ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2012. № 3
А.В. Стеценко1,
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики природопользования экономического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова,
Н.А. Белокопытова2,
аспирант кафедры экономики природопользования экономического ф-та
МГУ имени М.В. Ломоносова
УСТОЙЧИВОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ
И «КИОТСКИЕ» ЛЕСОПОЛОСЫ РОССИИ
Статья содержит сведения о возможности развития устойчивого лесопользования, создания лесополос за счет продажи углеродных квот и воспроизводства механизмов совместного осуществления согласно Киотскому протоколу.
Ключевые слова: устойчивое природопользование, нарушение экологии, лесные экосистемы, экономика природопользования, индикаторы устойчивого развития, региональная политика.
Article contains the report about possibilities of sustainable forest management development and forest planting from the sale of carbon credits and joint implementation projects under Kyoto Protocol.
Key words: sustainable nature management, ecological degradation, forest ecosystems, environment economics, indicators of sustainable development, regional policy.
Формирование устойчивого управления лесными экосистемами является одной из основных задач лесного хозяйства. Под устойчивым управлением понимается целенаправленное, долговременное, экономически выгодное взаимоотношение человека и лесных экосистем. Лесные ресурсы и лесные площади должны использоваться на прочной основе для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений человечества.
Устойчивое использование лесных экосистем неразрывно связано с созданием и введением национальной информационной системы о лесах и динамических процессах в этих экосистемах. Разработка показателей устойчивого использования лесных экосистем идет в мире достаточно активно. В Российской Федерации индикаторы устойчивого лесопользования были разработаны в 1998 г. (Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации). До настоящего момента числовых данных
1 Стеценко Андрей Владимирович, тел.: +7 (495) 939-26-75; e-mail: [email protected]
2 Белокопытова Наталья Алексеевна, тел.: +7 (495) 939-26-75; e-mail: bna.05@ mail.ru
по принятым индикаторам не представлено. Индикаторы устойчивого лесопользования должны стать основой нового лесного реестра с современными способами учета актуальных данных (электронная база данных) Федеральным агентством лесного хозяйства. В лесном реестре будет содержаться полная информация для составления лесных планов. Информация будет пополняться с помощью аэрофотоснимков и спутниковых слайдов, что создаст наиболее точную картину лесного покрова страны. В момент формирования подходов и задач, поставленных перед новым реестром, существует возможность заложить в него информацию по современным индикаторам устойчивого лесопользования, например по запасам углерода в российских лесах.
Критический анализ результатов последних исследований, связанных с оценкой роли леса как потенциального источника и поглотителя CO2, показал, что в умеренных и высоких широтах, где основной запас углерода содержится в почве, в масштабе нескольких десятков лет эти эффекты могут компенсировать друг друга. Добавочное и очень значительное влияние на рост лесов оказывает собственно повышение концентрации углекислоты в атмосфере. Расчеты указывают, что нетто-поглощение CO2 лесами России на 1990 г. составило примерно 100 млн т углерода в год. При этом прирост запаса углерода в почве уменьшился на 10 млн т в год. Суммарное поглощение CO2 лесами и лесными почвами будет нарастать: к 2020 г. оно составит 200 млн т углерода в год. При этом будет нарастать поток СО2 из почвы в атмосферу: за 20 лет он увеличится с 10 до 100 млн т углерода в год. Это вызвано тем, что скорость разложения органики в почве сильно зависит от температуры. Настоящий и прогнозируемый на 20—30 лет прирост живой биомассы в основном обусловлен реакцией лесов на уже произошедший рост температуры и концентрации СО2. Поток CO2 из почвы, напротив, вызван исключительно потеплением. За счет него в предстоящие 60 лет в атмосферу поступит 15 млрд т углерода. Сравнение полученных значений потоков CO2 с его антропогенным выбросом в России, составляющим сейчас 700—800 млн т углерода в год, показывает, что в настоящее время компенсирующий эффект лесов составляет 15%.
Таким образом, суммарный эффект, получаемый за 50 лет от посадки леса на 10 млн га, можно оценить в 500—1000 млн т углерода при традиционных для России лесопосадках и в 3000—6000 млн т углерода при специальных посадках высокопродуктивных пород, внесении удобрений и т.д. В среднем посадка леса в 1 млн га поглощает от 50 млн т углерода.
Леса — главный поставщик кислорода в атмосферу, а также поглотитель излишков углекислого газа в процессе фотосинтеза.
«Углеродный секвестр» становится все более актуальным предметом международных конференций для выработки международных соглашений по лесам.
В декабре 1997 г. в Японии был подписан, а позже ратифицирован 181 страной мира Киотский протокол, который обязал про-мышленно развитые страны сократить вредные выбросы в атмосферу и указывать количественные характеристики выброса. Данный протокол допускает механизм зачетов, когда снижение выбросов в одних регионах мира (развивающихся странах) учитывается в составе экономии выбросов других регионов (индустриально развитых). Это предполагает возможность продажи предмета зачета.
Решение о выработке соответствующих «подзаконных актов», поясняющих правила и варианты исполнения Киотского протокола, было принято в 1998 г. на Четвертой конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК). В целом пакет (The Marrakesh Accord) состоит из 15 документов, регламентирующих технические детали выполнения Киотского протокола. Для России особенно актуальными являются правила учета поглощения углекислого газа лесами и зачет результатов лесохозяй-ственной деятельности. Наша страна отстояла возможность зачета 33 млн т в год углерода, поглощаемого российскими лесами, что соответствует 605 млн т углекислого газа за пять лет действия Ки-отского протокола. В денежном эквиваленте это может быть оценено в сумму около 6 млрд евро целевых лесных средств, которые можно было бы использовать на противопожарные мероприятия, лесопосадки и другие работы в лесном секторе.
Первый период осуществления Киотского протокола начался 1 января 2008 г. и продлится пять лет, до 31 декабря 2012 г., после чего, как ожидается, на смену ему придет новое соглашение. Однако на Международной климатической конференции сторон в Копенгагене в 2009 г. Президент Российской Федерации сказал, что климатическое соглашение будет подписано Россией только при выполнении двух условий:
— первое — участие всех стран в следующем климатическом соглашении;
— второе — адекватный учет российских лесов.
Детальный учет позволит России представить вклад лесов в связывание углекислого (основного парникового) газа. Поэтому еще более интересными становятся две цифры: запас углерода в лесах России и ежегодное поглощение атмосферного углерода, а также сопоставление этих данных с показателями углеродного цикла планеты. Российская Федерация ежегодно представляет отчет о состоянии лесов страны и объеме поглощенного углерода в Секретариат РКИК ООН. Эти показатели позволяют адекватно учесть
экологические услуги, оказываемые российскими лесами в планетарном масштабе. Цифры становятся более актуальными, когда получают денежное выражение, возникающее с развитием нового глобального углеродного рынка — одного из наиболее динамично развивающихся международных рынков.
На рисунке представлена динамика оборота мирового углеродного рынка начиная с 2005 г. Темпы роста объема сделок на этом рынке впечатляют: за первый год рынок вырос на 104%, за второй — на 64%, а с началом периода выполнения «киотских» обязательств — на 83% в 2008 г. и на 68% в 2009 г.
Годовые объемы мирового углеродного рынка Источник: PointCarbon.
Цена квот на выброс углекислого газа на основной площадке мирового углеродного рынка — торговой системе ЕС — существенно колебалась. К началу 2008 г. цена тонны СО2-эквивалента достигала 30 евро, затем с развитием глобального экономического кризиса она снизилась до 12—15 евро за тонну СО2-эквивалента.
По данным компании Point Carbon, суммарный оборот на мировом углеродном рынке в 2008 г. превысил 122 млрд долл. США, а в 2009 г. достиг 136 млрд долл. (94 млрд евро). И это несмотря на стремительное ухудшение ситуации в экономике всех развитых и большинства развивающихся стран в результате общего экономического кризиса.
Существуют три основных механизма торговли углеродными единицами: межгосударственная торговля квотами, проекты совместного осуществления (ПСО), механизмы чистого развития (МЧР).
Статья 6 Киотского протокола регламентирует ПСО в странах с переходной экономикой, а ст. 12 определяет в целом аналогичные проекты МЧР в развивающихся странах, к которым Россия не относится. Следовательно, этот экономический механизм в нашей
стране не применим. По ст. 6 и 12 инвестор из развитой страны может вложить средства в тот или иной проект по снижению выбросов на территории другой страны. После сертификации проекта в РКИК ООН, а затем верификации (проверки) его результатов соответствующие национальные органы выпускают разрешения на выбросы (углеродные единицы Киотского протокола), которые инвестор может использовать для покрытия своих обязательств или же для продажи на углеродном рынке. Сделки по механизму чистого развития уже превысили 2 млрд т СО2-эквивалента общей стоимостью более 24 млрд евро. Из этого количества сделки на вторичном рынке МЧР составили около 1 млрд т СО2-эквива-лента, или 2/3 от всего оборота углеродного рынка.
ПСО также представляют собой экономический механизм. Он позволяет развитым странам, к которым относится и Россия, осуществлять проекты сокращения выбросов или увеличения поглощения парниковых газов в других странах (приложение 1 Киотского протокола). Единицы сокращения выбросов (ЕСВ), производимые в результате таких проектов, могут использоваться как юридическим лицом, так и страной, осуществившей инвестиции, для выполнения своих обязательств.
Рынок ПСО развивается с 3—4-летним опозданием относительно МЧР. В 2008 г., по данным Point Carbon, было выпущено ЕСВ на 800 млн евро, что в 2,5 раза больше, чем в 2007 г. Объем сокращений составил 100 млн т СО2-эквивалента, что также примерно в 2,5 раза больше, чем в 2007 г. Кроме зарегистрированных проектов еще более 150 заявлено для выполнения. Их документация представлена на сайте РКИК ООН. Общий объем прогнозируемых сокращений выбросов парниковых газов по всем проектам — свыше 300 млн т СО2-эквивалента.
Основной потенциал для ПСО находится в странах с переходной экономикой, где, как правило, существует больше возможностей для сокращения выбросов с меньшими затратами. Уже в конце 2008 г. подавляющее большинство стран, перечисленных в приложении 1 Киотского протокола, полностью выполнили необходимые требования. Это позволяет регистрировать ПСО в правительственных органах стран — участников проекта и выпускать в обращение ЕСВ по облегченной схеме (сюда входит и Россия).
Участие России в мировом углеродном рынке и использование мирового опыта внедрения рыночных механизмов для создания условий устойчивого снижения выбросов парниковых газов чрезвычайно актуально для нашей страны. В рамках Киотского протокола в России начинается работа по фактической реализации положений ст. 6 и 17 протокола, определяющих возможность создания так
называемых углеродных единиц и торговли ими на международных углеродных рынках.
Торговля квотами по ст. 17 Киотского протокола может быть реализована в виде схемы «зеленых инвестиций» (другое название — схема экологических инвестиций, Green Investment Scheme — GIS). В ее основе лежит «гибрид» ПСО и торговли квотами по ст. 17 Киотского протокола. Формально сделки заключаются между странами, указанными в приложении 1 РКИК ООН, но использование средств увязано с определенными проектами и мерами по снижению выбросов. Страна продает определенную часть своей квоты на выбросы, а полученные в результате сделки средства вкладываются в зеленые проекты, которые в дальнейшем будут генерировать сокращение или поглощение парниковых газов. На переговорах в Копенгагене в 2009 г. были достигнуты предварительные договоренности, закрепленные в Канкуне в 2010 г. Промышленно развитые страны готовы выделить до 30 млрд долл. США на климатические проекты в бедных странах до 2012 г. и увеличить эту сумму до 100 млрд долл. США к 2020 г.
Вклад бореальных лесов, которыми богата Россия, остается недооцененным на международной арене. Так, с начала действия Киот-ского протокола в 2008 г. в бореальные климатические лесные проекты не были направлены сопоставимые средства, описанные в предыдущем абзаце. Однако вклад бореальных лесов в стабилизацию климата не меньше тропических, так как бореальные леса осуществляют накопление углерода за счет длительного зимнего периода, а тропические поддерживают баланс углерода в процессе непрерывного разложения органического вещества — поглощения СО2.
Российская лесная позиция на международных климатических переговорах должна быть усилена. Это поможет оживить дискуссию о значимости северных лесов для стабилизации климата планеты. В 2010 г. в Канкуне официальная российская делегация совместно с некоммерческими организациями, такими, как Центр экологических инноваций (Россия) и Фонд защиты окружающей среды (США), провели семинар по российским и бореальным лесам. В 2011 г. в Дурбане в ходе международного переговорного процесса наша страна отстояла свои позиции в области зачета углеродного стока в лесах России. На переговорах 1—12 декабря 2012 г. в Костаре для освещения роли и значимости бореальных лесов должны быть консолидированы силы большого количества некоммерческих организаций, университетов и институтов.
Многие страны Европы, Япония, не имея больших площадей для восстановления лесного покрова, делают упор на развитие и внедрение технологий, нацеленных на снижение выбросов парниковых газов, рассчитывая стать основными продавцами новых тех-
нологий. Страны ЕС, заинтересованные в посадках леса, — это Финляндия, Швеция, Австрия. США, изначально инициируя Ки-отский протокол, имели планы по восстановлению лесов на своей территории, но, сменив политический курс и не подписав данный протокол, пошли по пути снятия ограничений на выбросы, чтобы не создавать барьеров развитию промышленности. На данный момент для США приоритетным остается сохранение существующих лесов. Канада, страна с похожим на российский климатом, заявила об отсутствии управляемых лесов. Это означает, что в Канаде не существует подсчетов стока и выбросов парниковых газов, связанных с лесными пожарами, в рамках Киотского протокола. Причина заключается в подверженности канадских лесов болезням (большие массивы лесов съедены жучком). В стране идет активная переработка древесины на пеллеты и дальнейшая продажа их в Европу.
Страны СНГ, такие, как Казахстан, Белоруссия и т.д., заинтересованы во внедрении экономических механизмов, способствующих восстановлению лесов, повышению лесистости территории. Экономики указанных стран и России подобны, а значит, адаптировать экономические механизмы, которые сейчас разрабатываются в нашем государстве по проектам лесоразведения и лесовосстанов-ления, будет в этих странах достаточно просто.
Таким образом, потенциальными союзниками России являются как ближайшие соседи — страны СНГ, так и некоторые страны Евросоюза, США, Канада. После нахождения союзников необходимо совместными усилиями обозначить значимость бореальных лесов в стабилизации климата планеты и предложить ряд мер, направленных на стимулирование лесоохраны и лесопосадок в северных широтах за счет привлечения средств углеродного рынка в лесной сектор.
Распоряжением Правительства РФ координатором и оператором работ в рамках Киотского протокола был назначен Сберегательный банк РФ (СБ РФ), обладающий соответствующими финансовыми механизмами. По словам официального представителя СБ РФ, банком проводится отбор проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, их оценка и формирование на их основе портфеля проектов для продажи единиц установленного количества — ЕУК (1 ЕУК соответствует 1 т СО2) заинтересованным странам. На данный момент прошли процедуру участия в конкурсном отборе СБ РФ 33 проекта (общий объем СО2-экви-валента по данным проектам составляет 60 млн т). Однако среди них нет ни одного лесного проекта.
При формировании нового лесного реестра России необходимо учитывать значимые экономические выгоды неиспользованных
углеродных квот. В связи с этим становится очевидной необходимость заложить в реестр дополнительную информацию, которая позволит пересчитывать показатели запасов древесины, возрастов и пород с учетом бонитета и других параметров в показатели по запасам углерода в древостое. Наряду с информацией о запасах углерода в древостое в кадастр имеет смысл заложить возможность расчета запасов углерода в почвах, поскольку в некоторых случаях эти запасы сопоставимы, а иногда запасы углерода в почвах превышают запасы углерода в древостое. Данную информацию можно автоматически рассчитывать исходя из показателя запасов древесины, содержащейся в ГУЛФ3. На сегодняшний день существует ряд российских и международных методик, позволяющих осуществлять такой пересчет. Автоматизировать его, привязав к базам данных по лесам, возможно как раз на нынешнем этапе формирования лесного реестра.
Большой проблемой составления лесного реестра является старая база данных по лесоустройству. В некоторых регионах используются данные лесоустройства, полученные в 1980-х гг. За прошедшие 30 лет на любой территории ситуация сильно изменилась. Старые данные могут быть скорректированы с использованием снимков из космоса, которые после обработки послужат основой для ГИС4. Особенно выгодно использовать данные космоснимков для труднодоступных районов, где можно выделить схожие ареалы по аналогии с исследованными территориями, не отправляя туда экспедиций.
Подобная схема опробована в проекте Центра экологических инноваций — Стратегии адаптации и смягчения воздействия изменений климата в секторе лесного хозяйства российских регионов Всемирного наследия и центров биологического разнообразия ЮНЕСКО. Проект реализуется в четырех регионах — на Алтае, Байкале (Иркутская обл.), Камчатке и Сахалине. В рамках проекта поставлена задача — с максимальной точностью рассчитать запасы и стоки углерода в лесах. Также на основе данных Росгидромета и международных оценок запланировано составление ретроспективного анализа воздействия изменения климата на леса с возможным прогнозом, выводами и рекомендациями по адаптации территорий к будущим изменениям на 30—50 лет вперед.
Помимо рекомендаций Центр экологических инноваций планирует осуществить ряд пилотных проектов, для того чтобы задействовать экономические механизмы, обозначенные в Киотском протоколе, и заложить условия для привлечения дополнительных
3 Государственный учет лесного фонда.
4 Геоинформационные системы.
средств в лесной сектор, которые можно будет прописать в следующем климатическом соглашении.
К сожалению, лесная тема на международных климатических переговорах не является приоритетной. Промышленно развитые страны изначально не были настроены включать вопросы о лесах и других естественных экосистемах в первое климатическое соглашение — Киотский протокол. Однако большое количество научных исследований, например доклад Н. Стерна «Экономика изменения климата» (2006), доказывает, что без учета лесного сектора невозможно преодолеть проблему изменения климата. Увеличение стока атмосферного углекислого газа в естественные экосистемы происходит из-за поглощения углерода лесами. Не менее важным вопросом, связанным с лесами, является обеспечение надежного депонирования углерода. Здесь на первое место выходит противопожарная безопасность и другие направления охраны лесов, которые помимо углеродного эффекта приносят существенную пользу лесному и сельскому хозяйству.
Лесовосстановление не может быть единственной мерой по сокращению концентрации парниковых газов в атмосфере, но увеличение площадей леса — естественного поглотителя углекислого газа — это один из наиболее простых, полезных и востребованных способов предотвращения глобального изменения климата и необходимый компонент продовольственной безопасности.