ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Наврузалиева В. Н.
В статье анализируется понятия товарного знака и знака обслуживания, основные признаки товарного знака и знака обслуживания, способствующие выделению основных критериев их охраноспособности.
Ключевые слова: товарный знак, знак обслуживания, признаки, критерии охраноспособности.
TRADEMARKS AND SERVISE MARKS CONCEPT AND FEATURES AT MODERN CONDITIONS MARKET ECONOMY
Navruzalieva V. N.
This article analyzes the concept of trademark and service mark, the basic features of a trademark and service mark, promotes the release of their main criteria ofpatentability
Key words: trademark, service mark, signs, the criteria of patentability
Рыночная экономика создает условие, при котором важнейшим направлением является специализированное производство особого рода товаров, работ и услуг, которые предназначены для потребительского сообщества, для возможности обеспечения интересов всех участников рыночного процесса, в частности, предпринимателей, потребителей продукции и государства.
К концу XIX века возникла необходимость отличия друг от друга большого количества товаров, вследствие чего широкое применение получили товарные знаки. С развитием конкуренции для подтверждения качества продукции и идентификации товара товарный знак производителя используется как гарант наличия определенных свойств изделия. На современном этапе развития система правовой охраны средств индивидуализации, несмотря на обилие публикаций учебного и научного характера, посвященных отдельным видам средств индивидуализации, входит в проблематику права интеллектуальной собственности.
До принятия ч. 4 ГК РФ многие авторы считали необходимым переработку законодательства о товарных знаках в соответствии с современными условиями и реалиями экономики. С 1 января 2008 г. Закон «О товарных знаках» утратил свою силу, т. к. вступила в действие 4 часть Гражданского кодекса РФ, раздел 7 «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Принятие нового акта решило многие
вопросы, вызванные современными реалиями рыночной экономики, но все-таки оставило и ряд проблем в области охраны и осуществления прав на товарные знаки и знаки обслуживания. Вместе с тем новое законодательство о товарных знаках явилось своего рода стимулом не только к приобретению и защите исключительных прав на товарный знак, но и к распоряжению правом.
С широким распространением условий рыночной экономики товарные знаки выполняют задачи, направленные на определенное правовое обеспечение эффективности товарного рынка. Товарные знаки и знаки обслуживания являются своеобразным элементом и правовым регулятором товарооборота. Любая работа, товар или услуга и весь рынок товаров в настоящее время нуждаются в товарном знаке, дабы избежать хаоса и обезличивания товаров.
Часть 4 Гражданского Кодекса РФ закрепляет понятие товарного знака и знака обслуживания, согласно которому товарный знак -«обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей», знак обслуживания, «то есть обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг»1.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (1 ч). Ст. 5496.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Товарный знак и знак обслуживания, которыми маркируются производимые товары и услуги, имеющие товарный знак и знак обслуживания, можно назвать звеном в цепочке между предпринимателями и потребителями. Они выступают как безмолвный продавец, реализующий товары. Несомненно, главной функцией товарных знаков и знаков обслуживания является отличительная функция, также благодаря товарному знаку у потребителя складывается определенное мнение о качестве продукции. Кроме того, немаловажной функцией товарного знака и знака обслуживания является реклама выпускаемых товаров, так как завоевавший доверие продукт приносит большую прибыль и способствует дальнейшему продвижению на товарном рынке. Известно также, что на мировом рынке цена изделий с товарным знаком в среднем на 15-20 % выше, чем анонимных товаров. Важным аспектом является и то, что товарный знак служит для защиты выпускаемой продукции на рынке и применяется в борьбе с недобросовестной конкуренцией.
Потребители воспринимают товарный знак как своего рода визитную карточку фабрики. Если товарный знак гарантирует качество продукции, пользуется популярностью среди покупателей, то он вызывает доверие и будет завоевывать успех у покупателей.
Гражданский Кодекс РФ устанавливает основания для отказа в регистрации товарного знака, но не формулирует условий охраноспособности, а равно не определяет и условий регистрации товарного знака в позитивной форме. В первую очередь товарным знаком может признаваться лишь условное обозначение, обладающее различительной способностью, которое помещается на упаковке или сопроводительной документации выпускаемой продукции. Невозможно признать товарным знаком сведения об изготовителе, месте, свойствах товара, помещенные на упаковке и отражающие полный объем сведений. Товарным знаком является только условное обозначение, являющееся произвольным по отношению к обозначаемым им товарам, то есть не выступающее для них общепринятым названием или термином.
Во-вторых, необходимым признаком товарного знака и знака обслуживания является их новизна, то есть способность быть отличным от аналогичных продукций других производителей, что позволит потребителям без особого труда узнать и не спутать необходимый ему товар. Стоит обратить внимание на то обстоятельство, что товарный знак, обладающий
новизной не обязательно должен быть полностью неизвестным. Важным аспектом является то, чтобы обозначение, регистрируемое в качестве товарного знака или знака обслуживания, не использовалось ранее для обозначения такого же рода услуг или вида работ, которыми планирует заниматься заявитель.
С. П. Гришаев видит сущность новизны товарного знака в том, что «представленное для регистрации обозначение не должно быть сходным со знаками, ранее зарегистрированными или заявленными для маркировки подобного рода изделий»2.
Большинство государств, в том числе и Российская Федерация, следуют принципу относительной новизны товарных знаков. Согласно данному принципу, условные обозначения, регистрируемые в качестве товарного знака на территории зарубежных государств, могут также беспрепятственно быть признаны товарным знаком и на территории РФ согласно международным соглашениям, в которых РФ является участницей. Можно сделать вывод о том, что новизна товарных знаков означает возможность признания обозначения товарным знаком, если оно является новым в отношении используемых однородных товаров, работ или услуг, а не относительно всех использующихся обозначений.
Понятие новизны товарного знака тесно связано с понятием приоритета. Приоритет определяется по дню поступления правильно оформленной заявки на регистрацию товарного знака в Федеральную Службу по интеллектуальной собственности. Наряду с этим приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки на товарный знак в зарубежной стране - участнице Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если в Роспатент заявка поступила в течение 6 месяцев с указанной даты. Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одной из стран - участниц Парижской конвенции по охране промышленной собственности (выставочный приоритет), может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке, если в Роспатент заявка на товарный знак поступила в течение 6 месяцев с указанной даты. Наконец, приоритет товарного знака может устанавливаться по дате международной регистрации
Гришаев С. П. Интеллектуальная собственность: учебное пособие. М., Юристъ, 2004. С. 552.
товарного знака в соответствии с международными договорами РФ3.
На основании анализа данного вопроса возможно определить основные функции товарных знаков и знаков обслуживания:
1) выделение товара или услуги среди однородных;
2) указание на источник происхождения товара или услуги;
3) указание на определенное их качество;
4) рекламирование данного товара или услуги.
Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания является актуальной темой для современного развития рыночных отношений. Указанное направление деятельности хозяйствующих субъектов нуждается в отвечающих его специфике специальных средствах и правовых механизмах их применения, способных обеспечить интересы всех участников рыночного процесса, включая государство, предпринимателей и потребителей продукции.
Статья 1477 Гражданского Кодекса РФ закрепляет понятие товарного знака и знака обслуживания. В российской научной литературе предлагаются различные определения товарного знака. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой необходимо указать в понятии товарного знака основных условий охраноспособности, таких как новизна и различительная способность. Также предлагается закрепление в отдельной статье Гражданского Кодекса РФ критериев охраноспособности.
Об авторе
Наврузалиева Венера Нарвузалиевна, магистр 1 -го года обучения кафедры гражданского права и процесса юридического института СКФУ, тел. 8-911-275-27-61, Veneranavruzalieva@rambler.ru
3 Успенская Н. В. Товарный знак как составная часть права интеллектуальной собственности // Юрист. 2005. № 9.