Научная статья на тему '2012.02.050. ДЕЛБОСК А., ПЕРТЮИ К. ДЕ. КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОСЛЕ КАНКУНА. DELBOSC A., PERTHUIS CH. DE. LE CHANGEMENT CLIMATIQUE APRèS CANCúN // FUTURIBLES. - P., 2011. - N 373. - P. 65-83'

2012.02.050. ДЕЛБОСК А., ПЕРТЮИ К. ДЕ. КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОСЛЕ КАНКУНА. DELBOSC A., PERTHUIS CH. DE. LE CHANGEMENT CLIMATIQUE APRèS CANCúN // FUTURIBLES. - P., 2011. - N 373. - P. 65-83 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИМАТ ПОТЕПЛЕНИЕ БОРЬБА С НИМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012.02.050. ДЕЛБОСК А., ПЕРТЮИ К. ДЕ. КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОСЛЕ КАНКУНА. DELBOSC A., PERTHUIS CH. DE. LE CHANGEMENT CLIMATIQUE APRèS CANCúN // FUTURIBLES. - P., 2011. - N 373. - P. 65-83»

тильности товарных цен предполагает создание ликвидных резервных запасов.

Богатые природными ресурсами страны должны инвестировать ренту, получаемую за счет этих ресурсов, в воспроизводимые активы - физический капитал, человеческие ресурсы, инфраструктуру и зарубежные активы. Однако, согласно данным Всемирного банка, этого не происходит. Конкурентные силы, добивающиеся контроля над ресурсами, могут заставить ускорить добычу, вызвав тем самым перенакопление инвестиций. В развитых странах оптимальный подход состоит в помещении доходов в государственный резервный фонд. Развивающиеся страны, напротив, нередко испытывают дефицит капитала, и в этом случае целесообразнее использовать ресурсную ренту для погашения задолженности и снижения процентных ставок, с тем чтобы стимулировать накопление капитала и ускорить процесс экономического развития.

Полезно в этом плане изучить исторический опыт США и принять перспективный подход к технологическим инновациям в области разведки природных ресурсов и поиска новых запасов. Как показывает опыт, хищническая политика правительства побуждает добывающие компании скрывать информацию о доходах и снижает эффективность. Эмпирическое обследование, охватившее 51 страну, выявило отрицательное влияние риска экспроприации на прозрачность деятельности корпораций, и это влияние наиболее сильно в отраслях, прибыли которых тесно коррелируют с ценами на нефть. Прозрачность страдает там, где уровень цен на нефть высок, а защищенность прав собственности низка (с. 407).

И.Г. Минервин

2012.02.050. ДЕЛБОСК А., ПЕРТЮИ К. де. КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОСЛЕ КАНКУНА.

DELBOSC A., PERTHUIS Ch. de. Le changement climatique après Cancùn // Futuribles. - P., 2011. - N 373. - P. 65-83.

Французские специалисты анализируют Канкунское соглашение по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ), принятое в рамках международных переговоров по борьбе с климатическими изменениями, и предлагают меры, направленные на повышение эффективности посткиотского процесса.

Несомненными достижениями Канкунской конференции (2010) авторы считают точное определение уровня среднего максимального повышения температуры на планете - 2° С по сравнению с доиндустриальной эпохой, а также подтверждение крупными странами обязательств по ограничению выбросов ПГ, внесенных в секретариат Рамочной конвенции ООН по изменению климата (CCNUCC) после Копенгагенской конференции (2009) (с. 68). В то же время сохраняются различия в обязательствах промышленно развитых (ПРС) и развивающихся стран (РС). Первые обязались сократить выбросы к 2020 г., вторые определили национальные меры для сокращения выбросов к тому же сроку.

При этом 40 ПРС (47% выбросов в 2005 г.) приняли на себя абсолютные обязательства по сокращению выбросов. В эту группу входят страны Приложения 1 к CCNUCC, за исключением Турции и Украины. Хотя большинство РС не взяли на себя четких обязательств, 14 крупных стран с формирующимися рынками (СФР) (33% выбросов в 2005 г.) представили ООН обязательства по сокращению их уровня. В итоге обязательства по сокращению мировых выбросов ПГ покрывают 80% выбросов против четверти в соответствии с Киотским протоколом (из-за отказа США его ратифицировать) (с. 69).

В Канкунском соглашении уточняются правила регистрации и контроля над исполнением государствами обязательств по сокращению выбросов ПГ. При этом к ПРС и РС по-прежнему применяются различные правила, но от РС требуется более точная информация.

На переговорах в Канкуне было подтверждено, что ПРС до 2020 г. будут ежегодно предоставлять РС 30 млрд. долл. для финансирования в области политики климата. Была определена структура соответствующего фонда (Fonds vert pour le climat) (с. 69).

По расчетам авторов, даже если все страны выполнят свои обязательства, объем выбросов ПГ ПРС и СФР в 2005-2020 гг. лишь несколько снизится, но не стабилизируется. Поэтому, считают авторы, международные соглашения по климату наряду с уже принятыми обязательствами должны стимулировать упреждающие действия на местах.

Прежде всего, необходима надежная система регистрации обязательств и проверки их соблюдения при усилении роли ООН.

Ежегодную инвентаризацию выбросов с последующей передачей данных в секретариат CCNUCC необходимо, по мнению авторов, в самое ближайшее время распространить на все страны, желающие присоединиться к международным соглашениям по климату. Сегодня самые бедные РС вообще не имеют никаких обязательств в этой области, другие РС в соответствии с Копенгагенским и Кан-кунским соглашениями должны проводить инвентаризацию один раз в два года. Для этих стран также предусмотрено обязательство применять международные правила контроля, протоколирования и верификации мер, финансируемых за счет международного сообщества, что ограничит неизбежный торг в ходе международных переговоров.

Трудности переговорного процесса связаны с особенностями экономики отдельных стран и разнообразием источников выбросов ПГ, а также с различиями в принципах проводимой политики. Авторы разделяют участников переговоров по климату на три группы.

Первая группа - СФР (Индия, Китай, Бразилия и т.д.), осознавшие угрозу изменения климата, защищают существующие в настоящее время различия режимов между ПРС и РС, намереваясь использовать это для получения финансовой и технологической помощи. Взятые ими обязательства окажут ограниченное влияние на абсолютный объем выбросов ПГ, учитывая высокие темпы их экономического роста. При этом большинство стран этой группы уже сократили углеродную интенсивность, или углеродоемкость (carbon intensity), экономики по сравнению с 1990 г. за счет более рационального использования традиционных источников энергии. Поэтому одна из основных задач следующих этапов переговоров по климату состоит в том, чтобы убедить эти страны перейти от определения целей сокращения выбросов в относительных показателях к расчетам в абсолютных величинах.

Вторая группа - нефтяные страны, которые весьма сдержанно относятся к целевым обязательствам по сокращению выбросов. Они объективно заинтересованы в том, чтобы такое ограничение, как предельный размер выбросов, в ближайшие годы не действовало, поскольку оно, снижая спрос на ископаемые источники энергии, постепенно уничтожает нефтяную ренту. Тем не менее нефтяные страны (кроме Боливии) поддержали Канкунское соглашение,

поскольку был предложен ряд компромиссов, в частности специальные компенсации за сокращение выбросов ПГ.

Третья группа - беднейшие страны - наиболее многочисленна и очень неоднородна. Эти страны прямо не участвовали в переговорах по Копенгагенскому соглашению, а присоединились к нему в надежде на финансовую помощь мирового сообщества.

На позицию ПРС в переговорах по климату повлиял экономический спад: в краткосрочном плане защита климата уступила место задаче выхода из рецессии и борьбы с безработицей. У ПРС могут возникнуть трудности с выделением дополнительных средств на решение климатических проблем. Учитывая проблемы, с которыми столкнулись США при конкретизации своих обязательств в рамках Копенгагенского соглашения, и трудности других ПРС по адаптации национального климатического законодательства, Европа не торопится брать на себя максимальные обязательства по сокращению выбросов (30% вместо 20%) к 2020 г. (с. 79), хотя из-за рецессии стоимость достижения климатических целей снизилась.

Считается, что меры против подобных изменений приносят пользу окружающей среде, но не экономике. Однако разумное использование экономических инструментов позволяет устранить дилемму: введение налога на углерод может в некоторых случаях стимулировать инвестиции и рост в краткосрочном плане. Кроме того, налог на углерод является новым источником поступлений в бюджет, а система предельных объемов выбросов и обмена квотами на СО2 создает углеродную ренту, которую государство может «перехватить», продавая квоты на аукционах.

Для снижения выбросов ПГ в РС Киотский протокол предусматривал использование механизма чистого развития (МЧР), который позволял инвесторам из ПРС получать углеродные кредиты в качестве компенсации за снижение выбросов. Инвесторы могли пользоваться ими сами или продавать, в частности на европейском углеродном рынке. Реализация проектов началась в 2000-х годах сначала в промышленности, затем в энергетике (развитие возобновляемых источников энергии). В рамках МЧР в РС было инвестировано около 100 млрд. долл. (с. 80).

Наибольшую выгоду МЧР дал СФР, сумевшим создать необходимые для реализации проектов административные инфраструктуры. В то же время МЧР практически не работал в наиболее бед-

ных странах, почти не коснулся сельского и лесного хозяйств, на которые приходится около одной трети выбросов ПГ (с. 80).

В связи с этим, по мнению авторов, необходимо, во-первых, усовершенствовать МЧР, введя принцип кредитования сокращений выбросов не в рамках отдельного проекта, а в рамках программ, объединяющих многочисленные мероприятия, так называемых «программных проектов». Во-вторых, ввести в действие систему отраслевых или национальных углеродных кредитов, что даст СФР возможность снизить выбросы в большей мере, чем обещают взятые ими на себя в рамках Копенгагенского соглашения обязательства. Такая схема может, в частности, применяться для стран, принимающих меры по сохранению лесов как поглотителей ПГ (REDD+). Таким образом, обязательства СФР могут стать основой множества сценариев, в рамках которых на дополнительное снижение выбросов будут распространяться подлежащие обмену углеродные кредиты, что обеспечит расширение масштабов проектов и будет способствовать их финансированию.

Однако, чтобы на практике стимулировать развитие таких проектов, углеродные кредиты должны свободно продаваться и покупаться. Фактически, сегодня цена на углерод устанавливается Европейской системой торговли квотами на СО2, в которой участвуют 30 стран различных культур и уровней жизни. Этот механизм необходимо расвивать, поскольку неопределенности в сфере создания рынков углеродных активов наносят ущерб мировому рынку проектов сокращения выбросов ПГ из-за отсутствия дополнительных покупателей углеродных кредитов.

И.Ю. Жилина

2012.02.051. МАРСОЛЛА Б. «КЛИМАТИЗИРОВАТЬ» ПЛАНЕТУ? ПЕРСПЕКТИВЫ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ИНЖЕНЕРИИ. MARSOLLAT B. Climatiser la planète? Les perspectives de l'ingénierie climatique // Futuribles. - P., 2011. - N 373. - P. 85-102.

Французский эксперт рассматривает способы борьбы с климатическими изменениями, альтернативные сокращению выбросов парниковых газов (ПГ).

Несмотря на некоторые (в целом, по его мнению, незначительные) успехи международных переговоров по климату в Копенгагене и Канкуне, он пессимистически оценивает способность ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.