Научная статья на тему 'Особенности интернационализации образования в современной России'

Особенности интернационализации образования в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / UNIFIED EDUCATIONAL SPACE / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / NATIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриахметова Флюра Мубаракзяновна, Холоднов Владимир Григорьевич

В статье дается анализ формирования межкультурного образовательного пространства, гарантирующего равноправный доступ к образованию представителей различных культур, этносов и конфессий. Отмечается, что это открывает перспективы для разработки межкультурных образовательных программ и создания новых педагогических технологий, проведения совместных научных исследований, а также использования опыта зарубежных университетов по обеспечению безопасности обучающихся с учетом специфики российских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION IN MODERN RUSSIA

The article analyzes the formation of cross-cultural educational environment that ensures equal access to education from different cultures, ethnic groups and religions. It is noted that this opens up prospects for the development of intercultural education programs and the creation of new educational technologies, joint research, using the experience of foreign universities to ensure the safety, taking into account the specifics of Russian universities.

Текст научной работы на тему «Особенности интернационализации образования в современной России»

Вестник КГЭУ, 2017, № 3 (35) УДК 37.04

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ф.М. Нуриахметова1, В.Г. Холоднов2

казанский государственный энергетический университет, Казань, Россия 2Академия социального образования «Казанский социально-юридический институт», г. Казань, Россия

[email protected], [email protected]

В статье дается анализ формирования межкультурного образовательного пространства, гарантирующего равноправный доступ к образованию представителей различных культур, этносов и конфессий. Отмечается, что это открывает перспективы для разработки межкультурных образовательных программ и создания новых педагогических технологий, проведения совместных научных исследований, а также использования опыта зарубежных университетов по обеспечению безопасности обучающихся с учетом специфики российских вузов.

Ключевые слова:единое образовательное пространство, поликультурная образовательная среда, интернационализация образования, академическая мобильность, национальная идентичность.

PECULIARITIES OF INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION

IN MODERN RUSSIA

F.M. Nuriakhmetova1, V.G. Kholodnov2

1Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia 2Academy of Social Education, Kazan, Russia

[email protected], [email protected]

The article analyzes the formation of cross-cultural educational environment that ensures equal access to education from different cultures, ethnic groups and religions. It is noted that this opens up prospects for the development of intercultural education programs and the creation of new educational technologies, joint research, using the experience offoreign universities to ensure the safety, taking into account the specifics of Russian universities.

Keywords: unified educational space, multicultural educational environment, internationalization of education, academic mobility, national identity.

Введение. Одним из позитивных моментов глобализации является возможность получения образования за рубежом. В связи с этим резко возрастает академическая мобильность студентов, что приносит не только экономические, но и социокультурные выгоды принимающим университетам. Крупные российские университеты имеют давние традиции международного студенческого обмена. Стажировки за рубежом профессорско -преподавательского состава, аспирантов и студентов предполагают разные формы сотрудничества - нередко они становятся

120

видом практики или стажировки, специальной программой дополнительного образования. Это свидетельствует о неуклонном развитии международных обменов, что оказывает позитивное влияние на процесс профессиональной подготовки молодых людей. В условиях полиэтнического характера России поликультурное образование становится важной частью модернизации отечественного образования, при этом проблемы, связанные с его реализацией, пока недостаточно изучены.

В связи с этим исследование сущности, содержания и особенностей межкультурных коммуникаций в образовательной среде как одного из аспектов поликультурного образования, осложненного иностранной компонентой, представляется актуальным. Опыт научных и образовательных контактов помогает формированию неконфликтного межличностного и межкультурного общения, восприятию и уважению культуры других народов, стимулирует интерес молодежи к изучению как отечественной, так и всемирной истории, географии, культурологии. Новые требования технического, информационного прогресса также обуславливают необходимость интернационализации образования, академической и профессиональной мобильности, адаптивности в иноязычной среде, межнациональной терпимости и способности воспринимать реалии глобального мира.

Теория и методология исследования. Проблемы воспитания и образования в полиэтническом и мультикультурном социуме занимают важное место в научных исследованиях зарубежных и отечественных учёных. Генезису концепций поликультурного образования способствовали педагогика позитивизма и прагматизма, философские течения постмодернизма, прогрессивизма и универсализма, а также идеи либерализма и гуманизма. В формирование современных идей и концепций поликультурного образования внесли существенный вклад, в первую очередь, западноевропейские, американские, канадские и австралийские ученые [1]. В своих трудах они рассматривают философские и педагогические основы, цели и принципы, модели полиэтнического образования, практические приемы и методы обучения и воспитания, критерии их эффективности. Особое внимание уделяется взаимодействию национального и межнационального воспитания, толерантности и межличностному диалогу в поликультурном обществе, а также разработке моделей образовательных структур, учитывающих глобальные, региональные и национальные этнокультурные особенности.

В отечественной научной литературе последних лет также появились исследования по проблемам поликультурного образования, в которых отмечается важность и необходимость формирования поликультурных компетенций студентов в процессе обучения и воспитания, и, в частности, посредством активизации межкультурных образовательных контактов [2-5] и международного сотрудничества. В работах российских ученых обосновываются положения о том, что воспитание поликультурной личности предполагает становление национально -культурной идентичности, в основе которой лежит интерес к истории и культуре своей страны, сохранению ее национально-культурных ценностей, воспитанию чувства патриотизма и гордости. Речь идет не только о гражданах России, но и о гражданах разных стран, сделавших свой выбор в пользу получения образования в интернациональной студенческой среде, в университетах с давними международными связями и широкой сферой международного научного сотрудничества, что, как правило, не дезавуирует полученных с детства национальных, нравственных и религиозных ценностей.

Устойчивая национальная идентичность понимается как механизм, обеспечивающий связь поколений через преемственность исторической памяти и

культурных традиций, патриотических установок в качестве определяющих целостность нации и задающих пути ее развития. Ключевую роль в формировании национальной идентичности выполняет федеральная система образования, включающая гражданско-патриотическое воспитание и направленная на укрепление общенациональных ориентиров, а также поликультурное образование как процесс усвоения знаний об иных культурах, традициях и конфессиях. Воспитание доброжелательности и открытости, толерантности предусматривает формирование осознанного уважительного отношения к правам и свободам представителей различных культур, акцентирование внимания на общечеловеческих ценностях.

Изложение основного материала статьи. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения требует от высшей школы взвешенных преобразований, направленных на достижение инновационного качества, адекватного современным запросам студенчества. Особенно востребованы сегодня навыки адаптации к меняющимся условиям жизни и труда, умение работать в поликультурном окружении и готовность к межкультурному взаимодействию. Интернационализация высшего образования приобретает новый формат глобальной коммуникации, охватывающей различные стороны жизнедеятельности студентов. В своем становлении этот процесс имеет некоторые особенности и специфику.

Во-первых, международные культурно -образовательные контакты во многом детерминированы нестабильностью международных отношений, а также влиянием «санкционности» на отдельные сферы экономического и научно -технического международного сотрудничества. Сегодня нужно признать, что интеллектуальные инвестиции не представляют собой целостной системы партнерского взаимодействия, международный обмен преподавателями, аспирантами и студентами по приглашению зарубежных университетов и научных центров порой ограничен проведением конференций, семинаров, форумов, мастер-классов и т.п. Во-вторых, научно-педагогическое и гуманитарное образовательное сотрудничество принципиально отличается от естественнонаучного образования иным содержательным наполнением и организационно -институциональным оформлением международных связей. Это в известной степени сужает перспективы для разработки международных образовательных программ и новых педагогических технологий, проведения совместных научных исследований, обучения российских студентов и их профессиональной практики за рубежом.

Изучение традиций другой страны, ценностей и ритуалов корпоративной культуры другого университета в период даже кратковременного пребывания за рубежом позволяет нашим студентам и преподавателям иначе взглянуть на собственную культуру, обычаи и традиции, также как и на качество отечественного образования [ 6]. Нередко это способствует объективному восприятию отечественных реалий, критическому взгляду на устоявшиеся стереотипы, лишает иллюзий, меняет способы идентификации студентов с образовательным пространством собственной страны. Вряд ли стоит отрицать, что сегодня инновационные образовательные технологии зарубежных исследовательских университетов являются определяющим фактором в выборе формы и направления образования молодежи, несмотря на значительные финансовые затраты, связанные с оплатой обучения и проживания в чужой стране. По возвращению с новыми знаниями и впечатлениями они оказывают определенное влияние на позитивные изменения образовательного процесса в своем университете.

Особенностью последнего десятилетия является то, что отечественная система высшего образования столкнулась с негативными последствиями изменившейся демографической ситуации как следствие экономического кризиса 90 -х годов. В

российских вузах наблюдалось катастрофическое снижение числа абитуриентов, в то время как в западноевропейских вузах наметилась противоположная тенденция -резкое увеличение студентов из числа иммигрантов. В результате в международном обмене стали принимать участие не только авторитетные столичные вузы, но и крупные провинциальные университеты страны, в которых намного увеличилось количество обучающихся из стран постсоветского пространства. В сложившейся ситуации российские вузы объединяет проблема, связанная с необходимостью внедрения инновационных образовательных программ и обеспечения конкурентоспособности выпускников на международном рынке труда. Понятно, что их востребованность не только в своей стране, но и за рубежом качественно повышает рейтинг российских учебных заведений, которые могут стать достойными «экспортерами» на мировом рынке образовательных услуг.

В мировом образовательном пространстве широко обсуждается единая система ценностей и целей образования, возрождается концепция непрерывного образования личности, основанная на идеях экономической общности и общекультурных ценностей, индивидуально-личностного развития. Межкультурный компонент образования как явление многогранное предполагает изучение внутренних и внешних аспектов международного сотрудничества: коммуникации между представителями различных этнических групп внутри общего поликультурного образовательного и научного пространства. Межкультурные аспекты образования включают межнациональные, гендерные, социальные, демографические и языковые различия. В ходе образовательного процесса студенты учатся осознанию необходимости согласия и взаимопонимания в реализации потребностей и интересов представителей разных наций. Порой в результате чрезмерной идеализации своей нации возникает впечатление ее исключительности, что приобретает националистический и этноцентричный характер. Этим нередко бравируют престижные (рейтинговые) западные университеты. Поэтому необходимо проводить целенаправленное формирование и корректировку национального самосознания студентов посредством анализа национальной истории и современных международных отношений, сегодняшнего положения и перспективных целей развития страны. При таком образовательном подходе, развивающем как внутренние качества национальной идентичности личности, так и внешние, достигается сочетание максимального внимания к собственной культуре в широком ее понимании с признанием взаимозависимости народов в сегодняшнем едином и взаимосвязанном мире.

Современная российская образовательная политика должна учитывать процесс глобализации и связанную с ней широкую миграцию студентов как внутри страны, так и за ее пределами, признавать национальные и культурные особенности представителей этнических меньшинств, соответствовать международным технологическим стандартам в процессе обучения, а в финансовом плане - быть доступной [6 ]. Об этом свидетельствует широкий спектр новых программ образования отечественных университетов, в которых педагогический процесс отражает парадигмы компьютерного обучения, не исключая его дистанционный характер [ 7 ]. В научный оборот входят такие понятия, как единое образовательное пространство, поликультурная образовательная среда, интернационализация образования, современные образовательные кластеры и др. В этих условиях возрастает роль интернета как наднационального международного образовательного пространства, гарантирующего равноправный доступ к образованию представителей различных культур, этносов и конфессий.

Многие страны, в том числе и Российская Федерация, являются многонациональными, и поликультурная политика для них это цивилизационный

способ выражения уважения к представителям различных этносов и культур, недопустимости дискриминации по национальному или расовому признаку и, как следствие, разработка образовательных программ, адекватных современным социальным и экономическим условиям. Межнациональный характер современного общества ставит перед образованием задачу воспитания уважительного отношения людей к межкультурным различиям народов, поживающих не только в конкретной стране, но и в мире в целом. Формирование у российских и иностранных студентов навыков эффективной межкультурной коммуникации как особого типа международного правового сознания должно стать результатом взаимодействия разных культур и стремления к межкультурному согласию во всех сферах общения [8]. Позитивное восприятие другого человека позволяет преодолеть социокультурные барьеры, которые исторически присутствуют в культуре каждой страны (например, антисемитизм) и требуют специальных усилий для их устранения. На пути к адекватной и успешной коммуникации стоит множество барьеров - это тенденциозность информации и целенаправленная пропаганда, используемая СМИ и социальными сетями, а также националистические взгляды и действия некоторой части населения, что приводит к деформированному восприятию социокультурного многообразия людей, проживающих в конкретной стране, особенно с нестабильной политической системой. Причиной таких барьеров, а порой и неприязни становятся экономические, социальные и политические различия, которые лежат в основе русофобии, антиамериканизма, антиисламских настроений и могут привести к радикальным взглядам и поступкам [ 9].

В связи с этим возникают особые требования к педагогической культуре и поликультурной компетентности педагога-преподавателя, возрастает его ответственность в деле воспитания подрастающего поколения в современных условиях. Представляет интерес опыт социологического исследования, недавно проведенный в республике Татарстан учеными Института психологии образования Казанского (приволжского) федерального университета среди учителей [10]. Результаты показали, что некоторые педагоги не готовы преподавать детям мигрантов. Ряд респондентов заявили, что не хотели бы, чтобы в их классе были дети, семьи которых приехали в Россию с Кавказа, из Средней Азии, Украины, стран Ближнего Востока. К сожалению, большинство опрошенных (60%) пока не видят необходимости в изменении методик преподавания, а незначительная часть открыто выражает неприязнь к «черным», «азиатам» и т.п. Причиной тому - разница культур, воспитание учащихся в другой этнической среде, которая резко отличается от российской, что создает проблемы в психологическом восприятии детей мигрантов, порой приводящее к конфликтам в образовательном процессе. Кроме того, это может быть следствием негативного опыта бытового общения отдель ных педагогов, связанного с их личными стереотипами и установками, неверными и предвзятыми убеждениями. Огромную роль здесь играет языковой барьер и связанные с этим сложности обучения молодежи, плохо говорящей на русском языке, хотя понятно, что эти трудности со временем вполне преодолимы, например, в рамках дополнительного языкового образования, а также в процессе обучения в учебном заведении. Очевидно, что педагоги должны проходить дополнительное обучение или переподготовку для приобретения навыков работы с детьми мигрантов. Понимание ими этнопсихологических особенностей представителей разных народов будет способствовать развитию адекватного отношения к молодежи, сделавшей выбор в пользу российского образования, что, как известно, требует немалых средств и усилий по социальной адаптации в российском обществе.

Преподаватель, работающий с иностранными студентами, должен быть сторонником приоритета российского образования, постоянно подтверждая высокий

стандарт российской науки и культуры. Наиболее важными компонентами социокультурной адаптации иностранных студентов к условиям обучения и проживания в России является их профессиональное становление, формирование положительного отношения к будущей профессии, а также уважение к традициям и обычаям, истории народов России. В современных концепциях воспитания, отличающихся своей гуманистической составляющей, выделяется понятие «педагогическая поддержка» [ 8], которая обеспечивает студенту-иностранцу адекватные представления не только о своей культуре, но также и о культуре страны пребывания. Эта особенность является основой, на которой выстраивается специфика работы по адаптации иностранных студентов, по привитию уважения и говоря пафосно любви к России - стране, давшей им образование.

Важным в организации культурно -образовательного пространства современного вуза является не только реализация принципов поликультурного образования, но и использование международного опыта зарубежных университетов по обеспечению безопасности и борьбы с криминальными и террористическими проявлениями. Ряд западноевропейских колледжей и университетов с целью обеспечения довузовской подготовки иностранных студентов и их социальной адаптации имеют отработанную систему предварительной языковой подготовки. В частности, иностранные студенты должны иметь сертификат языкового тестирования в зависимости от избранной специальности. Так, наиболее высокий бал языковых знаний требуется для гуманитарных специальностей (право, политология, философия, история, международные отношения и т.д.), но порой необходимый уровень языковой подготовки устанавливается приемными комиссиями высокорейтинговых учебных заведений. Такая практика заслуживает внимания в плане предварительной подготовки по русскому языку абитуриентов из стран постсоветского пространства. Что же касается иностранных студентов из стран Азии и Африки, Латинской Америки, США и Канады, то здесь вполне могут быть применимы международные стандарты тестирования, согласованные с Министерством образования и Федеральной миграционной службой России.

Другим важным направлением внеаудиторной адаптации иностранных студентов является временная трудовая деятельность в часы, свободные от занятий. Это так называемая «работа в кампусе» и возможно за его пределами в общественных организациях, благотворительных фондах и других учреждениях. Такая работа во многом может быть волонтерской, но не лишенной разных форм вознаграждения (например, путешествие по стране). Среди перспективных форм адаптации иностранной молодежи могут быть и такие традиционные для нашей страны фо рмы как «студенческие строительные отряды», языковые летние лагеря, поисковые краеведческие группы, главным образом, в период «третьего трудового семестра».

Становление поликультурного образования, интернационализация отечественных вузов как составные части единого образовательного пространства, должны осуществляться в рамках правового поля Российской Федерации. Так, правовые и этические нормы пребывания иностранных граждан в России регулируются российским и международным законодательством. Иностранные граждане имеют право на получение образования наряду с российскими гражданами в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. И если они приняты в российское образовательное учреждение, то имеют не только определенные права, но и обязанности в соответствии с российским законодательством. На сегодняшний день пребывание иностранных граждан, в том числе студентов, на территории РФ регулируется двумя документами: Федеральным законом о правовом положении иностранных граждан в РФ от 25.07.2002 г. и Федеральным законом о миграционном учете иностранных граждан и лиц без

гражданства в РФ от 18.07.2006 г. Обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан в России осуществляется по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами управления образования и иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствие с международными договорами РФ.

Органам управления образованием, образовательным учреждениям предоставлено уникальное право устанавливать прямые связи с иностранными учреждениями и организациями. Именно поэтому, контроль в области подготовки национальных кадров зарубежных государств осуществляется уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. В целях реализации указанных задач эти органы ответственны за утверждаемые программы обучения российских и иностранных студентов, координацию действий федеральных органов и органов власти субъектов Российской Федерации, а также администраций российских образовательных учреждений, профессиональных и иных ассоциаций и союзов, входящих в систему российского образования.

В ыво ды. Интернацио нализация о течественно го высшего образования направлена на интеграцию в международное образовательное сообщество, что на институциональном уровне представляет собой процесс признания вузами правил и процедур предоставления образовательных услуг, признанных и используемых всем мировым сообществом. Это требует активизации межкультурных коммуникаций с субъектами мирового образовательного сообщества, международного обмена студентами и преподавателями, активного участия в научных конференциях, конкурсах и форумах, а также разработки и внедрения единых образовательных программ, отвечающих требованиям международных стандартов и современного рынка труда. Таким образом, вузы смогут гарантировать формирование тех знаний, умений и компетенций будущих специалистов, которые будут востребованы в любой стране мира. Кроме того, подготовка национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях - это важная часть внешнеэкономической деятельности, поскольку осуществляется на коммерческой договорной основе. Обеспечение долговременных политических и экономических интересов России в различных регионах мира путем подготовки интеллектуальной элиты для зарубежных государств - один из главных приоритетов внешней политики России, что полностью согласуется с принципами международного права о развитии международного сотрудничества. Потенциал поликультурного образования должен быть использован в полной мере для консолидации и демократизации российского общества, сохранения равноправия национальных культур и мировых религий на новом этапе развития Российской Федерации.

Литература

1. Banks J.A. An Introduction to Multicultural Education. Boston: Allyn & Bacon, 1994.

2. Gollnick D., Chinn P. Multicultural Education in a Pluralistic Society & Exploring Diversity Package. Prentice Hall, 2005.

3. Grant C.A., Sleeter С.E. Turning on Learning: Five Approaches for Multicultural Teaching Plans for Race, Class, Gender and Disability, 4th Edition. John Wiley & Sons. Inc., 2006.

4. Lee T. Multiculturalism as a Pedagogical Approach. Paper presented at the annual meeting of the American Political Science Association. Philadelphia Marriott Hotel, Philadelphia, PA, Aug. 27, 2003.

5. Nieto S. Affirming Diversity / The Sociopolitical Context of Multicultural Education. 4th ed. Pearson Education, Inc., 2004.

6. Sprig J. American Education. New York. McGraw-Hill Education, 2002.

7. Осколова Т.Л. Влияние международной мобильности студентов на развитие их национальной идентичности (на опыте Австралии, Канады, США) // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Том 1. № 1 (1). С. 190-197.

8. Иконникова Н.К. Профессиональная и гражданская идентичность ученых в зеркале глобальной академической мобильности // Вопросы социальной теории: Научный альманах. 2011. Том V. С. 319-336.

9. Коткова А.В. К проблеме формирования национально -гражданской и государственно -гражданской идентичности. [Электронный ресурс]. Интернет-журнал «Общество, государство, право». 2015. Выпуск 4. URL: http://gosuprav.ru/PDF/03OGP415.pdf

10. Сковородников В.В. Формирование благоприятных условий культуры межнациональных отношений среди иностранных студентов технического университета // Социальная интеграция и развитие этнокультур в Евразийском пространстве. 2016. № 4-1. С. 27-30.

11. Грауманн О., Певзнер М.Н., Ширин А.Г. Новая идентичность вуза в условиях интернационализации образования // Высшее образование в России. 2009. №6. С. 126.

12. Деньгуб Е.С. Поликультурное образование личности как способ воспитания гражданственности и общественно значимых умений. [Электронный ресурс]. URL: www.prof.msu.ru/publ/omsk2/030.htm

13. Гладуш А.Д., Трофимова Г.Н., Филиппов В.М. Социально -культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России: учебное пособие. М.: РУДН. 2008. С. 4.

14. Мухаметзянов И.Ш., Холоднов В.Г., Нуриахметова Ф.М. Радикализм оценочных суждений молодежи в процессе формирования правосознания и пути его преодоления// Материалы Международной научно -практической конференции (27 октября 2016 г., г. Казань, РФ). Сост. к.п.н. Э.М. Рафикова. Под ред.: д.м.н. И.Ш. Мухаметзянова. Казань, 2016. С. 164-169.

15. Учителя Татарстана не хотят обучать детей мигрантов? «МК-Поволжье», 18-25 января 2017 г., С. 24.

References

1. Banks J.A. An Introduction to Multicultural Education. Boston: Allyn& Bacon, 1994.

2. Gollnick D., Chinn P. Multicultural Education in a Pluralistic Society & Exploring Diversity Package.Prentice Hall, 2005.

3. Grant C.A., Sleeter S.E. Turning on Learning: Five Approaches for Multicultural Teaching Plans for Race, Class, Gender and Disability, 4th Edition. John Wiley & Sons.Inc., 2006.

4. Lee T. Multiculturalism as a Pedagogical Approach. Paper presented at the annual meeting of the American Political Science Association. Philadelphia Marriott Hotel, Philadelphia, PA, Aug 27, 2003.

5. Nieto S. Affirming Diversity. The Sociopolitical Context of Multicultural Education. 4th ed. Pearson Education, Inc., 2004.

6. Sprig J. American Education. New York. McGraw-Hill Education, 2002.

7. Oskolova T.L. Vliyanie mezhdunarodnoi mobil'nosti studentov na razvitie ikh natsional'noi identichnosti (na opyte Avstralii, Kanady, SShA) // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2015. V. 1. No. 1 (1). P. 190-197.

8. Ikonnikova N.K. Professional'naya i grazhdanskaya identichnost' uchenykh v zerkale global'noi akademicheskoi mobil'nosti // Voprosy sotsial'noi teorii: Nauchnyi al'manakh. 2011. V. 5. P. 319-336.

9. Kotkova A.V. K problem formirovaniya natsional'no-grazhdanskoi i gosudarstvenno-grazhdanskoi identichnosti. [Elektronnyi resurs]. Internet-zhumal «Obshchestvo, gosudarstvo, pravo». 2015. Vypusk 4. URL: http://gosuprav.ru/PDF/030GP415.pdf

10. Skovorodnikov V.V. Formirovanie blagopriyatnykh uslovii kul'tury mezhnatsional'nykh otnoshenii sredi inostrannykh studentov tekhnicheskogo universiteta // Sotsial'naya integratsiya i razvitie etnokul'tur v Evraziiskom prostranstve. 2016. No. 4-1. P. 27-30.

11. Graumann O., Pevzner M.N., Shirin A.G. Novaya identichnost' vuza v usloviyakh internatsionalizatsii obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009. No. 6. P. 126.

12. Den'gub E.S. Polikul'turnoe obrazovanie lichnosti kak sposob vospitaniya grazhdanstvennosti i obshchestvenno-znachimykh umenii. [Elektronnyiresurs.

13. Gladush A.D., Trofimova G.N., Filippov V.M. Sotsial'no-kul'turnaya adaptatsiya inostrannykh grazhdan k usloviyam obucheniya i prozhivaniya v Rossii / Uchebnoe posobie. M.: RUDN. 2008. P. 4.

14. Mukhametzyanov I.Sh., Kholodnov V.G., Nuriakhmetova F.M. Radikalizm otsenochnykh suzhdenii molodezhi v protsesse formirovaniya pravosoznaniya i puti ego preodoleniya // Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (27 oktyabrya 2016 g., g. Kazan', RF) / Sost. k.p.n. E.M. Rafikova / Pod red.: d.m.n. I.Sh. Mukhametzyanova.Kazan', 2016. P. 164-169.

15. Uchitelya Tatarstana nekhotyat obuchat' detei migrantov? «MK-Povolzh'e», 18-25 yanvarya 2017 g., P. 24.

Авторы публикации

Нуриахметова Флюра Мубаракзяновна - кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры «История и педагогика», Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия.

Холоднов Владимир Григорьевич - кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой «Государственно-правовые дисциплины», Академия социального образования, г. Казань, Россия.

Authors of the publication

Flyura M. Nuriakhmetova - Dr. Sci., Associate Professor, Department of History and Pedagogy, Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia.

Vladimir G. Kholodnov - Cand. Sci., Associate Professor, Head of the Department of State and legal disciplines of the Academy of Social Education, Kazan, Russia.

Дата поступления 10.08.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.