ных странах, почти не коснулся сельского и лесного хозяйств, на которые приходится около одной трети выбросов ПГ (с. 80).
В связи с этим, по мнению авторов, необходимо, во-первых, усовершенствовать МЧР, введя принцип кредитования сокращений выбросов не в рамках отдельного проекта, а в рамках программ, объединяющих многочисленные мероприятия, так называемых «программных проектов». Во-вторых, ввести в действие систему отраслевых или национальных углеродных кредитов, что даст СФР возможность снизить выбросы в большей мере, чем обещают взятые ими на себя в рамках Копенгагенского соглашения обязательства. Такая схема может, в частности, применяться для стран, принимающих меры по сохранению лесов как поглотителей ПГ (REDD+). Таким образом, обязательства СФР могут стать основой множества сценариев, в рамках которых на дополнительное снижение выбросов будут распространяться подлежащие обмену углеродные кредиты, что обеспечит расширение масштабов проектов и будет способствовать их финансированию.
Однако, чтобы на практике стимулировать развитие таких проектов, углеродные кредиты должны свободно продаваться и покупаться. Фактически, сегодня цена на углерод устанавливается Европейской системой торговли квотами на СО2, в которой участвуют 30 стран различных культур и уровней жизни. Этот механизм необходимо расвивать, поскольку неопределенности в сфере создания рынков углеродных активов наносят ущерб мировому рынку проектов сокращения выбросов ПГ из-за отсутствия дополнительных покупателей углеродных кредитов.
И.Ю. Жилина
2012.02.051. МАРСОЛЛА Б. «КЛИМАТИЗИРОВАТЬ» ПЛАНЕТУ? ПЕРСПЕКТИВЫ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ИНЖЕНЕРИИ. MARSOLLAT B. Climatiser la planète? Les perspectives de l'ingénierie climatique // Futuribles. - P., 2011. - N 373. - P. 85-102.
Французский эксперт рассматривает способы борьбы с климатическими изменениями, альтернативные сокращению выбросов парниковых газов (ПГ).
Несмотря на некоторые (в целом, по его мнению, незначительные) успехи международных переговоров по климату в Копенгагене и Канкуне, он пессимистически оценивает способность ме-
ждународного сообщества остановить потепление на планете только с помощью традиционного способа - снижения выбросов ПГ. По оценке секретариата Рамочной конвенции ООН по изменению климата (ССНИСС), даже если поставленные в Копенгагенском соглашении цели будут достигнуты, сокращение выбросов ПГ составит лишь 60% от уровня, необходимого для сдерживания роста температуры на планете в пределах 2° С по сравнению с доиндуст-риальной эпохой. При этом призывы секретаря ССНИСС к странам, подписавшим соглашение, особенно промышленно развитым (ПРС), «перевыполнить» данные обязательства едва ли будут услышаны, поскольку темпы экономического роста стран с формирующимися рынками (СФР) в ближайшие десятилетия останутся высокими, а население планеты к 2050 г. превысит 9 млрд. человек, что неизбежно приведет к увеличению выбросов ПГ (с. 87).
Некоторые страны действительно ставят перед собой цель сократить выбросы ПГ. В частности, Франция взяла на себя обязательство сократить их в четыре раза к 2050 г. (с. 87), что, по мнению автора, представляется совершенно нереалистичным. Кроме того, в связи повышением температуры ожидается таяние льдов в Арктике, которое, с одной стороны, может привести к массовым выбросам метана (влияние которого на потепление климата в 25 раз превышает воздействие СО2), а с другой - облегчит освоение энергетических ресурсов Арктики, на которые приходятся 22% всех мировых энергетических запасов (с. 88). Поэтому автор весьма пессимистично оценивает способности мирового сообщества сдержать климатические изменения только с помощью ортодоксальных методов снижения выбросов СО2. и предлагает другие возможности: климатическая инженерия или геоинженерия.
Климатическая инженерия включает две группы методов воздействия на климат. В первую входят методы, обеспечивающие: улавливание СО2 с помощью лесонасаждений и посадки некоторых видов растений, а также фитопланктона; геологическое складирование углерода; использование различных промышленных технологий поглощения СО2 и т.д. В целом эти методы несут в себе относительно мало неопределенностей и рисков, поскольку в этом случае концентрация ПГ снижается до существовавшего ранее уровня, но результаты достигаются через несколько десятилетий.
Методы второй группы ориентированы на приглушение или небольшое отклонение солнечного излучения, что часто дает почти мгновенный эффект. Однако из-за высокой рискованности и неопределенности результатов эти методы являются предметом оживленных дискуссий. Для приглушения солнечного излучения можно увеличить отражательную способность земной поверхности, придав всем инфраструктурам (дороги, крыши, тротуары) светлые оттенки или установив отражающие поверхности в пустынях; усилить отражающую способность облаков, распыляя соленую воду в атмосфере, или вывести на орбиту планетарный противосолнечный козырек, состоящий, например, из множества мелких зеркал, для отклонения части солнечного излучения и т.д.
Однако ни одно из предлагаемых климатической инженерией решений на сегодняшний день не представляется одновременно эффективным, быстрым и дешевым. Для того чтобы разграничить слишком дорогие, малоэффективные или слишком рискованные варианты, необходимы дальнейшие исследования.
Методы улавливания и складирования углерода воздействуют одновременно на последствия деятельности человека и причину потепления - выбросы СО2. Поэтому за исключением некоторых фундаменталистов, считающих сокращение выбросов единственно приемлемым решением, принципы этих методов сегодня воспринимаются положительно. Использование второй группы методов, основывающихся на современных технологиях, многие воспринимают как «противоприродные» или нелегитимные. Тем не менее необходимо учитывать все страхи и недомолвки, порождаемые климатической инженерией. Невозможно утверждать, что та или иная рассматриваемая сегодня технология окажется в будущем полезной, как в случае провала ортодоксальных технологий (или неспособности их осуществить), так и в случае их замены другими.
Следует понимать, что проблемы и риски (дисфункции, тяжелые последствия для окружающей среды, философские или этические проблемы, обусловленные созданием «искусственного неба» и т. д.), связанные с реализацией одного или нескольких методов климатической инженерии, могут привести к потере контроля над потеплением. В ближайшие десятилетия человечеству из двух зол, похоже, придется выбирать меньшее.
Можно, конечно, предположить, что человечеству удастся обойтись без решений, предлагаемых климатической инженерией. Возможно, международное сообщество согласится заплатить непомерную цену за резкое сокращение выбросов ПГ, или фундаментальные открытия в области «зеленых» технологий появятся достаточно скоро и помогут найти дешевые способы сокращения выбросов СО2. Однако не стоит возлагать на это слишком больших надежд, во-первых, потому, что при быстром и резком сокращении выбросов ПГ встанет вопрос о стоимости контроля над климатом с помощью только традиционных технологий. Поскольку связь между экономическим ростом и выбросами СО2 будет существовать всегда, за резкое снижение выбросов придется заплатить высокую экономическую цену. Климатическая инженерия может освободить человечество от выбора между экономическим ростом и потеплением климата. Если одно из предлагаемых решений окажется в конечном итоге надежным, эффективным и дешевым, человечество избавится от необходимости менять образ и уровень жизни.
Во-вторых, есть и другая причина: климатические изменения связаны не столько с человеческой деятельностью, сколько с солнечной активностью. Независимо от причин климатических изменений, потепление климата - признанный факт. Сокращение выбросов ПГ или их поглощение и складирование не гарантируют значительного снижения температуры, поэтому необходимо срочно определить наиболее надежную и эффективную технологию приглушения части солнечного излучения.
Сегодня наибольшее внимание климатической инженерии уделяется в англосаксонских странах, тогда как континентальная Европа более осторожна или менее предприимчива. Однако, полагает автор, масштабы проблемы не оставляют Европе времени для долгих размышлений. Возможно, борьба с парниковым эффектом позволит человечеству в следующем столетии научиться «трансформировать» другие планеты Солнечной системы. Может быть, именно на этом пути лежит решение проблем исчерпания ресурсов, перенаселенности Земли и пределов роста.
И.Ю. Жилина