Научная статья на тему '2012. 02. 030-033. Движущие силы китайского экспорта'

2012. 02. 030-033. Движущие силы китайского экспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КНР / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КНР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТОРГОВЛЯ ВНЕШНЯЯ КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мозиас П. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 02. 030-033. Движущие силы китайского экспорта»

Сингхасона. Официально боевики карби заявили о том, что будут стоять «за свою землю, защищая ее от разорения, защищая ее биоразнообразие, зеленые леса и природную среду». Неформально контратаки куки дали им понять, что возможности насильственного решения вопроса ограничены. К тому же карби поняли, что государство не собирается вмешиваться в решение проблемы даже на своей стороне, стороне закона, чтобы осуществить поставленную цель - переселение куки с горы Кхумбамон.

Территориальное ополчение карби стало ключевым институциональным игроком, стремящимся крепче схватить и сдавить в своей хватке местное население, при очень маленьком противодействии со стороны государства, что резко контрастирует с классической (современный-традиционный) парой конфликта. В случае Кхумбамона местный деревенский совет, отдавая дела на кассацию и не выполняя постановления, очень хорошо понимал пределы регулирования. Появление здесь отрядов иРЭ8 дало государству хороший шанс реализовать свои постановления. Чиновники не смогли сделать это сами, так теперь они могут делать это руками абсолютно неофициальной и даже в чем-то нелегальной силы.

Рассмотренные случаи, считает автор, наглядно демонстрируют продуктивность отхода от классической дихотомии современное-традиционное.

Ю.В. Чайников

ЭКОНОМИКА

2012.02.030-033. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ КИТАЙСКОГО ЭКСПОРТА.

2012.02.030. ЧЖЭН ЧЖАНЬПЭН. Эмпирическое исследование структуры внешней торговли и экспортных конкурентных преимуществ Китая.

ЧЖЭН ЧЖАНЬПЭН. Чжунго дуйвай маои цзегоу цзи чукоу цзин-чжэн юши дэ шичжэн яньцзю // Гоцзи маои вэньти. - Пекин, 2010. -№ 7. - С. 42-47. - Кит. яз.

2012.02.031. ЛЮ ЧЖИБЯО, ЧЖАН ЦЗЕ. Эмпирический анализ детерминирующих факторов экспорта в секторе национальных предприятий обрабатывающей промышленности Китая.

ЛЮ ЧЖИБЯО, ЧЖАН ЦЗЕ. Вого бэньту чжицзаое цие чукоу цзю-эдин иньсу дэ шичжэн фэньси // Цзинцзи яньцзю. - Пекин, 2009. -№ 8. - С. 99-112. - Кит. яз.

2012.02.032. ЖЭНЬ СЯО. Модель интернационализации частных предприятий Вэньчжоу.

ЖЭНЬ СЯО. Вэньчжоу дицюй миньин цие дэ гоцзихуа моши // Гоцзи маои вэньти. - Пекин, 2008. - № 6. - С. 76-81. - Кит. яз.

2012.02.033. ЛИ СЯОИ. Углубленный анализ причин, по которым китайский экспорт сталкивается с антидемпинговыми мерами зарубежных стран.

ЛИ СЯОИ. Вого чукоу маои мяньлинь гоцзи фаньцинсяо юаньинь дэ шэньду фэньси // Там же. - 2010. - № 7. - С. 75-80. - Кит. яз.

Быстрое развитие экономики КНР сопровождается активным освоением национальными предприятиями внешних рынков. Динамичный рост экспорта сам по себе вносит значительный вклад в поддержание высоких темпов экономической динамики в Китае. В странах, импортирующих китайские товары, их закупки помогают удовлетворять спрос по относительно низким ценам и сдерживать тем самым темпы инфляции. Однако давление со стороны компаний, не справляющихся с растущей конкуренцией китайских производителей, побуждает зарубежные правительства использовать в отношении продукции из КНР протекционистские меры. Среди китайских специалистов активно обсуждаются как факторы поддержания экспортной конкурентоспособности китайских товаров, так и методы преодоления препятствий, возводимых на их пути на иностранные рынки.

Чжэн Чжаньпэн (экономический факультет Хэнаньского университета) (030) констатирует, что после 2000 г. все показатели внешней торговли Китая быстро росли. Экспорт увеличился с 249,2 млрд. долл. в 2000 г. до 1217,8 млрд. долл. в 2007 г., т.е. в 4,9 раза. Импорт за тот же период вырос с 225,1 млрд. долл. до 955,9 млрд. долл., т.е. в 4,3 раза. Экспорт, таким образом, рос быстрее импорта, что обеспечило значительное увеличение положительного сальдо во внешней торговле КНР - с 24,1 млрд. долл. в 2000 г. до 261,8 млрд. долл. в 2007 г. (030, с. 43).

Обычно для характеристики международной конкурентоспособности отраслей национальной экономики используются такие показатели, как доля национальных предприятий на соответст-

вующем международном рынке, индекс внутриотраслевой торговли, индекс сравнительных преимуществ и т.д. Однако автором избрана методика, основанная на использовании индекса конкурентоспособности в торговле и индекса Микаэли, так как они позволяют отразить изменения в конкурентоспособности страны, проявляющиеся не только в ее экспорте, но и в импорте. По структуре используемых факторов производства выделены следующие категории товаров: 1) сырьевые товары (полезные ископаемые, продукция сельского хозяйства); 2) товары, производимые с использованием неквалифицированного труда (текстиль, обувь, изделия из пластмасс и т.д.); 3) капиталоемкие товары (продукция машиностроения, транспортные средства, товары химической промышленности); 4) товары, производимые с использованием человеческого капитала (продукция информационных технологий, электроники, телекоммуникационное оборудование и др.). В расчетах использованы данные Государственного статистического управления (ГСУ) КНР за 2000-2007 гг.

В структуре китайского экспорта товары, производимые с использованием человеческого капитала, уже в 2000 г. были крупнейшей статьей - на них приходилось 32,7% стоимости экспорта, в последующие годы этот показатель стабильно увеличивался, и в 2007 г. он достиг 46,8%. Доля трудоемких товаров, производимых с использованием неквалифицированной рабочей силы, и в 2000 г., и в 2007 г. была второй по значению, но она уменьшилась за это время с 32,4 до 22,0%. Доля сырьевых товаров в экспорте в 2000 г. составляла 18,1%, а в 2007 г. - 16,0%. Доля капиталоемких товаров тоже была относительно стабильной: 8,4% в 2000 г. и 8,7% в 2007 г. (030, с. 43).

В структуре импорта доля товаров, производимых с использованием человеческого капитала, тоже самая большая, и она постепенно увеличивается: с 41,2% в 2000 г. до 47,3% в 2007 г. Доля сырьевых товаров является второй по значению, и она мало меняется со временем: 29,0% в 2000 г. и 30,9% в 2007 г. Удельный вес товаров, произведенных с использованием неквалифицированного труда, снизился с 17,0% в 2000 г. до 9,7% в 2007 г. Доля капиталоемких товаров оставалась стабильной: 10,9% в 2000 г. и 10,8% в 2007 г., с 2006 г. она стала большей, чем доля трудоемкой продукции (030, с. 44).

Индекс торговой конкурентоспособности (ТС) показывает, какую долю занимает продукция определенной отрасли национальной экономики на мировом рынке по сравнению с аналогичной продукцией других стран. Рассчитывается этот индекс как отношение сальдо в торговле национальной экономики определенной продукцией (экспорт минус импорт) к общему объему внешней торговли страны (экспорт плюс импорт) такой продукцией. Значение индекса может изменяться от -1 до +1. Значение, равное нулю, означает, что конкурентоспособность национальных товаров совпадает со среднемировой. Чем больше значение индекса, тем выше производительность в данной отрасли национальной экономики и, соответственно, ее конкурентоспособность. Снижение индекса означает уменьшение конкурентоспособности.

Индекс Микаэли (М1) показывает динамику изменений долей определенной продукции в совокупном экспорте и совокупном импорте данной страны. Арифметически он представляет собой разницу между долей экспорта определенной продукции в совокупном национальном экспорте и долей импорта такой продукции в совокупном национальном импорте. Значение индекса Микаэли также меняется в диапазоне от -1 до +1; отрицательное значение показывает отсутствие у страны сравнительных преимуществ по данной продукции, положительное значение - их наличие.

Расчеты автора показывают, что китайским сырьевым товарам не хватает международной конкурентоспособности: значения и ТС, и М1 за 2003-2007 гг. - отрицательные. В более конкретном плане положительные значения индексов зафиксированы по китайским продовольственным товарам, напиткам, алкогольной продукции, живым и животным товарам, хотя и их конкурентоспособность постепенно снижается: по пищевой продукции, табаку и алкоголю индекс ТС снизился с 0,57 в 2003 г. до 0,12 в 2007 г.

Показатели по древесине и продукции деревообработки и металлургической продукции близки к средним по миру: индексы колеблются вокруг нуля, т.е. выраженных сравнительных преимуществ у этих китайских товаров нет.

По продукции растениеводства, рудным ископаемым, натуральному волокну, продукции целлюлозно-бумажной промышленности значения обоих индексов устойчиво негативные, т.е. эти ки-

тайские товары не пользуются международной конкурентоспособностью.

Китайские трудоемкие товары обладают большой конкурентоспособностью: значения обоих индексов за 2003-2007 гг. были положительными. Отрицательные показатели конкурентоспособности зафиксированы только по изделиям из пластика. Конкурентоспособность кожаных изделий нестабильна: М1 устойчиво находился в позитивной зоне, но ТС после 2005 г. стал отрицательным. Очень высокой конкурентоспособностью отличаются китайская обувь, головные уборы, зонты, изделия из пуха - по ним значения обоих индексов стремятся к +1. Текстильное сырье, одежда, фарфор, изделия из стекла тоже пользуются высокой и притом расту -щей конкурентоспособностью.

Капиталоемкие товары китайского производства в целом не обладают конкурентоспособностью: значения обоих индексов в данном случае устойчиво негативные. Но по химической продукции ситуация постепенно улучшается. Положительные значения зафиксированы по продукции автомобильной промышленности, авиа- и судостроения, но они пока невелики.

По товарам, в производстве которых задействован человеческий капитал, динамика индексов волатильна: в отдельные годы значения выше нуля, в другие годы - ниже; в целом можно говорить о колебаниях вокруг нулевой отметки, т.е. эти отрасли китайской экономики имеют среднемировую конкурентоспособность. По продукции транспортного и общего машиностроения, электротехнике, магнитофонам и телевизорам индексы после 2003 г. перешли из негативной зоны в область позитивных значений, т.е. здесь зафиксировано очевидное увеличение конкурентоспособности, и этот процесс развивается по восходящей. Но по производству оптики, фотоаппаратов, медицинского, измерительного, контрольного оборудования конкурентных преимуществ у китайских предприятий пока не выявлено (030, с. 45-46).

Микроэкономические и институциональные факторы, побуждающие китайских производителей к наращиванию экспорта, исследуются в статье Лю Чжибяо (экономический факультет Нанкин-ского университета) и Чжан Цзе (НИИ экономических реформ и развития Китая Народного университета Китая, Пекин) (031). Они отмечают, что при исследовании причин ускоренного роста китай-

ского экспорта обычно обращают внимание на вклад в этот процесс, который вносят действующие в Китае предприятия с иностранными инвестициями. Но в последние годы стало очевидно, что и предприятия с чисто китайским капиталом тоже быстро наращивают товарный вывоз. При этом национальные предприятия встраиваются в глобальные цепочки создания стоимости, контролируемые ТНК или иностранными торговыми компаниями, в основном в качестве специализирующихся на низкотехнологичных, трудоемких стадиях производства конечного изделия. Подобные экспортные контракты статистика относит к категориям поручительской обработки сырья и сборки изделий из деталей, предоставленных заказчиком.

По масштабам, структуре, технологическому содержанию экспорта китайские предприятия все еще заметно уступают предприятиям с иностранным капиталом. Тем не менее в ходе наращивания экспорта постепенно усиливаются их конкурентоспособность и инновационный потенциал. Если бы этого не происходило, то рост не только не был бы устойчивым, но и все больше напоминал бы латиноамериканскую траекторию «зависимого развития», происходящего под влиянием иностранного капитала.

В теориях международной торговли детерминанты экспорта обычно исследовались с макроэкономической точки зрения. В неоклассической теории Э. Хекшера - Б. Олина считается, что направления торговых потоков определяются различной наделенно-стью отдельных стран факторами производства. П. Крагман уделил первостепенное внимание несовершенствам конкуренции, эффекту масштаба и дифференциации продукции. Сторонники эндогенных теорий экономического роста объясняют мотивацию экспортной деятельности, адресуясь к процессу технологических инноваций. В последние годы исследователи стали уделять все больше внимания микроэкономической мотивации к экспорту. Наиболее распространенный подход - это анализ глобальных цепочек создания стоимости в рамках фирм. Хотя при этом большинство авторов признают, что такие цепочки как раз управляются сравнительными преимуществами национальных экономик, проистекающими из их различной наделенности ресурсами, и из возможности реализации эффекта масштаба.

У всех этих концепций есть общие недостатки:

- они сформулированы на основе изучения опыта развитых стран и не всегда адекватны для объяснения ситуации с экспортом из развивающихся экономик;

- они недостаточно учитывают влияние внутристрановых институциональных факторов на экспорт из развивающихся стран.

В статье Лю Чжибяо и Чжан Цзе детерминанты китайского экспорта товаров обрабатывающей промышленности исследуются с микроэкономических позиций. Анализ ведется в рамках подхода, ставящего во главу угла глобальные цепочки формирования стоимости. Выделены следующие факторы, определяющие экспортное поведение китайских предприятий.

Во-первых, взаимосвязи внутри цепочки производства продукта. В современных условиях производство товара, как правило, не ведется в какой-то одной стране, а рассредоточивается по разным странам, каждая из которых специализируется на конкретной стадии производственного процесса или определенных узлах конечного изделия. Фирмы развитых стран выступают заказчиками производства товаров, размещаемого на предприятиях развивающихся стран, что позволяет снижать издержки и добиваться конкурентоспособности экспорта. КНР благодаря структуре наделенно-сти факторами производства (наличию дешевых трудовых и других производственных ресурсов) стала одной из стран, куда активно переносятся производства.

Во-вторых, капиталоемкость производства. У развивающихся стран нет сравнительного преимущества по производству капиталоемких товаров, так как у них нет развитой базы производственных услуг. По идее это относится и к Китаю. Но в литературе есть различные точки зрения по поводу динамических изменений структуры китайской внешней торговли. Одни исследователи, ссылаясь на увеличение доли машиностроения и электроники в китайском экспорте, утверждают, что уже произошел переход от сравнительного преимущества по трудоемким товарам к сравнительному преимуществу по товарам капиталоемким, высококачественным, инновационным. Другие же авторы считают, что официальная высокая оценка доли высокотехнологичных товаров в экспорте - это статистическая аберрация, а фактически речь идет о том, что в Китае с помощью дешевой рабочей силы собираются товары из им-

портных комплектующих, и такие товары не являются высокотехнологичными по международным стандартам.

В-третьих, масштабы предприятий. Современные теории международной торговли утверждают, что эффект масштаба проявляется непосредственно в ценовых преимуществах предприятия, а не только в величине захваченного им рыночного сегмента. Предприятия, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, испытывают специфические проблемы, связанные со значительными транспортными издержками, необходимостью создания зарубежных сбытовых сетей, налаживанием отношений с зарубежными правительствами, созданием международно признанных брендов. Более эффективно такие проблемы решают крупные предприятия, поэтому именно они более склонны к экспортной деятельности.

В-четвертых, наделенность человеческим капиталом. Осваивая зарубежные рынки, предприятия должны приспосабливаться к специфике вкусов иностранных потребителей, к специфическим требованиям к ценам, качеству и безопасности товаров. Для эффективной адаптации к особенностям местного спроса предприятия должны располагать весомым человеческим капиталом. К тому же приток в экономики развивающихся стран иностранных инвесторов из категории «ищущих эффективность» (efficiency-seekers) побуждает и местные компании совершенствовать организацию и технологический уровень производства, что в конечном счете способствует улучшению экспортной конкурентоспособности национальных предприятий. Этот процесс стимулируется и перетоком персонала, обученного на предприятиях с иностранными инвестициями, на национальные предприятия.

В-пятых, технологические инновации. Инновационные способности - это ключевой фактор поддержания конкурентоспособности предприятий и государств. Но по поводу оптимальной траектории развития для бедных стран мнения специалистов различны. Одни считают наилучшим вариантом заимствование и имитацию технологий: поскольку в наборе факторов производства в развивающихся странах избыточным фактором является труд, а не капитал, то собственные инновационные способности развивающихся стран пока не могут быть основой для их конкурентных преимуществ. Другие считают, что упор на заимствование технологий воспроизводит отсталость, разрыв в технологическом отношении с

развитыми странами фактически не преодолевается. Тем более что развитые страны поддерживают его за счет политики защиты прав интеллектуальной собственности, технических барьеров для экспорта из развивающихся стран и т.п. Поэтому развивающиеся страны для поддержания экспортной конкурентоспособности должны стимулировать собственные инновационные процессы.

В-шестых, размещение предприятий. Экспортная конкурентоспособность китайских промышленных предприятий во многом обеспечивается тем, что они участвуют в разделении труда внутри региональных кластеров. В результате снижаются издержки, связанные с обеспечением предприятий деталями и комплектующими. Кроме того, в рамках кластера производство быстро приспосабливается к изменениям спроса, в том числе внешнего, а поэтому оно может достигнуть значительных масштабов.

Эти шесть факторов учтены в построенной авторами эконо-метрической модели. Размеры предприятий оцениваются по их доходам от реализации, основным фондам и численности персонала. Инновационные способности предприятий оцениваются по соотношению их расходов на НИОКР и технологическую модернизацию с объемом выручки от реализации. Показатель капиталоемкости производства рассчитывается как отношение совокупных капиталовложений к выручке от реализации. Для оценки человеческого капитала используются показатели доли людей с учеными степенями среди менеджеров предприятия; доли ИТР в общей численности персонала; доли людей с учеными степенями среди ИТР. Но при этом нужно учитывать, что экспортная деятельность сама по себе является сигналом, привлекающим на предприятие квалифицированный персонал. В условиях дефицита квалифицированных кадров, свойственного наиболее развитым восточным провинциям Китая в последние годы, издержки на оплату труда квалифицированных работников быстро растут, а потому их привлечение, ассоциирующееся с накоплением человеческого капитала, может не улучшать, а, напротив, ухудшать экспортную конкурентоспособность предприятий.

Данные для расчетов были собраны в ходе опроса, проводившегося в период с июня 2005 г. по февраль 2006 г. на 342 предприятиях 16 отраслей обрабатывающей промышленности провинции Цзянсу, на нее приходится значительная доля китайского экспорта и

она отличается не только активным привлечением иностранных инвестиций, но и быстрым развитием национального частного сектора (2, с. 102). При этом по размерам предприятий выборка распределялась следующим образом: на предприятия с объемом реализации до 5 млн. ю. приходилось 27,3% их общего числа; 5-30 млн. ю. - 25,1%; 30-200 млн. ю. - 29,8; свыше 200 млн. ю. - 17,8% (031, с. 104).

По результатам исследования выявлена позитивная взаимосвязь экспорта предприятия и его положения в международной цепочке создания стоимости, т.е. взаимоотношений с зарубежными заказчиками. В особенности это касается предприятий машиностроения и электронной промышленности - в этих отраслях объективно больше возможностей для трансграничного рассредоточения стадий производственного цикла.

Обнаружилось, что взаимосвязь между размерами предприятий и их экспортом не линейная, а и-образная. Наиболее активно экспортную деятельность осуществляют небольшие предприятия, не имеющие преимуществ ни в инновационных способностях, ни в величине основных фондов, ни в капиталоемкости. Наименее склонны к экспорту средние предприятия, а крупные предприятия склонны к нему в меньшей степени, чем малые: среди малых предприятий, представленных в выборке, экспортной деятельностью занимались 74,3%, из средних - 40,6, среди крупных - 62,5% (031, с. 108). Это противоречит предсказаниям теории о том, что увеличение масштабов предприятия стимулирует его экспорт. Но эти теоретические выкладки были сделаны на основе опыта развитых стран. А в условиях развивающейся экономики действуют специфические институциональные факторы, стимулирующие экспортную деятельность малого бизнеса. Дело в том, что хотя прибыльность экспортных операций ниже, чем при реализации на внутреннем рынке, но такая деятельность менее рискованна, так как договорные отношения с иностранными заказчиками обеспечивают большую стабильность и доступ к коммерческому кредитованию и страхованию. Тогда как внутри страны малые предприятия испытывают трудности в получении кредита из-за того, что банковская система Китая ориентирована на обслуживание крупных государственных предприятий.

Выяснилось, что принадлежность предприятия к территориальной отраслевой агломерации действительно способствует его

экспортной деятельности, так как возможность использовать сосредоточенные в одном месте источники субпоставок инвестиционных товаров благоприятствует снижению издержек.

Выявлено, что склонность предприятия к наращиванию объемов выпуска позитивно коррелирует с экспортной деятельностью. Это свидетельствует о том, что именно увеличение экспорта во многих случаях является необходимым условием для роста объемов производства (т.е. производство растет как раз благодаря возможности сбыта на внешних рынках). Во многом это связано с институциональными обстоятельствами: на внутреннем рынке увеличению сбыта продукции препятствуют региональный протекционизм и слабая защита прав интеллектуальной собственности. Из-за них возможности внутристранового разделения труда и достижения эффекта масштаба за счет освоения внутреннего рынка используются не полностью, и это побуждает предприятия наращивать усилия по освоению внешних, а не китайских рынков.

Устойчивой связи между капиталоемкостью производства и экспортом не выявлено, и это вполне соответствует предсказаниям теории Хекшера-Олина: китайская экономика пока обеспечивает экспортную конкурентоспособность главным образом за счет использования дешевой рабочей силы и в большей степени специализируется на трудоемких производствах.

Установлено, что технологические инновации не влияют на экспорт. Такой результат свидетельствует о том, что на большинстве национальных предприятий модернизация происходит за счет имитации зарубежных технологий, а собственные НИОКР концентрируются в тех сферах, где можно получить быструю отдачу. Само положение китайских предприятий в глобальных цепочках создания стоимости предполагает наличие конкурентных преимуществ, не связанных с собственными технологическими разработками.

Связь накопления человеческого капитала и экспорта не является однозначно выраженной, т.е. подтверждается, что в условиях дефицита научно-технического персонала зарплаты такой категории работников могут быстро расти, что негативно сказывается на ценовой конкурентоспособности экспорта. Тем самым также косвенно подтверждается, что экспортная конкурентоспособность китайской продукции базируется на использовании дешевой рабочей силы.

Однако анализ расчетов по всей выборке, принимающий во внимание размеры предприятий, показывает, что у крупных предприятий значение факторов капиталоемкости производства, технологических инноваций и накопления человеческого капитала в качестве детерминант экспортной деятельности весьма ощутимо. Напротив, значение факторов положения в цепочке создания стоимости, территориального расположения, способности к наращиванию выпуска для таких предприятий невелико. Иначе говоря, крупные предприятия свою экспортную конкурентоспособность в большей мере обеспечивают за счет эффекта масштаба и собственных инновационных способностей. Выявлено также, что большей склонностью к экспортной деятельности обладают предприятия, расположенные в свободных экономических зонах, в том числе и тех, что созданы местными, а не общенациональными властями. Причина, очевидно, в том, что налоговые льготы, предоставляемые в таких зонах, выступают в качестве скрытых экспортных субсидий.

Таким образом, заключают авторы, на мотивацию экспортной деятельности национальных предприятий влияют как структура на-деленности национальной экономики производственными ресурсами, так и специфические институциональные факторы, связанные с переходным характером китайской экономической системы. В практическом плане все это означает, что экспортная ориентация экономики, при которой китайские предприятия выполняют операции по зарубежным заказам, может препятствовать созреванию собственных инновационных способностей китайских компаний, воспроизводить порочный круг зависимости от иностранных технологий. Кластеризация китайских предприятий, формирование отраслевых агломераций способствуют их экспортной деятельности, но те же самые факторы фактически «запирают» китайские предприятия в низкотехнологичных отделах цепочки создания стоимости и препятствуют их вертикальному движению в сторону специализации на стадиях производства с более высокой добавленной стоимостью (031, с. 108-112).

Жэнь Сяо (отдел экономических исследований Административного института Вэньчжоу) (032) анализирует мотивацию выхода на внешние рынки на примере предприятий приморского города Вэньчжоу (провинция Чжэцзян), который знаменит тем, что там еще в 1980-е годы стал активно развиваться частный сектор.

В теоретических работах по проблематике интернационализации деятельности предприятий, отмечает Жэнь Сяо, изначально внимание уделялось почти исключительно предприятиям развитых стран, так как считалось, что интернационализация тесно связана с возможностями управления ресурсами на долгосрочной основе, а они определяются уровнем развития экономики и масштабами предприятий. С этой точки зрения малые и средние предприятия развивающихся стран по определению ориентированы на собственные внутренние рынки, они не способны осуществлять мобилизацию ресурсов, необходимых для участия в международной конкуренции. Но исследования последних лет показали, что процесс интернационализации предприятий не находится в прямой зависимости от их масштабов.

Американский экономист Р. Вернон установил, что по мере того как продукция предприятия получает широкое распространение и внутренний рынок ею насыщается, компания прибегает к созданию подконтрольных структур за рубежом, с тем чтобы осваивать внешние рынки. Другие авторы выделяют такие мотивы к интернационализации, как наличие опыта деятельности на рынках однотипных стран; зрелость кооперационных производственных цепочек, т. е. налаженность устойчивых связей с зарубежными партнерами; желание компенсировать слабые места в ресурсообес-печении; психологическая склонность менеджеров компании работать на определенном рынке (032, с. 76-77).

В случае с предприятиями Вэньчжоу мотивация, методы и содержание интернационализации весьма отличны от аналогов, описанных в литературе на примерах компаний развитых стран. На начальном этапе интернационализации предприятия Вэньчжоу руководствовались не стремлением обеспечить экономию на масштабах и не желанием обрести дополнительные конкурентные преимущества. Речь шла о заинтересованности в присутствии на внешних рынках в условиях, когда на внутреннем рынке Китая предприятия сталкивались с ограниченностью спроса. В конце 1980-х годов на китайском рынке происходили сдвиги в структуре потребления в пользу более качественной продукции, обострялась конкуренция, и частные предприятия Вэньчжоу столкнулись с проблемой загрузки созданных за предыдущие годы производственных мощностей. Для ее решения предприятия активизировали

внешнюю экспансию. Иначе говоря, интернационализация стала для них средством вынужденного приспособления к изменению ситуации внутри страны. Эти тенденции проявились еще более отчетливо в конце 1990-х годов - в период дефляционного замедления китайской экономики и вялости внутреннего спроса.

К тому же многие предприятия не располагали собственными брендами, их промышленная собственность не получала должной правовой защиты, их продукция подвергалась «пиратскому» копированию конкурентами, они получали очень незначительную прибыль от осуществления операций поручительской обработки, выступая зависимым от иностранных заказчиков звеном в цепочке создания стоимости. В таких условиях наращивание объемов продаж на внешних рынках было для них стратегией выживания.

Интернационализация предприятий обычно происходит одним из двух способов: 1) выполнение поручительских операций без изменения структуры собственности предприятия; 2) создание совместного предприятия с иностранным инвестором. В первом случае обычно преобладает экспортная ориентация, во втором - ориентация на внутренний рынок. В регионе Вэньчжоу прямые иностранные инвестиции привлекались медленно, только в 2003 г. их накопленный объем превзошел 100 млн. долл. (032, с. 78). Экспорт местных предприятий с иностранными инвестициями был небольшим и нестабильным. Интернационализация происходила в основном по первому пути, и она изначально была экспортно ориентированной, т.е. она отклонялась от стандартных моделей.

Предприятия были небольшими, их технологический уровень был невысоким, у них не было ни собственной базы НИОКР, ни преимуществ в организации сбыта. Но для работы по экспортным заказам у них были специфические преимущества и выигрыш во времени по сравнению с другими регионами Китая. Еще в 1980-е годы в Вэньчжоу сложились кластеры по производству одежды, обуви, зажигалок, очков. В рамках кластеров эффективность предприятий достигается не за счет наращивания масштабов производства, а, наоборот, за счет узкой специализации небольших предприятий, это позволяет всему кластеру оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации.

Вэньчжоу является одним из мест исхода хуацяо, за рубежом живет 1,5 млн. выходцев из этого района Китая. Связи с ними и

помогли местным предприятиям обрести заказы, на этой основе были накоплены опыт сотрудничества и взаимное доверие. Еще одним фактором конкурентоспособности выступает сравнительно низкий уровень оплаты труда. В экспортном секторе Вэньчжоу занято 1,6 млн. человек, многие из них являются мигрантами из центральных и западных провинций Китая, их квалификация сравнительно низкая, они готовы работать за сравнительно небольшое вознаграждение (032, с. 78).

Модель интернационализации с опорой на связи с хуацяо обеспечила предприятиям Вэньчжоу уникальный социальный капитал и возможности для торговой деятельности. Но эта модель отличается от описанных в литературе стандартов, когда интернационализация становится следствием накопления предприятием опыта. В основе успеха Вэньчжоу - не опыт, а доверие контрагентов в рамках транснациональных бизнес-сетей предпринимателей китайского происхождения. Предположения теории о важности фактора «удаленности» зарубежного рынка в данном случае тоже не подтверждаются: благодаря личным связям с хуацяо предприниматели Вэньчжоу активно осваивают рынки во всех частях света. Взаимодействие по цепочке персонализированных связей, в свою очередь, облегчает передачу знаний, которые предприниматели накапливают благодаря практическому опыту работы на зарубежных рынках.

Автором проведен опрос среди менеджеров 186 частных предприятий Вэньчжоу по поводу мотивов интернационализации, конкурентных преимуществ, методов сотрудничества, механизмов накопления знаний, результативности интернационализации. Полученные данные были проанализированы с использованием корреляционной методики Пирсона. Выявлено, что мотивация интернационализации и осознание конкурентных преимуществ слабо коррелируют друг с другом, и это, по-видимому, объясняется тем, что предприятия стали выходить на внешние рынки из-за специфики макроэкономической ситуации внутри страны, а не вследствие желания реализовать свои преимущества. Мотивация и методы сотрудничества тесно взаимосвязаны, и это отражает значение персонализированных отношений в рамках транснациональных бизнес-сетей, контролируемых этническими китайцами. Мотивация и механизмы накопления знаний демонстрируют слабо выраженную нега-

тивную корреляцию, и это отражает специфику процесса накопления знаний через обретение практического опыта (032, с. 79-80).

Ли Сяои (Хунаньский индустриальный институт) (033) констатирует, что КНР сталкивается с огромным количеством антидемпинговых процедур, возбуждаемых против китайских товаров. Всего с момента создания ВТО в 1995 г. и до 2008 г. включительно в мире было возбуждено около 3100 антидемпинговых расследований, из них 560 (20%) - в отношении китайских предприятий, по этому показателю Китай занимает первое место в мире (033, с. 76). Такому положению вещей способствовало действие ряда факторов.

Во-первых, в мире в целом нарастают неопротекционистские тенденции. После создания ВТО в 1995 г. процесс снижения импортных таможенных пошлин ускорился, теперь применять их для защиты внутренних рынков стало намного сложнее ввиду того, что условия тарифных уступок отдельных стран зафиксированы действующими в ВТО нормами. Поэтому современный протекционизм использует в большей степени нетарифные методы, в том числе антидемпинговые пошлины, технические барьеры, количественные ограничения импорта. КНР неизбежно сталкивается с этими тенденциями, поскольку ее экспорт устойчиво растет, а значит, увеличивается и потенциал для торговых конфликтов.

Во-вторых, сказывается нерыночный статус китайской экономики, который был зафиксирован в соглашении между КНР и США об условиях присоединения Китая к ВТО и в Протоколе о членстве Китая в ВТО, подписанном в 2001 г. по результатам многосторонних переговоров. В американо-китайском соглашении было установлено, что в течение 15 лет после присоединения Китая к ВТО при использовании антидемпинговых мер против китайской продукции американская сторона будет исходить из того, что КНР является страной с нерыночной экономикой. Хотя китайская сторона может при этом требовать признания определенных секторов своей экономики «рыночно ориентированными». Такие условия дают американской стороне возможность использовать при калькуляции демпинговой маржи принцип «цены факторов производства». А по принципу режима наибольшего благоприятствования эти условия американо-китайского соглашения автоматически распространяются и на практику торговли других стран - участниц ВТО с Китаем.

В Антидемпинговом кодексе ВТО нерыночный характер экономики определяется следующим образом: 1) речь идет о стране, где торговля полностью или по большей части монополизирована государством; 2) цены на внутреннем рынке страны устанавливаются административно. Понятно, что КНР, где большая часть цен и доступ предприятий к внешнеторговой деятельности уже либерализованы, под это определение не подпадает. Однако национальные законодательства отдельных стран - членов ВТО определяют нерыночный статус экономики по-другому. Например, Евросоюз уже не считает КНР страной с нерыночной экономикой, но использует принцип конкретного подхода к отдельным предприятиям, при котором для того, чтобы признать предприятие действующим в рыночной среде, должны соблюдаться следующие условия: 1) цены на товар устанавливаются рыночным спросом и предложением, решения предприятий о сбыте товаров и инвестициях свободны от государственного воздействия, цены на используемые факторы производства тоже являются рыночными; 2) предприятие ведет прозрачный бухгалтерский учет по международным стандартам, который подвергается независимому аудиту; 3) издержки и финансовое состояние предприятия не подвержены влиянию нерыночных структур; 4) деятельность предприятия не противоречит национальному законодательству о банкротстве и о правах собственности; 5) курс национальной валюты устанавливается рынком.

В США нерыночный статус экономики определяется следующим образом. Минторг США признает, что издержки и цены в данной зарубежной экономике не формируются на рыночных принципах, что сбыт товаров осуществляется по несправедливым ценам. При установлении статуса экономики Минторг США учитывает следующие обстоятельства: 1) является ли свободным формирование курса национальной валюты; 2) устанавливается ли уровень зарплат в ходе переговоров предпринимателей и профсоюзов (коллективными договорами); 3) допускаются ли в экономику иностранные инвестиции; 4) осуществляет ли правительство контроль над распределением ресурсов в экономике и ценообразованием предприятий; 5) прочие обстоятельства, специально определенные Минторгом США (033, с. 77).

Таким образом, национальные законодательства могут содержать гораздо более жесткие требования, чем это зафиксировано в нормах ВТО, и такие требования как раз и используются в отношении китайских товаров. Сплошь и рядом информация об издержках китайских предприятий признается недостоверной. Утверждается, что цены китайских товаров на международных рынках неадекватно отражают издержки, а поэтому при калькуляции демпинговой маржи используется метод «цен страны-субститута», т.е. цены китайских товаров сопоставляются не с действительными их издержками, а с издержками в произвольно выбранной развивающейся стране, близкой к Китаю по общеэкономическим показателям.

В-третьих, конкурентоспособность китайских товаров во многом поддерживается быстрым ростом производительности труда в Китае. В 1990-2000-е годы ее среднегодовой прирост составлял 6,75% по сравнению с 2,65% в США и 2,10% в Евросоюзе (033, с. 77). Этот процесс связан с повышением образовательного уровня китайского населения и структурными изменениями в экономике -перетоком трудовых ресурсов из низкопроизводительных отраслей (таких, как сельское хозяйство) в высокопроизводительные, формированием национального рынка труда. Наиболее быстрыми темпами производительность труда растет в низкотехнологичных отраслях промышленности, именно их продукция и становится чаще всего объектом антидемпинговых расследований. Рост производительности труда формирует фундаментальную основу для количественного увеличения китайского экспорта, причем основным фактором конкурентоспособности выступают низкие цены на китайские товары, а это дает зарубежным конкурентам предлог обвинить китайские предприятия в демпинге.

В-четвертых, имеет место избыточная концентрация китайского экспорта на нескольких страновых рынках. Совокупная доля шести ведущих торговых партнеров в китайском экспорте (США, Сянган, Япония, Евросоюз, АСЕАН, Южная Корея) снизилась с 80,6% в 2001 г. до 63,0% в 2008 г., но все еще остается слишком высокой (033, с. 78). Диверсификация экспортных рынков за счет стран Африки, Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, СНГ происходит активно, но главными торговыми партнерами Китая и сейчас являются развитые страны. Конкуренция ме-

жду китайскими предприятиями на рынках развитых стран способствует снижению цен реализации, а это тоже провоцирует обвинения в демпинге.

В-пятых, сказывается специфика сравнительных преимуществ китайских экспортных товаров. Наиболее часто объектами антидемпинговых расследований становятся китайские товары химической промышленности, металлообработки, бытовая электроника, изделия из пластмасс. По таким товарам конкурентные преимущества китайской продукции во многом определяются низкой стоимостью трудовых ресурсов. В 2003 г. затраты на оплату одного часа рабочего времени составляли в Китае в среднем 0,76 долл., а в Германии - 26 долл., в США и Японии - 20 долл., в четверке азиатских новых индустриальных стран - от 7 до 9,5 долл. По данным китайского ГСУ, в настоящее время в китайской обрабатывающей промышленности среднегодовые издержки на оплату труда составляют 2,1% от соответствующего японского показателя, 2,2 - от американского уровня, 2,8 - от уровня Германии, 5-6% - от уровня НИС (033, с. 79). Ценовые преимущества китайских товаров трудоемких отраслей как раз и провоцируют принятие против них антидемпинговых мер.

В-шестых, происходит беспорядочная конкуренция китайских предприятий между собой на внешних рынках. За последние годы доступ предприятий к внешнеторговой деятельности был либерализован, и это привело к тому, что они ориентируются на одни и те же рынки, а главным фактором конкурентоспособности считают низкие цены, а не качественные улучшения товаров. К такому разрушительному экспорту, провоцирующему антидемпинговые расследования, предприятия подталкивают и избыток производственных мощностей, недостаток внутреннего спроса на их продукцию.

Итак, причины, по которым китайские товары становятся объектами антидемпинговых процедур, множественны, они связаны как со спецификой внутренних экономических процессов в КНР, так и с протекционистскими настроениями в зарубежных странах (033, с. 80).

П.М. Мозиас

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.