ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2010. № 6
И.М. Гарскова
(кандидат исторических наук, доцент кафедры исторической информатики
исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАТИКИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI в.
В статье на основе изучения отечественной и зарубежной историографии проводится анализ тенденций развития исторической информатики в начале XXI в. с точки зрения проблематики и методологии исследований, а также методических и технологических средств и подходов. Историографические источники показывают достаточно сложный характер эволюции этого междисциплинарного направления. Изучение тематики публикаций позволяет выявить несколько моделей динамики, соответствующих различным тематическим линиям в историографии, и обозначить новые концепции дальнейшего развития исторической информатики, которые характеризуются поворотом от стандартных подходов, методов и технологий к ориентированным на специфику исторических источников и методик их анализа в новой информационной среде.
Ключевые слова: историография, историческая информатика, междис-циплинарность, концепции, методология, методы, подходы, технологии.
The article analyses trends of historical information science in early 21st century on the basis of Russian and foreign historiography. The issues include topics and methods of research, and methodic and technical means and approaches. Historiographical sources illustrate a complex nature of this interdisciplinary sphere. The topics of papers illustrate several dynamic patterns, which correspond to thematic "lines" in historiography and specify concepts of development of this science. These concepts embody the turn from standard approaches, methods and techniques to specific nature of historical sources and methods of its analysis in new information environment.
Key words: historiography, historical information science, interdisciplinary
studies, concepts, methodology, methods, approaches, technologies.
* * *
Становление и развитие исторической информатики, как и ряда других междисциплинарных направлений в исторических исследованиях, есть проявление характерной черты развития современной науки — растущей потребности в общенаучной интеграции, усилении взаимосвязи информационных, естественных и гуманитарных наук, развития междисциплинарных исследований. Историческая информатика как направление, наиболее тесно связанное с тенденциями информатизации, компьютеризации и ма-
* Гарскова Ирина Марковна, тел. (495) 939-11-65; e-mail: [email protected]
тематизации исторических исследований, представляет собой совокупность концепций, методов и технологий для создания и использования в исторических исследованиях электронных ресурсов на основе информации исторических источников1.
В данной статье на основе анализа отечественной и зарубежной историографии освещается развитие этого междисциплинарного направления в последнее десятилетие. Предшествующий период (со второй половины 1980-х и до конца 1990-х гг.) характеризовался острыми дискуссиями теоретического и методического характера, что было связано со становлением исторической информатики, осмыслением ее места в исторической науке и ее связи с наукой информационной. В это время происходили и институциональные изменения: возникла международная Ассоциация "History and Computing" (AHC, существует с 1986 г.), а затем ее национальные «ветви», в том числе Ассоциация «История и компьютер» (АИК, существует с 1992 г.), которая объединяет специалистов из России и стран СНГ, работающих в этой области.
Анализ тенденций развития исторической информатики в РФ и странах СНГ в данной статье проводится на материалах основных изданий Ассоциации «История и компьютер»: это периодическое издание «Информационный бюллетень АИК» (основанное в 1991 г.), серия сборников «Круг идей», издающихся с 1994 г. и содержащих материалы конференций Ассоциации, а также ряд монографий, журналов и сборников статей, в том числе издающихся при участии ассоциации «История и компьютер» в Алтайском госуниверситете и в Сибирском отделении РАН (Новосибирск).
В зарубежной периодике указанным изданиям соответствуют журналы международной Ассоциации "History & Computing" (издавался с 1989 по 2002 г.) и международной Ассоциации "Computers and the humanities" (издавался с 1966 по 2005 г.), а также электронный журнал Американской ассоциации "History and Computing" (AAHC), существующей с января 1996 г. В начале XXI в. первые два журнала прошли период организационных изменений. Так, с 2003 по 2006 г. журнал "History & Computing" не выходил, а в 2007 г. ему на смену пришел новый журнал, "International Journal of Humanities and Arts Computing". Это издание выходит под эгидой трех научных организаций: International Association for History and Computing, Electronic Cultural Atlas Initiative2, Digital Resources in the
1 Историческая информатика: Учеб. пособие / Под ред. Л.И. Бородкина, И.М. Гарсковой. М., 1996. С. 31.
2 Научный проект Electronic Culture Atlas Initiative (ECAI) с базой в Университете Беркли (Калифорния) имеет целью создание глобального ресурса в формате интерактивного электронного атласа культуры, включающего текстовую, графическую и картографическую информацию (http://www.ecai.org/).
Humanities and Arts 3, его тематика теперь значительно шире и уровень междисциплинарности выше. С другой стороны, определенное сужение общегуманитарной тематики и снижение уровня междисциплинарности можно видеть в изменениях, которые произошли с журналом "Computers and the Humanities": в марте 2005 г. он был переименован в "Language Resources and Evaluation" и публикует в основном статьи по компьютерной лингвистике.
Упомянутые изменения в зарубежной историографии исторической информатики показывают достаточно сложный характер эволюции этого направления в последнее десятилетие. Для изучаемого периода будет проведен сравнительный анализ тенденций развития отечественных и зарубежных исследований с точки зрения проблематики и методологии исследований, а также методических и технологических средств и подходов.
* * *
Прежде всего следует охарактеризовать состояние области в конце XX в.4 К этому времени этап становления исторической информатики со свойственными ему дискуссиями по теоретическим основаниям и методологическим концепциям был завершен и сформировались две основные линии развития — аналитическая и информационная (связанная с проблематикой электронных ресурсов).
Тематика публикаций, отражающих основные тенденции развития аналитической компоненты исторической информатики, не различается радикально для отечественных и зарубежных изданий. К концу XX в. определились несколько областей исторического знания, где результаты в значительной степени достигаются с помощью количественных методов, применяемых в ходе компьютеризованного исследования.
Это прежде всего историко-демографические исследования, экономическая история, ряд направлений социальной истории (раз-
3 Digital Resources in the Humanities and Arts (DRHA) — серия ежегодных конференций, в которых участвуют разработчики, хранители, распространители, пользователи электронных ресурсов социально-гуманитарного характера. Эти конференции проводились в рамках программы поддержки информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере искусств и гуманитарных исследований, которая действовала в 2003—2008 гг. при финансовой поддержке Arts & Humanities Research Council (до 2005 г. — Arts and Humanities Research Board) — британского Совета по гуманитарным исследованиям.
4 Имеется ряд обобщающих работ на эту тему. См., например: Бородкин Л.И. Историческая информатика: этапы развития // Новая и новейшая история. 1997. № 1; Он же. Квантитативная история на пороге XXI века: фазовый переход? // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2000. № 24; Woolard M. What Is History and Computing? An Introduction to a Problem // History and Computing. 1999. Vol. 11. N 1—2; McCrank L. Historical Information Science. An Emerging Discipline. Medford, New Jersey: Information Today, 2002.
виваемых в рамках т.н. Social Science History) и политической истории (например, парламентской истории). По существу, это те области, которые сформировались еще в 1970—1990-е гг. и продолжают оставаться ведущими направлениями развития квантитативной истории. По сравнению с зарубежной в отечественной историографии менее широко представлено направление, связанное с экономической историей, и более широко — связанное с исследованиями на основе массовых источников по исторической демографии, причем заметно расширяется межуниверситетское сотрудничество ряда исследовательских групп из Барнаула, Москвы, Петрозаводска, С.-Петербурга, Тамбова и Твери, которые осуществили ряд историко-демографических проектов при участии коллег из голландских и американских университетов. Российские ученые принимают участие в создании международной исторической схемы классификации и кодификации профессий (HISCO), которая строится на базе современного международного стандарта классификации (ISCO), обеспечивая совместимость сведений о профессиях в исторической перспективе. Схема строится на информации о названиях профессий и их описаниях, извлеченной из материалов переписей и текущего учета населения, и позволяет проводить историко-сравнительные исследования в области социально-экономической истории и исторической демографии5.
В конце XX в., несмотря на определенное уменьшение влияния квантитативных подходов в мировой историографии, связанное с усилением постмодернистских тенденций, эти области продолжали устойчиво развиваться6.
Если говорить о методическом обеспечении аналитических исследований, то к концу XX в. успешно продолжались исследования с применением статистических методов, прочно вошедших в методический арсенал историка. Вместе с тем помимо стандартного
5 Историческое профессиоведение: источники, методы, технологии анализа: Сб. статей / Под ред. В.Н. Владимирова, М.Х.Д. Ван Леувена. Барнаул, 2008.
6 Однако при оценке динамики числа исследований, выполненных в традициях квантитативной истории, в отечественной и зарубежной историографии исторической информатики существуют заметные расхождения. Так, по мнению П. Дорна (Doorn P. Preface // Proceedings of the XVIth Conference of the Association for History and Computing. Amsterdam, 2005. P. 4), компьютерные методы статистической обработки данных в области социально-экономической истории с течением времени стали привлекать меньше внимания со стороны исторической информатики. На наш взгляд, менее заметная доля таких публикаций в зарубежных изданиях по исторической информатике объясняется тем, что на Западе существуют и специализированные журналы «квантитативной ориентации», такие, как "Historical Methods" (США), "Histoire et Mesure" (Франция) и особенно "Historische Sozialforschung / Historical Social Research" (ФРГ). Кроме того, за рубежом работы этого направления активно публикуются и в специализированных исторических журналах — "Journal of Economic History", "Economic History Review", "European Review of Economic History", "Social Science History" и др.
набора статистических методов, ставшего уже «классическим», идет освоение и таких статистических методов, которые более адекватны специфике информации исторических источников и более отвечают методологии исторического исследования на современном этапе (логистическая регрессия, эконометрические методы анализа динамики, событийный анализ, многомерный разведочный анализ, интеллектуальный анализ данных и др.)7.
Наряду со статистическими методами исследователи начинают обращаться к таким сложным инструментальным средствам, как нелинейные методы анализа динамики, методы детектирования динамического хаоса, компьютерное моделирование.
Информационная компонента исторической информатики развивается в конце XX в. значительно более быстрыми темпами, осваивая новые предметные области и выходя на решение содержательных задач, связанных с сохранением историко-культурного наследия. Это задачи создания электронных аналогов архивов (текстовой и графической информации), музеев и библиотек как общеисторических научно-образовательных ресурсов и обеспечения доступа к ним (в первую очередь посредством глобальной сети Интернет) для широкого круга пользователей, а также задачи, связанные с пространственным анализом исторических явлений и процессов.
В связи с расширением тематики исследований происходит дифференциация отдельных направлений внутри исторической информатики, осваиваются технологии оцифровки текстов и изображений, методы трехмерного моделирования ^D-моделирова-ния), географические информационные системы (ГИС).
Среди информационных технологий, которые наиболее успешно применяются в исторической информатике, с самого начала ее становления всегда были технологии, связанные с созданием и анализом баз данных и коллекций электронных текстов. Однако в последнее десятилетие начинается интеграция этих технологий и освоение мультимедийных подходов к работе с электронными ресурсами, куда включаются базы данных, тексты, компьютерные карты, изображения и другая аудиовизуальная информация. Особенно востребованными мультимедийные ресурсы становятся в связи с расширяющимся использованием информационных технологий в историческом образовании.
* * *
В начале XXI в. основные направления исследований и тенденции в развитии исторической информатики в нашей стране и за рубежом, сложившиеся в предшествующий период и направленные
7 Boonstra O, Breure L, Doorn P. Past, Present and Future of Historical Information Science. Amsterdam, 2006. P. 58—69.
на расширение методического и технологического обеспечения исторических исследований, в целом сохраняются. Эти тенденции диктуются потребностью профессионального сообщества в создании новой информационной среды исторической науки в условиях формирования информационного общества8.
Об этом свидетельствуют публикации в зарубежных периодических изданиях, материалы трех международных конференций AHC, состоявшихся в этот период, и аналитических статей9. Аналогичные выводы дает анализ материалов пяти конференций АИК (прошедших в 2000—2008 гг.) и соответствующих аналитических публикаций в Информационном бюллетене Ассоциации «История и компьютер» и сборниках серии «Круг идей»10.
Развитие исторической информатики в последнее десятилетие демонстрирует процесс дифференциации исследовательских интересов, расширение круга исследовательских задач и формирования новых методических и технологических направлений «внутри» исторической информатики11. Усиливается также междисципли-
8 На постсоветском пространстве эти тенденции проявляются с определенным временным лагом, составляющим примерно 3—4 года и обусловленным определенным технологическим отставанием процесса информатизации в России и странах СНГ в сравнении со странами Запада.
9 New methodologies for the new millennium. Poznan, 2001; XVth conference of the international association for history and computing // http://www.rhd.uit.no/ahc/ abstracts.html; Humanities, Computers and Cultural Heritage. Proceedings of the XVIth international conference of the Association for History and Computing. Amsterdam, 2005; Бородкин Л.И., Владимиров В.Н., Гарскова И.М. Новые тенденции развития исторической информатики. По материалам XV международной конференции «История и компьютер» // Новая и новейшая история. 2003. № 1; XV Международная конференция Ассоциации "History and Computing" // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2003. № 31.
10 См. выпуски Информационного бюллетеня Ассоциации «История и компьютер» за 1998—2008 гг. (№ 22—35), а также сборники: Круг идей: историческая информатика на пороге XXI века: Труды VI конференции АИК / Ред. Л.И. Бородкин, Ю.П. Смирнов, И.Ф. Юшин. М.; Чебоксары, 1999; Круг идей: историческая информатика в информационном обществе: Труды VII конференции АИК / Ред. Л.И. Бородкин, В.Н. Владимиров, И.Ф. Юшин. М., 2001; Круг идей: электронные ресурсы исторической информатики: Труды VIII конференции АИК / Ред. Л.И. Бородкин, В.Н. Владимиров. М.; Барнаул, 2003; Круг идей: алгоритмы и технологии исторической информатики: Труды IX конференции АИК / Ред. Л.И. Бородкин, В.Н. Владимиров. М.; Барнаул, 2005; Круг идей: междисциплинарные подходы в исторической информатике / Ред. Л.И. Бородкин, И.М. Гарскова. М., 2008.
11 Этот процесс дифференциации направлений внутри исторической информатики напоминает ситуацию в квантитативной истории 15—20 годами раньше. Теперь уже среди специалистов в области исторической информатики формируются группы «по интересам»: разработчики баз данных, интернет-ресурсов, мультимедийных продуктов образовательного характера, исследователи, работающие с географическими информационными системами, с информационными библиотечными или архивными системами, со статистическими пакетами программ, с изображениями, текстами и т.д.
нарное взаимодействие исторической информатики с приложениями информационных технологий в других отраслях гуманитарного знания, что обусловлено определенным сходством в характере информации и соответственно в методах и технологиях работы с ней.
Эта закономерность хорошо прослеживается на примере новых информационных технологий для работы со структурированными данными (такими, как статистические источники или источники формулярного характера, которые часто имеют табличную форму) и свободным текстом. В своем развитии технологии создания и анализа баз данных (как правило, реляционных, или табличных баз данных), с одной стороны, и технологии анализа электронных текстов (построение словарей, конкордансов, формализация авторских стилей), с другой стороны, имели мало общего. Несмотря на сходство в терминологии, табличные базы данных и полнотекстовые базы, основанные на принципах структурной разметки текста, были связаны с разными ветвями развития информационных технологий, и более того, работа с текстами тяготела к компьютерной лингвистике. Хотя историки и лингвисты имеют много общего в методах и технологиях репрезентации и анализа текстов, безусловно, существуют и подходы, специфические именно для историков, такие, как алгоритмы связывания записей (специальная историко-демографическая методика в работах по восстановлению истории семей, основанная на поиске персональных сведений в различных источниках учета населения) или принципы электронного научно-критического издания исторических документов12.
В последнее десятилетие с развитием информационных технологий XML13 происходит определенное сближение подходов в работе с табличными и полнотекстовыми базами данных, поскольку в формате XML могут быть представлены данные различной степени структурированности — от структурированных реляционных
12 Boonstra O, Breure L, Doorn P. Op. cit. P. 36—58; The Virtual Representation of the Past / Ed. by M. Greengrass and L. Hughes. Ashgate, 2008. Эта коллективная монография посвящена использованию информационных технологий и электронных ресурсов в исторических и археологических исследованиях. Теоретические, методологические и технические аспекты этой проблематики освещаются авторами с разных, иногда противоположных, точек зрения и иллюстрируются примерами конкретных исследований.
См. также: Баранов В.А. и др. Электронные издания древних письменных памятников и технология создания полнотекстовых баз данных // Круг идей: электронные ресурсы исторической информатики. М.; Барнаул, 2003.
13 В 2000-е гг. в Интернете активно используется новый язык гипертекстовой разметки — XML (cXtensible Markup Language), описывающий целый класс данных, называемых XML-документами. XML позволяет осуществлять контроль за корректностью данных, хранящихся в документах, и устанавливать единый стандарт на структуру документов, содержимым которых могут быть самые различные данные. Поэтому очевидным достоинством XML является возможность использования его в качестве универсального языка запросов к хранилищам информации.
(табличных) данных до неструктурированных текстовых документов. Целью создания XML было обеспечение совместимости при обмене данными между разными системами обработки информации, особенно при передаче таких данных через Интернет. Следовательно, этот подход открывает новые перспективы при создании тематических электронных ресурсов, представляющих собой, как правило, обширные коллекции неоднородных данных. И структурированные источники (для которых наиболее адекватны технологии баз данных), и тексты являются объектами исследований, связанных с созданием цифровых форматов хранения документов историко-культурного наследия и разновидностей электронных публикаций (электронных факсимиле, электронных изданий, электронных архивов и библиотек).
Заметным явлением становится расширение сотрудничества специалистов в области исторической информатики с архивами и другими организациями, работающими в сфере сохранения историко-культурного наследия. Перспективное направление представляет работа с изобразительными источниками. Если еще недавно роль изображений в исторических работах сводилась, как правило, только к иллюстрации, то сейчас ситуация кардинально меняется, и дело не только и не столько в том, что возможность электронной публикации изображений снимает проблему стоимости иллюстраций: резко повышается интерес к изображениям как историческим источникам, которые можно использовать в разных областях исторической науки — от историко-культурных исследований до социально-экономической истории.
Быстрыми темпами растет число архивов оцифрованных изображений, графическая информация становится востребованной наряду с текстовыми и числовыми данными. В результате встает задача разработки методологических принципов работы с электронными изображениями, стандартов их описания, методов визуального анализа и интерпретации. Особенно актуальным становится создание метаданных, базирующихся на описании содержания изображений и позволяющих проводить эффективный информационный поиск графической информации. Аналогичные вопросы ставятся и при работе с историческими электронными картами, что, безусловно, приводит к заметному росту работ с использованием ГИС-технологий в исторических исследованиях14.
Можно отметить и новые тенденции. Так, развивается интеграция аналитической и информационной компонент исследований
14 Boonstra O., Breure L., Doorn P. Op. cit. P. 69—83. Подробный анализ использования ГИС в исторических исследованиях дан в работе В.Н. Владимирова «Историческая геоинформатика: геоинформационные системы в исторических исследованиях» (Барнаул, 2005).
6 ВМУ, история, № 6
81
в русле исторической информатики как в нашей стране, так и за рубежом. С одной стороны, базы данных, создание которых на протяжении предшествующего периода было «ядром» информационной компоненты, все чаще становятся объектом статистического анализа. С другой стороны, использование сложных статистических методов анализа в экономической истории, разработка специальных методик работы с микроданными в исторической демографии во все большем масштабе сопровождается созданием значительных по объему электронных ресурсов — исследовательских баз данных, содержащих длинные ряды динамики экономических и демографических показателей, в том числе в рамках международных проектов15. Эти ресурсы в свою очередь повышают внимание исследователей не только к методической, но и к информационно-технологической компоненте: растет число работ с использованием методов и технологий баз данных, географических информационных систем (ГИС), программного обеспечения имитационного моделирования (последнее особенно характерно для отечественной историографии)16.
Этот эффект особенно заметен на примере исторической демографии. Как в отечественной, так и в зарубежной историографии развитие информационных технологий (в первую очередь технологий баз данных), введение в научный оборот больших массивов первичной информации (документы церковного, ревизского и административно-полицейского учета населения) и разработка методов анализа демографических источников стимулировали значительный рост количества и качества работ в этой области17.
В целом для прошедшего десятилетия можно констатировать достаточно устойчивое поступательное развитие как отечественной, так и зарубежной исторической информатики, направленное
15 Например, широко известны международные проекты IPUMS и NAPP, посвященные обеспечению открытого доступа в научных и образовательных целях к данным переписей населения по разным странам и в разные периоды. Исследователям доступна сопоставимая информация десятков переписей о миллионах людей, и существующие демографические базы данных постоянно пополняются информацией на уровне индивидуумов (International historical microdata for population research / Ed. by P.K. Hall, R. McCaa, G. Thorvaldsen. Minneapolis: Minnesota Population Center, 2000).
16 Математическое моделирование исторических процессов на первом этапе своего «жизненного цикла» сложилось как одно из направлений квантитативной истории и с течением времени завоевало довольно прочные позиции в исторических исследованиях. Сейчас это направление существует в рамках исторической информатики с более точным названием — «компьютерное моделирование», поскольку создание сложных моделей нелинейной динамики невозможно без компьютерной реализации.
17 См.: Бородкин Л.И., Владимиров В.Н., Гарскова И.М. XV Международная конференция "History and Computing" // Информационный бюллетень «История и компьютер». 2001. № 28. С. 4.
на расширение методического (и технологического) обеспечения исследований. Вместе с тем это развитие не было равномерным.
На рубеже XX—XXI вв. наиболее актуальными были вопросы, связанные с новой информационной средой исторической науки и образования. В это время уже было ясно, что Интернет становится все более востребованным источником информации, в том числе профессиональной информации для историков, сетевые технологии прочно вошли в рабочую лабораторию историка-исследователя и преподавателя18. Более того, специалисты, работающие в области исторической информатики, теперь могли ставить не только и не столько задачи поиска информации в Интернете: особое внимание уделялось созданию и использованию исторических научно-образовательных (тематических) ресурсов19. Эта деятельность многогранна и лежит в русле сохранения историко-культурного наследия и обеспечения доступа к нему, в том числе с использованием сетевых технологий.
В этой связи активно обсуждались проблемы, которые возникают при электронной публикации исторических источников, особенно архивных документов, в Интернете или на компакт-дисках; достоинства и недостатки таких публикаций, необходимость кооперации со специалистами в области информационных технологий, обмен опытом с коллегами, применяющими информационные и коммуникационные технологии в других гуманитарных науках, а также с архивистами, работниками музеев и библиотек.
Наиболее интенсивно проблематика, связанная с возможностями использования ресурсов глобальной сети Интернет в профессиональной работе историка, обсуждалась в отечественной историографии. Об этом свидетельствуют несколько конференций и «круглых столов», проведенных в конце 1990-х — начале 2000-х гг. по инициативе Ассоциации «История и компьютер»: конференция в Алтайском госуниверситете «Интернет — новая информационная среда исторической науки» (1998)20, телеконференция «Что в имени твоем, Интернет?» (1998)21, «круглый стол» по проблеме «Историк, источник и Интернет» (2000)22. На этом этапе обсужда-
18 Так, например, уже несколько изданий выдержала популярная коллективная монография: The History Highway. A 21st Century Guide to Internet Resources / Ed. by D.A. Trinkle, S.A. Merriman. N.Y., 2006. См. также: Cohen D.J., Rosenzweig R. Digital History: A Guide to Gathering, Preserving, and Presenting the Past on the Web. Philadelphia: Univ. of Pennsylvania Press, 2005.
19 Важно подчеркнуть, что при разработке стратегий применения информационных технологий в обучении истории акцент переносится с обучающих систем или технологий обучения на анализ места и роли ресурсов Интернет в образовании.
20 Интернет — новая информационная среда исторической науки. Барнаул, 1998.
21 Материалы конференции опубликованы в Информационном бюллетене Ассоциации «История и компьютер» (1998, № 22).
22 Материалы опубликованы в Информационном бюллетене Ассоциации «История и компьютер» (2000, № 26/27), а также в журнале «Новая и новейшая история» (2001, № 2).
лись концептуальные и методические вопросы применения интернет-технологий в исторических исследованиях и образовании, их возможности и ограничения и даже опасности реальные и мнимые, возникающие на этом пути. В дискуссии на тему «Историк, источник и Интернет» был поставлен ряд важных вопросов, связанных с общим процессом информатизации гуманитарной науки, становлением новой информационной культуры, одной из ярких черт которой является феномен Интернета. Участники «круглого стола» подробно обсудили перспективы электронных публикаций исторических документов в глобальной сети, необходимость разработки стандартов таких публикаций, их юридические аспекты, проблемы качества ресурсов, цитирования электронных документов и др. Большинство высказываний и оценок сводились к признанию того, что заметные проблемы существуют, но они не являются непреодолимыми, ибо в основном связаны с болезнями роста и по мере развития информатизации научное сообщество сможет их решить. Надо отметить, что упомянутая серия дискуссий завершила сравнительно недолгий период сомнений научного сообщества относительно эффективности и правомерности использования глобальной сети в профессиональной деятельности историков23. Интернет получил признание научного сообщества, а тематика публикаций, связанных с Интернетом, теперь посвящена вопросам совершенствования методологии и технологии создания тематических исторических ресурсов для научных исследований и образования.
В качестве примера можно привести тематический ресурс «Эволюция трудовых отношений в российской промышленности: от дореволюционной индустриализации к советской» (www.hist. msu.ru/Labour/), разработанный на кафедре исторической информатики МГУ. Данный проект имел целью создание многофункциональной информационной системы, которая должна служить информационной базой исследований по широкому спектру вопросов эволюции трудовых отношений в России конца XIX в. — 1930-х гг., включая материалы по трудовому законодательству,
23 В зарубежной историографии перспективы использования возможностей Интернета в работе историка обсуждались несколькими годами раньше, что объясняется более ранним внедрением сетевых технологий в западную науку и образование (см.: Доорн П. Электронный лабиринт: возможности и «ловушки» компьютерной системы Internet для историков // Круг идей: развитие исторической информатики. М., 1995). При этом общая оценка возможностей интернет-технологий в зарубежной историографии не была связана с такими опасениями, как в отечественной историографии. Это можно объяснить более высоким качеством интернет-ресурсов, к созданию которых на Западе с самого начала подключились университеты и другие академические организации, поддерживающие высокие стандарты электронных изданий.
оплате труда, страхованию и социальному обеспечению рабочих, трудовым конфликтам и т.д. Такой многоцелевой ресурс призван облегчить доступ исследователей к источникам, историографическим материалам и справочной информации по теме проекта, а также к учебно-методическим материалам по учебным курсам, тематически связанным с проблематикой данного проекта. Выполнение проекта позволило выработать концептуальные подходы к созданию тематических научных образовательных ресурсов.
Выполнение задач проекта включало следующие этапы работы:
а) выявление и отбор архивных документов, статистических и аналитических публикаций, материалов периодической печати, изобразительных (графических) материалов и других источников;
б) формирование коллекции историографических работ по эволюции трудовых отношений в российской промышленности с 80-х гг. XIX в. до 1930-х гг. включительно; в) создание библиографии по теме проекта; г) перевод отобранных материалов в электронный вид (сканирование и распознавание текстов, оцифровка изображений и т.д.); д) разработка и описание баз данных; е) связывание электронных коллекций материалов между собой гиперссылками и обеспечение возможностей поиска информации по всем разделам сайта; ж) оптимизация разработанной информационной системы и организация доступа к ней через Интернет.
На этом этапе интерес к специфическим источниковедческим проблемам исторической информатики приобрел новое наполнение: разработка профессиональных информационных ресурсов потребовала осмысления на новом уровне проблем, связанных с созданием тематических сайтов, обсуждением стандартов электронных публикаций и разработкой археографических принципов представления исторических источников в сетевом информационном пространстве24.
* * *
На фоне поступательного развития направления в предшествующий период начало XXI в. было отмечено в международном сообществе специалистов по исторической информатике рядом серьезных дискуссий вокруг оценки имеющегося опыта и перспектив развития исторической информатики в будущем.
Этот период характеризуют заметные различия отечественной и зарубежной историографии. Так, для европейской школы исторической информатики — это годы подведения некоторых итогов и анализа комплекса нерешенных проблем методологического,
24 См.: Гарскова И.М. Некоторые источниковедческие проблемы создания тематических электронных ресурсов // Проблемы методологии и источниковедения. Материалы III научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко. М., 2006.
технологического и организационного характера25. Обсуждение накопившихся проблем в основном шло в рамках тех европейских национальных ассоциаций исторической информатики, которые прошли наиболее долгий путь развития и на рубеже XX—XXI вв. столкнулись с необходимостью осмысления пройденного пути и пересмотра не только методических и технологических подходов, но и методологических концепций26. В меньшей степени эти тенденции проявились в тех национальных ассоциациях, которые сформировались позже и продолжали в этот период динамично развиваться (это относится, например, не только к АИК, но и к Американской ассоциации "History and Computing" — AAHC).
Два «круглых стола», проведенные в рамках конференций Международной ассоциации "History and Computing" в 2003 и 2005 гг. под названиями «Прошлое, настоящее и будущее исторической информатики» и «Разработка международной программы развития исследований в области исторической информатики», были посвящены обсуждению таких важных вопросов, как роль и место исторической информатики в исторической науке, взаимодействие исторической информатики с современной информационной наукой и ее гуманитарными приложениями, разработка стратегии развития исторической информатики на уровне международного сотрудничества и создания элементов соответствующей инфраструктуры, или информационной среды исторических исследований и образования. Обсуждение этих проблем проходило на конференциях национальных ветвей международной Ассоциации. Так, в 2004 г. на пленарном заседании IX конференции Ассоциации «История и компьютер» был поставлен доклад «Историческая информатика двадцать лет спустя: точка бифуркации?»
Ценным результатом этих дискуссий явилось осмысление итогов развития исторической информатики, оценка достоинств и недостатков различных, часто противоречивых концепций исто-
25 Особое место здесь занимает книга ведущих голландских специалистов в области исторической информатики о прошлом, настоящем и будущем этой развивающейся области (Boonstra O, Breure L., Doorn P. Op. сй.). Отметим, что в этой обобщающей публикации дается аналитический и историографический обзор всего периода существования исторической информатики, причем ей предшествовал ряд других заметных работ историографического характера: Denley P. Models, Sources and Users: Historical Database Design in the 1990s // History and Computing. 1994. Vol. 6. N. 1. P. 33—43; Speck W.A. History and Computing: Some Reflections on the Past Decade // History and Computing. 1994. Vol. 6. N. 1. P. 28—32; Woolard M. Introduction: What Is History and Computing? An Introduction to a Problem // History and Computing II. N 1—2. P. 1—8; McCrank L.J. Historical Information Science. An Emerging Discipline. Medford, New Jersey: Information Today, 2002.
К сожалению, в отечественной историографии исторической информатики пока отсутствуют работы этого жанра.
26 См., например: WoollardM. Op. сй.
рической информатики, сменявших друг друга на разных этапах: создание оригинального программного обеспечения в период зарождения исторической информатики в рамках квантитативной истории; обращение к методам и технологиям, ориентированным на социальную историю, в эпоху больших ЭВМ; создание баз данных на материалах исторических источников с использованием стандартного и специализированного программного обеспечения после «микрокомпьютерной революции»; активное использование сетевых технологий и разработка научно-образовательных ресурсов Интернета в последние годы.
Анализ текущей ситуации позволил выявить ряд накопившихся проблем исторической информатики. Так, подчеркивалась недостаточная активность «информационной» составляющей междис-циплинарности — контактов со специалистами в области общей информатики, а также «гуманитарной» составляющей междисцип-линарности, т.е. контактов с коллегами, развивающими информационные технологии и компьютерные методы в других социально-гуманитарных науках (археологами, лингвистами, экономистами, социологами). В частности, предлагалось развивать более тесное сотрудничество международной Ассоциации "History and Computing" с двумя ведущими ассоциациями в области гуманитарной информатики — ALLC (Association for Literary and Linguistic Computing) и ACH (Association for Computers and the Humanities)27.
Поддержку получили предложения об усилении не только информационно-технологической линии развития, но и методически-аналитической, поскольку при значительном росте оцифрованных исторических ресурсов часть из них остается невостребованной. Роль международной Ассоциации "History and Computing" может стать более заметной, если ее члены наряду с участием в крупных технологических проектах по оцифровке исторических источников будут заняты решением содержательных исторических проблем более масштабного характера, чем локальные исследования на коротких временных интервалах.
Участники дискуссий высказывали мнение о недостаточном внимании к созданию оригинальных методических и технологических разработок и соответственно о необходимости продвинутых методов и технологий для обеспечения исторических исследований. В качестве примера приводились успехи исторической информатики в разработке подходов, получивших широкое распространение в исторической демографии и просопографических
27 В 2005 г. эти ассоциации объединились в альянс ADHO (Alliance of Digital Humanities Organizations); в 2007 г. к ним присоединилась канадская ассоциация SDH-SEMI (The Society for Digital Humanities / Société pour l'étude des médias interactifs).
исследованиях, а также применение математического моделирования как для реконструкции источников, так и для расширения нашего знания о прошлом.
Очевидно, что будущее исторической информатики тесно связано с эффективным использованием новых информационных технологий в исторических исследованиях и образовании. Спрос на специалистов-гуманитариев, умеющих использовать компьютерные методы и технологии в своей профессиональной деятельности, растет во всех странах. Для подготовки новых специалистов данного профиля необходимо содействовать созданию кафедр в университетах и организации вузовской специализации по исторической информатике. В этой работе, как и в других аспектах деятельности международной ассоциации и ее национальных ветвей, особенно важно укреплять и расширять международные контакты, в том числе с помощью сетевых коммуникационных технологий.
И разумеется, обсуждение всех перечисленных проблем невозможно без совершенствования теории и методологии исторической информатики, разработки концепций ее развития.
* * *
В последние годы было сформулировано несколько новых концепций дальнейшего развития исторической информатики. Несмотря на различия в подходах, они базируются на близких по сути тезисах. Первым из таких тезисов является разработка специализированного исследовательского инструментария, рассчитанного на специфику исторической информации и исследовательских задач, возникающих в историческом исследовании. По существу, этот тезис на новом витке развития обращается к идеям одного из пионеров исторической информатики, профессора Кельнского университета, президента АНС в первой половине 1990-х гг. М. Таллера, который еще в 1980-х гг. писал о необходимости разработки теории и инструментария исторической информатики с учетом специфики исторических источников.
Так, в 2004 г. был сформулирован новый подход к разработке методологии исторической информатики, учитывающей специфику аналитических задач, возникающих в историческом исследовании, и отражающей особенности методов их решения; для обозначения этого подхода был предложен термин «историко-ори-ентированный»28. Этот подход не отвергает сложившейся практики
28 См.: Бородкин Л.И. Историческая информатика начала XXI века, или историки на пути в информационное общество // Технотронные архивы в современном обществе: наука, образование, наследие: Материалы научно-практической конференции. М., 2004.
исследований, основанных на использовании преимущественно стандартного программного обеспечения. Однако ориентация только на стандартные программные средства и технологии сужает диапазон изучаемых проблем, оставляя за бортом нетривиальные вопросы, специфические для исторической науки. Более того, в ходе выполнения исследовательских и образовательных проектов историков уже накоплен опыт создания оригинальных алгоритмов, программ и технологий, дающих основание считать историческую информатику самостоятельной научной дисциплиной, имеющей не только свой предмет, но и свой специальный методический арсенал, не сводящийся к стандартному инструментарию общей информатики.
Надо отметить, что задачи разработки специализированного программного обеспечения для исторических исследований ставились не только с момента возникновения исторической информатики, но и раньше — в рамках квантитативной истории, когда еще не было пакетов стандартных прикладных программ. В этот период появилась источнико-ориентированная система управления базами данных Kleio29, которая была разработана М. Таллером в тесной кооперации с несколькими исследовательскими группами на базе концепции источнико-ориентированного подхода к компьютерной обработке информации исторических источников.
С появлением персональных компьютеров и соответствующего программного обеспечения эта проблема на некоторое время потеряла свою актуальность. Однако довольно скоро присущие стандартным программам ограничения (являющиеся обратной стороной универсальности) вновь стали стимулировать спрос на такие алгоритмы и программы, которые учитывали бы особенности информации исторических источников. Появились системы презентации и анализа материалов переписей населения CensSys, Winsens30, программа нечеткой классификации FUZZYCLASS31, программное приложение для создания и ведения исторических баз данных32, просопографические информационные системы33 и др.
29 Thaller M. Automation on Parnassus. CLIO — A databank oriented system for historians // Historical Social Research. 1980. Vol. 15.
30 Oldervoll J. Wincens, a Census System for the Nineties // Eden or Babylon? On Future Software for Highly Structured Historical Sources. Gottingen, 1992.
31 См.: Бородкин Л.И., Гарскова И.М. Программное обеспечение FUZZYCLASS в историко-типологическом исследовании // История и компьютер: новые информационные технологии в исторических исследованиях и образовании / Отв. ред. Л. Бородкин, В. Леверманн. Геттинген, 1993.
32 Breure L. SOCRATES: Tools for Database Design and Management // Yesterday. Proceedings from the 6th international conference Association of History and Computing / Eds. H.J. Marker and K. Pagh. Odense: Odense University Press, 1994.
33 См.: Гутнов Д.А., Перевертень В.А. ПРОСИС: просопографическая информационная система // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 1996. № 9.
Л.И. Бородкин выделяет следующие направления разработки историко-ориентированных подходов и соответствующих оригинальных программно-алгоритмических разработок, которые получили отражение в публикациях АИК: создание источнико-ориентированных систем управления базами данных (СУБД) и специализированных информационно-поисковых систем; исто-рико-ориентированное программно-алгоритмическое обеспечение задач анализа данных исторических источников; компьютерное моделирование исторических процессов; информационные технологии в источниковедении и вспомогательных дисциплинах; информационные технологии в археологии; информационные технологии в историческом образовании34. Сюда следует отнести и сферу исследований, связанную с созданием и использованием общеисторических научно-образовательных (тематических) ресурсов35. Такие ресурсы (банки данных, электронные библиотеки, электронные архивы, информационные системы) будут важными источниками профессиональной информации. Однако эффективность поиска информации в таких ресурсах будет зависеть не только от быстродействия компьютеров, но и от разработки систем информационного обслуживания пользователей, от пополнения информационных ресурсов как источнико-, так и проблемно-ориентированными базами данных, библиотеками программ, предназначенных для анализа информации, электронными текстами, в том числе и содержащими результаты квантитативных исследований, словарями-справочниками, развитой системой гипертекстовых ссылок, объединяющих весь этот объем информации в единый информационный комплекс.
Можно привести примеры оригинальных разработок специализированного программного обеспечения информационных систем для исторических исследований36, автоматизации операций, необ-
34 См.: Бородкин Л.И. Историческая информатика в точке бифуркации: движение к Historical Information Science // Круг идей: алгоритмы и технологии... С. 8.
35 В этой сфере очень важно учитывать специфику исторических ресурсов, в частности решать источниковедческие и археографические проблемы электронных публикаций исторических документов (см.: Бородкин Л.И., Владимиров В.Н., Гарскова И.М. Указ. соч.; Боброва Е.В. Анализ археографического уровня подготовки документальных публикаций в российском сегменте Интернет // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2002. № 30); Бородкин Л.И. Историко-ориентированные тематические сайты: источниковедческие аспекты разработки контента // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2006. № 34; Text Editing, Print, and the Digital World / Ed. by M. Deegan and K. Sutherland. Ashgate, 2009).
36 См.: Мазур Л.Н., Бродская Л.И. Информационно-справочная система «Села и города Среднего Урала в XX веке» // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2002. № 29.
ходимых для преобразования отсканированного текста в гипертекст при создании электронных версий архивных справочников37, математических моделей исторических процессов, основанных на методах фрактальной геометрии38.
Что касается стандартного коммерческого программного обеспечения, оно в основном используется в исследованиях по исторической демографии, где эффективно применяются ГИС-техно-логии39, виртуальной реконструкции исторических памятников с помощью программ трехмерного (3D) моделирования40, для создания значительных по объему баз данных и их статистического анализа41. Заглядывая вперед, можно предсказывать более интенсивное применение в исторических исследованиях технологии баз знаний и экспертных систем42 и других перспективных инструментальных средств.
Другой базовый тезис предусматривает расширение и углубление контактов между исторической наукой и наукой информационной. В этом направлении перспективной является концепция e-Science (от electronic — электронный), в которой ведущую роль играют распределенные глобальные ресурсы и компьютерные
37 См.: Озерицкая А.С. Методика представления архивного информационного ресурса в сети Интернет на примере справочника «Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР» // Круг идей: междисциплинарные подходы...
38 См.: Жуков Д.С., Лямин С.К. Живые модели ушедшего мира: фрактальная геометрия истории. Тамбов, 2007.
39 См.: Владимиров В.Н., Силина И.Г. О возможности изучения внутренних миграций средствами геоинформационных систем // Круг идей: междисциплинарные подходы...
40 См.: Жеребятьев Д.И. Применение технологий интерактивного трехмерного моделирования для восстановления утраченных памятников истории и архитектуры (на примере Тамбовской крепости) // Там же.
41 См.: Бородкин Л.И., Копылова О.Н., Котлова Т.Н. и др. Разработка и анализ электронных ресурсов по материалам Агентурного отдела Московского охранного отделения (1902—1917 гг.) // Круг идей: алгоритмы и технологии.; Корниенко С.И., Масленников Н.Н., Шабалина Д.В. Журналы земских собраний: проблемы создания информационной системы // Там же.
42 Здесь весьма перспективной представляется концепция семантического Web, предполагающая поиск информации не только на основе текстового содержимого документов, но и на основе анализа метаданных (т.е. данных о данных), доступных для компьютерной обработки поисковыми машинами (см.: Кальченко Д.А. Использование онтологий при разработке информационных ресурсов исторической тематики // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2006. № 33; Иванов А.С., Варфоломеев А.Г. Технология XML как инструмент компьютерного источниковедения (на примере формулярного анализа документов приказного делопроизводства) // Круг идей: алгоритмы и технологии...; Варфоломеев А.Г, Иванов А.С. Принципы электронных публикаций комплексов исторических документов со средствами палеографического, текстологического и дипломатического анализа // Материалы международной научной конференции. Ижевск, 2006 // http://textualheritage.org/index.php ?option=com_content&task=vie w&id=57&Itemid=68).
мощности, находящиеся в открытом сетевом доступе43. В ближайшем будущем к этой концепции новой информационной среды с распределенными ресурсами (информационными и вычислительными) придут и различные области социально-гуманитарного знания. При этом понятия e-Social Sciences и e-Humanities (для этих терминов пока не удается найти адекватного русскоязычного эквивалента, хотя смысл их достаточно понятен) должны опираться как на специфику предметной области и характер используемых информационных ресурсов, так и на специализированные информационные технологии, разработка которых невозможна без тесных контактов со специалистами в области базовой информатики.
Возможности сетевого доступа к огромным распределенным массивам баз данных, текстов, оцифрованных книг, журналов, изобразительных материалов, исторических карт и т.д., соединенные с возможностями использования самых современных методов и технологий обработки изображений, текстов, баз данных, компьютерного моделирования исторических процессов, трехмерной реконструкции объектов историко-культурного наследия, ГИС, создают широкие перспективы междисциплинарного сотрудничества. Работы в этом направлении уже ведутся в Великобритании, Голландии, Германии, а также в рамках общеевропейских проектов44.
На практике наряду с сотрудничеством со специалистами в области информатики укрепляется и сотрудничество с учеными, ра-
43 См.: Бородкин Л.И. Приоритеты современной исторической информатики: технологии е-Science // Круг идей: междисциплинарные подходы в исторической информатике.
44 Alkhoven P., Doorn P. New Research Perspectives for the Humanities // International Journal of Humanities and Arts Computing. 2007. Vol. 1. N 1. P. 35—47.
Наиболее успешно развиваются такие проекты в Великобритании: на смену завершившимся под эгидой уже упомянутого Совета AHRC проектам Arts and Humanities Data Service (AHDS), AHRC ICT Methods Network пришли Arts and Humanities e-Science Support Centre (AHeSSC, на базе King's College в Лондоне), Arts-Humanities.net, History Data Service (HDS, на базе UKDA — национального электронного архива). Кроме того, создаются проекты общеевропейского масштаба. Здесь следует назвать The Digital Research Infrastructure for the Arts and Humanities (DARIAH) — проект, который задуман как консорциум для создания общеевропейской инфраструктуры, обеспечивающей для специалистов-гуманитариев долговременное хранение, доступ и совместное использование в научных исследованиях информации и знаний, облеченных в цифровую форму, а также соответствующих исследовательских методик. DARIAH способствует международному сотрудничеству и обмену идеями во всех областях гуманитарного знания, развивающих применение современных информационных технологий, формированию международных сообществ. В совет консорциума входят представители наиболее известных центров из Великобритании, Голландии, Германии, Франции и Дании.
Термин e-history в публикациях американских историков встречается реже, чем у европейцев. Американцы обычно заменяют его термином digital history, который, однако, не совпадает полностью с e-history, а значительно более ориентирован на электронные ресурсы Интернета и их использование в исторических исследованиях и особенно в историческом образовании.
ботающими в других областях социально-гуманитарного знания. Фактически формируются новые общегуманитарные подходы, проекты, журналы, т.е. расширение методических и технологических возможностей способствует интеграции гуманитариев, а историческая информатика (Historical Information Science / Historical computing, или e-History) укрепляет связи с гуманитарной информатикой (Humanities Computing, или e-Humanities)45.
На наш взгляд, деятельность по созданию интегрированных сайтов этого типа, по существу порталов, посвященных концепциям, ресурсам, методам и технологиям исторической или, шире, гуманитарной направленности, на современном этапе развития исторической информатики на Западе ведется более активно, чем в России и странах СНГ. Это направление представляет собой выход на новый глобальный уровень в решении задач создания общеисторических ресурсов. Наряду с этим активно продолжается разработка тематических сайтов, ориентированных на отдельные исследовательские проблемы, региональную историю или конкретные хронологические периоды. К сожалению, при создании близких по тематике исторических сайтов их создатели мало координируют свои усилия, весьма редки случаи совместного участия в такой работе университетов, архивов, музеев и библиотек.
В перспективе можно прогнозировать и в российском сегменте Интернета активизацию создания профессиональных общеисторических порталов на базе больших проектов с участием университетов, исследовательских институтов, архивов и библиотек, а также информационных центров для обеспечения высокого уровня информационных услуг и сервисов для широкого круга пользователей таких ресурсов.
Наконец, еще одним базовым тезисом в обсуждении перспектив исторической информатики является повышение уровня университетского образования историков в области современных методов и технологий исследования, в частности совершенствование учебного плана специализации по исторической информатике. Эти вопросы активно обсуждаются в британской и американской ассоциациях "History and Computing". Так, вопросы образования рассматривались на конференции британской ассоциации в 2007 г., а в 2008 г. — в рамках «круглого стола», посвященного обсуждению
45 Тенденция развития «гуманитарной информатики» как междисциплинарного направления нашла отражение в создании кафедры гуманитарных проблем информатики на философском факультете Томского госуниверситета (с 2002 г.). Кафедра ориентирована на изучение общих проблем информатизации и специфики использования информационных технологий в социально-гуманитарных исследованиях. Она ведет межфакультетскую специализацию для студентов философского, филологического, исторического, культурологического и психологического факультетов и издает электронный журнал «Гуманитарная информатика».
рукописи книги "Historical Methods for the 21st Century", которую планируется опубликовать в ближайшем будущем (в бумажном и электронном форматах). Идея этой учебно-методической публикации заключается в попытке дать комплексное изложение современных подходов, методов и технологий в исторических исследованиях: роль теории; исследовательские инструменты (например, интернет-поиск, работа с коллекциями исторических данных, оцифровка, историческое картографирование, использование Web 2.0 — новой парадигмы развития «всемирной паутины», ориентированной на коллективное творчество сетевого сообщества в создании новой информационной среды); методы и ресурсы (просо-пография, историческая демография, ГИС, локальная история, аудио- и видео-архивы, интеллектуальный поиск, банки данных, статистический анализ).
На конференции американской ассоциации "History and Computing", работа которой заметно ориентирована на проблемы использования информационных технологий в историческом образовании, в 2008 г. рассматривались перспективы использования Web 2.0 в исторических исследованиях и образовании, в создании «исторического сегмента» глобальной сети.
Большое внимание уделяется вопросам образования и в работе ассоциации «История и компьютер». С одной стороны, на протяжении последнего десятилетия обсуждаются возможности и перспективы применения в базовом историческом образовании новейших информационных и коммуникационных технологий, особенно в связи с концепциями дополнительного и непрерывного образования на базе дистанционных образовательных про-грамм46.
С другой стороны, большое внимание уделяется подготовке молодых специалистов в области исторической информатики на
46 См.: Бородкин Л.И., Володин А.Ю., Коновалова А.В. Дистанционные образовательные технологии в реализации международных магистерских программ: опыт кафедры исторической информатики МГУ // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2008. № 35; Вымятнин В.М., Демкин В.П., Можаева Г.В. Дистанционное обучение истории: проблемы и перспективы // Опыт компьютеризации исторического образования в странах СНГ / Отв. ред. В.Н. Сидорцов, Е.Н. Балыкина. Минск, 1999; Демкин В.П., Можаева Г.В. Спутниковые технологии как основа мультисервисного обеспечения образовательных программ // Круг идей: алгоритмы и технологии исторической информатики...; Джалиашвили З.О., Кириллов А.В. Дистанционное обучение: каким оно должно быть // Информационное обеспечение исторического образования / Отв. ред. В.Н. Сидорцов, А.Н. Нечух-рин, Е.Н. Балыкина. Минск; Гродно, 2003; Можаева Г.В. Дистанционное обучение в дополнительном образовании // Круг идей: историческая информатика в информационном обществе...; Сидорцов В.Н., Каун С.Б., Мигуцкий С.Г. Эксперимент по дистанционному обучению в системе WebCT // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2002. № 30.
исторических факультетах университетов. Так, например, на XI конференции АИК, состоявшейся в 2008 г., наряду с традиционными секциями по теоретическим проблемам исторической информатики, концепциям и технологиям создания научно-образовательных ресурсов, использованию информационных ресурсов в архивах, музеях и библиотеках, компьютерному моделированию исторических процессов, технологиям пространственного анализа, методам и технологиям работы с массовыми статистическими источниками, текстами, базами данных, информационными системами работали и секции, связанные с использованием информационных технологий в историческом образовании, в частности, обсуждались модели специализации и магистерские программы по профилю «историческая информатика». Развитием этой тематики стал Международный научно-методический семинар, организованный АИК и кафедрой исторической информатики истфака МГУ в январе 2010 г. и посвященный опыту специализации по профилю «Историческая информатика», проблемам и перспективам ее развития.
В программу семинара были включены доклады, освещающие перспективы специализации в рамках двухуровневой системы высшего профессионального образования и введения нового образовательного стандарта 3-го поколения; сравнительный опыт развития специализации «Историческая информатика» на исторических факультетах Московского и Белорусского (Минск) госуниверситетов, в Историко-архивном институте РГГУ, на историко-полито-логическом факультете Пермского госуниверситета, а специальности «Прикладная информатика в музейных и выставочных комплексах» — в Сибирском федеральном университете (Красноярск). В семинаре участвовали представители не только университетов, в которых ведется специализация, но и многие специалисты, читающие курсы по общей и исторической информатике для студентов-историков общего профиля.
Можно констатировать, что опыт, проблемы и перспективы развития исторической информатики обсуждаются специалистами как на национальном, так и на международном уровне. Участники этих дискуссий часто обращаются к наиболее заметной работе обобщающего характера, в которой рассматриваются эти вопросы: это уже упоминавшаяся аналитическая публикация ведущих специалистов ЛИС, голландских ученых О. Боонстра, Л. Брере и П. Доорна.
Основные перспективные направления развития исторической информатики связываются в этой работе с моделированием данных и электронной публикацией источников и результатов исследований; совершенствованием алгоритмов информационного поиска; а также с применением современных методов статистиче-
ского анализа числовых, текстовых и графических данных исторических источников. Эти направления, как в теоретическом, так и в методическом и технологическом аспектах, можно связать с различными фазами жизненного цикла исторической информации (в более общем плане — исторического информационного ресурса)47. Концепция жизненного цикла такого ресурса, предложенная О. Боонстра, Л. Брере и П. Доорном, включает шесть этапов.
На этапе создания информационного ресурса существенны вопросы типологического моделирования источниковой информации (т.е. моделирование структуры данных, общей для различных вариантов некоторого типа источников, и основных функциональных возможностей, которые характеризуют этот тип). Кроме источниковой информации важно использовать существующие и разрабатывать стандартизированные методы доступа к знаниям и в особенности методы, связанные с онтологиями, т.е. описаниями сущностей предметной области, их атрибутов и связей между ними. Онтологии позволяют привносить в данные внеисточнико-вое знание — семантическую составляющую. Эта семантическая составляющая, как правило, выступает в форме метаданных, следовательно, необходима также разработка моделей исторических метаданных, в том числе в виде поисковых тезаурусов.
Метаданные, определяющие исторический контекст, должны добавляться к источниковым данным на этапе «обогащения»; при этом важно учитывать, что значения терминов и понятий, которые включаются в метаданные, меняются с течением времени.
Созданные информационные ресурсы должны стать доступными пользователям. Эта задача решается на этапе электронной публикации. Начиная с XIX в. история как наука имеет серьезную традицию научно-критического издания источников, снабженного примечаниями, которые разъясняют и комментируют основной текст. Информационные технологии освобождают научно-критические издания от ограничений, свойственных печатным изданиям, так как электронная публикация требует значительно меньших финансовых затрат и не связана с отбором документов ввиду физически ограниченного объема издания.
При создании цифровых архивов и библиотек все чаще используются технологии XML (стандарта представления данных, ориентированного, в частности, на обмен информацией между независимыми участниками и структурную, а не только «оформительскую» разметку информации).
Проблемы, которые при этом приходится решать, связаны с необходимостью разработки стандартов цифровой публикации
47 Boonstra O., Breure L., Doorn P. Op. cit.
и специальных средств для адаптации редакторов XML к функциональным требованиям редактирования исторических источников. Перспективной представляется идея публикации источников как продолжающегося интерактивного процесса.
На этапе поиска необходима разработка стратегий, ориентированных на специфику исторических информационных ресурсов. Здесь недостаточно стандартных инструментов поиска, поэтому необходимо осваивать современные методы, такие, как text mining (интеллектуальный анализ текстов), автоматическая (грамматическая и семантическая) разметка и контент-анализ. Полезной представляется идея «адаптивного гипертекста»: поисковые системы с элементами искусственного интеллекта должны уметь на основе формулируемых поисковых запросов создавать индивидуализированные пользовательские профили. Такие профили позволяли бы искать ответы на поставленные вопросы таким образом, чтобы соответствовать знаниям конкретного пользователя.
На этапе анализа исторических информационных ресурсов необходимо расширять диапазон методов: для работы с числовыми данными обращаться к многоуровневым статистическим методам (комбинирующим микро- и макроданные), методам событийной истории, моделирования. С появлением больших массивов оцифрованных исторических текстов, обогащенных метаданными, связанными с историческим контекстом, стало возможным проводить более качественный анализ текстов. Анализ изобразительных источников также может быть значительно углублен за счет применения исследовательских методов, основанных на контексте, т.е. с использованием контекстной информации, включенной в метаданные.
Наконец, на этапе представления (презентации) ресурсов весьма важны возможности динамического генерирования визуального представления информации, соответствующей потребностям определенной аудитории или конкретного пользователя (идея «адаптивного гипертекста»). Визуализация текстовых и табличных структур, мультимедийной информации должна базироваться на основе хорошо структурированного ресурса и давать возможность исторической реконструкции, анимации, включения шкал времени и пространственных структур.
В целом развитие междисциплинарного направления в информационном обществе требует повышения внимания к его теоретическим основаниям и в общенаучном, и в специально-научном, и в информационном контексте, которые очевидно взаимосвязаны.
Работа О. Боонстра, Л. Брере и П. Доорна заканчивается несколькими предположениями о будущем исторической информатики, связанном не только с обновлением содержания исследова-
7 ВМУ, история, № 6 97
ний, но и с обновлением ее инфраструктуры. Подчеркивается, что историческая информатика (HistoricalInformation Science) — это современное междисциплинарное направление исторической науки со своей методологией, методическим и технологическим инструментарием. Объектом исторической информатики являются информация исторических источников, а также методы и средства для создания, разработки, корректировки, комментирования, редактирования, поиска, извлечения, анализа и представления исторической информации и получения нового исторического знания
с помощью информационных технологий 48.
* * *
Таким образом, в ходе развития исторической информатики на протяжении двух десятилетий обсуждались различные методологические, методические, технологические и организационные вопросы. Некоторые из них были постепенно решены; другие были поставлены сравнительно недавно и обсуждаются до сих пор. Наиболее острые дискуссии последнего десятилетия о путях развития прошли в первой половине 2000-х гг.; во второй половине 2000-х гг. преобладают тенденции интеграции, междисциплинарности; современный этап развития исторической информатики характеризуется не противопоставлением стратегий и подходов, а их взаимодействием.
«Точка бифуркации» в развитии исторической информатики (как в ряде публикаций была названа середина первого десятилетия XXI в.) характеризуется переносом акцентов на специфику исторических источников и методик их анализа уже в новой информационной среде. Можно сказать, что мы наблюдаем поворот от стандартных подходов, методов и технологий к историко-ори-ентированным49.
Разработка общеисторических информационных ресурсов требует не только информационного обеспечения, но и включения исторического контекста на всех этапах создания, поиска и пре-
48 Заметим, что и в цитируемой работе, и на конференции международной Ассоциации "History and Computing" в Амстердаме (2005) вместо англоязычного термина "History and Computing", который не вполне соответствует современному уровню развития исторической информатики, поскольку явно недооценивает информационную компоненту, сводя ее к «компьютингу», утвердился новый термин — "Historical Information Science", который в разное время предлагали М. Таллер и Л. МакКранк. Этот термин, который можно перевести как «наука об исторической информации», или «историческая информационная наука», более соответствует названию исторической информатики на русском, французском, голландском и других языках, где термин «информатика» изначально занимал подобающее место.
49 См.: Владимиров В.Н., Гарскова И.М. IX конференция АИК — точка бифуркации? // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2006. № 33.
зентации электронных ресурсов. Историография, библиография, а также результаты конкретно-исторических исследований как вторичные источники также становятся важной составной частью профессиональных ресурсов, расширяя исторический контекст за счет нового знания.
Развитие аналитической компоненты исторической информатики стимулирует разработку общеисторических ресурсов и в свою очередь получает новые импульсы со стороны ресурсной компоненты, предлагающей не только оцифрованные материалы источников, электронные библиотеки, но и программные средства и вычислительные ресурсы, предоставляемые новейшими информационными технологиями. На новом этапе интеграции историческая информатика вновь обращается к опыту других гуманитарных наук, адаптируя к задачам исторического исследования не только методы анализа, но и технологии создания, поиска и презентации ресурсов.
Изучение тематики публикаций в области исторической информатики позволило выявить несколько моделей динамики, соответствующих различным тематическим линиям в историографии50. Так, динамика числа публикаций, посвященных использованию количественных методов и/или информационных технологий при изучении конкретно-исторической проблематики, и публикаций по проблемам использования информационных технологий в историческом образовании показывает, что в последнее время их доля несколько уменьшается.
Одновременно устойчиво растет доля исследований, где в центре внимания находятся методы и модели, ориентированные на специфику работы с различными видами информации исторических источников: числовой, текстовой, графической и т.д., а также сетевые технологии и информационные ресурсы.
С конца 1990-х гг. и на протяжении изучаемого периода сохраняется стабильно высокий интерес к использованию технологий ГИС и мультимедиа. Более популярными вновь становятся исследования, связанные с применением технологий баз данных, особенно при создании больших информационных систем, а также с разработкой специализированного программного обеспечения в исторических исследованиях, что демонстрирует усиление технологического обеспечения исследований в области исторической информатики.
Некоторое уменьшение внимания к теоретическим, историографическим и источниковедческим проблемам исторической ин-
50 См.: Гарскова И.М. Анализ историографии исторической информатики как научного направления // Харювський юторюграф1чний зб1рник. Вип. 10. Харьков, 2010. С. 138—171.
форматики в начале 2000-х гг. сменяется противоположной тенденцией во второй половине этого десятилетия. В этот же период заметен и рост числа работ по проблемам информатизации архивного, музейного и библиотечного дела, использованию информационных технологий в решении задач сохранения историко-культурного наследия. Бесспорно, это показывает углубление связи между методической и технологической составляющими, с одной стороны, и предметной областью исследований — с другой, которые характерны для исторической информатики в начале XXI в. Это развивающееся междисциплинарное направление способствует совершенствованию инфраструктуры современной исторической науки, входящей в новую информационную среду.
Список литературы
1. Боброва Е.В. Анализ археографического уровня подготовки документальных публикаций в российском сегменте Интернет // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2002. № 30.
2. Бородкин Л.И. Историческая информатика: этапы развития // Новая и новейшая история. 1997. № 1.
3. Бородкин Л.И. Квантитативная история на пороге XXI века: фазовый переход? // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2000. № 24.
4. Бородкин Л.И. Историческая информатика начала XXI века, или историки на пути в информационное общество // Технотронные архивы в современном обществе: наука, образование, наследие. Материалы научно-практической конференции. М., 2004.
5. Бородкин Л.И. Историко-ориентированные тематические сайты: источниковедческие аспекты разработки контента // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2006. № 34.
6. Бородкин Л.И. Приоритеты современной исторической информатики: технологии е-Science // Круг идей: междисциплинарные подходы в исторической информатике. М., 2008.
7. Бородкин Л.И., Владимиров В.Н., Гарскова И.М. XV Международная конференция "History and Computing" // Информационный бюллетень «История и компьютер». 2001. № 28.
8. Бородкин Л.И., Владимиров В.Н., Гарскова И.М. Новые тенденции развития исторической информатики. По материалам XV международной конференции «История и компьютер» // Новая и новейшая история. 2003. № 1.
9. Бородкин Л.И., Володин А.Ю., Коновалова А.В. Дистанционные образовательные технологии в реализации международных магистерских программ: опыт кафедры исторической информатики МГУ // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2008. № 35.
10. Бородкин Л.И., Гарскова И.М. Программное обеспечение FUZZY-CLASS в историко-типологическом исследовании // История и компьютер: новые информационные технологии в исторических исследованиях и образовании / Отв. ред. Л. Бородкин и В. Леверманн. Геттинген, 1993.
11. Бородкин Л.И., Копылова О.Н., Котлова Т.Н. и др. Разработка и анализ электронных ресурсов по материалам Агентурного отдела Московского охранного отделения (1902—1917 гг.) // Круг идей: алгоритмы и технологии исторической информатики. М.; Барнаул, 2005.
12. Варфоломеев А.Г., Иванов А.С. Принципы электронных публикаций комплексов исторических документов со средствами палеографического, текстологического и дипломатического анализа // Материалы международной научной конференции. Ижевск, 2006 // http://textualheritage.org/ index.php?option=com_content&task=view&id=57&Itemid=68.
13. Владимиров В.Н. Историческая геоинформатика: геоинформационные системы в исторических исследованиях. Барнаул, 2005.
14. Владимиров В.Н., Гарскова И.М. IX конференция АИК — точка бифуркации? // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2006. № 33.
15. Владимиров В.Н., Силина И.Г. О возможности изучения внутренних миграций средствами геоинформационных систем // Круг идей: междисциплинарные подходы в исторической информатике. М., 2008.
16. Вымятнин В.М., Демкин В.П., Можаева Г.В. Дистанционное обучение истории: проблемы и перспективы // Опыт компьютеризации исторического образования в странах СНГ / Отв. ред. В.Н. Сидорцов, Е.Н. Ба-лыкина. Минск, 1999.
17. Гарскова И.М. Некоторые источниковедческие проблемы создания тематических электронных ресурсов // Проблемы методологии и источниковедения. Материалы III научных чтений памяти академика И.Д. Ко-вальченко. М., 2006.
18. Гарскова И.М. Анализ историографии исторической информатики как научного направления // Хартвський iсторiографiчний збiрник. Вип. 10. Харьыв, 2010.
19. Гутнов Д.А., Перевертень В.А. ПРОСИС: просопографическая информационная система // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 1996. № 9.
20. Демкин В.П., Можаева Г.В. Спутниковые технологии как основа мультисервисного обеспечения образовательных программ // Круг идей: алгоритмы и технологии исторической информатики. М.; Барнаул, 2005.
21. Джалиашвили З.О., Кириллов А.В. Дистанционное обучение: каким оно должно быть // Информационное обеспечение исторического образования / Отв. ред. В.Н. Сидорцов, А.Н. Нечухрин, Е.Н. Балыкина. Минск; Гродно, 2003.
22. Дорн П. Электронный лабиринт: возможности и «ловушки» компьютерной системы Internet для историков // Круг идей: развитие исторической информатики. М., 1995.
23. Жеребятьев Д. И. Применение технологий интерактивного трехмерного моделирования для восстановления утраченных памятников истории и архитектуры (на примере Тамбовской крепости) // Круг идей: междисциплинарные подходы в исторической информатике. М., 2008.
24. Жуков Д.С., Лямин С.К. Живые модели ушедшего мира: фрактальная геометрия истории. Тамбов, 2007.
25. Иванов А.С., Варфоломеев А.Г. Технология XML как инструмент компьютерного источниковедения (на примере формулярного анализа
документов приказного делопроизводства) // Круг идей: алгоритмы и технологии исторической информатики. М.; Барнаул, 2005.
26. Интернет — новая информационная среда исторической науки. Барнаул, 1998.
27. Историческая информатика: Учеб. пособие / Под ред. Л.И. Бород-кина, И.М. Гарсковой. М., 1996.
28. Историческое профессиоведение: источники, методы, технологии анализа: Сб. статей / Под ред. В.Н. Владимирова, М.Х.Д. Ван Леувена. Барнаул, 2008.
29. Кальченко Д.А. Использование онтологий при разработке информационных ресурсов исторической тематики // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2006. № 33.
30. Корниенко С.И., Масленников Н.Н., Шабалина Д.В. Журналы земских собраний: проблемы создания информационной системы // Круг идей: алгоритмы и технологии исторической информатики. Барнаул, 2005.
31. Круг идей: историческая информатика на пороге XXI века: Труды VI конференции АИК / Ред. Л.И. Бородкин, Ю.П. Смирнов, И.Ф. Юшин. М.; Чебоксары, 1999.
32. Круг идей: историческая информатика в информационном обществе: Труды VII конференции АИК / Ред. Л.И. Бородкин, В.Н. Владимиров, И.Ф. Юшин. М., 2001.
33. Круг идей: электронные ресурсы исторической информатики: Труды VIII конференции АИК / Ред. Л.И. Бородкин, В.Н. Владимиров. М.; Барнаул, 2003.
34. Круг идей: алгоритмы и технологии исторической информатики: Труды IX конференции АИК / Ред. Л.И. Бородкин, В.Н. Владимиров. М.; Барнаул, 2005.
35. Круг идей: междисциплинарные подходы в исторической информатике / Ред. Л.И. Бородкин, И.М. Гарскова. М., 2008.
36. Мазур Л.Н., Бродская Л.И. Информационно-справочная система «Села и города Среднего Урала в XX веке» // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2002. № 29.
37. Можаева Г.В. Дистанционное обучение в дополнительном образовании // Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. М., 2001.
38. Озерицкая А.С. Методика представления архивного информационного ресурса в сети Интернет на примере справочника «Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР» // Круг идей: междисциплинарные подходы в исторической информатике. М., 2008.
39. Сидорцов В.Н., Каун С.Б., Мигуцкий С.Г. Эксперимент по дистанционному обучению в системе WebCT // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2002. № 30.
40. Alkhoven P., Doorn P. New Research Perspectives for the Humanities // International Journal of Humanities and Arts Computing. 2007. Vol. 1. N 1.
41. Boonstra O., Breure L, Doorn P. Past, Present and Future of Historical Information Science. Amsterdam, 2006.
42. Cohen D.J., Rosenzweig R. Digital History: A Guide to Gathering, Preserving, and Presenting the Past on the Web. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2005.
43. Denley P. Models, Sources and Users: Historical Database Design in the 1990s // History and Computing. 1994. Vol. 6. N 1.
44. Doorn P. Preface // Proceedings of the XVIth conference of the Association for History and Computing. Amsterdam, 2005.
45. The History Highway. A 21st Century Guide to Internet Resources / Ed. by D.A. Trinkle and S.A. Merriman. N.Y., 2006.
46. International historical microdata for population research / Ed. by P.K. Hall, R. McCaa, G. Thorvaldsen. Minneapolis: Minnesota Population Center, 2000.
47. McCrank L.J. Historical Information Science. An Emerging Discipline. Medford, New Jersey: Information Today, 2002.
48. New methodologies for the new millennium. Poznan, 2001.
49. Oldervoll J. Wincens, a Census System for the Nineties // Eden or Babylon? On Future Software for Highly Structured Historical Sources. Gottingen, 1992.
50. Speck W.A. History and Computing: Some Reflections on the Past Decade // History and Computing. 1994. Vol. 6. N 1.
51. Thaller M. Automation on Parnassus. CLIO — A databank oriented system for historians // Historical Social Research. 1980. Vol. 15.
52. The Virtual Representation of the Past / Ed. by M. Greengrass and L. Hughes. Ashgate, 2008.
53. Woolard M. What Is History and Computing? An Introduction to a Problem // History and Computing. 1999. Vol. 11. N 1—2.
Поступила в редакцию 19 мая 2010 г.