Научная статья на тему '2012. 02. 025. Кегеян С. Э. , Ворожбитова А. А. Лингвориторические параметры политического дискурса: (на материале текстов идеологов большевизма). - Сочи: РИЦ СГУТ и КД, 2011. - 156 с'

2012. 02. 025. Кегеян С. Э. , Ворожбитова А. А. Лингвориторические параметры политического дискурса: (на материале текстов идеологов большевизма). - Сочи: РИЦ СГУТ и КД, 2011. - 156 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / ЯЗЫК И ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Клименко О. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 02. 025. Кегеян С. Э. , Ворожбитова А. А. Лингвориторические параметры политического дискурса: (на материале текстов идеологов большевизма). - Сочи: РИЦ СГУТ и КД, 2011. - 156 с»

стов; 5) предметно-специальные языки в СМИ; 6) предметно-специальная прагматика и коммуникация; 7) коммуникация «специалист - специалист», «специалист - неспециалист»; 8) межкультурные аспекты профессиональной коммуникации; 9) предметно-специальные языки и их нормы; 10) создание предметно-специальных словарей; 11) преподавание предметно-специальных языков; 12) перевод предметно-специальных текстов.

В десятом разделе «Занимательная наука» приводятся курьезные примеры из области специальной коммуникации и комментарии к ним.

И.А. Гусейнова

2012.02.025. КЕГЕЯН С.Э., ВОРОЖБИТОВА А. А. ЛИНГВОРИ-ТОРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА: (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ИДЕОЛОГОВ БОЛЬШЕВИЗМА). -Сочи: РИЦ СГУТ и КД, 2011. - 156 с.

Книга состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе «Теоретико-методологические основы изучения политического дискурса» политический дискурс определяется как вид идеологического дискурса, в основе которого лежит корпус текстов предметной области государственного строительства и переустройства в определенный исторический период развития данного лингвосоциума. Это дискурс с доминирующей прагматической нацеленностью, отражающий типологические черты идиодискурсов его первичных продуцентов - вождей-идеологов - в проекции фактора адресата. В условиях зарождения, становления и господства мощных тоталитарных систем, специфика которых заключается в стремлении управлять сознанием людей, контролировать или программировать их ценностные ориентации и образ мысли, тоталитарный дискурс, репрезентирующий язык вождей-идеологов, становится мощным средством «подавления». Тоталитарный дискурс в политической сфере определяется как совокупность мировоззренческих установок и стереотипов, стратегий и тактик речемыслительного процесса, идеологических предписаний и этических норм, ментально-языковой доминантой которой выступает первичность и всеобъемлющая роль государственной власти. Тоталитарная идеология внедряется в сознание коллективной языковой личности массового реципиента путем централизованно-

го речевого воздействия, которое приобретает манипулирующий и суггестивный характер. При этом лингвистически значимыми оказываются такие сущностные признаки тоталитаризма, как идеологизация всех сторон жизни с претензией на абсолютную истину; вытеснение диалогических форм коммуникации монологами «вождей»; ритуальность политической коммуникации, лозунговость и пристрастие к заклинаниям; централизация пропагандистской деятельности и пропагандистский триумфализм; резкая дифференциация «своего» и «чужого» (разделение мира на два непримиримых лагеря - «мы» / «они» («враги», «предатели», «заговорщики», «саботажники», «вредители» и т.д.); «друзья» / «враги», «красные» / «белые»); пропаганда простых, но эффективных путей решения социальных проблем. В отличие от убеждения, базирующегося на системе аргументации, внушение в сфере массового сознания опирается на эмоционально-экспрессивные подвижки в ментальных и моральных установках реципиента, в том числе методом «от противного».

Конкретно-историческим подтипом тоталитарного дискурса является большевистский дискурс, ставший ядром так называемого «советского языка» - советского официального дискурса, господствовавшего в советской России на протяжении семи десятилетий ХХ в. Избранные в качестве материала для анализа тексты В.И. Ленина, И.В. Сталина, а также работа Н. Бухарина и Е. Преображенского «Азбука коммунизма» отражают концептуальные основы большевистской идеологии. Авторы считают правомерным говорить о «локальной прецедентности», имеющей место в рамках определенного вида институционального дискурса. Названные тексты являются прецедентными для лингвокультурного сообщества в условиях политического господства конкретной идеологической системы. В рамках большевистского, затем советского дискурса тексты трудов В.И. Ленина и И.В. Сталина были основополагающими: именно на их базе, с учетом высказываний вождей, создавались новые тексты в рамках данной идеологии. Текст «Азбуки коммунизма» Н. Бухарина и Е. Преображенского, будучи учебно-пропагандистской жанровой разновидностью большевистского дискурса, является классическим прецедентом для тех, кто и в настоящее время активно транслирует в массы идеи социализма и коммунизма в их современной модификации. Под влиянием боль-

шевистского, позднее советского официального дискурса сформировалась уникальная социально-историческая общность людей «советский народ», которая в данном исследовании предстает в качестве коллективной языковой личности массового реципиента рассматриваемых прецедентных текстов.

Предпринимавшиеся учеными опыты анализа политического дискурса в том или ином языковедческом аспекте привели к появлению различных подходов, особое место среди которых в силу своей фундаментальности занимает риторический подход. Специфика лингвориторической парадигмы как интегративного исследовательского подхода обусловлена пересечением трех категориальных рядов, представляющих: идеологические аспекты дискурсивно-текстообразующего процесса (этос / логос / пафос), уровни структуры языковой личности как выразителя идеологии (мотивацион-ный / лингвокогнитивный / вербально-семантический), риторические этапы универсального идеоречевого цикла «от мысли к слову» как технологию репрезентации идеологии (инвенция / диспозиция / элокуция). Соответственно данная исследовательская парадигма включает такие параметры рассмотрения речемыслительных феноменов, как этосно-мотивационно-диспозитивные, логосно-тезау-русно-инвентивные, пафосно-вербально-элокутивные. Логосно-те-заурусно-инвентивные параметры базируются на мыслительном основании, включающем ключевые концепты, идеологические стереотипы, мировоззренческие установки продуцента дискурса как основу его содержательного поля. Этосно-мотивационно-диспози-тивные параметры дискурса выражаются в организации речемыс-лительного процесса, детерминированного поставленными прагматическими задачами и имеющимися нравственно-философскими установками и ограничениями. Пафосно-вербально-элокутивные параметры включают эмоциональные проявления, представленные на собственно лингвистическом уровне (лексика, синтаксис), а также в метаболах как риторических преобразованиях языковых единиц разных типов - тропах, фигурах. Таким образом, стратегию продуцента дискурса можно охарактеризовать как комплексную, включающую лингвистические и риторические аспекты речемыс-лительного процесса, в том числе прагматико-психологические.

Политический дискурс по своим сущностным признакам является агональным, нацеленным на борьбу и победу в ситуации

того или иного социально-политического конфликта разной степени остроты. Авторы считают целесообразным переосмысление применительно к политическому дискурсу понятия «речевой агрессии» и выстроенной в его ракурсе типологии языковой личности -участника речевого конфликта, их транспонирование из плана адресата дискурса как объекта агрессии говорящего в план предмета речи последнего как объекта идеологического отвержения (враждебные идеологии, политические противники, бывшие соратники-отступники и т.п.). Политический дискурс, изначально ориентированный на систему манипулятивных воздействий, приобретая черты тоталитарного, становится все более агрессивным, что проявляется в жестком навязывании идеологических догм однотипными языковыми средствами и возрастающей нетерпимости по отношению к инакомыслящим.

Во второй главе «Лингвориторические параметры дискурса идеологов большевизма (первая половина ХХ в.)» предпринятый анализ текстов, репрезентирующих ядро большевистского дискурса, позволил выявить лингвориторический каркас его речемысли-тельного конструкта: базовые концепты - с учетом частотности опорных лексем-репрезентантов, а также лингвистические и риторические средства, несущие мировоззренческую убеждающемани-пулятивную нагрузку в формировании картины мира коллективной языковой личности массового реципиента. Исследование текстов, выступающих в качестве прецедентных по отношению к многочисленным последующим формулировкам постулатов и конкретных идеологических предписаний марксизма-ленинизма, демонстрирует особенности лингвориторической стратегии, реализованной в текстах продуцентов большевистского дискурса в первой половине ХХ в.

Результаты анализа текстов демонстрируют динамику развития большевистского дискурса. На начальной стадии формирования он носит в большей степени революционно-ниспровергающий характер (тексты В.И. Ленина). В популяризирующей брошюре «Азбука коммунизма» Н. Бухарина и Е. Преображенского большевистский дискурс по своей прагматической доминанте является разъясняющим и инструктивно-регулирующим в отношении трансформаций в политической и социально-экономической жизни государства. В текстах И.В. Сталина начиная со второй половины

20-х годов ХХ в., в условиях полной победы и далее незыблемости марксистско-ленинской идеологии в качестве государственной, большевистский дискурс предстает как в полной мере тоталитарный. При анализе эмпирического материала авторы исходили из предварительно установленного перечня активно употреблявшейся в исследуемый исторический период общественно-политической лексики: партия, коммунизм, социализм, большевизм, революция, класс, политика, пролетариат, диктатура, нация, власть, труд, трудящиеся, рабочие, рабочий класс, диктатура пролетариата. Частотность избранных лексем, репрезентирующих ядро концепто-сферы большевистского дискурса в ленинских и сталинских текстах, устанавливалась путем фиксации абсолютной встречаемости, методом сплошной компьютерной выборки и подсчета, безотносительно к объему текста. Показатели в таблицах, составленных на основе текстов В.И. Ленина и И.В. Сталина, разнятся в силу ряда текстовых различий, касающихся объема, жанра, проблематики конкретного произведения. Неоднозначность соотношения иерархии концептов-доминант дискурса в целом и частотности опорных лексем в конкретных текстах квалифицирована в качестве идеологической асимметрии плана содержания и плана выражения дискурсивного уровня. Проанализированные тексты каждого вождя-идеолога выявляют индивидуальные тезаурусные предпочтения данной языковой личности, отражающие систему когнитивных представлений, иерархию ценностей.

Как показали результаты анализа, логосно-тезаурусно-инвен-тивные параметры большевистского дискурса базируются на концептах, отражающих, во-первых, период становления и борьбы за власть Всероссийской коммунистической партии большевиков (концепты партия, социализм, коммунизм, революция, класс, пролетариат, диктатура, политика с базовым концептом революция в идиодискурсе В.И. Ленина); во-вторых, период стабильного функционирования в рамках догматов марксистско-ленинского учения в условиях наращивания государственной мощи тоталитарного государства (концепты партия, революция, власть, диктатура пролетариата с базовым концептом партия в идиодискурсе И.В. Сталина). Концептосфера «Азбуки коммунизма» Н. Бухарина, Е. Преображенского (учебно-пропагандистский жанр большевистского дискурса) базируется на концепте власть, демонстрируя тес-

ную связь концептов партия и класс с опорой на антитезу пролетариат // буржуазия (контекстуальные синонимы: рабочие, рабочий класс, трудящиеся // капиталисты, эксплуататоры и др.). В целом логосно-тезаурусно-инвентивным ядром большевистского дискурса в прецедентных текстах выступают, с одной стороны, базовые концепты данной идеологии (классовая борьба, революция, партия, социализм, коммунизм и др.), с другой - общекультурные концепты с трансформированным семантическим наполнением (нравственность, свобода, государство и др.). Концепты-доминанты репрезентированы комплексом лингвистических и риторических средств убеждения, а также манипулирования сознанием коллективной языковой личности массового реципиента на основе внушения, которые в совокупности представляют собой речемыс-лительный конструкт большевистского дискурса. Фундаментом его инвентивно-диспозитивного каркаса и основа элокутивного наполнения является перманентное «иерархически-ступенчатое» цитирование.

Этосно-мотивационно-диспозитивные параметры большевистского дискурса, детерминированные прагматическими задачами завоевания, удержания и укрепления государственной власти, характеризуются эксплицитным отказом от традиционных этических ограничений гуманистического мировоззрения. Квинтэссенцией ленинской идеологии является убежденность в нравственности всего, что способствует победе коммунизма, в незначительности отдельной человеческой жизни. Этические ориентиры продуцентов «Азбуки коммунизма» определяет мотивационная установка «внедрить основы марксистско-ленинской идеологии в языковое сознание массового реципиента, которая ложится в основу риторической диспозиции» (с. 139). В идиодискурсе И.В. Сталина искажение основ гуманистической этики детализируется на уровне идеологических предписаний, отражая этап полной тоталитаризации большевистского дискурса.

Пафосно-вербально-элокутивные параметры большевистского дискурса фиксируют характер лексико-грамматических операций (лингвистический уровень) и текстовых действий - метабол (риторический уровень), повышенный эмоционально-экспрессивный заряд которых обусловлен прагматикой интенционального спектра продуцентов. Элокутивное наполнение инвентивно-диспо-

зитивного каркаса отличает целенаправленное упрощение языковых средств на фоне активного использования стандартного набора тропов и фигур с целью интенсивного формирования идеологических установок, мировоззренческих стереотипов, жизненных приоритетов в языковом сознании массового реципиента, его большевизации как «идейной перековки». Типологической чертой большевистского дискурса в учебно-пропагандистском жанре («Азбука коммунизма») выступает «харизматическая модальность» - мощный заряд, направляющий в нужное русло когнитивно-оценочные процессы восприятия и интерпретации, убеждающий массового реципиента в истинности предлагаемой версии действительности, побуждающий к совершению конкретных практических действий согласно идеологическим предписаниям вождя / партии.

Специфика идиодискурсов вождей-идеологов большевизма обусловлена не только исторически - эпохой борьбы за власть В.И. Ленина, политического лидера харизматического типа, и периодом упрочения тоталитарной государственности И.В. Сталиным, политическим лидером монархического типа. Она определяется в том числе индивидуальными личностными особенностями, условиями воспитания и образования и многими другими факторами. В результате исследования текстов В.И. Ленина и И.В. Сталина выстроена оппозитивная типология языковой личности вождя-идеолога большевизма по двум комплексным основаниям: 1) с учетом хронологической первичности продуцируемого идейного спектра и степени самостоятельности речемыслительного процесса в рамках данной разновидности дискурса: «языковая личность-концептоноситель» 1-го уровня / 2-го уровня; продуктивный / репродуктивный типы; репродуктивно-творческий / репродуктивно-конструктивный подтипы; 2) с точки зрения степени проявления речевой агрессии, уровня общего интеллектуального развития и типа речевой культуры: рационально-эвристическая / инвективная языковая личность; интеллектуальный / народный тип, среднелите-ратурный / литературно-разговорный тип речевой культуры. По первому основанию В. И. Ленин выступает в рамках большевистского дискурса в качестве «языковой личности-концептоносите-ля» 1-го уровня и репродуктивно-творческого типа, И.В. Сталин - в качестве «языковой личности-концептоносителя» 2-го уровня и репродуктивно-конструктивного типа. По второму основанию - на

уровне значительной классификационной условности - В.И. Ленин проявляет себя как рационально-эвристическая языковая личность интеллектуального типа, со среднелитературным типом речевой культуры, близким к элитарному. И.В. Сталина можно охарактеризовать как рационально-эвристическую языковую личность народ-но-«семинаристского» типа, с элементами инвективной языковой личности; тип речевой культуры - литературно-разговорный с включениями фамильярно-разговорного.

В ленинских текстах как продуктах речемыслительного процесса политического лидера леворадикального типа, тотально-гло-балистской направленности, специфика большевистской идеологии, одушевленной фанатичной революционной волей, репрезентирована системным использованием прагматически нагруженных лингвистических и риторических средств. Ленинский идиодискурс, повлиявший на судьбы миллионов людей во всем мире, представляет собой сплав идей, прагматических установок и изобразительно-выразительных средств, детерминированных марксистско-ленинской философией, подвергнутых упрощению с учетом фактора адресата - прогнозируемых продуцентом дискурса характеристик коллективной языковой личности массового реципиента. Заложенные В. И. Лениным тоталитарные установки большевистского дискурса становятся доминантными у И.В. Сталина. Важным признаком дискурсивной реализации советской государственности как тоталитарной в эпоху «культа личности» первой половины ХХ в. выступает безальтернативная однотипность убеждающе-манипуля-тивных воздействий на базе исходной антитезы «партия большевиков - враги большевистской партии». Ведущая типологическая черта большевистского дискурса на данном этапе - усиление сугге-стирующего потенциала за счет нагнетания различных видов повтора в рамках сконструированной системы ценностей советского человека. Этим поддерживалась некритичность восприятия коллективной языковой личности массового реципиента на уровне безусловной веры в марксизм-ленинизм и искренней любви к своему великому вождю - Сталину.

О.К. Клименко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.