Научная статья на тему '2011.03.019. АНТОНЕН С. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СУДЬБА ГРЕЦИИ ПРЕДСКАЗУЕМЫМ СЦЕНАРИЕМ? ANTONIN С. LA FATALITé GRECQUE: UN SCЕNARIO PRЕVISIBLE? // LETTRE DE L'OFCE. - P., 2010. - N 323. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.OFCE. SCIENCES-PO.FR/PDF/LETTRES/323.PDF'

2011.03.019. АНТОНЕН С. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СУДЬБА ГРЕЦИИ ПРЕДСКАЗУЕМЫМ СЦЕНАРИЕМ? ANTONIN С. LA FATALITé GRECQUE: UN SCЕNARIO PRЕVISIBLE? // LETTRE DE L'OFCE. - P., 2010. - N 323. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.OFCE. SCIENCES-PO.FR/PDF/LETTRES/323.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011.03.019. АНТОНЕН С. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СУДЬБА ГРЕЦИИ ПРЕДСКАЗУЕМЫМ СЦЕНАРИЕМ? ANTONIN С. LA FATALITé GRECQUE: UN SCЕNARIO PRЕVISIBLE? // LETTRE DE L'OFCE. - P., 2010. - N 323. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.OFCE. SCIENCES-PO.FR/PDF/LETTRES/323.PDF»

- возможность получать информацию об операциях за день, неделю, месяц и т.д.;

- подготовка статистических отчетов за короткие или длительные периоды времени (например, по запросу Евросистемы);

- обеспечение доступа к детальной информации о функционировании системы, а также к показателям, характеризующим результаты ее деятельности и связанные с нею риски (риски ликвидности и операционные риски).

ТАРГЕТ 2 является важным фактором функционирования интегрированного денежного рынка в зоне евро, условием проведения эффективной денежно-кредитной политики Евросистемы, включающей Европейский центральный банк (ЕЦБ) и центральные банки стран зоны евро. В настоящее время в системе ТАРГЕТ 2 участвуют 4400 коммерческих банков и 22 центральных банка, которые осуществляют через эту систему платежи на свой счет и на счета своих клиентов. Если учесть все отделения и филиалы банков, участвующих в системе ТАРГЕТ 2, то получится, что более 50 тыс. банков имеют доступ к этой платежной системе.

Доля ТАРГЕТ 2 на рынке крупных платежей в евро составляет 60% по численности платежных операций и 90% по стоимости. Средняя доля межбанковских платежей составляет 44% по численности операций в системе ТАРГЕТ и 94% по стоимости. Высокий уровень указанных долей свидетельствует о заинтересованности банков в использовании системы ТАРГЕТ 2, особенно в периоды финансовых потрясений. Средний размер межбанковского платежа в системе ТАРГЕТ 2 составляет 14,5 млн. евро, а платежа клиента -0,7 млн. евро. 67% платежей осуществлялось на сумму менее 50 тыс. евро, а 11% - на сумму более 1 млн. евро. В среднем 282 платежные операции в день осуществлялись на сумму более 1 млрд. евро.

Л.А. Зубченко

2011.03.019. АНТОНЕН С. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СУДЬБА ГРЕЦИИ ПРЕДСКАЗУЕМЫМ СЦЕНАРИЕМ?

ANTONIN С. La fatalité grecque: un sœnario previsible? // Lettre de l'OFCE. - P., 2010. - N 323. - Mode of access: http://www.ofce. sciences-po.fr/pdf/lettres/323.pdf

В статье экономиста, сотрудницы Департамента анализа и прогнозирования Французской обсерватории экономической

конъюнктуры (OFCE), отмечается, что с конца 2009 г. Греция находится в состоянии постоянных потрясений. Спасенная от дефолта платежей совместными действиями МВФ и ЕС страна не смогла вернуть доверие финансовых рынков. Греческий кризис, явившийся непосредственным следствием деградации государственных финансов, был усилен действием еще двух факторов: финансовой спекуляцией и отсутствием единства в рамках зоны евро. Греция воспользовалась высокими темпами роста в 2000-е годы, превышавшими 4% в год, и низким уровнем процентных ставок, связанным с ее принадлежностью к зоне евро, для того чтобы значительно увеличить государственные расходы на здравоохранение, социальное обеспечение, образование и охрану общественного порядка. Эта «финансовая манна» привела к торможению структурной и налоговой реформ, которые позволили бы сохранить устойчивость финансовой системы даже в условиях роста государственного и торгового дефицита. Через два года после начала нынешнего финансового кризиса в стране началась рецессия и остро встал вопрос об устойчивости финансовой системы.

Последствия кризиса мало радуют: 2010 г. характеризуется не только углублением рецессии, но и ростом безработицы, снижением потребления и инвестиций, резким сокращением государственных расходов и увеличением налогов. Греческий кризис демонстрирует необходимость реформирования бюджетной политики в зоне евро.

Премьер-министр Греции Г. Папандреу заявил, что его предшественник скрыл истинные данные о дефиците, который в

2009 г. составил 12,7% ВВП вместо объявленных ранее 6%. На эту информацию среагировали спекулянты и рейтинговые агентства, которые в декабре 2009 г. понизили суверенный рейтинг Греции: Fitch, а затем Standard a. Poor's снизили оценку с А- до ВВВ+, Moody's снизил оценку с А1 до А2. Такая совместная реакция рейтинговых агентств привела к тому, что только за один месяц январь

2010 г. процентная ставка по 10-летним греческим облигациям возросла на 100 базисных пунктов (на 1 процентный пункт), составив 7%.

Под давлением европейских партнеров греческие власти приняли 14 января 2010 г. план оздоровления государственных финансов, предусматривавший возврат в 2012 г. государственного

дефицита на уровень, установленный действующим в ЕС Пактом стабильности и роста. Этот план предусматривал увеличение доходов почти на 7 млрд. евро за счет интенсификации борьбы с уклонением от уплаты налогов, введения налога на крупные состояния и приватизации.

Снижение расходов на 3,6 млрд. евро должно обеспечиваться главным образом за счет таких факторов, как замораживание высоких доходов госчиновников, ограничение их найма и т.д. Поскольку Совет управляющих Европейского центрального банка (ЕЦБ) не одобрил этот план, 3 февраля 2010 г. была опубликована вторая бюджетно-налоговая программа, где правительство расширило замораживание заработной платы госчиновникам, получающим менее 2 тыс. евро в месяц, возраст выхода на пенсию повышался до 63 лет, увеличивались налоги на горючее.

В начале марта 2010 г. были объявлены дополнительные меры на общую сумму в 4,8 млрд. евро: были повышены налоги, в частности налог на добавленную стоимость НДС, с 19 до 21%; сборы на алкоголь, табак и горючее, а также налог на доходы, превышающие 100 тыс. евро. Предусматривались также снижение на 10% зарплаты госчиновников и замораживание пенсий в 2010 г.

11 апреля 2010 г., когда суверенный рейтинг Греции был снова снижен, Еврогруппа выдвинула план помощи, по которому Греция, у которой процентные ставки по государственным облигациям стали очень высокими, могла бы получить заем по «преференциальным» ставкам в 5% на сумму в 45 млрд. евро. План оказался запоздалым и был, по сути, отвергнут из-за разногласий между странами ЕС, в частности между Францией и Германией.

2 мая 2010 г. было решено предоставить Греции 110 млрд. евро, в том числе 80 млрд. должно поступить от стран зоны евро и 30 млрд. - от МВФ.

10 мая 2010 г. по согласованию с МВФ было принято решение о плане помощи странам зоны евро, которые столкнутся с угрозой финансового кризиса. План предусматривает расходы на сумму в 750 млрд. евро, из которых 60 млрд. поступит из ЕЦБ, 440 млрд. - от стран зоны евро и 250 млрд. - в форме займов МВФ. ЕЦБ сделал еще один жест, решив вмешаться на рынок государственных долгов, приобретая государственные облигации, что, в частности, будет способствовать снижению процентных ставок по

10-летним греческим облигациям более чем на 400 базисных пунктов. Этим масштабным акциям, однако, не удалось успокоить финансовые рынки: в июне 2010 г. рейтинговое агентство Moody's вновь понизило суверенный рейтинг Греции.

Глубокие причины греческого кризиса связаны с диспропорциями в системе государственных финансов. В 1998 г., когда создавался Валютный союз ЕС, Греция не соблюдала ряд критериев конвергенции, предусмотренных Маастрихтским договором. В марте 2001 г. Греция вошла в состав зоны евро, хотя некоторые ее показатели не соответствовали критериям конвергенции. В 2000-2007 гг. отношение бюджетных доходов к ВВП уменьшилось на 2,25 процентных пунктов. Это объясняется действием таких факторов, как недостаточная борьба с уклонением от уплаты налогов и с «теневой» (нелегальной) экономикой, масштабы которой составляют 25% ВВП против 14% в среднем по всем странам ОЭСР.

В Греции проводилась стратегия, направленная на поддержание системы социального обеспечения и проведение политики повышения заработной платы, что в отсутствие структурных реформ привело к «бюджетной сверхтерпимости» («laxisme budgеtaire»). Проявлением этого, в частности, являются пенсионная политика и рост расходов на государственное управление. Следствием нарушения равновесия между бюджетными доходами и расходами явился бюджетный дефицит, который в 2009 г. достиг 13,5% ВВП. В ходе нынешнего кризиса темпы роста греческого ВВП снизились с 4,5% в 2007 г. до 2% в 2008 г. и до (-2%) в 2009 г.

Настоятельная потребность в снижении государственного долга в условиях низкой нормы внутренних сбережений (5% ВВП в 2009 г.), а также финансирование долга за счет средств, получаемых на финансовых рынках, создают для Греции риск нехватки ликвидности. Это обусловливает необходимость снижения государственной задолженности, которая в странах зоны евро продолжает расти (табл.).

Хотя Греция получила займы от Европейской комиссии, ЕЦБ и МВФ под 5% годовых, рецессия сохраняется в 2010 г. и продолжится в 2011 г., когда ВВП, по прогнозам ЕЦБ, уменьшится на 2,5%. Из-за курса на жесткую экономию растет уровень безработицы (в мае 2010 г. он составил 12 против 8,5% в мае 2009 г.), что оз-

начает снижение доходов домашних хозяйств, что, в свою очередь, приводит к уменьшению налоговых сборов. Кроме того, относительно низкий уровень конкурентоспособности греческой экономики не позволяет внешней торговле внести вклад в повышение темпов экономического роста.

Таблица

Отношение государственного долга к ВВП (в %)

Страны Отношение госдолга к ВВП в 2009 г. Отношение процентов по долгу к ВВП в 2010 г. Темпы роста ВВП в 2010 г. Отношение госдолга к ВВП в 2010 г.

Германия 73,2 3,4 1,9 77,5

Испания 53,2 3,3 -0,2 63,9

Франция 77,6 2,8 1,7 84,3

Греция 115,1 4,5 -3,8 127,9

Ирландия 64,0 3,8 -0,7 75,8

Италия 115,8 4,0 1,1 119,7

Португалия 76,8 3,9 1,0 83,3

Чтобы выполнить свое обязательство по снижению отношения дефицита государственного бюджнта к ВВП с 13,5% в 2009 г. до 8,1% в конце 2010 г., правительство Греции может использовать бюджетные рычаги, т. е. радикально увеличить доходы или снизить расходы бюджета. Благодаря реализации экономической программы греческого правительства и совместным мерам Еврокомиссии, ЕЦБ и МВФ в первом полугодии 2010 г. дефицит государственного бюджета составил 11,4 млрд. евро против 19,7 млрд. евро в первой половине 2009 г., т.е. снизился на 40%.

Восстановление устойчивости системы государственных финансов Греции невозможно без одновременной перестройки бюджетной политики ЕС. Греческий кризис показал, что критерии конвергенции, установленные в Пакте стабильности и роста (ПСР), оказались недостаточными для проведения надежной бюджетной политики. Отсутствие в рамках зоны евро механизмов солидарности показало границы ПСР в условиях ухудшения состояния государственных финансов. Для преодоления этого недостатка предлагаются различные меры, в том числе создание надзорного

бюджетного органа. В то же время никто не предлагает изменить сам пакт.

Однако, как показал греческий кризис, независимость государственного бюджета является обманом.

С одной стороны, страны зоны евро взаимосвязаны и взаимозависимы. По данным Банка международных расчетов, требования иностранных банков к Греции составляют 177 млрд. евро, из которых 141 млрд., или 80%, принадлежат европейским банкам, в том числе 42% - французским и 25% - немецким банкам. Подобное переплетение капиталов в рамках зоны евро означает, что банкротство одной страны немедленно скажется на финансовом положении других стран.

С другой стороны, страны зоны евро используют единую валюту. Отсутствие доверия к способности Греции управлять кризисом вызвало обесценение евро, что оказало влияние на все страны этой зоны.

Другой недостаток ПСР заключается в том, что он не учитывает циклических эффектов экономической деятельности. В период замедления экономики соблюдение требований ПСР может оказать проциклический эффект. Между тем следовало бы ввести правило о достижении равновесия госбюджета в период быстрого экономического роста, т.е. в верхней фазе цикла, и о разрешении проводить антициклические бюджетные акции в период рецессии или вялого экономического роста. При этом границы бюджетного дефицита должны устанавливаться не на каждый год, а на весь экономический цикл.

Еще один недостаток ПСР связан с тем, что все указанные в нем показатели относятся ко всем странам зоны евро, хотя понятие бюджетной устойчивости в разных странах различно. ПСР не учитывает межстрановых различий в темпах экономического роста, объемах госдолга, процентных ставках и т.д. Не учитываются и такие особенности стран, как доля государственных инвестиций и потенциальные темпы будущего роста.

Прежде чем пытаться спасти ПСР, следовало бы создать европейский бюджетный орган, главной задачей которого должна быть координация национальных бюджетных планов, как это предлагает ЕЦБ.

Л.А. Зубченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.