Таким образом, было бы абсурдно требовать значительного уменьшения бюджетного дефицита в условиях низкого глобального спроса и близкого к нулю уровня краткосрочной процентной ставки.
Нынешние финансовые спекуляции «питаются» недостатками европейских структур. Единство денежно-кредитной политики и фиксированная официальная процентная ставка в зоне евро несовместимы с различиями бюджетной политики стран-членов и особенно с различной динамикой заработной платы и производства. Следует устранить институциональные препятствия на пути координации экономической политики и разработать общую, гибкую стратегию с учетом национальных различий. Осуществить такую стратегию будет нелегко, так как страны откажутся без определенных гарантий уступить все полномочия органам Евросоюза. ЕЦБ должен признать, что он будет поддерживать экономическую деятельность и гарантировать государственные долги. Европейская комиссия должна заменить Пакт стабильности и роста эффективной координацией бюджетной политики с учетом экономической конъюнктуры.
Нужно, чтобы лица, ответственные за политику и экономику, признали, что финансовая глобализация не функционирует. Мировая экономика не может подчиняться играм и слухам финансовых операторов. Меры, принятые на саммитах «группы 20», идут не очень далеко: необходимо не только регулировать международные финансы, но и значительно уменьшить их влияние, чтобы избежать паралича и дестабилизации мировой экономики из-за расстройства финансовых рынков.
Л.А. Зубченко
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
2011.03.010. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗОНЫ ЕВРО НА 2010-2011 гг.
Perspectives 2010-2011 pour l'économie européenne // Rev. de l'OFCE. -P., 2010. - N 113. - Mode of access: http://www.ofce.sciences-po.fr/pdf/documents/prev-euro221010.pdf
Прогноз составлен сотрудниками Департамента анализа и прогнозирования Французской обсерватории экономической
конъюнктуры (Observatoire française de la conjoncture économique, OFCE).
В третьем и четвертом кварталах 2009 г. в зоне евро наблюдались положительные темпы роста ВВП - соответственно 0,4% и 0,1%. Однако, несмотря на общие позитивные результаты, в некоторых странах (прежде всего в Греции) сохраняется критическое положение, что может привести к новому этапу кризиса экономики зоны евро, на этот раз бюджетному и политическому. Подъем экономики в зоне евро был связан в основном с динамикой запасов и внешней торговли, вклад которых в экономический рост во второй половине 2009 г. составил соответственно 0,5 и 0,3 процентных пункта (пп). В то же время внутренний спрос снизился на 0,1% в третьем и на 0,2% в четвертом квартале 2009 г., несмотря на бюджетную политику, направленную на поддержание спроса. Экономические условия и неопределенные перспективы заставляют домашние хозяйства больше сберегать в ущерб текущему потреблению: коэффициент сбережений достиг 15,7% валового располагаемого дохода (revenu disponible brut, RDB) домашних хозяйств.
Внешняя торговля стала фактором, поддерживающим экономический рост в Германии, Нидерландах, Бельгии и Австрии. Во Франции, Италии и Португалии таким фактором стало уменьшение запасов. В других странах, особенно в Греции, Испании и Ирландии, рецессия сохраняется. В Греции экономический кризис перерос в глубокий бюджетный кризис, поскольку дефицит госбюджета достиг в 2009 г. 12,7% ВВП. Отражением этого нового кризиса является повышение премии за риск, связанный с государственным долгом.
Несмотря на некоторое оживление экономики во второй половине 2009 г., в целом в зоне евро темпы роста ВВП составили -4% против 0,5% в 2008 г. Снижение инвестиций составило 11%, экспорта - 13,2 и импорта - 11,8%. Уровень безработицы продолжал повышаться, достигнув до конца 2009 г. в среднем по зоне евро 9,9%, в том числе в Испании почти 19%.
Еще одним элементом сохранения кризиса является положение с государственными финансами. Под влиянием планов подъема экономики дефициты государственных бюджетов значительно возросли, способствуя развязыванию спекуляций на способности
государств погасить свои долги. Первой жертвой подобных обстоятельств стала Греция, что, вероятно, вызовет перераспределение финансовых активов в рамках зоны евро. Дело в том, что инвесторы, особенно институциональные, стремясь сохранить свои позиции, будут уступать рискованные активы, получившие более низкие рейтинговые оценки, и приобретать более надежные активы. Греческий кризис обнаружил слабость европейской финансовой конструкции, не позволяющей странам зоны евро быстро находить решения, чтобы избежать спекуляций на государственном долге. Быстрый рост бюджетных дефицитов Греции, Испании, Португалии и Ирландии показал устаревание и особенно бессилие Пакта стабильности и роста перед лицом спекуляций на госдолге. Действительный риск заключается не в суверенном дефолте, а в чрезмерном росте издержек финансирования в отдельных странах зоны евро. Сегодня остро стоит вопрос о координации политики урегулирования бюджетных дефицитов, а Европейская комиссия требует от стран-членов соблюдения Пакта стабильности и роста, приглашая их уточнить меры по возврату к равновесию государственных финансов. Эти меры будут оказывать влияние на результаты экономического развития в 2010 г. и особенно в 2011 г.
Хотя в целом в зоне евро в 2010-2011 гг. темпы роста ВВП будут положительными, ситуация в разных странах будет неодинаковой. Инвестиции будут отставать из-за наличия неиспользованных производственных мощностей. Валовые вложения в основной капитал (Formation brute de capital fixe, FBCF) будут снижаться, например, во Франции в первой половине 2010 г. на 4,9% (табл.).
Динамика потребления. После увеличения в 2008 г. на 0,4% потребление домашних хозяйств в зоне евро снизилось в 2009 г. на 1%; в 2010 г. прогнозируется рост на 0,3% и в 2011 г. - на 1%. За этими средними показателями скрываются существенные различия по странам зоны евро. Если во Франции и Австрии потребление даже в условиях кризиса росло, то в Испании, Италии, Греции и Бельгии оно снизилось.
Инвестиции предприятий. 2009 г. стал «черным годом» для инвестиций: в 2009 г. объем инвестиций в зоне евро снизился почти на 11%, что объяснялось низким уровнем частного потребления, снизившегося на 1%, а также падением внешней торговли на 13,2%. Производственные инвестиции снизились в 2009 г. на
13,6%. В целом стабилизация объема инвестиций возможна не ранее 2011 г.
Таблица
Темпы изменения основных показателей экономического развития зоны евро в 2008-2011 гг. (в %)
Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
ВВП 0,5 -4,0 0,9 1,6
ВВП на душу населения 0,5 -4,2 0,8 1,4
Потребление домашних хозяйств 0,4 -1,0 0,3 1,0
Государственное потребление 2,0 2,2 0,9 0,7
Валовые вложения в основной капитал -0,7 -11,0 -2,2 1,5
Экспорт товаров и услуг 0,8 -13,2 5,9 5,8
Импорт товаров и услуг 0,9 -11,8 4Ю3 5Ю1
Потребительские цены 3,3 0,3 1,1 1,5
Уровень безработицы 7,6 0,4 10,2 10,3
Сальдо текущих операций, ВВП -1,5 -0,6 -0,4 -0,1
Сальдо госбюджета, ВВП -1,9 -6,2 -6,4 -5,5
Безработица продолжает расти. Уровень безработицы в зоне евро повысился с 7,2% активного населения в первом квартале 2008 г. до 9,9% на конец 2009 г., или на 2,7 пп. За два последних года численность безработных увеличилась на 4,4 млн. человек. Более половины этого прироста приходится на долю Испании, на долю Франции пришлось 650 тыс. новых безработных и на долю Италии - 600 тыс. По прогнозу авторов, безработица будет расти до конца 2010 г., превысив впервые с 1998 г. уровень в 10% и достигнув 10,4%. В течение 2011 г. ее уровень начнет постепенно снижаться. Среди ведущих стран зоны евро Германия станет исключением: в конце 2009 г. уровень безработицы составил 7,5%. Введенный в стране механизм государственного субсидирования частичной занятости (вместо увольнения) позволил в 2009 г. сохранить 1,2 млн. рабочих мест. Механизмом воспользовались 1,1 млн. человек, однако в 2010 г. этот показатель начнет снижаться, и снижение продолжится в 2011 г. Во Франции уровень безработицы, составлявший в конце 2009 г. 10%, до конца 2010 г. увеличится до 11%, а затем стабилизируется на этом уровне.
Риск дефляции в зоне евро. Ожидается более или менее продолжительный период дезинфляции или дефляции в зоне евро.
С октября 2008 г. цены снижаются. В кратко- и среднесрочный период эта тенденция сохранится, поскольку макроэкономическое положение не улучшается. По прогнозам безработица продолжает расти, уровень сбережений повышается, норма использования производственных мощностей снижается, что тормозит подъем производительных инвестиций. Прогнозы развития инфляции до конца 2011 г. в ведущих странах зоны евро различны. Так, Франция -единственная страна, в которой будет короткий период дефляции, связанный с высоким уровнем безработицы. В 2011 г. в связи со стабилизацией уровня безработицы стабилизируется и уровень инфляции.
Внешняя торговля. На внешнюю торговлю зоны евро повлияло падение объема мировой торговли в 2009 г. Объем экспорта товаров и услуг из зоны евро в 2009 г. снизился на 13,2%, а импорта - на 11,8%. При этом внешнеторговый обмен в рамках зоны евро уменьшился на 15,6%, а обмен со странами вне зоны евро - на 19,3%. В наибольшей степени внешнеторговый обмен снизился в Финляндии - на 30%. Среди ведущих стран зоны евро Германия испытала наибольшие потери от падения мировой торговли. Ее экспорт снизился на 14,2% и импорт - на 8,9%. Это снижение явилось главной причиной спада в экономике Германии на 4,9%.
С начала финансового кризиса волатильность обменного курса евро значительно возросла. С июля по ноябрь 2008 г. евро обесценился на 19%, потом до декабря 2009 г. его курс повысился на 20%, а затем снова стал падать, в основном под влиянием обострения бюджетного кризиса в Греции и трудностей, связанных с поисками разрешения бюджетного кризиса в странах - членах зоны евро. Хотя падение курса евро не может не вызывать сожаления, следует признать, что оно позволит странам зоны евро восстановить свои доли на внешних рынках, которые они утратили в последние годы. Однако влияние изменений курса евро на положение отдельных стран различно, поскольку роль внешнеторгового оборота в их экономическом развитии неодинакова. Эффект внешней торговли на экономический рост будет благоприятным в Германии, Италии и Испании и нейтральным во Франции.
Л.А. Зубченко