Научная статья на тему '2012. 03. 023. Создание знания, организованного по принципу социальных сетей, посредством междисциплинарного сотрудничества / чак Э. , хёцлейн Р. , Ким Д. , Панко Дж. Creating socially Networked knowledge through interdisciplinary collaboration / chuk E. , Hoetzlein R. , Kim D. , Panko J. // Arts and humanities in higher education OnlineFirst. - 2011. - December. - p. 1-16. - doi: 10. 1177/1474022211426906'

2012. 03. 023. Создание знания, организованного по принципу социальных сетей, посредством междисциплинарного сотрудничества / чак Э. , хёцлейн Р. , Ким Д. , Панко Дж. Creating socially Networked knowledge through interdisciplinary collaboration / chuk E. , Hoetzlein R. , Kim D. , Panko J. // Arts and humanities in higher education OnlineFirst. - 2011. - December. - p. 1-16. - doi: 10. 1177/1474022211426906 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
30
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / ЦИФРОВЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / ЭПИСТЕМОЛОГИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 03. 023. Создание знания, организованного по принципу социальных сетей, посредством междисциплинарного сотрудничества / чак Э. , хёцлейн Р. , Ким Д. , Панко Дж. Creating socially Networked knowledge through interdisciplinary collaboration / chuk E. , Hoetzlein R. , Kim D. , Panko J. // Arts and humanities in higher education OnlineFirst. - 2011. - December. - p. 1-16. - doi: 10. 1177/1474022211426906»

2012.03.023. СОЗДАНИЕ ЗНАНИЯ, ОРГАНИЗОВАННОГО ПО ПРИНЦИПУ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ, ПОСРЕДСТВОМ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / ЧАК Э., ХЁЦ-ЛЕЙН Р., КИМ Д., ПАНКО Дж.

Creating socially networked knowledge through interdisciplinary collaboration / Chuk E., Hoetzlein R., Kim D., Panko J. // Arts and humanities in higher education OnlineFirst. - 2011. - December. - P. 1-16. -DOI: 10.1177/1474022211426906.

Ключевые слова: сотрудничество; цифровые гуманитарные науки; эпистемология; междисциплинарность; методология; социальные сети.

Авторы из Университета Калифорнии (США) анализируют опыт междисциплинарного взаимодействия в рамках проекта создания социальной научной сети «Социальная среда, ориентированная на ИР» (Research-oriented Social Environment - RoSE).

Социальные сети - это одно из важных современных явлений, которое является предметом социологических, экономических, информационных и иных исследований. Реферируемая публикация посвящена опыту сотрудничества в рамках одной исследовательской команды по проекту «RoSE» представителей гуманитарного, технического и информационного отраслей знания. Проект был инициирован Университетом штата Калифорния как попытка создания сетевой системы организации знания в рамках концепции цифровых гуманитарных наук (digital humanities), что потребовало совместной одновременной работы исследовательских групп из различных университетских кампусов. Поскольку проект ориентирован на литературную проблематику, представителями гуманитарного блока стали в основном филологи, определявшие основные цели и задачи проекта. Специалисты в области информатики привнесли в проект организационный подход к метаданным, а разработчики программного обеспечения создали формальные модели, обеспечившие воплощение проекта RoSE как системы. Авторы отмечают, что для всех трех групп сотрудничество играло важную роль, однако при выполнении проекта обнаружились методологические различия, которые были привнесены исследователями из своих отраслей знания (с. 4).

С позиций гуманитарных наук в реализации проекта авторы выделяют в качестве наиболее значимого момента сферу определений как характерную для данной дисциплинарной области. Особое значение при этом имел выбор наилучших практик для определения ключевых слов и установления взаимосвязей в системе как между людьми, так и между документами. К примеру, значимыми различиями обладают такие термины, как «автор» и «переводчик» или «коллега» и «руководитель». Само понятие «взаимосвязь» может трактоваться по-разному в зависимости от научной дисциплины. Разное значение может иметь и понятие «разработчик», когда оно использовано в общепринятом контексте либо в рамках терминологии специалистов по программному обеспечению. Одной из основных задач представителей гуманитарного знания стало понимание того, как стандартное определение будет в итоге концептуализировано учеными-информатиками и программистами, что являлось необходимым условием преодоления междисциплинарного терминологического барьера (с. 5). Стремление разрешить подобную лингвистическую неопределенность при определении понятий носит не теоретический или философский характер, а скорее выражает практический аспект встраивания конкретного понятия в создаваемую систему.

Авторы указывают на то, что с точки зрения гуманитарных наук взаимосвязи и ключевые слова в системе подобной Яо8Б являются идеологическими, и создаваемый объект зависит от интер-претативного выбора команды, работающей над проектом, поскольку подобные проекты существуют в рамках более широких сетевых структур, отражающих в том числе и субъективный выбор участников.

С точки зрения разработчиков программного обеспечения, их вклад в проект можно рассматривать как непрерывный и бесконечный, так как в течение жизненного срока проекта процесс создания программного обеспечения представляет собой моделирование все более незаметных и сложных деталей. Подход, применяемый разработчиками программного обеспечения, представляет процесс создания программ как модель вычислительных операций, включающую повторную интерпретацию объекта либо текста, что выражается в его упрощении. Вычислительная модель применяется к концептам, и это обеспечивает возможность разработки формаль-

ных технических требований для машинной обработки (с. 7). Таким образом, создается компактная модель, которую могут использовать как люди, так и машины, что объективно влечет за собой ее внутреннюю ограниченность. Разработка программного обеспечения, таким образом, может быть представлена как серия инструментальных шагов в сторону неопределенного будущего идеала (с. 8).

Одна из наиболее важных задач для разработчиков программного обеспечения, которые требовалось решить в рамках проекта, - установление взаимосвязей между современным либо историческим лицом и документом, что требовало обеспечения формально описанной буквенной связи между двумя идеями, объектами либо вещами, воплощенными в системе. Авторы отмечают, что необходимость междисциплинарного сотрудничества между разработчиками программ и представителями иных дисциплинарных областей, в первую очередь общественных, важно по двум причинам: 1) большая часть реализуемых компьютерных проектов создается для использования в иных научных областях; 2) применение «чужих» подходов является источником нетрадиционных способов решения поставленных задач.

С точки зрения специалистов по информатике, проект RoSE, не будучи просто хранилищем данных либо социальной сетью, потребовал применения подходов из сферы как информатики, так и библиотековедения, обеспечивающих построение взаимосвязей между документами, людьми и группами. Представленные в системе метаданные включают связи между людьми с точки зрения их интеллектуального продукта и документами в соответствии с принятой в научной среде культурой, включающей правила цитирования и пр. Важный вывод с точки зрения информатики - признание того, что современные способы концептуализации и подходы к определению взаимосвязей являются недостаточно удовлетворительными, что требует дальнейших усилий по их описанию как повторяющихся, ситуативных и субъективных.

В заключение авторы отмечают, что междисциплинарное сотрудничество в рамках работы над проектом позволило выявить основные направления, на которых указанные сферы знания могут иногда конфликтовать (исходя из специфических целей либо из-за эпистемологических аспектов). Следует учитывать то, что различные объекты могут быть по-разному представлены либо кодифи-

цированы в различных дисциплинарных областях, а разные задачи могут требовать применения специфических технологий.

Разработка проектов, ориентированных на производство знания, по типу социальных сетей позволяет преодолеть ограничения традиционных вычислительных моделей и создает новую среду для производства знания. Знаниевые социальные сети могут описываться по-разному с эпистемологической точки зрения. Для представителей гуманитарных наук, в том числе литературы, знание часто концентрируется в интерпретации текста. В сфере разработки программного обеспечения знаниевые системы ассоциируются с базами данных, появившимися в 1970-х годах, а в работе над проектом основные усилия были направлены на подробное представление и визуализацию семантической глубины объектов. С точки зрения информатики знаниевые системы, организованные по сетевому принципу, рассматриваются с онтологической точки зрения как развивающиеся с изменением данных и контекстных условий, в рамках которых они были созданы.

По мнению авторов, концепция знаниевых структур, организованных по принципу социальных сетей, может рассматриваться как способ эффективного объединения несопоставимых дисциплин, ставя перед исследователями интересные вызовы в сфере их проектирования и организации сотрудничества.

М.Н. Лавров

2012.03.024. ГУО Ш., ЧЕЙЗ М. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ СТУДЕНТОВ В АКАДЕМИЧЕСКУЮ СРЕДУ КАНАДЫ. GUO Sh., CHASE M. Internationalisation of higher éducation: Integrating international students into Canadian academic environment // Teaching in higher education. - 2011. - Vol. 16, N 3. - P. 305-318. -D0I:10.1080/13562517.2010.546524.

Ключевые слова: высшее образование; интернационализация; интеграция студентов-выпускников; приспособляемость и адаптация; преподавание и обучение.

Авторы из Университета Калгари (Канада) и Университета Британской Колумбии (Ванкувер, Канада) исследуют опыт реализации программы, направленной на оказание помощи зарубежным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.