Научная статья на тему 'Educational activities of higher educational institution in transboundary context'

Educational activities of higher educational institution in transboundary context Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧЬЕ / ТРАНСГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / TRANSBORDERLAND / TRANSBOUNDARY REGION / NATIONAL EDUCATIONAL SYSTEM / INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION / TRANSNATIONAL UNIVERSITY / CONCEPTION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION DEVELOPMENT / EDUCATIONAL ACTIVITY / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES / ACADEMIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Gomboeva Margarita Ivanovna, Starostina Svetlana Efimovna

The article raises the problem of education internationalization as one of the main transboundary region development conditions. The authors of the article represent the university development concept. In accord with this concept the institution of higher education realizes its educational activities in transboundary region which presupposes expansion of educational services export and increase of teachers and students academic mobility. The realization of this concept will promote the arrangement of favourable conditions for national enthusiasm, for formation of international communication culture and harmonious ethnic relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Educational activities of higher educational institution in transboundary context»

12. Кобзев А., Торчинов Е., Юркевич А., Янгутов А. Словарь китайской философии и культуры (конфуцианство, даосизм, буддизм) // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 2. 13. Кобзев А., Юркевич А. Словарь китайской философии и культуры (дао, дэ, ци) // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 3. 14. Ли Шень. Чжунго дудай чжэсюэ хэ цзыжань кэсюэ. (Древняя китайская философия и современная экологическая наука) - Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ. Пекин, 1993. 15. Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. М.: Восточная литература, РАН, 2000. 16. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия): моногр. М.: УДН, 1989. 17. Лукьянов А. Е. Цивилизация палингенезиса в даосизме // Проблемы Дальнего Востока. 2000. № 5. 18. Сюй Дишань. Дао цзя сысян юй даоцзяо (Даосская идеология и даосская религия) // Яньцзин сюебао. 1997. № 2. 19. Тао-Те-кинг / пер. Д. Конисси. М.: ЗАО ЭКСМО-ПРЕСС; Харьков: Фолио, 1999. 20. Торчинов Е. А. Даосизм. «Дао - Дэцзин» / пер. Е. А. Торчинова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999 (Мир Востока, I). 21. Торчинов Е. А. Учение Гэ Хуна о Дао: человек и природа. Проблема человека в традиционных китайских учениях / отв. ред. Т. П. Григорьева. М.: Наука, 1983. 22. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии: учеб. пособие для филос. фак. и отд-ний унтов. М.: Высш. школа, 1981. 23. Чжуан-цзы. Ле-цзы / пер. с кит., вступ. ст. и примеч. В. В. Малявина. М.: Мысль, 1995.

УДК 378.1 ББК Ч 484 (2)7

М. И. Гомбоева, С. Е. Старостина

образовательная деятельность высшего учебного заведения в условиях трансграничья

В статье поднимается проблема интернационализации образования как одного из важнейших условий развития трансграничного региона. Авторы представляют концепцию развития вуза, осуществляющего образовательную деятельность в трансграничном регионе, которая предполагает расширение экспорта образовательных услуг и возрастание академической мобильности студентов и преподавателей. Реализация данной концепции будет способствовать созданию благоприятных условий для национального подъема, формирования культуры межнационального общения и достижения межнационального согласия.

Ключевые слова: трансграничье, трансграничный регион, национальная система образования, интернационализация образования, транснациональный университет, концепция развития вуза, образовательная деятельность, экспорт образовательных услуг, академическая мобильность.

M. I. Gomboeva,

S. E. Starostina

Educational Activities of Higher Educational Institution in Transboundary Context

The article raises the problem of education internationalization as one of the main transboundary region development conditions. The authors of the article represent the university development concept. In accord with this concept the institution of higher education realizes its educational activities in transboundary region which presupposes expansion of educational services export and increase of teachers and students academic mobility. The realization of this concept will promote the arrangement of favourable conditions for national enthusiasm, for formation of international communication culture and harmonious ethnic relations.

Key words: transborderland, transboundary region, national educational system, internationalization of education, transnational university, conception of higher educational institution development, educational activity, export of educational services, academic mobility.

і

so

Глубокий кризис, который затронул все сферы общественной жизни, не обошел стороной и сферу образования. Прежняя система образования уже не способна отвечать на запросы общества XXI в., стремительно меняющейся жизни и поэтому требует пересмотра и усовершенствования с учетом реалий современного бытия.

Среди современных направлений мирового развития выделяется динамично набирающая силу тенденция интернационализации образования, проявляющаяся: в возрастающей роли международного сотрудничества в сфере предоставления и экспорта образовательных услуг, в создании и деятельности межнациональных, транснациональных учреждений, организаций, центров, инвестиционных программ и фондов по оптимизации данного вида деятельности.

Интернационализация высшего образования представляет собой объективный, динамично развивающийся процесс, который входит в качественно новый этап интеграции, характеризующийся всемерным сближением национальных систем образования на основе сохранения самобытных традиций.

Интернационализация образования призвана выстроить модель сетевых взаимосвязей образования в соответствии с запросами социокультурной среды. Эффективное проектирование образовательного пространства с учетом социальной специфики трансграничного региона - важнейший путь оптимизации и развития экономики, национально-культурных и исторических традиций; формирования системы ценностей, обеспечивающей социальную и политическую стабильность трансграничного региона. Все это определяет работу высшего учебного заведения трансграничного типа, которая должна сопровождаться:

- интеграцией с «производственной», социальной, организационной инфраструктурой развития данного пространства;

- интеграцией деятельности образовательных учреждений;

- разработкой идеологии социального облика будущего региона;

- регулированием запросов образовательного рынка;

- изменением масштаба и структуры подготовки специалистов в этом регионе.

Перед высшей школой стоит двуединая цель, которая характеризуется социальным и личностным уровнем. Для общества, прежде всего, она заключается в подготовке работников высокой квалификации. В отношении личности -это создание возможностей для самореализации и обеспечения необходимого социального статуса.

Эта многоуровневая цель определяет следующие функции высшей школы: упорядочение деятельности, связанной с передачей знаний, необходимых для выполнения высококвалифицированного умственного труда; обеспечение возможностей воспроизводства определенных слоев и общностей; создание условий для усвоения человеком социокультурных норм общества (социализация).

Все вышесказанное определяет концепцию развития ЗабГГПу в ближайшее десятилетие в сфере предоставления образовательных услуг нового типа. Концепция предполагает создание максимально благоприятных условий для национального подъема, для формирования культуры межнационального общения и достижения межнационального согласия.

Приоритетным направлением концепции является расширение экспорта образовательных услуг и возрастание академической мобильности студентов и преподавателей. Реализация данного направления возможна через создание образовательного учреждения «Транснациональный университет».

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет

им. Н. Г. Чернышевского имеет определенный опыт в обучении иностранных студентов (Китай, Монголия, Турция и др.). В последнее десятилетие более ста студентов КНР и Монголии обучались на различных факультетах университета на основе скорректированных учебных планов и получили двойные дипломы. В современных условиях становится актуальной реализация образовательного процесса на условиях создания образовательного учреждения трансграничного типа.

Основная цель создания образовательного учреждения «Транснациональный университет»: удовлетворение возрастающих потребностей трансграничного региона в высококвалифицированных специалистах; обеспечение качественной подготовки студентов в соответствии с требованиями мировых стандартов, конкурентоспособных на рынке труда, получающих профессиональную подготовку: с максимальным сохранением особенностей национальных систем образования. Реализация данной цели возможна через решение следующих задач:

- формирование у обучающегося адекватных современному уровню развития цивилизации знаний о природе, человеке, проблемах окружающей среды и общества в целом;

- достижение соответствия знаний студентов мировому уровню общей и профессиональной подготовки и культуры;

- интеграция личности в систему мировой и национальной культуры в новых условиях су-

ществования в условиях трансграничья, включенность в единый исторический, социальноэкономический и культурный контекст;

- развитие способности обучающихся к «горизонтальному» диалогу (межкультурному, межъязыковому, социальному и т. д. ) в интересах укрепления гражданского мира, сотрудничества и развития в регионе.

Создание университета потребует решения следующих проблем:

- аккумуляция организационных, управленческих, научных, финансовых, материальнотехнических и кадровых ресурсов;

- создание идеологии, языковой политики и концепции университета, посредством формирования международного коллектива единомышленников;

- разработка единой системы образования (определение структуры и содержания стандартов, учебных планов, программ, форм и технологий обучения), оценки качества образования и форм аттестаций выпускников (система зачетных единиц);

- определение статуса диплома и приложения к нему, его нострификации и конвертируемости;

- достижение конкурентоспособности выпускников на рынке труда и возможность их дальнейшего трудоустройства не только в трансграничном регионе, но и во всем мире.

Рассмотрим некоторые аспекты данных проблем - структура и содержание образовательных стандартов, оценка качества образования и форм аттестаций выпускников (система зачетных единиц).

Существующие государственные образовательные стандарты в России включают наряду с федеральным региональный компонент. Если федеральный компонент государственных стандартов обеспечивает единство образовательного пространства страны, то региональный учитывает специфику региона. Образовательные стандарты вузовских систем трансграничного региона призваны обеспечить разработку и внедрение не только федерального и регионального, но и национального компонента. Образовательный стандарт трансграничного университета, видимо, должен включать следующие компоненты:

• международный;

• национальный;

• субрегиональный (трансграничный), который в данном случае будет объемнее, чем национальный.

Если первый компонент стандарта обеспечивает соответствие содержания образования международным стандартам, то второй - соответствие интересам стран-участников. Под субрегиональным компонентом понимается

комплекс дисциплин учебного плана в рамках оформленного соглашения между несколькими университетами в целях координации и стимулирования качественного сотрудничества в обусловленных соглашением областях деятельности (сфера образования, менеджмент, экология, теризм и др.). Субрегиональный компонент должен учитывать природную, социокультурную, экономическую специфику трансграничного региона, обеспечивать ориентацию системы образования на приграничные территориальные интересы.

При проектировании компонентов образовательного стандарта трансграничного университета необходимо найти ответы на следующие вопросы: как соотнести компоненты образовательного стандарта транснационального университета с компонентами образовательных стандартов стран участников; каким должно быть наполнение содержания вышеперечисленных компонентов; каково соотношение времени, отводимого на их рассмотрение; каковы источники научно-методического и ресурсного обеспечения образовательного процесса?

Обеспечение образовательных стандартов реализуется в оценке качества полученного образования. Результаты контроля качества образования студентов выражаются в его оценке. Основываясь на данных контроля, оценка должна учитывать: результативность всех видов учебно-познавательной деятельности студентов, характеризовать полноту и качество усвоения знаний, сознательность их усвоения, наличие общеучебных и специфических для данного предмета знаний и навыков.

Интеграция высшей школы России, Китая, Монголии в общеевропейскую образовательную систему, развитие многоуровневой системы профессионального образования заставляет пересмотреть существующую систему оценивания в вузах России. В качестве альтернативы существующей пятибалльной системы оценивания в современном российском вузе предлагается рассмотреть кредитную систему оценивания, которая используется в вузах Китая и Монголии.

Существующие модели кредитных систем могут быть отнесены к двум основным типам:

- кредитные системы, ориентированные, главным образом, на зачет кредитов с целью обеспечения академической мобильности;

- кредитные системы, ориентированные, главным образом, на накопление кредитов.

В Китае используются кредитно-зачетные системы, которые, как правило, исходят из понятия и определения кредита как единицы оценки трудозатрат на освоение образовательной программы или ее части. Кредитно-накопительные — в основном определяют кредит как единицу

оценки результатов освоения образовательных программ - приобретаемых знаний, умений и навыков.

Системы, ориентированные на оценку планируемых результатов освоения образовательных программ, а не трудозатрат, представляются нам более привлекательными. Накопительная система оценки предусматривает вариативность результатов образования, способствует проявлению индивидуально-личностных особенностей студентов. Она стимулирует планомерную работу студента, исключает субъективизм преподавателя. Если исходить из того, что кредит - это единица количественного измерения объема получаемого образования (зачетные единицы), и из средней трудоемкости его получения, то применение кредитов сведется только к пересчету трудоемкости часов, отводимых на изучение дисциплины в кредиты или зачетные единицы. В таком представлении система кредитов, как отмечают некоторые исследователи, практически ничего не даст для системы образования. Поэтому при оценке качества обучения студентов в планируемом транснациональном университете необходимо исходить из того, что кредит - это не только трудозатраты студента, но и оценка результатов освоения образовательной программы; т. е. использовать кредитнонакопительные кредиты.

Какие трудности придется преодолевать при введении кредитной системы в России? Какие проблемы решать? Анализ литературы по данному направлению [2; 4; 6; 7] позволяет выделить несколько наиболее важных, на наш взгляд, проблем.

Во-первых, это соотношение аудиторной нагрузки и самостоятельной работы студента. Во всех образовательных системах европейских стран на чтение литературы, подготовку письменных работ, научную работу и подготовку к экзаменам учебного времени отводится гораздо больше, чем на лекции, семинарско-практические и лабораторные занятия. Например, в Великобритании студент в аудиториях проводит порядка 16 ч в неделю, у нас же около 30. Следовательно, необходимо пересмотреть данное соотношение часов в государственных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, с целью уравновесить эти основные компоненты учебного времени.

Во-вторых, профессиональная подготовка профессорско-преподавательского состава. В описываемой системе преподаватель из лектора превращается в научного руководителя студента, организует его индивидуальную работу. А значит, предстоит пересмотреть требования к квалификации преподавательского состава

- от преподавателя-консультанта требуется гораздо более высокая профессиональная квалификация, нужны будут иные умения и навыки, способность работать индивидуально с каждым студентом. На этом фоне важной проблемой становится и создание новой системы принципов расчета затрат времени на все виды деятельности преподавателя.

В третьих, выделение большего времени на самостоятельную работу требует ее адекватного методического, материально-технического обеспечения, а также информационного оснащения учебного процесса. Для того чтобы студент мог самостоятельно извлекать знания из источников, он должен получить к ним не только прямой доступ (большие и постоянно пополняющиеся фонды классической и современной литературы по преподаваемым дисциплинам, удобные читальные залы, доступ студентов к компьютерам и глобальной сети Интернет), но и иметь учебно-методические пособия, которые позволят ориентироваться в этом море информации.

В четвертых, взаимное признание европейскими вузами результатов академической деятельности друг друга строится не только на системе взаимозачета кредитов, но и на возможности перепроверить информацию об академической успеваемости любого студента, поскольку по каждому курсу не менее чем в 80% оценка успеваемости студента состоит из оценки его письменных работ, а также письменных экзаменов по окончании курса. У нас же оценку по курсу студент получает, как правило, за устные ответы и экзамены, проведенные в традиционной форме (по билетам). Иными словами, практически все, за что студент получает оценку по курсу, он выполняет письменно. Введение такой практики в российских вузах даст возможность продвинуться российской высшей школе в Болонском процессе.

Подводя итог вышесказанному, сформулируем несколько важных положений, которые, на наш взгляд, приведут к пересмотру общих подходов к организации учебного процесса и будут способствовать интеграции России в европейское образовательное пространство:

1. Необходимо укрупнять курсы. Объединять вместе не только темы смежных дисциплин, но и читать интегрированные курсы.

2. Необходимо сокращать количество аудиторных часов, перенося акцент на самостоятельную работу. Аудиторные часы использовать для рассмотрения проблемных вопросов курса, проведения круглых столов, дискуссий, семинаров, а не для передачи информации.

3. Необходимо по-новому организовать самостоятельную работу студентов. Она должна

носить: управляемый характер (по мере развития готовности студентов к самостоятельной работе первоначальное непосредственное руководство преподавателя переходит через руководство опосредованное к самоуправлению); задачный характер (создание системы заданий, обучающих студентов поиску, анализу и интерпретации информации); структурный характер (должна соответствовать структуре учебной деятельности и иметь ориентировочную, исполнительскую и контрольную части, причем проявляется тенденция, ведущая к усилению текущего и облегчению итогового контроля); индивидуальный характер (учитывать принцип индивидуализации).

4. Необходимо вводить модульный график учебного процесса, сократив число одновременно изучаемых дисциплин, возможен метод погружения по специальным дисциплинам.

5. Необходимо разрабатывать и вводить интегрированные междисциплинарные виды работ: междисциплинарные курсовые работы, деловые игры, групповые исследовательские проекты и др., которые подготовят студентов к написанию качественных выпускных и дипломных работ.

6. Необходимо широко использовать независимую экспертизу на самых разных этапах обучения в виде публичных защит курсовых работ,

отчетов по педагогической практике, исследовательских проектов, когда проделанную работу оценивают и вопросы задают сами студенты или преподаватели, которые не вели данный курс у студентов.

Введение кредитной системы предполагает не только изменение единицы расчета трудоемкости освоения образовательных программ, но и перестройку организации учебного процесса. Она направлена на обеспечение свободы выбора студентом индивидуальной образовательной траектории, определяемой индивидуальным учебным планом; активизацию познавательной деятельности, развитие способности к самоуправлению своей познавательной деятельностью.

Таким образом, интернационализация образования, являясь ключевым понятием образовательной политики, средством развития всего жизнеустройства трансграничного региона, призвана выстроить систему взаимосвязей образования с социокультурной средой. Эффективное проектирование образовательного пространства с учетом социальной специфики трансграничного региона - важнейший путь сохранения и развития экономики, национальнокультурных и исторических традиций региона; формирования основной системы ценностей, обеспечивающей социальную и политическую стабильность трансграничного региона.

Список литературы

1. Безгласная Е. А. Проблемы обеспечения конкурентоспособности вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции // Некоторые аспекты социодинамики сферы образования в современном российском обществе / под ред. М. Б. Бергельсон. М.: Московский общественный научный фонд, 2000.

2. Ван дер Венде Марик К. Болонская декларация: расширение доступности и повышения конкурентоспособности высшего образования в Европе // Высшее образование в Европе. 2000. № 3. Т. XXV.

3. Гусев В. П. Рейтинговая 100-балльная система оценок // Высшее образование сегодня. 2003. № 8.

4. Давыдов Л. Н. Использование зачетных единиц в рейтинговой системе оценки успеваемости студентов // Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: материалы всерос. совещ. М., 2003.

5. Журавлева И. А. Регионализация образования: сущность и концептуальные обоснования (теоретикометодологические аспекты): автореф. дис. ... канд. филос. наук. Иркутск, 2002.

6. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная моногр./ под ред. В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

7. Сагинова О. В. Опыт использования европейской системы зачетных единиц в международной школе бизнеса РЭА им. Г. В. Плеханова // Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: материалы всерос. совещ. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.