 13750

Во-первых, газовая отрасль на востоке России (в отличие от Западной Сибири или Урало-Поволжья) находится в стадии становления, что дает запас времени для подготовки и реализации широкомасштабных газо- и нефтехимических проектов. В их основе будут лежать растущие, а не падающие объемы добычи газа.

Во-вторых, при развитии химической промышленности в Восточной Сибири можно эффективно использовать энергетический потенциал территории. Проигрывая центральным и приграничным регионам страны по издержкам на транспортировку продукции, Восточная Сибирь имеет очевидные преимущества по обеспечению гидроэнергией.

Здесь, в отличие от других регионов, не нужно сжигать -газ для электроснабжения химических предприятий.

В-третьих, восточные регионы располагают значительным потенциалом для наращивания собственного потребления химической продукции - за счет развития лесоперерабатывающей промышленности, машиностроения, промышленного и гражданского строительства, сельского хозяйства.

В-четвертых, российский Восток имеет неплохие конкурентные позиции и для экспорта ряда полимерных продуктов в страны АТР.

Но эти благоприятные предпосылки без активного и непосредственного участия государства не реализуются. Необходимы не только действенные меры государственного стимулирования в отношении развития самих перерабатывающих производств (за счет налоговых льгот, ограничения транспортных тарифов и тарифов на электроэнергию и проч.), но и - что еще более важно - целый комплекс мер, направленных на стимулирование внутреннего спроса на химическую продукцию.

Поскольку районы Восточной Сибири удалены от потенциальных рынков сбыта большинства видов химической продукции, а внутренняя региональная потребность весьма ограниченна, реализация продукции (как российским, так и зарубежным потребителям) будет сопряжена со значительными транспортными расходами. Это снизит конкурентоспособность продукции и экономическую эффективность проектов. А современная емкость всего российского рынка химической продукции слишком мала по сравнению с возможностями развития производства на базе ресурсов газа Восточной Сибири. Наиболее острые проблемы сбыта характерны для многотоннажных базовых видов химической продукции - аммиака и метанола, а также их ближайших производных (карбамида, азотных удобрений, формалина).

К тому же сегодня весьма проблематичной представляется возможность экспортной ориентации в производстве базовой химической продукции. Это объясняется не только удаленностью Восточной Сибири от международных транспортных коммуникаций (как правило, морских портов), но и наличием очень сильных конкурентов в лице,

прежде всего, китайских и ближневосточных производителей, которые по многим параметрам имеют серьезные преимущества.

Высокая концентрация мощностей по добыче, транспортировке и переработке газа потенциально позволяет снизить удельные издержки на всех стадиях технологического процесса, но по своим абсолютным размерам эти издержки могут быть очень велики (особенно при учете дополнительных расходов по извлечению и хранению гелия). Финансовый аспект, связанный с привлечением инвестиций, может сыграть едва ли не ключевую роль в реализации восточных проектов по развитию газопереработки и газохимии.

Требуется тщательное обоснование направлений развития всех ключевых аспектов газопереработки и газохимии на востоке России, размещения будущих предприятий, выбора продуктовой специализации, очередности и сроков строительства, которые должны быть увязаны с динамикой ввода добычных мощностей и объектов инфраструктуры. По сути, речь должна идти о формировании стратегии развития, опирающейся на адекватный учет всей совокупности внутренних и внешних факторов. Стратегический подход позволит преодолеть некоторую схематичность «Восточной газовой программы» в части механизмов реализации и чрезмерную детерминированность ее целевых ориентиров, многие из которых - по крайней мере, в количественном отношении - утратили актуальность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Химия как инструмент «монетизации» газовых ресурсов

Одну из главных причин развития глубокой химической переработки при утилизации ресурсов газа - это «монетизация», т.е. стремление за счет продукции с высокой добавленной стоимостью не только окупить все издержки на утилизацию газа, но и получить дополнительную прибыль. Идея «монетизации» ресурсов углеводородного сырья прежде всего прельщает добывающие компании, но подобный взгляд не чужд и государству. И успешность будет зависеть от ценности (цены) производимой продукции.

Однако возможности производства наиболее дорогостоящей химической продукции имеют ряд ограничений.

Общее ограничение заключается в том, что при возрастании цены химической продукции, как правило, уменьшается спрос - из-за ограниченности сфер применения либо невозможности широкого использования при существующих ценах, обусловленных высокими производственными издержками.

Базовые многотоннажные продукты (аммиак, метанол, низшие олефины и их первые производные) образуют основание «химической пирамиды». Они используются и для удовлетворения конечных потребностей, и в качестве сырья для получения более сложных производных продуктов. Пример «пирамиды» полимеризационных пластмасс (рис. 3) показывает, что более половины мирового производства пластмасс (примерно 200 млн т/год) составляют два базовых продукта - полиэтилен и полипропилен. Всего же удельный вес относительно дешевых (до 3 тыс. дол./т) полимерных материалов составляет порядка 95%, а 5% - пластмассы инженерно-технического назначения, а также теплостойкие и высокопрочные.

Источник. Celanese Corp. Presentation // Credit Suisse 2008 Chemical and Ag Science Conference? - 2008. - Sept. URL: http:// www.celanese.com

В результате возникает дилемма: задача утилизации крупных ресурсов газа может быть решена только путем создания крупнотоннажных перерабатывающих мощностей, что подразумевает первоочередную ориентацию на производство базовых химических продуктов. Но ценность этих продуктов относительно невелика и существенно снизилась вследствие падения цен на нефть и газ в 20082009гг. Кроме того, доходы от продаж базовых видов химической продукции снижают высокие транспортные издержки. Поэтому предпочтительным выглядит производство сложных и дорогостоящих химикатов, цены на которые коррелируют с динамикой экономического роста, а не с ценами на нефть и газ. Но производство сложной химической продукции характеризуется повышенной капиталоемкостью при ограниченных масштабах рынка, что не способствует утилизации крупных ресурсов сырья.

Поэтому проблема заключается в выборе рациональных - с точки зрения инвестирующей компании и государства - соотношений между производством так называемой газохимической (метанолом, аммиаком, карбамидом и проч.) и нефтехимической (полимерной) продукции, их многотоннажными и сложными видами. При этом следует учесть, что разделение продукции на газо- и нефтехимическую довольно условно, особенно с учетом широких возможностей комбинирования технологических процессов и пересечений продуктовых «линеек». Тем не менее к газохимическим продуктам обычно относят получаемые непосредственно из метанового (сухого) газа, а к нефтехимическим - те, сырьем для получения которых преимущественно являются углеводороды, начиная с этана, и более тяжелые (табл. 3).

Содержащиеся в сыром газе этан и более тяжелые углеводороды целесообразно полностью утилизировать на нужды химической переработки, поскольку цены на производимые при этом базовые полимеры в 3-4 раза выше, чем на базовые виды газохимической продукции. Решения по использованию для химической переработки метановой составляющей газа должны приниматься на базе сравнения вероятных выгод от реализации получаемой при этом химической

Примерное структурирование газохимической и нефтехимической продукции

Сегмент Газохимиче ская Не ф те химиче ская

«Upstream» Аммиак Метанол Этилен Пропилен Арома-тика

«Downstream» Карбамид Формалин Уксусная кислота Полиэтилен Полипропилен Продукты оргсин- теза

Карбамидные смолы Продукты оргсинтеза

Азотные удобрения Продукты оргсинтеза

Полиаце-тали Полимерные продукты

продукции (метанола, аммиака, карбамида) и топливного газа. Помимо этого должны учитываться возможности применения новых технологий переработки, позволяющих получать из метана (например, через метанол) традиционные нефтехимические продукты - этилен и пропилен, являющиеся сырьем для выпуска базовых полимеров4.

Что касается сложных нефтехимических продуктов, то включать их в товарную номенклатуру надо постепенно (по мере развития будущих предприятий), а на начальном этапе лучше ограничиться одним-двумя видами с целью увеличения доходности проектов.

Следует особо отметить, что при поиске наиболее эффективной структуры газохимических производств могут возникнуть противоречия между различными интересами. Это подтвердили расчеты по модели оптимизации структуры газохимического комплекса производительностью 12 млрд м3/год по сырому газу с привязкой к условиям размещения в Восточной Сибири при использовании трех разных критериев оптимальности. В качестве таковых выступали:

1) максимум общего интегрального эффекта, т.е. разницы между дисконтированными выгодами и издержками

4 В настоящее время уже началось промышленное внедрение новых технологических процессов, получивших названия «Methanol-To-Olefins» (MTO) и «Olefins Conversion Technology» (OCT) и разработанных компаниями UOP/Hydro и Lummus. В своем сочетании (MTO/OCT) данные процессы позволяют практически полностью конверсировать газовое сырье (метан) в олефины, гибко варьируя соотношение выходов этилена и пропилена.

за 20-летний период времени без учета распределения доходов между инвестором и государством;

2) максимум коммерческой эффективности (дохода инвестора) - так называемой чистой текущей или приведенной стоимости;

3) максимум прямого дохода государства в виде дисконтированной суммы получаемых налогов (т.е. бюджетной или фискальной эффективности).

Если все издержки и риски ложатся на плечи инвестора, - каждому из перечисленных выше критериев оптимальности соответствует свой, отличный от других, вариант оптимальной структуры производств (выпуска продуктов) газохимического комплекса. В данном случае наиболее важным является несовпадение фискальных интересов государства, отражающих идею «монетизации» ресурсов газа в контексте прямых бюджетных выгод, с более широкими интересами национальной экономики в целом.

Недостаточно убрать барьеры, нужен еще хороший «допинг»

Чтобы состоялся «химический рывок», требуется прежде всего устранить те барьеры и препятствия, которые мешают развитию отрасли в России. Но это еще не гарантирует масштабного развития химических производств, особенно в восточных регионах страны. Необходимы множественные и комплексные меры государственной поддержки уже существующих и потенциальных (в лице нефте- и газодобывающих компаний) производителей химической продукции (табл. 4).

Механизмы государственной поддержки должны охватывать «по вертикали» всю цепочку видов и сфер деятельности, начиная с недропользования и заканчивая сферой потребления химической продукции, и должны затрагивать все принципиальные аспекты деятельности, определяющие конечную эффективность системы в целом. Нужен широкий комплекс мер не только в сфере добычи, транспортировки и переработки сырья, но и по стимулированию внутреннего спроса на химическую продукцию.

Основные меры государственной поддержки развития химических производств

Направления поддержки Меры государственной поддержки

Сокращение издержек на строительство новых предприятий Участие в инвестициях в объекты производственной и социальной инфраструктуры (например, через Инвестиционный фонд РФ). Снижение и отмена таможенных пошлин на импортируемое технологическое оборудование, не производимое в России

Обеспечение возможностей эффективной транспортировки выпускаемой продукции Координация деятельности компаний (проектов) в области транспорта нефти и газа с учетом развития первичной и глубокой химической переработки. Участие в инвестициях в системы транспорта сырья и продукции, экспортных терминалов на принципах государственно-частного партнерства

Стимулирование производства сырья для химической промышленности Стимулирование комплексных программ утилизации нефтяного попутного газа с акцентом на развитие газопереработки и газохимии. Содействие максимально полному отбору целевых компонентов (С2+выше) из природного и нефтяного газа для их переработки, прежде всего - перед отправкой газа на экспорт

Создание новых производственных мощностей Предоставление льгот (по налогам на прибыль и имущество) для новых производств до момента окупаемости проектов, но не более фиксированного срока. Координация государством стратегий разных участников / компаний в области развития химических производств. Согласование планов развития химической промышленности с программами развития регионов и других отраслей

Консолидация отрасли для реализации государственной политики Устранение предпосылок для корпоративных конфликтов и недобросовестной конкуренции. Содействие оптимизации потоков сырья и продукции в масштабах страны. Содействие выходу и укреплению позиций российской химической индустрии на внешних рынках. Передача регулирующих функций по отрасли в единый государственный орган

Системная экономическая и промышленная политика, задающая стратегические цели и приоритеты проектов по химизации отечественной экономики, должна исходить из того, что колоссальное отставание в развитии химической и нефтехимической промышленности, а также в объемах и характере потребления химической продукции в России от развитых стран несовместимо с задачами перехода национальной экономики на инновационный путь развития.

Антикризисные меры, конечно же, необходимы для поддержания производителей химической продукции в сегодняшних условиях, но не способны кардинальным образом разрешить тот груз проблем, который накапливался на протяжении последних двух десятилетий.

Важно, чтобы системная политика химизации затрагивала практически все виды хозяйственной деятельности, все отрасли экономики и социально-бытовой сферы, поскольку все они связаны (или должны быть связаны) с потреблением химической продукции. В рамках мероприятий, относящихся к каждой конкретной отрасли и виду деятельности, следует учитывать особенности потребления (объемы, динамика роста, продуктовая структура, ценовые предпочтения, степень воздействия на экономические показатели и проч.), выбирать меры стимулирования спроса и направления воздействия в отношении определенных химических производств (как, например, показано в табл. 5). Ранжирование стимулирующих мероприятий должно быть напрямую связано с потенциальными масштабами применения химической продукции и тем экономическим эффектом, который может быть получен в результате расширения спроса.

В тех случаях, когда отрасли-потребители предъявляют не только масштабный, но и диверсифицированный спрос на химическую продукцию, речь может идти о формате федеральных целевых программ. Это прежде всего относится к строительству (включая текущий и капитальный ремонт зданий и сооружений) и производству товаров народного потребления (включая легкую промышленность, производство бытовой техники и электроники). К примеру, на наш взгляд, крайне актуальна комплексная программа (в статусе ФЦП) модернизации и реконструкции жилищного фонда и объектов ЖКХ. В сочетании со стимулированием нового строительства эта программа даст мощный импульс для увеличения спроса на полимерную продукцию, используемую в производстве оконных профилей, труб и сантехнических изделий, теплоизоляционных, кровельных и лакокрасочных материалов и других видов продукции.

Элементы государственной политики по развитию внутреннего спроса на химическую продукцию

Основные отрасли-потребители Меры господдержки спроса

Полиэтилен, ПВХ, термоэластопласты

Строительство: трубы, конструкционные элементы, автодороги Программы по расширению и стимулированию строительного комплекса. Введение норм и правил по использованию современных материалов и изделий из них

Полиэтилен, полипропилен, поликарбонаты, полиолефины, каучуки

Автомобильная промышленность: автокомпоненты, покрышки Стимулирование спроса на автомобили, выпускаемые в России. Формирование четких требований по локализации производства автокомпонент для иностранных компаний, имеющих сборочные предприятия в России

Полиэтилен, полипропилен, ПЭТФ, ПВХ, полистирол

ТНП: упаковка, изделия из пластмасс Замещение импорта. Поддержка предприятий по переработке пластмасс

Карбамид, селитра

Сельское хозяйство. удобрения Дотирование и кредитование сельхозпроизводителей. Стимулирование долгосрочных вложений в возделываемые угодья

Программные целевые установки и задачи важно подкрепить разработкой и принятием технических регламентов, норм и правил по применению современных материалов и изделий из них. Следует сформулировать четкие требования по локализации производства сырья (полимеров) и компонент, используемых в автомобилестроении, авиастроении, электротехнической и электронной промышленности -в особенности для сборочных предприятий, принадлежащих иностранным компаниям.

В качестве примера влияния государства на увеличение емкости внутреннего рынка продукции химического комплекса можно привести развитие отечественного «ав-топрома» в режиме промышленной сборки. Поскольку стоимость пластика, лакокрасочных материалов и резины в сумме составляет в среднем почти 30% стоимости автомобиля, жесткие условия к локализации производства

автокомпонентов внутри России способны существенно увеличить спрос на многие виды качественной химической продукции, заменяющей импортные аналоги. Возможно и применение стимулирующих мер в строительстве (в частности, в производстве оконных профилей), являющемся одним из главных потребителей поливинилхлорида, а также в других отраслях экономики.

Об эффективности мер государственного стимулирования спроса на химическую продукцию свидетельствует пример Китая, который даже в кризисном 2009 г. сумел избежать падения спроса на полимеры. Так, в первом квартале 2009 г. для китайской нефтехимической промышленности была создана благоприятная среда за счет принятия правительственных программ, направленных на стимулирование потребления пластмасс в сельских районах. С 1 февраля 2009 г. фермеры, приобретая телевизоры, холодильники, мобильные телефоны, стиральные машины и кондиционеры, получали 13%-ю скидку. Благодаря этому продажи бытовой техники только в марте по сравнению с предыдущим месяцем выросли на 70%, а потребление пластмасс вернулось к докризисному уровню первого квартала 2008 г. Если в январе 2009 г. производство продукции из пластмасс упало в сравнении с предыдущим месяцем на 4,6%, то уже в феврале был отмечен рост на 16,2%. В целом же производство в первые месяцы 2009 г. увеличилось на 5,1%5.

Проведение государством эффективной промышленной политики, направленной на стимулирование развития основных отраслей экономики, способно оказать значительное влияние на развитие внутреннего рынка химической продукции. Но при этом исключительно важно синхронизировать и взаимно увязать меры поощрения спроса и меры, направленные на стимулирование и развитие химической промышленности. В противном случае мы не получим ничего, кроме усиления рыночного дефицита и роста цен на продукцию, которую и так приходится в значительной степени импортировать из-за ограниченности собственных производственных возможностей.

5 По информации интернет-проекта «Полимерная индустрия». иИЬ: http://plastinfo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.