Научная статья на тему '2012. 03. 024. ГУО Ш. , Чейз М. Интернационализация высшего образования: интеграция интернациональных студентов в академическую среду Канады. Guo Sh. , Chase M. internationalisation of higher education: integrating international students into Canadian Academic environment // teaching in higher education. - 2011. - Vol. 16, n 3. - p. 305-318. - doi:10. 1080/13562517. 2010. 546524'

2012. 03. 024. ГУО Ш. , Чейз М. Интернационализация высшего образования: интеграция интернациональных студентов в академическую среду Канады. Guo Sh. , Chase M. internationalisation of higher education: integrating international students into Canadian Academic environment // teaching in higher education. - 2011. - Vol. 16, n 3. - p. 305-318. - doi:10. 1080/13562517. 2010. 546524 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ / ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТЬ И АДАПТАЦИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лавров М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 03. 024. ГУО Ш. , Чейз М. Интернационализация высшего образования: интеграция интернациональных студентов в академическую среду Канады. Guo Sh. , Chase M. internationalisation of higher education: integrating international students into Canadian Academic environment // teaching in higher education. - 2011. - Vol. 16, n 3. - p. 305-318. - doi:10. 1080/13562517. 2010. 546524»

цированы в различных дисциплинарных областях, а разные задачи могут требовать применения специфических технологий.

Разработка проектов, ориентированных на производство знания, по типу социальных сетей позволяет преодолеть ограничения традиционных вычислительных моделей и создает новую среду для производства знания. Знаниевые социальные сети могут описываться по-разному с эпистемологической точки зрения. Для представителей гуманитарных наук, в том числе литературы, знание часто концентрируется в интерпретации текста. В сфере разработки программного обеспечения знаниевые системы ассоциируются с базами данных, появившимися в 1970-х годах, а в работе над проектом основные усилия были направлены на подробное представление и визуализацию семантической глубины объектов. С точки зрения информатики знаниевые системы, организованные по сетевому принципу, рассматриваются с онтологической точки зрения как развивающиеся с изменением данных и контекстных условий, в рамках которых они были созданы.

По мнению авторов, концепция знаниевых структур, организованных по принципу социальных сетей, может рассматриваться как способ эффективного объединения несопоставимых дисциплин, ставя перед исследователями интересные вызовы в сфере их проектирования и организации сотрудничества.

М.Н. Лавров

2012.03.024. ГУО Ш., ЧЕЙЗ М. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ СТУДЕНТОВ В АКАДЕМИЧЕСКУЮ СРЕДУ КАНАДЫ. GUO Sh., CHASE M. Internationalisation of higher education: Integrating international students into Canadian academic environment // Teaching in higher education. - 2011. - Vol. 16, N 3. - P. 305-318. -D0I:10.1080/13562517.2010.546524.

Ключевые слова: высшее образование; интернационализация; интеграция студентов-выпускников; приспособляемость и адаптация; преподавание и обучение.

Авторы из Университета Калгари (Канада) и Университета Британской Колумбии (Ванкувер, Канада) исследуют опыт реализации программы, направленной на оказание помощи зарубежным

студентам-выпускникам в адаптации к особенностям местной академической среды.

Современные процессы глобализации приводят к интернационализации образования, возрастающему обмену идеями и людьми между странами и стремительному росту числа студентов, получающих образование за границей. Исследования, проведенные Ассоциацией университетов и колледжей Канады (Association of Universities and Colleges of Canada - AUCC), показали, что в 2007 г. в Канаде проходили обучение 48 тыс. студентов младших курсов и 22 тыс. студентов-выпускников, что свидетельствует о значительной роли иностранных студентов (20% от общего количества учащихся вузов) в процессе создания и распространения знаний в канадских университетах (с. 306). Они также служат источником финансового обеспечения образовательного процесса. Поскольку интернационализация образования требует учета различий и традиций, носителями которых являются студенты из разных стран, авторы отмечают необходимость исследования таких вопросов, как адаптация зарубежных студентов к местной академической среде, наличие институтов их поддержки, отвечающих актуальным запросам, и роль интернациональных ассистентов преподавателей (international teaching assistant - ITA).

Авторы подробно рассматривают различные подходы к пониманию содержания понятия «интернационализация». Интернационализация в сфере образования означает «процесс внедрения интернационального, межкультурного или глобального измерения в цели, задачи и процессы реализации высшего образования» (с. 306), что находит свое отражение на национальном, секторальном и институциональном уровнях. Интернационализация - процесс длительный и постоянный. Можно выделить ключевые аспекты интернационализации: основная роль и задачи; преподавательская и исследовательская деятельность; предоставление образовательных услуг. На институциональном уровне интернационализация развивается как процесс достижения международных академических стандартов, позволяющих достичь межнационального консенсуса относительно навыков, требуемых от студентов и преподавателей, а также создавать альтернативные источники доходов, развивать стратегические международные альянсы, стимулировать

международное сотрудничество в сфере проведения ИР и распространения знаний.

К. Жа выделяет четыре основных подхода в определении понятия «интернационализация»: деятельностный (activity), компе-тентностный (competency), этический (ethos) и процессный (process)1. Деятельностный подход делает акцент на деятельности, развивающей межкультурную составляющую: рост числа иностранных студентов, разработка международных образовательных программ, обмен студентами и преподавателями. Компетентност-ный подход связан с развитием навыков, знаний и ценностей, необходимых студентам и преподавателям для успешной конкуренции на глобальном рынке. Этический подход акцентирует внимание на создании культурных ценностей и поддержке межкультурных и межнациональных инициатив. Процессный подход особое внимание уделяет интеграции межнационального и межкультурного измерения в процессы образования, реализации ИР и оказания услуг, в том числе посредством изменения организационной политики и практики в науке и образовании (с. 307).

Важную роль в процессе интернационализации играет изменение содержания учебных планов, поскольку без единых стандартов в содержании образования интернационализировать образование невозможно. При этом обычно используются три способа. 1. Основное содержание курсов остается без изменений, но к ним добавляются дополнительные разделы, что в наименьшей степени отвечает заявляемым задачам. 2. Содержание курсов меняется полностью в соответствии с международными стандартами посредством отбора образовательных материалов и интеграции опыта студентов в образовательную деятельность. Данный подход требует больших затрат со стороны преподавателей и персонала, но это самый распространенный способ. 3. Интернационализация содержания образования может реализовываться посредством трансформационного подхода, который потенциально позволяет обучающимся расширить свое миропонимание. Студенты изучают множество теорий, идей и формируют свою точку зрения по какому-либо вопросу. Это наиболее сложный способ (с. 308). Наряду с адаптацией

1 Zha Q. Internationalization of higher education: Towards a conceptual framework // Policy futures in America. - 2003. - Vol. 1, N 2. - P. 248-270.

содержания образования процессы интернационализации требуют соответствующей коррекции и образовательных технологий.

Характеризуя процессы интернационализации высшего образования в Канаде, авторы опираются на результаты специализированного исследования Ассоциации университетов и колледжей Канады, опубликованные в 2007 г. В исследовании рассматривались четыре основных показателя интернационализации образования: мобильность студентов, интернационализация содержания учебных программ, международная кооперация и экспорт знаний.

Показатели привлечения зарубежных студентов в вузы Канады имеют положительную динамику, но являются недостаточно высокими: лишь 7% студентов младших курсов. Доля зарубежных студентов среди выпускников относительно выше и составила 20%. При этом в 2006 г. лишь 2,2% канадских студентов получали образование за рубежом, что свидетельствует о несоответствии Канады общим трендам развития сопоставимых стран - членов ОЭСР (с. 309).

Интернационализация содержания высшего образования в канадских вузах нашла отражение в таких аспектах, как привлечение зарубежных ученых и экспертов, стимулирование студентов к получению межкультурного опыта в рамках взаимодействия с местными этнокультурными сообществами, использование соответствующих заданий типа case-studies и т.д. Однако в основном данный опыт характерен для специализированных образовательных программ - международное предпринимательство, международные связи и т.д.

Экспорт знания выражается в стимулировании позиционирования университетов в качестве «международных», расширении возможностей привлечения иностранных студентов, во введении программ дистанционного образования, двойных дипломов и т.д. Осуществление подобных программ происходит в основном в рамках неолиберальной парадигмы, оперирующей понятиями «экспорт», «деловая операция», «глобальный рынок» и пр., что привносит в сферу образования экономическую составляющую. Это ясно показывает, как неолиберальный подход служит повышению транснациональной мобильности знаний и умений.

Однако в процессе интернационализации системы высшего образования Канада сталкивается с некоторыми проблемами, главная из них - это разрыв между заявленными институциональными

приоритетами и их реализацией в управлении и повседневной практике. Еще одна проблема - рост числа иностранных студентов и полное отсутствие программ по их поддержке, в результате чего они становятся изолированными от академической среды и чувствуют себя отчужденными и маргинальными.

В качестве примера реализации программ, направленных на решение этих проблем, авторы рассматривают Программу профессионального развития интернациональных ассистентов преподавателей (Professional Development Program for International Teaching Assistants - PDITA) Университета Британской Колумбии (UBC) в Ванкувере. Эта программа была организована в 1988 г. в кампусе UBC на базе Центра межкультурной коммуникации. В настоящее время программа охватывает студентов из более 50 университетских подразделений. В отличие от других программ, делающих акцент на навыках владения английским языком, PDITA нацелена на развитие интеграции студентов, межкультурной коммуникации и разработку эффективных образовательных технологий. Программа действует 2 раза в год в течение 11 недель и дает учащимся право на получение соответствующего сертификата. Она включает три основных компонента: особенности канадской научной среды; межкультурная коммуникация; образовательные и презентационные стратегии. Объединение в рамках программы студентов, представляющих различные расы, этносы и культуры, имеющих разные ценностные установки и ожидания, имеет целью формирование поддерживающего образовательного сообщества, помогающего участникам адаптироваться к новой жизни в академической среде университета. Обмен культурным опытом ведет к обогащению образовательной и культурной практики студентов, в том числе пониманию особенностей академической культуры Канады - новой для большинства студентов, прибывших из стран Юго-Восточной Азии с сильными коллективистскими традициями. Третий компонент программы включает такие аспекты образовательной практики, как управление аудиторией, формирование содержания курсов, логика презентаций, вовлечение слушателей в образовательный процесс и иные моменты, необходимые в профессиональной деятельности участников программы PDITA. Проведенные опросы среди участников программы, представляющих 36 стран и 54 образовательных направления, говорят о высоком уровне оценки сту-

дентами результатов действия этой программы. Подобное институциональное решение может быть использовано в других странах, сталкивающихся с ростом числа зарубежных студентов.

В заключение авторы отмечают, что интернационализация образования - это отличный способ содействовать развитию единого глобального общества.

М.Н. Лавров

2012.03.025. ФРАСКЕТ М., КАЛЬДЕРОН Х., КЕРВЕРА А. СОТРУДНИЧЕСТВО УНИВЕРСИТЕТОВ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАРКЕТИНГА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ИСПАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.

FRASQUET M., CALDERON H., CERVERA A. University-industry collaboration from a relationship marketing perspective: An empirical analysis in a Spanish university // Higher education OnlineFirst. - 2011. -October. - P. 1-14. - D0I:10.1007/s10734-011-9482-3.

Ключевые слова: взаимосвязи между университетами и промышленностью; маркетинг взаимосвязей; коммуникации; сотрудничество; обязательства.

Авторы из Университета Валенсии (Испания) рассматривают особенности построения взаимосвязей между университетами и промышленностью с использованием концепции маркетинга взаимосвязей на примере программ интернатуры для студентов испанского университета, обучающихся по образовательным программам социальных наук.

Развитие системы университетского образования в целом отвечает среднему уровню для стран ОЭСР: в стране действуют 77 университетов, 50 из которых государственные, что составляет 1,7 университета на 1 млн. жителей; 39% граждан Испании в возрасте от 24 до 34 лет имеют высшее образование (с. 3). Вместе с тем построение связей между университетами и компаниями реального сектора осложняется действием таких факторов, как отсутствие предпринимательских стимулов у университетов, ограниченный характер их усилий по привлечению компаний, проблемы различных языков, разрыва поколений, недостатка времени и построения каналов взаимосвязей. При этом очевидно, что подобное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.