,,„ 2011.04.009 3о -
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
2011.04.009. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА 2011-2012 гг.
Perspectives 2011-2012 pour économie mondiale // Lettres de l'OFCE. -P., 2011. - 14 avr., N 327. - Mode of access: http://www.ofce.sciences-po.fr/pdf/lettres/327.pdf
Очередной прогноз развития мировой экономики на 20112012 гг. составлен группой сотрудников Департамента анализа и прогнозирования Французской обсерватории экономической конъюнктуры под руководством К. Тембо (X. Timbeau) (табл. 1).
Самая сильная в современной истории финансово-банковская паника начинает забываться. Перед лицом наиболее сильной в период после Второй мировой войны рецессии, поразившей как развитые, так и развивающиеся страны, государства стали проводить политику массированной поддержки финансовых учреждений, когда становилось ясно, что их потенциальный крах может привести к чрезвычайной рецессии.
Сегодня банки снова накопили прибыли, пользуясь гарантированными условиями рефинансирования. Падение нефинансового сектора прекратилось, что обусловливает возврат к нормальному предложению средств для финансирования, несмотря на малый динамизм спроса. Таким образом, экономическая активность восстанавливается, хотя безработица сохраняется на высоком уровне, оставаясь наиболее серьезным последствием кризиса. В то же время значительно возросли дефициты государственных финансов и государственные долги. Исходя из этого некоторые эксперты требу-
ют нормализации денежно-кредитной политики и консолидации бюджетов, сводя к этому стратегию экономической политики. Подобно плавающей в аквариуме золотой рыбке, которой отсутствие долгосрочной памяти мешает понять, что она плавает по замкнутому кругу, эти эксперты забывают, что нынешняя бюджетная ситуация является результатом добровольного выбора государств, направленного на то, чтобы не допустить погружения мировой экономики в состояние хаоса.
Таблица 1
Основные гипотезы и показатели прогноза
2010 г. 2011 г. 2012 г.
Среднегодовая цена нефти (в долл. за баррель) 79,5 103 98
Обменный курс евро (долл. за 1 евро) 1,33 1,39 1,40
Ставка рефинансирования ЦБ США 0,3 0,3 0,6
Япония 0,1 0,1 0,1
Зона евро 1,0 1,3 1,6
Долгосрочная процентная ставка* США 3,2 3,7 3,8
Япония 1,2 1,4 1,5
Зона евро 3,8 4,1 4,0
Изменение потребительских цен (в %) США 1,6 2,0 1,0
Япония -0,7 -0,1 -0,4
Зона евро 1,6 2,0 1,2
Темпы изменения объема ВВП (в %)
США 2,8 2,3 2,4
Япония 4,2 0,2 2,9
Зона евро 1,7 1,4 1,5
Темпы роста объема импорта товаров (в %) Мир в целом Промышленно развитые страны Развивающиеся страны 14,6 10,8 20,9 7,5 5,5 10,4 7,1 5,5 9,5
Сальдо платежного баланса по текущим операциям (в % к ВВП) США -3,3 -3,3 -2,9
Япония 3,5 3,3 3,2
Зона евро -0,6 -0,1 -0,4
* Процентная ставка по 10-летним государственным облигациям.
Поражаясь размерам государственного долга, не следует, однако, забывать, что этот долг фактически является частным долгом, который в условиях кризиса был социализирован (обобществлен). Все указывает на то, что последствия кризиса не были полностью поглощены, что безработица имеет массовый характер и что в ЕС следует проводить беспрецедентную политику оздоровления бюджетов.
Сравнение данных за четвертый квартал 2010 г. с данными за первый квартал 2008 г. свидетельствует о том, что развитые страны были поражены самой сильной рецессией за весь период после Второй мировой войны (табл. 2). Как показывают данные табл. 2, во всех странах наблюдалось снижение общего ВВП и душевого дохода, а также увеличение доли безработных (в процентных пунктах). Исключение представляет только Германия, где уровень безработицы в указанный период снизился на 0,1 процентных пункта, главным образом благодаря развитию системы частичной занятости.
Таблица 2
Потери в объеме ВВП и душевом доходе в четвертом квартале 2010 г. по сравнению с первым кварталом 2008 г. и увеличение
уровня безработицы
Снижение душевого дохода(%) Снижение объема ВВП (%) Прирост уровня безработицы (в процентных пунктах)
Франция -3,1 -1,6 2,0
Германия -1,1 -1,4 -0,1
Италия -6,8 -5,2 2,1
Япония -4,1 -4,2 1,1
США -2,4 -0,2 4,7
Великобритания -6,1 -4,6 2,7
Испания -8,1 -4,3 11,3
Страны с формирующимся рынком пережили кризис завидным образом. Хотя их экономический рост замедлился, он стал довольно быстро восстанавливаться. При этом давление этих стран на сырьевые рынки не может прекратиться, что оказывает влияние на повышение цен на сырье и нефтепродукты. После периода относительного спокойствия в 2009 г. сырьевые цены с лета 2010 г. стали быстро расти. В марте 2011 г. средняя цена барреля нефти состави-
ла 114 долл. Хотя это ниже пиковой цены 2008 г., равной 133 долл., повышение цены по сравнению с июнем 2010 г. (75 долл.) составило 52%. Одновременно с этим росли цены на продовольственное сырье. Индекс Гамбурга (indice de Hambourg), базирующийся на цене сырьевых цен в долларах, показывает прирост цен на 50% за год. Ценовой пик 2008 г. был превзойден, что создает угрозу возникновения продовольственного кризиса в странах с формирующимся рынком, подобного продовольственному кризису 2008 г. Возникновение инфляции на сырьевых рынках, казалось бы, может потрясти ситуацию в развитых странах. Однако в этих странах под давлением высокой безработицы рост заработной платы замедляется, так что повышение сырьевых цен не развязывает инфляционный процесс. Повышение сырьевых цен уменьшает реальные доходы в странах - потребителях сырья и увеличивает их в странах -производителях сырья. В результате распределение доходов в рамках мировой экономики может существенно измениться. И если это будет сопровождаться ограничительной денежно-кредитной политикой, то, как ни парадоксально, высокая инфляция на сырьевых рынках вызовет риск усиления дефляции.
Финансовый кризис глубоко изменил отношение экономических субъектов к риску. Переходя от одной крайности к другой, финансовые учреждения обратились к проблеме безопасности и стали повышать оценки факторов риска в отличие от своей политики в докризисный период. Несмотря на низкий уровень процентных ставок и меры денежно-кредитной политики - как традиционные, так и нетрадиционные, - финансовые субъекты предпочитают ликвидность и безрисковые активы. Государства, не утратившие доверия рынков, не сталкиваются с проблемами при финансировании по очень низким процентным ставкам. В то же время блокирование частных кредитов из-за низкого уровня процентных ставок свидетельствует о неэффективности денежно-кредитной политики. Ожидания замедления экономического роста и даже снижения цен толкают экономических субъектов - домашние хозяйства и предприятия - к тому, чтобы откладывать свои решения об инвестициях. Подобное поведение замораживает расходы и приводит к росту тезаврации сбережений в форме ликвидных средств и низкорискованных активов.
Таблица 3
Перспективы роста мировой экономики
Доля в мировом ВВП (%) (2008)* Темпы роста ВВП (%)
2010 г. 2011 г. 2012 г.
Германия 4,2 3,5 2,6 1,8
Франция 3,1 1,5 1,4 1,7
Италия 2,6 1,2 0,9 1,0
Испания 2,0 -0,1 -0,1 0,6
Нидерланды 1,0 1,7 1,7 1,6
Бельгия 0,6 2,1 1,6 1,8
Австрия 0,5 3,1 3,1 2,4
Финляндия 0,5 2,1 2,0 1,8
Португалия 0,3 1,4 -1,4 0,5
Греция 0,3 -4,2 -3,2 0,7
Ирландия 0,3 -1,0 -1,1 1,8
Зона евро 15,5 1,7 1,4 1,5
Великобритания 3,2 1,3 1,4 1,3
12 новых стран - членов ЕС 2,7 2,0 2,61 3,1
ЕС-27 22,0 1,8 1,6 1,6
Швейцария 0,5 2,6 2,2 2,0
США 20,8 2,8 2,2 2,4
Япония 6,3 4,2 0,2 2,9
Промышленно развитые страны 53,6 2,5 1,7 2,1
Россия 3,3 3,7 4,5 4,5
Другие страны СНГ 1,3 5,4 5,0 5,0
Китай 11,5 10,3 9,2 9,2
Другие страны Азии 13,2 8,9 6,6 6,6
Страны Латинской Америки 8,7 6,2 4,2 3,8
Страны Африки 2,3 5,0 5,5 5,8
Страны Среднего Востока 4,8 3.9 4,6 4,7
МИР в целом 100,0 4,8 3,8 4,0
* ВВП рассчитан МВФ по паритету покупательной способности валют.
С начала финансового кризиса, наряду с мерами денежно-кредитной политики, были приняты меры в области бюджетной политики и массированной поддержки финансового сектора, что привело к значительному росту бюджетных дефицитов и государственного долга. В 2007-2010 гг. отношение совокупного бюджетного дефицита к ВВП стран зоны евро возросло на 5,3 процентных
пункта, составив в 2010 г. 5,9% ВВП, а отношение валового государственного долга к ВВП - на 18 процентных пунктов, достигнув в 2010 г. 84%. Еще хуже, чем в зоне евро, положение с бюджетными дефицитами в Великобритании (10,3% ВВП), в США (10,6% ВВП) и Японии (7,8% ВВП).
В 2010 г. большинство стран начали проводить политику оздоровления бюджетов, которая в 2011-2012 гг. усилится для приведения бюджетного дефицита в приемлемое состояние. В проведении ограничительной бюджетной политики в ЕС большую роль играет Европейская комиссия (ЕК), разработавшая специальную процедуру в отношении стран с чрезмерным бюджетным дефицитом. В соответствии с этой процедурой наиболее уязвимые страны зоны евро - Греция, Ирландия и Португалия - обязаны представлять в ЕК жесткие планы оздоровления бюджетов. Итоги 2010 г. в области оздоровления бюджетов в некоторых странах зоны евро превзошли прогнозы правительств. Так, в Германии отношение бюджетного дефицита к ВВП в 2010 г. оказалось на 2 процентных пункта меньше прогноза. Это было связано с возобновлением экономического роста, вызвавшего увеличение бюджетных доходов. Хотя во Франции экономический рост был более слабым, бюджетный дефицит в 2010 г. составил 7% ВВП вместо ожидавшихся 8,2% ВВП. Таким образом, при прогнозировании результатов оздоровления бюджетов следует учитывать роль конъюнктурных факторов, влияющих на экономический рост. Следует также учитывать, что в открытой экономике одновременное проведение ограничительной бюджетной политики может ослабить деятельность в странах-партнерах, проводящих ту же политику. Императивом для открытой экономики должна быть координация политики экономического подъема, а не одновременное проведение ограничительной бюджетной политики без учета ее влияния на развитие партнеров.
Л.А. Зубченко
2011.04.010. ДОКЛАД О РЕФОРМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ.
La réforme du système monétaire international. - Mode of access: http:// global-currencies.org/smi/fr/telechar/articles/pdf/Rapport_Camdessus.pdf
В статье излагаются основные положения доклада, представленного в начале 2011 г. группой «Инициатива Пале-Рояль»