Научная статья на тему '2012.01.017. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА 2011-2012 ГГ. PERSPECTIVES 2011-2012 POUR L'éCONOMIE FRANСAISE // LETTRES DE L'OFCE. - P., 2011. - 14 AVR., N 327. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW. OFCE.SCIENCES-PO.FR/PDF/LETTRES/327.PDF'

2012.01.017. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА 2011-2012 ГГ. PERSPECTIVES 2011-2012 POUR L'éCONOMIE FRANСAISE // LETTRES DE L'OFCE. - P., 2011. - 14 AVR., N 327. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW. OFCE.SCIENCES-PO.FR/PDF/LETTRES/327.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зубченко Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012.01.017. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА 2011-2012 ГГ. PERSPECTIVES 2011-2012 POUR L'éCONOMIE FRANСAISE // LETTRES DE L'OFCE. - P., 2011. - 14 AVR., N 327. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW. OFCE.SCIENCES-PO.FR/PDF/LETTRES/327.PDF»

2012.01.017. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА 2011-2012 гг.

Perspectives 2011-2012 pour l'économie franсaise // Lettres de l'OFCE. - P., 2011. - 14 avr., N 327. - Mode of access: http://www. ofce.sciences-po.fr/pdf/lettres/327.pdf

Прогноз составлен группой сотрудников Департамента анализа и прогнозирования Французской обсерватории экономической конъюнктуры под руководством К. Тембо.

Появление в конце 2009 г. таких позитивных сигналов, как подъем мировой торговли, расширение занятости и улучшение промышленной морали, может интерпретироваться как свидетельство завершения процессов деградации экономической деятельности и начала выхода мировой и французской экономики из кризиса. Предварительные итоги 2010 г. в некотором отношении могут подтвердить эти ожидания: несмотря на прекращение бюджетного стимулирования в большинстве развитых стран, темпы роста мирового ВВП, связанные в основном с оживлением экономической деятельности в странах с формирующимися рынками, увеличились в 2010 г. до 5,6% против 0,8% в 2009 г.

Внешний спрос, адресованный Франции, увеличился после его беспрецедентного падения в период с середины 2008 до середины 2009 г. Это позволило внешней торговле внести позитивный вклад в рост французской экономики (равный 0,4% ВВП) впервые за последние 10 лет. Это также позволило создать в рыночном секторе новые рабочие места после двух лет значительного снижения уровня занятости: в 2010 г. были созданы 130 тыс. рабочих мест против их уменьшения на 480 тыс. в 2008-2009 гг. Наконец, как показывают конъюнктурные исследования, в 2010 г. наблюдалось улучшение делового климата, что частично объясняется «эффектом запасов» («effet stocks»): сегодня руководители предприятий считают, что их запасы снова вернулись к нормальному уровню. Это должно позволить производству технически совершенствоваться, чтобы удовлетворить спрос и обеспечить долгосрочную промышленную деятельность. Однако все эти обнадеживающие сигналы не следует интерпретировать как свидетельство абсолютно устойчивого подъема французской экономики, поскольку и в конце 2010 г. еще сохранялись «стигматы» экономического кризиса.

Прежде всего, следует отметить деградацию государственных финансов: за два года отношение дефицита к ВВП возросло с 3,4% до 7,5%, а отношение государственного долга к ВВП достигло беспрецедентного уровня в 82%, увеличившись по сравнению с 2008 г. на 15 процентных пунктов.

Уровень безработицы, замедлив рост, остается очень высоким - 9,2%. Франция проводила слабую политику на рынке занятости, которая не отвечала ожиданиям, соответствующим ее структурным особенностям, усиливающим неопределенность будущего развития. Несмотря на возобновление роста, объем ВВП в конце 2010 г. был на 1,6% ниже уровня начала 2008 г. Сохранение излишних производственных мощностей у предприятий, обнаружившихся в ходе кризиса, отражает «скромность» подъема экономической деятельности и будет серьезным тормозом для действительного увеличения инвестиций, являющихся первым условием устойчивого экономического подъема.

Начиная с 2011 г. все ведущие развитые страны стали проводить ограничительную бюджетную политику, хотя их экономика находится пока в состоянии выздоровления. Распространение такой стратегии создает серьезный тормоз экономическому росту: в открытой экономике бюджетные мультипликаторы возрастают, если разные страны одновременно проводят экспансионистскую или ограничительную бюджетную политику и особенно если такая политика проводится на низкой стадии экономического цикла. Влияние быстрого сокращения дефицита на экономический рост будет немедленным и сильным: по оценкам, эта стратегия уменьшит в 2011-2012 гг. рост ВВП на 2,8 процентных пункта, что может заставить вновь вернуться к использованию государственных финансов. Резкий поворот бюджетной политики обяжет французскую экономику искать «второе дыхание», чтобы избежать прекращения подъема экономики и сохранения высокого уровня безработицы.

Кроме того, французская экономика должна будет поглотить последствия экономического шока, связанного с резким повышением мировых цен на нефть и сельскохозяйственное сырье, что обусловило возврат инфляционных тенденций в западной экономике в конце 2010 - начале 2011 г. Этот ценовой шок поглощается в основном домашними хозяйствами, что влияет на их покупатель-

ную способность и ограничивает их расходы. Подобный механизм действует и в других западных странах, замедляя их экономический рост и уменьшая спрос, адресованный Франции. В целом в 2011-2012 гг. инфляционистский шок обойдется Франции в 1 процентный пункт экономического роста, что затормозит увеличение частного спроса.

В 2009-2010 гг. потребление домашних хозяйств способствовало росту; потребление росло благодаря совместному эффекту снижения уровня инфляции и плана подъема экономики. Возврат инфляции и резкое изменение направлений бюджетной политики прекратят увеличение потребления домашних хозяйств.

Что касается промышленных предприятий, то они попытаются увеличить норму прибыли за счет повышения производительности. В 2008-2010 гг. производительность увеличилась на 0,1%, в 2011 г. она повысится на 1,2% и в 2012 г. - на 1,4%. Занятость увеличится на 65 тыс. в 2011 г. и на 92 тыс. в 2012 г., что, однако, будет недостаточно для стабилизации уровня безработицы.

Под совместным влиянием таких факторов, как ожидаемый выход на пенсию и первые результаты начатых в 2010 г. реформ, ежегодно активное население должно расти на 140 тыс. в 20112012 гг., а уровень безработицы увеличится до 9,4% в конце 2911 г. и до 9,5% в конце 2012 г. против 9,2% на конец 2010 г. В соответствии с этой гипотезой потребление домашних хозяйств не станет поддержкой для экономической деятельности, что затруднит поглощение излишних производственных мощностей. К этому ограничивающему фактору со стороны спроса следует добавить фактор со стороны предложения - низкую рентабельность капитала, что не побуждает предприятия осуществлять дорогостоящие и рискованные проекты. Именно по этой причине возобновление инвестиций в 2011-2012 гг. не станет эффективным способом ускорения роста валовых вложений в основной капитал (ББСБ) нефинансовых компаний.

По прогнозам темпы роста французской экономики должны составить 1,4% в 2011 г. и 1,7% в 2012 г., что, однако, не позволит экономике преодолеть отставание, накопившееся с 2008 г., а также сократить разрыв между реальным и потенциальным объемом производства.

Правительство выдвинуло стратегию консолидации бюджета с целью доведения дефицита государственной администрации (administrations publiques, APU) до 4% ВВП в 2012 г., однако этого трудно будет достичь из-за отсутствия достаточных налоговых сборов в условиях низких темпов роста. Дефицит APU составит 5,8% ВВП в 2011 г. и 5,2% ВВП в 2012 г. против 7% ВВП в 2010 г. Отношение государственного долга к ВВП составит 85,3%: в 2011 г. и 87,9% в 2012 г. против 81,7% в 2010 г.

Выбор стратегии выхода из кризиса зависит от состояния экономической конъюнктуры. Стратегия, принятая в европейских странах и предусматривающая введение значительных бюджетных ограничений, будет приводить к повышению уровня структурной безработицы и к поддержанию бюджетных мультипликаторов на низком уровне. В целом новая бюджетная стратегия может квалифицироваться как политика жесткой экономии.

Как показывает моделирование, нейтральная бюджетная политика могла бы позволить достичь более быстрого роста во Франции с темпами в 3,2% в 2011 г. и в 2,7% в 2012 г., что помогло бы снизить уровень безработицы, доведя его до 7,9% в 2012 г., т.е. до уровня, близкого к докризисному. Дефицит APU также снизился бы под влиянием ускорения экономического роста, составив 5,9% ВВП в 2012 г.

Поскольку оценка эволюции потенциального роста становится все более гипотетической и сложной, можно дополнить этот анализ учетом фактора безработицы. За время кризиса уровень безработицы во Франции значительно повысился - с 7,2% в начале 2008 г. до 9,2% в конце 2010 г., что является результатом деградации производства по сравнению с положением в условиях отсутствия инфляции и полного использования имеющейся рабочей силы. В этих условиях политика жесткой экономии и ценовой шок на рынках сырья помешают французской экономике в 2012 г. преодолеть отставание в объеме производства, накопленное с 2008 г., консолидировать бюджет и вернуть уровень безработицы на докризисный уровень. _

\П.А. Зубченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.