СООТНОШЕНИЕ ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК И ПРАВА НА ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ
К.К. ГАСАНОВА,
адъюнкт Московского университета МВД России 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
Аннотация. Проведен сравнительно-правовой анализ таких средств индивидуализации производителей как товарный знак и фирменное наименование. Дана общая характеристика каждому из указанных институтов, проанализированы их отличительные особенности.
Ключевые слова: фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания, правообладатель.
RATIO OF THE RIGHT TO A TRADEMARK AND THE RIGHTS TO BRAND NAME
K.K. GASANOVA,
aspirant of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
The summary. The author conducted a comparative legal analysis of such means of individualization of producers as a trademark and a brand name. A general description of each of these institutions is made, analyzed their distinctive features. Key words: brand name, commercial symbol, trademark, service mark, copyright holder.
С развитием товарно-денежных отношений в России все более важным элементом рыночной экономики становятся такие объекты промышленной собственности как товарные знаки и фирменные наименования. Создание равных условий хозяйствования для различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность и повышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обусловливают объективную потребность в правовом механизме, обеспечивающем должную индивидуализацию предприятий и организаций, а также производимых ими товаров и услуг.
До недавнего времени этим проблемам уделялось очень мало внимания и в законодательстве, и в юридической науке. Отношения, связанные с индивидуализацией товаропроизводителей, не имели законодательной регламентации и регулировались малодоступными и зачастую устаревшими подзаконными актами. В условиях гигантского монополизма и господства государственной собственности, с одной стороны, и отсутствия конкуренции и скудности товарного рынка, с другой, забота об индивидуализации производителей и выпускаемых ими товаров была практически ненужной. Следствием этого было крайне незначительное, по сравнению с масштабами страны, число регистрируемых индивидуальных знаков охраны, отсутствие споров о нарушении прав на них в судебной практике, слабая теоретическая разработка проблем, связанных с фирменными наименованиями, товарными знаками и другими аналогичными объектами промышленной собственности.
С переходом к рыночной экономике отношение к указанным объектам стало коренным образом меняться. Как известно, рыночный механизм чутко реагирует на реакцию потребителей на производимый товар. Выявленный неудовлетворенный спрос потребителей на тот или иной продукт служит стимулом для развития производства. Имеющийся вакуум быстро заполняется товарами, нужными потребителям. В этих условиях очень важно обеспечить возможность индивидуализации предлагаемых товаров и услуг, в чем в равной степени заинтересованы и производители, и потребители. Гарантируя права на выступление в хозяйственном обороте под собственным индивидуальным именем, на обозначение производимых товаров и оказываемых услуг определенными символами или наименованиями и обеспечивая их защиту в случае нарушения, закон создает необходимые предпосылки для реализации указанной возможности.
Особое внимание к рассматриваемым объектам промышленной собственности обусловлено теми функциями, которые они призваны выполнять в хозяйственном обороте. Хотя в главном своем назначении — индивидуализации производителей и их товаров и услуг — они совпадают, каждый из них играет свою роль в хозяйственных отношениях. Фирменное наименование, будучи коммерческим именем предпринимателя, неразрывно связано с его деловой репутацией. Под этим именем предприниматель совершает сделки и иные юридические действия, несет юридическую ответственность и осуществляет свои права и обязанности, рекламирует и реализует произведенную им продукцию и т.д. Фирменное наименование, ставшее по-
пулярным у потребителей и пользующееся доверием у деловых партнеров, приносит предпринимателю не только немало дивидендов, но и заслуженное уважение в обществе, признание его заслуг. Поэтому право на фирму должно рассматриваться и как важное личное неимущественное благо. Использование фирменного наименования выполняет также существенную информационную функцию, поскольку доводит до сведения третьих лиц данные о принадлежности, типе и организационной форме предприятия.
Любая коммерческая организация может потенциально обладать правами на неограниченное количество товарных знаков (знаков обслуживания) и, соответственно, использовать их в целях отличия от аналогичных товаров (услуг). Однако при этом само юридическое лицо вправе рассчитывать на индивидуализацию как субъекта гражданского оборота. В виду этого также актуален вопрос о законодательном неурегулировании равнозначности или же неравнозначности прав на фирменное наименование и прав на товарный знак (знак обслуживания) — какое из данных (близких друг к другу по своей сути и функциям) исключительных прав имеет приоритет над другим. На практике действия участников гражданского оборота, направленные на закрепление за собой средств индивидуализации как самих юридических лиц, так и выпускаемой продукции (выполняемой работы, оказываемой услуги), а также непосредственные действия по использованию этих средств, приводит к конфликту интересов.
В целях недопущения возможного правового конфликта законодатель предусмотрел, что не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие известные на территории Российской Федерации фирменные наименования (или их часть), принадлежащие другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров. Из этого следует вывод о приоритете исключительных прав на вышеуказанные объекты, основанном на первоначальности возникновения того или иного права.
Так, в ст. 1476 ч. IV Гражданского кодекса РФ «Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания» содержатся положения о том, что «фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения. Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.
Фирменное наименование или отдельные его элементы могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания. Фирменное наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания».
Товарный знак не следует смешивать с фирменным наименованием юридического лица, хотя оба имеют общую цель — индивидуализацию субъекта гражданского оборота. Проводя сравнительный анализ товарного знака и фирменного наименования, необходимо отметить, что каждое юридическое лицо может иметь только одно фирменное наименование, тогда как товарных знаков может быть несколько (для каждой категории товаров (услуг). Фирменное наименование служит, прежде всего, для отличия самого правообладателя, тогда как товарный знак призван различать товары, произведенные на предприятии правообладателя, или услуги, оказываемые им.
Соотношение права на товарный знак и права на фирменное наименование показывает, что, несмотря на сходство выполняемых этими объектами права задач, имеются и существенные различия. Полное фирменное наименование неспособно эффективно выполнять присущую товарному знаку рекламную функцию из-за своей сложности, многоэлементной структуры и подверженности изменениям. В силу указанной причины было бы неоправданно предоставлять полному фирменному наименованию дополнительную охрану в качестве товарного знака.
Товарный знак должен быть оригинальным, хорошо запоминающимся, иметь неповторимый образ, вызывать положительные ассоциации. Для достижения этой цели владельцы товарных знаков часто включают в их состав элементы фирменных наименований, названия литературных произведений, цитаты, имена популярных персонажей, портреты знаменитых людей, их подписи, фамилии и т.д. Однако, товарные знаки зачастую разрабатываются на основе полного или частичного использования труднопроизносимого или неохраноспособного с патентной точки зрения фирменного наименования. Включение части фирменного наименования в товарный знак делает его указателем источника происхождения товаров. Особенно распространено включение элементов фирменных наименований в состав этикеток, заявляемых на регистрацию в качестве товарных знаков.
Многие предприниматели, выпускающие однородную продукцию или оказывающие сходные услуги, имеют одинаковые фирменные наименования, и если один из них зарегистрирует фирменное наименование в качестве товарного знака, то, приобретая исключительные права, он лишается информативности данного товарного знака, функции которого будут ослаблены из-за множества схожих по наименованию хозяйственных субъектов.
Определенные сложности возникают также, если при выборе фирменных наименований не учитываются уже зарегистрированные товарные знаки и наоборот. Товарные знаки, равно как и фирменные наименования, имеют большое значение для обеспечения конкурентоспособности товаров и, соответственно, незаконное использование чужого фир-
менного наименования в качестве товарного знака считается достаточно серьезным нарушением прав промышленной собственности и может повлечь за собой применение соответствующих санкций.
Товарные знаки (знаки обслуживания) и фирменные наименования многих правообладателей далеки от совершенства. Тем не менее, совпадения данных средств индивидуализации влекут за собой судебные разбирательства.
С внедрением Интернета в имущественный оборот возникла проблема по соотношению доменного имени, фирменного наименования и товарного знака (в случае схожести элементов). Практическая сторона данной проблемы заключается в неоднократных случаях регистрации в сети Интернет доменного имени, совпадающего с соответствующим товарным знаком и/или фирменным наименованием. В мире сложилась практика использования правообладателем права на товарный знак и/или на фирменное наименование в качестве доменного имени своего сайта (сервера) в сети Интернет именно для целей индивидуализации. Подобное наблюдается не только в России, но и в странах, где Интернет уже давно и повсеместно вошел в имущественный оборот.
Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие известные на территории Российской Федерации фирменные наименования (или их часть), принадлежащие другим лицам, получившим право на это наименование ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров. В указанном случае имеется ввиду только тождество заявляемого и противопоставляемого обозначений.
В ст. 54 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что фирменное наименование должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица. При этом исключительное право на использование фирменного наименования приобретается при регистрации в установленном порядке, который определяется законом и иными правовыми актами.
Фирменное наименование должно иметь каждое юридическое лицо, являющееся коммерческой орга-низацией1. До вступления в действие ч. IV Гражданского кодекса РФ продолжает использоваться в части, не противоречащей кодексу, Положение о фирме.
Фирменные наименования подлежат охране (ст. 51, 54 ГК РФ) с момента регистрации фирмы, а товарные знаки — с момента регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст. 1479 ГК РФ).
Анализ законодательства РФ в области товарных знаков и фирменных наименований позволил выявить в них много общего. И те, и другие представляют собой средства индивидуализации, т.е. относятся к одному из видов интеллектуальной собственности. Право на товарный знак и фирменное наименование является абсолютным и исключительным. Действую-
щее законодательство допускает регистрацию одного и того же словесного обозначения в качестве фирменного наименования и товарного знака одновременно. И товарный знак, и фирменное наименование обладают общими функциями — индивидуализирующей и рекламной. В случае товарного знака индивидуализируются товары и услуги, а в случае фирменного наименования индивидуализируется и рекламируется производитель товаров и услуг.
В качестве товарного знака не может быть зарегистрировано обозначение, тождественное фирменному наименованию (его части) уже существующей компании в отношении однородных товаров. Однако верна и обратная ситуация: владелец товарного знака вправе предъявить претензии фирме с наименованием, схожим с охраняемым товарным знаком, правда, только в том случае, если эта фирма использует свое наименование в качестве товарного знака при производстве или продаже однородных товаров. В противном случае права владельца товарного знака не ущемляются, поскольку товарный знак призван отличать товары и услуги одного производителя от товаров и услуг другого, в то время как фирменное наименование индивидуализирует самого производителя товаров или услуг2.
Товарный знак, в отличие от фирменного наименования, может существовать не только в словесной, но и в иной форме. Возможность столкновения прав на указанные объекты существует лишь в отношении словесных товарных знаков либо комбинированных обозначений со словесным элементом.
Фирменное наименование содержит ряд обязательных реквизитов. Если речь идет о названных формах выражения товарных знаков, полное их совпадение с фирменными наименованиями невозможно. Как правило, совпасть с товарным знаком может лишь вспомогательная (условная) часть фирменного наименования3.
Право на товарный знак обязывает конкурентов воздерживаться, главным образом, от использования данного обозначения на товарах и их упаковке, а право на фирменное наименование, в свою очередь, ограничивает иные формы деловой активности конкурентов, которые не затрагиваются правом на товарный знак.
В отличие от права на товарный знак, право на фирму не подлежит отчуждению (за исключением случая передачи фирменного наименования другому лицу одновременно с передачей самого предприятия). В свою очередь, передача права на товарный знак возможна как в отношении всех, так и части товаров и услуг, для которых он зарегистрирован. При этом передача права на товарный знак не связана с передачей имущества, с помощью которого изготавливается маркируемый товарным знаком товар4.
Фирменными наименованиями могут пользоваться только коммерческие организации (п. 4 ст. 54 ГК РФ). К числу субъектов права на товарный знак относятся, кроме указанных организаций, индивидуальные предприниматели (п. 3 ст. 2 Закона). Таким образом,
граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, не являются субъектами права на фирму. В коммерческом обороте указанные лица выступают под своим собственным именем, которое и служит средством индивидуализации предпринимателей.
Право на товарный знак носит срочный характер, оно может со временем перестать существовать, в частности, по мере превращения этого знака в родовое название товара. В любом случае для его поддержания в силе необходима периодическая перерегистрация обозначения с уплатой пошлины. В свою очередь, право на фирменное наименование, в соответствии с действующим законодательством, существует без ограничения по сроку, не подвержено превращению в родовые наименования, действует независимо от уплаты пошлин и маркировки товара.
Коллизии между фирменным наименованием и содержащим сходные обозначения товарным знаком
возникают, когда право на товарный знак приобретает другое лицо, а не владелец предприятия с указанным фирменным наименованием. Для их разрешения необходимо учитывать рассмотренные различия между товарными знаками и фирменными наименованиями.
1 Приказ Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32 «Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания» // Охрана интеллектуальной собственности в России. Сборник законов, международных договоров, правил Роспатента с комментариями.
2 http://createbrand.ru/biblio/law/spory_v_sude.html
3 Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 181—182.
4 Орлова В.В. Фирменное наименование и товарный знак: соотношение прав // Закон. 2000. № 4. С. 46.
УЧЕБНЫЙ КУРС
Правовые основы
реадмиссии
Л
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАДМИССИИ
Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.А. Герасимов, Л.И. Белянская, С.А. Акимова; под ред. И.Н. Глебова, А.С. Прудникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. — 159 с. — (Учебный курс «Деятельность Федеральной миграционной службы»).
Рассмотрены вопросы реадмиссии (передачи одним государством и принятие другим граждан, чей въезд или проживание признаны незаконными в стране пребывания), отражены особенности конституционных международно-правовых норм, действующих в области реадмиссии для обеспечения безопасности, борьбы с преступностью, регулирования миграционных процессов. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям и направлениям юридического профиля, адъюнктов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [С.А. Акимова и др.]; под ред. А.С. Прудникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. — 183 с. — (Учебный курс «Деятельность Федеральной миграционной службы»).
Рассматриваются сущность, содержание и социально-политические предпосылки международно-правового регулирования трудовой миграции. Анализируется состояние международно-правового регулирования трудовой миграции в странах СНГ. Показаны статус трудящихся-мигрантов и его закрепление в нормах международного права.
Для курсантов, слушателей, аспирантов (адъюнктов) и преподавателей юридических вузов МВД России, практических работников правоохранительных органов.
УЧЕБНЫЙКУРС
Правовое регулирование
трудовой миграции
л