Научная статья на тему '2012. 03. 025. Фромер дж. Психология интеллектуальной собственности. Fromer J. A Psychology of intellectual property // northwestern University law rev. - Chicago, 2010. - Vol. 104, N. 4. - Р. 1441-1510. - mode of access: http://www. Law. Northwestern. Edu/lawreview/v104/N4/ 1441/LR104n4Fromer. Pdf'

2012. 03. 025. Фромер дж. Психология интеллектуальной собственности. Fromer J. A Psychology of intellectual property // northwestern University law rev. - Chicago, 2010. - Vol. 104, N. 4. - Р. 1441-1510. - mode of access: http://www. Law. Northwestern. Edu/lawreview/v104/N4/ 1441/LR104n4Fromer. Pdf Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
127
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО РФ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Афанасьева Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 03. 025. Фромер дж. Психология интеллектуальной собственности. Fromer J. A Psychology of intellectual property // northwestern University law rev. - Chicago, 2010. - Vol. 104, N. 4. - Р. 1441-1510. - mode of access: http://www. Law. Northwestern. Edu/lawreview/v104/N4/ 1441/LR104n4Fromer. Pdf»

2012.03.025

вание на чужой репутации) гораздо легче обнаружить, когда речь идет о товарном знаке, обладающем большей различительной способностью.

В заключение автор приводит пример товарного знака «Леди Гага». Совершенно естественно, отмечает он, что придумавший этот товарный знак бывший бойфренд и продюсер Стефани Джер-манотты не стал на него претендовать: не он, а певица использовала обозначение для идентификации своих «музыкальных услуг» и товаров и творческим трудом создавала у потребителей ассоциации между товарным знаком и своими товарами и услугами. Более того, она делала то, к чему стимулирует институт права на товарный знак, - использовала товарный знак, обладающий высокой различительной способностью, таким образом уберегая потребителей от ошибок и гарантируя качество обозначенных товарным знаком товаров и услуг. И в этом случае роль творчества для института товарного знака не вызывает сомнений. Однако, как было показано в статье, институт товарного знака содержит также стимулы для применения творческого подхода к самой разработке оригинального, обладающего высокой различительной способностью товарного знака.

Е.Г. Афанасьева

2012.03.025. ФРОМЕР Дж. ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

FROMER J. A psychology of intellectual property // Northwestern university law rev. - Chicago, 2010. - Vol. 104, N. 4. - Р. 1441-1510. -Mode of access: http://www.law.northwestern.edu/lawreview/v104/n4/ 1441/LR104n4Fromer.pdf

В статье рассматриваются различия между авторским и патентным правом, исходя из критерия охраноспособности объектов. Как известно, условиями охраноспособности объектов патентного права являются новизна, полезность и неочевидность (последний критерий получил закрепление в американском праве только в 1952 г.), а авторского - оригинальность. Дж. Фромер считает, что эти различия должны иметь под собой психологические основания. Психологический подход к пониманию творчества способен по-

2012.03.025

мочь поиску правовых стимулов для творческой деятельности и инноваций.

С точки зрения психологии творчества в общих чертах творческий процесс схож у ученых и инженеров, результаты трудов которых могут получить патентно-правовую защиту, и у художников, чьи работы охраняет авторское право. Творческий процесс включает в себя постановку задачи и ее решение. Однако общество по-разному ценит эти этапы создания научных и художественных работ. Для научных и технологических работ с точки зрения общества важнее решение задачи, а для художественной - постановка. Более того, если в сфере науки и технологии часто чем революционнее, тем лучше, то для художественного творчества новизна принимается хорошо только до определенной степени. Отсюда и разница в условиях охраноспособности, гораздо более высокая планка в сфере патентного права.

Но поскольку и перед авторским, и перед патентным правом стоит задача стимулирования полезной для общества творческой деятельности, плохо, что авторское право не приспособлено для охраны работ, ценность которых - в решении задачи, а патентное право - для охраны работ, основная ценность которых - в постановке проблемы. У авторского права планка занижена в тех областях творчества, где желательно больше новизны, а планка патентного права высоковата в тех областях, где развитие вполне может идти небольшими шагами.

Дж. Фромер считает, что авторскому и патентному праву есть чему поучиться друг у друга, и существование единой теории интеллектуальной собственности вполне возможно.

Е.Г. Афанасьева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.